Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 48 (TRS-80)

Это своего рода юбилейный выпуск, ведь в нем я добрался до сотой неофициалки по Star Wars в рамках моего ретро-марафона. И что это за неофициалка! Думаю, все слышали про KotOR, но что скажете насчет WotOR — «Воинов Старой Республики»? Пожалуй, именно ее можно назвать главной звездой выпуска. Также в подборку попала игра будущего сооснователя LucasArts и три летные аркады про уничтожение СИД-истребителей — куда же без них!

Проекты в подборке:

266. Starwars Hodge (1978) — Поиск слов по-старваровски

Платформа: Sol-20

Разработчик: David Fox

Прохождение

Sightsaber отыскал любопытный проект для Sol-20, так что давайте ненадолго отвлечемся от TRS-80.

Сперва немного истории. В 1977 году в округе Марин штата Калифорния (кстати, здесь живет сам Джордж Лукас) Дэвид Фокс и его жена Энни основали Маринский компьютерный центр. Это было первое в мире подобное заведение, открытое для широкой публики. Посетители могли лично опробовать Atari 2600, Equinox 100, Sol-20, Radio Shack Model I и Commodore PET, а также научиться программировать на BASIC. Примерно через пять лет Дэвид стал одним из основателей видеоигрового подразделения Lucasfilm, сейчас более известного как LucasArts. В компании он занимал различные позиции, от геймдизайнера до руководителя проектов, и поработал в том числе над Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure и Maniac Mansion. Вот именно этот человек и сделал Starwars Hodge.

Что до самой игры, она относится к так называемому жанру «найди слова». Скорее всего, вы натыкались на рекламу подобных проектов для мобильных телефонов. Суть проста — есть нагромождение букв (в данном случае прямоугольник 10 на 15), из которых нужно составлять слова по вертикали и горизонтали. Некоторые из них написаны задом наперед, что несколько усложняет задачу.

Найдете все слова?
Найдете все слова?

Всего в Starwars Hodge запрятано 18 слов, каждое из которых взято из вселенной «Звездных войн». Если игрок дает правильный ответ, соответствующее слово вычеркивается «с доски», несколько упрощая задачу. Количество попыток, кстати, не бесконечное, а ограничено восемнадцатью. Когда они закончатся, на экране появятся результаты.

Главный недостаток Starwars Hodge — полное отсутствие реиграбельности. Набор букв и слов каждый раз один и тот же, так что перепроходить игру уже не интересно. Впрочем, для неофициалок по Star Wars проект в любом случае необычный и заслуживает внимания.

267. Star-Pilot (1978) — Press Clear to Win

Платформа: TRS-80

Издатель: Radio Shack

Геймплей

Очередная Star-Pilot посвящена очередному пролету по траншее «Звезды Смерти». Правда, в отличие от прочих игр на подобную тематику, здесь не требуется взрывать саму станцию. Наша цель — подстрелить определенное число врагов за отведенное количество выстрелов.

Выбор уровня сложности у игры довольно странный и неочевидный. Нас спрашивают, как много лет мы уже служим пилотом, а также какое число противников готовы убить. Например, когда я ответил, что летаю уже 99 годков и мечтаю отправить на тот свет 100500 имперцев, начальство выдало мне 54 ракеты и приказало уничтожить 19 СИДов. В другой заход я прикинулся нубом-пацифистом с нулевым стажем и нежеланием кого-либо убивать — мне всучили 38 ракет на 7 противников.

В игре два вида противников: !-0-! и <-*-> — очевидно, обычный СИД и Дарт Вейдер
В игре два вида противников: !-0-! и <-*-> — очевидно, обычный СИД и Дарт Вейдер

Несмотря на визуальные отличия и несколько разные «сюжеты», геймплейно Star-Pilot почти вылитая Project Death Star — другая игра 1978 года с TRS-80. Как и там, геймплей тут однокнопочный, и даже за выстрел отвечает та же самая кнопка CLEAR (в эмуляторе по умолчанию она соответствовала Home на современной клавиатуре). Как и там, единственное, что требуется делать — пялиться в монитор и ждать, пока кабина врага не окажется в прицеле. Двигать им мы, кстати, не можем. Как и там, противники не способны ничем ответить, только кружат бездумно, ожидая собственной смерти. Как и там, количество выстрелов ограничено, и как только мы всё расстреляем, игра закончится. Хотя можно завершить Star-Pilot и раньше — если сумеешь настрелять требуемое количество СИДов. Единственное, здесь не присуждают рейтинг по итогам игры, как было в «Проекте “Звезда Смерти”».

Взрыв СИДа
Взрыв СИДа

В целом, из всех отсмотренных мной проектов с TRS-80 Star-Pilot выглядит пока что самой слабой. У уже упомянутой Project Death Star хотя бы была оригинальная и необычная идея (там мы играли за имперского ПВОшника), а здесь… Но похвалить игру, пожалуй, тоже стоит. Как минимум автор запарился и замутил анимацию полета по траншее.

268. X-Wing II (1979) — Не очень навороченный, но всё же симулятор

Платформа: TRS-80

Разработчик: Chris Freund

Прохождение

X-Wing II меня приятно удивила. Поначалу я думал, что передо мной очередной примитивный тир про расстрел СИД-истребителей, но на поверку игра оказалась глубже и интереснее. И пусть по отдельности ее механики довольно просты, в совокупности из них получается что-то вроде полуаркадного симулятора с несколькими типами геймплея. Ну что ж, давайте обо всем по порядку.

Как обычно это бывает, мы играем роль пилота повстанцев, сидящего за штурвалом крестокрыла. Напрямую нам этого не говорят, но протагонистом является Люк Скайуокер, ведь главная цель X-Wing II — пробиться к «Звезде Смерти» и взорвать ее к чертям протонной торпедой. Кто еще на такое способен, если не будущий джедай? И если в других играх мы обычно либо уже летим по траншее, либо подбираемся к имперской станции поближе и уничтожаем ее с расстояния, то здесь игра делится на две части — снаружи и внутри желоба. Что-то подобное было в Death Star (1978) с Xerox Alto, но там геймплей был куда сложнее.

На разных эмуляторах рамка интерфейса выглядит по-разному. Белая заливка куда приятнее, увы, я играл не с ней
На разных эмуляторах рамка интерфейса выглядит по-разному. Белая заливка куда приятнее, увы, я играл не с ней

Начинается игра с выбора уровня сложности. Их тут аж целых 12, но влияют они лишь на общее число СИДов, которое требуется сбить. Например, на минимальном достаточно подорвать трех врагов, в то время как на максимальном — уже 30. Хотя я не понимаю логики: какая разница, сколько истребителей ты уничтожишь, если главная твоя цель — взорвать «Звезду Смерти»?

Непосредственно геймплей начинается в трех тысячах километров от траншеи. В отличие от Star Pilot (1978), здесь мы не можем менять скорость крестокрыла, так что просто летим и стараемся подбить как можно больше снующих вокруг СИДов. Количество выстрелов при этом ограничено сотней, так что бездумно шмалять налево и направо не рекомендуется. Враги огрызаются в ответ, и если на экране появляется белый квадратик (неприятельская ракета), то от него следует уворачиваться.

Вот так приборная панель выглядела в моем случае
Вот так приборная панель выглядела в моем случае

Примерно через полторы минуты после старта мы добираемся до траншеи, и здесь игра предлагает новую механику. Во-первых, нужно поровнять крестокрыл с желобом. Для этого в правой части экрана есть вертикальный и горизонтальный компасы — требуется довести показатели обоих до нулевых. Просто поворачиваем в правильных направлениях по осям X и Y, и готово. Далее игра переключает камеру на вид сверху, и мы видим узенькую черную полоску — это и есть траншея. По команде компьютера жмем кнопку «Вниз» и начинаем спускаться. Когда экран полностью станет черным, то есть мы окажемся у дна желоба, компьютер даст еще одну команду. В этот момент требуется быстро нажать «Вверх», чтобы выровнять истребитель и не разбиться. Если всё сделать правильно, запустится третья геймплейная секция.

Вид на траншею сверху
Вид на траншею сверху

Игровой процесс в траншее отличается от того, что было ранее. Здесь у нас что-то вроде догонялок — мы гонимся за СИДами, в то время как и нас преследует враг. Наша задача в этой секции: добить нужное количество фрагов, соответствующее уровню сложности, и не стать при этом фрагом самому.

Внутри траншеи на экран выводится две картинки, показывающих обзор спереди и сзади. С первой всё понятно — перед нами мечутся истребители, нам лишь нужно целиться по ним и стрелять. Проблем с передними СИДами не возникает, так как они не могут ответить — сзади лазеров и торпедных установок у них нет. Однако оружия на корме нет и у крестокрыла, так что от преследующего нас врага мы можем только уклоняться. Для этого есть «зеркало заднего» вида в левой части экрана. Как только белая точка с него пропадает, значит, вражина четко сидит у нас на хвосте, и надо быстро уходить в сторону. Вот и получается, что нам одновременно и целиться надо, и за подстраивающейся сзади гадиной следить — тут-то глазки и разбегаются.

На экране перед нами всегда только два СИДа. Взорвал один — вместо него тут же появился другой
На экране перед нами всегда только два СИДа. Взорвал один — вместо него тут же появился другой

Кстати, интересно, что в X-Wing II мы можем не бояться врезаться в стены или дно траншеи. R2-D2 запрограммирован блокировать управление, если мы увлечемся с маневрами, так что астродроид не даст нам разбиться.

Внутри траншеи нужно пролететь 300 километров и за это время добить требуемое количество фрагов. Если не успеть этого сделать, то Люк проиграет бой, хотя, повторюсь, логика здесь мне не ясна. Если же набрать нужное число убийств, то еще через 50 км бортовой компьютер переключится в режим прицеливания по выпускному отверстию.

Четкое наведение на цель
Четкое наведение на цель

Последняя игровая секция — что-то вроде QTE. Прицел начинает сводиться, и, как только горизонтальные и вертикальные полосы встретятся в центре, образовав крест, нужно успеть выпустить торпеду. Если всё сложилось удачно, мы увидим мигающий экран и сообщение, что «Звезда Смерти» уничтожена. Одной имперской станцией стало меньше, но сколько их еще впереди в моем марафоне?..

269. Star Wars (1979) — День сурка

Платформа: TRS-80

Издатель: Simutek

Прохождение

Ощущаю себя героем «Дня сурка». Каждый раз, садясь за новый для себя проект по Star Wars, я оказываюсь за штурвалом крестокрыла, который уничтожает СИД-истребители и взрывает «Звезду Смерти». И так снова и снова, день за днем… Неужели я никогда не вырвусь из этого замкнутого цикла?

Простые СИДы постепенно увеличиваются в размерах. Если вовремя их не убить — проиграл
Простые СИДы постепенно увеличиваются в размерах. Если вовремя их не убить — проиграл

Цель этой Star Wars, вы только сильно не удивляйтесь — удачно выпустить торпеду в тепловыводящее отверстие «Звезды Смерти» и благополучно улететь, пока космическая станция не взорвалась. Не только задача, но и геймплей мне хорошо знаком. Передо мной снова тир от первого лица, где нужно уничтожать СИД-истребители — на этот раз строго 15 обычных и один дартвейдеровский. Забавно, но все стандартные враги почему-то летят к центру экрана. Видимо, чтобы их проще было сбивать. Один лишь Дарт Вейдер пытается уклониться от прицела, и вот за ним приходится погоняться.

Ж — это Дарт Вейдер. Что ж, вполне логично
Ж — это Дарт Вейдер. Что ж, вполне логично

Как только с ситхом покончено, игра начинает отсчитывать метры до выпускного отверстия. Оно появляется снизу экрана в случайном месте, и у нас есть лишь несколько секунд, чтобы нацелиться на него, сбросить торпеду и нажать кнопку Е для вылета из траншеи.

За каждое успешное действие игра начисляет очки. Подрыв «Звезды Смерти» — 7000, убийство Дарта Вейдера — 5000. Обычные СИДы стоят от 50 до 1000 в зависимости от того, как быстро ты их собьешь
За каждое успешное действие игра начисляет очки. Подрыв «Звезды Смерти» — 7000, убийство Дарта Вейдера — 5000. Обычные СИДы стоят от 50 до 1000 в зависимости от того, как быстро ты их собьешь

У игры три концовки. Если нас убивают, мы видим надпись для надгробия: «Здесь покоится трус и предатель». Вообще-то обидно, учитывая, что ты погибаешь, исполняя воинский долг. Если же не убраться со «Звезды Смерти» вовремя, нас тоже похоронят, назвав хорошим пилотом… Что, простите? Я вам гигантскую хреновину Империи взорвал, а вы мне даже героя посмертно не дали? В принципе, счастливый финал сильно не отличается — нас так же скупо хвалят, разве что в гроб не кладут. А где вечная любовь принцессы Леи, которую мне обещали в предыдущих «днях»?

270. Jedi Knight - Warriors of the Old Republic (1980) — Как KotOR, но только WotOR

Платформа: TRS-80

Разработчик: Stan Schriefer

Прохождение

Хотите знать, как выглядела бы культовая KotOR, выйди она на 23 года раньше? Пожалуйста, ответ перед вами! Если честно, я сам был крайне удивлен, впервые увидев среди неофициалок знакомое название. Еще больше я поразился, когда узнал, что это тоже ролевая игра, совмещающая путешествия в космосе и прогулки по планетам. Ну что ж, давайте повнимательнее рассмотрим столь любопытного гостя из прошлого. Особенно приятно, что именно он стал юбилейной сотой игрой в моем ретро-марафоне.

Поначалу я не мог понять, откуда в 1980 году автор узнал про Старую Республику. Но оказалось, что Республика в этой игре не такая уж и старая. Хронологически события здесь разворачиваются между еще тогда не существовавшим третьим эпизодом и уже вышедшим четвертым — вскоре после «Приказа 66». Республика переживает последние дни, а все джедаи полностью истреблены Дартом Вейдером. Впрочем, любой фанат вселенной знает, что «чудом уцелевших» после резни осталось столько, что пальцев на руках не хватит, чтобы всех пересчитать. Вот и наш герой — один из таких выживших.

Вступление к игре
Вступление к игре

Ни много ни мало WotOR предлагает переписать историю далекой галактики и уничтожить Дарта Вейдера еще до событий «Новой надежды». Вот только как? Ответ на этот вопрос игра дает сразу же во вступлении: «Сделать это можно, только завоевав репутацию и склонив людей на свою сторону. Собирайте пожертвования и заводите друзей среди торговцев-мятежников. Они помогут! Но не дайте злодеям убить себя, ведь от вас зависит судьба Республики».

В игре есть три основных составляющих — путешествия между планетами в космосе, прогулки по самим планетам и поединки. Давайте рассмотрим всё по порядку.

Самое начало игры
Самое начало игры

Итак, начинается WotOR именно в космосе. Первое, что мы видим — галактическая карта с 12 планетами, представленными в виде белых квадратиков. Увы, все названия взяты не из фильма, а из головы автора и греческого алфавита. Поэтому вместо знакомых Татуина, Хота, Эндора и Альдераана мы видим Альфу, Бету, Эпсилон, Марсон, Сантон и так далее.

Справа от карты расположены характеристики нашего джедая — сила, ловкость, телосложение, интеллект и CMBT — видимо, что-то связанное с боевыми навыками. В начале игры все они выставлены на 100%. Чуть ниже еще несколько пунктов: количество денег, репутация, день и время. Дело в том, что после каждого хода прибавляется определенное число минут, благодаря чему в WotOR создается иллюзия смены суток. Впрочем, штука это чисто декоративная, на геймплей не влияет, да и визуально не обыгрывается. А что вы хотели от игры 1980 года?

Снова галактическая карта, но с приборной панелью сверху
Снова галактическая карта, но с приборной панелью сверху

Последнее, о чем я не рассказал — наш звездолет. Он точно так же отображается на карте белым квадратиком, а его «приборная панель» расположена над галактической картой. На ней мы видим заданный курс, который, как и время, является чисто бутафорским элементом, и запасы топлива.

Поблизости с нами оказываются Дельта, Яван и Калос. Не буду долго держать интригу — разницы между ними, как и вообще между всеми планетами галактики, нет никакой. Так что летим на любую и переходим к рассказу о пешем геймплее.

При каждом приземлении планетарная карта генерируется случайным образом
При каждом приземлении планетарная карта генерируется случайным образом

Оказавшись на твердой земле, мы видим карту, которая мало чем отличается от галактической. На ней точно так же белым квадратиком отображается наш рыцарь-джедай, вокруг которого разбросано еще двенадцать белых квадратиков — причем на тех же самых местах, что были планеты. Только подписаны они по-другому: ферма, вилла, холмы, пруд и так далее.

По сути, почти все точки интереса на карте лишь для красоты. Исключениями являются лагерь и база. В первом сидит торговец повстанцев, у которого можно купить аптечку, топливо для звездолета, а также таблетки для повышения силы, ловкости и телосложения. Кроме того, мы можем сделать пожертвования в пользу повстанческого движения, повысив свою репутацию. Самое дорогое, что есть в ассортименте торговца — моментальное исцеление, которое возвращает все параметры героя к 100%. Вот только где на это взять денег? Наверное, в битвах!

Ассортимент торговца
Ассортимент торговца

Разного рода противники могут напасть на нас как в космосе, так и на поверхностях планет. Но случается это не особо часто, так что наиболее простой способ ввязаться в заварушку — отправиться на базу и нажать кнопку S. Тут же запустится анимация, в которой один негодяйский белый квадратик приближается к нашему исключительно положительному белому квадрату. Пока прогружается бой, мы можем увидеть, сколько здоровья у оппонента и кто это вообще такой — грабитель, тунеядец, охотник за головами или же мятежный джедай (да уж, Вейдер и его клоны точно выполняли «Приказ 66» на отвали). В целом же разницы между врагами нет никакой, кроме количества жизней. И не важно, обычный ли это воришка или почему-то атакующий нас джедай, он всё равно будет вооружен световым мечом.

Сами бои довольно примитивные. Мы и враг стоим друг на против друга и машем мечами. Какой-то особой тактики или хитростей в боевке я не обнаружил. Чтобы победить, я просто безостановочно тыкал по кнопке F и, кажется, это работало. Чаще всего мой джедай первым наносил удары, хотя иногда все же пропускал по себе урон. В этом случае часть его характеристик снижалась.

На нашего джедая бежит грабитель
На нашего джедая бежит грабитель

За победы мы получаем случайное количество славы… Так, стоп, а как же деньги? А деньги в игре мы натуральным образом клянчим у всех подряд без разбору. В игре под это дело заточена отдельная клавиша S. Нажимаешь ее в точке интереса (лес, город, вилла и так далее) или даже на пустом месте планетарной карты, и, если там есть кто-то при деньгах, тебе пишут: «Неудачная попытка, попробуй снова». Жмешь опять. «Неудачная попытка». Еще раз. «Неудачная попытка». И еще, и еще… Сработало — нам дали 1–7 монеток! Теперь идем клянчить деньги на соседней ферме, потом на виллу заглянем, а после и у пруда найдем какого-нибудь простофилю.

Я так и вижу картину:

— Эй, прохожий, подкинь-ка деньжат герою галактики. Я тут мир как бы спасаю.

— Ты чё, алкаш, пристал? Иди своей дорогой!

— Слышь, денег дай! Я щас как пойду, как отмудохаю Дарта Вейдера, еще спасибо скажешь.

— Иди проспись, нам и без тебя под Империей тяжко.

— Ты дашь мне эту чертову монетку, или это придется делать выжившим членам твоей семьи! [Достает световой меч]

— М-м-м, хорошо! Держите, держите, мистер джедай, только не убивайте!

Типичные разборки на планете Дельта
Типичные разборки на планете Дельта

В итоге геймплей выглядит следующим образом. Прилетаем на планету, не важно какую. Идем на базу и нарываемся на всех и каждого без разбору, чтобы заработать побольше славы. Знатно получив люлей, отправляемся с протянутой рукой бродяжничать и клянчить деньги у прохожих. Лечимся в лагере повстанцев, а после повторяем по новой, становясь в округе всё известнее и известнее.

Зачем вообще нам такая слава? Всё просто — чем больше о наших «великих» деяниях говорят в народе, тем выше вероятность, что о нас прознает лично Дарт Вейдер. Рано или поздно он придет и вступит с нами в смертельную дуэль. Разумеется, его нападение будет внезапным и неожиданным (то есть рандомным), поэтому при высокой «популярности» лучше всегда держать характеристики повыше. Биться с ситхом мы будем тем же долблением по кнопке F, только вот жизней у него в пять раз больше, чем у любого другого противника. Одолев злодея, мы перепишем историю и сделаем жизнь в далекой-далекой галактике чуточку спокойнее. Ура!

От Вейдера остались только рожки да ножки. Судя по скриншоту — буквально
От Вейдера остались только рожки да ножки. Судя по скриншоту — буквально

Разумеется, на фоне однотипных леталок про уничтожение «Звезды Смерти» Jedi Knight - Warriors of the Old Republic выглядит максимально интересно и оригинально. Увы, проходить ее сейчас оказалось не особо весело. Одна партия может затянуться на полчаса или дольше, и всё это время мы будем делать одно и то же среди одинаковых декораций. Конечно, мои претензии — это исключительно претензии современного игрока. Повторюсь, на фоне большинства неофициалок, WotOR — просто отличная игра.

Конец сорок восьмой части. Продолжение следует…

7474
12 комментариев

А я давеча вспоминал Ваши обзоры. И думал, что они уж давно окончились. А оно вон чего. Щас дозавтракаю и пойду всё облайкаю. Нельзя ни за чем уследить в этом бушующем мире. Всё интересное тонет мгновенно.

4

Спасибо! Да, марафон еще продолжается, уже больше полутора лет прошло с его начала)

6

Лайк за старания.

4

Дэвид Фокс (на первом фото, я так понимаю, он слева) - это, наверное, единственный автор неофициалки по "Звёздным войнам", про которого есть статья в Википедии. Мне встречалось как-то его интервью про создание игры Rescue on Fractalus: изначально она делалась как игра по ЗВ, но из-за сложностей с авторскими правами её пришлось переделывать под оригинальный сюжет (безумно жаль, что такая офигенная игра обошла стороной любимую фантастическую вселенную).

Starwars Hodge написана на языке программирования PILOT - предельно простом, гораздо проще BASIC, ему учили вроде как даже восьмилетних детей. Так что теоретически игру можно запустить на любом компе с установленным языковым пакетом (на практике мне удалось сделать это только на эмуляторе Sol-20, как это и было в компьютерном центре округа Марин). В кои-то веки процесс набора кода с листинга и отладка были предельно беспроблемными!

Насчёт белой заливки X-Wing II - похоже, опять дело в символьном генераторе: в одном наборе это стрелочки вверх, в другом белый прямоугольник. Мне удалось добиться второго варианта, но именно что подбором ROMа компьютерного ПЗУ. Геймплей и правда выдающийся, ей бы ещё графику получше...

Обзора Warriors of the Old Republic ждал давно. История про рыцаря-джедая, пережившего организованное Палпатином истребление и способного повернуть ход истории и предотвратить господство Империи - это само по себе круто, а полноценная RPG с открытым миром на TRS-80 выглядела в то время очень достойно! CMBT - это Combat (scill) :-)

4

Ура очередная серия противостояния sightsaber из прошлого и Сергея из настоящего. Приятно следить за статьями и удивляться разнообразию железок. В планах еще много игр из старины ?

2