Краткая история DTF в картинках

Как менялся сайт на протяжении 20 лет.

25 мая 2019 года бренду The Daily Telefrag исполнилось 20 лет. За годы своего существования DTF проделал путь от сайта поклонников серии Quake до крупной платформы, на базе которой обсуждают игровую индустрию, кино и различные технологии. Изменилось не только оформление, но и контент, команда, позиционирование бренда — это теперь совсем другой сайт. Но историю будет полезно знать.

Мы уже пообщались с основателями старого DTF — Александром Фёдоровым и Михаилом Фёдоровым (не братья). Они поведали полную историю ресурса, а мы рассказываем её сокращённую — с иллюстрациями.

Краткая история DTF в картинках

Блог про Quake и рождение DTF

DTF был придуман тремя людьми: Михаилом Фёдоровым, Александром Фёдоровым и Алексеем Васильевым. Все трое увлекались игровой серией Quake, состояли в первом российском Quake-клане и вели собственные блоги. В конце 90-х они ещё назывались «домашними страничками».

Предтечей DTF был сайт Михаила Фёдорова — quake.spb.ru. Маленький коллектив постоянных авторов публиковал на нём посты, связанные с известной серией шутеров от id Software. Сайт был очень популярен и продолжительное время занимал седьмое место в Топ-100 «Рамблера» в тематике «Развлечения».

Чуть позже на Quake SPB начали публиковать новости киберспорта, игровой индустрии и рассказы о первых отечественных играх. Самое поразительное, что сайт до сих пор функционирует и отображает архивированную версию от 11 января 1999 года.

Главная страница сайта Фёдорова
Главная страница сайта Фёдорова

Одним из постоянных авторов Quake SPB был небезызвестный Дмитрий «Гоблин» Пучков. В конце 90-х он активно играл в Quake и регулярно писал собственные рецензии и новостные заметки о компьютерных играх. В те годы Гоблин неоднократно публиковался в игровых журналах «Страна Игр» и «Навигатор Игрового Мира».

Восторженные впечатления Гоблина от Thief: The Dark Project
Восторженные впечатления Гоблина от Thief: The Dark Project

Но нужно было двигаться дальше. Мысль о создании крупного новостного сайта появилась у авторов ещё в конце 1998 года. Александр Фёдоров, Михаил Фёдоров и Алексей Васильев несколько раз собирались вместе, но долго не могли придумать хорошее название для своего проекта. Создатели рассматривали будущий сайт как электронную газету для игроков, а значит и название должно было напоминать печатное издание.

Вдохновение вновь пришло со стороны любительской странички про Quake. Перебрав все мировые издания, авторы остановились на британской ежедневной газете The Daily Telegraph. Последнее слово в названии изменили на созвучный игровой термин Telefrag — распространённый вид убийства в мультиплеере Quake, когда игрок телепортируется в ту точку карты, где в данный момент стоит другой участник матча.

Один из первых логотипов сайта
Один из первых логотипов сайта

Михаил Фёдоров искал авторов, а Александр Фёдоров и Алексей Васильев корпели над движком сайта и дизайном. Работа над созданием первой версии заняла примерно полгода. Страничку про Quake заморозили и временно закрыли, поставив на её место сообщение, в котором предлагалось пройти на некий Daily Telefrag. Именно поэтому первые посетители только что основанного DTF состояли из завсегдатаев Quake SPB.

«Этот сайт скоро потрясёт планету... А теперь пройдите на Daily Telefrag» — заглушка на сайте Михаила
«Этот сайт скоро потрясёт планету... А теперь пройдите на Daily Telefrag» — заглушка на сайте Михаила

От конкурента AG до ресурса про геймдев

Официальная дата запуска — 25 мая 1999 года. При входе на DTF посетителя встречал маскот сайта — Прометей. Он предлагал выбрать английскую или русскую версию портала. Спустя год от этой идеи отказались, ведь сайт почти не посещали с зарубежных IP.

Все доходы уходили на оплату авторских гонораров — сами основатели денег почти не получали. Офис снимали у знакомых, налоги не платили, так как фирма не была юридически оформлена. В те годы это было нормальной практикой.

«Предбанник» сайта
«Предбанник» сайта

Первая версия DTF выглядела точь-в-точь как газета — с полной стилизацией и вёрсткой под печатное издание. Идея была инновационной для тех лет, но нежизнеспособной. Весь дизайн с нуля переделали уже через полгода после запуска проекта. Примерно в это же время DTF покинул Алексей Васильев. Сработаться не получилось.

В первой версии сайта была собственная база игр с обзорами, файловым хранилищем и обширной подборкой чит-кодов как для старых, так и для новых тайтлов. По факту DTF позиционировали как главного конкурента популярного тогда игрового ресурса Absolute Games.

Так выглядел DTF в 2000-м. Здесь и далее: скриншоты сайта сделаны в веб-архиве, поэтому отображаются не все картинки
Так выглядел DTF в 2000-м. Здесь и далее: скриншоты сайта сделаны в веб-архиве, поэтому отображаются не все картинки

У блога Дмитрия Пучкова появился собственный подсайт — goblin.dtf.ru или «Tynu40k Goblina». К 2001 году популярность Пучкова сильно выросла благодаря юмористическим закадровым переводам фильмов с нецензурной лексикой. Он покинул DTF и переехал на персональный сайт oper.ru.

Уже в 2001 году стало понятно, что конкурентная борьба с AG безнадёжно проиграна. Бесперспективно быть сайтом для обычных игроков, да и сильных изданий на рынке было достаточно. Упор на качественные текстовые материалы оказался невостребованным. Получилась непростая ситуация: нужно было либо развиваться дальше, либо бросать проект.

Команда DTF решила сделать то, что никто ещё не сделал в России — запустить портал, посвящённый игровой индустрии. На тот момент в рунете не было сайта, который сумел бы объединить разрозненное сообщество российских разработчиков. Ниша совсем пустовала. Идею для ребрендинга DTF подсказал Юрий Мирошников, руководитель отдела разработки и издательства компьютерных игр в компании 1C.

Промежуточный облик сайта в 2001 году
Промежуточный облик сайта в 2001 году

Создатели видели в DTF главную площадку для обмена опытом, делового общения и поиска партнёров в зарождающейся российской индустрии.

Всего за несколько месяцев DTF переориентировался с развлекательного новостного портала в главный gamedev-ресурс страны. Опыт и вдохновение черпали из зарубежного сайта Gamasutra, уважаемого у игровых разработчиков второй половины 90-х и начала нулевых.

Обновлённый DTF был разделён на три основных блока — «статьи», «новости» и «авторские колонки». На регулярной основе там публиковались дневники разработчиков, интервью и аналитические колонки. Весь контент о российской игровой индустрии вывели на подсайт biz.dtf.ru.

Позднее появился ресурс Gamedev.ru, но конкуренции с ним не было. Оба сайта дополняли друг друга, сотрудничали, и в будущем даже сложилось чёткое разделение: Gamedev.ru — для энтузиастов и новичков, а DTF — для профессиональных разработчиков и руководителей студий.

DTF в мае 2002 года
DTF в мае 2002 года

В 2002 году дизайн сайта наконец-то довели до ума — облик прижился и оставался неизменным на протяжении четырёх лет. В этом же году раздел про российскую игровую индустрию переехал на подсайт dev.dtf.ru. К 2006 году он слился с основным сайтом.

Тем не менее, у геймдев-раздела ещё в 2002 году была репутация «закрытой тусовки», куда можно было попасть только по приглашению или просьбе работодателя.

Геймдев-раздел DTF до слияния с основным сайтом
Геймдев-раздел DTF до слияния с основным сайтом

Немаловажную роль в формировании нового DTF играли авторские колонки, в которых руководители, редакторы и постоянные авторы сайта высказывались на острые темы. Так, например, у Александра Фёдорова в 2002 году появился известный пост про негативное отношение к консолям в России и их неофициальное распространение на местном рынке.

Авторский пост Александра Фёдорова
Авторский пост Александра Фёдорова

К 2003 году DTF заработал определённую репутацию среди издателей и разработчиков компьютерных игр — если раньше новости разделялись на индустриальные и обычные, то теперь они касались только индустрии. С сайта также исчезли ненужные рудименты времён противостояния с AG вроде того же раздела чит-кодов. Сначала его вывели на подсайт cheats.dtf.ru, а через какое-то время прекратили обновлять и закрыли.

Подсайт с читами
Подсайт с читами

КРИ и «Сталинград»

2003 год стал для сайта переломным. Редколлегия dev.dtf.ru провела первую международную «Конференцию Разработчиков Игр» (КРИ). Она прошла в МГУ и привлекла примерно 40 компаний из России — общее количество посетителей составило около 1500 человек.

Спустя несколько лет у КРИ сложилась репутация мероприятия, на котором должен присутствовать любой уважающий себя российский разработчик. Каждый день там проводились различные лекции, круглые столы и семинары. Многие рассматривали это как место, где можно завести новые знакомства и повысить свою квалификацию. За два года количество участвующих компаний увеличилось с 40 до 200, а местом проведения надолго стала московская гостиница «Космос».

Статья про позитивные итоги КРИ 2003
Статья про позитивные итоги КРИ 2003

Одновременно с первой КРИ было открыто игровое подразделение сайта — DTF Games. Дебютным и одновременно последним проектом новоиспечённой студии стала стратегия «Сталинград». Её разрабатывали на модифицированном движке известной российской игры «Блицкриг» от Nival Interactive. Издателем выступал старый друг DTF — компания 1С.

У DTF Games была очень важная цель — создать идеальную реконструкцию реальных сражений Великой отечественной войны. То, что мало кто делал в жанре. В первую очередь, разработчики ориентировались на историческую достоверность, а доработка движка и улучшение графики — отошли на второй план.

Трейлер «Сталинград»

«Сталинград» собрал хорошие оценки от критиков, а продажи полностью удовлетворили издателя. Вскоре DTF Games заключила контракт на следующую игру для издательства 1С, но разработку отменили. Проект попал в «производственный ад», не смог из него выбраться и был отменён в 2008 году — тогда в индустрии начался кризис. Что же до «Сталинграда», то игра до сих пор есть в Steam.

Золотые годы

В середине нулевых старый DTF достиг пика своего развития: обзавёлся финальным вариантом дизайна и множеством полезных сервисов. Сайт окончательно превратился в основной ресурс по поиску работы в российской игровой индустрии. Каждый разработчик мог принести туда резюме, а работодатель — открыть вакансию в собственной компании. На DTF найти подходящую работу было надёжнее и проще, чем на специализированных сайтах вроде тех же HeadHunter или SuperJob.

DTF в 2007 году
DTF в 2007 году

Дошло до того, что при устройстве на новое место работодатель требовал показать личную анкету с портфолио на DTF. Это было не просто правило хорошего тона, но и чуть ли не главное условие: нужно обязательно зарегистрироваться на DTF, чтобы быть «своим» в индустрии. Каждая игровая компания стремилась создать профиль на сайте.

Также появился раздел для личных блогов, активно развивался форум. Две главные заповеди форума старого DTF для новых пользователей: «если можешь не писать на форум, то не пиши» и «никогда не пиши, что проект, который ты разрабатываешь — это ММОРПГ со вселенной в духе Fallout».

Форум DTF
Форум DTF

По словам Александра Фёдорова, на форум часто заходили всезнайки с большими амбициями, которые совсем не смыслили в разработке игр, но имели мнение и непременно хотели создать сногсшибательный проект «в духе Fallout». 12 лет назад подобное считалось жутким моветоном, и как показала история — достойных отечественных игр в духе культовой RPG почти и не вышло (исключением разве что можно считать «Санитары подземелий», но с натяжкой). Так что на форуме DTF была «своя атмосфера», мемы и специфические темы для обсуждения.

Вомгла — забытый мем старого DTF

Закрытие КРИ и заморозка сайта

В 2006 году оргкомитет КРИ организовал первый «ИгроМир». Выставка была очень успешной и привлекла больше 25 тысяч человек. С годами количество посетителей и участвующих компаний росло, а её площадь постоянно расширялась. Через несколько лет мероприятие начало приносить хорошую прибыль.

Логотипы выставки и конференции
Логотипы выставки и конференции

К сожалению, о конференции КРИ того же сказать было нельзя. К 2014 году российская индустрия заняла прочную нишу, исчез былой азарт и потребность в публичных лекциях и семинарах. Теперь их проводили отдельно от КРИ, да и многие функции конференции отлично выполнял «ИгроМир». Он же, можно сказать, и поглотил КРИ — последняя конференция прошла в 2014 году в рамках выставки.

DTF образца 2014 года
DTF образца 2014 года

Крупные проблемы начались и у DTF. От сайта хоть и была польза, но с каждым годом он приносил всё больше убытков. Александр Фёдоров пытался привлечь новых инвесторов, но никто не хотел вкладывать деньги в сомнительный перезапуск проекта. Свою роль здесь также сыграл валютный кризис в России и появление мелких ресурсов с посылом «мы сами себе DTF».

К 2012 году DTF имел дурную репутацию несовременного, «старпёрского» ресурса, который безвозвратно отстал от текущих веяний в индустрии. Посещаемость падала, большие статьи и дневники разработчиков появлялись всё реже и реже. Осенью 2014 года DTF был заморожен на неопределенное время. К счастью, архив статей старого сайта не удалён и до сих пор доступен всем желающим.

DTF за несколько месяцев до заморозки
DTF за несколько месяцев до заморозки

От перезапуска до сегодняшнего состояния

Конечно, историю современного DTF пока писать рано, но события последних двух лет всё же стоит зафиксировать.

Различные варианты логотипа
Различные варианты логотипа

Летом 2016 года Александр Фёдоров продал домен dtf.ru Леониду Сиротину (независимый разработчик, в прошлом бывший генпродюсер компании Game Insight) после того, как у вице-президента Cubic Games Сергея Бабаева и сооснователя ИД «Комитет» Влада Цыплухина родилась идея превратить рубрику «Рынок игр» на vc.ru в отдельное издание.

В первые месяцы работы сайт напоминал ранний DTF. На альфа-версии публиковались новости индустрии, материалы с vc.ru, интервью с российскими разработчиками и переводы зарубежных статей. На осень 2016-го уже был запланирован полноценный запуск издания, которое охватило бы сразу две аудитории — разработчиков и обычных игроков. Говоря профессиональным языком: b2b и b2c-сайт одновременно.

Альфа-версия DTF
Альфа-версия DTF

Затем к проекту присоединились сотрудники «Игромании», покинувшие издание в августе 2016 года. Главным редактором стал Вадим Елистратов, бывший шеф-редактор TJournal. Заместителем главного редактора — Олег Чимде. Они вдвоём строили и строят новую команду авторов большого DTF.

Осенью 2016 года сайт наконец перешёл в бету, для материалов про индустрию создали раздел PRO (позднее он был переименован в Gamedev), а основой для дизайна взяли доработанный вариант TJournal. Тогда же DTF приобрёл группу во «ВКонтакте», где публиковались скидки на игры в Steam.

В декабре 2016 года DTF начал рассказывать о кино, а в 2017 году активно расширял тематику. Установилась чёткая позиция, что новый DTF — это не СМИ, а разноформатное профессиональное медиа. Любой участник сообщества может публиковать свежие новости и писать собственные статьи в разделе «Блоги».

Бета-версия DTF осенью 2016 года
Бета-версия DTF осенью 2016 года

Сайт быстро развивался: в декабре 2017 года количество уникальных посетителей превысило миллион человек. За несколько месяцев до этого DTF вышел из беты.

Наконец, в мае 2018-го вышло очередное крупное обновление, благодаря которому структура всего DTF полностью поменялась. Появились специальные тематические подсайты, позволяющие настраивать показ контента на своё усмотрение. Например, если читателю надоели новости о PUBG, то теперь он может скрыть контент, отписавшись от соответствующего подсайта. А в 2019-м на DTF появилась возможность отписываться от определённых тегов и скрывать пользователей.

DTF в мае 2018 года
DTF в мае 2018 года

DTF продолжает развиваться, и мы будем дополнять этот материал по мере выхода значимых обновлений. Будем вместе писать историю DTF.

Если вы хорошо помните старый сайт, работали в редакции или у вас есть какие-нибудь ностальгические истории — поделитесь в комментариях.

629629
221 комментарий

Что я могу сказать про этот сайт? Он хорош. По всем фронтам. Я предпочитаю читать этот сайт по двум причинам. 1) Здесь пишут новости люди, обо ВСЁМ (Кроме музыки) 2) Здесь адекватные люди. Что меня очень сильно радует.
Спасибо DTF, что ты есть!

218
Ответить

обо ВСЁМ (Кроме музыки) Как раз не обо всём (иначе тут были бы политика, спорт, и т. п.), а только по своей тематике.
И русского рэпа нет — большой плюс по сравнению с Канобу. :-)

40
Ответить

Целое и цельное сообщество адекватов и заминусованых маргиналов)

33
Ответить

Может банально, но ко всему вышесказанному добавлю ДИЗАЙН. В первую очередь, я начал пользоваться сайтом именно из-за мега-ультра USER-FRIENDLY дизайна, а это очень и очень важно. Задалбывает заходить на некоторые сайты и искать "куданажать" чтобы что-то прочесть, а здесь всё четенько ^_^.
Ну и смайлы можно добавить, только совсем чуть-чуть и не слишком кричащие.

17
Ответить

Кстати, можете подсказать несколько качественных сайтов о музыке? Я не нашел ничего интересующего

1
Ответить

обо ВСЁМ (Кроме музыки)О музыке тоже только если из игр

Ответить

Насчёт комьюнити, бывают иногда тут сомнительные кадры, но всяко лучше , чем на Пикабу

Ответить