Command & Conquer, который мы потеряли

Размышления о вырождении серии С&C.

9 июня на E3 Electronic Arts анонсировали продолжение легендарной стратегии Command & Conquer — но для мобильных платформ. Показали одну игровую партию и рекламный трейлер с человеком, похожим на Кейна. На EA тут же обрушился шквал критики.

Превращение мрачного апокалиптического будущего в нечто цветастое и для мобильных устройств — отличный повод поразмышлять над тем, чем была для нас C&C двадцать лет назад, и почему в итоге она стала тем, чем стала.

Command & Conquer, который мы потеряли

Наследник Dune 2

Первая C&C 1995 года была идейным и геймплейным продолжателем легендарной Dune 2. Команда Westwood Studious хотела повторить этот успех, но при этом отойти от фантастического антуража и создать собственную более серьёзную вселенную.

Так родилась концепция тибериума — уникального минерала, занесенного на Землю метеоритом из далёкого космоса. Попав в почву планеты, он высасывал из неё все полезные ископаемые. А человеку оставалось лишь собирать и перерабатывать прорастающие тут и там зелёные кристаллы, словно тот же спайс на Арракисе.

Сейчас Tiberian Dawn кажется неказистой, но по сравнению с Dune 2 это был мощный рывок вперед как в плане графики, так и в плане механик
Сейчас Tiberian Dawn кажется неказистой, но по сравнению с Dune 2 это был мощный рывок вперед как в плане графики, так и в плане механик

Так Westwood Studious удалось перенести действие игры на Землю, сохранив базовые элементы геймплея, полюбившиеся игрокам Dune 2. Однако помимо механики игре требовался сюжет. Что за глобальный конфликт мог разразиться на Земле в конце XX века?

Советский Союз развалился, его «обломки» озабочены лишь борьбой за собственное выживание. Китай, несмотря на впечатляющий рост своей экономики, ещё не воспринимается как угроза существующему миропорядку.

Тогда сценаристы игры рассудили, что если «второго мира» больше не существует, вполне возможен конфликт между «первым» и «третьим» мирами. Наиболее развитые государства планеты образуют альянс Global Defense Initiative или GDI. А всевозможные неблагополучные сообщества Восточной Европы, Африки, Азии и Латинской Америки, где процветает бедность, голод и невежество, образуют питательную среду для псевдорелигиозного военизированного братства NOD.

Желтым цветом выделены территории GDI, красным — братства, синим — нейтральные
Желтым цветом выделены территории GDI, красным — братства, синим — нейтральные

Подобно великим домам в Dune 2 две фракции Command & Conquer сражаются за обладание территориями с новым ценным ресурсом. Ведь кто владеет тибериумом, владеет миром.

Стилистика первых игр серии была выдержана в мрачных тонах. В мире этого сурового будущего было место только войне. К тому же, как выясняется по ходу сюжета, тибериум не просто аккумулирует в себе ресурсы планеты. Он высасывает из неё саму жизнь, вызывая смерть или мутации у всех форм жизни, в том числе у человека.

Мрачная красноватая гамма стала фирменной чертой серии
Мрачная красноватая гамма стала фирменной чертой серии

Действие второй части игры — Tiberian Sun — происходит в 2030 году. За прошедшие 35 лет зелёный минерал распространился на все континенты, навсегда изменив облик нашей планеты.

Мутировавшая флора, мутировавшая фауна, мутировавшие люди, разрушенная экономика и инфраструктура, бесплодные серые пустоши. Всё это не где-то на далёкой планете, а прямо здесь, на Земле: в местах где, возможно, живут ваши знакомые, или куда вы ездили в отпуск. А посреди руин человеческой цивилизации две фракции ведут бесконечную войну за остатки ресурсов и обитаемых территорий.

«This morning — is the most glorious morning in the histoty of the Earth!»
«This morning — is the most glorious morning in the histoty of the Earth!»

Каждая миссия и каждая карта представляли из себя некий лабиринт. Игрок мог просто послать свои войска вперед на амбразуры, но хорошо укрепленный враг выкосил бы их за минуты. Поэтому приходилось искать обходные пути, захватывать дополнительные базы, коих на каждой карте обязательно было 2-3 штуки, и следить за добычей тибериума. Его месторождения хотя и восполнялись, но делали это крайне медленно. Так что спустив все деньги на неудачную атаку, можно было легко запороть миссию.

Атмосфера затянувшегося апокалипсиса, когда весь мир живёт по принципу «умри ты сегодня, а я завтра» создавала гнетущее, но очень притягательное настроение декаданса, которое не было свойственно ни одной другой игре. Фирменные видеовставки с живыми актёрами и в особенности Джо Куканом в роли харизматичного злодея Кейна, также добавляли серии эпичности, став её фирменной фишкой.

Начало конца и сумерки

В 2003 году Westwood Studious прекратила своё существование. Казалось, надежды фанатов на продолжение серии потерпели крах. Однако в 2007 году купившая права на серию Electronic Arts выпускает полноценную третью часть под названием Tiberium Wars.

К середине XXI века 30% территории Земли стали непригодны для проживания человека
К середине XXI века 30% территории Земли стали непригодны для проживания человека

Новые хозяева старались бережно обойтись с наследием оригинала. В игре нас ждала всё та же безальтернативная борьба за ресурсы, вырождающаяся планета и пафосные ролики с Кейном. Однако неизбежные эксперименты с формой и содержанием игры породили первые признаки упадка серии.

В первую очередь изменилась графика игры. По стандартам второй половины 2000-х она была довольно приятной на глаз, но это же создавало проблему. Местные юниты с красивыми округлыми очертаниями и высокой детализацией в мире тибериума казались примерно столь же уместны, как красный спортивный Bugatti на полях сражений Второй мировой.

Tiberium Wars
Tiberium Wars

Также плохо сказалась на игре новая третья фракция инопланетян-скриннов. Первые намеки на инопланетный след в тибериумной катастрофе появились ещё в Tiberian Sun. И хотя новая сторона конфликта логично дополняла сюжет, она разрушала атмосферу вселенского одиночества бьющейся в агонии Земли.

К тому же стала сказываться усталость игроков от повторения одних и тех же сюжетных ходов. От игры к игре вся суть конфликта заключалась в том, что Кейн, возникнув из ниоткуда, намеревается уничтожить своих врагов, захватив или построив какое-то супероружие. И в Tiberium Wars нам скармливали это сюжетное клише уже в третий раз.

Command & Conquer, который мы потеряли

Command & Conquer 4: Tiberian Twilight 2010 года стала в буквальном смысле сумерками серии. Эксперименты с геймплеем привели к тому, что некогда краеугольный камень C&C в виде строительства базы и сбора ресурсов был полностью пересмотрен.

Базы отныне стали полностью мобильными и состояли из единственного здания, производящего всю доступную линейку юнитов. А зелёный минерал и вовсе потерял своё практическое значение, превратившись просто в элемент сюжета. Задача игрока на поле боя — захватывать и удерживать определенные победные точки, как в каком-нибудь Warhammer: Dawn of War. Они приносят ресурсы, они же нужны для победы в битве.

Command & Conquer, который мы потеряли

Поиск обходных путей, сопровождение важного юнита, миссии без строительства, десанты в тыл… Всё прошлое разнообразие геймплея было принесено в жертву единственной тактике: развернул краулер, окопался, наплодил юнитов, захватил точку, передвинул краулер на новое место. Это работало как в мультиплеере, так и в одиночной игре. Летом того же года вышел Star Craft 2, который обошелся со своим наследием куда как более бережно. И это стало последним гвоздём в крышку гроба C&C.

Единственной заслугой четвертой части было то, что она таки довела до логического завершения историю Кейна и его войны с GDI. События 2062 года ставили точку не только в его личной истории, но и во всей тибериумной эпопее.

Эксгумация

Однако вопреки событиям четвертой части Electronic Arts решили искусственно продлить существование вселенной, выпустив в 2012 году Tiberium Alliances. Этот «монстр Франкенштейна» не имел уже почти ничего общего с благородными предками, представляя собой типичную браузерную стратегию с гриндом, донатом, схематичными сражениями и прочими особенностями F2P-игр.

Карта Tiberium Alliances типична для браузерных игр
Карта Tiberium Alliances типична для браузерных игр

Очевидно, что появление мобильной игры по мотивам вселенной — это следующий закономерный шаг ЕА по эксплуатации знаменитого бренда. Разумеется, ни узнаваемые очертания юнитов, ни человек, похожий на Кейна в трейлере не сделают Rivals настоящим С&C. Но если отвлечься от специфики серии и попытаться представить игру неким самостоятельным продуктом для развивающегося мобильного рынка, возможно, она будет не так уж плоха.

Command & Conquer, который мы потеряли

Несмотря на агрессивную реакцию старых фанатов серии, ЕА едва ли откажется от своих планов выпустить мобильную игру в рамках вселенной С&C, а мы едва ли сможем на это повлиять. Но этот анонс — также и повод для старых игроков вспомнить всё хорошее, что было в серии, а для новых — открыть её для себя.

Tiberian Dawn и Tiberian Sun с дополнениями навсегда останутся в нашей памяти как значимые игры жанра, память о которых переживёт и Alliances, и Rivals и любые другие спорные эксперименты.

One vision, one purpose!

3636 показов
8.3K8.3K открытий
96 комментариев

Tiberium War была в своё время откровением, пусть и поздно, но именно с неё начал я знакомство с РТС. После неё первые части действительно казались чем то намного агрессивнее и мрачнее, что было в плюс. Но War все равно занимает свое место в сердце, пусть и уступая предшественникам.
Ещё был довольно годный шутер по вселенной, Renegade. Про него сегодня, правда, мало кто вспоминает. (fix. или нет...)

Ответить

Вот не надо! Мы помним. Renegade был классный, атмосферный и долгоиграющий. С прекрасной сюжеткой и огромными локациями.

И классной фирменной музыкой. Особенно фирменной темой. До сих пор помню. https://youtu.be/lp7QhBCmvsI

Его фанаты в 2014 в виде Renegade X пытались возродить на Unreal Engine 3, но у авторов, судя по всему, ничего не вышло и проект не получил должного развития

Ответить

Иногда перепрохожу ренегад, терпеть не могу миссию в Берлине

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На самом деле Кейн не так уж и однозначно злодей. По мере сюжета он больше тянет на антигероя, но идущего также по пути своей выгоды в том числе. Так как он прожил несколько сотен лет, а может и тысяч, он стал тем еще великим комбинатором, у которого все идет по плану. Войны с GDI тоже не зря развязывал, ведь если так посмотреть, каноном считается везде победа GDI, а не Нод, Кейн везде помирает, а потом внезапно возвращается. Таким способом он намеренно вел GDI к доминированию, потом и вовсе заключил союз, чтобы сделать тибериумную сеть, а на деле все части игр строил очень хитрый план, как улететь с планеты на покорение бескрайнего космоса. В итоге GDI помог, сделал их доминатором, а сам свалил с приближенными.

Очень занимательный персонаж.

Дорогая редакция, сделайте пожалуйста хоть небольшую статью с разбором биографии Кейна. Как появился, как актера выбрали, если есть инфа для составления.

Ответить

И сам можешь сделать его биографию.

Ответить

Ну да, всего-то миллионы людей уничтожил, какой ж он злодей?

Ответить