Dune: проблемы логистики

Создание книжной, киношной или игровой вселенной с сеттингом космической эры таит в себе одну существенную проблему. И имя этой проблеме - логистика.

Dune: проблемы логистики

В самом деле, без этих тонких ниточек, связывающих висящие в пустоте каменные шары, никак нельзя обойтись: мы, читатели, при взгляде на достаточно продвинутую цивилизацию, заселившую сотни, даже тысячи, миров миллиардами и триллионами подданных, неизбежно мыслим привычными паттернами и масштабируем наши представления о государстве. Империя на шестую часть суши и мегаимперия на шестую часть рукава Ориона - одно и то же, так ведь?

Зачастую - почти одно и то же. Просто из-за правил составления выдуманных вселенных: они должны быть привычны и - хотя бы теоретически - понятны несведущему читателю. Отсюда они сталкиваются с теми же проблемами, что и исторические прототипы, - разве только в другом масштабе.

Части мегагосударства космического сеттинга должны быть прочно связаны между собой, сообщения должны передаваться с необходимой для оперативного реагирования быстротой, приказы и указания - быть выполненными в срок, товары - перевозиться, а люди - перемещаться в межзвёздном пространстве.

Авторы предпочитают помещать свою вселенную - в реальную, с её метрикой, расстояниями и законами физики (некоторые из которых, впрочем, игнорируются - для большей правдоподобности). Отсюда проистекает очевидная проблема.

Чтобы мегагосударство, о котором автор, вероятно, будет рассказывать, успешно существовало, должно удовлетворяться сформулированное выше условие: его части должны быть прочно и оперативно связаны между собой. Чтобы расстояния были реалистичны, они должны достигать нескольких [десятков] световых лет. Чтобы законы физики не нарушались, скорость света должна быть непреодолима.

Как говорится, стрижём быстро, качественно и недорого: выберите любые два пункта. "Дюна" Фрэнка Герберта была в этом вопросе очевидным первопроходцем. Ну по крайней мере одним из них: до того какое-то объяснение межзвёздным путешествиям ещё пробовал придумать Азимов в своём "Основании".

А это, напомню, шестидесятые годы, самое начало космической эры: о варп-пузырях, червоточинах и прочей знакомой увлекающемуся астрофизикой и стратегиями от Paradox современному школьнику, ещё мечтать не приходится. И Герберт, зараза, придумывает себе свой сверхсветовой двигатель, с блэкджеком и шлюхами... то есть с квантовой неопределённостью и навигаторами-наркоманами. Натурально, они же зависимы от спайсухи! Да и выглядят как типичные питерцы...

Короче, дело осложнялось тем, что по задумке автора очень, очень давно до событий книжной серии во вселенной случилась техногенка огромных масштабов - восстание разумных машин. Люди - что ожидаемо, речь-то пойдёт о них - победили и запретили всю технику, компьютеры, смартфоны и этот наш интернет к Котам собачьим. В отличие, кстати, от мира Айзека Азимова, где разумные компы таки потеснили кожаных мешков.

Как итог, Герберту оказалось невозможно списать всю неотличимую от магии технологию перемещения на невообразимые расстояния на мощь этих самых позитронных роботов. И он придумал способ, весьма органично вписывающийся в органичный мир Дюны. Рассказывать о котором я не могу начать уже на протяжении трёх абзацев.

Называется он эффектом то англичанина Хольцмана (англ. Holtzman), то еврея Хольцманна (англ. Holtzmann), то немца Холцманна (англ. Holzmann) - это весьма тонкая отсылка на пластичность языка, на котором говорит целая галактика. Всё это несмотря на тот примечательный факт, что способ перемещения изобрела его ассистентка (?) по имени Норма Ценва, которая потом стала первым Навигатором. Вот такая вот победа интернационального межгалактического патриархата.

О сложных перипетиях судеб Тио Хольцмана и Нормы Ценвы есть аж две канонические и одна апокрифическая версии. Согласно последней, сумрачный еврейский гений был не кем иным, как первым человеком, пережившим пересадку мозга (!), причём мозг этот оказался в банке (!!), причём этот человек вместе с мозгом слился с космическим кораблём и улетел отшельничать, чтобы лучше думалось (!!!)Ну вы поняли, да, что апокрифы Дюны - это чтиво, которому позавидовал бы Линч с Хичкоком вместе взятые. А потому я и не возьмусь пересказывать их сюжет: чукча - не рассказчик, чукча - писатель.

Эффект Хольмана, что самое главное, основан на объяснении, выглядящем как вполне научное. Между атомами-де есть энергетические поля, которые можно фазировать и использовать в своих целях: хочешь - создавай щиты, хочешь - двигатели для сжатия пространства. Именно второе применение и эксплуатируют "двигатели Хольмана". Мистическим образом они "на квантовом уровне сжимают пространство" вокруг корабля, позволяя тому, передвигаясь с обычной скоростью, перемещаться на невообразимые расстояния.

Проблема в том, что при всём этом сжатии никуда не деваются расположенные в пространстве материальные точки, сиречь физические объекты, своей гравитацией оказывающие влияние на поведение корабля в варпе... то есть в пространстве Хольцмана. Видимо, гравионы сжатию не подчиняются.

Отсюда возникает необходимость в специально обученных штурманах, способных - и это в отсутствие мало того, что сложной электроники, так и обычных калькуляторов! - вести корабль сквозь кромешный мрак буквально на честном слове и одном крыле. Она бы возникала и без этого, но была бы, канеш, не столь насущной.

Кто сказал "псайкеры"? До изобретения этой вашей Вахи ещё лет двадцать, не меньше! Первым Навигатором - и, видимо, одним из основателей их корпорации - становится изобретатель, Норма Ценва. Она же начинает проектирование гигантских кораблей для межзвёздных путешествий, так называемых хайлайнеров, "лишь малые отсеки" которых занимают огромные "фрегаты и грузовики" Великих Домов. По-видимому, эти корабли, находящиеся в монополистическом владении Гильдии Навигаторов и спустя тысячелетия, не имеют никаких аналогов даже в арсеналах сильных мира Дюны, владетельных герцогов и императоров.

Корабли эти настолько велики, что не могут даже осуществить посадку на планеты, из-за чего доставка грузов на борт и с него осуществляется межпланетными челноками. Вот вам и второе рождение "Бурана". Только теперь - в ипостаси фрегата Великого Дома. Однако вести корабли безо всякого допинга оказывается очень непросто - цели достигают всего-то 90% хайлайнеров.

Десятая часть может показаться незначительной потерей, если не считать, что эти машинериумы, миры-ульи, могут перевезти некоторые Великие Дома Дюны целиком, вместе со всеми слугами, скарбом и подданными. Как-то не хочется терять каждый десятый знатный род из-за издержек перевозок, верно? Впрочем, кажется, теперь я понимаю, почему их так мало осталось к событиям оригинальной серии...

Короче, Гильдия Навигаторов плотно и в полном составе садится на наркотик, называемый Меланжем или Пряностью, а в прямом английском оригинале - Спайсом. Эта отборная дрянь, кроме того, что делает глаза подсевших на него синее синего, ещё и дарует провидческие способности. А ещё, видимо, помогает освоению курса высшей математики, поскольку "сложные", доступные по книге лишь компьютерам, вычисления становятся доступны и обычному укурку. Для навигаторов, которые ловят нужные вероятности в бесконечном хаосе квантовой вселенной, самое оно.

Проблема оказывается в том, что наркоши - как оно и в реальности бывает - очень быстро, хотя и постепенно, мутируют в некую высшую форму жизни. У них вырастают перепонки между пальцами, вытягивается рот, атрофируются конечности и некоторые органы, зато увеличивается в несколько раз голова, лицо и мозг. Художники представляют получившееся существо настолько хтоническим Ктулху, что ваш покорный слуга на моменте с появлением Навигатора в старом фильме предпочитал перематывать кассету нахер.

Что в конечном счёте? Фрэнки Герберту удаётся не просто изысканно ввести объяснение необходимого для функционирования мира нарушения физических законов, но и развернуть это нарушение в отдельный нарратив, сюжетную линию внутри вселенной с огромным потенциалом, который потомками был успешно и надёжно проёбан.

Естественным образом Гильдия Навигаторов является абсолютным монополистом на всякие безопасные (это важно) перевозки людей и товаров между системами. При этом она сама, даже являясь одной из самых могущественных организаций Вселенной, крайне уязвима: зависима от поставок наркотика с единственной планеты, где он добывается - с Арракиса.

Не будет этого важнейшего вещества в распоряжении Навигаторов - и прекратится торговля, будет парализована имперская инфраструктура, верные псы-сардаукары не смогут оперативно подавлять сепаратистов на окраинах и множество других неприятных вещей, проистекающих из транспортного коллапса, свалятся на агонизирующую Империю мира Дюны.

Кто при этом добывает важнейший ресурс? Некая таинственная коммерческая корпорация, объединившая всех негоциантов империи - КООАМ. Да, над миром феодалов на самом деле властвуют ямщики, а над ямщиками - бюргеры. При этом, однако, сам по себе Арракис является квазифьефом, то есть псевдофеодальным владением. Власть над ним - и над контрактом КООАМа по добыче Пряности - сосредоточена в руках того или иного Великого Дома.

Что следует из этого всего? А тот приятный факт, что нам оказывается фактически неважна вся окружающая вселенная, эти сотни тысяч миров, входящие в Падишах-Империю. Весь сюжет ожидаемо оказывается сфокусирован на Арракисе (ну и немного на Коррине, откуда Муад`Диб просто переносит столицу в реальный центр силы и сюжета), где переплетаются интересы буквально всех игроков Империи и Вселенной Дюны.

Конфликт Великих Домов между собой, конфликт Великих Домов против и с участием Престола Императора, конфликт Гильдии Навигаторов и КООАМ, конфликт Бене Гессерит, чтобы всех надуть - буквально все ожидаемые (прежде всего, драматические) конфликты пересекаются здесь, в одной локации. И эта локация - пустынная Дюна, планета-танцор, планета Ар-Ракис.Добро пожаловать на Дюну! В мир, где наркотики сделали возможными мечты миллионов - межзвёздные путешествия, и всё равно весь движняк происходит в наркопритоне.

Автор: Андрей Гуренко. Сообщество Cat_Cat.
Автор: Андрей Гуренко. Сообщество Cat_Cat.
6262
55 комментариев

Такие вот вопросы, одна из причин по которым я не люблю  большую часть фантастики. В фентази все проще - автор может создавать любой мир и прописывать там любые законы. В фантастике же надо опираться на логику реального мира и физические законы. А подобные "дыры", сразу рушат всю целостность мира.

2
Ответить

Относись к физическим законам полегче. 
Не забывай, например, что ограничение передвижения скоростью света - ТЕОРИЯ, которая хорошо описывает известные СЕГОДНЯ науке факты. 
Или что "существуют" темная материя и темная энергия - умозрительные сущности, призванные склеить разваливающиеся теории современной физики.
В общем, теория Ньютона прекрасно подходила физике 18 века. Теория относительности неплохо работает с физикой 21 века.
Что будет в 24 веке никто сказать не может. Что уж там далее будет...

14
Ответить

я не люблю большую часть фантастики

Вы не любите то на что не ставит писатель? Покрыть полностью описание вселенной - трата времени. Важны те части что помогают повествованию, иначе это бумагомарательство.

опираться на логику реального мира и физические законы.

А что если правила и логика "реального" мира сугубо локальны и за пределами этого пузыря существуют другие правила? Когда фантасты начинают "латать" эти дыры им прилетает за неправдоподобность и вообще каждый второй критик становится теоретиком с братками из космического пту, и всё становится нереалистично и вообще говно. Проходили уже это :)

5
Ответить

В фантастике же надо опираться на логику реального мира и физические законы. А подобные "дыры", сразу рушат всю целостность мира.зачем? в жанре фантастики есть космоопера, в которой объяснение можно сократить до - потому что потому

1
Ответить

А можно просто создавать фантастику в мире фентези и никто не докопается. Но, почему-то, до этого ещё не додумались (или додумались - я хз, не вникал). 

Ответить

Это уже не фентези а фентезя получится.

Ответить

Собственно говоря, в фантастике - как и в любом другом жанре - сейчас ничего "не надо": писатели нарушают рамки, и создают либо какой-то китч, либо шедевры.

Наукообразность (прям как паукообразность у Вернора Винджа) - это приятная, но не совсем обязательная черта в описании космической эры)

Ответить