Гайд: как успокоиться и понять кузовные гонки

Чемпионатов посвященных гонкам на автомобилях с закрытыми колесами всегда было, есть и, думаю, будет огромное количество. В каждой стране есть свой национальный чемпионат (в России, например, РСКГ) и разбирать каждый было бы полнейшим безумием, поэтому в этом гайде я ограничусь только самыми важными первенствами. И только от вашей заинтересованности зависит, насколько глубоко мы нырнем в кроличью нору.

24 часа Дейтоны
24 часа Дейтоны

Итак, правила просты. Здесь я разберу главные кольцевые чемпионаты на болидах с закрытыми колёсами. Поэтому ралли, ралли-кросс, дрифт и многие другие не менее интересные виды спорта пройдут мимо. Немного посмотрим на их историю, гоночную технику и особенности. Также в дополнение постараюсь рассказать, в каких играх можно опробовать их технику или даже полноценно поучаствовать в виртуальном чемпионате. Ранжироваться чемпионаты будут по возрастанию скорости болидов. Начнём!

World Touring Car Cup (WTCR)

Чемпионат в нынешнем виде образовался совсем недавно, лишь в 2018-м году. До этого на протяжении 12 лет он был известен, как World Touring Car Championship (WTCC). В нём участвовали автомобили класса Super 2000 и Diesel 2000. Российским зрителям он должен был запомниться как минимум участием заводской команды LADA Sport с их моделями Granta и Vesta.

LADA Granta WTCC
LADA Granta WTCC

После сезона 2017-го года, было решено перейти на технику класса TCR, и чемпионат был переименован в WTCR.

В чемпионате должны выступать серийные машины с тиражом не менее 5000 экземпляров в год. Двигатели ограничены 2-мя литрами и 350-ю лошадиными силами. За один уикенд проходит 3 гонки. Обычная квалификация и гонка в первый день. Во второй день — трехэтапная квалификация с двумя гонками. Первая гонка второго дня проходит с реверсивной решеткой.

Стоит ли давать шанс этому чемпионату? Определенно, да — в нём есть и плотная борьба, и большое количество участников, но его очень трудно посмотреть в свободном доступе и это один из главных недостатков.

WTCR 2020, этап в Венгрии.
WTCR 2020, этап в Венгрии.

Где покататься: в первую очередь, конечно, хочется посоветовать знаменитый симуляторы от SimBin — Race The Official WTCC Game и Race 07, в котором можно участвовать в сезонах 2006 и 2007 гг соответственно. Официальной игры, посвященной чемпионату WTCR нет, но машины класса TCR частенько заглядывают в разные игры. С избытком их можно найти в серии GRID.

British Touring Car Championship (BTCC)

2019 год
2019 год

Несмотря на национальный статус этого чемпионата, он является одним из самых главных и сильных туринговых первенств. Практически все чемпионы BTCC становились чемпионами в мировой серии (WTCC/WTCR), автомобили класса NGTC быстрее своих собратьев, а битвы ещё ожесточеннее.

Вы могли не редко услышать про него от ведущих Top Gear, узнать из ролика Игоря Асанова про Honda Accord STW, покорявшую и российский туринг, или прочитать про него из моей статьи про боевые универсалы.

Сейчас в BTCC выступают на автомобилях класса NGTC (Next Generation Touring Car), которые дебютировали в 2011-м году для того чтобы сократить возросшие расходы. Подвеска и тормоза являются унифицированными, а 2-х литровый турбо-двигатель можно построить самому или закупить уже готовый у TOCA-BTCC. Стоимость такого автомобиля без двигателя — около 200 тысяч фунтов стерлингов. Есть ли будущее у этого класса покажет время, но в BTCC уже есть заводские команды BMW, Toyota и Honda. К тому же,именно британский туринг первым начал использовать болиды класса супертуринг, которые затем захватили весь мир на целых 12 лет.

Помимо очень плотной и грязной борьбы, BTCC знаменит своими узкими трассами Великобритании, на которых автомобили порой больше проводят время на двух колёсах, чем на четырех. Сильный состав пилотов, дух гаражистов и интересная туринговая техника. Что ещё нужно?

Я думаю, вы уже поняли, что этот чемпионат точно стоит попробовать посмотреть, но как это сделать? Можете подписаться на платный канал Моторспорт-ТВ, на котором транслируют гонки или обратить своё внимание на трансляции А21 Network с русскими комментариями.

Доннингтон Парк, 2019 год
Доннингтон Парк, 2019 год

Где покататься: летом прошлого года руководство BTCC объявило о том, что в 2022-м выйдет игра по мотивам чемпионата. Разработчики (Motorsport Games) обещают сделать интересную гонку для всех, добавить исторические болиды и многое другое. Также можно попробовать поиграть в уже классические TOCA Touring Car Championship, TOCA 2 Touring Cars.

Supercars V8

Holden Commodore ZB и Ford Mustang GT, 2019 год
Holden Commodore ZB и Ford Mustang GT, 2019 год

Это самый популярный чемпионат в Австралии, но, помимо своей родины, он проходит также в Новой Зеландии. Сейчас в чемпионате представлено 11 команд и всего 2 производителя: Ford и Holden. Ещё 5 лет назад в чемпионате были Nissan, Mercedes и Volvo, но без заводской поддержки они, к сожалению, покинули чемпионат.

Mercedes-Benz E63 (W212)
Mercedes-Benz E63 (W212)

В целом, как и все туринговые чемпионаты, он отличается плотностью результатов и яркой борьбой. Посмотреть его также можно на А21 Network

Где покататься: на данный момент нет игры посвященный только этому чемпионату, но опробовать машины из него всегда можно в iRacing, Forza Motorsport, GRID, Gran Turismo 6 и многих других гоночных играх. Ну или можете приобщится к V8 Challenge 2002 года выпуска.

GT World Challenge

GT World Challenge Europe, 2020
GT World Challenge Europe, 2020

Это главный чемпионат автомобилей GT в мире. Он организован SRO (Stephane Ratel Organisation) и имеет несколько подразделений по всему миру (Европа, Америка, Азия, Британия, а с этого года и Австралия). Главным отделением является Европа, где каждый год выставляют до 60 экипажей. В состав чемпионата входят как спринтовые гонки (по часу), так и гонки на выносливость вплоть до 24 часов. 7 производителей борются за первое место в мировом зачете.

В GT World Challenge представлена целая вереница классов — от самых популярных GT3 и GT4, до совсем недавно образованных GT2 и GT1. В последних двух классах могут участвовать только любители и они не имеют ничего общего со старыми GT2 и GT1. Но даже это ещё не всё. В Америке выступают на максимально приближенным к заводским машинам TC (c подклассами TCA/TCX).

Балансировка автомобилей помогает им быть очень близкими друг к другу по эффективности, несмотря на то, что в ней выступает самая разношерстная техника: от большого переднемоторного Bentley Continental GT3 до маленькой среднемоторной Audi R8 LMS GT3. Здесь на первый план выходит мастерство пилотов (на одной машине ездят от 2-х до 3-х пилотов, в зависимости от гонки) и слаженная работа команды.

Где это можно посмотреть? Прямо на YouTube. Заходите на официальный канал GT World Challenge и смотрите прямые трансляции любых гонок. К сожалению, только на английском языке.

Где покататься: автомобили класса GT3 и GT4 представлены практически в любой гоночной игре. Наверное, проще перечислить, где их нет. Но у GT World Challenge есть официальная игра по чемпионату и это Assetto Corsa Competizione. На данный момент в ней уже представлены болиды и трассы 3-х сезонов (2018-2020), добавлены трассы из British GT Championship и интерконтинентального кубка. Будем надеяться на дальнейшее развитие игры и дальнейшее добавление других подразделений GT World Challenge, новой техники и новых классов.

Deutsche Tourenwagen Masters (DTM)

Гайд: как успокоиться и понять кузовные гонки

Многострадальный немецкий чемпионат, который подарил нам прекрасную борьбу Mercedes-Benz 190 (W201) и BMW M3 (E30) в 90-х, с нынешнего года переходит на автомобили класса GT3. Да, тут используется точно такая же техника, как и в других чемпионатах (с одним нюансом), только болиды будут ездить на шинах Michelin и, возможно, появится система электронного рулевого управления от Schaeffler Paravan.

И это уже не первое перерождение легендарной немецкой кузовной серии. Изначально Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft был основан в 1986 году на основе DPM (Deutsche Produktionswagen Meistershaft) и с самого начала имел большое количество поклонников, а уже через пару лет стал буквально легендарным. Но непомерные расходы привели к тому, что из чемпионата начали уходить заводские участники, и к 1996 году остался один лишь Mercedes. И чемпионат умер. В первый раз.

В 2000-м году было решено возродить его под названием Deutsche Tourenwagen Masters. Теперь болиды не имели практически ничего заводского и являлись силуэт-прототипами. Новый DTM получился таким же интересным, как и старый, но сгубили его те же самые проблемы.

В 2011-м году оставалось всего два производителя: Audi и Mercedes, но после обновлений правил, в DTM вернулась BMW. А в 2014-м году начали строиться силуэты Класса-1, которые должны были положить начало объединению двух чемпионатов силуэт-прототипов — японского Super GT и немецкого DTM. К сожалению, никакого объединения мы не получили. Было проведено несколько совместных гонок, которые были больше показательными, чем соревновательными. В конце 2018-го года DTM покинул Mercedes, но на его место пришёл Aston Martin, который долго не продержался и покинул чемпионат уже в конце 2019-го года. В конце 2020-го года Audi объявила о внезапном уходе и DTM умер. Во второй раз. Причина его смерти вновь была в непомерно возросших бюджетах.

Ferrari 488 GT3 Evo Алекса Албона для сезона 2021
Ferrari 488 GT3 Evo Алекса Албона для сезона 2021

Хоть это немного устаревший материал, но можете прочитать, как примерно обстоят дела с перезагрузкой — А как дела у DTM?

Стоит ли смотреть новый DTM? Я не знаю, попробовать, наверное, стоит. Дать шанс за былые заслуги, так сказать.

Где покататься: c 2013-го вплоть до 2016-го года выпускались DLC DTM Experience к симулятору RaceRoom.

IMSA WeatherTech SportsCar (IWSC)

2019-год
2019-год

Организованный IMSA (International Motor Sports Association) чемпионат проводится в США и Канаде. Официально в нынешнем виде он начал существовать в 2014-м году путем слияния Grand-Am Road Racing и американской серии Ле-Ман. В состав IWSC также входит MEC (Michelin Endurance Cup) с гонками на выносливость.

В IWSC проводятся мультиклассовые гонки, в которых принимают участие целых 5 классов: DPi, LMP2, LMP3, GTLM, GTD.

DPi (Daytona Prototype International) — это класс спорт-прототипов, дебютировавший в 2017-м году. На данный момент является высшим классом в чемпионате, но с 2022-го года в IWSC перейдут на новый регламент LMDh (Le Mans Daytona hypercars), который, к тому же, позволит выставлять такую технику совместно с LMH (Le Mans Hypercars) и бороться за победу в WEC в абсолюте. Самое главное отличие от европейских гиперкаров, что здесь разрешается использовать только омологированное шасси от 4-х поставщиков (Dallara, Liger, Multimatic и Oreca) и в целом уровень инженерной свободы на порядок ниже. Но зато он заметно дешевле и уже привлек Acura, Porsche, Audi, а по слухам VAG направит туда Bentley и Lamborghini. Также, наверняка General Motors не станет бросать успешную гоночную программу в DPi с Cadillac’ом.

LMP (Le Mans Prototype) 2 и 3 — это такие же спорт-прототипы, но ещё более унифированные и рассчитанные на участие частных команд, а не заводских.

GTLM/GTE — это высшая ступень автомобилей класса GT. С более мощными моторами и развитой аэродинамикой. С 2022-го года, GTLM полностью упраздняется и будет заменен на GTD Pro

GTD — это стандартные автомобили GT3, которые можно увидеть во многих GT-чемпионатах, в том числе и в GT World Challenge.

Одна из главных прелестей этого чемпионата — это его трассы, до которых ещё не успел добраться Герман Тильке. Дейтона, Уоткенс-Глен, Роад-Атланта и многие другие треки, которые имеют свою историю и индивидуальность.

Стоит ли обратить внимание на этот чемпионат? Определённо, стоит! На мой взгляд, он в разы интереснее WEC, с которым они в принципе похожи. Но вот посмотреть гонки IMSA в СНГ не так уж и просто. Придется искать рестримы гонок.

Ford GTLM и Corvette C7.R GTLM
Ford GTLM и Corvette C7.R GTLM

Где покататься: официальным партнёром IWSC является iRacing, и именно там вы сможете проехать на всех болидах по всем трассам, присутствующим в чемпионате. GT3, LMP2, LMP3 и GTE нередко присутствует в гоночных играх, а американских трасс сполна есть в Project Cars и Forza Motorsport.

World Endurance Championship (WEC)

6 часов Спа-Франкоршам
6 часов Спа-Франкоршам

Чемпионат мира по гонкам на выносливость должен был быть на первом месте по скорости, но с этого года WEC заменяет LMP1 на LMH (Le Mans Hypercars), которые получились медленнее предшественников.

В WEC в одной гонке выступает сразу 3 класса спортивных болидов: LMH, LMP2, GTE (поделенный на Pro и Am)

LMH, новый класс, должен дать новый виток борьбы среди спорт-прототипов. В этом году будет выставлено только 5 экипажей. По два от Toyota и Scuderia Glickenhaus и один от Alpine. В дальнейшем ожидается присоединение Ferrari, ByKolles, Peugeot. А возможность соревноваться бок о бок с американским классом LMDh, в теории дает огромный приток участников.

Самой главной и престижной гонкой WEC является 24-часа Ле-Мана. Это одна из трех гонок, что составляют тройную корону автоспорта (24-часа Ле-Мана, 500 миль Индианаполиса и Гран При Монако). Так же входит в «тройную корону гонок на выносливость» (помимо Ле-Мана, туда входят 24 часа Дейтоны и 12 часов Себринга). Про неё снято уже несколько художественных и документальных фильмов.

WEC сейчас переживает не самые лучшие времена. Новый класс ещё себя не показал, да и всего 5 экипажей не самый грандиозный старт. Категория GTE Pro умирает, и сейчас в ней остались лишь Porsche, Ferrari и Chevrolet. В любительском зачете GTE Am дела обстоят несколько лучше. А LMP2 приходится замедлять, чтобы те не оказались быстрее нового класса.

Но раз в год точно стоит обратить свое внимание хотя бы на легендарную гонку в Ле-Мане. Обычно её транслируют на ЕвроСпорте с русскими комментаторами.

24 часа Ле-Мана
24 часа Ле-Мана

Где покататься: официальной игры по чемпионату не существует, но поучаствовать в 24-часах Ле-Мана можно в GRID (2007 года), Project Cars. Там же можно опробовать ушедшие LMP1. В Gran Turismo Sport представлена «золотая» тройка болидов LMP1 (Porsche, Audi, Toyota) и трасса Сарта. Правда, без динамической смены времени суток. Forza Motorsport так же не осталась в стороне, и может порадовать трассами из чемпионата и болидами LMP1 и LMP2.

Super GT

GT500
GT500

Главный чемпионат Японии c участием силуэт-прототипов ранее известный как JGTC. Здесь есть всё по чему скучают многие болельщики Формулы-1: шинные войны, дозаправки, плотная борьба между гонщиками и инженерами.

Техника делится на два класса: GT500 и GT300. Именно GT500 хотели объединить с DTM. Здесь выступают силуэт-прототипы от трех японских марок: Nissan, Toyota/Lexus, Honda. Относительно свободный регламент позволяет технически совершенствовать аэродинамику, двигатель, подвеску автомобиля и по итогу в скорости GT500 уступали лишь LMP1 до их закрытия. Сейчас это самые быстрые болиды с закрытыми колесами. Сезон в высшей категории стоит около двух миллионов долларов, что равняется стоимости всего одного двигателя Формулы-1.

Техника GT300 уже чуть более регламентирована, но всё ещё представляет интерес для любителей инженерии. Помимо GT3, в классе участвуют прототипы построенные по регламенту JAF GT300.

В чемпионате принимали участие пилоты Формулы-1 (Джейсон Баттон, Хейкки Ковалайнен), многократный победитель Ле-Мана (Андре Лоттер) и многие другие именитые пилоты.

Стоит ли смотреть? Да, стоит, но готовьтесь к трудностям. Русских комментариев нет вообще, только японские и английские. К тому же, в этом году пропадут открытые трансляции на YouTube.

GT300
GT300

Где покататься: лучше всего автомобили класса GT500 и GT300 представлены в серии Gran Turismo, но поездить на них можно так же в Forza Motorsport и Project Cars.

P.S.

Стоит понимать, что в этом гайде я попытался рассказать только про уникальные и важные чемпионаты мира. Я не стал затрагивать ADAC GT Masters, Европейскую и Азиатскую серию Ле-Мана (ELMS, ALMS), NASCAR и многие другие серии. Также во всех вышеперечисленных чемпионатах применяется балансировка техники для более плотной и яркой борьбы. Надеюсь, вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя. Если есть какие-то вопросы, то с радостью отвечу на них в комментариях.

4.9K4.9K открытий
33 репоста