Мини-курс по Blender 4.0

Этот мини-курс поможет новичкам освоиться в программе Blender. Рассмотрим основной интерфейс и навигацию без глубокого погружения в инструменты.

Мини-курс по Blender 4.0

Установка

Скачать Blender для своей операционной системы можно на официальном сайте или в стиме.

Заставка

При первом запуске тебя встретит заставка с быстрой настройкой программы. В целом, большинство людей оставляют все как есть, поэтому просто закрой её, щелкнув за границей данного окна. В дальнейшем мы настроим программу по-своему.

Мини-курс по Blender 4.0

Интерфейс

Интерфейс Blender имеет модульную структуру, состоящую из отдельных окон, называемых редакторами (Editor) , поэтому нажав на иконку в левом углу, ты увидишь все доступные тебе редакторы.

Мини-курс по Blender 4.0

Области (Areas)

Области представляют собой границы между окнами, которые позволяют создавать новые окна, менять расположение редакторов или откреплять выбранное окно.

Взято из официальной справки.<br />
Взято из официальной справки.

Если навести курсор мыши на границу между областями, он изменится на перекрестие. Есть два режима работы: разделение и соединение окон. Перетаскивание с помощью левой кнопки мыши внутрь окна — создает новое окно, а перемещение по границе области объединяет их.

Я честно не знаю, в 2.8 стало намного тяжелей определить, какое действие ты совершаешь, Тем более сейчас можно соединять окна независимо от количества.

В 2.7 было куда проще, когда эти области были в самих окнах.

Shift+ЛКМ — открепить выбранное окно.

Аналогичное действие, но c Ctrl+ЛКМ приведет к смене окон.

Другой способ взаимодействовать с областями — это нажать правую кнопку мыши на саму область, появится контекстное меню с выбором разделения или слияния области.

Мини-курс по Blender 4.0

Там же можно разворачивать область на весь экран.

Ctrl+Spacebar - развернет область на весь экран выбранного редактора, сохраняя большинство панелей.

Ctrl+Alt+Spacebar — максимально развернет область редактора, скрыв все панели.

Мини-курс по Blender 4.0

1) 3D View (3D вид) — это основная рабочая область в Blender, где ты создаешь и редактируешь модели. Здесь можно просматривать объекты, изменять их положение, масштабирование и вращение.

2)Toolbar (Панель инструментов) — Эта панель расположена в видовом окне и предоставляет доступ к основным инструментам. Она может включать в себя инструменты для создания, редактирования и управления объектами. Ты можешь вызвать эту панель, нажав клавишу T, или непосредственно в окне панели просмотра с помощью Shift+Spacebar.

Мини-курс по Blender 4.0

3) Toolbar Settings (Настройки панели инструментов) - эта панель содержит настройки для инструментов, которые ты выбираешь. Она может меняться в зависимости от выбранного инструмента. Эта панель также дублируется в боковой панели (N-панели) и в редакторе свойств (Properties) на вкладке “Tool”.

Мини-курс по Blender 4.0

4) Header (Заголовок) - заголовок окна меняется в зависимости от выбранного редактора. Нажмите правой кнопкой мыши на краю заголовка, чтобы открыть контекстное меню с возможностью перемещения заголовка окна вниз.

Мини-курс по Blender 4.0

5) Workspace (Рабочие пространства) : Рабочие пространства содержат настроенные области для определенных задач. По мере изучения программы ты можешь настроить их под себя или вообще отказаться от большинства окон.

6) Scene и View Layers (Сцена и слои просмотра) : Сцена содержит название текущей сцены, а просмотр слоев позволяет переключаться между слоями. Это полезно в продакшене, но если не углубляться в эту тему, то ты не будешь использовать их.

7) Outliner (Список объектов) : Это список всех данных в сцене, от объектов до текстур. Ты можешь переключаться между режимами отображения, нажав кнопку “Display Mode”.

Мини-курс по Blender 4.0

8) Properties (Редактор свойств) : Эта панель показывает свойства активной сцены или выделенного объекта. Вкладки изменяются в зависимости от режима и выделенного объекта.

Модификаторы

Часто используемой вкладкой в панели свойств будут модификаторы.

Мини-курс по Blender 4.0

При нажатии на кнопку Add Modifier, появится контекстное меню с выбором модификаторов по категориям.

Наиболее часто используемые модификаторы в моделировании находятся в категории General:

  • Bevel — позволяет создавать фаски на объекте. Создает фаски на объекте, выбранных гранях или вертексах. В N-панели параметр Bevel Weight управляет весом фаски.
  • Mirror — модификатор зеркального отображения. Позволяет отзеркалить объект по оси X,Y,Z.
  • Solid — создает толщину на выбранном объекте.
  • Subdivision Surface — используется технология поверхностного разделения объекта на несколько граней. Позволяет быстро создавать сложные объекта из базовой формы.

9) Status bar (Строка состояния) : Строка состояния содержит подсказки и информацию о текущей сцене. Нажав правой кнопкой мыши, ты можешь включить отображение дополнительной информации.

Мини-курс по Blender 4.0

10) Sidebar (Боковая панель) - боковая панель или N-панель. Содержит свойства активного объекта, а так же настройки подключенных аддонов.

11) Timeliner (временная шкала) - для работы с ключевыми кадрами и анимацией. Она позволяет управлять временем, определять моменты начала и завершения анимационных эффектов, создавать плавные переходы между ними и управлять анимацией в процессе работы.

Режимы

В блендере есть несколько режимов работы с объектами.

Tab — для быстрого переключения между объектным режимом и режимом редактирования.

Ctrl+Tab — быстрое переключение между режимами, через пай-меню (круговое меню).

Мини-курс по Blender 4.0

Object Mode (объектный режим) — основной режим для просмотра объекта по умолчанию. Доступно перемещение, вращение и масштабирование объекта. Воздействие на объект осуществляется с помощью Модификаторов.

Edit Mode (режим редактирования) — позволяет изменять структуру объекта, работая с его сеткой. Объект содержит с себе вершины (vertex), грани(edge) и полигоны (polygons).

Sculpt Mode (скульптурный режим) - альтернативный способ редактирования сетки с собственным набором инструментов.

Vertex Paint (Рисование вершин) — режим рисования вершин. Позволяет рисовать (назначать) на самой модели по вершинам без использования UV-развертки.

Weight Paint (Рисование весов) — предназначен для скиннинга. Позволяет назначать веса для деформации объекта.

Texture Paint (Рисование текстур) - рисование происходит на UV-разверки модели. Непосредственно на самой 3d-модели.

Навигация

В отличие от остальных редакторов в Blender главную роль средняя кнопка мыши. В настройках можно эмулировать кнопку на Alt, но тогда некоторые функции выделения будут работать по другому.

Эмуляция находится в меню Edit - Preferences - Input - Mouse.

Вращение: MMB (Средняя кнопка мыши)
Перемещение: Shift+MMB (Средняя кнопка мыши)
Масштабирование: Ctrl+ MMB (Средняя кнопка мыши) , либо прокрутка колесико мыши.

Навигация по окнам:

Num 0 — переключение вида из камеры.
Переключение на ходьбу из камеры: Shift+~(тильда)
Num1 — вид спереди.
Num3 - вид сбоку.
Num7 — вид сверху.
Num9 — переключает вин на противоположенный.
Ctrl + (Num1, Num3, Num7) — так же переключает вид на противоположенный.
Num2,4,6,8 — вращает модель на определенный градус.
Num5 — переключение между перспективой и ортографическим режимом.
Центрирование объекта / изменить центр вращения: Num, (. Del). / — изолировать объект.

Настройки

Теперь настроем программу. Я не буду рассматривать все настройки, а только самые основные.

Мини-курс по Blender 4.0

Interface. Здесь нам потребуется лишь одна вкладка — Translation. Здесь измени язык на свой. И указываем перевод лишь на Tooltips (подсказки) и Reports (Репорты) .

Reports доступен для версии 4.1<br />
Reports доступен для версии 4.1

Themes. Здесь можно настроить тему программы по своему усмотрению. Так же присутствуют пресеты тем.

Мини-курс по Blender 4.0

Viewport

Frenel — при включении этого эффекта сетка становится более тусклой, что делает менее читаемой. Раньше он был включен и это очень мешало. Данный эффект стоит включать только при очень плотной сетке.

Мини-курс по Blender 4.0
Мини-курс по Blender 4.0

Так же добавлены опции сглаживания для объекта. Если вы работали в старых версиях блендер, то там никакого сглаживания не было. Это так же на ваше усмотрение по ситуации.

Выключенное сглаживание в Blender 4.0<br />
Выключенное сглаживание в Blender 4.0

Navigation

Мини-курс по Blender 4.0

Orbit Around Selection — включает возможность вращение вокруг выбранного объекта.

Zoom to Mouse Position — масштабирование к курсору мыши. Теперь, при приближении колесиком мыши или через ctrl, масштабирование будет двигаться к курсору мыши.

Auto Perspective — включает автоматическую перспективу. Она будет срабатывать при повороте мыши из ортогонального вида.

Auto Depth - устанавливает глубину под курсором мыши. Этот параметр позволят приближаться к очень мелким объектом и устраняет медленное масштабирование, в противном случае нужно дополнительно включать фокусировку к объекту. Однако, при включении данной опции, вращение будет происходить вокруг курсора, а не от центра глобальной оси Z. Рекомендуется использовать вместе с Zoom to Mouse Position.

System

Мини-курс по Blender 4.0

Cycles Render Device — выбор устройства для рендеринга с помощью Cycles Render.

  • None — не использовать графическое устройство. Будет использоваться центральный процессор.
  • CUDA — использовать CUDA-ядра в качестве устройства для рендеринга.
  • Optix — представляет собой альтернативу CUDA для рендеринга. Разработана для приложений, использующих трассировку лучей, что позволяет ускорить рендеринг на видеокартах Nvidia в сценах со сложным освещение и геометрией.
  • HIP - технология разработанная AMD для параллельных вычислений на видеокартах, использующих RDNA или Vega.
  • openAPI — поддержка рендеринга на видеокартах Intel.

Operating System Settings — регистрирует blend-файл в системе. У вас начнут отображаться миниатюры в проводнике.

Memory & Limits — в Undo Steps выставляем количество шагов для отмены.

В данном мини курсе было рассмотрено далеко не все, остальной функционал будет рассмотрен в следующий статье, которая будет в более развлекательном формате.

50
14 комментариев