Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 36 (BBC Micro)

Вторая часть марафона по ЗВ-проектам с BBC Micro оказалась интереснее и разнообразнее первой. В подборке представлены не только летные аркады (куда ж без них?), но и, например, файтинг по «Звездным войнам». Более того, играть в него оказалось действительно интересно, а графика порадовала глаз (как бы странно это ни звучало в отношении игры 40-летней давности).

Проекты в подборке:

206. Starwars (1984) — Звездныевойны

Платформа: BBC Micro

Разработчик: Christopher Arnold

Геймплей

Пока что BBC Micro кажется самой скучной платформой в плане неофициальных ЗВ-игр. Даже на PET и VIC-20 попадались в меру интересные и необычные проекты, а здесь лишь однотипные леталки с видом от первого лица. Еще не знаю, как там будет дальше, но на текущий момент ситуация для меня крайне грустная — я уже просто не знаю, как рассказывать про одно и то же в десятый, а то и в двадцатый раз.

В общем, Starwars, также иногда упоминаемая в анналах истории как Star Encounter — это еще одна летная аркада про уничтожение СИД-истребителей. Правда, здесь мы сидим не за штурвалом крестокрыла, а, скорее всего, «Тысячелетнего сокола». Ну или любого другого звездолета — точно это нигде не указывается.

Вот в такой кубической кабине мы сидим
Вот в такой кубической кабине мы сидим

Из отличительных особенностей: у нас есть четкое количество «жизней» в 3000 единиц — а не в каждой подобной игре имеется «шкала здоровья»; число выстрелов ограничено восьмьюдесятью. В таких условиях нам требуется набить как можно больше фрагов.

Сама игра, скажем так, средней сложности — уж однозначно легче Star Wars Fighter, вышедшей в том же 1984 году. Проблематичнее всего в Starwars — попасть СИДу прямо в кабину, ведь иначе он не взорвется. Но если играть на геймпаде, а не клавиатуре, то это не будет такой уж трудной задачей. Главное правильно задать привязку кнопок. Например, у меня направление «вверх» работало только в комбинации «Shift+;», хотя в инструкции вообще написано, что за него отвечает звездочка (*). Кстати, еще про управление — в этой игре мы снова словно водим по экрану именно СИДом, а не рулим звездолетом. Впрочем, для меня это уже не в новинку.

Взрывы озаряют космос кроваво-красным светом
Взрывы озаряют космос кроваво-красным светом

В случае неминуемой гибели (*плак*) Starwars просит вписать свое имя и посмертно награждает нас титулом, например, «убийца». Ну а чтобы мотивировать на перепрохождение, нам также сообщается, сколько фрагов требуется до более высокого ранга. Я вот добрался до «главного убийцы» с 17-ю подбитыми СИДами.

207. Star Fighter Pilot (1984) — Графон!

Платформа: BBC Micro

Разработчик: Roland Waddilove

Геймплей

Некие бандиты напали на планету M1101/3. Прежде чем вникать в суть происходящего, ради интереса я решил загуглить, что же это за такое небесное тело. По соответствующему запросу «Яндекс» выдал мне металлическую дверь за 46700 рублей, какую-то непонятную хрень, переводящуюся как «Биомига MgPure Гранулы для очистки ПЦР», и алюминиевый грузовой прицеп для «Хаммера». Google же решил, что мне нужно помочь решить задачку и выдал ответ: 367M (это он поделил 1101 на 3). Но вернемся к гранульной дверно-прицепной планете. Итак, ее атаковали бандитос. И тут игра прямым текстом выдает: «Защитить любой ценой! Ты отправишься в свою последнюю миссию. Это путь в один конец к известности и славе. Подбей так много налетчиков, как только сможешь, прежде чем у тебя закончится энергия». Перевожу: «Плевать мы хотели на твою жизнь, пилот. Ты — расходный материал, иди и сдохни, прихватив на тот свет побольше врагов». Ну спасибо за откровенность…

Если смотреть чисто с геймплейной точки зрения, то Star Fighter Pilot мало чем отличается от десятка предыдущих ЗВ-игр. Есть крестокрыл, есть СИД-истребители, первый должен уничтожить вторых — тут всё по классике. Чем дальше от тебя находится враг, тем больше очков дадут за его убийство. Но бездумно стрелять не получится, так как энергия быстро расходуется. Подпускать оппонентов близко также нельзя — в этом случае они начинают стрелять по нам фотонными торпедами, которые тоже высасывают из крестокрыла энергию. В общем, игровой процесс без откровений, но вот графика…

Еще одна из тех игр, где ты словно управляешь не крестокрылом, а СИД-истребителем — но хотя бы красивая!
Еще одна из тех игр, где ты словно управляешь не крестокрылом, а СИД-истребителем — но хотя бы красивая!

Пройдя подряд пять игр с BBC Micro, я с трудом поверил, что Star Fighter Pilot тоже вышла на эту платформу. Сравните ее хотя бы с предыдущей StarWars. Там были: схематичная кабина из трех прямоугольников, такие же схематичные СИДы и черный статичный задник с небольшим количеством точек, символизирующих звезды. Здесь же — детализированная кабина со штурвалом и приборной панелью, на которой отображаются очки, расстояние до врага и запас энергии. А еще — анимированная поверхность планеты, благодаря которой создается ощущение, что ты действительно летишь вперед, а не стоишь на месте. Ну и наконец, мы спустились с небес на землю — после двадцати игр с однообразными «космическими» задниками такая смена локации чувствуется глотком свежего воздуха. Да, СИДы тут всё еще довольно схематичные, но это игре простить можно. Из всего, что я видел на BBC Micro — это пока что самый красивый и впечатляющий проект.

208. Trench (1984) — Девственная траншея

Платформа: BBC Micro

Разработчик: Phil Wilkes

Геймплей

Я уже вроде бы писал, но повторюсь — такое ощущение, что в первой половине восьмидесятых существовало всего два вида игр по ЗВ: летная аркада либо от первого лица с уничтожением СИД-истребителей, либо с пролетом по траншее «Звезды Смерти». Не нужно быть доктором наук и обладателем высокого IQ, чтобы догадаться, к которому типу относится Trench.

Впрочем, с исторической точки зрения, проект оказался довольно любопытным. Всё дело в том, что издавала его не абы кто, а Virgin Games, известная позже как Virgin Interactive. Что еще интереснее, релиз этот был коммерческим, а в нем напрямую упоминаются такие названия, как «крестокрыл» и «Звезда Смерти». При этом авторы не получали лицензии от LucasFilm, так что Trench считается «пираткой». Жаль, что информации о проекте в Сети немного — я нашел только обложку и внешний вид кассеты (да, самому каждый раз непривычно видеть, что раньше игры выпускались на пленке).

Итак, наша родная планета будет обречена, если только мы не сможем уничтожить имперскую «Звезду Смерти», послав ракету прямехонько в выпускное отверстие гигантской станции. Однако сперва требуется пролететь по опасной траншее, которую охраняют вражеские СИД-истребители и мощная лазерная система ПВО. Впрочем, опасность представляют также и стенки траншеи, а еще нам нельзя из нее вылетать — это тоже приведет к поражению.

Если мы сумеем подобраться к заветному отверстию достаточно близко, запустится система наведения крестокрыла. Останется только прицелиться и выстрелить. Главное не промахнуться, ведь ракета у нас всего одна. После этого уже можно будет покинуть злосчастную траншею и наблюдать за красивым взрывом с безопасного расстояния!

Чем выше уровень сложности, тем больше миль нужно пролететь
Чем выше уровень сложности, тем больше миль нужно пролететь

Увы, но я не смог. Игра предлагает выбрать один из девяти уровней сложности, но даже на первом мне удалось пролететь максимум 40 миль из 90. Если уклоняться от СИДов в целом нетрудно, то вот лазеры… Ох, рано или поздно они меня доставали. Интереса ради я решил включить самый «хард» — на нем я продержался ровно пять секунд. Прости, родная планета, погиб я — погибнешь и ты.

209. Jedi Battle (1985) — Классный файтинг по вселенной

Платформа: BBC Micro

Разработчик: Mark Williams

Геймплей

С Jedi Battle у меня связана отдельная история. Дело было в начале октября 2023-го, когда я только-только закончил марафон по старваровским флешкам и готовился перейти к марафону по неофициальной ЗВ-классике. Модератор русскоязычной «Вукипедии» Sightsaber скинул мне тогда личный архив, в котором была куча игр для всевозможных платформ — глаза натурально разбегались, и я понятия не имел, как мне всё это сортировать, с чего вообще начинать.

Когда я ранее писал, что знакомлюсь с новой для себя платформой BBC Micro, я немного слукавил… На самом деле именно с нее я и начал ковыряться в древней классике — банально потому, что она была первой по алфавиту. Первым подопытным образцом была Deathstar 1985 года за авторством Питера Джонсона. Я вам про нее не рассказывал и не буду, так как от «Звездных войн» здесь только название.

Deathstar — это клон аркады Sinistar. Хотя не уверен, что это название вам о чем-то говорит
Deathstar — это клон аркады Sinistar. Хотя не уверен, что это название вам о чем-то говорит

Далее я помучался какое-то время с запуском Starwars Кристофера Арнольда и после перешел к нему — файтингу Jedi Battle! Поначалу мне попался какой-то кривой ROM, где были проблемы со звуком — а определенные действия здесь надо делать именно на слух. Из-за этого я не смог толком играть, да и в целом механика давалась тяжело. Но спасибо Sightsaber, он подкинул мне нормальный файл… и я залип. Я натурально провел за игрой целый вечер, что в случае с древней классикой со мной бывает редко, и даже научился неплохо так драться на световых мечах.

И вот спустя примерно месяц я снова добрался до Jedi Battle, но уже не в тестовом, а полноценном марафонском режиме. Запустив игру, я с удивлением обнаружил, что за это время не только не растерял навык, но даже будто его прокачал — с первого же захода я прошел около 9 или 10 уровней. Пальчики-то помнят!

На этом с предысторией покончим и перейдем непосредственно к игре.

Здесь нет привычных для файтингов полосок жизней
Здесь нет привычных для файтингов полосок жизней

Бойцов в Jedi Battle всего двое, но мы можем управлять лишь рыжеволосым джедаем (привет, Кэл!). Его оппонентом выступает некий темный лорд ситх, максимально похожий на Дарта Вейдера. Оба вооружены световыми мечами и обучены различным фехтовальным приемам. Что примечательно, Jedi Battle — это не двухкнопочный файтинг. Для игры 40-летней давности список приемов здесь вполне приличный: обычный удар, джеб, выпад и два вида блоков — верхний и нижний.

Ситх не мертв, он просто прилег отдохнуть. А так у него бесконечное число жизней, в то время как у нашего джедая — всего три
Ситх не мертв, он просто прилег отдохнуть. А так у него бесконечное число жизней, в то время как у нашего джедая — всего три

Поначалу мне было сложно разобраться с боевой системой, особенно из-за того, что играл я с клавиатуры. Пересев за геймпад, стало проще, но я всё еще часто проигрывал темному лорду и не понимал, как можно эффективно сражаться. Так было до тех пор, пока я не отыскал почти безотказно работающую тактику. Итак, ставим нижний блок, стоим на месте и подпускаем к себе псевдо-Дарта. После делаем резкий выпад, и вот ситх уже валяется на полу. Обычно я всегда играю в файтинги, пользуясь одним приемом, и Jedi Battle не стала исключением :D

В воображении детей восьмидесятых Jedi Battle выглядела примерно так
В воображении детей восьмидесятых Jedi Battle выглядела примерно так

Игра делится на уровни, и на первых трех мы просто деремся с «Дартом Вейдером». А вот дальше начинаются интересности. Дело в том, что на локации находятся четыре лазерные турели. Сперва по нам начинают стрелять только верхние, а на высоких уровнях подключаются и нижние. Чтобы отражать выстрелы, мы должны ставить соответствующие блоки. Но самое примечательное — это то, как мы подгадываем момент выстрела. Помните, я говорил про плохой ROM с отвратительным звуком? Так вот, звук в Jedi Battle — неотъемлемая часть геймплея, ведь именно на слух мы должны определять, какая из турелей и когда выстрелит (у верхних и нижних разные тональности). С точки зрения лора это преподносится как способность Силы — что-то вроде паучьего чутья Спайдермена, если хотите.

Отражая лазеры, довольно просто погибнуть от меча ситха
Отражая лазеры, довольно просто погибнуть от меча ситха

Еще одно достоинство Jedi Battle: графика. Вы посмотрите на предыдущие игры для BBC Micro (за исключением Star Fighter Pilot — там всё хорошо). А теперь оцените, насколько детализированы бойцы, турели и задник в «Джедайской битве».

Jedi Battle примечательна сразу по нескольким пунктам. Во-первых, боевая система для 85 года здесь вполне недурна — три вида ударов и два типа блоков. Во-вторых, интересная механика Силы, когда нам требуется определять на слух выстрелы турелей. В-третьих, отличные по меркам платформы звук и графика. Ну и наконец, это не очередная летная аркада, что лично для меня уже огромный плюс. Всё это привело к тому, что я просидел за игрой целый вечер и действительно получил от нее удовольствие.

210. Skywalker (1985) — Тренировка джедая

Платформа: BBC Micro

Разработчик: M. Offield

Геймплей

Игры, подобные этой, уже встречались в моем марафоне. Вот только были они сильно новее и выходили или на Java, или на Flash. Еще Skywalker чем-то напоминает официальную Star Wars: Jedi Arena (1983) для Atari 2600, но реализована куда понятнее с точки зрения игрового процесса.

Проект воспроизводит сцену тренировки Люка из «Новой надежды». Управляя движениями светового меча, мы должны отбивать выстрелы шара-искателя — в этом и заключается весь геймплей, который в прямом смысле выстроен на двух кнопках.

В таких случаях кажется, что лазер всё же стукнется о меч, но в итоге не хватает миллиметра до лезвия, и он попадает в джедая
В таких случаях кажется, что лазер всё же стукнется о меч, но в итоге не хватает миллиметра до лезвия, и он попадает в джедая

В игре пять уровней сложности — от них зависит скорость стрельбы парящего шарика. Лично мне было тяжело даже на первой. Дело в том, что лазер не всегда направлен в кончик меча и часто пролетает мимо, в итоге попадая в Люка. При этом если сделать условный взмах, то есть сдвинуть мечом влево или в право на «одно деление», выстрел не отобьется. Надо подгадывать так, чтобы «пулька», летящая почти параллельно лезвию, всё же стукнулась об него где-то ближе к рукоятке. Просчитать, с какой стороны это произойдет, непросто. По крайней мере, новичку. В итоге я решил не тренировать до мастерства свои фехтовальные навыки, а двинуться по огромному списку ЗВ-игр дальше.

Конец тридцать шестой части. Продолжение следует...

4242
1 комментарий

Все заметили, что в игре "Trench" самые позитивные СИД-истрибители в истории?! Улыбка до ушей и летают вверх тормашками!

А от "Star Fighter Pilot" и "Jedi Battle" и правда ВАУ-эффект, с учётом платформы.

1