Инвалиды в Final Fantasy Tactics Advance

Долго гонял мысли о том, какую же игру выбрать для тематической статьи, пока не вспомнил Final Fantasy Tactics Advance, пройденную, что символично, тоже в ноябре, но 2015 года. На красочной обложке изображены дети, причём один мальчишка в инвалидном кресле. Решил попробовать читать между строк то, что пропустил во время прохождения.

<i>Ритц, Марш, Мьют, Донед // фрагмент обложки игры</i>
Ритц, Марш, Мьют, Донед // фрагмент обложки игры

Если до начала игры сделать немыслимую вещь — полистать мануал — то про героев уже станет более или менее ясно. Но я человек простой, был у меня только картридж-голыш, поэтому лишился удовольствия от чтения официальной инструкции к игре. Попробую кратко пересказать происходящее в первые 15 минут, чтобы появилась отправная точка для тех, кто не знает Final Fantasy Tactics Advance.

Про игру

Игра начинается вскоре после того, как в провинциальный городок переезжает разведённая женщина с двумя сыновьями; младший, Донед, — инвалид-колясочник, — болезненный ребёнок для здоровья которого как раз и подойдёт затерянный среди лесов уголок. Старший — Марш, — мальчишка лет 12–14, перевёлся в ближайшую школу и ещё толком не познакомился ни с кем. Пролог начинается с того, что ребята играют в снежки и задиры дразнят местного тихоню Мьюта, таскающего с собой плюшевого мишку, подаренного умершей матерью. Слова колки и холодны, а дети жестоки. Новенький заступается за обиженного, от забияк звучит фраза: «Эй, нюня, поплачь ещё, как девчонка» и помощь приходит откуда не ждали — студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица Ритц терпеть не может такого отношения к девочкам, ну заодно и к слабым. Но крысята продолжают дразниться и выдают тайну — оказывается, Ритц стесняется своих седых волос и красит их.

Написал это и думаю, какой же бред, как нескладно, как натянуто, какое бинго по всем фронтам: тут и травля в школе, и детские переживания, и психические травмы, и физическая инвалидность, и маячащие родительские фигуры. Нормальная детская игра: красочный пиксель-арт, весёлая музыка, а если вдуматься, то чернуха вырисовывается по заветам Фёдора Михайловича. Когда же начнётся собственно Fantasy из названия, где сказка-то?

После снежков эти четверо знакомятся поближе и встречают отца Мьюта: тот никак не оправится после смерти жены, потерял работу и топит горе в алкоголе, однако всё равно очень любит сына. Ребята решают встретиться в доме главного героя, тем более что тихоня Мьют обещает заглянуть с загадочной книгой, как только посетит букиниста. Книга оказывается редким гримуаром и… что «и»? Детей разбрасывает в волшебном мире и каждый получает то, чего хотел: у девочки не седые, а естественного цвета волосы, Донед встаёт на ноги и носится по округе быстрее ветра, Мьют обретает мать, а отец становится не безработным, а властным Судьёй, эталоном добродетели и силы. Только главный герой, Марш, на первый взгляд не получит ничего и решит, что остальных надо вернуть в реальность.

Волшебный мир притягателен и основан на любимой игре Мьюта — Final Fantasy. 5 рас — люди, сильные и упрямые бангаа, которых ни в коем случае не стоит называть ящерицами, миролюбивые ни моу, озорные муглы (как у меня на аватарке) и местные амазонки — притягательные, грациозные и свободолюбивые виера. Например, муглы хороши в чёрной магии, а бангаа — сильные солдаты. Каждая раса преуспевает в чём-то своём и только люди во всём сразу, понемногу.

Считаю, что эта игра — украшение библиотеки GBA, безупречное по техническому исполнению: портреты детализированы и разнообразны (даже носы прорисованы, не говорите «аниме»), у каждого класса несколько спрайтов, поля сражений и фоны поражают детализированным пиксель-артом, к тому же анимированным в мелочах. Сразу вспоминаю любимый GameBoy micro, и то, как из-за некоторой лени выдумывал способы автоматической прокачки, экспериментируя с заклинаниями и механикой. К тому же жанр TRPG нравится, но стоит унять пыл и вернуться к теме рассказа.

Берсерк и рефлекс на персонажах // единственное напоминание о GameBoy Micro, 26.11.2015

Персонажи

Дальше уже сводится к личным рассуждениям, основанным на скудной информации в игре: четыре персонажа с особенностями, про каждого стоит сказать.

Ритц

Пожалуй, проще всего для данной истории, но не по сути, будет начать с девушки Ритц: открыта и решительна, успевает в школе, ну и, казалось бы, чего унывать из-за седины? Непонятно, то ли из-за стресса у неё такое, то ли наследственность и генетика, может Синдром Ваарденбурга — альбинизм волос. Бросить всё и желать остаться в сказке только из-за волос? Не похоже на другие её фразы, выбивается из образа. Вероятно, обострённое чувство справедливости играет с ней злую шутку — сама себя спрашивает «а почему только у меня такие волосы?». Но и экранного времени у неё не так уж и много по сравнению с другими.

Мьют

Тихоня Мьют, что же это за парень такой? Всё не скажешь, потому что вокруг него вертится история, ведь именно после его желания появился волшебный мир: выкладывать сюжет не хочется. Даже имя-то у него созвучно «mute» — приглушённый, безмолвный; это верно, в непростой ситуации оказался.

Как уже писал, у него горе — умерла мать, отец уволился и страдает, да ещё и одноклассники травят. Мьют достаточно развит, чтобы поговорить о смерти, и всё сложилось бы по-другому, если бы отец сам пошёл на разговор, больше интересовался переживаниями ребёнка, а не спрашивал что-то обыденное — типа «как дела в школе» — это бы дало мальчишке понимание, что взрослым небезразличны его слова, Мьют бы нашёл искренние ответы. Ответы могли быть ошибочными, но это лучше молчания, лучше, чем замкнувшийся ребёнок, который из-за недостатка информации и поддержки стал утопать в скорби.

Мальчишка утратил значимого для себя человека, надежды и мечты, переживает самое настоящее горе — душевное страдание, глубокую печаль, скорбь. Тем не менее, это естественная реакция на утрату, трудное переживание для парня — даже взрослый, отец, и то не справляется, а тут мальчишка!

Наверняка можно сказать, что Мьют страдает и растерян, эмоциональные испытания истощают паренька, ведут к снижению активности, избеганию общения и отчаянию. Как последнее воспоминание у него плюшевый медвежонок, помогающий справиться с ситуацией, но не до конца. Ощущение тщетности бытия и мучительные воспоминания, проигрывание ситуации и взваливание беды на себя, на свой счёт. Вот бы насторожились детский психиатр и клинический психолог, но парень предоставлен сам себе! Как выход — фантазирование, убежище в собственных мыслях. В фантазии самой по себе ничего плохого нет: развивается мышление, память, речь, внимание, творческое начало… но важно не заиграться, отделить воображаемое от действительного. Сложно сказать, есть ли у Мьюта проблемы с психикой или в сложившихся обстоятельствах хорошо держится? Не специалист, но сам факт, если не рассматривать ситуацию заумно-серьёзно, что такой мир создан из переживаний одного ребёнка и этот мир пытаются разрушить — это притягательная аллегория. Звучит жестоко, но не я автор сценария.

Донед

Донеду, бедолаге, даже в мануале места не нашлось, известно лишь, что инвалид с детства и постоянно пьёт лекарства. У ребят общая комната, находящаяся на мансардном этаже — это даёт сразу два факта: 1) Марш, как старший, прекрасно знает особенности своего брата 2) непонятно, как же колясочник постоянно попадает наверх в доме без лифтов, но это за кадром. И у Донеда инвалидность физическая, влекущая множество сопутствующих сложностей, например бытовых.

<i>Герои в комнате Марша и Донеда // скриншот</i>
Герои в комнате Марша и Донеда // скриншот

В принципе, можно представить, что общество в игре высококультурное, доступность для инвалидов создана и паренёк легко играл в догонялки и прятки, но в это почему-то не верится, да и от особенностей никуда не деться. Нужна помощь с коляской, подъёмники не везде бывают, а ведь это «ноги», средство передвижения. Базовое инвалидное кресло весит около 20 килограмм, облегчённое примерно 12 кг. По анимации и арту понятно, что у ребёнка самая обычная коляска и другой он не знает: крутит колёса руками. Люди бывают разные, и не всё понимают, что инвалид-колясочник ничем не отличается, кроме как стилем передвижения. Наверняка Донед сталкивался и со стереотипами, вроде того что у инвалидов мёртвые ноги, инвалиды должны дружить с инвалидами; а кто-то и детей с площадки забирал, чтобы с ним не играли. Есть у мальчишки и другие особенности и сложности, о которых предпочитают умалчивать: банальный поход в туалет превращается в испытание, особенно в не обустроенном для этого жилье. Постоянно требуются памперсы и другие средства гигиены и это сказывается в том числе на финансах; да и хорошая инвалидная коляска стоит дорого. Тем не менее Донед терпеливо переносит сложности, во время посещения больниц развлекаясь играми и книгами. Понятна мечта: побегать со сверстниками вместо нахождения под мертвенно-белыми больничными лампами в тошнотворно-стерильных коридорах.

Марш

И вот в такой компании остаётся главный герой Марш. Здесь будет справедлива поговорка, что в тихом омуте черти водятся, и ответом на секрет этого подростка может стать альтернативная концовка за выполнение 300 дополнительных миссий в игре: Марш остаётся в сказочном мире. Весьма и весьма мрачно, если вдуматься, с кем остался и почему принял такое решение.

К сожалению, социум до сих пор разделяет два мира — мир инвалидов и мир «здоровых». Не в последнюю очередь детская инвалидность требует, вдобавок к физической, пройти социально-психологическую реабилитацию, ведь инвалидность серьёзно усложняет самовосприятие ребёнка, да и общество смотрит на него иначе. Кризис личности переживается ребёнком-инвалидом острее.

Сейчас в играх, да и не только, зачастую используется дешёвый и мерзкий трюк, когда для культурных спекуляций, публичного умиления, для хайпа и рейтингов добавляют инвалида в повествование. И это оскорбительно как для «здоровых», так и для инвалидов, если такой персонаж для галочки и никак не обогащает сюжет.

Каждый случай инвалидности уникален, не существует одинаковых ситуаций, но вне зависимости от происхождения и социального положения инвалида, в первую очередь — это человек с большой стойкостью духа и личной болью, которую не поймёт в полной мере человек без физического недостатка. И важно, считаю, не относиться к инвалидам как к изгоям, а уважать их достоинство.

<i>Такие иллюстрации были в моей книге</i>
Такие иллюстрации были в моей книге

Благодаря столь необычной теме на игру взглянул под другим углом, прочитал и посмотрел материалы об инвалидах, понял что от беды никто не застрахован. Наверное, стоит подчеркнуть, что в игре указанные темы идут фоном и обтекаемы, однако же затрагиваются неспроста.

Почему-то вспоминается сказка «Цветик-семицветик», в которой девочке Жене достался волшебный цветок, исполняющий желания: 6 лепестков потратила на ерунду, а в конце книги встретила мальчика Витю, который грустно сидел на скамейке и читал. Витя был хромым и не мог поиграть в салки, последнее желание вылечило его. Я любил перелистывать эту книгу, а посыл-то в ней и в игре прост: нужно внимательнее относиться к окружающим, быть добрее.

Статья написана для конкурса «Судьба человека».

✅ Подписывайся на мой ДТФ-блог и ставь 🔔.

10K10K показов
1.4K1.4K открытий
11 репост
59 комментариев

TRPG мой любимый жанр игр. Я играл практически во все игры данного жанра. Всё началось с Shining Force на SEGA, когда я был малолетним пиздюком. Тогда я понял, что "двигать персонажей по клеткам" — это то, что мне нравится куда больше, чем быстро нажимать комбинации кнопок выполняя серию ударов в Mortal Kombat. Затем Front Mission, Final Fantasy Tactics, Tactics Ogre и т.д. GBA у меня не было никогда, но возможность эмулировать старые игровые консоли позволила мне так же прикоснуться и к Final Fantasy Tactics Advance. И это замечательная игра! После неё я сразу же прошёл Final Fantasy Tactics A2: Grimoire of the Rift на Nintendo DS (эта карманная консоль у меня уже была). Спасибо, что рассказал об этой классной игре в рамках конкурса.

Ответить

О, спасибо. А мне не попадались картриджи с SF в своё время. Начал третью на Сатурне, она оказалась крутой и засасывающей, это надо все отринуть, чтобы пойти три диска. Ей бы порт.

FFTA2 пока не проходил, тоже в планах, естественно вспоминал и о ней:) опять же, не из тех игр, которые проходятся с наскока, она должна жить в кармане:)

Ответить

А можете посоветовать trpg? Жанр нравится, но за пределами fe: shadows of valentia и двух xcom ничего не трогал. Мб что-то из старого, что можно на телефоне эмулировать?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я всё думал, кто оставит первый комментарий и о чём он будет. 💸💲🧠👌

Ответить

Было интересно почитать, продолжай дальше

Ответить

Можешь почитать у меня в профиле статью про Policenauts, там текста побольше:) ну и в целом в закрепе все есть.

Ответить