Типа итоги первой половины 2023
Мне не нравится составлять топы, основанные на иерархии от низшей к высшей т.к. порою они оскорбляют честь некоторых замечательных альбомов, но тут случай, когда без них не обойтись. 2022 год был, мягко говоря, и без того уныленьким, а что касается хорошей музыки - мрак мрачнейший и полнейшая пустота, но 2023 резко реабилитировался и случилось настоящее раздолье отличных релизов. Новички громко заявили о себе, ветераны удержали марку качества (кто-то даже и повысил), а блудные попугаи вернулись с фейерверками и фанфарами.
Если в предыдущем году моё сердечко символически захватили релизы преимущественно шумовой сцены (Black Dresses, Grim, Bastard Noise и Merzbow), в 2023-ем правит балом фолковый неоминимализм - по крайней мере, в первом полугодии. Хочется искать что-то светлое в текущей картине мира, как и рефлексировать над неоднозначно протекающей молодостью - и данные пластинки помогают мне в этом деле как ничто другое. Не все альбомы в топе являются любимчиками публики, но главное, что они зацепили меня - иначе стал бы я распинаться, если бы всё было настолько предсказуемо?
Поскольку альбомов много, а времени мало, описать получится лишь первую десятку. Впрочем, честь нижестоящих альбомов от этого посрамлена не будет. На некоторые я даже делал отдельные ревью, ссылки на них расположены ниже.
10. Swans - The Beggar
Просто хороший альбом Лебедей с огромным козырем в виде 44-минутной экспериментальной эпопеи. Во многом благодаря ней альбом забрался так высоко.
9. Uncle Noking - Время Историй
Сплав кантри и неофолка, воспевающий безысходность русской глубинки. Отличный представитель нашей андеграундной сцены.
8. The HIRS Collective - We're Still Here
Квир-металл, который можно использовать заместо ядерной бомбы.
7. Lana Del Rey - Did you know that there's a tunnel under Ocean Blvd
Лучший альбом винтажной поп-дивы после Ultraviolence... Правда, вы поймёте это только после трёх-четырёх прогонов - затянуто, пусть и душевно.
6. Young Fathers - Heavy Heavy
То ли нео-психоделический госпел, то ли ритуальная западно-африканская музыка. Джипегмафии такого и не снилось.
5. Liturgy - 93696
Гроза консервативных металлюг Равенна Хант-Хендрикс вновь сотворила нечто яростно красивое и изощрённо концептуальное. Считаю, что творчество этой группы нужно современной металл-сцене как воздух.
4. Colin Stetson - When We Were That What Wept for the Sea
Джаз для тех, кто не любит джаз. Проникновенно красивое послание музыканта своему умершему отцу с нотками авангарда и нью-эйджа.
Бронза. ALL HANDS_MAKE LIGHT - Darling the Dawn
"Участники Godspeed You! Black Emperor и Broken Social Scene затусили вместе и записали дримпоп-альбом" - наиболее частая, но не самая ёмкая характеристика полноформатного дебюта (или всё же второго альбома - тут инфа расходится) дуэта ALL HANDS_MAKE LIGHT, который как раз-таки и состоит из лидера GY!BE и A Silver Mt Zion Ефрима Менюка и Ариэл Энгл из BSC.
Выходцы из канадских групп уже экспериментировали в направлении нео-психоделического дрона - два года назад, пока весь мир гонял на репите новую пластинку Чёрных Императоров, незаметно вышел одноимённый альбом AH_ML, заложивший потенциал для будущих свершений. Впрочем, Ефрима уже давненько тянет на экспериментально-электронный стафф - чего стоит без пяти минут гениальный (хоть и проходной для большинства) Pissing Stars 2018-го года и совместный релиз с Кевином Дорой are SING SINCK, SING, вышедший годом спустя.
Являясь ортодоксальным поклонником двух коллективов, я удивлялся тому, насколько их музыка способна резонировать с моими мыслями и переживаниями, но ALL HANDS_MAKE LIGHT заходят дальше устоявшейся парадигмы, представляя пустое пространство с наслаивающимися на него кусочками вселенной. Звук и лирика на Darling the Dawn идеально подходят под тег "Post-GYBE" - как будто отгремели бесконечные войны и катаклизмы, запущены тысячи из тысяч ядерных ударов, оставив после себя не то что девственную цивилизацию, а одно сплошное Ничего.
Сюрреалистичный эмбиент с медленным и протяжным дроном составляют основу альбома, но изредка они сменяются привычным построком, дополненным вокалом Ефрима и Ариэл. Если описывать более неформально, то Darling the Dawn - своеобразный электронный шугейз с нотками космического постидустриализма, воззывающий к миру во всём мире через сновидческие гимны о былом и будущем, живом и мёртвом, материальном и духовном. Без критического взгляда на капитализм, уже давно ставшего фирменным компонентом творчества Ефрима, тоже не обойдётся.
Серебро. Matt Elliott - The End of Days
Не менее удивительный пример, как из внутренней рефлексии можно выдавить настоящий бриллиант фолка. Мэтт Эллиотт давно доказал свой талант как певца-сонграйтера, и с 2003 года радует поклонников жанра холодными акустическими записями, опирающимися глубоко на прожитый опыт и собственное видение мира. The End of Days - логичное продолжение дискографии Мэтта Эллиотта, следующее после восьмого альбома «Farewell to All We Know», крайне удачно принятого и полюбившегося публикой на фоне беспокойной пандемийной обстановки, отголоски которой на "Конце дней" цветут и пахнут.
Лирика угрюмо пессимистична и бьёт по-больному (достаточно лишь бегло проскроллить её на Genius), но в сопровождении звука она обретает некую воздушность и возвышенность. Нежное фортепиано хорошо аккомпанирует акустической гитаре, когда они проходят рука об руку через мрачные мысли Эллиотта. По ходу песни появляются оркестровые партии, которые подчеркиваются скорбным, плачущим саксофоном. Присутствует и характерное для музыканта глубокое и мягкое пение, но гораздо больше внимания уделяется именно фоновым инструментам, что подчёркивает золотое правило: "Иногда достаточно лишь молчания, ведь музыка способна рассказать всё сама".
Отсутствие каких-либо заедающих в голове хуков не помешает полюбить The End of Days, ибо мастерского singer-songwriter фолка даже с учётом многообразия представителей не так много, как хотелось бы. Мэтт Эллиотт создал травматично-целебную пилюлю для всех, кому нелегко и кому остаётся лишь желать о лучшем - принимать каждый день не стоит, но в подходящий момент вы почувствуете её влияние. И помните: "Исцеление раны чаще всего начинается с ушиба".
Золото. Susanne Sundfor - Blomi
По словам Сусанне Суннфёр, её Blómi - это противоядие от скверны, поглотившей современную культуру в частности и мир в целом. Спустя почти шесть лет после того, как певица изменила свою карьеру, выпустив вдохновлённый фолком Music for People In Trouble, она ещё глубже погружается в свою личную мифологию и обрабатывает события, произошедшие во время 6-летнего перерыва. Прослушивание Blómi действительно похоже на эмоциональное очищение, и вместе с тем это путешествие через тернии к выходу из состояния нигилизма и возвращению к жизни после мировых коллапсов и личных трагедий.
Певица никогда не лезла из кожи вон, чтобы угодить всем и каждому, но в её проникновенный голос на фоне фолковых пассажей веришь с энтузиазмом. Blómi выводит мисс Суннфёр на новую высоту - музыка изящно сочетает акустический фолк, гитарные баллады и джазовые сегменты, а некоторые мощнейшие моменты пластинки по эмоциональной силе сравнимы с таковыми на Titanic Rising от Натали Меринг (Weyes Blood).
Конечно, альбом не выходит за жанровые рамки и не переворачивает устоявшиеся устои, но уровень исполнения достоин максимального уважения. Blómi не искрит заумной философией и говорит со слушателем на понятном языке - исключением является разве что Ṣānnu Yārru Lī, где Сусанне ведёт голосовое размышление о своём дедушке на немецком языке (он же и изображён на обложке). Выверенность каждого трека до любой мелкой ноты не позволяет заскучать и отложить прослушивание "на потом".
А ещё Blómi удалось сделать то, что ещё не удавалось сделать ни одному альбому, вышедшему в этом году (только Мэтт Эллиотт подобрался близко) - выйти из серой однушки, вдохнуть прохладный ветерок и почувствовать себя живым существом.