Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Вспоминаем и рецензируем незаслуженно забытую ролёвку по мотивам настольной игры The Dark Eye (Das Schwarze Auge).

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Немного ностальгии

C Drakensang я связан не очень яркими, но определённо ностальгическими чувствами. В году эдак 2009-10-м, во времена, когда на ПК ещё было принято покупать диски — в нашем случае исключительно пиратские по разным на то причинам — мы с братом пошли на рынок за новенькой игрой. На сей раз я выступал в роли провожатого, полагаю, из-за тенденции тащить домой одни лишь сборники модифицированных Сталкеров. Уже поперёк горла стояли, хотелось чего-нибудь нового.

Кстати, один из сборников сохранился. Если вам о чём-нибудь говорят такие названия, как AMK MOD, История прибоя, Зона поражения, Скрытая аномалия и Исполнитель желаний, то, пожалуйста, дайте волю чувствам.

В общем, игру сегодня выбирал мой младший брат и, конечно же, в силу возраста исключительно по обложке. Вот таким нехитрым образом у нас дома появился диск с Drakensang: красивый арт на лицевой стороне, яркие цвета и эпичные скрины, предвещавшие встречи с мудрыми колдунами и свирепыми драконам. Мы тогда ещё шутили, что от диска шла какая-то свежесть. До сих пор так шутим — мем живой. Как и сам диск, фотокарточки прилагаются.

На этом, по сути, история и заканчивается, потому что наше тогдашнее железо игру не потянуло. То ли она вылетала через каждый шаг (по-моему так и было), то ли тормозила нещадно. Неудивительно, ведь игры тогда ещё нового поколения, то есть вышедшие после года 2006-7-го, наша 128-и мегабайтная видеокарточка вывозила крайне редко. Оперативной памяти тоже не хватало — стояли две плашки по 512 и 256 Мб соответственно. Не спрашивайте, это я так компьютер апгрейдил в меру своих возможностей, чтобы в Crysis поиграть. А процессор стоял Целерон, по мощности сопоставимый с Pentium 4. Чтобы вы понимали, тогда уже появились двухъядерные, значительно превосходящие по мощности наш камень.

Это всё к тому, что мы не слишком переживали, что очередная новая игра у нас не пошла. Мы отдавали себе отчёт, что компьютер давно пора было менять, и не отчаивались, периодически балуя себя новинками. Некоторые из таких даже пройти удавалось: в плохом разрешении, с бесконечными загрузками, с нестабильным FPS, но тем не менее.

А Drakensang мы всё-таки запустили — удивились, что персонаж далеко не всегда умел собирать траву, чаще оставляя на земле убитое растение, и побегали по стартовой локации, просторы заценили. Всё, на этом воспоминания заканчиваются. О самой игре вспоминали только тогда, когда диски загребали.

Видимо, не только мы.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Спустя долгие годы желания покорить Авентурию так и не появилось, хотя возможности были. Почему? На это можно найти много причин. Во-первых, потому что про игру не говорят. О ней и в 2009-м году никто не знал, хотя о не менее нишевой Готике все были в курсе, сужу по своему окружению, а сегодня и подавно. Часто ли вы слышали о какой-то там Drakensang? На ютубе обзоров раз-два и обчёлся, в подборках ролевых игр редко где встретишь, и в инфополе, в круге увлечённых видеоиграми людей, о ней вы едва ли узнаете.

Во-вторых, франшиза мёртвая. Новые игры серии не выходят, а ведь в противном случае это бы послужило неким якорем для людей. Часто ведь бывает, когда после прохождения новинки хочется вернуться назад, пройти старые игры франшизы или, как минимум, узнать о них чуть больше. После выхода Baldur's Gate III, уверен, многие вернулись в первую часть — знаю, потому что и сам ворвался посмотреть, откуда ноги растут.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

В-третьих, маркетинг. Drakensang даже на момент выхода не была популярной, а финансово так и вовсе провалилась. Сценарий, при котором такой проект обретает культ спустя годы, вполне реален, но тут, думаю, сыграл ещё один не менее значимый фактор — в игре нет киллер-фичи. В её титрах не найти именитых разработчиков, а в геймплее — крышесносных механик. Она не выделяется постановкой или потрясающей драматургией, не может похвастаться наличием романтических линий или до буквы прописанными персонажами.

Drakensang совсем другая. Пройдя игру полностью уже сегодня, я могу смело заявить, что судьба с ней обошлась несправедливо. Она может зацепить игрока, но вещами, которые сложно продать или объяснить. Но я всё-таки попытаюсь.

Сюжет и повествование

История начинается с того, как главный герой получает письмо от близкого друга. В нём он расплывчато говорит о мрачных временах и просит нас о помощи — необходимо поторопиться в Фердок и разузнать, что происходит в городе.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

По прибытию мы узнаём, что в городе прошла череда жестоких убийств. Значит, заручаемся поддержкой городской стражи, опрашиваем свидетелей, проводим расследование и пытаемся найти виновных. Впрочем, это лишь завязка эпичной истории — вскоре судьба всего мира ляжет на наши плечи.

Но не сюжетом хороша Drakensang. В написании сценария принимали участие авторы оригинальной настольной игры The Dark Eye: Антон Весте, Марк Вахгольц, Момо Эверс и Стефан Бланк. И, знаете, в тексте чувствуется работа мастера, который понимает, что хотят видеть игроки в своём приключении. В том, как написаны диалоги и персонажи, что из себя представляют квесты, через какие события игроку придётся пройти и в какую атмосферу погрузиться. Даже банальный, ничем не примечательный сюжет воспринимается как что-то само собой разумеющееся ввиду общей придурковатости и картикатурности игры. Основной мотив победить великое зло — лишь предлог гейммастера провести игрока через увлекательное, весёлое и разнообразное приключение.

Уже в самом начале по пути в Фердок мы знакомимся с совершенно неадекватным колдуном, хотя подобный архетип — мудрый и могущественный маг с бородой до колен и в белом одеянии — обычно выступает в роли наставника, будь то Гэндальф Белый или Альбус Дамблдор. Наш же постоянно забывается, не может связать двух слов и путает первого встречного со своим учеником. Возможно, страдает каким-то личностным расстройством. Карикатурная анимация и недвусмысленное выражение лица лишь подчёркивают написанный авторами образ.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Юмора в игре много, квесты нередко пытаются поставить действующие лица в неловкие условия. Вот женщина просит нас найти лекаря для мужа, который вновь умудрился упасть с лестницы. Смотрим на их дом и понимаем, что дверь выходит прямо на отвесную стену. Дойдя же до лекаря, узнаём, что жена пострадавшего страдает гиперопекой и что ничего страшного с её мужем, как обычно, не произошло. Вот такая ироничная сцена: опасные условия проживания и волнующаяся по пустякам хозяйка.

В другой момент, когда игрок уже привык решать вопросики выполнением поручений или избавлением подвалов от крыс, он получает от ворот поворот с вполне закономерным негодованием со стороны трактирщика. И ведь действительно: не все ведь проблемы должны решаться прохождением квеста нуждающегося.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Ну или местные жители расскажут о знаменитом герое, который пришёл всех спасти от огнедышащего чудища. Идём по дороге дальше и видим забавную картину — тот, о ком слагают легенды, даже волков одолеть не может, куда ему до дракона? Ладно, бог с ним. Он знает, куда идти, путь проведёт нас до пещеры. Взяв двуручный меч мощной хваткой, с огнём в глазах и твёрдой поступью он выдвинулся вперёд, не страшась врагов! Хотя... Да, завидев гоблинов, развернулся и убежал, но зато невозмутимо и по-героически! Типичный спейскреейтор из Dota 2, грамотно разведёт оппонента на удары и внимание.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

И такого легковесного юмора тут много. Я уже молчу о том, сколько внимания сценаристы уделяют пиву, как бы подчёркивая культурный код игры — сделано в Германии. Рядом расположился и другой стереотип о немцах — я говорю о красивых, пышногрудых женщинах. Эту особенность игрок самостоятельно сможет оценить уже в первые минуты своего путешествия при встрече с Салиной. Приятненько.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Квесты в игре интересные от начала и до самого конца. В таком случае принято говорить, что исполнены на уровне третьего Ведьмака, но нет — здесь однообразных вопросиков на карте игрок не встретит, а если уж попадётся активность с зачисткой нескольких склепов, то ты этому и рад, потому что нарративного контента и без того много.

Разнообразие квестов и их обстоятельств впечатляет: мы побываем и на болотах в попытке избавить деревню от нашествия нежити, поможем лесным ведьмам отбиться от инквизиции (можно принять и другую сторону конфликта), встретим подкованного в алхимии лепрекона, одолеем дракона, проведём детективное расследование, разберёмся в конфликте торговых семей, посетим графа Фердока, побудем самым настоящим адвокатом на суде, в конце концов! Чего-чего, а вот такого квестового богатства в игре категории «B» — непопулярной, необсуждаемой, забытой — я представить себе не мог. Особенно если учесть их количество.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Хотелось бы, конечно, чтобы игра уделила должное нарративное внимание и твоим напарникам, а то полноценных личных квестов кот наплакал, чаще это задания по вербовке. Но нужно понимать, что Dragon Age: Origins, задавшая тенденцию кропотливо прорабатывать спутников — как умели когда-то BioWare, — вышла позже. Зато сопартийцы часто комментируют происходящие события, совсем уж скучно с ними не будет.

Резюмируя: написана Drakensang шикарно, со знанием дела и с душой. Полагаю, за это стоит благодарить авторов настольной игры. Подобной синергии предлагаемых ролевых моделей, текста, визуальных образов, музыки, концентрации юмора и соответствия повествования общему стилю — лёгкой карикатурной фэнтези — найти порой довольно трудно. А у Drakensang это получается — комплимент в сторону художественного содержания игры и её целостности.

Baldur's Gate IV, не иначе
Baldur's Gate IV, не иначе

Ролевая система и игровой процесс

Начинается игра, как и положено в cRPG, с создания персонажа. На выбор доступно 3 расы — люди, эльфы, гномы — и 20 классов, по сути, трёх архетипов: разбойник, воин и маг. Отдельно выбрать расу или изменить внешность персонажу не позволяют.

Классы в Drakensang отражают лишь стартовые характеристики и умения, но в дальнейшем персонажа можно будет развивать в любом направлении. Будут ещё несколько отличаться капы по атрибутам — мой вор быстро упёрся в потолок по силе, — но в общем и целом ролевая система вас практически не ограничивает. Качайте любые пассивные навыки и активные умения, изменяйте персонажа под новое оружие прямо на лету, лишь бы очков опыта хватало.

Основных атрибутов восемь: мужество, интуиция, ум, харизма, ловкость, ловкость рук, конституция и сила. Я бы и рад подробней описать каждый, но описания в самой игре дают лишь примерное представление о них. А влияние атрибутов на боевую систему можно оценить чаще опытным путём. Так, к примеру, ловкость может повысить не только показатель уклонения, но и выносливости, атаки и блокирования. Внезапно.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Зато какие атрибуты влияют на пассивные навыки можно отследить легко — они подсвечиваются при прокачке того или иного. Травничество скейлится от ума, интуиции и ловкости рук, обольщение — от интуиции и харизмы, а самообладание от силы, конституции и мужества. Последний пункт прямо запомните, в геймплее пригодится. Также прошу обратить внимание на количество пассивок — выбор внушительный. Есть умения, связанные с общением, физическим состоянием героя, природой, наукой и ремеслом. А ведь дальше расположились вкладки с оружейными навыками, боевыми и с заклинаниями.

Ролевая система кажется богатой уже на этапе создания персонажа — ощущение не обманчивое, это действительно так.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Если вы вдруг решили приобщиться к Drakensang, настоятельно рекомендую прочитать какое-нибудь руководство по игре, потому что встроенное обучение затрагивает лишь самые азы: как повернуть камеру и куда нажать, чтобы персонаж ходил. Полезные советы по ролевой и боевой системе можно выудить из загрузочных экранов, но сами понимаете — на современных конфигурациях они быстро исчезают.

Помимо этого обязательно отключите видеоролики и текстуры высокого качества, а саму игру запускайте в окне — нюансы совместимости. 2008-й год как-никак.

Хорошо, персонажа мы создали, теперь отправляемся в приключение. Стартовая локация, помимо прочего, выполняет обучающую функцию: здесь мы можем поупражняться в навыках убеждения, травологии, взлома замков, схлестнуться в поединке со стражниками и т. д. Сразу же отмечаем, что успех того или иного действия будет зависеть от сложности проверки, удачи и прокачки. Например, абсолютно обычное задание по сбору травы превращается в настоящее испытание, если в группе нет знающего своё дело персонажа. А вот воровские задания мне давались вообще без трудностей, потому что изначально создал вора.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Впрочем, интересных особенностей в Drakensang много, расскажу о некоторых из них.

  • Социальные навыки открывают дополнительные диалоговые опции по типу убеждения, обмана, торговли и соблазнения. Однако они могут не появиться, если умение прокачено слабо, но даже их наличие не означает успех действия — вы запросто можете провалить проверку.
  • Навыкам первого уровня всегда придётся учиться у мастеров, в этом отношении игра роднится с Готикой. Но дальнейшая прокачка, во-первых, не привязана к уровню персонажа — он лишь ограничивает их потолок, — во-вторых, крайне свободная. Только что полученный опыт можно тут же влить в усиление атрибутов или пассивок, но не всех.
  • Краеведение отмечает на миникарте торговцев, а натуралист — растения для сбора. Вот такая занимательная механика.
  • Бои происходят в реальном времени, но по ходам и с возможностью поставить игру на паузу. Сценарий следующий: персонажи каждый ход бросают кубик на блокирование и атаку, а затем игра арифметически вычисляет наносимый урон и вероятность ранения. Тактические выкладки проворачивать можно, например, если вы слабее врага, но на многое рассчитывать не приходится — здесь всё решают характеристики и вероятности.
  • Игровой процесс может нередко подкинуть простенькие головоломки с рычагами и ключами. Где-то надо обратить внимание на окружение, чтобы определить правильную последовательность нажатий, а в другом месте — развернуть статуи друг к другу. Подобное хорошо играет на разнообразии.
  • Броня снижает входящий урон, но ношение тяжёлой непременно скажется на основных характеристиках персонажа: на вероятность уклонения, блокирования и атаки. Чтобы снизить помехи, необходимо прокачивать специальный навык, но в начале игры хороших мастеров не найти. Да и тяжёлые доспехи, в принципе, тоже.
  • Как и в Готике по мере прохождения сюжета ваш основной персонаж будет получать в награду лучшее снаряжение в игре. А ближе к концу откроются схемы крафта качественного оружия — его можно будет раздать группе.
  • Доступные квесты не отображаются на миникарте — исследуйте город, заходите в каждую таверну, опрашивайте прохожих. Мир таким образом ощущается тактильней, живее, отчего вновь хочется вспомнить Готику.
  • Путь от бомжа до героя реализован, может, и не так ярко, как в играх Piranha Bytes, потому что серьёзных преград Drakensang перед игроком не ставит — матка крыс не в счёт, — но побегать с дырой в кармане всё равно придётся.
  • Одна из главных особенностей местной боёвки — механика ранений. Получив пять сильных тумаков, персонаж умирает независимо от оставшегося здоровья. Чтобы избежать подобного, необходимо качать самообладание и соответствующие атрибуты — это, пожалуй, самый главный совет при игре в Drakensang.
Осторожно, на футаже — боль

Несколько хардкорную ролевую систему, позволяющую применять широкий спектр навыков и вынуждающую собирать сбалансированную группу, можно смело назвать изюминкой Drakensang. А количество особенностей и нетривиальность правил придают ей флёр уникальности. В конце концов, игру было крайне занятно изучать, чтобы последнюю треть проходить практически бездумным ЛКМом. Нет, это не проблемы с балансом — это заслуженная награда за старания.

Внимание к деталям

Примерные цифры: Drakensang разрабатывалась в течение трёх лет командой из 45 разработчиков, а её бюджет составил 2,5 миллиона евро. Вроде не слабо — игра по меркам 2008-го года находится ближе к ААА, но всё равно до большого блокбастера не дотягивает. И жанр не тот, и нелинейность крайне локальная, и постановка слабенькая, и даже диалоги редко озвучены. Чаще придётся читать голый текст, наслаждаясь при этом качественной, весёлой, но одинаковой анимацией собеседника.

Но в то же время хочется выделить отдельные аспекты, в которых Drakensang, как по мне, характеризуется как игра с душой. По ним сразу видно, что разработчики работали не на отвали.

Например, анимации в бою.

Персонаж по-разному машет мечом, контекстно блокирует атаки врага, отшатывается, иногда переминается с места на место, изображая попытку уклонения, извергает яростный клич, предвещающий мощный удар. Да, порой битва может выглядеть неуклюже, особенно если ИИ начинает тупить — такое нередко бывает, — но стоит лишь приглядеться, чтобы увидеть старания авторов выдать качественную презентацию.

Также у авторов получилось воссоздать определённые настроения локаций посредством харизматичного артдизайна и музыки. Не важно, находитесь ли вы в гостях у гномов под землёй или в городской таверне — минимальный эмоциональный отпечаток от посещения нового места игра оставит. Каждый район Фердока отличается чем-нибудь от другого, а сюжетные локации старательно тасуют условия. Да о чём речь, в тавернах даже тараканов анимировали! А внутренний интерьер пивнушки выглядит лампово.

Ещё можно заметить изобретательность по отношению к надеваемому снаряжению: в зависимости от его типа игроку выдаются разные бонусы. Если надеваете высокий плащ, получаете резисты практически ко всем частям тела — живот, спина, грудь, руки, ноги, — а вот бронелифчик от удара в живот уже не защитит. Так же и со шлемами: некоторые из них могут прикрыть не только голову, но и спину. Всё зависит от визуальной особенности снаряжения. В игре это нигде не оговаривается, но есть вероятность, что разделение брони влияет на шанс блокирования ударов с разных сторон. Не уверен, но звучит логично.

Пара слов касательно сохранности игры. Она красивая, несмотря на достопочтенный возраст. Этому поспособствовала и некоторая доля стилизации картинки — фэнтези-то у нас карикатурное, частично мультяшное, — неплохое техническое исполнение и не ленивый продакшен. Например, тут есть хорошее освещение и отражения в лужах, а окружение вокруг вас живёт своей жизнью. В порту работают грузчики, люди снуют туда-обратно, тут и там всплывают мимолётные диалоги, по дороге можно застать стайку потревоженных птиц, вылетающих из куста, или другую живность, населяющую Авентурию.

Гномий антураж

Drakensang хоть и выделяется неплохими анимациями и вниманием к некоторым деталям, но ничего выдающегося по части продакшена, конечно же, в ней нет. Зато состарилась хорошо и даже сегодня играется комфортно.

Заключение

Drakensang: The Dark Eye меня удивила. Она прекрасна в своих ключевых аспектах — ролевая система и атмосфера, богатство квестов и целостное художественное содержание — а потому рекомендуется к ознакомлению всем, кто неравнодушен по отношению к cRPG. Из подводных: не идите слишком рано на матку крыс, чтобы не поджечь пятую точку, и прочитайте кратенькое руководство, потому что вопросов по ходу игры появится много, а ответы найти будет затруднительно.

Вы, возможно, спросите себя: действительно ли игра достойна внимания и правда ли, что она потерялась во времени совершенно незаслуженно? Другими словами, не несу ли я пургу? Парочка мнений современников.

Рейтинг журнала: 87%

Вердикт: Игра позволяет нам стать как простым ремесленником, так и настоящим героем войны и спасителем мира. Эпичность действия здесь органично сочетается с проработкой мелких деталей.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Дождались? Четвертая часть классической ролевой серии Realms of Arkania, хардкорная ролевая игра для сильных духом.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Игромания, 05 декабря 2008
Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Хидденгем, как он есть. Моя оценка: 8 из 10.

Drakensang: The Dark Eye — cRPG немецкого разлива

Огромная благодарность подписчикам на Boosty за финансовую поддержку: Get_name, Оби-Ван Кеноби, Жан-Люк Пикар, Деrьмак, Андрей Апанасик, Чёрная смерть, Stikk, Gil4rt, Sorry Man, Клоун, Махентохен, Lolka, Кустик Мей и Эсту. И другим, кто поддерживает меня на DTF.

Статья написана для конкурса «Скрытые сокровища».

24K24K показов
4.6K4.6K открытий
55 репостов
74 комментария

Дюп доната, пацаны, поэтому повторюсь

Первое место - Тимур
Второе - я
Третье - пока ещё решаем

Ответить

Нихера себе, наконец-то в базу поиграл. Я вообще не понимал, какого хуя так хайпила DAO, если Drakensang её уделывал и по ролёвке, и по сюжету.

Ответить