Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Насколько глубока кроличья нора? Или же Кодзимовские миры? Раз за разом переигрывая в Death Stranding я замечала всё новые детали, дополняющий мир и объясняющие, что там происходит. Хидео Кодзима — мастер образов, иносказаний и недомолвок. Поэтому больше половины его истории остаётся всегда за кадром. Это позволяет каждому в этом сумбурном повествовании увидеть своё. Сегодня я хотела бы распутать клубок одно из персонажей серии. Я собираю все факты и упоминания, которые присутствуют на просторах произведения, сопоставляю и дополняю пробелы своими выводами. Надеюсь, вам будет также интересно как и мне погружаться в историю Клиффорда Унгера.
Длинный текст. Статья содержит критические спойлеры к игре и книгам. Также присутствуют изображение табака. Курение вредит вашему здоровью.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Вступление

Клиффорд Унгер один из самых изменяющихся персонажей во всём Death Stranding. Ни один персонаж более не проходит такую разительную эволюцию в своём поведении и отношении к миру. К сожалению, больше половины эволюции проходит за кадром мимо нашего внимания. Я хочу попробовать пролить свет на этого персонажа. Собрать воедино его кусочки становления и изменения.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Начало

Если следовать хронологии самого персонажа, впервые о Клиффорде Унгере упоминается во времена командования войсками. Его описывают как бесстрашного, не ведающего сомнений.

На голограмме мужчина выглядел куда более бесстрашным, чем тогда, когда они встретились в последний раз. Казалось, что он движим одной простой целью, переполнен силой и энергией, как молодой зверь, не ведающий сомнений и внутренних конфликтов.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Действительно, мы знаем, что он был командиром Дайхардмэна, а это значит, что какого-никакого звания он всё же добился на своей службе. Мы также знаем, что ему удавалось не единожды завершить сложные задания, выводя своих бойцов из горячих точек. Как это может его характеризовать? Вы когда-нибудь играли в стратегии? Помните, как вы ради победы посылали отряды на войну? Часть возвращалась, а часть нет.

Самое умелое командование позволяло победить с минимальными потерями. Но для этого надо воспринимать бойцов не как людей, а как юнитов, которыми можно пожертвовать. Если все вернутся, то хорошо, а если нет, тогда учесть ошибки и не совершать их в дальнейшем. Люди перестают быть личностями, они становятся ресурсами. Думаю, именно такое мышление и позволяло героям раз за разом воевать и продолжать жить. Клиффорд прошёл не одну войну…

Он раньше служил в силах специального назначения армии США. Участвовал в боевых действиях в Косово, Ираке, Афганистане.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

А значит, он видел не одну смерть. Раз за разом, годами видеть смерть людей, виновных и нет, врагов и союзников. Представьте, во что тогда надо было превратиться человеку, чтобы продолжать воевать и успешно командовать? Ему буквально приходилось идти по трупам. Думаю, это одна из причин почему на полях битвы армия Клиффорда выглядит именно как скелеты. Эти люди и сами себя ощущают уже трупами и Унгер не видит в них людей.

Для него они — ходячие трупы, больше ничего. Только так можно адекватно мыслить в опасных условиях, стратегически. Также это подтверждает, что когда Клифф сталкивается на Берегу Амелии с Джоном, он осматривает его как трупа. Дайхардмэн — его бывший подчинённый, он буквально был одним из тех “скелетов”, которыми он командовал.

Рука прикоснулась к его лицу — так осматривают трупы. С него сняли маску. Дайхардмэн не смог отвести взгляда от лица мужчины, у которого вырвался вздох и стон, полный мук.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Войны, через которые он прошёл не могли не сделать его жестоким, хладнокровным, чёрствым человеком. Именно таким человеком он возвращается в штаты после Выхода смерти и живёт с женой.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Жена

Жена Клиффорда беременеет уже после Выхода.

В материалах точно не указано, но судя по всему, ребенок был зачат примерно тогда, когда Клиффорд ушел в отставку. Сроки почти совпадают — после первого катаклизма, вызванного Выходом смерти. Я не нашел в записях информации о заключении брака, поэтому не знаю, кто мать ребенка.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Выход смерти очень негативно влиял на многих людей. Законы мироздания буквально рухнули в одночасье и не все смогли этого выдержать. А теперь давайте представим каково было положение в семье Клиффорда. Человека, вернувшегося с войны в момент конца света. Когда я думаю об этом периоде в жизни Унгера, мне вспоминается фильм “Американский снайпер”. Слышала, что мало кому понравился этот фильм. Считаю причина в том, что люди хотели увидеть крутого мужика, который отстреливает всех на раз-два, а по итогу увидели ужасы войны и последствия ПТСР у военных. И случай, показанный в фильме, не единичный. Большинство военных испытывает трудности при возвращении к гражданской жизни. Я даже боюсь представить, что могло твориться в семье Клиффорда, когда он узнал про беременность Лизы. И он сам говорил, что испугался.

Послушай. Когда я узнал, что стану отцом, я испугался. Мне было страшно оттого, что ты есть на свете. Меня пугало, что из-за тебя и Лизы я начну страшиться смерти и уже не смогу быть идеальным солдатом.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

А теперь обратимся к женщине, живущей с таким мужчиной, узнавшей, что она беременна во время апокалипсиса. Мы знаем, что многие совершали суицид в те времена по тем или иным причинам. Чаще всего дело было в том, что человек просто не мог жить в новом мире и принять новые правила, ведь всё, что человечество строило столетиями, рухнуло в одночасье. Нам мало что рассказывают про Лизу, но опять же зная окружающие факты, можно предположить, что жизнь её не была сахаром. И вот, на седьмом месяце беременности, она вешается. Да, в игре не рассказывают точно причину смерти, но зато в книге говорят об этом больше.

Когда он поцеловал ее, то увидел иссиня-черную полосу на шее. Это объясняло, как она умерла. Но он не знал, почему она решила наложить на себя руки. Клиффорд не хотел вспоминать это.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Можно предположить множество причин, почему Клифф не хотел вспоминать о смерти жены. Потому что ему было тяжело её потерять. Или же потому что понимал, что сам являлся частью причины…

Вспышка пронзила мозг Сэма: Лиза с улыбкой гладит округлившийся живот, спина удаляющегося Клиффорда, Лиза, дрожащей рукой надевающая себе на шею петлю…

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Это не так важно для игрока, но не оставить отпечаток на самом персонаже это не может. Движимый яркими чувствами и эмоциями, Клиффорд понимал, что нужно сохранить хотя бы ребёнка. Он не знал про разработку ББ и как любящий, чувствующий вину человек, он готов был пойти на любые эксперименты, лишь бы оставить в живых хотя бы ребёнка."

Я не нашел в записях информации о заключении брака, поэтому не знаю, кто мать ребенка. Это, конечно, только догадка, но Клиффорд не знал об истинных целях разработки ББ. О них вообще знало очень ограниченное число людей — часть ученых и те, кто ими руководил. То есть Бриджет, ну и самые приближенные сторонники.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

После первой встречи с Клиффордом он узнал, что тот совершенно не осведомлен о разработке Бридж-­Бэби. Младенца спасли из утробы матери, у которой зафиксировали смерть мозга. Однако ребенок был недоношенным, поэтому нужно было обеспечить ему условия для развития, поместив в отделение реанимации для новорожденных. Если все пройдет благополучно, то ребенка можно спасти. Состояние матери очень похоже на состояние женщины, вызвавшей тот выплеск пустоты на Манхеттене, поэтому необходимо предпринять соответствующие меры. Вот что объяснили Клиффорду. Для него младенец был не Бридж-­Бэби, а его собственный любимый ребенок.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

«Больница»

Дальше Клифф жил только из-за надежды, что с его сыном будет всё хорошо. Он не мог уже жить как раньше, но и уходить он тоже не мог. Поэтому раз за разом он приходил в палату, наблюдая состояние Лизы и ребёнка. Естественно, это не приносило ему никаких положительных чувств, но он чувствовал своим долгом поддерживать надежду для ребёнка. Хотя скорее всего даже для себя. Он должен как-то продолжать жить. В его жизни ничего не осталось, ни дела, в котором он хорош, ни любимой, ни ребёнка. Ему приходилось привыкать к новой жизни в новом мире, где военные были никому не нужны, ведь среди людей стали ходить мертвецы.

Убийство, единственное в чём он был хорош, стало тем, что не приветствовалось в новом мире, с этим справлялись мертвецы. Иногда, когда ему становилось совсем плохо, он напивался и ввязывался в драки, плакал. Здесь как раз проявлялась его старая сторона, характерная для прежнего него, каким он был раньше. Нам это показывают в одном из воспоминаний. Но кто ж будет его выделять в череде других? Он постоянно винил себя, он жил этой виной. Она давала ему цель в виде ответственности перед ребёнком. ББ стал его единственной надеждой, единственным, что оставалось в его жизни.

Так проходят дни за днями пока он не встречает своего старого подчинённого. В нём он также находит небольшое утешение. На очередной праздник он отдаёт ему свой личный револьвер. Это оружие, этот символ прошлой жизни ему больше не нужен. Он вновь чувствует слабое веяние надежды, что его ребёнка ещё можно спасти.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Дайхардмэн, узнав, что мужем очередной некроматери является его бывший командир, ставший ему буквально как отец не может не мучиться чувством вины. Ведь у него есть знания что из себя представляет вся установка и что собираются делать с его ребёнком. Именно поэтому в один прекрасный день он решается рассказать Клиффорду, что может. Естественно после этого первой реакцией Клиффорда было потребовать ответы от главы проекта. Сэм так воспринимал Клиффорда в своём сне:

Меня выкинуло с Берега Амелии, я нахожусь где-то и вижу кошмарный сон», — пытался сохранять хладнокровие Сэм. Однако гнев, с которым на него смотрел Клиффорд, сковал Сэма. Он начал отступать назад от Клиффорда, угрожающе надвигавшегося на него. Спиной Сэм столкнулся с кем-то еще. Обернувшись, он увидел Бриджет. Именно Бриджет десять лет назад больше всех радовалась беременности Люси. Только он подумал: «Почему она оказалась здесь?», как Клиффорд схватил Сэма за плечо и потребовал вернуть ББ.

Сэм не мог сдвинуться с места, зажатый между Бриджет и Клиффордом.

— Пока я не могу его вернуть.

Сэму не доводилось раньше слышать такой холодный тон Бриджет. В ответ на это в зрачках Клиффорда зажегся огонь печали. В них отражался Сэм. Взгляд Клиффорда имел такую же силу, как и у Амелии: пронзенный и порабощенный им, Сэм не мог двигаться.

— Верни ББ!

Рука Клиффорда начала расти. Она вытягивалась, извиваясь, как щупальце осьминога, словно пыталась захватить всего Сэма. Он хотел убежать, но не мог ничего сделать. Ладонь надавила на грудь Сэма с такой силой, что, казалось, она вот-вот пронзит его грудную клетку. Сожжет кожу, растопит мышцы, сотрет кости в пыль, чтобы достать до сердца. От страха оно колотилось в конвульсиях, словно рыба, вытащенная из воды.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

После холодного ответа Бриджет Унгер понял, что не может больше тянуть время. А Дайхардмэн решает вернуть злосчастный пистолет и дать шанс отцу воссоединиться с ребёнком, хоть шанс и был мизерным. Но Джон не просто отдаёт ему старый пистолет, который был с ними на полях сражений, он также рассказывает что значит Ребёнок-мост и для чего он нужен. Клифф осознаёт, что жену ему уже не спасти, но у него появляется мотивация спасти во что бы то ни стало своё дитя из этого ада. Старые чувства вновь вспыхнули у него с новой силой. Ярость, хладнокровие и умение идти к цели, чего бы она ни стоила, снова проснулись в нём с новой силой. Джон помогает как может Клиффорду сбежать, прихватив Бридж Бейби.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Первый Берег

Что было дальше нам вполне неплохо показали. Но вот есть один момент, который я хочу показать так, как вижу его я. Момент выстрела и разговора с Сэмом. Насколько нам известно, Берег это место между мирами: мёртвых и живых. На примере Хартмена, Фрэджайл, Хиггса и Амелии мы можем знать, что в это место можно попасть ещё при жизни. Но для этого нужно соблюсти определённые условия. Также нам известно, что на Берегу идёт очень странное течение времени. Для Хартмена время на Берегу идёт гораздо дольше, чем в реальности. Сэм в конце тоже пробыл на Берегу в десятки, если не сотни раз дольше, чем прошло времени в реальности. Амелия вообще является точкой во времени, а не живёт линейно там как мы привыкли воспринимать. На основе этих данных я хочу предположить, что всё, что происходило на Берегах войны это было не после смерти Клиффорда, а в момент между ранением и финальным выстрелом. К этому моменту Унгер уже был сильно ранен не единожды и был на последнем издыхании, истекал кровью. Прям как Хартмен был при смерти в момент, когда попал в первый раз на Берег. Это значит, что его душа уже начала путешествие в мир иной. И он вполне мог на секунду отключиться и прожить за эту секунду несколько жизней. К тому же Амелия с помощью Берега могла предвидеть будущее(точка во времени) , это объясняет то, что во время действий на Берегу, у него уже была рана на животе.

Делая эти выводы, я могу сказать, что после ранения Клиффорд попадает на первый Берег войны. Также можно вспомнить, что нам не единожды говорили о том, что для каждого Берег уникальный. Но вот про Берег войны говорилось, что он общий. Но может ли быть так или это несостыковка? Возможно, что и несостыковка. Но в то же время, попадая на Берег войны Клиффорда можно заметить, что кроме него там нет живых, там происходят бои мертвецов. Конечно, можно предположить, что все эти души просто застряли между мирами, повторяя раз за разом травмирующие для них действия. Но я предположу, что все эти люди созданы сознанием Клиффорда. Он военный до мозга костей и всё, что он знает это как сражаться. Но нельзя сражаться когда ты один. Тебе в любом случае нужны союзники, товарищи и противники, а в случае Унгера ещё и подчинённые. Поэтому его умирающий мозг на подсознании создаёт именно такие картина, такие Берега, наполненные людьми. И люди, которых он видит все сплошь мертвецы, полуразложившиеся, умирающие каждую минуту. Да даже танки представляют собой сплетение органов. А те четверо, кто всегда при нём это просто скелеты. Потому что он их отправляет в горячие точки, ему проще на подсознании думать о них как уже о мёртвых людях, как о безлицых скелетах. Ведь иначе он не смог бы стать хорошим командиром, которому приходится управлять человеческими жизнями.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Итак, будучи уже при смерти с большой потерей крови, Клиффорд Унгер попадает на первый Берег. Это его первая встреча с этим местом. Он не помнит ничего. Его подсознание, возможно даже без его собственного прямого участия, строит Берег как берег войн. Для Клиффорда это абсолютно новое неизвестное ему место. Но в то же время действия, которые он должен делать у него выточены до состояния рефлексов. В нём всё ещё остались те самые эмоции, которые он ощущал до всего этого. Гнев, грусть. Вот как описывают его состояние в книге:

Его опять потянули за веревки, обмотанные вокруг тела. К нему вернулись силы. Темное море. Черная жидкость, окружившая его и прилипшая ко всему телу. Ее стряхнули, дернули его, заставили идти вперед. «Ведут на место казни? Раньше уже был такой человек. Спаситель, распятый на холме Голгофа», — он не понимал, откуда знает об этом.

Веревки держали четыре скелета. Их одежда, состоявшая из лохмотьев, была формой американских солдат. Он не знал, кто он, но знал, чье это обмундирование. Море становилось мельче, берег приближался. Несколько умерших горбатых китов лежали вверх животами. Раздался треск пулемета. С громким взрывом разорвалась бомба. Утроба кита раскрылась, как цветок, и вместе с внутренностями наружу выпала кукла. Кукла была в крови.

Солдаты-скелеты прекратили движение вперед, из-за чего он упал на мелководье. Металлические пластины, висевшие на цепочке на шее, с легким шелестом ударились друг о друга. «Это мое!» Хотел прочитать имя, но не мог — он не знал этих букв. Очень жаль. Волна принесла куклу. Она плакала, как ребенок. «ББ! Мой ребенок! Почему он неживой? !» Грусть превратилась в гнев. Все тело вспыхнуло. Сгорев, кожа превратилась в корку, но вместо нее образовалась военная форма и появилось оружие. Кукла хлопала глазами.

Тело само двигалось за куклой. Рефлекс, выработанный за долгие годы жизни. Появился враг. Тот враг, ­который украл этого ребенка. Он встряхнул пальцем и дал указание солдатам-скелетам рассредоточиться на местности. То, что выглядело путами, оказалось пуповиной. Он не был схвачен. Он связывал их. Пуповина сходилась внутри него. В руке была винтовка, на голове очки ночного видения. Он был солдатом.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

И после столкновения с Сэмом:

— ББ.

Тот мужчина, который звал ББ в видениях. Отличие было только в том, что сейчас мужчина был в военной форме, шлеме и очках. Он смотрел сверху вниз, направив оружие на Сэма, наполовину погребенного под землей. Дуло ружья почти касалось его лба.

— Верни ББ, — тихо простонал мужчина.

Сэм отрицательно покачал головой и почти одновременно с этим заплакал ББ. Мужчина скривился. Из-за очков нельзя было понять выражение его лица, но он почему-то казался грустным, расстроенным из-за того, что ББ боится его.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Из этого мы прямо видим, что у Унгера на момент встречи с Сэмом напрочь отсутствовала память, только смутные эмоции и ощущения. От того и такое поведение. Когда есть цель, есть рефлексы. Во время игры, если не стараться быстро разделаться с ним, то в основном можно услышать реплики типа “Где я?”, “Что происходит?”. Он ещё в сомнении, он ещё не понимает что происходит и кто все эти люди. Поэтому он воспринимает Сэма как врага и ББ как искомую цель. Это были последние его чувства, когда все взрослые люди, что его окружали — враги, а касула — единственное, что ему дорого. Злость буквально выжигает на нём одежду. А грусть искривляет его лицо после негативной реакции ребёнка на него.

Верни ББ! — из глаз мужчины вытекла черная слеза и прочертила на щеке линию.

Сэм хотел спросить, почему он должен вернуть ребенка, но не успел: мужчина быстро замотал головой. «С ним нельзя вести разговор», — подумал Сэм. Что-то сковало его мысли. Возможно, так казалось только Сэму, но он был уверен, что этот мужчина отверг­нет все, что ему скажут.

— Верни ББ! — с этими словами мужчина протянул вперед руку.

«Если пожму ее, то он, наверное, придет в ярость, потому что ему нужен ББ», — говорило предчувствие Сэма. Он не поймет, что скажет Сэм, да и Сэм не сможет сейчас правильно сформулировать. Они мыслят по-разному, и это только еще больше разозлит мужчину.

— Верни ББ!

Он со всей силы оттолкнул руку Сэма и попытался схватить капсулу, продолжая, как заведенный, повторять: «Верни ББ». Словно он машина, в которую изначально вложили только эту информацию. Однако лицо мужчины выражало куда более сложные эмоции. Сэм не мог определить, какие именно.

— Верни ББ! — повысив голос, мужчина снова протянул руку к капсуле.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Как видно выше, на его Берегу находилась кукла Амелии. Как она туда могла попасть? Повторюсь ещё раз, Амелия как точка во времени и пространстве знала, что произойдёт, поэтому могла послать куклу на Берег Клиффорда, тем самым связав себя, его и соответственно, его сына как прямое продолжение случившегося, чтобы была возможность обнаружить ребёнка, после финального выстрела.

Но всплывает резонный вопрос: если Клифф служил в Афганистане и тп, почему мы видим Первую Мировую Войну? Не только, друзья мои, не только. Мы раз за разом попадаем на разные поля битвы, в разные столетия, в войны, на которых Унгер даже не мог присутствовать физически. Думаю, это происходит от того, что в восприятии солдата по сути нет разницы между войнами. Смысл всегда один: убей или умри. На всех войнах происходят множество смертей. Человек, выросший на историях про многомиллионные жертвы народов на благо страны, сам побывавший на подобных мероприятиях не может не вплести в своё сознание образ войны как что-то единое. Берег — подсознание каждого, поэтому берег военного становился раз за разом полем битвы, а вот время на Берегу важно не было. В связи с этим мы просто перебираем разные места и время боевых действий.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Второй Берег

Второй раз мы попадаем уже на Вторую Мировую войну. Описание выглядит так:

Звонил колокол. Церковный колокол.

Звук распространялся над полем боя не для того, чтобы души мертвых упокоились с миром, а наоборот — чтобы ободрить их и заставить воскреснуть. Сколько бы бомб ни сбрасывали самолеты, рассекавшие небо, башню церкви они не разрушали. Приближаясь к шпилю, снаряды меняли траекторию с преданностью вассалов, страшащихся вызвать гнев монарха. Ракеты и пули, которыми стороны обменивались на земле, не попадали в колокольню. Пока все мертвецы, привязанные к этому миру, не оживут, колокол звонить не прекратит. Кто-то так приказал.

Люди, которые умерли, не осознавая того, из-за оружия массового поражения. Если представить, что человеческая жизнь — это предложение, то можно сказать, что их жизни прервали, не поставив точку, и теперь они воскресают, чтобы найти эту финальную точку.

В гигантской паутине, натянутой под продолжающим качаться колоколом, висели несколько грязных кукол-младенцев. У одной была оторвана голова, у другой не хватало руки, у третьей на месте живота зияла дыра. Одна из кукол начала подрагивать, будто ее тело свело судорогой, и один ее глаз резко открывался и закрывался. Кукла, неспособная плакать, что-то отчаянно просила.

В ответ на этот беззвучный призыв проснулся мужчина, лежавший в центре паутины. Он нашел точку, которую нужно поставить.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Эти слова как раз могут подтверждать, что сам Берег подчиняется закону одного человека — Клиффорда. Да, там есть остальные люди, но они лишь проекция. Они никак не влияют, не видят, не чувствуют, не замечают ничего. Они здесь только для того, чтобы раз за разом умирать, вновь приходить и вновь умирать. Только один человек имеет волю на этом Берегу, и этой воле подчиняются даже неживые предметы типа бомб. Это больше Берег Унгера, а не общий.

Здесь мы также читаем про различные виды кукол. Почему у Амелии вдруг оказались разные виды кукол? Разве они не олицетворяют одно и то же? Когда мы говорили про Амелию, мы видели, что куклы изначально приносило волнами на её Берег как пророчество. В дальнейшем она использовала их как связь с другими людьми. Но если куклы были предостережением, пророчеством, одним из вариантов будущего, значит здесь мы можем сделать вывод, что вариантов развития событий могло быть множество других, не только пуля в живот как итог. И, видимо, только этот вариант оказался тем, что давал в дальнейшем надежду.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

На этом Берегу сознание Клиффорда потихоньку проясняется. Он уже осознаёт свою цель и яснее понимает происходящее вокруг. Он знает, что ищет своего ребёнка. Он начал вспоминать.

Нити вокруг него распустились, и мужчина приземлился на пол с изяществом балетного танцора. «Ну что ж, снова начинается. Слышен чей-то голос. Твоя история, не доведенная до конца и прерванная на середине, завершится здесь». Над головой мужчины вспыхнуло пламя, словно празднуя его пробуждение. Паутина загорелась, и искры дождем посыпались вниз. Он сунул в рот сигарету из пачки, лежавшей в нагрудном кармане, и прикурил от одной из искр. Затем сильно затянулся, выдохнул дым и ухмыльнулся: «Нашел!»

Как только сизый дым рассеялся, вокруг мужчины появились четыре солдата — фигуры из одних костей, без мышц. Он выбросил окурок и высоко поднял руку.

Затем резко опустил ее, беззвучно приказав солдатам: идите, верните непоставленную точку. Мужчина пристально следил за солдатами, которые рассредоточились по местности. «Приведите мне того, кто завладел ребенком и не отдает его».

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Но начать вспоминать, не значит вспомнить полностью.

Сэм обнимал Лу обеими руками, будто пытаясь спрятать его. Кровь стекла с плеча по руке и запачкала капсулу. Мужчина смотрел на Сэма, неуклюже плюхнувшегося на алтарь, сверху вниз. Казалось, что выражение его лица немного изменилось. На секунду на нем отразилось нечто похожее на скорбь, но тут же исчезло.

— Верни ББ! — повторил мужчина те же самые слова, словно в бреду.

Он медленно поднял руку, направив ружье на Сэма. Впрочем, первоначальной ярости в нем почему-то не чувствовалось.

— Отсоедини его…

Неопределенная интонация, будто он что-то вспоминал. Сэм молча покачал головой, смотря прямо на наставленное на него дуло: «Я не собираюсь отсоединять ББ, и причин “возвращать” его нет. Он тебе не принадлежит». Палец вот-вот нажмет на спусковой крючок. Сэм выставил руку вперед, пытаясь закрыть дуло ладонью. «Даже если придется потерять руку, я не могу отдать ему Лу».

На лице мужчины появилось грустное выражение: он смотрел не на капсулу, а на ладонь Сэма. Без сомнения, он пытался что-то вспомнить.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Кто же этот мужчина? Он не с этого поля сражения. Он отличается от других солдат, которые продолжают убивать друг друга, как призраки на поле битвы. У него была своя воля, но он, казалось, не мог придать ей конкретную форму.

Влияние чужой воли в его мире, воли Сэма в мире Клиффорда начало подавлять волю Унгера. Так как это его место, подсознание автоматически считает, что всё в этом мире должно подчиняться его воле, но Сэм этого не делал. Он испытывал абсолютно иные чувства и действовал максимально нелогично. Клиффорд — заядлый солдат, командир, человек, который жил смертью других и готов был к своей собственной. Сэм — человек нового поколения, который ни разе не видел войн и уж тем более не понимает из происхождение и цели, то, что он знает слово “война” уже достижение, ибо мир, в котором вырос Сэм имеет абсолютно другие принципы и законы. Именно после этого церковь, которая ранее была неприкосновенной начала рушиться, как олицетворение этого надлома.

Раздался оглушительный грохот. Входная дверь в часовню влетела внутрь. Толстая тяжелая деревянная створка разлетелась на кусочки и сгорела. Мужчина, увидев это, что-то прокричал в сторону двери — голос был похож на рев животного, в котором слились гнев и страх.

Злился ли он, что башня, до сих пор стоявшая нетронутой, теперь разрушена? Или боялся, что священное место будет осквернено? Очевидно было только то, что он находился в замешательстве. Сэм напряг все силы, встал и бросился на мужчину, однако тот обернулся раньше.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Берег Амелии

После недолгого противостояния, Сэм покидает Берег Клиффорда и что происходило с ним дальше мы не знаем и даже намёков нам не дают. Но можно предположить, что после более тесного общения с Сэмом Унгер решает пойти по стопам чувств, эмоций, воспоминаний. Ведь изменения его можно заметить ещё и во время битвы с Сэмом. Он сам выглядит уже гораздо более уверенным по сравнению с первой битвой. У него уже нет той растерянности, что сопровождала его в самом начале. А его слова становятся иными. Помимо стандартного поиска ББ, он уже начинает говорить о себе: “Я был рождён сражаться”. Да, всё ещё смешано, его прошлое солдатской жизни и настоящее, где ничего кроме ребёнка для него нет ценного. Но уже нет той неопределённости, того поиска хотя бы ориентирования в пространстве. Клиффорд хоть и не может вспомнить всего-всего, но уже твёрдо стоит на ногах и понимает, какая у него цель.

Можно предположить, что битва с Сэмом не стала окончательной точкой для Клиффорда. Он не достиг своей цели, враг просто скрылся на время, он должен идти дальше, преследовать свою цель как хищник преследует добычу. И тут самым логичным остаётся идти за куклой, которая до этого привела его прямо к ББ. А как мы помним, кукла — это связь с Берегом Амелии. Так Клиффорд приходит на Берег Амелии. И приходит он в точку времени на Берегу, где есть все привычные действующие лица вместе. Можно даже сказать, что именно эта ситуация приятнула Клиффорда к себе. В момент ранения в комнате, где Унгер начал умирать были трое его знакомых: Дайхардмэн, Бриджет, Сэм будучи ещё младенцем. И в тот момент, когда Клифф появляется на Берегу Амелии все трое тоже присутствуют. Да, не все друг друга нормально видят, но они там есть в одну секунду времени. Такое количество связей и нитей, ведущих в одну точку во времени и к одному человеку не могло не сработать и Клиффорд появляется в назначенное время на Берегу Амелии.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Первым, кто его увидел, был Дайхардмэн. Он был ближе всех к точке появления Клиффорда. И Джон не мог не узнать его. Чувства захлестнули его. Страх, стыд за предательство, раскаяние, боль от того как он поступил по отношению к его “отцу”. Он падает на колени, пытаясь хоть как-то попросить прощения. И Унгера вполне естественно тянет к нему как к самому близкому человеку. Но память подводит…

Рука прикоснулась к его лицу — так осматривают трупы. С него сняли маску. Дайхардмэн не смог отвести взгляда от лица мужчины, у которого вырвался вздох и стон, полный мук.

Дайхардмэн не знал, что тот пытается сказать. Мужчина смотрел в его лицо без маски расфокусированным взглядом.

— Ты… — выдавил из себя он.

Возможно, его подводила память, потому что он выглядел так, словно пытался найти в ее глубинах какое-то воспоминание. Мужчина был тем самым военным, с которым Сэм дважды встречался на поле несправедливой войны.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Джон хоть и был важной частью прошлого Клиффорда, но на нём его гнев никогда не сосредотачивался. Клиффорд всегда понимал почему Джон поступает так или иначе. Поэтому несмотря на то, что первой реакцией было потребовать ББ у него, но он всё же быстро переключился на Бриджет. Воспоминания ещё не восстановились, он не понимал, что происходит, его сознание ещё витало в сумраке, но инстинкты охотника и реакцию военного не остановить. Требование быстро было обращено к Бриджет. Более уверенно. Но Амелия не была бы Амелией, если б не предусмотрела всё это, она же видела всё точно. Цель Клиффорда — получить ББ и она буквально привела ББ к нему, она привела Сэма к этой точке. Показав Клиффорду Сэма с ББ, она тем самым переключила внимание с себя на Сэма. И это сработало. Вижу цель, не вижу препятствий. Эта фраза неплохо подразумевает состояние Клиффа на тот момент. Сознание ещё не до конца пришло в себя, чтобы адекватно оценивать всю обстановку с комплексе, задаваться вопросами и искать решение ситуации, но стремление к цели как никогда сильно, поддерживая и военной яростью и стремлением защитить самого близкого к нему человека — ребёнка.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

По лицу Клиффорда потекли черные слезы, но в глазах не было грусти или тоски, только кипящий, как лава, гнев. Лу в ответ на это напряг крошечное тело и заплакал.

«Извини, Лу, что затащил тебя в такое место», — сказал про себя Сэм, заботливо обнимая капсулу обеими руками, и неожиданно подумал, что гнев Клиффорда может быть направлен не на другого человека, а на него самого. Его чувства были похожи на те, что испытывал Сэм, когда понимал, что не может защитить Лу. Сэм не стал убегать. Возможно, его захлестнет гнев Клиффорда и его собственная злость, и все закончится. Если физическое тело будет разрушено на этом Берегу, то даже возвращенец умрет. «Может быть, это и к лучшему», — посетила его мысль, похожая на просветление, но в тот самый момент…

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

В этот момент эмоциональное состояние и сознание начали приходить в большее равновесие. Клиффорд действительно злился больше на себя, что не сумел защитить своего ребёнка. И он пошёл за Сэмом. Ему не интересны были ни Дайхардмэн с его чувством вины. Клиффорд не то, чтобы простил его, он на него и не злился никогда. Ему не интересна была Бриджет. Да, она поступила плохо, но она тоже пыталась защитить то, что ей дороже всего — страну. И хоть она и была причиной всех его бед, про Лизу он не знал, про ББ тоже не до конца понимал что это и зачем, да и как отец он чисто физически не мог думать ни о чём и ни о ком, кроме как сохранения жизни ребёнка, а на тех, кто ему угрожает, ему было плевать. Поэтому он так легко выбросил их из уравнения и быстро переключился на захват Сэма как основной цели.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Третий Берег

И дальше Клиффорд отправляется на следующий Берег в погоне за Сэмом. Это вновь его Берег, Берег войны, на который он буквально притягивает Сэма. Как он смог это сделать? Всё просто, кровь от крови самая прочная нить, соединяющая двух людей. Амелии нужны были символы и знаки, объединяющие её с другими людьми, в том числе и с Сэмом(кипу, ловец снов), но Клиффорду и Сэму эти знаки были не нужны, они прямые родственники, нить, связывающая их, течёт в их венах. (А Дэдмэна во второй раз засосало в ячейку потому что у него в руках был ББ с фигуркой Людена.) Так мы с Сэмом и попадаем на третье воплощение Берега — Вьетнам.

Сначала мы видими всё ту же картину. Унгером движут те же эмоции. Пройдя путь до Берега Амелии он не перестал испытывать гнев и скорбь. Но в его голове всё стало постепенно укладываться. Мы не знаем сколько времени он провёл на Берегу Амелии прежде, чем уйти от туда. Скорей всего ушёл он не сразу, потому что в конце он говорит Сэму “мне сказали, тебя зовут Сэм Бриджес”. Кто ему сказал? Этого, к сожалению, мы не узнаем, потому что игрок плотно привязан к Сэму и его линии повествования. Я считаю, что Бриджет всё-таки что-то ему успела сказать прежде чем тот успел уйти с её Берега. И на последнем Берегу нам дают понять, что всё-таки это Берег без других людей, душа тут одна — Клиффорда. Скелеты — без души…

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Шум лопастей вертолета встревожил ночь в джунглях. Несколько деревьев зашатались от порыва ветра, и в воздух взметнулись оторванные листья. Вертолет завис над джунглями: люк на корпусе открылся, откуда выпал длинный канат, напоминавший прямую кишку. Он светился и, извиваясь, опускался прямо в лес. По нему, ловко перебирая руками, слезали четыре солдата. У них не было ни кожи, ни мышц, ни внутренностей. Скелеты, кости которых закрывала военная форма, без души, но с воспоминаниями о сражениях. Они отпечатались на внутренней стороне их черепов. Солдаты один за другим опустились в джунгли.

Они были соединены с животом Клиффорда, презрительно смотревшего на этот мир с вертолета. Это были не кишки, а пуповина, свитая из всевозможных отрицательных эмоций. Этот орган не растворял, а передавал злость — его скорбь и ненависть не исчезали.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Если не бежать сломя голову убивать Клиффорда, а попробовать прятаться у него под носом, то можно заметить как фразы, которые он говорит становятся всё более осмысленными и расширенными. Помимо стандартных «Где ББ?” и других фраз, выражающих волнение за ребёнка, можно уже услышать, как он вспоминает Дайхардмэна и не только. “Я всё исправлю”, “Это всё я виноват”, “Меня зовут… я… Клиффорд Унгер”, “Я хочу, чтобы тебе было хорошо”. Всё это показывает нам как раз те чувства, которые испытывает герой, то, кем он является. Он вспоминает и через эту битву он осмысливает происходящее. Но вреди всех остальных фраз есть ещё одна фраза, немного выбивающаяся из основного посыла. »Проснись!” Кому он это говорит? Что подразумевает? На мой взгляд это как раз подтверждает, что всё это происходит в момент короткой незаметной отключке перед смертью от кровопотери. За миллисекунду, которую мы даже не заметили, Клиффорд прошёл такой большой путь, вспоминая кто он, зачем и как он жил и для чего всё это затевалось изначально. Весь этот путь даёт ему возможность взглянуть на себя и своё поведение со стороны и понять что к чему.

Сэм стоял по пояс в болоте и не мог двигаться с привычной скоростью. Клиффорд схватил его за воротник. Сэм попытался сопротивляться, но Клиффорд гневно заорал на него и ударил кулаком в живот. Сэм почувствовал не боль, а жар, который обжигал его внутренности — кишки свело судорогами, и кровавая рвота вместе с желудочным соком поднялась по горлу. Сэм согнулся пополам, почти теряя сознание, но Клиффорд взял его за шиворот и заставил поднять голову. Сэм упал навзничь, а противник сел на него и потянулся к капсуле с ББ. Сэм вцепился в его руку.

— ББ! Мой ребенок! Слышишь меня?

Бормотание Клиффорда снова звучало в голове — его губы были крепко сжаты.

— Слышишь? Это папа.

Одновременно донеслись голоса нескольких людей, которые заглушали слова Клиффорда.

— Его там нет! Ищите дальше!

— Нет, он там. Открывайте дверь.

Сэм не расслышал четко, но понял, что это голоса женщины и другого мужчины, не Клиффорда.

Хватка Клиффорда, вцепившегося в капсулу, ослабла. Сэм сбросил его с себя, и из военной формы Клиффорда выпал пистолет. Не теряя ни секунды, Сэм схватил оружие.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Сэм во время битвы с Клиффордом слышал как раз слова Бриджет и Дайхардмэна, которые пытались добраться до Унгера. Вот тот самый момент, когда тот терял сознание и переживал все эти моменты. И Сэм слышал это. Клифф же одновременно понимая потихоньку, что происходит, успевает пообщаться с Сэмом, найти с ним связь. Да. к сожалению, в этом моменте, чтобы было понятнее западному игроку нужно чуть больше слов, чем они сказали. Но тут кроется японская привычка недоговаривать. В какой-то момент всё встаёт на свои места и Клиффорд обнимает Сэма уже в костюме, в том виде, в каком он был в момент инцидента. Клиффорд отдаёт свои жетоны Сэму, признавая его своим продолжением.

Кьюпид был сделан наподобие армейских жетонов. Когда нет возможности забрать тело с поля боя, стараются сохранить хотя бы жетоны. Каждый солдатский жетон уникален, он несёт в себе информацию о владельце, его имя, группу крови… В новом мире аналогом таких жетонов сделали различные символы. Так такую же функцию у Бриджес выполняют верёвки, в которую вплетена кровь курьера, её носящего. Поэтому каждая верёвка является индивидуальным предметом, также носящую функцию идентификации. У Фрэджайл экспресс — браслет с кусочком хиралия. Но кьюпид — уникальная вещь. Хоть её и носит только Сэм, но это ожерелье является моментом, которое соединяет всех вокруг через себя. Именно поэтому он так важен. Ключ к соединению людей. В книге жетоны и кьюпид имеют прямую связь.

Они столкнулись грудью, навалились друг на друга, и в этот миг из-за воротника мужчины выскочила металлическая пластина. Она была похожа на «Кьюпид» Сэма и висела на металлической цепочке. От столкновения мужчина упал на спину.

Его пластина раскалилась докрасна, а «Кьюпид» Сэма будто в ответ на это начал излучать жар.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Поэтому повесив свой жетон на шею Сэма, Клифф будто бы благословляет его на то, что он будет совершать в дальнейшем. Он принимает его как своего сына. Это прямой процесс принятия. Кому бы из нас не хотелось стать гордостью своих родителей? Именно это и происходит в этот момент. Клифф понимает, что Сэм его сын и чего он добился за свою жизнь, он принимает его и благословляет.

Клиффорд положил руку на плечо Сэму. Брелок-космонавт на капсуле покачнулся, Лу засмеялся. Сэм отсоединил капсулу и протянул ее Клиффорду, но тот и не собирался ее брать. С улыбкой смотря на Лу, он только гладил рукой стекло капсулы. Какой-то узел развязался… Нечто, связывавшее Клиффорда и Лу, или же нечто, соединявшее Сэма и Клиффорда. Или же что-то другое, но что именно — Сэм не понимал.

Клиффорд посмотрел Сэму в глаза, улыбнулся и заключил его в объятия. Сэм ответил ему тем же. Кожа Клиффорда пахла как-то знакомо, и Сэму показалось, что он что-то прошептал. Однако все исчезло вместе со звуком выстрела, раздавшимся вдалеке.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Выстрел

И это был звук выстрела, убившего Клиффорда. Для Сэма между этим моментом и следующей встречей с Унгером пройдёт ещё какое-то время. Но для Унгера это мгновение вырвало его из полусна и вернуло на землю, но только для того, чтобы он вновь шагнул на Берег, но уже не смог вернуться на эту сторону жизни, его ожидал путь дальше.

— Стреляй! — повторно приказала Бриджет.

Дрожащая рука словно не принадлежала ему. Клиффорд посмотрел на Джона. Бледное лицо, отражающее­ся в его зрачках, казалось Джону чужим, как и рука, сжимающая револьвер, и палец на курке.

— Стреляй, ради Америки!

Раздалось два выстрела. Америка убила Клиффорда.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Говорят, перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. А может мы видим свет в конце тоннеля. Или видим бледную с косой. Верований и вариаций на эту тему просто множество. Но как и во всех них в Death Stranding самое главное это отделение души от тела, что и случится с Клиффордом в этот момент. И это та самая последняя встреча отца и сына. Унгер уже прошёл свой путь по пути мёртвых, он не вернётся. Он вспомнил всё и буквально подводит итоги, передавая свою мудрость следующему поколению. Наверное, каждому из нас хотелось бы иметь такой шанс, чтобы при смерти была хотя бы лишняя минута, чтобы успеть попрощаться и сказать самые важные слова, которые можно передать дальше. Унгеру повезло, он осознал своё счастье, он понял что он хочет, он смог заглянуть в будущее своего сына и в эту минуту он смог подвести итог своей жизни.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

— Послушай. Когда я узнал, что стану отцом, я испугался. Мне было страшно оттого, что ты есть на свете. Меня пугало, что из-за тебя и Лизы я начну страшиться смерти и уже не смогу быть идеальным солдатом.

[…]

— Я боялся этого.

[…]

— Я ошибался, — ловя ртом воздух, продолжал говорить с ББ Клиффорд. — Страх уходит, если есть нечто ценное, что хочется защищать. Прости меня, что я заставил тебя пережить такое.

[…]

— Меня зовут Клиффорд. Все время я был на краю и только смотрел на мир, который вы пытались создать, со стороны. Потому я не смог стать мостом. — Он протянул руку сидящему Сэму. — Сэм, стань настоящим мостом вместо меня.

Его рука была покрыта морщинами и шрамами — рука солдата, который не раз выживал на поле боя. Грубая и одновременно нежная, запачканная кровью, но чистая. Клиффорд протянул Сэму младенца, который был настолько мал, что практически помещался на ладони. Слабое и теплое тело ребенка — Сэм почувствовал, как крошечное сердечко изо всех сил бьется внутри. Их сердца бились в унисон.

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима

Клиффорд преодолел себя, свой страх, свою злость. Возможно, хорошо это получилось у него только на последних минутах жизни и даже чуточку за границами оной. Но он сделал это. И теперь, подведя итоги, передав важные для него слова, удостоверившись, что всё хорошо, он может уйти со спокойным сердцем. Клиффорд провожает ребёнка до Берега Амелии, а может даже и сам его туда относит, ведь он уже знает путь туда. Он наблюдает со стороны как Амелия находит младенца и решает возродить его. Он убеждается, что всё пойдёт именно по тому сценарию, что он видел, что та не решит выбрать другой путь. И только после того как он видит, что его ребёнок будет жить дальше, он может уйти на ту сторону. На Берегу Амелии мы видим его в последний раз. Он сделал всё, что смог.

Клиффорд Унгер. Солдат и отец

Если сравнивать Клиффорда с другими персонажами, то можно заметить, что его перемена, эволюция, самая явственная из всех остальных. Да, остальные тоже меняются и делают выводы по ходу повествования, но их стержень остаётся более-менее одним. Они все действуют в рамках своего мира. Но Клиффорд Унгер необчен в том плане, что его личностная трансформация являла кардинальные перемены. От жестокого солдата, не видящего ничего в мире кроме войны, до любящего отца, познавшего силу единения людей.

Все-таки он не смог утилизировать Лу. Фразы вроде «Нужно вернуть этого ребенка в мир мертвых» или «Нужно думать о ребенке» были просто фальшивкой и демагогией — он с самого начала понимал это. Ему хотелось прикоснуться к коже этого младенца. И ему хотелось обнять Лу, как Клиффорд с Амелией прижимали к себе маленького Сэма. Возможно, это эгоистичное и жестокое проявление любви. Обещать Лу, какое будущее принесет его любовь, он не мог, как и просто кремировать ребенка, так и не обняв.

Это желание исполнилось. Нет, он сам его исполнил. Однако Лу никак не реагировал на зов Сэма. Его тело было теплым, но дыхание оказалось неглубоким, а сердце билось очень слабо.

— Лу!

Его голос точь-в-точь был похож на голос Клиффорда, требовавшего отдать ему ББ.

— Лу!

«Death Stranding» Хидео Кодзима, Хитори Нодзима
111111 показ
11K11K открытий
2323 репоста
94 комментария
Ответить

Спасибо за огромный труд! Но прочитаю его только после следующего полного прохождения) От себя хотелось добавить ещё одну маленькую пасхалку, которую заметил только сегодня, пересматривая вступление.
Я заметил, что при первом упоминании актёров пейзаж в кадре имеет некую отсылку к персонажу, которого играет упомянутый актёр. Так вот, когда появляется Мэс Миккельсен, то мы можем лицезреть тот самый утес, которому не хватает моста ;)
Трудно переоценить талант Кодзимы (и его команды, конечно же)

Ответить

Отличное замечание! Лично я чем больше смотрю на игру, тем больше подобных моментов замечаю)
Возможно, многое из этого притянуто за уши или СПГС, но именно этим мне и нравится игра. Тем, что даёт волю воображению. Игра буквально дарует нам связи. Как и между людьми, так и внутри игры и сюжета)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я заметил, что при первом упоминании актёров пейзаж в кадре имеет некую отсылку к персонажу, которого играет упомянутый актёр. Так вот, когда появляется Мэс Миккельсен, то мы можем лицезреть тот самый утес, которому не хватает моста ;)Боже... какой бред🤦🤦🤦

Ответить

Охуенно. Как поставить два плюса ?

Ответить