Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 66 (Commodore 64)

Только я размечтался о новой платформе и о свете в конце туннеля древних неофициалок, как Sightsaber вновь спустил меня с небес на землю. Да, да, мой товарищ отыскал где-то еще три проекта с Commodore 64 — аркаду про уклонение от абстрактных астероидов, занятный тир, в котором требуется защищать «Звезду Смерти» от «Энтерпрайзов», и траншейную стрелялку с управляемыми вручную торпедами. Но ладно бы это всё, ведь нет! Sightsaber откопал еще и килобайтный тир для TRS-80, а также клон Star Wars: The Arcade Game для TI-99. Я всё это прошел, обо всем рассказал и теперь надеюсь, что в следующем выпуске уже точно-то перейду к новой для себя платформе! Ведь перейду?..

Проекты в подборке:

356. Star Dodger (1984) — Х-тероиды

Платформа: Commodore 64

Разработчики: Phillip W. Dennis и Greg Minter

Геймплей

Как я уже написал выше, похоже, мне пока не суждено перейти к новой для себя платформе, так как Sightsaber продолжает находить всё новые и новые игры с Commodore 64. Я обязательно расскажу о каждой, ну а начну, пожалуй, со Star Dodger.

Нет, это не Star Dodger, а Space Pilot с Apple II
Нет, это не Star Dodger, а Space Pilot с Apple II

Геймплейно проект напоминает Space Pilot с Apple II, только более графонистый. Как и там, главная задача игрока: спуститься с верхней части экрана в нижнюю, облетая при этом астероиды. И если в эппловской аркаде вместо парящих в космосе булыжников были «*», то здесь — кресты, плюсы, ромбы да окружности. Выглядит немного странно, учитывая, что они еще и разноцветные, но зато разнообразно. Кстати, управляем мы СИД-истребителем — снова как в Space Pilot. Ну и еще о сходствах: в обеих играх 10 уровней сложности. Совпадение?..

В Star Dodger есть музыкальное сопровождение, но лучше бы его не было…
В Star Dodger есть музыкальное сопровождение, но лучше бы его не было…

Несмотря на то, что Star Dodger выглядит однозначно красивее собрата с Apple II, играется она всё же не так динамично. Частота кадров здесь значительно ниже, из-за чего картинка более дерганная, ну и СИД спускается медленнее. Управление тоже не такое отзывчивое. А еще тут нет механики ускорения, которая позволяла дать газу и пройти уровень быстрее.

357. Zeta-7 (1984) — Спасаем «Звезду Смерти» от «Энтерпрайзов»

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Mike Wacker

Геймплей

Сразу к делу! Наша миссия: защитить оборонную сферу класса «Зета №7» от вражеских кораблей. Для этой цели у нас имеется ускоритель позитронов, работающий на солнечных батареях. Мы можем кружиться на нем вокруг своей оси на все 360 градусов и выискивать противников для аннигиляции. Оппоненты будут атаковать не только упомянутую сферу, но и нас, однако их заряды мы можем нейтрализовывать своими. Это если кратко.

Ну а если хотите подробностей, их есть у меня! Zeta-7 — это тир от первого лица, в котором мы управляем своего рода космической артиллерийской установкой. Разработал игру некто Майкл Вакер, носящий в те годы погоняла Огненный муравей и Аннигилятор. Правда, кликуха Плагиатор подошла бы ему куда больше. Начнем с того, что его проект чуть ли не полностью повторяет Neutral Zone с Commodore 64, вышедшую годом ранее. Во-вторых, та самая титульная «Зета №7» выглядит почти один в один как вторая «Звезда Смерти». Ну и в-третьих, некоторые космические корабли подозрительно напоминают «Энтерпрайз» из «Звездного пути».

«Энтерпрайз» и «Звезда Смерти» в одном кадре
«Энтерпрайз» и «Звезда Смерти» в одном кадре

Должен признать, Zeta-7 меня зацепила, и провел я за ней больше часа (а это сильно дольше, чем я обычно трачу на тиры по мотивам «Звездных войн»). Причина кроется в динамичном геймплее. Враги юркие, и по ним трудно попасть, прицел движется отзывчиво, а картинка плавная. Игра бросает вызов, она в меру сложная, но в то же время комфортная. Я несколько раз хотел закруглиться, но потом такой: «Ладно, еще разочек». И да, я сам поражаюсь, что этот эффект сработал на мне в подобного рода проекте.

Отдельной похвалы заслуживает графика. Zeta-7 — один из самых красивых релизов в рамках моего ретро-марафона. Здесь детализированный космос с различными планетами, далекими-далекими галактиками, астероидами и, конечно, «Звездой Смерти». А еще несколько типов вполне недурно нарисованных врагов. Да даже заряды здесь — не просто условные пульки, а сферы, которые уменьшаются или увеличиваются по мере отдаления или приближения.

Какой космос! Вы посмотрите скриншоты ранее пройденных мной ретро-игр — нигде такой красоты нет
Какой космос! Вы посмотрите скриншоты ранее пройденных мной ретро-игр — нигде такой красоты нет

Единственная проблема, с которой я столкнулся — частые перезапуски. Не знаю, с чем это связано (то ли код программы сбоит, то ли настройки эмуля как-то повлияли), но периодически игра прерывалась прямо во время ожесточенного боя и начиналась с начала. За тот час с небольшим, что я просидел за Zeta-7, Game Over я увидел лишь раза три–четыре, а всё остальное время случался столь неприятный и раздражающий баг.

Проиграть можно в двух случаях — если растерять все жизни, либо если местный Лэндо Калриссиан умудрится подорвать «Зету №7»
Проиграть можно в двух случаях — если растерять все жизни, либо если местный Лэндо Калриссиан умудрится подорвать «Зету №7»

Несмотря на то, что формально Zeta-7 не относится к «Звездным войнам», это та редкая ретро-игра, которой я оказался действительно рад. Проект красивый, динамичный, затягивающий и бросающий адекватный вызов. Да, это плагиат Neutral Zone, и да, у меня были проблемы с вылетами, но всё же послевкусие осталось приятным.

358. Star Baddle (1985) — Плагиат не опять, а снова

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Frank Brall

В программе указан 1984 год, но издана она в 1985-м

Star Baddle относится к категории траншейных тиров, то есть играм, в которых надо лететь по желобу ЗС и расстреливать имперские звездолеты. Несмотря на то, что подобных проектов я повидал уже предостаточно, SB смогла меня приятно удивить — как довольно красивым визуалом, так и нестандартным геймплеем. Если в большинстве аналогов только и нужно было, что стрелять по СИДам лазерами, то тут механика реализована чуть сложнее и интереснее.

Абзац выше я внаглую скопировал с собственного же обзора на Strike Force 99 для TI-99. Вообще я мог бы сплагиатить его почти целиком, да совесть не позволила. А вот автор Star Baddle явно «вдохновлялся» или SF99, или другой аналогичной игрой.

Strike Force 99
Strike Force 99

Начнем с того, что оба релиза формально не относятся к «Звездным войнам», а рассказывают «уникальные» истории о злых инопланетянах, которые хотят уничтожить родные для героев планеты. В обоих случаях у негодяев имеется супероружие, именуемое в Strike Force «Кораблем Смерти», а в Star Baddle — «Звездой Смерти». Летают же пришельцы на звездолетах, которые ни разу не похожи на СИДы (*сарказм*).

Геймплей в обоих проектах тоже почти идентичен. Вместо привычного расстрела врагов лазерами в них требуется выпускать по противникам ракеты с ручной наводкой. Далее плагиат самого себя: «То есть игрок управляет не кораблем или прицелом (большую часть времени его на экране и нет), а непосредственно выпущенной торпедой. Перекрестие появляется только тогда, когда враг стреляет в ответ. В этот момент нужно успеть сбить неприятельскую ракету, пока она не прилетела по нам». И тут должен отметить, что в обзоре на Strike Force 99 я жаловался на неудобное управление, из-за которого защищаться было трудно. В Star Baddle с этим проблем нет, но обороняться всё равно непросто, так как для нейтрализации вражеского залпа надо попасть ему четко в центр.

А это уже Star Baddle. Обратите внимание — детализация здесь значительно выше
А это уже Star Baddle. Обратите внимание — детализация здесь значительно выше

Кстати, в Strike Force 99 были бонус-секции двух типов — надо было либо сбивать пролетающие мимо звездолеты, либо сбрасывать бомбы в вентиляционные отверстия «Корабля Смерти». А вот в Star Baddle ничего подобного нет, зато есть нарастание скорости по мере накопления очков. «Даже опытные пилоты вряд ли наберут больше 5000 баллов», — написано в инструкции. И действительно: стоило мне заработать 5k, как играть стало невозможно. Если попасть во врага быстролетящей ракетой еще реально, то вот отразить его ответку — уже нет.

Обе игры неминуемо заканчиваются тем, что «Корабль/Звезда Смерти» уничтожает планету главного героя, а мы сидим с пониманием того, что всё было тщетно.

Был дом, и не стало дома…
Был дом, и не стало дома…

Несмотря на то, что Star Baddle копирует Strike Force 99 почти целиком, ее нельзя назвать «жалкой пародией». Не считая отсутствия бонусных секций, во многом остальном проект однозначно превосходит оригинал — по графике, управлению и звуку уж точно.

359. Y-Wing (1981) — 1 КБ веселья

Платформа: TRS-80

Разработчик: Roger W. Robitaille, Sr

Геймплей

Соскучились по играм, которые весят 1 КБ? Лично я нет, но Sightsaber откопал где-то еще один релиз с TRS-80, который вот прям полноценные «Звездные войны». А раз так, делать нечего — надо проходить!

Если вы вдруг забыли, то игры с TRS-80 сплошь черно-белые и примитивные. Но даже на этой машинке 1977 года некоторые умельцы умудрялись создать какую-никакую детализацию. Однако это не про Y-Wing. Единственное, что мы здесь увидим — неподвижное перекрестие по центру экрана, СИД-истребитель в виде буквы H да несколько вспомогательных надписей. Хотя вру, тут есть еще анимация взрыва!

Вот она!
Вот она!

Геймплейно это ну очень простенький тир от первого лица, коих в моем марафоне были десятки. Надо подвести неприятеля к прицелу и нажать «Огонь». В этот момент к центру экрана полетят две точки-ракеты, которые взорвутся, если ударят по врагу. Хотя в некоторых случаях имперские звездолеты всё же выдерживают попадания и продолжают себе летать как ни в чем не бывало. И еще из интересного: в Y-Wing оружие перезаряжается после каждого выстрела, так что безостановочно шмалять не выйдет.

Точки снизу — это выпущенные Y-крылом ракеты
Точки снизу — это выпущенные Y-крылом ракеты

В игре аж 100 уровней сложности, которые влияют на количество снарядов у игрока и число фрагов, необходимое для победы. Например, если на сотой сложности дают 306 ракет на пять СИДов, то на первой, самой высокой — всего 34 выстрела на 30 имперцев. Если победить, на экран начнет выводиться одна и та же надпись: «Империя в безопасности. Да пребудет с тобой Сила». А вот если кончатся снаряды, то не произойдет ничего. Противник так и будет летать по экрану, пока игрок не нажмет ESC и не перезапустит программу командой RUN.

360. X-Wing Fighter (1986) — Аркада Роланда

Платформа: TI-99

Разработчик: Roland Toonen

Геймплей

Сюжетно игра Роланда Тунена посвящена событиям, случившимся уже после «Возвращения джедая»: «И снова разразилась война между звезд. Разгневанные шершни Дарта Вейдера (упокой Господь его душу) нападают на планету мятежников. Единственное спасение — это несколько оставшихся “крестокрылов”, которым предстоит противостоять агрессорам», — гласит описание проекта. Впрочем, не раскатывайте губу, надеясь узреть продолжение культовой саги в додиснеевском исполнении. Как и в большинстве игр 80-х, сюжетное предисловие здесь исключительно для галочки.

Одного взгляда на X-Wing Fighter достаточно, чтобы понять: ее автор вдохновлялся официальной Star Wars: The Arcade Game. Как и там, игрок будто оказывается в кабине «крестокрыла». Мы видим перед собой нос звездолета, а по бокам — лазерные пушки. Правда, задача здесь немного другая. Если в лицензированной версии требовалось не просто уничтожать СИД-истребители, но еще и подорвать «Звезду Смерти», то здесь всё ограничивается исключительно однотипными боями в космосе.

Игра делится на уровни, и с каждым из них сложность немного возрастает
Игра делится на уровни, и с каждым из них сложность немного возрастает

Часто в подобных тирах от игрока требуется только прицеливаться да стрелять. И в этом плане X-Wing Fighter чем-то особенным не выделяется. Да, здесь можно сбивает вражеские снаряды, но то же самое было и в Arcade. А еще, снова как в оригинале, «крестокрыл» ведет огонь не сразу из всех орудий, а попеременно — то с левой стороны, то с правой. Это, кстати, сказывается на геймплее, так как лазеры прилетают в разные точки.

Несмотря на вторичность, X-Wing Fighter — довольно качественный клон «Аркады», пусть и лишенный миссии по уничтожению «Звезды Смерти». Как минимум выглядит, звучит и играется он получше Star Trap — другой подобной игры для TI-99. Управление здесь плавное, перемещение в космосе чувствуется, а геймплей не лишен приятного вызова.

Так в X-Wing Fighter выглядят взрывы
Так в X-Wing Fighter выглядят взрывы

P. S. Sightsaber пришлось знатно повозиться, чтобы перепечатать, а главное — отладить и запустить код игры, но он со своей задачей справился на ура! Именно благодаря его стараниям мы с вами можем посмотреть на очередной всеми позабытый релиз по франшизе. Особенно приятно, что в этот раз — весьма недурной.

Конец шестьдесят шестой части. Продолжение следует…

2929
8 комментариев

Так уж вышло, что все пять игр этого выпуска - это переделки разной степени оригинальности.

Y-Wing - это явный двойник вышедшей в том же году для ZX81 игры Нила Стритера: точно такой же простенький тир, созданный для обучения читателей языку Basic. В этом случае, однако, авторы не побоялись юристов Lucasfilm и Fox, подчеркнув в явном виде принадлежность своего творения ко вселенной "Звёздных войн".

Star Baddle - это припозднившийся на праздник жизни шутер типа "траншея", в которой авторы решили взять оригинальной механикой - наводящейся вручную торпедой. Небезынтересно получилось, надо сказать.

Хотя нет сомнения в том, что немецкий автор X-Wing Fighter вдохновлялся Star Wars: The Arcade Game, сама игра играется (и звучит) на удивление приятно, несмотря на небольшие подлагивания стрельбы. В кои-то веки преследование противника - это действительно погоня. Отлаживая игру (в этот раз в дополнение к обычным опечаткам пришла проблема, вызванная плохим качеством сканов журнала с "выпадающими" строчками), вынужденно узнал много нового о создании графики в TI Extended BASIC.

Про Zeta-7 Сергей всё написал: несмотря на явный плагиат элементов, в целом это отличная графонистая игра, имеющая самоценность вне ЗВ. И здесь вообще непонятно, зачем разработчики рисковали судебными тяжбами: их продукт был бы популярен и с оригинальными спрайтами. Видимо, кому-то из маркетологов пришло в голову, что "Звезда Смерти" и "Энтерпрайзы" будут хорошо смотреться на скриншотах игровых журналов...

И да, в следующий раз точно-точно будет новая платформа!

3
Ответить

И да, в следующий раз точно-точно будет новая платформа!

Ловлю на слове! ;)

3
Ответить

Спустя год Сергей напишет про еще одну запылившуюся игру с комодора. А так спасибо вам. Немного выпал ваш сериал из поля зрения. А так жду когда же уже будет хотя бы 2006 год хех

1
Ответить

Приказ 66) Сегодня добил джедая 2, 27 часов, ну в итоге мнение изменилось в лучшую сторону. Думал - это последняя часть, или нет, но не скажу разумееется. Жду патча на исправление стелса в star wars outlaws и буду играть

2
Ответить

Поздравляю с прохождением! Я-то до этой игры еще явно нескоро дойду :D

1
Ответить