Spider-Man 3: The Game - плохая игра, имевшая шансы быть культовой. Эссе

Сравнения с Marvel’s Spider-Man неизбежны

Spider-Man 3: The Game - плохая игра, имевшая шансы быть культовой. Эссе

На медийных площадках вроде YouTube есть такой обычай - в канун выхода какого-либо ожидаемого проекта вспоминать всё былое, что с ним как-то было связано. Учитывая скорый выход в свет Marvel’s Spider-Man 2, не удивлюсь, если тренды любимого видеохостинга уже под завязку забиты многозначительными сравнениями в духе "Так какой же Паук лучший?", и прочими хайпами в духе "Почему новая игра про Паука будет отвалом башки?", ну и конечно же "Вспоминаем все игры про Человека-Паука от рождества Христова до наших дней". Но сам я не намеревался высказываться к какой-либо значимой дате - я не для того проходил эту несчастную Spider-Man 3: The Game где-то около года, чтобы успеть к сиквелу другой, куда более компетентной видеоигры.

Год на прохождение ушёл конечно не потому, что игра очень продолжительная, и даже не потому, что сложная - она несложная, - а потому, что моё отношение к сему произведению оказалось очень нестабильным. В одно время я запускаю Spider-Man 3: The Game (которую далее я буду именовать "игрой про Тоби", для краткости) и она мне нравится - меня увлекает перемещение по городу; я веселюсь, избивая врагов в характерной для этой игры манере; я получаю немного пошлое удовольствие от того, что здесь выдают за сюжет. Запускаю в другой раз - всё блеклое, полёты на паутине монотонные и пресные, боевая система - кривой "битемап" со стартующей в космос камерой, а вместо того, чтобы идти по сюжету, ты вынужден заниматься какой-то второстепенной сранью, иначе игра тебя дальше не пустит. Думаю, такие игры и называют "спорными", когда каждый из ключевых её элементов в разные моменты способен как развлечь, так и вывести из себя.

Я такой ахрененно важный
Я такой ахрененно важный

Так что по итогу с игрой про Тоби? Для начала, творческое отступление.

Мало кто знает, но я являюсь магистром культурологии в области видеоигровых развлечений, защитившим диссертацию на тему "Периодические игровые сессии в 1-й Starcraft увеличивают показатели мыслительной деятельности ребёнка 4-8 лет на 76% в течение полугода", и я вывел следующую, абсолютно научную методологию:

Как мы знаем, есть видеоигры, в основе которых лежит оригинальная идея, а есть игры, разработанные по мотивам уже существующего произведения - то есть, франшизные. В свою очередь такие франшизы в рамках игровой индустрии делятся на мультижанровые и моножанровые. К мультижанровым относятся, например, вселенные Star Wars, Warhammer 40.000, Lord of the Rings - то есть, те, игры по мотивам которых представлены на рынке во всевозможных вариациях: это и РПГ, и слешеры, и шутеры, и коллекционные карточные игры, и пошаговые стратегии, и RTS, в конце концов. А есть, например, "Симпсоны" - очевидно моножанровый франчайз, ограниченный форматом ситкома про ленивого лысого идиота и его семейство, и из этого концепта много жанровых идентичностей не выстроишь. Был, конечно, The Simpsons Hit & Run - очень своеобразный продукт, вдохновлённый геймплеем GTA. И хоть там можно было пинать людей и убегать от полиции, в рамках жанра, на который игра ровнялась, она была очень и очень стерильной. Хоть и весёлой. И раздражающе сложной временами.

The Simpsons Hit & Run
The Simpsons Hit & Run

Или, например, игры по комиксам. А точнее про отдельно взятых героев. В случае Черепах-ниндзя дальше сайдскроллеров и файтингов ничего не придумали, а все трёхмерные игры про Бэтмена, начиная с самых отвратительных из них вроде Batman: Dark Tomorrow, и кончая венценосной серией Arkham, по сути, пытались воплотить в жизнь один и тот же концепт, нам так хорошо известный.

И вот, наконец, игры про Человека-Паука, которые, за определённым исключением, точно так же пытаются реализовать одну и ту же интенцию - воплотить урбанистического героя в рамках большого города, открытого для перемещения и исследований. По сути своей, Marvel’s Spider-Man, замечательная во всех смыслах игра, привнесла к эту диалектику минимальное число новаций - гаджеты, стелс-секции за второплановых персонажей, этого вашего Маелза с его "hacker device". Всё остальное уже было в играх про Паука раньше, но Marvel’s Spider-Man (которую дальше я буду называть "игрой про Холланда", ибо ремастер приговорил его лицо) потому и замечательная, что представила все идеи и наработки прошлого в наилучшем, наиболее зрелищном и геймплейно приятном виде. Но в действительности, между этими играми, про Тоби и про Холланда, не такая уж и большая разница. И скажу даже больше - если бы игра про Тоби выдалась качественной - значительно более качественной - никакой игры про Холланда бы не было. По крайней мере, в нынешнем её виде.

На встречу ветру
На встречу ветру

Игра, как это часто бывает и сегодня, стала жертвой дедлайнов - прекрасный спорный 3-й фильм от Рейми вышел в прокат 3 мая 2007-го года, потому игре про Тоби предстояло выйти какого-то чёрта 2 мая того же года. В чём идея выпускать вторичный продукт вперёд основного произведения, я понятия не имею. Но это так, и ни о каких переносах сроков здесь речи быть не может.

И сложно упрекнуть разработчиков, они действительно старались, это видно во всём, особенно что касается Человека-Паука. То, как он двигается, как парит в воздухе, как дерётся - анимации, связанные с ним, выглядят вполне пристойно и сегодня. Жаль, что сама модель Паука отчего-то выдалась уродливой, во всяком случае, голова. И костюм его уж больно блёклый, как, впрочем, и вся остальная игра. Говорят, это частично нивелируется при помощи утилиты ReShade, но я не пробовал.

Потрясающая липкая бомба, кста
Потрясающая липкая бомба, кста

Боевая система является самым большим различием между играми про Тоби и Холланда. Чем прекрасна игра про Холланда - впервые за всё существование видеоигр про Человека-Паука она позволила в полной мере ощутить себя этим героем. Стремительный поединок, всецело построенный вокруг ловкости и проворства Паука; возможность вытворять невероятные кульбиты и производить комбинации из силовых атак, паутинных приёмов и элементов окружения; грациозное и неуловимое перемещение по всей площади битвы, в том числе с изменением вертикального положения - и всё это достигается путём нажатия всего нескольких кнопок. И нет, игра не играет сама в себя - всё это делаешь именно ты, пусть красочность картинки и несколько господствует над количеством совершённых действий. Иначе говоря, в 2018-м году, а с поправкой на мои реалии в 2022-м году, спустя чёрт его знает какое количество игр про Человека-Паука нам наконец-то довелось воплотить в видеоигре то, что прежде мы могли видеть лишь в фильмах и анимации. И уже за одно это обстоятельство я полюбил игру про Холланда, даже не смотря на то, что подлый издатель сделал с лицом Паркера.

Как же это хорошо. Пусть и в 30 фпс на средне-низких настройках в реалиях моего ПК
Как же это хорошо. Пусть и в 30 фпс на средне-низких настройках в реалиях моего ПК

А игра про Тоби что? Ну, если быть объективным, то для своего времени дерётся здешний Паук очень даже пристойно - эдакий бодрый Beat ’em up c комбо-ударами и куда более куцыми, но имеющимися в наличии паутинными приёмами. Только вместо уворота на правую кнопку мыши, перенятую Холландом из Batman Arkham, у нас здесь более примитивный, но всё ещё релевантный инструмент - паучье чутьё. Работает оно так, что при зажатии специальной кнопки Магуайр становится, можно сказать, неуязвим - он автоматически уклоняется от любой атаки или выстрела. Однако, чем больше таких атак Паук проигнорирует, тем быстрее исчерпывается соответствующая шкала, к слову, довольно маленькая. Идея, опять же, неидеальная, но Бэтмен покажет как надо лишь в 2009-м, потому годится.

Избиваю людей на время - паучий спорт
Избиваю людей на время - паучий спорт

Если быть честным, то далеко не все комбо-приёмы получались у меня осознанно, или напротив - никак не удавалось выполнить запланированное мной движение. Но проблема боевой системы в игре про Тоби не в этом, а в том, что она очень неудобная. Как и вся эта несчастная игра - в неё технически проблемно играть. Персонаж относительно корректно фокусируется на противнике, но, находясь в постоянном движении, он периодически теряет контроль над схваткой - то брошенный бандит улетит куда-то за кадр, или он вовсе ведёт стрельбу из незримой из нынешнего положения точки, и обнаружить его, чтобы взять в фокус, это целая история. Ещё хуже, когда в процессе активных акробатических движений начинает сходить с ума камера, цепляясь за каждый выступ и вечно вылезая за текстуры. Эти проблемы не являются критичными, но они носят регулярный характер, сопровождая игрока до самых титров. В связи с этим сам Паук ощущается отвратительно, как бы оторванным от игрока, и никогда нельзя быть уверенным, как он интерпретирует следующее нажатие клавиш и куда его повернёт следом.

В теории, играть можно при помощи мыши, и тогда камера становится значительно более уравновешенной, но, как минимум, с мышью невозможно перемещаться на паутине, потому что при её удержании камеру уже начинает трясти до тошноты. К тому же, персонально у меня все главные атакующие кнопки расположились на Num Pad, и перетаскивать их на другие клавиши совершенно не хотелось.

Давай поборемся без всякого сексуального подтекста
Давай поборемся без всякого сексуального подтекста

С полётами на паутине всё куда лучше, и в этом аспекте игра про Тоби представляет полноценную альтернативу игре про Холланда. Вернее, представляла бы, будь она немного доработанной и более податливой игроку. Но даже в нынешнем виде это способно быть интересным и даже захватывающим. Паук-Холланд отлично ощущается в воздухе, а механика притягивания и отталкивания от зданий и конструкций, простая и гениальная, вносит огромный вклад в общее качество таких полётов.

В игре про Тоби история несколько другая - да, Паук куда более ограничен в своих возможностях по части быстрой смены положения в воздухе, и ощущается всё ещё топорно в ситуациях, когда нужно точное наведение на цель. Но зато Паук ощущается как физический объект, которого нужно именно что удерживать в воздухе. В этом смысле он выглядит куда живее, а полёты с его участием - достовернее. Нельзя просто так перемахнуть через высотку в два прыжка - нужно взбираться по ней, увеличивая высоту сцепления, и уже в момент раскачки, достигнув наибольшей амплитуды, прыгнуть и прилипнуть к стене, чтобы уже своими силами влезть на нужный объект. Да, долго, и да, неэффектно, зато воспринимается куда более натуралистично, и ввиду затраченных усилий способно принести даже больше удовлетворения. Если бы ещё не приходилось бороться с техническим состоянием игры.

А что дополнительно вносит толику реализма и экстрима в полёты на паутине за Паука-Магуайра так это возможность разбиться насмерть. По сути, этого может никогда и не случиться, но такая возможность в игре есть, и она бодрит, когда ты оказываешься особенно высоко. Словом, прикольно.

Маленький Паук посреди огромного мегаполиса
Маленький Паук посреди огромного мегаполиса

И, в общем-то, из этих двух комплектующих - боя и полётов - и состоят что игра про Тоби, что игра про Холланда. Вторая также имеет набор факультативных элементов, будь то большой уклон в сторону сюжета, стелс-миссии и побочные активности. Игра про Тоби тоже немного пытается в сюжет, но получается какая-та курьёзная пародия, будто 7-летний ребёнок вышел из кинотеатра, где показывали 3-ю часть из трилогии Рейми, и пытается пересказать, что он там видел, попутно додумывая какие-то свои вещи - всяких там Скорпионов, Кингпинов, банды самураев и эмо-девочек. Я в своё время бросил игру именно в результате перенесённого культурного шока - мало того, что технически всё плохо, так и в сюжетно-нарративном смысле происходит какой-то бред, с фильмом связанный лишь формально.

Впрочем, если воспринимать происходящее в игре именно как китч - какой-то немного диковатый прикол над фильмом, то жить с этим можно, оно не слишком бьёт по глазам. Как, например, в побочном задании, где нужно разбивать горшки, иначе из них будут бесконечно выпрыгивать самураи. Бред на уровне Мистера Негатива из игры про Холланда - я понимаю, что персонаж из комиксов, но почему в игре-то все ведут себя так, будто чёрная китайская магия, берущая под контроль людей, это совершенно нормально и естественно? Условностей с избытком имеется везде, что сказать.

Тащу жертву в своё паучье логово, что выпить из неё все соки
Тащу жертву в своё паучье логово, что выпить из неё все соки

Многие критикуют игру про Холланда за битвы с суперзлодеями, говоря, что представляют они собой паттерны из двух-трёх кнопок без, собственно, самого боя. В игре про Тоби можно расслабиться - там всё то же самое. Так же жмём комбинацию из двух кнопок, но и условная интерактивность тоже сохраняется - например, в битве против Гарри Озборна настигать его, попутно уворачиваясь от снарядов, нужно лично, а вот избивать, стоя с ним на глайдере, уже по таймингу. У меня с этим нет никаких проблем. Сделано кривовато, и несколько безыдейно, но разнообразие в игру вносит, представляя как минимум уникальную ситуацию. В то же время есть геймплейные секции, полностью посвящённые QTE - и раз возможности сделать лучше не было никакой, то смотрим на гибкого и ретивого Паука хотя бы в катсценах.

У тебя всё ещё есть шанс охладить траханье и оставить суперзлодейскую карьеру
У тебя всё ещё есть шанс охладить траханье и оставить суперзлодейскую карьеру

Что можно сказать по итогу - Spider-Man 3: The Game плохая игра. Плохая, но далеко не ужасная. Её просто не успели закончить, не довели до ума в погоне за наживой. Если бы своевременно была произведена дополнительная работа над отзывчивостью героя, и над технической составляющей игры в целом, и если бы графика была хоть на йоту лучше, хотя бы в части цветов и контрастов, то сейчас бы мы знали этот продукт как лучшего представителя всей плеяды видеоигр о Человеке-Пауке. И пусть игра про Холланда всё равно оставалась бы объективно лучше - даром, что из 2018-го года - но сотня другая стариков, самозабвенно упивающихся воспоминаниями о великой Spider-Man 3: The Game из 2007-го, бескомпромиссно доказывала бы превосходство именно этой итерации над поделками для детей от Insomniac Games. Но в действительности никто такого не скажет, потому что игра не удалась. И очень жаль, ведь у неё были все шансы стать лучшей игрой о Пауке, хотя бы на следующие десять лет.

4545
30 комментариев

Хей, бобс, а вы помните про spiderman web of shadows? лучше бы не помнили но раз уш вы включили это видео давайте немножко вспомним.Игра про человека паука с боевой системой ни чуть не хуже чем в девил мей край, возможность переключаться менять костюмы в любой момент, темная история падения супергероя и нью йорка Камео таких героев как россомаха, люк кейдж, мун найт, вдова и незабываемые адреналиноаые босфайты с возможностью использовать весь арсенал человека паука.но есть одна проблема игра - кал.

12
Ответить
Автор

Да они все кал. Хорошие игры про Паука по пальцам можно пересчитать

2
Ответить

Is that a motherfuckin KVEN reference?

1
Ответить

Да, я помню такую, проходил не один раз

Ответить

Скипаю 2 абзаца что бы прочитать про игру

Для начала, творческое отступление.

3
Ответить
Автор

У нас, безработных игровых журналистов, такое бывает

2
Ответить

Полеты тут лучше чем в игре от инсомниак

3
Ответить