Через тернии к монстрам: история о маленьком мальчике, что не послушался маму

Тролли, ведьмы и скандинавский фольклор — жуткая сказка, от которой невозможно оторваться.

Может быть, ты бывал когда-нибудь в дремучем лесу на горе и видел удивительное лесное озеро в густой чаще? Оно кажется заколдованным и страшным. Вокруг царит тишина — ели и сосны обступили озеро со всех сторон и молча смотрят в него. Иногда они наклоняются к нему робко и осторожно — им хочется узнать, что прячется в его темной глубине. Здесь растут и огромные развесистые деревья, но с молодым ельником и сосняком они никогда не шепчутся. Это очень странно, не правда ли?

У самой воды приютились мягкие кочки, поросшие медвежьим мхом. А на кочках белеют маленькие пушистые болотные цветы. До чего же здесь тихо, ни звука - птица не пролетит, ветерок не подует. Лес словно затаил дыхание и слушает. Слушает, а сердце стучит: скоро, скоро, скоро..

Этот блок временно не поддерживается

Повзрослев, мы совершенно позабыли о чудесах. В наших мыслях больше нет места фантазиям о мифических существах и волшебстве. Такова суровая плата за зрелость. Сказки, что читали нам родители, потускнели, стерев из памяти истории о чудовищах и героях. Однако в мире Олле и Лиллемор, главных героев Bramble: The Mountain King, монстры из преданий существуют на самом деле и поджидают любопытных детей на каждом шагу. Лиллемор, сбежавшую ночью из дома в лес, похищает тролль. Чтобы спасти сестру, Олле придётся пройти через множество испытаний, проигрыш в которых карается мучительной смертью.

Одной крови

Отношения между Олле и Лиллемор едва можно назвать типичными: мальчик искренне восхищается сестрой и бесстрашно готов биться за неё с самыми кровожадными чудовищами, а девушка без стеснения демонстрирует глубочайшую любовь и привязанность к младшему брату. Они вместе до конца и это их главная сила. Встретить такую гармонию между сиблингами невероятно сложно.

К сожалению, игровая индустрия не может похвастаться большим количеством проектов, в которых основными героями выступали бы члены семьи. Поэтому Bramble нередко сравнивают с дилогией A Plague Tale. На первый взгляд игры и правда чем-то похожи — и в той, и в другой повествуется о выживании брата и сестры, их желании спасти друг друга и стремлении побороть зло. Однако между ними есть огромное различие, кроющееся в концепции Bramble — её сказочности.

Олле и Лиллемор — каноничные протагонисты фольклорных произведений и потому дружны с самого начало. Их крепкая связь неоспорима и идеализирована. Несмотря на то, что персонажи немы, их имена говорят громче слов. Шведское имя Олле, произошедшее от древнескандинавского имени Ánleifr, означает «потомок предков», тогда как Лиллемор — «маленькая мать». Такие, казалось бы, крошечные детали недвусмысленно намекают на важность семейных уз в Bramble и на степень близости героев. Лиллемор для мальчика не только сестра и наставница, а человек, заместивший фигуру матери.

Олле не отстаёт от сестры и всегда следует за ней

Сказка как жанр фольклора имеет ряд особенностей: она основана на вымысле, носит поучительный характер и отличается чёткой дихотомией (разделение на хороших и плохих). Через фантастические сюжеты ребёнок проще усваивает моральные принципы и в будущем сможет легко оперировать ими. Такая структура подразумевает смещение акцента с героев на сами приключения.

Мы не знаем о прошлом Олле и Лиллемор или их взглядах, потому что в этом нет необходимости. Главная задача, стоящая перед нами как игроком — усвоить этический урок, насладиться рассказанной историей и узнать нечто новое о вымышленной вселенной Bramble.

Неотрывно от природы: параллелизм

Природа в скандинавском фольклоре занимает особое место. В давние времена люди находились в серьёзной зависимости от стихии, поэтому подробно изучали каждое из её проявлений. Полёт птиц, поведение животных, поздний листопад или внезапная гроза — всё это имело важное значение для человека, живущего во власти природы. Так появились приметы, суеверия и ряд богов, олицетворяющих плодородие, охоту, любовь и смерть.

Студии Dimfrost, подарившей нам Bramble, отлично получилось передать неоспоримое единство между человеком и природой, существующее на протяжении многих столетий. Олле, нарочито уменьшенный до размеров насекомого, выглядит очень хрупким и беззащитным не только перед лицом монстров, но и перед самим лесом: бурным потокам рек и острым скалам не знакома пощада.

Однако мальчика защищает невидимая рука разработчиков. В тот момент, когда градус напряжения в игре достигает пика, окружение снисходительно сменяет тёмные тона непроходимой чащи на жизнерадостные оттенки цветочного поля. Такая умиротворяющая пауза позволяет игроку отдохнуть от беготни, а Олле вновь почувствовать себя дурашливым ребёнком.

Природа в Bramble не статична и однообразна, она — воплощение жизни

Не обошлось и без стилистического приёма, активно использующегося в играх и литературных произведениях — психологического параллелизма. Настроения главного героя и его внутренние переживания напрямую влияют на состояние окружения. Чем беззаботнее Олле, тем приятнее картина леса: подле мальчика порхают бабочки, молодая трава залита солнцем, а местные жители беспечно греются под его лучами.

Однако стоит Олле почувствовать страх, отчаяние или ярость, как природа, словно обезумевшая мать, полностью преображается: вода в реках становится алой, заряжает холодный дождь, всё живое замолкает в преддверии беды.

Подобный приём так же помогает обозначить личностные изменения персонажа. Пока суровая реальность не ожесточила Олле, мир видится ему светлым и безопасным. Как и любой ребёнок, не столкнувшийся с жестокостью, он опрометчиво несётся навстречу чудовищам, не осознавая последствий. Каждый враг на его пути — это вызов легкомыслию детства и ступень к обретению взрослости.

Не смотри, не смотри вниз, там, разинув пасть, возлегает поражение

Скандинавский бестиарий

Древние северные племена с младенчества знали, как немилостива может быть природа. Их земли омывали бескрайние моря, непроглядные воды которых не знали жалости, а холод и непогода погубили больше людей, чем бесконечные войны. Народ, сражающийся за жизнь с самой стихией, выбирал богов себе под стать: могущественных, величественных, но смертных. Пасть в битве для скандинавов было честью, ведь храбрых воинов ждала Вальхалла, где мёд льется рекой, а сражения не стихают ни на секунду.

Враги богов не уступали им в мощи: исполинские ётуны ужасали своими размерами и силой. Их черты переняли тролли — жуткие существа, часто фигурирующие в шведском фольклоре.

События, описанные в Эдде, основном произведение германо-скандинавской мифологии, легли в основу множества игровых произведений: о противостоянии полубога и асов повествуется в игре God of War, а в Hellblade: Senua’s Sacrifice главная героиня отправляется в Хельхейм, чтобы воскресить возлюбленного. Образы викингов, великанов и непобедимых божеств стали настолько популярны, что за их востребованностью не различимы другие, куда менее известные фольклорные персонажи. Существа, не бьющиеся за всевластие и не враждующие с отважными героями. Их обитель — тёмный лес и горные тропы, где они выжидают заблудившихся путников или зазевавшихся охотников. Горе для суеверных крестьян и страшная сказка для нерадивых детей. Именно о них и решила рассказать студия Dimfrost.

Мир Bramble густо населён всевозможными мифическими созданиями: от крошечных ниссе, играющих с Олле в прятки, до гигантского Стромкарлена, сводящего людей с ума своей игрой на скрипке. Несмотря на то, что многие монстры в игре заимствованы из общего для народов севера источника, они носят шведские названия. Например, пугающие духи Мюлинги в Норвегии именуются Утбурдами, а изящная Скогсра — Хульдрой. Не все они опасны и желают людям зла, но с любым из них лучше не терять бдительности — кто знает, что на уме у существ, оберегающих свои владения.

Skogsrå (Скогсра)

Скогсра — лесные эльфы, известные, вне сомнения, с языческих времен. Точно так же, как для моряков угрозу представляла встреча с русалкой, так для охотников считалось несчастьем встретиться со скогсра.

С первого взгляда кажутся красавицами: у них пышные груди, вьющиеся волосы и мелодичные голоса. Но вместо ногтей у них когти, а пониже спины торчит хвост; кроме того, спины как таковой у них нет — там полая выемка.

Согласно древним охотничьим легендам, скогсра обнаруживали свое присутствие особенно резким завихрением воздуха, которое было способно с такой силой качнуть ствол дерева, что оно могло повалиться. Скогсра, как считалось в народе, были только женского пола; отсюда возник предрассудок, что если покинувший дом охотник встречает первой на дороге женщину, то ему удачи не будет. В сагах эти лесные жительницы несут несчастье и воплощают в себе зло и распутство.

Strömkarlen (Стромкарлен)

Стромкарлен — водяной дух или тролль. Они любят петь и замечательно владеют хардингфеле и арфой: сами звуки леса, ветра и воды играют на струнах его скрипки.

Стромкарлена можно вызвать для обучения этому мастерству в обмен на подношение еды, сделанное в четверг вечером и в тайне: белого козленка, брошенного в водопад, или копченую баранину, украденную из соседского хранилища четыре четверга подряд. Если мяса на костях окажется недостаточно, он лишь научит просителя настраивать скрипку. Если подношение будет удовлетворительным, он возьмет правую руку ученика и проведет пальцами по струнам до крови, после чего тот сможет играть так хорошо, что «деревья будут танцевать, а потоки в своем падении замирать».

Обладают способностью менять облик, могут превращаться в рыб, быков или лошадей. Живут они либо под водой, либо на берегу под мостом. Для стромкарлена нет большего удовольствия, чем любоваться красивыми девушками: обычно он забирается на скалу посреди реки и наблюдает за ними. Если же девушка плывет в лодке и настолько глупа, чтобы разволноваться при его виде, он обидится и перевернет лодку. Не случайно многие лодочники перед отплытием кладут на нос стальной нож (стромкарлены боятся железа).

Tomte (Томте)

В фольклоре германских народов томте — домашние духи. Они хлопочут по дому, требуя от его обитателей соблюдения некоторых правил. Во-первых, в доме должна поддерживаться чистота, во-вторых, не стоит шуметь, в-третьих, отдыхать по выходным. На Рождество томте следует дарить понюшку табаку, отрез серой материи и пригоршню глины.

В ночи полнолуния томте отправляются танцевать, зимой катаются по льду замерзших рек и озер. Они не прочь пошалить, достается от них и людям, и домашним животным. Они выдергивают стулья из-под людей, громко хохочут, кричат на ухо, щиплют и щекочут, а животных выпускают из загонов.

Томте отличаются недюжинной физической силой. Ростом они с ребенка, у них старческие лица, яркие, блестящие глаза и длинные, до колен, руки. Смех их напоминает конское ржание. Носят башмаки или тапочки, красные чулки, штаны до колен и серые или зеленые куртки. Летом расхаживают обнаженными или надевают легкие льняные рубашки.

Полагают, души тех, кто в языческие времена был рабом, строил дома и работал на земле, поселяются в этих маленьких серых существах, которым приходится заниматься земледельческим трудом до самого судного дня. До сих пор множество христиан верят в томте и каждый год делают им какие-либо подношения.

Lyktgubben (Луктгуббен)

Луктгуббен — маленький, седой старик в старомодной одежде, носящий фонарь. Считается, что он — неосвященная душа того, кто обманом попал на чужую землю.
Луктгуббен может быть как полезен, так и опасен в зависимости от ситуации. Если вы гуляете по лесу и заблудились, он поможет вам найти выход из леса. В этом случае лучше заплатить ему, иначе он обманет вас и вы никогда не найдете дорогу.
Если вы не заблудились, но последовали за светом его фонаря, вы потеряетесь, а может быть даже попадете в трясину и погибнете.

Mylingen (Мюлинг)

Мюлинги — кровожадные духи младенцев, которых их родители бросили умирать, потому что не могли прокормить. Мюлинг довольно долго копит силы, а потом принимается нападать на одиноких путников. Порой жертва получает предупреждение — слышит его крик и видит белую сову — одно из обличий духа. Впрочем, даже в этом случае спасение маловероятно, ибо мюлинг чрезвычайно быстр и силён. Ростом он с маленький домик.

Они преследуют одиноких путников в том месте, где их бросили, и пытаются вскочить им на спину. Если им это удается, то снять их невозможно, и они требуют, чтобы их доставили на ближайшее кладбище для погребения. По мере приближения к кладбищу мюлинг становится все тяжелее и тяжелее, а если жертва останавливается и не может донести ее до назначенного места, он приходит в ярость и убивает её. Затем они отправляются на поиски следующего бедолаги, который понёсет их. Иногда мюлинг является к матери и жалуется, что голоден. Если мать накормит его, он вскоре умрёт, продырявив свою грудь, а дух ребёнка наконец-то обретёт покой.

Älvor (Эльфы)

Эльфы похожи на маленьких женщин, одетых в белые платья или носящих белые платки. Если понаблюдать за туманом, стелющимся над болотами, то можно увидеть танцующих в нём эльфов. Они умны и злопамятны, и, как говорят, могут заражать людей. Особенно уязвимы маленькие некрещёные дети, которые становятся худыми и несчастными, когда феи присасываются к пальцам их рук и ног, пытаясь вытянуть из них жизнь. Чтобы защитить себя и своих детей, нужно пойти на речную мельницу, найти несколько небольших круглых ям с чашами и положить в них дары — сало, монеты, иголки и другие мелкие предметы.

Прямого контакта между эльфами и людьми обычно не бывает, но если вы увидите, как они танцуют, неведомая сила потянет вас присоединиться к ним. Танец может длиться годами, но вы не сможете осознать этого и остановиться. В местах, где танцевали эльфы, растут кольца грибов, называемые ведьмиными кругами. Заходить в кольцо опасно, так как место считается проклятым. По поверьям, несчастных жертв эльфов нередко находили в центре ведьминого круга мёртвыми.

Troll (Тролль)

В германо-скандинавской мифологии существа огромного роста, потомки ётунов, наделенные необычайной силой и непроходимой глупостью. Живут тролли обычно в пещерах, где хранят свои сокровища. Они ближе к людям, чем их дальние предки ётуны и занимаются тем, что вредят человеку: похищают скот и красивых девушек, крадут младенцев и тому подобное. Тролли боятся солнечного света, который превращает их в камень. У них рыжие волосы, ходят они в тёмных штанах и красных шапках. Троллей пугает громкий шум: они сразу начинают думать, что за ними пришел с молотом сам бог Тор.

В шведских мифах встречаются тролли обоих полов. Их рост составляет 5—8 метров, а иногда и выше. К распространённым легендам, связанным с троллями, относятся истории о детях-подмёнышах. Согласно этим рассказам, тролли похищают новорождённых и подменяют их своими младенцами.

Pesta (Песта)

Персонификация страха заболеть чумой. Представляет собой отвратительную старуху, одетую в чёрный балахон. Если Песта принесёт в селение грабли, то некоторые выживут, пройдя сквозь зубья. Если же в её костлявых руках будет метла, то погибнут все.

Подобное олицетворение смерти и болезни — обычное явление для позднего Средневековья, представляющее собой попытку рационализировать ужасающий опыт того времени. Сказания о чёрной чуме сложились в результате наблюдения за событиями, которые, вероятно, казались необъяснимыми для людей, переживших их.

Самое интересное, что старуха-чума передвигалась на лодке. Этот факт отражает ситуации, неоднократно происходящие во время вспышек чумы: путешествие на лодке было распространённым способом передачи болезни. Существует мнение, что зараза попала в Норвегию на корабле-призраке, наполненном заражёнными крысами.

Укротитель страхов

Когда погоня и борьба остаются позади, а приключение подходит к завершению, мы видим, как преобразился Олле. Его ведомость и зависимость от сестры остались в прошлом. Там же отныне покоится страх перед неизведанным.

Обретя уверенность в собственных силах, мальчик перестал бояться леса. Он стойко проходил каждое испытание, боролся за жизнь с гигантскими монстрами, но главное — Олле спас Лиллемор, пожертвовав собой. Не раздумывая, и не сомневаясь. Этот поступок стал поворотным моментом в отношениях брата и сестры. Младший больше не искал спокойствия в объятиях старшей и не прятался за её спину, почувствовав опасность. Олле занял место Лиллемор, и теперь она укрывалась за ним.

Dimfrost не нарушили правила сказочного мира. Урок, что нам преподали, был одновременно прост и мудр — вера в себя и любовь к ближнему может творить чудеса, а свет надежды способен рассеять самые тёмные проклятия.

Bramble не оставляет шанса безразличию, в ней очаровывает всё: музыка, красочные локации, энергия жизни и волшебства. Её вселенная простирается далеко за границы обозримого. Туда, где не ступала нога взрослого. Путь Олле тернист, но за острыми ветвями ежевики скрывается яркое звёздное небо.

Статья наколдована гномиками-томте специально для конкурса «Скрытые сокровища».

Этот блок временно не поддерживается
4.1K4.1K показов
563563 открытия
14 комментариев

Здесь тот момент, когда лаек надо ставить ещё даже не прочитав, ибо годнота

Ответить

Да, но я прочитал и не пожалел)

Ответить

Как же шикарно! Мне уже советовали эту игру, но теперь втрое сильнее захотелось прикоснуться. Мечтаю сделать что-то подобное (не менее страшное, во всяком случае) в славянском фольклоре. Может быть, однажды

Ответить

славянский фольклор - это нечто.
там такая увлекательная чернуха, можно зависнуть на долгое время.
я бы с радостью поиграла)

Ответить

О, как раз ее сейчас прохожу. И, положа руку на сердце, не понимаю, откуда столько положительных отзывов.

Да, сеттинг очень необычный и интересный, графика окружения - выше всяких похвал, и... и - все? Все остальное - дизайн персонажей, их анимация, история (кто эти персонажи? почему я должен переживать об их судьбе?) оставляет желать лучшего.

Но это ладно, мелочи - даже игры без анимации и сюжета вовсе могут быть интересными, не за этим мы в них играем. Мы играем из-за геймплея, верно? Но... где здесь геймплей? Платформинг сделан криво, из-за чего постоянно умираешь тупой смертью (и начинаешь все сначала, разумеется). Босс-файты ужасны из-за кривого управления. Секции со "стелсом" просто невероятно душные, из-за них пропадает всякое желание продолжать прохождение.

Подводя итог сказанному: да, видно, что Bramble сделана с душой, и она могла бы быть отличной, но ей катастрофически не хватает полировки - и от того обиднее вдвойне.

В общем, есть стойкий привкус разочарования.

Ответить

нет, не ради геймплея.
для меня это вообще вторично.
я тоже постоянно запиналась о кривые и непонятные выступы, летала с высоты, не могла попасть в босса из-за неудобно расположенной камеры, но все это меркло перед атмосферой.
я ждала от игры сказки и разработчики мне это подарили.
где еще можно покататься на ежике?)
или увидеть такое количество фольклорных персонажей?
я не оправдываю недочетов, просто для меня это такие незначительные вещи, что ими можно пренебречь

Ответить