Final Liberation. Олдовый вархаммер

Прикоснулся к великому, к игре, которой лет больше, чем мне самому.
Warhammer Final Liberation. Спасибо GOG, который сделал ее играбельной на современных системах, раньше только виртуализация не младше das windows 45 помогала запустить этот шедевр.

Final Liberation. Олдовый вархаммер

Игра представляет из себя пошаговый варгейм в сеттинге далекого будущего. Одиночная кампания это битва за освобождение имперского мира Волистад с глобальной картой, поделенной на сектора (как в dark crusade, например) и пошаговыми же тактическими битвами в этих провинциях. При этом армии ты комплектуешь сам и по довольно интересной механике. Сперва ты покупаешь сам полк (regiment), который открывает тебе слот в армии. У этого полка 4 слота, которые ты забиваешь юнитами. Но выбор юнитов ограничен типом полка. Если ты купил пехотный мордианский полк - купить в его слот танки ты не сможешь и т.д.

Ячейки полка<br />
Ячейки полка
Вот это все нужно зачистить от орчатины<br />
Вот это все нужно зачистить от орчатины

Вышла в 1997-ом году почти одновременно с третьей редакцией настольных правил Epic 40 000. Но все это можно прочитать на википедии. Теперь же личное мнение.

Эта игра УЖАСНА!

Даже для 1997-го года в этой игре нет базовых quality of life фич для пошаговок. У юнитов не отображаются границы их передвижения, как в современном x-com или героях. Даже счетчика затраченных ОД, как в старом fallout 1-2 при наведении на тайл местности тоже нет. Все это нужно высчитывать самому по клеточкам. При этом все равно игра тебя надурит. Вот ты высчитал идеально 8 квадратов, которые проедет твой танк, чтобы осталось на пострелять, ты кликаешь в нужный тайл - а очков не хватает. Оказывается твой танк гусеницей задел тяжелый террейн и потратил 2 очка действия, а не одно. Все, стрелять ты не можешь, зато стоишь красивый прямо перед вражеским орудием. И так во всем. В транспорте нельзя посмотреть, какие именно пехотные юниты в него загружены - только выгружай и смотри (благо ограничения на вход и выход из транспорта нет). Тотальный рандом. Ты не уверен ни в каком своем действии в игре. Например не обозначается LoS юнитов ни в текущем положении, ни тем более в точке, куда ты хочешь передвинуть его. В итоге приходится гадать, если я подвину танк еще на клетку вправо, он увидит противника за лесом уже или еще нет? Никаких тебе прогнозов по атаке, как в каком-нибудь panzer corps. Все, что у тебя есть - это вероятность попадания (которая в 99% случаев будет меньше 50%). Про rollback действия я и заикаться не буду, даже современные пошаговки такой функции не имеют, хотя давно пора (ибо от миссклика никто не застрахован, но почему-то думают о таких вещах только разработчики slitherine games)

Выбран отряд маринов. Никаких обозначений на карте нет<br />
Выбран отряд маринов. Никаких обозначений на карте нет

При этом этот самый LoS работает очень интересно. В игре нет тумана войны в привычном смысле. Если вражеский юнит не скрыт от твоего каким-то препятствием - ты его увидишь даже через всю карту. От того еще непонятнее становится, когда ты уже в радиусе атаки вражеских орудий, а когда еще нет. В итоге половину миссии ты крадешься детскими шажками по одной клетке, чтобы точно не упустить овервотч врага или свою возможность атаковать. Наверно поэтому половину моего ростера составляла артиллерия. Ей плевать на LoS, да и дальность покрывает всю карту.

Другая важная проблема - непонятная система урона. В игре нигде не указывается, есть у тебя шанс пробить цель или нет и какой он. Открывай кодекс и читай про свой юнит, про вражеский юнит и пытайся понять как параметр AP сопоставляется с броней цели.
В итоге твой танк может в упор выдержать залп из вражеского танка, а затем лопнуть за одно попадание какой-то пукалки (при этом система хп если и есть - она скрытая, ты не видишь поврежден твой юнит или нет. Только на больших юнитах появляется белый дымочек при повреждении). Все это превращается в какой-то war thunder 40к и царство ваншотов, где тебе в первый ход через пол карты могут выбить половину техники.
Отдельный кек для тех, кто шарит в лоре. С одного залпа орков с шутами может сдуть почти весь отряд астартес (3-4 модельки из 5) при этом на дистанции в километр. Но как понимаю это больше вина третей редакции Epic, где уровняли все характеристики юнитов различных фракций.

Овервотч триггерится любым вражеским юнитом и нельзя запретить например противотанковому орудию лупить по пехоте. Нет, ваш антитанковый shadowsword с радостью зарядит по вражескому отряду гретчинов из вулкановой пушки, убьет одного и останется без контратак, пока перед его носом будут крутится вражеские роллы-стомпа-дредды.

В общем в 21-ом веке играть в это больно, сложно и непонятно.

Эта игра ПРЕКРАСНА!

И вот не смотря на все эти сложности в базовых вещах для пошаговых игр, играть в final liberation невероятно интересно.

А отчасти это все проистекает тоже из рандома. Система промахов в игре напоминает таковую в fallout. Когда промах по цели атаки никак не отменяет сам снаряд. это физический объект и он все равно куда-нибудь да прилетит и взорвется. В итоге куча ситуаций, когда стреляешь в одну цель, а вместо него попадаешь в другую. Забытые технологии 20-го века, к сожалению. Когда можно было так промахнуться, что даже лучше, чем если бы попал. "Хорошо промазал" как говорится .А уж когда орочья лифта-дроппа (орудие, которое поднимает цель в воздух и швыряет ее в рандомном направлении) швыряет твой танк в другой твой танк и ты теряешь оба юнита, ты не можешь даже злится на эту игру. Только удивиться такой проработке механик. Ваншоты же с одной стороны могут дико накалить, если ты протерял все свои юниты в первый ход. С другой стороны - это отдает реализмом, где у танка нет хп над башней.

Также в игре поистине огромное число различных юнитов и массовые баталии с десятками единиц техники и сотнями солдат. От легких багги и бмп "химера" до тяжелых танков а-ля shadowsword и легио титаника.

Да, техника орков выглядит словно игрушечная<br />
Да, техника орков выглядит словно игрушечная
Я не знаю что это, но это срочно нужно вернуть в современный вархаммер<br />
Я не знаю что это, но это срочно нужно вернуть в современный вархаммер
В игре можно собрать свое подразделение из нескольких титанов. При этом каждый снаряжается индивидуально различным вооружением.<br />
В игре можно собрать свое подразделение из нескольких титанов. При этом каждый снаряжается индивидуально различным вооружением.

И при таком разбросе уровня сил юнитов здесь нет нелюбимого мной во многих играх дроча только на самую мощную технику. Сбалансированная армия важнее лимита титанов. Потому что они при всей своей разрушительной мощи могут не успеть уничтожить врага или отбить точки на карте и проиграть по очкам.

Мой полк легкой пехоты смог отбить атаку вот этой громадины при том, что даже не имел средств поцарапать краску на ней. Но гвардия как обычно умирала достаточно долго, чтобы враг потерпел поражение по итогу.
Мой полк легкой пехоты смог отбить атаку вот этой громадины при том, что даже не имел средств поцарапать краску на ней. Но гвардия как обычно умирала достаточно долго, чтобы враг потерпел поражение по итогу.

Разрушаемость - еще одна забытая технология из темной эры игропрома. Да, в этой неприглядной внешне игре пехотные юниты могут засесть в здании, а вы своими орудиями - сравнять это здание с землей, похоронив под обломками противника.

Следующий пункт для заядлых игроков в игрульки по вахе - НЕТ задолбавших кадианцев. Эта затычка во все бочки, уже и планету их раскололи, а они все еще главное лицо гвардии. Благо эта игра из лучших времен, когда модельный ряд гвардии состоял из разных полков, а не осточертевших кадианцев. Вместо них вам:

Мордианская гвардия - ваши первые полки в начале игры. ГВ, кстати где они?<br />
Мордианская гвардия - ваши первые полки в начале игры. ГВ, кстати где они?
Мои любимые таларнцы. Кстати гв, а они где?<br />
Мои любимые таларнцы. Кстати гв, а они где?
Катачанцы. Их я против орков так и не выпустил - это было бы военным преступлением<br />
Катачанцы. Их я против орков так и не выпустил - это было бы военным преступлением
ДИЧАЙШИЕ всадники Аттилы<br />
ДИЧАЙШИЕ всадники Аттилы

В игре еще присутствуют силы планетарной обороны и ультрамарины. Но последние (абсолютно заслуженно кстати) являются оверпрайс мусором по сравнению с юнитами гвардии. Их танки жижа, их артиллерия жижа, их пехота тоже по сути жижа, т.к. не имеет тяжелого вооружения для борьбы с бронетехникой. Остается им только булькать.
Анимация пехотных юнитов довольно проработанная как для жанра, так и для года выхода. Пиксельные солдаты бодро дергают ножками при передвижении, копают землю при рытье окопов и картинно умирают, выпуская фонтан крови из груди при смерти.

Рисовка и анимация юнитов на уровне первого cnc<br />
Рисовка и анимация юнитов на уровне первого cnc

Это игра из 90-ых, вместо игровых синематиков тут ролики с живыми актерами (скорее правда программистами, судя по игре большинства лицедеев). Такая милая кринжатина былой эпохи.

Даже куклу орка сделали для роликов, уважаемо.<br />
Даже куклу орка сделали для роликов, уважаемо.

Но всегда в таких синематиках находится актер, который полностью вытягивает собой все сцены и оправдывает само их наличие. В серии cnc это был Кейн. В Final Liberation это без сомнения единственный и неповторимый комиссар Хольт.

Комиссар ведет переговоры с планетарным губернатором
Вы разочаровали комиссара<br />
Вы разочаровали комиссара

Персонаж абсолютное украшение данной игры. Особенно сцена, где он так невзначай говорит "я был комиссаром у двух лордов-комаднующих до вас... не сочтите это угрозой". Не удивительно, играет его настоящий британский актер, пусть и совсем не звездный.

Итого:
Лично я, принюхавшись за 2-3 часа к ну совершенно ублюдскому управлению и околонуливой информативности интерфейса, начал получать одно удовольствие от этого ретрокуска искусства. Это действительно поражает, когда в играх прошлого века встречаешь механики, которые и сейчас-то никто не реализует. После бутафории современного гейминга прямо приятно видеть, как снаряды летают по своим траекториям как физически объекты, как обломки являются не просто спрайтами. а вполне могут убить рядом стоящего юнита... не хватает вот этого. Рабочей физики мира.

Но тут конечно я еще и скрытый вахафаг... ой. Уже не скрытый выходит, придется отцу звонить и признаваться.

А из вас кто-то пробовал этот раритет по первоклассным ценам?

11
4 комментария