Чувство ностальгии: эпоха PSP

“В нашей семье будет новый ребенок,” — описывал бывший CEO Sony Computer Entertainment Inc. Кэн Кутараги пополнение в серии консолей и с улыбкой добавлял — “Это не PlayStation 3”. С такого незатейливого представления началась история нового витка в игровой продукции Sony и первого устройства, которое познакомило меня с миром игр.

Чувство ностальгии: эпоха PSP

У каждого есть гаджет, прибывший в жизнь уже в сознательном возрасте. С этим устройством человек повзрослел, прикипел к нему, как к настоящему другу, сопровождавшему его в самые разные моменты жизни. С ним связаны приятные, а, может, и не очень, воспоминания. Как бы то ни было, наверняка, читатель сможет окунуться в воспоминания и разделить со мной радость ностальгии по не такому уж далекому времени.

Речь пойдет о PlayStation Portable — портативной консоли от Sony, поставившей на уши родителей юных геймеров по всему миру. Что же произошло в мире буквально за ночь? Слово “хайп”, на мой взгляд, наиболее точно описывает прокатившуюся по всему миру волну внимания и предвосхищения, связанную с появлением портативной консоли.

История успеха

PSP была анонсирована на E3 2003 года, однако саму консоль приглашенным гостям не показали. Это породило множество догадок и предположений. Что же касается самой выставки — в то время E3 воспринималась, скорее, как большая презентация разных брендов для привлечения инвесторов, а не выставка готовых для публики продуктов. В 2003 году Sony действительно удалось привлечь большие мешки денег для нового “члена семьи”.

Так Кэн Кутараги в очередной раз доказал, что игровое подразделение в Sony создано не зря — хотя по отношению к нему компания была настроена скептически. Именно благодаря популярности и успеху грядущей портативной консоли компания впоследствии давала “зеленый свет” множеству смелых и неординарных для своего времени проектов.

Стенд PlayStation на той самой выставке E3 2003.
Стенд PlayStation на той самой выставке E3 2003.

Успех консоли и накал интереса к ней сразу после анонса объяснимы, достаточно просто послушать, что обещали на презентации: компактный размер (с тобой, где угодно), LCD дисплей с разрешением 480×272 и соотношением сторон 16:9, процессор с вычислительной мощностью почти вдвое больше PS2, функционал мультимедийного центра и новый универсальный формат дисков — UMD. Конечно, такое описание породило много концепций на тему внешнего вида консоли, ведь публике не терпелось если не потрогать, то хотя бы увидеть этого грядущего покорителя рынка портативных консолей.

Представление концептов внешнего вида портативной консоли породило множество вопросов, ведь на месте обещанного на презентации аналогового стика был обычный D-pad.
Представление концептов внешнего вида портативной консоли породило множество вопросов, ведь на месте обещанного на презентации аналогового стика был обычный D-pad.

Описание PSP звучало солидно и Sony действительно с вниманием подошла к техническому наполнению нового продукта, которому предстояло сражаться с уже вышедшими на рынок конкурентами. А конкуренты были достойные.

Стоит вспомнить, что начиная с 2001 года Nintendo доминировала в этом сегменте с её GameBoy Advance, успешным продолжателем классической линейки, однако Sony явно поставила цель изменить ситуацию и сместить лидера. Технические характеристики их творения, анонсированные на презентации, меняли правила игры и задавали новые стандарты.

По сравнению со своим конкурентом PSP стала настоящей революцией в портативном гейминге. В день релиза 12 декабря 2004 в Японии консоли расходились, как горячие пирожки. Их цена составляла тогда US$181 за базовую модель. Возможно, успех в Японии стал причиной того, что к началу продаж в Америке цена значительно выросла до US$249. Решение вызывало опасения, однако полмиллиона проданных устройств в первые два дня их быстро развеяли.

Немного об опыте

Чем же стала эта консоль для меня? Тут все просто — это было знакомство с миром игр. Не помню, при каких обстоятельствах консоль попала ко мне, однако в этот же день она отправилась на Горбушку, которая являлась Московским пиратским раем. Тут ей занялась компания ребят, так же увлеченных новыми веяниями в области игр.

Как и другим российским любителям гейминга, мне пришлось столкнуться с тем, что использовать игрушку можно было или покупая UMD диски, или сделав прошивку типа ChickHen. Первая опция была “официальная” и “мажорная”, ведь цена одного диска составляла около 1200 рублей. Прошивка ChickHen работала демократичнее — платишь 1000 один раз, а затем по 250 за игру.

Прошили консоль, а затем закачали первую пятерку игр, которые помнятся до сих пор — LocoRoco, Patapon, Crash of the Titans, Sims 2 и Petz: Dogz Family.

Чувство ностальгии: эпоха PSP

За этими играми было проведено множество долгих часов в дороге. Они побывали со мной в нескольких долгих путешествиях на поезде, самолете и во множестве стран. Они скрасили мне не одну скучную ночь. Не зря Sony позиционировали эту консоль, как идеальное и бескомпромиссное решение для игр вне дома — оно действительно являлось таковым для меня.

Чувство ностальгии: эпоха PSP

Несмотря на то, что в момент активного использования PSP о существовании такого магазина, как Steam, и вообще какого-либо рода гейминга мысли не закрадывалось, именно со знакомства с этими играми началась моя история в этом поле. Еще множество лет других игр у меня не было, однако знание того, что занятие это не чуждо мне, теплилось где-то и грело мечту заниматься созданием подобного.

Наше время

Взглянем на сегодняшнюю обстановку. Несомненно, нишу портативного гейминга занимает компания Nintendo, с вышедшими в 2017 году Nintendo Switch и позднее вышедшей бюджетной версией консоли — Nintendo Switch Lite. Стоит ли игра свеч сейчас для Sony так же, как это было в 2003 году? Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что фурор анонсу PSP был обеспечен её технической мощностью.

Чувство ностальгии: эпоха PSP

Для сравнения с текущим периодом обратимся к техническому оснащению нынешнего лидера рынка — несмотря на удачные опыты портирования современных известных тайтлов, как Diablo 3 от Blizzard, неудачные порты для Switch освещают техническое содержание консоли не в самом приятном виде. Вспомним текстуры, от которых хочется выколоть глаза в ARK: Survival Evolved, и постоянную подгрузку объектов в кадре, которая безнадежно бросается в глаза в The Outer Worlds. Быть может и сейчас есть место для нового конкурента на рынке.

А какие у вас воспоминания связаны с PSP — стала ли она для вас незаменимым другом в поездке? Ждете ли вы и сейчас достойный ответ Nintendo Switch от Sony?

За текст спасибо Лидии Зайнуллиной.

Мы в VK:

77 показов
9K9K открытий
11 репост
288 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Ррряяяя, Сони была лучше! Нинтендо не заслужили свой успех! Дайте псп 2!!!

Ответить

Вот-вот, сравнить консоль, для которой делали специальные ответления от серий и ту, где выпускают полноценные порты, хоть и урезанные по графону. Так и можно и с мобилками сравнить, там тоже нет проблем.

Ответить

Вот она, кузница кадров для российского геймдева, блядь. После таких текстов от студентов "Школы дизайна" становится понятно, что таким специалистам прямая дорога во всякие студии где клепают мобильный мусор для ведра и айоси. Про свитч это вообще караул. Хреновые порты не вина "технической" части консоли, а разработчиков у которых либо руки из жопы растут либо амбиций до потолка, но руки все равно из жопы. Вообще львиная доля заслуги в популярности PSP лежит на Rockstar Games, которая аккурат к релизу портативки выпустила свою Liberty City Stories. Консоль безусловно была хороша, особенно учитывая, что портативный 3д гейминг на тот момент был в диковинку, но как выяснилось позже технологии решают далеко не все и Nintendo DS обогнала PSP не только по количеству крутых игр (там вообще тотальный разьеб), но и по продажам.

Ответить

Интересно еще, что Свитч выставляется супер плохим с технической точки зрения, но сколько на той же PSP было игр, которые консоль еле вывозила и были дичайшие просадки фпс.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

тот кто такое пишет, ds и в руках не держал. даже если брать чисто  Rockstar Games, то на PSP вышло две GTA (LСS и VCS) , Manhunt 2, Warriors и Midnight Club, а на DS одна GTA CW, которую позже портировали на PSP. да, на DS есть хорошие игры, но их количество, как и качество, с зызой и рядом не стояло.
и я не сонибой, если что. 

Ответить