Ретро Алексей Хромов
13 941

Формат, изменивший мир: история VHS

Как началась и почему закончилась эпоха видеокассет.

В закладки

Одним из главных символов поп-культуры восьмидесятых, без преувеличения, можно назвать видеокассеты формата VHS. Их появление и массовая популярность сильно повлияли на производство и прокат фильмов, позволив людям смотреть кино дома или записывать его с телевизора.

Вспоминаем, как появился этот формат, почему именно он захватил весь мир, и когда же «ушла эпоха».

Предыстория: появление видеозаписи

Ещё задолго до появления видеокассет привычного нам вида перед инженерами разных стран возникла задача — создать аппарат для записи видеосигнала, чтобы получить возможность транслировать одни и те же передачи в разных часовых поясах. Для понимания: до этого в ходу были только «кинорегистраторы», то есть буквально кинокамера, которая снимает монитор.

Кинорегистратор «Маркони» в Национальном техническом музее Чехии

Задавшись целью записывать сигнал напрямую, а не переснимая изображение, изобретатели предлагали различные методы. И самый передовой из них придумал ещё в тридцатые годы советский инженер К. Л. Исупов. Он предложил принцип записи, который потом стал прообразом всех будущих видеокассет. Однако воплотить его идеи в реальность не удавалось ещё в течение следующих 20 лет. Сначала разработчики пошли по более простому, но, как оказалось, нежизнеспособному пути.

Первый рабочий видеомагнитофон создали в конце сороковых. По сути, принцип его работы повторял идею записи звука: магнитная плёнка перемещалась вдоль неподвижных видеоголовок, продольно записывая несколько дорожек, отвечающих за определённый цвет, звук или синхронизацию. Но из-за того, что видеосигнал имел больший диапазон, чем аудио, пришлось в разы увеличить скорость протяжки ленты.

В разных странах были свои стандарты скорости и количество дорожек, но проблема у всех оставалась одна — огромный расход материала. 15 минут записи требовали рулон плёнки диаметром около полуметра, а качество при этом оставалось очень низким. К тому же, тяжёлые конструкции, работающие на огромной скорости, были очень опасны.

И только в 1956 году американская фирма Ampex под руководством Александра Понятова смогла воплотить идеи Исупова в жизнь. Если не вдаваться в технические подробности, то он придумал расположить дорожки поперёк магнитной ленты и протягивать плёнку вдоль вращающегося барабана с магнитными головками. Этот метод оказался более компактным и надёжным.

Но до привычного нам формата видеомагнитофонов было ещё очень далеко. Аппараты были настолько громоздкими, что их перевозили на специальных машинах. Например, первый видеомагнитофон фирмы Ampex VR-1000 весил около 600 килограмм и стоил 50 тысяч долларов. Из-за этого подобные модели могли приобрести только крупнейшие телестудии.

Ampex VR-1000 в National Science and Media Museum в Великобритании

Очередной прорыв произошёл после появления наклонно-строчного формата видеозаписи. В данном случае дорожки располагаются на плёнке под углом, что позволяет сделать каждую из них длиннее и записать больше информации на один поворот барабана. Это позволило менять скорость при просмотре (отсюда родилась перемотка с картинкой) и делать стоп-кадры. И именно такой подход стал толчком для появления и развития бытовых видеомагнитофонов.

Битва форматов

Компания JVC, придумавшая VHS, не была первой и даже лучшей в плане разработок видеокассет. Чуть раньше Sony предложила свой собственный формат U-matic, на основе которого потом сделали видеокассеты Betamax. А первыми помещать плёнку в пластмассовый корпус стали Philips и Grundig, придумав VCR — квадратные кассеты.

Все эти разработки основаны на принципе наклонно-строчной видеозаписи, но различались формой кассет, шириной ленты, способом протяжки в проигрывателе и прочими техническими характеристиками. Но для конечного потребителя оказались важны гораздо более простые параметры.

Основная конкуренция развернулась между JVC и Sony — VCR из-за множества технических сложностей быстро сдал позиции. У Betamax же было одно преимущество — качество записи. Изображение и звук в этом формате передавались лучше, к тому же, при копировании кассеты качество почти не терялось. Именно поэтому продукция Sony закрепилась в профессиональных кругах. Зато VHS выиграли по главным пунктам: цена, надёжность самой кассеты и длительность записи.

Это логично, ведь поначалу сигнал с видеомагнитофона передавался через антенный кабель, что сказывалось на картинке. Поэтому конечный потребитель не мог заметить разницу в качестве. И при этом формат VHS предлагал не только более дешёвые проигрыватели и сами кассеты, но и позволял записать на одну плёнку целый фильм (а потом и больше).

На первые же кассеты Betamax помещалось не больше часа видео. К тому же, разработки JVC были открытыми и упрощали совместимость кассет, записанных на разных видеомагнитофонах, а Sony пытались сохранить формат закрытым.

Первый VHS-видеомагнитофон JVC HR-3300 в Pavek Museum в США

Но главным шагом к победе VHS в битве форматов можно считать выпуск первого домашнего видеомагнитофона JVC HR-3300 или Victor HR-3300, как его назвали в Японии. Устройство было представлено в сентябре 1976 года. С момента его появления Sony и стандарт Betamax теряли всё больший процент рынка, и в последующие годы продукция формата VHS составляла до 90% всего оборота видео.

Домашнее видео и прокаты

Первые видеомагнитофоны стоили недёшево, однако новинка постепенно привлекала всё больше покупателей. Людям нравилась возможность записывать и пересматривать телепередачи, но главное — у зрителей появилась возможность смотреть любые фильмы на свой выбор прямо дома и именно тогда, когда им хочется, вне зависимости от расписания телеканалов и кинотеатров.

Постепенно перспективы этого рынка оценили и киностудии. Первый фильм, который выпустили на VHS — южнокорейская драма «Молодой учитель» 1972 года. А в США первопроходцем стала компания 20th Century Fox, у которой на тот момент было не слишком хорошо с финансами. В 1977 году они подписали с фирмой Magnetic Video договор на распространение 50 фильмов на видеокассетах.

Первыми на VHS в США вышли «Звуки музыки», «Паттон» и «Военно-полевой госпиталь» (MASH). Их продавали по 50-70 долларов за копию. Эксперимент оказался успешен и через пару лет 20th Century Fox купили фирму, сделав её частью своей студии.

Распространение фильмов на видео повлекло за собой появление совершенно новых рынков. Появилась целая прослойка картин, которые не выходили в широкий прокат, а выпускались сразу на видео. С другой стороны, распространение видеомагнитофонов чуть не привело к кризису производства кино. Фирменные видеокассеты в то время стоили достаточно дорого. Если говорить о рынке США, за кассету с одним фильмом просили от 60 до 90 долларов.

Переворот произошёл только в 1987 году, когда «Лучшего стрелка» (Top Gun) стали продавать на носителях по рекордно низкой цене 26.95 доллара, что тоже не так уж и мало. А ориентироваться при выборе фильма можно было лишь на рекламу и «сарафанное радио».

Разумеется, всё это привело к распространению пиратской продукции. За меньшие суммы в полуподпольных магазинах продавали нелегальные копии фильмов. Но главное, появились многочисленные видеопрокаты, где примерно за 10 долларов зритель мог взять кассету на время. Популярность нового бизнеса была просто ошеломительной. По приблизительным подсчётам, только за 1985 год в США в прокат взяли около 120 миллионов фильмов.

Конечно, далеко не все из них были официальными, но судебные иски от студий к таким прокатам чаще всего ни к чему не приводили. От засилья пиратской продукции спасало лишь то, что многократное копирование VHS-кассет и большое количество просмотров портило плёнку: по ней начинали идти полосы, пропадал звук, механизм разбалтывался, и кассета начинала застревать в видеомагнитофоне.

Домашние видеокамеры

Sony проиграла и битву за любительские съёмки. Она выпустила свою первую видеокамеру Betamovie, но не учла, что в данном случае определяющую роль сыграет компактность. К тому моменту в Panasonic уже разработала мини-кассету VHS-C. На неё помещалось меньше видео, чем на полноразмерную, но это позволило сделать ручные VHS-камеры лёгкими и удобными для переноски.

Камера JVC GR-C1 образца 1984 года

Первые же камеры стандарта Betamax использовали полноразмерные кассеты. И опять же, это определило их судьбу — они в основном остались лишь у профессионалов, для которых на первом месте стоит качество.

Позже Sony создала новый стандарт Video8. Он оказался компактнее, чем VHS-C, предлагал лучшее качество и позволял записывать до полутора часов видео. Но это случилось уже в 1985 году, когда борьба за пользователей уже окончилась и у всех дома были видеомагнитофоны VHS.

Развитие и улучшение качества VHS

Развитие стандарта VHS шло двумя путями. Во-первых, появлялись кассеты большей длительности. Если изначально длины плёнки хватало на два часа, то потом она увеличилась до шести часов. Плюс добавился стандарт LP (Long Play) — он позволял записать на кассету в два раза больше, правда, за счёт сильной потери качества. А позже появился даже EP/SLP, увеличивающий время записи втрое.

Адаптер VHS-C /S-VHS

Параллельно JVC старались повысить качество записи и воспроизведения кассет VHS. В 1985 году появился стандарт VHS HQ, а двумя годами позже Super VHS, в котором картинка и звук уже не уступали новой разработке Sony — Superbeta. Правда, эти новинки далеко не сразу добрались до конечного пользователя.

Новые видеокассеты стоили значительно дороже, а при домашнем просмотре увидеть разницу было сложно. К тому же, старые VHS-магнитофоны не могли воспроизводить S-VHS, и далеко не все были готовы покупать новую технику.

VHS в СССР

Появление видеопродукции в СССР шло примерно так же, как и в остальных странах, разве что с поправкой на культуру и местные законы. «Советы» практически избежали «войны форматов», поскольку собственные разработки оставались закрытыми, а из-за границы привозили уже только популярные VHS-видеомагнитофоны.

Первый советский видемагнитофон «Электроника-ВМ-12». Фото: Валерий Кручина

В первые годы власть старалась игнорировать распространение новой техники на Западе. Но «выездные» граждане привозили всё больше видеомагнитофонов и кассет. Тогда импортная техника появилась в валютных магазинах «Берёзка», а потом и в комиссионных товарах, правда, цена на неё превышала годовой доход многих людей.

Параллельно в СССР наладили производство и своей аппаратуры. Первый советский видеомагнитофон вышел в 1984 году и назывался «Электроника-ВМ-12» — официальная копия японского Panasonic NV-2000. Купить его было очень проблематично, для этого требовалось записаться в специальную очередь, в которой можно было находиться годами.

А в приложенном к видеомагнитофону паспорте были талоны на покупку видеокассет VHS-формата. Но кассеты советского производства так и не обрели популярности. Во-первых, из-за того, что их было трудно купить, во-вторых, из-за жёсткого тяжёлого пластика и специфического запаха.

Покупая иностранные кассеты, обычные люди впервые узнали о разных цветовых системах. Почти все иностранные фильмы были записаны в стандарте Pal, а советские телевизоры работали в стандарте Secam. Из-за этого изображение оказывалось чёрно-белым. Но довольно быстро умельцы придумали переходники, которые вручную впаивались в телевизор.

И это касалось только европейского стандарта — такие кассеты маркировались буквой E (E-180, E-240). С видеокассетами американского производства с маркировкой T (например, самая распространённая в США T-120) проблем было ещё больше. Они записывались с другой частотой вращения барабана. Поэтому смотреть такую запись на обычном видеомагнитофоне было невозможно.

Законными и незаконными способами видеомагнитофоны и кассеты распространялись всё больше, и в 1986 году Совет Министров РСФСР подписал указ об открытии официальных видеозалов и пунктов проката. Но поскольку их развитие ограничивалось всё ещё существовавшей цензурой, подавляющая часть рынка так и осталась пиратской.

Фото с сайта Back in USSR

Поначалу обладателей видеомагнитофонов было довольно мало, что привело к традиции смотреть фильмы, собираясь компанией в гостях. А потом более предприимчивые граждане стали организовывать собственные «видеосалоны». Так называлось любое помещение, где стоял телевизор, видеомагнитофон и стулья. Плата за посещение салона была выше, чем билет в кино, но зато там показывали фильмы, которые официально были запрещены в СССР, в частности, эротику вроде «Греческой смоковницы» и ужасы.

На такие салоны регулярно совершались милицейские рейды, пресекая незаконную деятельность. Кроме того, существовала легенда, что милиция и КГБ отлавливают тех, кто устраивает дома просмотры эротических фильмов.

Говорили, что во время рейда в квартире отключают электричество, чтобы застрявшую кассету можно было использовать как доказательство. Именно поэтому в первые годы распространения большей популярностью пользовались видеомагнитофоны с механическим открытием, срабатывавшим даже без электричества.

Фото с сайта Back in USSR

Но с каждым годом контроль за оборотом продукции ослабевал, а в начале девяностых Советский Союз развалился, открыв подпольным предпринимателям неограниченные возможности для деятельности. В страну хлынули недорогие VHS видеомагнитофоны Daewoo, GoldStar и Samsung. И, как следствие, на каждом углу открылись магазины видеокассет и салоны проката. Видеомагнитофоны появились во многих домах, что, разумеется, свело деятельность видеосалонов к нулю.

Большинство фильмов продавались на простых видеокассетах, не имевших даже фирменной обложки. Названия писали на наклейке от руки или печатали на машинке. Обычно на такую кассету помещалось два фильма, чаще всего с одноголосым переводом. При этом из-за недостатка хронометража у второго фильма иногда обрезали титры, а то и финал.

Фото из livejournal

В противовес им всё больше распространялись и лицензионные кассеты таких студий, как «Видеосервис» и «Екатеринбург Арт Home Video». Хотя значительная часть «лицензионных» кассет, продававшихся в магазинах, производилась теми же пиратами, только с большим вложением средств. Например, для них делали цветные обложки, а хронометраж обрезали точно под фильм.

Закат эпохи

Восьмидесятые и девяностые годы во многих странах, в том числе и России, полноправно можно назвать «эпохой VHS». Количество проданных каждый год видеомагнитофонов этого формата исчислялось миллионами, а общее число кассет вряд ли вообще поддаётся счёту.

Закат эпохи видеокассет связан с развитием компьютеров: аналоговую запись стала вытеснять цифровая, обладавшая очевидными преимуществами. Сначала фильмы и видео стали писать на CD, а в 1996 году появился первый DVD-плеер.

Первый DVD-плеер Toshiba SD-3000

Последней попыткой JVC удержать свой легендарный формат на плаву стала разработка цифрового носителя D-VHS, позволявшего записывать на магнитную плёнку данные в формате MPEG-2. Любопытно, кстати, что в России до этого уже разработали похожую технологию под названием «АрВид» (Архиватор Видео). Она позволяла использовать видеокассету как стример.

Но из-за проблем с совместимостью различных проигрывателей, дороговизны кассет и слабой рекламной кампании D-VHS не получили массового распространения, уступив место дискам.

А вот классические видеокассеты ещё долгое время держались на рынке за счёт дешевизны. Только к 2003 году прокат фильмов на DVD обогнал VHS. А в 2005 году вышел последний фильм на видеокассетах — «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга.

С этого момента каждый год производство VHS-видеомагнитофонов шло на убыль. Чаще всего их уже продавали в виде «двоек», совмещая с DVD-проигрывателями. В 2008 году прекратил производство пионер формата JVC, а последний видеомагнитофон выпустила фирма Funai уже в 2016 году, навсегда закрыв эпоху VHS.

На сегодняшний день уже и DVD ушли в прошлое. Но при нынешней моде на ретро «эпоху VHS» многие вспоминают с теплотой. Отчасти потому, что именно тогда большое кино пришло в дома простых людей, а в нашей стране это ещё и стало символом перемен и для многих первым знакомством с западным миром без какой-либо цензуры.

#истории #месяц80х

{ "author_name": "Алексей Хромов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u044f\u044680\u0445","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 205, "likes": 385, "favorites": 332, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 30429, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 06 Nov 2018 13:41:56 +0300" }
{ "id": 30429, "author_id": 17921, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/30429\/get","add":"\/comments\/30429\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/30429"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64967 }

205 комментариев 205 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
97

Тот самый случай, когда смотришь касету с эпичным боевиком, а с середины начинается запись свадьбы родителей. Эхх

Ответить
74

Или когда нашел кассету в коробке из под мультика, а там совсем не мультик.............. Вот так и начались познания запретных тем в 7 лет :D

Ответить
54

Эта кассета сделала меня королём средней школы.

Помню, как я взял её у деда (на тот момент ему было 75 лет).
Думаю, ну крутая же обложка, название крутое, главный герой спасает девушку очевидно от смерти - круто!
Ровно после первой минуты фильм прерывался и начинался ядрёный Playboy. (со сцены, где офигенная блондинка в стиле Мэрилин Монро занималась сексом сидя на белом рояле)

Есть смысл объяснять что это означало для 10-летнего подростка, который до этого видел разве что античные статуи в музее им. Пушкина?

С тех пор, в моих школьных кругах слово "Астероид" стало неким кодовым словом (и поводом похихикать). "Костян, когда Астероид упадёт?" "Костян, Астероид принёс?", ну и т.д.

Черт, ща заплачу(

Ответить
5 комментариев
49

Хорошо, если свадьба, а не брачная ночь.

Ответить
20

Случаи бывают и хуже. Например, случайно записать трансляцию на кассету со свадьбой родителей...

Ответить
9

Обычно на таких кассетах сразу предохранитель выламывали, чтоб больше ничего записать нельзя было.

Ответить
5 комментариев
17

Это фигня. Вот если ты случайно записал боевик на свадьбу родителей, то реальная жизнь превращается в триллер.

Ответить
1

Буквально "Вспомнить всё" и "Молчание ягнят" в одном флаконе.

Ответить
6

У меня в середине мулан порно оказлось, я не сильно расстроился тогда.

Ответить
1

маленький был, глупый.
"Мулан" - лучший анимационный фильм в истории.

Ответить
1 комментарий
0

Ахах, жиза)

Ответить
30

Спасибо за статью, но как можно было не написать, что в войне "VHS против betamax" первый одержал победу за счёт того, что производители порно продукции решили перейти на vhs. По причине того, что на vhs можно было записать больше видео.
Потом аналогичная ситуация произошла в войне " bluray vs hddvd"

Ответить
20

Я это видел, но официального подтверждения не нашёл. Везде сопровождается пометками «есть теория, что на популярность сильно повлияло распространение порно»..

Ответить
8

Ну это вообще распространенный класс теорий.
Есть теория, что на популярность интернета сильно повлияло распространение порно.
Есть теория, что на популярность стриминга сильно повлияло распространение порно.
И много еще.
Хорошие теории, мне нравятся, многое объясняют.

Ответить
1 комментарий
0

Еще скажите, что онлайн-платежи не производители порно придумали

Ответить
2

Кстати, да. Лет 8-10 назад читал в игромании статью про войну Betamax и VHS и там говорилось, что порно основная причина победы VHS и вообще двигатель прогресса

Ответить
7

Со вторым утверждением не поспоришь, интернет тоже по этой причине появился.

Ответить
2 комментария
2

То, что на vhs можно записать больше, является в любом случае его преимуществом.

Ответить
1

Так и производители обычных фильмов тоже выбрали VHS, потому что на Betamax даже целый фильм нельзя было записать, что как бы довольно серьезный недостаток. Короче сони сделали какой-то формат чисто для себя, с memory stick такая же фигня. Вот blu ray взлетел да, но тут больше не порно повлияло, а то что PS3 было самым дешёвым плеером, в котором ещё и игры можно было играть. Возможно если бы Майкрософт поддержала HD DVD в свое время все бы сложилось иначе.

Ответить
27

А самым главным в детстве было что? Правильно, кассетку потом на то же самое место перемотать!

( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
18

Сейчас больше эпоха сервисов, нежели самих носителей. Blu-Ray по сути тоже прошлое, хоть он и жив сейчас. А собственно жив потому, что ничего нового не придумали, да и не зачем.

Ответить
0

Я как-то нашёл аппарат на котором можно было хранить фильмы в высоком качестве и смотреть на тв, но потерял название (на англ оф сайт только был). На нем вроде и поддержка blu ray дисков была. Не знаешь что это может быть?

Ответить
1

Как я понимаю, речь о чем-то таком. Медиаплееры на платформе Network Media Tank, занятные фиговины, в свое время дома HD-контент (ну ладно dvd-рипы) прямо на него с торрентов качали и смотрели.

Ответить
1 комментарий
0

Хз, если честно.

Ответить
0

ASUS такие комбайны вроде делала, там и HDD и привод были.

Ответить
–4

Консольщики негодуют.

Ответить
0

Это сейчас к чему вообще?

Ответить
20 комментариев
12

А я помню, как в детстве кому-то дала посмотреть диснеевский мульт "Геракл", а мне вместо него вернули порнуху..

Ответить
19

Хуже, если наоборот :)

Ответить
10

В детстве отец записывал серии диснеевского Винни-Пуха, транслирующегося по ТВ, на кассету. Я помнил, что на кассете было определенное количество серий (допустим, 10), и соответственно после 10 серии я мотал кассету назад, ни разу не удосужившись проверить есть ли там что-то еще. Как оказалось - есть. Выяснил это мой одноклассник, которому я одолжил кассету и который про количество серий не знал.

Ответить
1

Какая у вас была реакция? Сколько вам было лет? )

Ответить
1

да мне было лет 12, вроде. я вообще не поняла, что там такое происходит сначала)))) перематывала, искала там мультик - так и не нашла.
не помню, сказала ли маме...
Наверное, не сказала. Потому что потом уже намного позже, когда мне было лет 16-17 с сестрой и подругой посмотреть пытались.. ))))

Ответить
3 комментария
6

Все еще храню дома кассеты и видик... Может когда-нибудь устрою вечер лампового VHS.
А может это потом уйдет в окончательное небытие.

Ответить
10

Есть опасность, что ламповый просмотр не удастся, поскольку многие старые кассеты портятся просто от времени.

Но я до сих пор помню, как клеили порванные плёнки маминым лаком для ногтей

Ответить
8

Устроил себе такое на прошлые новогодние праздники. Хватило на минут 15, потом глаза вытекают. Видак + пиратская кассета + жк-телевизор большой диагонали = я так и не понял, это чудовищное качество всегда таким было, или кассета сдохла от времени (Секретные Материалы, 1998)

Ответить
5

На жк такое вообще не возможно смотреть, на ламповых тв качество будет лучше.

Ответить
2

Всегда, но на лампе выглядело совершенно по-другому. Собственно, как и игры поколения снес и нес.

Ответить
1

у дядьки тоже дофига чего осталось, но сейчас ессно это никто не смотрит. И ему лень и я уже фильмы давно не смотрю

Ответить
0

Побывал бы на таком ламповом вечере...

Ответить
8

Россия конечно родина слонов, все на свете первыми "изобрели", правда сделать ничего рабочего не смогли. Борьба с проклятым космополитизмом продолжает цвести и пахнуть ага. В остальном статья довольно милая.

При этом из-за недостатка хронометража у второго фильма иногда обрезали титры, а то и финал.

Ни разу не встречалось такого. Если два фильма подобрать в кассету не удавалось, писали длинный, а остаток заполняли мультиками или каким-нибудь пентхаузом.

В противовес им всё больше распространялись и лицензионные кассеты таких студий, как «Видеосервис» и «Екатеринбург Арт Home Video». Хотя значительная часть «лицензионных» кассет, продававшихся в магазинах, производилась теми же пиратами, только с большим вложением средств. Например, для них делали цветные обложки, а хронометраж обрезали точно под фильм.

Которые никто не покупал, потому что стоили они в 2-3 раза пиратской копии и при этом там был только один фильм а не два. Озвучка от ЕА кстати сказать, тоже оставляла желать даже по сравнению с гнусавым Володарским. Обычно это был мертвенно-монотонный бубнеж с качеством перевода на уровне "выкинем все что не смогли понять".

Ответить
1

А вот это как раз личное. Помню, например, кассету, где были «Робин Гуд — принц воров» и «Робин Гуд и мужчины в трико». Так вот второй был порезан нещадно, там минут 10 вырезали, причём из произвольных мест. Когда увидел нормальную версию фильма — удивился.

Насчёт EA — согласен, иногда жгли с переводом дико :)

Ответить
3

Хорошая статья, спасибо.
многие вспоминают с теплотой

Наверное это про людей 40+. Когда у тебя не было ничего, и вдруг появились кассеты - наверное это было приятно. Но когда ты вырос смотря все фильмы в говёном качестве - ностальгии нет. Хорошо что этот формат давно умер.

Ответить
18

Я рос в девяностых. Наша коллекция фильмов выглядела как на картинке ниже (хотя были и лицензионные кассеты, но мало), и я с огромной теплотой и ностальгией вспоминаю то время.
А вот в нулевых у народа стали появляться дешманские dvd плееры и диски к ним "12 экранок в одном" - вот там было реально уг качество, а народ хавал и недоумевал "зачем платить 250-300р за один фильм, когда можно купить 12 за 100р" :)

Ответить
3

...и диски к ним "12 экранок в одном"

Это даже много. При 6 уже не ждали хорошего качества.

Ответить
1

судя по цифрам это прокатные кассеты. У нас в магазине был уголок видеопроката со стопкой картонок, на каждой назнания фильмов и цифра. выбираешь картонку, отдаешь ее вместе с паспортом, забираешь кассету, через день-два приносишь обратно с деньгами, получаешь паспорт обратно )

Ответить
2 комментария
0

Как ни странно, даже некоторые из тех подборок на DVD из 10-12 фильмов в ужасном качестве вспоминаю с теплотой (а некоторые почему-то валяются до сих пор дома). Обычно эти подборки покупались всего для нескольких фильмов, а кроме нужных содержали либо дикий треш, либо изредка можно было найти что-то годное.

Ответить
10

Если детство прошло в период расцвета VHS, то вопрос о качестве мог особо и не стоять. Это сейчас мы понимаем, что качество там слабое, а для ребенка сам факт возможности посмотреть любимый фильм или мультик в любое время, или записать передачу был очень приятным.

Ответить
5

Я, к счастью, до 40+ не дотягиваю :) Но всё именно так, когда отец приносил с работы видеомагнитофон (он был сразу с маленьким теликом) — прям целый новый мир. Хотя на самом деле — просто фильмы типа «Робота-полицейского» и кино с Джеки Чаном на плохих кассетах. Но эмоций просто море.

Ответить
0

Робот-полицейский не просто фильм, что тогда, что даже сейчас. Это абсолютный топ. Естественно от него эмоций было море.

Ответить
2

Я и в 30 вспоминаю с теплотой.
Как на дни рождения родители дарили кассеты с диснеевскими мультиками, которые "на заказ" переписывались в ближайшем видеосалоне. По два на кассету.

Ответить
5

В очередной раз убеждаюсь что DTF это один из лучших отечественных порталов пишущих о кино, с учетом куда КП катится спасают только фкп и DTF.

Ответить
1

tvkinoradio ещё

Ответить
0

А с киноговно чего сейчас? Мне раньше прям доставляло.

Ответить
0

У них бодрый подкаст

Ответить
4

На первой стороне Терминатор 2, на второй стороне примерно 30 серий тома и джерри. На бортике наклеечка с отпечатанным на печатной машинке текстом "Парк юрского периода".

Ответить
1

Так... паааагадите. Откуда вторая сторона у видеокассеты?

Ответить
2

А.Ну да. У нас второй стороной называлось все, что было после первого фильма. Там всегда говно какое-то порезаное было и правильная кассета содержала вместо резаных кинцов- мультфильмы.

Ответить
3 комментария
4

На видеомагнитофоне была полезной функция таймера, который позволял задать время начала записи. Это пригождалось, когда интересный фильм показывали ночью.

А вот время остановки записи можно было не ставить, поскольку наш видеомагнитофон после окончания видеокассеты автоматически перематывал ее на начало. Это значит, что не нужно будет делать этого перед просмотром.

Ответить
4

Помню, как однажды взял у одноклассницы переписать на видеокассете съёмку с Последнего звонка, а в конце были записи её времяпрепровождения со своим олигофреничным бойфрендом, который то разговаривал, как дебил, то пиздил её, потом она там плакала, а он просил у неё прощения... Потом сцена, как одноклассница (к слову, с большими буферами) лежит в постели в белоснежном лифаке, а этот дебил с разгону прыгает к ней в постель с разбегу с криком "Джоанна!" В общем, угорели с друзьями знатно с этой кассеты )))

Ответить
0

Помню, как однажды взял у одноклассницы переписать на видеокассете съёмку с Последнего звонка, а в конце были записи её времяпрепровождения со своим олигофреничным бойфрендом, который то разговаривал, как дебил, то пиздил её, потом она там плакала

Звучит как начало крипипасты.

Ответить
3

я помнится за неимением видика смотрел фильмы через PSone

Ответить
1

У меня остались диски "Аниматрица" и "Агент Джони Инглиш" для PSone. Когда получил (уже не помню откуда) часто пересматривал, тем более ни кассет ни DVD не было, только консоль и телевизор.

Ответить
3

Вот интересно, это ведь, наверно, тот самый Исупов, предложивший прообраз видеокассет, который упомянут в статье? Судя по месту работы - да. Как говорится, спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство.

Ответить
0

Нет. Тот был Кирилл и ученый.

Ответить
0

Есть может какая-то информация по нему? Начал искать только потому, что ничего вообще об Исупове не слышал. Я пытался что-то найти и нашел только вот эту печальную информацию, года примерно совпадают, инициалы полностью, заведующий радиоузлом таки инженер.

Ответить
3 комментария
3

Уж не знаю, как тут к этому отнесутся, но рассказано интересно, советую посмотреть.

Ответить
0

Только хотела о нем написать)

Ответить
3

Появилась целая прослойка картин, которые не выходили в широкий прокат, а выпускались сразу на видео

Знаем, знаем такие фильмы. Буквально до дыр засматривали.

Ответить
3

Грёбаный U-matic

Ответить
2

Какой знакомый агрегат "электроника")))

Ответить
1

в Воронеже делали)

Ответить
2

Ха, VHS. Я тут понял, что CD/DVD не пользовался уже лет пять, ПК без дисковода собрал. Скоро про диски будем читать такую статью :)
Автору спасибо, поностальгировал.

Ответить
0

Где хранишь важную инфу? Надежнее оптических дисков ничего не придумано.

Ответить
1

Для важной инфы есть платные шифрованные облака типа меги (хотя там на халяву 50 гигов - этого до жопы). Кинцы и музон на рейде в десяток терабайт с проверкой жизнеспособности раз в пару лет - знаю несколько ценителей с таким.

А мне, например, ваще пофиг. Все важное в облаках, а неважное мне пофигу. Сидюка уже лет 8 не имею в наличии.

Ответить
0

Хм, наверное, у меня нет настолько важной инфы. Фото на диске и в ВК, музыка в облаке, все важные доки есть в почте.
А что ты понимаешь под важной инфой и хранишь на дисках?

Ответить
0

Насчет компа не скажу, у меня его дома нет. А фильмы часто покупаю на Blu-ray

Ответить
2

Как-то батя нарыл запаянный блок со "Звёздными Войнами" и тогда я окунулся в эстетику качественного зарубежного кинематографа и фантастики по желанию, а не по телепрограмме.

А в другой раз уже я нашёл кассету с проном. И могу сказать, что актёры порно в то время были красивыми.

Ответить
0

Тоже думал, что красивее. Но понял, что сейчас просто HD-качество, поэтому все несовершенства видны.

Ответить
2

У меня во всю пашет последнее время, оцифровываю домашние записи.

Ответить
2

Оставлю это здесь:

Ответить
2

Звездные войны, боевики со Сталлоне и Шварценегером, Крестный отец, Ван Дамм, Джон Ву с Наемным убийцей и Круто сваренными. И конечно святая троица Верховена - Робокоп, Вспомнить все и Звездная пехота.

Ответить
1

"К тому же, разработки JVC были открытыми и упрощали совместимость кассет, записанных на разных видеомагнитофонах, а Sony пытались сохранить формат закрытым."
Сони как всегда, со своими эксклюзивами

Ответить
3

Самое клёвое, что Сони из этого ничего не вынесли и спустя годы ровно так же облажались с мини-дисками

Ответить
0

а потом с айподами, сказав что такое не надо )

Ответить
1

Задавшись целью записывать сигнал напрямую, а не переснимая изображение, изобретатели предлагали различные методы. И самый передовой из них придумал ещё в тридцатые годы советский инженер К. Л. Исупов.

Вот тут немножко порадовался за свою фамилию)

Ответить
1

Году в 2012 примерно подрубил видик чтоб показать тогдашней девушке моей Форреста Гампа, оно того стоило (:

Ответить
1

а зачем именно на видике?

Ответить
1

Стоял пылился на видном месте, плюс хотел ей сам фильм показать.

Ответить
1

"Обычно на такую кассету помещалось два фильма, чаще всего с одноголосым переводом. При этом из-за недостатка хронометража у второго фильма иногда обрезали титры, а то и финал."
Помню у меня была кассета с Хищник 1-2. Во втором фильме был вырезан фрагмент, где напарник Гловера приходит ночью на место преступления забрать наконечник хищника. Я не знал этого момента, когда увидел по телику, подумал, показывают какую то расширенную версию. Помню ещё Нико 1-2 и Нико 3-4 )))

Ответить
1

А потом все фильмы с Сигалом называли Нико :)

Ответить
1

Ага, при чём ни один из них никогда не назывался Нико. Где то давно читал легенду, что пираты назвали фильм так, потому что им досталась обрезанная копия начальных титров фильма Над Законом, где Сигала и звали Нико. Названия не знали фильма, вот и назвали именем гл. героя

Ответить
1

Нынче развивают технологии передачи по сети, большая архивация и более высокая скорость декодирования, создание новых форматов щебы почти аймакс только гигов 10 максимум. Привет моей любимой Matroska

Ответить
1

Ага,и переходник этот в народе называли декодор,блин... Прям ностальгия)))

Ответить
1

Эх, молодо-зелено! LP наше все. Мы даже с телека писали, ювелирно вырезая рекламу. Времена расцвета горбушки...

Ответить
0

Уже заблочили -__-
А вот ЕР перебор, плохо писалось, поэтому не использовали. Всегда вымеряли время, чтоб четко влезло. Брали кассеты на 240 минут. Видак и телек у нас были соньковские, предки долго целились, а потом потратили почти все накопленное. Мне на сегу еще занимали у соседей 100 баксов, обещали ж, не могли не купить)

Ответить
1

Спасибо автору за отличную статью.

Ответить
1

В 5-6 классе иногда смотрели beyond taboo с гнусавым переводом у друга, пару раз с его сестрой и её подругой. Сцена в ванной ( https://www.pornhub.com/view_video.php?viewkey=7f327f064614bc8d6337 ) девчонкам почему то не нравилась ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
1

тоже хочу сказать спасибо за статью. очень теплая и душевная, такая же как и далекая эпоха vhs.

Ответить
1

спасибо , хорошая статья

Ответить
1

Если в СССР на подобные развлечения не было денег или знакомств, то в 91-м уже пришло кабельное - видеосалон на дому. Помню, что если показывали заставку трайстар или королко, то автоматически это означало, что будет шедевр - какой-нибудь терминатор 2 или тому подобное. Сейчас и представить сложно, что в 15 лет ты еще не видел вообще никакой классики современных, в общем-то, тебе фильмов )

Ответить
1

Отличная публикация, с удовольствием прочел.

Ответить
1

В России до этого уже разработали аналогичную технологию под названием «АрВид» (Архиватор Видео)

Сразу вспомнилось: Свершилось! Hаконец-то фидошники приспособили видеомагнитофон для воспроизведения видеоизображения.

Ответить
0

Про Арвид неправильно в статье, это была не система записи цифрового видео, а система архивации данных на видеокассету как на стример.

В компьютер вставлялась ISA-плата, которая длинным шлейфом соединялась с композитным входом-выходом видеомагнитофона и от шлейфа отходил проводок с инфракрасным светодиодом для управления видаком (обучение под конкретную модель было тем ещё испытанием). Сам магнитофон и ленты должны были быть S-VHS, т.е. довольно дорогим удовольствием — потому что на ленту просто-VHS данные писались с диким количеством ошибок и не факт что файлы после записи можно было считать обратно. На 180-минутную кассету помещалось 2 гига в режиме записи SP и 3,2 в LP. Эх, вот времена... :))

Ответить
0

Да, поэтому и появился этот анекдот про фидошников :-).

Ответить
0

Я имел ввиду немного другое. Что обе технологии работали с цифрой, используя видеокассету. Немного исправил.

Ответить
1

Ребята мы застали золотые времена с вами. Никому уже не испытать эти чувства. Не в видео, не в играх, не в музыке. Крутые, а главное интересные были времена.

Ответить
1

Оооо, сколько слёз было пролито над зажеванными кассетами, которые нельзя было втыкать в видак без родителей.

Ответить
1

* на Арвид насколько помню гига 2 помещалось.. и когда у нас появились первые ДВД болванки (Самсунг, тогда ещё бренд только только набирал обороты и формат до конца не устаканится - было много ошибок), то архивировали именно на VHS-кассеты..

Воспоминаний целый океан.. :) первую кассету свою уже не помню, но последнюю запомнил - это был "Голод" с Дэвидом Боуи, Денёв и Сэрандон.. кассета была "Премьер видео фильм" Уорнеровская 2003 года.. с обалденной картинкой и звуком.. (сам фильм 1983 года и учитывая, что смотрел я его тогда впервые - это было очень достойно)

По поводу якобы мифа о порно-индустрии и VHS - так это никакой не миф :)) сами посудите: это же табу и вот появилась возможность все свои желания и фантазии сохранить/купить.. просто они выбрали именно этот формат - более дешёвый в копировании и сами их фильмы особо длинными не были.. нелегальный оборот исчеслялся млрд в год (это тогда! мафия то да сё) + обменники так же были в двуформатном режиме и клиент сам выбрал что лучше/удобнее (доступность/дешевизна относительная/компактность у VHS)

Что касается самой JVC - для меня это так и осталось загадкой (как и Sony впрочем) - передовые корпорации, которые вместо прорыва и захвата технологического предпочли почивать на лаврах/или облизываться на идеальный дизайн.. может я и не прав, но тот же Самсунг в роли догоняющего показал, что есть Ху (не говоря о яблочной корпорации)

Хочу отдельно рассказать о видеосалон мечты: мягкие кресла (телек на два кресла, всего три телека) - приглушённый свет или вовсе его отсутствие (Чужие, брателло 2/3 фильма с закрытыми глазами просмотрел) - это был кайф :)) или его антипод: где-то пять рядов по 15 стульев.. сам тв размером чуть больше марки почтовой - так я впервые посмотрел Звёздные войны:))

Вообще в период видеосалонов я смотрел всё что показывали.. то есть несколько сотен-то точно.. ;)) помню как владелец одного салона всё приговаривал перед тем как пропустить меня в "зал": " Смотри не перевозбудись!" (на эротику, вполне серьезно так говорил.. пускать-то вообще не должен был, но 1 рубль - это 1 рубль)

Помню видак Тошиба и 32х замедленная воспроизведение... это нечто :))

Спасибо всем!
(добро это до сих пор не выбросил - рука не поднимается)

Ответить
1

До сих пор помню батины рассказы из суровых девяностых о том, как люди менялись, на полном серьезе давали жигули взамен на видеомагнитофон на месяц.

Ответить
0

Ну DVD-то рано хороните!) До сих пор актуальный формат, составляющий основную часть ассортимента профильных онлайн- и ритейловых магазинов. BD, конечно, очень сильно наступает на пятки в последние годы, когда начал дешеветь.

Ответить
1

Да кто смотрит то фильмы в DVD качестве то сейчас

Ответить
1

Кто-то смотрит, если в MediaMarkt рядом со мной постоянно обновлялся ассортимент (пока они не начали сворачивать лавку) и новинки исправно сметали с полок.
Есть такая категория - "обычные люди". Они не сидят на игровых сайтах, не имеют в гостиной 4К, не готовы выкидывать по полторы-две тысячи на блюрей за один поход в магазин или не имеют скоростного интернета. Они заходят в магазин "взять че-нибудь посмотреть". И берут.
В онлайн-магазинах топы продаж в основном тоже на DVD.

Ответить
7 комментариев
0

Самое смешное, что с приходом современных кодеков (тот же лютый h.265) в однослойный двд можно такого качества понапихать, что от блюрея только эстет отличит) Но это все для гиков, мало актуальной техники поддерживает.

Ответить
10 комментариев
0

Для понимания: до этого в ходу были только «кинорегистраторы», то есть буквально кинокамера, которая снимает монитор.

А на монитор с какого носителя выводилось изображение? Не поняла о чем идет речь.

Ответить
1

Просто телевизионный сигнал. В эфире идёт телепередача, стоит монитор, на который передаётся сигнал, и тут же его записывают на киноплёнку. Если не вдаваться в тонкости, то вот так.

Ответить
0

так кстати потеряли оригинальную запись высадки на луне. Когда астронавты выходили то сигнал транслировали в ближайшую станцию приема - в Австралии. Где его снимали с монитора и через кинорегистратор передавали в США, теряя попутно в качестве

Ответить
0

То чувство, когда родился в 90ых и вроде бы застал VHS, но только у друзей, ведь у самого никогда не было видака.

Ответить
1

У меня были такие друзья. Благо можно было вместе смотреть, как раз и повод лишний раз в гости прийти!

Ответить
0

Можно привести какие-то цифры, для лучшего понимая насколько dvd превосходил vhs и d-vhs в качестве картинки?

Ответить
1

А в голых цифрах нихрена он не превосходит. Глянул гугол ради интереса, в кассеты писали 576i и 480i. В двд тож самое. Только у первых сигнал аналоговый, а у двд - цифровой мпег2. Правда есть один большой нюанс, в двд писался крутой многоканальный звук.

Сам помню, что предпочитал смотреть уже даже после 2007го прокатные лицензионные дивидюхи из-за него, чем ту пиратскую фигню, что ходила в цифре среди знакомых на флешках) С интернетом тогда туго было.

Ответить
0

Первый советский видак появился далеко не в 84м

Ответить
0

Насколько я знаю, «электронику» начали делать с 1982-го, но в массовое производство он пошёл именно в 1984. Если вы знаете что-то ещё — расскажите, я не нашёл

Ответить
0

Если не ошибаюсь, Спектр вышел году так в 72-74м

Ответить
1 комментарий
0

https://www.youtube.com/channel/UC3eIvYf52TO1I4wOiy_-z-A
Есть такой ютубер, советую. Например, он перевел первый сезон сериала "Кобра Кай" - крутая штука)

Ответить
0

Всё будет VHS.

Ответить
0

У флинфлайтаггарта на эту тему 3 видоса есть

Ответить
0

Спасибо за статью, очень познавательно и написано отлично.
В будущем хотелось бы почитать об эпохе blu-ray и борьбе форматов диск-цифровой сервис.

Ответить
0

"Переворот произошёл только в 1987 году, когда «Лучшего стрелка» (Top Gun) стали продавать на носителях по рекордно низкой цене "

"По приблизительным подсчётам, только за 1985 год в США в прокат взяли около 120 миллионов фильмов."

Так переворот в 87 году произошел или в 85?

Ответить
0

В 1987 году стали дешевле продавать.
В 1985 — статистика по прокату.
Что вас смущает?

Ответить
0

"Переворот произошёл только в 1987 году, когда «Лучшего стрелка» (Top Gun) стали продавать на носителях по рекордно низкой цене 26.95 доллара, что тоже не так уж и мало. А ориентироваться при выборе фильма можно было лишь на рекламу и «сарафанное радио».

Разумеется, всё это привело к распространению пиратской продукции. За меньшие суммы в полуподпольных магазинах продавали нелегальные копии фильмов. Но главное, появились многочисленные видеопрокаты, где примерно за 10 долларов зритель мог взять кассету на время. Популярность нового бизнеса была просто ошеломительной. По приблизительным подсчётам, только за 1985 год в США в прокат взяли около 120 миллионов фильмов."

Полная цитата, ощущение, что второй абзац следует из первого. Подумал возможно ошибка.

Ответить
1 комментарий
0

Funai нет О_о

Ответить
0

Ох друзья сейчас с ностальгией вспоминаю времена адреналинового ананизма под душевное немецкое порно на кассетах vhs, небрежно спрятанное батей на шкаф

Ответить
0

У меня видак Panasonic появился в 1993 году. Дед тогда работал начальником учебного центра мвд на жд. Сразу притащил пару кассет конфиската с работы. К слову, он тогда в 90-е постоянно таскал кассеты, чуть ли не по 5 штук в неделю - всё моё детство было обеспечено фильмами )
Важный момент - я до сих пор никак не могу идентифицировать свой первый фильм на VHS. Сюжет там был такой:
Типичный низкобюджетный боевик тех лет. Помню, что вначале прямо объявляют, что в главной роли снимается реальный какой-то там чемпион по кикбоксингу. Сначала ночью в каком-то портовом ангаре мексиканцы грабят какую-то бабу, попутно сдирая с неё платье в целях изнасилования (первые сиськи в кино, которые я увидел!). На помощь прибегает главный герой кикбоксёр, всех валит, но в конце его кто-то бьет по голове чем-то тяжёлым и он просыпается по утро с окрававленным ножом в руке и рядом с лежащей мертвой бабой. Его запрягают в кандалы и отправляют на катере с какими-то то ли индонезийцами, то ли мексиканцами на остров, где они работают на каменоломнях. Там он сооружает с единомышленниками план побега. По ходу фильма они ещё часто говорят, что надо "сваливать на Большую Землю". Помню момент, где хорошего мужика заваливает из самосвала щебнем. Еще в концовке кикбоксер мощно всаживает с колена какому-то надзирателю мексиканцу. В итоге сваливает с острова на катере. Типичный говонофильм, но как же хочется его снова пересмотреть!
Название на кассете, если мне не изменяет память, была "Кикбоксёр ..." и ещё какое-то слово (но это не точно). Задавал вопрос на многих форумах, посвященных кино, но так никто и не помог. Может здесь кто-нибудь поможет?

Кстати, тот Panasonic до сих пор работает! Я буквально пару месяцев назад подключал его через Rombica Pro Studio, чтобы оцифровать один день из жизни класса моего друга, VHS-кассету из 2000 года. Звук правда местами пропадал, но пара перемоток туда-обратно решили проблему.

Ответить
0

VHS создала JVC в упорной борьбе выиграла в борьбе за рынок у формата BETAMAX которая продвигала Sony. Через некоторое время на рынке видео компакт-дисков Sony с форматом Blu-Ray обошла формат HD-DVD продвигаемый Toshiba.

А где же хваленые американцы с их силиконовыми долинами ? Тот момент когда японцы обоссали гордых америкосов с высокой колокольни по всем фронтам)

Ответить
–1

АрВид это несколько другое. Архиватор на Видео. Помню у меня было три кассеты с архивом игр для Amiga.

Ответить
0

Там технология отличалась, но всё-таки идея записи цифры на плёнку схожая

Ответить

–1

утибозетьки мои, зато получили-лекарства, памперсы, прокладки, удобную одежду, кучу мебели, техники, медицинской техники, доступ к мировым знаниям, доступ к путешествиям.
космос ?) 300 тысяч в роскосмосе против 6 тысяч в спейсикс )
миллион человек работал на автопром, от сервисов и запчастей до самого производства машин, а мерс так и не сделали
просто пойми-жизнь одна и лучше поесть хороший сыр, чем родиться-потерпеть-умереть.
удачи

Ответить
0

Тише-тише, не кормите :)

Ответить
2 комментария
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления