Коллекция новодела: Classic Mini

Коллекция новодела: Classic Mini

В данной статье я хочу рассказать о своей коллекции консолей Classic Mini, о своих впечатлениях и о том, зачем они нужны и почему появились.

Причины появления

Я думаю, что очень многие заметили, что в последние пару десятков лет индустрия гейминга переживает настоящий ренессанс ретро игр. Инди-разработчики, несмотря на наличие бесплатных и доступных в освоении 3D-движков, делают огромное количество игр в ретро-стилистике и они популярны, а на прилавках магазинов всё чаще можно встретить клоны консолей времён 80-90-х годов.

Вместе с модой на ретро-игры растёт и спрос на оригинальные консоли тех лет. Игроки начинают скупать барахолки, к тренду подключаются перекупы и вот уже не только коллекционеры борются за ценные ископаемые ресурсы пыльных кладовых.

Естественно, всё это приводит к росту цен на оригинальное железо. Особенно если оно в состоянии нового. А ведь на оригинальной консоли ещё и не так просто поиграть. Нужно искать оригинальные или Flash-картриджи, которые стоят немалых денег, и городить костыли для подключения к современным ТВ.

Какие же остаются варианты у людей, которым хочется наиболее аутентичных ощущений и их не устраивают китайские клоны и эмуляторы?

2016: Nintendo Classic Mini: NES

Первой на выручку изголодавшимся ретро-геймерам (а заодно и их кошелькам) пришла Nintendo, выпустив в 2016 году мини-версию NES.

Консоль стоила как одна стандартная игра ($60), но при этом имела 30 встроенных хитов того времени, полноразмерный контроллер, полностью повторяющий оригинальный от NES, а также аутентичный внешний вид.

Немаловажно и то, что была решена проблема подключения к современным телевизорам, чего не было в большинстве клонов.

На мой взгляд, консоль выполнена на очень хорошем уровне. Видно, что инженеры из Nintendo отнеслись с должным уважением к своей истории.

Контроллеры ощущаются как оригинальные и в целом качественно сделаны. На самой консоли присутствует множество деталей, повторили даже текстуру пластика и фиксацию кнопки Power.

Не обошлось и без косяков. По какой-то причине в Nintendo решили сделать довольно короткий провод у геймпада из-за чего приходится играть рядом с консолью или искать удлинитель. Также для подключения геймпадов использовали разъёмы от Wii, которые не вписались в масштаб и немного нарушили композицию. Не уверен, что совместимость с котроллерами от Wii/WiiU того стоила.

Чёрная полоска у оригинальной консоли не расширяется<br />
Чёрная полоска у оригинальной консоли не расширяется

Что касается использования консоли по назначению, то тут всё отлично. Встроенный эмулятор, разработанный Nintendo, хорошо выполняет свою функцию как для встроенных игр, так и для большинства «дополнительных».

Оболочка консоли показывает обложки, имеет настройки изображения вроде масштабирования и графических фильтров, а также целых четыре сейвстейта для каждой игры.

Кстати, в Японии была своя версия — Nintendo Classic Mini: Family Computer. Она имела дизайн Famicom и маленькие геймпады, но аппаратно не отличалась от NES Mini.

Малютка Famicom Mini<br />
Малютка Famicom Mini

Стоит упомянуть интересный факт. Nintendo не стала делать какие-либо средства защиты и весь взлом по-сути сводился к созданию утилит записи во внутреннюю память консоли. Видимо в компании сразу поняли, что смысла в этом нет и решили не мешать сообществу.

2017: Nintendo Classic Mini: SNES

Мини-версия NES оказалась очень успешной, поэтому Nintendo решила не останавливаться и уже в следующем году выпустила SNES Mini. Аппаратно это точно такая же консоль, но изменились геймпады, внешний вид и набор игр.

В целом тут всё сделано на таком же достойном уровне, что и в NES Mini. Корпус щедр на детали и геймпады выполнены близко к идеалу.

Nintendo прислушалась к покупателям и исправила некоторые косяки. Теперь провод у геймпадов достаточно длинный, чтоб можно было комфортно играть. Плюсом в комплекте шёл второй геймпад из-за чего цена увеличилась на $20.

Также для любителей просто поставить консоль на полку и любоваться, разъёмы геймпадов спрятали под заглушкой и теперь они не нарушали композицию:

Коллекция новодела: Classic Mini

Для SNES Mini Nintendo разработала ещё один эмулятор. Он также отлично работает и имеет те же функции, что и эмулятор NES Mini. Сейвстейты и фильтры тоже на месте.

У меня в коллекции Европейская версия. Версия для Японии (Super Famicom) отличалась только надписями, а вот SNES Mini для США совсем другая:

Коллекция новодела: Classic Mini

Кстати, благодаря SNES Mini мир увидел релиз завершённой Star Fox 2, которая была отменена в 1995 году из-за маркетинговых соображений. Удивительно, что за 22 года код этой игры не потерялся, ведь с тех пор Nintendo пережила несколько внутренних реструктуризаций. Ещё более удивительно, что игру всё же решили доделать и выпустить.

Не только игры

Прежде чем продолжить, хочу рассказать об ещё одном сценарии использования мини-консолей — коллекционирование.

Многие хотели бы собрать коллекцию оригинальных ретро-консолей, но вот где их хранить? Они огромные, в хорошем состоянии стоят дорого, а комплектация чаще всего представляет собой бесконечный моток проводов, под который надо выделять отдельный шкаф.

Мини-консоли решают эти недостатки, являются полностью официальным продуктом и при этом отлично смотрятся «на полочке», поэтому коллекционеры тоже оценили этот продукт.

Nintendo сама того не ожидая (Первые партии NES Mini были мизерные), оседлала тренд в который включились все слои потребителей. И конечно же это не осталось незамеченным другими компаниями, которые захотели свой кусочек пирога.

2018: PlayStation Classic

Первой за Nintendo потянулась Sony со своей PlayStation Classic. Как нетрудно догадаться, это была мини-версия консоли PlayStation 1994 года.

В плане пластика всё сделано хорошо. Кнопки нажимаются с таким же длинным ходом, как у оригинальной консоли, корпус детализирован, в комплекте лежит два геймпада с длинными проводами.

Кстати, железо внутри стоит получше, чем в NES/SNES Mini, но и цена улетела в небеса и составила $100, что уже довольно много за мини-консоль. Впрочем, такая цена продержалась недолго, о чём расскажу дальше.

От себя добавлю, что во время стрима я заметил, что комплектные геймпады заметно скрипят из-за тонкого корпуса. Но вроде массовых жалоб на это не было.

А вот что подвело, так это софт. По какой-то неведомой причине (подозреваю, что в целях экономии) Sony решила взять бесплатный опенсорс-эмулятор PCSX. Оболочка умеет работать с многодисковыми играми и имеет всего один сейвстейт.

Использование бесплатного стороннего эмулятора довольно иронично, ведь ранее Sony безуспешно пыталась засудить разработчиков других эмуляторов — Bleem! и Connectix. И если первого она разорила бесконечными исками, то второго засудить не получилось и Sony решила просто купить все его разработки.

Это отступление про историю компании сделано не просто так, я хочу донести, что у Sony был собственный эмулятор PS1, но она его почему-то не стала развивать. При этом, взяв свободный PCSX, компания его даже не стала как-либо оптимизировать. Родной софт PlayStation Classic работает не просто «не идеально», он абсолютно ужасен. Встроенные игры тормозят все, причём даже 2D. Например, первая GTA идёт в 16 FPS. Добавьте к этому ещё и тот факт, что почти половина встроенных образов из PAL-региона, которые сами по себе работают медленнее.

Между прочим, пираты исправили проблемы с эмулятором без особых проблем. Видимо, сообщество программистов-энтузиастов оказалось подковано лучше, чем Sony со всеми их ресурсами. Ну или просто подошли к делу должным образом.

К сожалению, на софте проблемы не закончились. Как оказалось, PlayStation Classic работает не со всеми блоками питания. Причём какой-либо закономерности в этом нет, консоль могла работать с каким-то блоком питания, а от другого точно такого же — нет. Я даже встретился с проблемой, что консоль иногда перестаёт включаться от USB моего телевизора (тоже Sony) , от которого обычно работает без проблем.

Коллекция новодела: Classic Mini

Гонясь за трендом, Sony не стали осторожничать. Несмотря на явную сырость продукта, они произвели и поставили магазины огромное количество консолей.

Игроки были в ярости и это не просто избитый оборот речи. Консоль настолько плохо приняли, что полки магазинов ломились от не распроданных консолей. В конечном итоге магазинам пришлось сливать их всего по $25 за штуку, что явно дешевле закупочной цены.

Создаётся впечатление, что Sony было на всё плевать, ей нужно было максимально сэкономить и быстро заработать. К сожалению, я не дожидался обзоров и купил её за полную стоимость по предзаказу, о чём сильно пожалел.

Собственно, из-за этой консоли и нужен был прошлый пункт про коллекционеров. PlayStation Classic как игровое устройство бесспорно была очень плохой. Поэтому, в основном, её брали те, кому нужна была просто вещь на полку или те, кто собирался прошивать.

2019: Mega Drive Mini

Пока магазины распродавали остатки PS Classic Mini, на рынок мини-консолей пришла Sega. И не просто пришла, а сделала это с явным намерением показать всем как надо!

Абсолютно без преувеличения — Sega Mega Drive Mini получилась воистину образцом того, как надо учитывать пожелания ретро-геймеров.

Начнём с того на каком уровне выполнена сама приставка. Sega пошла по пути максимального наполнения деталями. Все ползунки двигаются а кнопочки нажимаются. Даже заглушка порта расширения снизу снимается, пусть даже под ней и нет ничего.

К тому же, из всех мини-консолей, эта единственная у которой открываются дверцы слота для картриджей. Конечно, в неё нельзя вставить настоящий картридж от Mega Drive, но всё равно такая деталь определённо порадует любителей красивых вещей.

Конечно же, материалы корпуса отличные. Повторили даже глянец в тех местах, где он был на оригинальной консоли. Однозначно, из всех мини-консолей эта самая хорошо детализированная. Геймпады также сделаны отлично.

И будто этого было мало, так Sega пошла ещё дальше и выпустила комплект с Sega CD и X32. Он ничего не делает, но выглядит просто монструозно круто:

Произведение ностальгического искусства в чьих-то везучих руках<br />
Произведение ностальгического искусства в чьих-то везучих руках

К сожалению, я не смог найти информации, какой тут встроен эмулятор, но работает он отлично. Присутствует четыре сейвстейта для каждой игры.

Мне очень понравилась оболочка. Она позволяет отсортировать игры по жанрам, имени и годам выпуска. Также обложки игр можно сменить на корешки коробок с названиями и даже размер их будет масштабирован согласно реальным размерам коробок.

Но главная фишка софта заключается в том, что при смене языка изменится и язык встроенных игр. Да-да, вы можете купить японскую Mega Drive Mini, переключить язык на английский и версии игр тоже сменятся на английские! Кроме тех игр, перевода которых не существует, конечно же.

Честно говоря, такой подход взорвал мне мозг. Пусть даже это не поменяет набор игр на тот, что был в версиях для Европы и США, но это всё равно очень круто.

Это сглаживает неприятный момент отличий версий разных регионов. Он состоит в том, что только в японской версии были шестикнопочные геймпады, в то время как в США и Европе были стандартные трёхкнопочные.

Sega Genesis Mini (США)<br />
Sega Genesis Mini (США)

К сожалению, из-за каких-то неприятностей с авторскими правами, Mega Drive Mini не продавали в России, поэтому единственным вариантом будет покупка из-за рубежа.

Кстати, для Mega Drive Mini разработчики сделали адаптированные порты аркадных Darius и Tetris. При этом игры настолько переделали под Mega Drive, что это можно считать отдельными версиями.

2020: Game Gear Micro

После отличной Mega Drive Mini в Sega решили в честь своего 60-летия выпустить необычный сувенир, которым оказалась микро-версия портативной консоли 1990 года — Sega Game Gear.

Я не просто так назвал это устройство сувениром. Дело в том, что Game Gear Micro по размерам сопоставима со спичечным коробком и я не могу её назвать полноценным игровым устройством, как другие мини-консоли.

Несмотря на свои микроскопические размеры Game Gear Micro имеет полный функционал мини-консоли и вы можете поиграть в 4 встроеные в неё игры, которые на удивление хорошо работают на такой малютке. Её даже можно прошить и играть в свои игры.

Встроенный эмулятор даже поддерживает сейвстейты, как и другие мини-консоли (по два на игру) и умеет отображать корешки коробок от игр, как Mega Drive Mini. В этот раз смену языка в играх, к сожалению, не завезли.

Прилагаю фото сравнения оригинальной Game Gear и его микро-версии. Отдельно хочу поговорить о странном подходе Sega к созданию данного сувенира.

С одной стороны, у Game Gear Micro просто чертовски маленький экран. На нём просто невозможно рассмотреть детали происходящего, особенно в динамичных играх. А уж о такой вещи как чтение текстов можете напрочь забыть.

А с другой стороны, Sega наделила её непропорционально большими кнопками и крестовиной, чтоб было удобнее играть. Это довольно сомнительное решение, так как уменьшенное расстояние между кнопками I и II скорее мешает.

На мой взгляд, возможно им не стоило гнаться за двумя зайцами сразу. Стоило либо увеличивать размер экрана и саму Game Gear Micro, либо оставлять оригинальные пропорции и считать её просто сувениром.

Кстати, идею микро-версии портативки Sega придумала не сама. Nintendo сделала микро-версию Game Boy Advance аж на 15 лет раньше. О чём я писал в первой статье цикла: Коллекция Nintendo: Game Boy. Но она была построена на оригинальном железе, а не на эмуляторе, поэтому ближе к оригинальным консолям, чем к мини-версиям в этой статье.

Коллекция новодела: Classic Mini

Game Gear Micro была выпущена только в Японии в четырёх цветах. В каждой версии было встроено 4 разные игры. При покупке набора из всех четырёх в подарок давали увеличительное стекло, которое, как говорят, не сильно помогает.

Это очень странное устройство, которое в целом неплохо сделано, но имеет спорную функциональность из-за своей концепции. Впрочем, это наверно самая милая консоль во всей моей коллекции.

Конец

По-традиции, я завершаю очередную свою опись сравнительным фото всех описанных экземпляров и краткими выводами.

Обобщая своё мнение об этой части моей коллекции, хочу сказать следующее. Хотя, я не могу отрицать, что в мини-консолях есть некая коллекционная ценность, которая будет со временем только расти, для меня это в первую очередь современные игровые девайсы со старыми играми. По этой причине у меня нет TurboGrafx-16 Mini, выпущенной Konami в 2020 году. А также нет региональных версий мини-консолей, про которые я упоминал выше.

Также, на мой взгляд, мини-консоли это отличный пример того, как эмуляторы могут быть полезны компаниям. При условии, что к делу подходят должным образом, конечно же.

Коллекция новодела: Classic Mini

Спасибо за внимание. Это внеплановая статья из моего цикла про коллекции, надеюсь, вам понравилось.

Если вам было интересно, вот другие статьи цикла:

Также в подготовке находится ещё минимум две статьи, которые скорее всего выйдут не скоро. Подписывайтесь на меня, чтоб не пропустить их.

7171
17 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

Классно, спасибо!
Единственное, что мне не нравится в мини-версиях консолей - это их размеры) Пластика что ли пожалели? Ну странно это выглядит, особенно на контрасте с геймпадом нормального размера. Я понимаю, что прям оригинальный размер все-таки действительно большой, можно было уменьшить, но не настолько же. Это не мини, это микро уже 😅

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

эх, у меня в агазе продавали мегадрайв мини, но как появились деньги, так её кто-то купил..(

2
Ответить

Спасибо за порцию годноты!

Увидел фото PlayStation Classic и сразу возбудился. Сколько там игр было крутых (и есть). Видимо на тот период ностальгия срабатывает.

А вот Денди (извините, Нинтендобои, но я их так зову) и Сеги вообще не трогают, хотя это прям мое детство с 1990 по 1995 где-то.

Еще бы навреное порадовался, ели бы увидел Нинтендо 64. В 007 наиграл часов 500, навреное, участвуя в городских турнирах и играя сутками с друзьями (брали напрокат на сутки).

1
Ответить

Я тоже шитую snes прикупил для ретро

1
Ответить