Мобилки нашего детства. Java 2 Micro Edition

Экскурс в историю легендарной мобильной платформы.

Мобилки нашего детства. Java 2 Micro Edition

Немного предыстории

Мобильность всегда была на уме у людей, особенно когда дело касалось техники. Первые мысли о создании портативного компьютера «размером с блокнот» выдвинули еще в 60-ые, когда такое и представить-то еще было сложно. Спустя полторы декады появились первые признаки минимизации – ноутбуки, которые хоть и были размером с чемодан и весили больше десятка килограмм, все же выполняли свою функцию и были портативными. Однако только к концу девяностых появились по-настоящему портативные компьютеры – КПК, которые, однако, все еще стоили слишком дорого для обычного потребителя. Но все изменилось, когда в 2001 году компания Siemens выпустила первый мобильный телефон с функционалом виртуальной машины Java.

Реклама Siemens SL-45

Java-мобильники оказались крайне успешной продукцией – даже сейчас, в засилье доступных смартфонов на Android OS, можно приобрести телефон с функционалом «Явы». Мало того, их производили всех форм и размеров – от классических «кирпичей» и «раскладушек» до более поздних моделей с функционалом тачскрина. Java-девайсы, в отличие от своих предшественников, обладали куда большим выбором программ: тут был и органайзер, и камера с множеством опций и фильтров, и блокнот, и прочие радости жизни. Программы можно было ставить и самому, просто закинув на телефон (или на SD-карту) jar-файл и запустив его. Но естественно, нас, детей нулевых, интересовало в первую очередь не это. Естественно, нам были важны игры. И игры были. Даже самопальные.

Где игры брали

Надо заметить, что в нулевых практически нигде еще не было централизованного рынка видеоигр. В 2004-ом году только запустился Steam, в котором продавали только Half-Life 2 и старые игры Valve, и уж точно никто даже не задумывался об одной крупной площадке для продажи игр на Java. В большинстве своем игры покупались с сайтов производителей, а некоторые можно было купить по предложениям от операторов, но каких-либо централизованных ресурсов для покупки не было. Зато были для скачивания.

Если честно, я не знаю ни одного человека, который покупал бы java-игры, а не качал их из интернета. Ресурсов для этого было как раз предостаточно – series40.kiev.ua, trashbox.ru и многие другие, которые мало того, что давали скачать почти любые игры бесплатно, так еще и часто предоставляли их уже с переводом на необходимый нам тогда русский язык. Кроме того, это было еще и сообщество, в котором можно было ту или иную игру обсудить, решить какую-то проблему или просто поныть на отсутствие перевода в очередном хите от Gameloft.

Series40 в 2007 году
Series40 в 2007 году

Не обходилось, правда, и без ряда проблем. И главной из них, пожалуй, стоит считать интернет, с которым проблемы были у каждого второго. У подавляющего большинства дома даже не было компьютера, не говоря уж о полноценном проводном интернете, и выкачивать заветные килобайты игр приходилось с мобильного интернета, который готов был сжирать огромные (по нашим меркам) суммы за каждый килобайт. Потому часто игры, программы и мобильные журналы (да, было и такое!) значительно ужимали, часто за счет музыки, чтобы их размер не сильно превышал мегабайт.

Мобильный AAA

Ответить на вопрос, почему java-мобильники были так популярны среди российской детворы, очень просто. Они позволяли прикоснуться к тому, что было вне нашего доступа. У многих не было не то что консоли, но даже компьютера, или был, но не тянул какой-нибудь последний хит, который так расхваливали в любимом игровом журнале. Для многих это была единственная возможность потрогать S.T.A.L.K.E.R., Assassin’s Creed и Tomb Raider своими руками.

И компании делали. Пожалуй, самым известным из подобных «даунгрейдеров» был и остается упомянутый выше Gameloft – французская компания, принадлежащая конгломерату Vivendi. Именно из-под их пера выходили мобильные версии практически всех игр Ubisoft тех лет, в том числе мобильные версии Prince of Persia, Assassin’s Creed, Splinter Cell и XIII. Они так же делали и мобильные версии многих игр по фильмам, которые, надо отдать должное, порой выходили в разы играбельней своих «больших братьев». Однако, у Gameloft была одна крупная проблема - все их игры были совершенно однотипны. Да, часть механик отличалась, но основной платформерный геймплей был всегда однотипен - вероятно, авторы просто сменяли спрайты и добавляли пару механик, специфичных для определенной игры, а все остальное оставляли неизменным.

Не смогли обойти стороной популярность платформы и другие крупные разработчики. К примеру, Eidos активно выпускала на J2ME Лару Крофт в полноценном 3D, а иногда давала возможность прогуляться там и Агенту 47. Electronic Arts портировала туда чуть ли не всю свою библиотеку, включая стандартную FIFA и совершенно внезапную (и на удивление хорошую) Command&Conquer. Capcom сделала специальные версии первых двух Resident Evil, во многом сохранив даже фиксированную камеру. Square Enix, хоть и держалась по большей части японского рынка, все-таки выпустила несколько игр на Запад, причем довольно внезапных – согласитесь, вы бы никогда не подумали, что у Drakengard был мобильный релиз? А у Final Fantasy VII Snowboarding?

Final Fantasy VII Snowboarding. К сожалению, на данный момент утеряна.

Не только портами

Однако, помимо мобильных портов были еще и полноценные, созданные с нуля и исключительно для платформы игры. И самый жемчуг, который действительно тянул внимание к платформе, был именно среди них. GSC, например, выпустила на Java S.T.A.L.K.E.R. Mobile, мини-дополнение к Тени Чернобыля, которое по сути было тиром, смешанным с point&click-адвенчурой. Еще интересней то, что это до сих пор единственный случай, когда серия покидала ПК.

Мобилки нашего детства. Java 2 Micro Edition

Среди многочисленных серий Gameloft затесались и оригинальные работы, правда, выходили они на все мобильное трио, включая Symbian и Windows Mobile, а впоследствии и на Android с iOS. Их самые известные серии – клон GTA Gangstar, шутер с видом сбоку N.O.V.A, экшн-RPG Dungeon Hunter и гоночная серия Asphalt.

Серия Asphalt до сих пор популярна на Android и iOS
Серия Asphalt до сих пор популярна на Android и iOS

Свою порцию счастья получили и фанаты хоррора. Целые три эксклюзивные игры во франшизе Silent Hill обрадуют любого… фаната point&click. Да, геймплеем они тут звезд не хватают, но сюжетно и атмосферно трилогия относительно неплоха. Если же все-таки хочется геймплея – к вашим услугам трилогия хоррор-головоломок Darkest Fear, немного напоминающая серию Corpse Party игровым процессом.

Darkest Fear 2: Grim Oak
Darkest Fear 2: Grim Oak

Поскольку платформа со скрипом, но все-таки тянула 3D, было бы странно, не будь на ней шутеров от первого лица. И тут снова ждут неожиданности – в списке самых известных Micro Counter Strike, клон понятно чего, Quake Plus, поделка с закосом под Quake 3, и Left 2 Die, клон Left 4 Dead, сделанный одним человеком. Кроме того, платформа изобилует клонами Wolfenstein 3D и Doom вроде Castle 3D и Дрожь 3D.

Left 2 Die
Left 2 Die

Отдельно отличились ID Software с Bethesda Softworks. Первая сделала две части Doom RPG, этакого Dungeon Crawler-а от первого лица во вселенной Doom. Звучит абсурдно, но играется весело. Настолько весело, что Electronic Arts в дальнейшем заказала у ID целых две игры по своему собственному, уже фентезийному сеттингу, в результате получив Orcs and Elves. Bethesda же в свою очередь выпустила аж три игры в франшизе The Elder Scrolls, все под заголовком Travels. Одна была странной версией Oblivion, не имеющей почти ничего общего с оригиналом. В ней игрок в перспективе с видом сверху сражался с врагами и решал паззлы. Куда более интересными являются другие две части серии Travels – Dawnstar и Stormhold. Это Dungeon Crawler-ы, которые пытаются максимально близко передать геймплей первой части, но с фиксированным движением в 4 направления.

Doom RPG
Doom RPG

Однако несомненными королями мобильного рынка были FishLabs. Полное 3D, хороший, продуманный сюжет и свобода действия – так можно описать все основные игры студии. Самые известные их работы – это серия космосимов в открытом мире Galaxy on Fire и его подводный брат, Deep 3D. Эти игры были настолько популярными в сообществе, что многие не замедлили перелезть на Android, когда объявили, что последующие дополнения для GoF2 будут выходить исключительно там.

Galaxy on Fire 2
Galaxy on Fire 2

Однако на самих играх ничего не кончается. Как это всегда бывает, когда людям начинает что-то нравиться, они лезут внутрь игры и пытаются разобраться в ее устройстве. А java-игры в большинстве своем были устроены очень просто и часто даже не имели закодированных ресурсов. Что давало возможность практически любому с руками любой кривости сделать свой собственный мод и выложить его на всеобщее обозрение. В какой-то момент их стало столько, что необходимость в отдельном сайте была уже очевидна. Так появился ae-mods.

Моды и homebrew

Ae-mods.ru, начавшийся как бесплатный сайт ae-site.my1.ru, был создан моддером под ником Tommy_M 2009 году. Поначалу он выкладывал свои моды на сайт, после чего начали подтягиваться и другие. И если поначалу это были просто ретекстуры и минимальные патчи, позволявшие запускать игры на определенных телефонах, то уже через несколько лет на сайте публиковались полноценные переработки игр под что-то новое. Самой популярной игрой для моддинга можно считать Left 2 Die из-за простоты замены в ней абсолютно любых ресурсов.

Ae-site в 2010 году. Сайт не сильно изменился с того времени.
Ae-site в 2010 году. Сайт не сильно изменился с того времени.

Среди сообщества разработчиков модификаций для Left 2 Die стоит отметить двух личностей – Wixel и Phirenor. Их обоих отличает высокое качество проектов, которые не ограничиваются простой сменой текстур, а перерабатывают целые карты и включают в себя совершенно новые модели персонажей. Wixel, надо отметить, модифицировал не только L2D. К примеру, Его мод Deep: Origins берет за основу Galaxy on Fire и переделывает ее в полноценный приквел к Deep 3D. Phirenor в первую очередь модифицировал L2D и Quake Plus, создав на основе первого феноменальные фан-игры по мотивам Portal и Half-Life, а на основе второго – целую серию шутеров в собственной вселенной Elite.

Portal от Phirenor
Portal от Phirenor

Некоторые умельцы, разобравшись в том, как кодить под платформу, начинали свои проекты. В результате платформа получила Nescube, Minisega и Java Gear Me, эмуляторы восьмибитных консолей NES, Sega Master System и Game Gear. Однако одними эмуляторами дело не обошлось – естественно, часть разработчиков занялись и созданием фанатских игр для мобильников. Часть из них, надо заметить, до сих пор в процессе разработки (например, Silent Evil от того же Wixel). Ну а для ленивых, но желающих сделать что-то свое, всегда была возможность сделать свой собственный журнал на любую тему с помощью специального движка. Так появились Romorama, Allgames, Kinomania и бесчисленное число журналов по популярным в то время крипипастам.

Silent Evil v1.4 Beta
Silent Evil v1.4 Beta

В наше время платформа практически полностью потеряла актуальность – современные мобильные игры в разы более продвинуты в плане геймплея и графики. В данный момент платформа носит скорей исторический характер, хотя в часть игр до сих пор может быть интересно играть – например, в Deepили в линейку Elder Scrolls Travels. Благо что для игры на эмуляторах существуют специальные HD-моды, которые увеличивают разрешение текстур и делают игры значительно менее болезненными для глаза. К тому же, запустить мобильные Java-игры проблемой никогда не было - J2ME прекрасно эмулируется – на ПК есть Kemulator, а на Android – J2ME Runner. Однако ситуация у Java все еще значительно лучше, чем у ее старших собратьев тех времен - эмулятор Symbian практически нерабочий, у Windows Mobile схожие проблемы, а игры с N-Gage до сих пор можно запустить только на оригинальном железе. По сравнению с ними J2ME до сих пор весьма и весьма жива, что многое говорит о влиянии, которое она оказала на мир портативных развлечений.

44 показа
10K10K открытий
151 комментарий

А как насчет мобильного игрожура?

Ответить

Скорее мобильного фэнзина.

Ответить

забыли про батю

Ответить
Ответить

Дико извиняюсь, и правда огромная ошибка =D

Ответить

+ еще просматриваю коменты и почти во все игры играл и они на нем есть на данный момент.

Ответить

На iOS гоняю, порт хороший!

Ответить