Обзор модернизации хранилища Xbox
Перевод статьи Тодда Гилла "OG Xbox Storage Upgrade Shootout"
Давно прошли те времена, когда можно было зайти в CompUSA или Best Buy, купить любой жёсткий диск IDE с высокой ёмкостью, который продавался по сниженной цене и установить его в модифицированный оригинальный Xbox. Жёсткие диски IDE теперь являются практически забытым пережитком прошлого, вытесненным гораздо более современными технологиями хранения данных, такими как Serial ATA (SATA) и даже решениями на базе PCI Express с прямым подключением, такими как NVME.
К середине 2000-х годов жёсткие диски IDE уже устаревали и заменялись накопителями SATA. Накопители SATA обладали множеством преимуществ по сравнению со своими предшественниками IDE, например для работы в режиме Master, Slave или Cable Select больше не требовалось устанавливать джампер, а широкие шлейфы IDE препятствующие потоку воздуха были заменены тонким кабелем передачи данных SATA. Вместо того чтобы подключать несколько накопителей к одному шлейфу IDE в режиме Slave и Master, SATA перешёл к конфигурации с одним устройством на порт. Преимуществом SATA также является поддержка гораздо более высокой скорости передачи данных чем у IDE что позволило твердотельным накопителям стать обычным явлением в компьютерах примерно 5 или 6 лет назад.
И это подводит нас к теме данной статьи: какое преимущество в производительности дают накопители SATA по сравнению со старыми накопителями IDE в оригинальном Xbox? И для полноты картины: какое увеличение или уменьшение производительности обеспечивают различные типы твердотельных накопителей по сравнению с жёсткими дисками?
Чтобы использовать накопитель SATA в Xbox Original нам нужно организовать IDE подключение к SATA интерфейсу. Для этой статьи я выбрал адаптер-переходник Startech IDE - SATA с номером модели IDE2SAT2. Просто подключите его к IDE кабелю и установите джампер в нужное положение (Cable Select). Нам также понадобится ещё одна вещь: 80 жильный IDE кабель. Штатный IDE шлейф в Xbox представляет собой 40 жильный кабель и к сожалению не будет работать ни с одним переходником IDE на SATA. Чтобы это работало вам нужно заменить его на 80 жильный кабель IDE. Стандартный кабель имеет длину 60 сантиметров, однако 45-сантиметровый кабель тоже подойдёт если немного повозиться. Согласно этой статье 80 жильный кабель IDE обеспечивает на 25% более быструю загрузку по сравнению с 40 жильным кабелем IDE. Однако в статье не указано было ли это более быстрое время загрузки при воспроизведении игры с DVD или с жёсткого диска. Я подозреваю что с DVD.
Я также решил добавить в комплект высокопроизводительную SD-карту и адаптер IDE - SD. В прошлом я использовал SD-карты в качестве замены жёстких дисков в ретро-компьютерах и хотел посмотреть как это повлияет на Xbox, если вообще повлияет. Я также хотел протестировать Compact Flash, но не смог заставить Xbox работать ни с одним из моих адаптеров IDE - Compact Flash, хотя у меня их было несколько. Я знаю что это возможно, так как это показал Modern Vintage Gamer, но к сожалению у меня это не сработало, поэтому мне пришлось отказаться от этой идеи.
- Ссылка на адаптер Startech IDE - SATA: https://amzn.to/2TIZmtz
- Ссылка на 45 сантиметровый, 80 жильный кабель: https://amzn.to/3gtB7JI
- Ссылка на адаптер для 3,5-дюймового накопителя/лотка 2,5-дюймового формата: https://amzn.to/3grvECP
- Ссылка на адаптер IDE для SD-карты: https://amzn.to/3eiysAz
И наши конкурсанты:
Для дисков я выбирал:
7200 об/мин IDE ExcelStor Jupitor 250 ГБ 3,5-дюймовый накопитель — этот накопитель представляет собой более быстрый IDE-накопитель времён расцвета Xbox.
7200 об/мин SATA Western Digital Black 1 ТБ 3,5-дюймовый накопитель — современный высокоскоростной жёсткий диск SATA.
5400 об/мин SATA HGST 1 ТБ 2,5-дюймовый накопитель — типичный накопитель для ноутбука средней производительности
SD-карта Sandisk Extreme U3 на 128 ГБ — высококачественная SD-карта. Я использую эту же карту в своей Panasonic Lumix GH5 для записи видео в формате 4K.
Внутренний твердотельный накопитель SATA на 240 ГБ — бюджетный твердотельный накопитель от Microcenter.
Все диски были настроены с помощью установочного диска HeXEn 2018 и имели дашборд UnleashX.
Все игры были скопированы на диск в разделе F: и запускались оттуда, так как я считаю что это более справедливое сравнение чем загрузка с DVD, и более точно отражает одну из причин, по которой стоит изначально установить в Xbox диск большего размера.
Не мудрствуя лукаво давайте перейдем к различным графикам времени загрузки. Все тесты округлены с точностью до половины секунды и все накопители SATA используют 80 жильный IDE кабель поскольку это необходимо для работы адаптера SATA bridge.
В Crimson Skies SSD-накопитель явно выигрывает, в то время как большинство жёстких дисков с вращающимися пластинами отстают от него на 1,5 секунды, а на последнем месте SD-карта. SD-карта показывает небольшое преимущество использования 80 жильного IDE-кабеля против 40 жильного IDE-кабеля, относительно жёстких дисков IDE.
В Half-Life 2 все жёсткие диски и SSD-накопители идут ноздря в ноздрю и только 2 секунды отделяют SSD-накопитель от самого медленного IDE-накопителя с частотой вращения 7200 об/мин. SD-карта сильно отстаёт, отставая от остальных на 6 секунд. Интересно отметить что 80 жильный IDE-кабель в этом тесте никак не повлиял. Я считаю что это связано с тем что в Half-Life 2 во время начальной загрузки выполняется довольно интенсивное кэширование при котором около 600 мегабайт данных сбрасываются в раздел кэша накопителя.
Halo ещё одна игра которая активно кэширует данные и игровые ресурсы на жёсткий диск. Я видел как около 750 мегабайт копировались на жёсткий диск во время загрузки экрана после запуска игры. И снова SD-карта работает медленнее всех остальных дисков.
Jade Empire очень, очень нравится SSD-накопитель производительность которого на 25% выше чем у обычных жёстких дисков. Все жёсткие диски работали с разницей в 1 секунду. А SD-карта как обычно оказалась на последнем месте.
Потребляемая мощность
В ходе теста я измерил энергопотребление Xbox с каждым из подключённых к консоли накопителей с помощью ваттметра Kill-A-Watt. Я измерял энергопотребление как в режиме ожидания в дашборде, так и во время передачи данных через FTP с моего компьютера.
Ни для кого не будет сюрпризом что накопители для настольных компьютеров потребляют гораздо больше энергии. Хотя я не тестировал их на нагрев но накопитель WD Black SATA сильно нагревался во время моих тестов. Я бы вообще не рекомендовал его. Если вы будете использовать 3,5-дюймовый накопитель то выбирайте более холодные накопители с частотой вращения 5400 об/мин, так как производительность не отличается но и верхняя часть Xbox не будет нагреваться так, будто бы происходит термоядерная реакция.
Жесткий диск для ноутбука был интересным. Несмотря на то что на графике он находится в середине списка по энергопотреблению, следует отметить что в них как правило встроены очень агрессивные функции энергосбережения. Они снижают скорость вращения диска практически при любой возможности. В некоторых случаях я замечал что энергопотребление Xbox снижалось примерно до 60 Вт когда жесткий диск для ноутбука замедлял вращение.
Было очень интересно наблюдать что и SD-карта и SSD-накопитель потребляли всего на несколько десятых долей ватта больше энергии при активной записи по FTP-соединению чем при простое. Происходил очень маленький всплеск в потребляемой энергии.
Выводы и заблуждения
Я не смог выявить существенную разницу между использованием 40 жильного или 80 жильного кабеля для SD-карты или IDE-накопителя с частотой вращения 7200 об/мин. В нескольких случаях бенчмарк показывал незначительное улучшение, но это в пределах погрешности. Однако 80 жильный кабель может действительно ускорить загрузку игр запускаемых напрямую с DVD-диска. Но это тест в другой раз.
Глядя на приведённые выше графики довольно легко понять кто победил, а кто проиграл. Худшие результаты практически во всех тестах (кроме энергопотребления) показала SD-карта. Помимо посредственного времени загрузки игр у неё также ужасный показатель стоимости гигабайта по сравнению с жёсткими дисками и даже SSD. А если добавить к этому тот факт что поддельные SD-карты обычное дело то это делает SD-карту ещё менее привлекательной в качестве накопителя для Xbox.
Все жёсткие диски независимо от скорости вращения шпинделя и интерфейса работают примерно одинаково. За исключением более высокого энергопотребления 3,5-дюймовых дисков, время загрузки всех дисков находится в пределах погрешности тестирования. Поэтому если вам абсолютно необходимо иметь ВСЁ и нужен диск объёмом 2 ТБ, я бы вероятно отказался от 3,5-дюймовых дисков и вместо этого приобрёл 2,5-дюймовый жёсткий диск SATA. Скорость практически идентична, а энергопотребление ниже. Хотя я специально не тестировал их на нагрев, вы также можете рассчитывать на то что накопители для ноутбуков нагреваются гораздо меньше, а также работают тише при чтении и записи.
И вот мы подошли к твердотельному накопителю SATA. Во всех тестах на производительность твердотельный накопитель показал наилучшие результаты и победил во всех без исключения тестах. В некоторых играх разница была незначительной, а в других несколько секунд. Если вам нужен накопитель объемом 1 ТБ или меньше, то на мой взгляд твердотельный накопитель отличное решение. Вы получаете самую быструю загрузку, отсутствие шума, практически полное отсутствие нагрева накопителя и чрезвычайно низкое энергопотребление. При объеме 2 ТБ твердотельный накопитель становится менее привлекательным вариантом, так как стоимость гигабайта немного возрастает. Но если вам попадется диск на распродаже дерзайте!
Итак, если вкратце то: если вы хотите обновить хранилище данных на своем оригинальном Xbox в 2020 году, я рекомендую либо жёсткий диск SATA для ноутбука, либо SSD-накопитель SATA в сочетании с адаптером Startech IDE-SATA. Жёсткий диск для ноутбука обладает такой же производительностью как и жёсткие диски для настольных компьютеров, работает тише и потребляет меньше энергии, а SSD-накопитель чемпион по скорости. Вы не ошибётесь ни с одним из этих вариантов.