Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Великое произведение русской живописи, рассказывающее об одном из самых трагичных событий истории Древнего Рима.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Раскалённое облако пепла опустилось над городом. Чёрная пелена перед глазами не давала ни дышать, ни видеть что-то даже на расстоянии вытянутой руки. Лёгкие мгновенно забивались вулканической пылью, а глаза разъедало от жара.

Люди пытались спастись: искали укрытия, бежали по улицам, спотыкаясь об уже обессилевших и упавших соседей. Многие отправились в порт, надеясь уплыть от происходящего кошмара, но все корабли были разрушены падающими с неба камнями. На город хлынули разрушительные гидротермальные потоки, температура которых доходила до 700 °C, погребая заживо всё, что оказывалось на пути.

Надежды не осталось. Будто земля раскололась под ногами и демоны вылезли из преисподней, забрать с собой грешные души обречённых на гибель людей. Когда Везувий проснулся, Помпеям было суждено замолчать навсегда.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Событие, ставшее основой сюжета картины

Когда юлианский календарь ещё не успел разменять и первую сотню лет, на территории современной Италии случилась одна из самых трагичных природных катастроф в истории. В 79 году н.э. произошло извержение вулкана Везувий, находящегося близ Неаполя.

В результате катаклизма погибли несколько тысяч жителей городов Стабии, Оплонтис, Геркуланум и, конечно, Помпеи. Также были полностью уничтожены несколько поселений, расположенных у подножья вулкана. Извержение вулкана Везувий по количеству выделяемой тепловой энергии многократно превосходило взрыв атомной бомбы над Хиросимой. А высота выбрасываемого пепла вперемешку с камнями и дымом доходила до 33 километров.

Область выброса пепла 
Область выброса пепла 

Самое страшное, что жители погибших городов, в особенности самого известного из них, знали заранее, что извержение может случиться. За семнадцать лет до трагедии в окрестностях Помпей произошло сильнейшее землетрясение, не оставившее в городе ни единого целого здания. Более того, всего за день до катастрофического извержения серия подземных толчков повторилась, пусть и с меньшей интенсивностью.

Навряд ли жители Помпеи как-то связывали колебания земной поверхности с деятельностью гигантского вулкана, всегда отчётливо заметного на горизонте. Для большинства из них это была тяжёлая поступь великанов, идущих где-то вдали, чтобы предупредить о надвигающейся опасности. Вдобавок накануне извержения пересохли все близлежащие водоемы, а температура воды в Неаполитанском заливе могла доходить до 100 °C.

Неаполитанский залив с изображением Везувия на картине Ивана Айвазовского  
Неаполитанский залив с изображением Везувия на картине Ивана Айвазовского  

Вера в знаки свыше, а также банальная предосторожность помогли многим людям сохранить собственные жизни. Большинство жителей успели покинуть город до катаклизма.

К сожалению, тем, кто не поддался всеобщим опасениям, было суждено оказаться в, без преувеличения, настоящем аду на Земле. Плиний Младший, древнеримский политический деятель и писатель, был свидетелем событий и описывал происходящее следующим образом:

Огромное чёрное облако быстро надвигалось. Из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного большие...

Плиний Младший об извержении вулкана Везувий
Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

К слову, Плиний Старший, дядя древнеримского писателя, тоже находился в области извержения и видел всё происходящее своими глазами. Однако из любопытства и желания помочь бедным жителям Помпеи, подплыл слишком близко к месту катастрофы и по итогу умер от отравления серными испарениями через несколько часов.

События того кошмарного дня и легли в основу самой известной работы русского живописца Карла Павловича Брюллова.

История создания полотна

Карл Брюллов был сыном известного французского скульптора, переехавшего в Россию. С самого детства маленькому мальчику родители прививали любовь к искусству. Несмотря на болезненность и общую слабость Карл ежедневного занимался живописью, обретая навыки, необходимые для будущей профессии.

Карл Брюллов в возрасте 24 лет
Карл Брюллов в возрасте 24 лет

Эти уроки прошли не зря. В 1809-м, в возрасте десяти лет, мальчика зачисляют в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учится до 1821 года. Зачисляют, к слову, без единого экзамена. В Академии Брюллов практически сразу встаёт на хороший счёт, как одарённый, исполнительный и разносторонний ученик.

Он мастерски справляется со всеми заданиями, а на старших курсах умудряется даже помогать товарищам корректировать их экзаменационные работы за небольшую плату. По итогу обучения Карл Павлович получает золотую медаль по классу исторической живописи.

Первой серьёзной работой Брюллова становится картина «Гений искусства», написанная в период с 1817 по 1820 год. По завершению это полотно оказывается признано Советом Академии художеств в качестве образца для подражания.

Гений искусства, 1817-1820, мел, пастель, уголь на бумаге 
Гений искусства, 1817-1820, мел, пастель, уголь на бумаге 

Однако истинный шедевр творца родился чуть позже. В 1822-м, спустя год после окончания Академии, Карл в сопровождении своего брата Александра отправился в пенсионерскую поездку в Италию, организованную Императорской Академией художеств. И нет, пенсионного возраста к этому времени художник достичь ещё не успел.

Термином «пенсионерская поездка» в то время обозначали организацию путешествий в страны Европы для особо талантливых выпускников Академии художеств за счёт государственных средств с целью совершенствования их навыков. По факту, денежное пособие (или «пенсион») выступало аналогом современных грантов.

Если Иван Айвазовский, будучи выпускником этого учебного заведения, спустя восемнадцать лет по той же самой причине отправится в Европу на четыре года, то Брюллов проживёт в Италии целых тринадцать лет. За время своих путешествий первый задумает написать «Девятый вал», а второй покажет миру то, каким был последний день в истории итальянского города, расположенного недалеко от огромного вулкана. Очевидно, что идея отсылать талантливых живописцев заграницу оправдывала себя полностью.

Императорская Академия художеств
Императорская Академия художеств

Первые упоминания об обнаружении останков погибшего города датируются 1592 годом. В то время итальянский архитектор Доменико Фонтана, прокладывая канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. Правда, тогда никто не придал находке должного значения.

Спустя ещё сто лет, при попытке построить колодец, рабочие обнаружили руины древнего здания со словом «Помпеи» на стене. Однако и на этот раз никто не подумал, что это может быть потерянный город. Люди посчитали, что наткнулись на разрушенную виллу древнеримского государственного деятеля и полководца Гнея Помпея Великого.

Лишь в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. И то, изначально он был уверен, что найденный им город — Стамбии, а не Помпеи.

Первого апреля 1748 года начались полноценные археологические раскопки города Помпеи
Первого апреля 1748 года начались полноценные археологические раскопки города Помпеи

Открытие погибшего города стало самой настоящей сенсацией и почти сразу нашло отражение в творчестве многих художников, поэтов и писателей. Сам Карл Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Вдохновлённый величественностью развалин, лицом к лицу столкнувшись со свидетельством того ужасного дня из далёкого прошло, 28-летний живописец оказался заворожён.

Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом.

Карл Брюллов о впечатлениях об увиденном
Вид на развалины города сейчас 
Вид на развалины города сейчас 

Позже мастер скажет, что будто переместился во времени, находясь на раскопках. Соприкосновение с останками древней цивилизации породило в сознании художника идею полотна на историческую тему. К работе над сюжетом картины Брюллов отнесся со всей серьёзностью.

Он изучал археологические и литературные источники, в качестве моделей для персонажей выбрал итальянцев — потомков жителей несчастного города, а также очень долго определялся с ракурсом и точкой обзора для изображения трагедии.

Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину.

Живописец о выборе позиции для написания картины

Последние мгновения, запечатлённые в глазах

Картина рассказывает о событиях в Помпеях во время печально известного извержения вулкана Везувий. Местом действия Брюллов выбрал улицу Гробниц, на которой и побывал в 1827-м. Главная идея, которую несёт полотно — бессилие и трагизм человека перед лицом грозной стихии, когда борьба с силами природы оказывается заведомо проиграна.

К подобной тематике будет обращаться и Айвазовский. Однако, если Иван Константинович давал своим морякам надежду на спасение, то Карл Павлович, наоборот, забирает у жителей города всё, оставляя в их глазах только страх и ожидание неизбежного.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Брюллов будто переворачивает привычные образы задом наперёд. В его видении свет от извержения — далеко не предвестник спасения, а темнота умирающего города — скорее благо, ведь именно она объединяет отчаявшихся людей. Такое построение смыслов, конечно, противоречит классическим канонам в живописи, однако именно оно и делает работу мастера особенной.

Художник выстраивает полотно, опираясь одновременно на направления традиционного классицизма и популярного в то время романтизма. В качестве сюжета картины Брюллов выбирает реальный исторический факт, а не идеализированное событие, посвящая повествование трагедии целого народа, а не обособленной личности. Правда, композицию живописец строит с учётом правил старой школы, в виде цикла отдельных эпизодов, разделённых импровизированным треугольником.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Каждый персонаж картины рассказывает отдельную историю, лишая зрителя привязки к определённому герою. На полотне нет главного действующего лица, но есть несколько центральных, самым важным из которых является растерянный кудрявый ребёнок, лежащий возле остывающего тела своей погибшей матери.

В образе этого бедного мальчишки Брюллов заключает символ падения старого мира и зарождения нового, как противопоставление жизни и смерти. Всё в традициях романтизма.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Рядом с телом женщины видна молодая семья, укрывающая своих маленьких детей. Младший брат удивленно тянется к мёртвой птице, оставаясь в неведении о том, что происходит, и воспринимая всё как игру. Если родители рядом, значит ничего страшного ему не грозит.

В свою очередь, старший брат как можно плотнее прижимается к матери, пытаясь спастись в её объятьях. Он видел, что может произойти с ней. Яркий пример находится прямо под ногами.

В противовес этому на другой стороне картины живописец изображает новобрачных. Жених с обезумевшими от потери глазами смотрит на бездыханное тело своей невесты, не замечая ни грохота молний, ни разрушений, ни обращая внимание на крики других людей. Это одна из наиболее трагичных сцен полотна. Она демонстрирует, что иногда горе может быть сильнее страха смерти.

Другим интересным нарративным противопоставлением является прямое сравнение двух религиозных веяний. Слева на переднем плане виден христианский священник, около которого, обнявшись, пытаются укрыться от беды три женщины. Это мать с двумя дочерьми. Вероятно, что священник мог успеть дать им благословение перед уходом в иной мир. Ещё точнее то, что сам священник уже примирился со своей судьбой, отдав её в руки Бога. Он спокоен и готов принять свою участь.

В то же время на заднем плане можно увидеть языческого римского служителя церкви, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Он не готов принять судьбу и даже сейчас пытается найти для себя выгоду. Имеет смысл воспринимать данное сравнение, как намёк на падение античного языческого мира и начало христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображён всадник на коне. Животное встало на дыбы, как и другие лошади вдали, охваченные ужасом и мечущиеся от этого из стороны в сторону. Обеспокоенные лошади сбрасывают людей с повозок и топчут особо неудачливых, кому не повезло упасть посреди улиц города.

На первом плане видно, как два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать дальше от этой всепоглощающей стихии. Обе сцены рассказывают о страхе не за себя, но за самых близких. К слову, в образе молодого человека поднимающего мать, Брюллов изобразил того самого Плиния Младшего, оказавшегося не в то время, не в том месте.

Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жён и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь.

Плиний Младший в письме к древнеримскому историку Тациту
Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

В левой части на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Пожалуй, именно в этой сцене кроется самая интересная деталь картины. Персонажей нельзя отделить друг от друга, они существуют в едином движении, но в то же время действуют сами по себе.

Двое мужчин пытаются укрыть головы от падающих с неба камней при помощи скамьи. Человек, стоящий спереди, старается или помочь, или не упасть. Ещё один мужчина выбегает из дверного проёма, по всей видимости передумав заходить в задние, возможно, испугавшись обвала крыши.

Над мужчинами видны три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Женщина с кувшином на голове — единственный персонаж картины, чей взгляд направлен прямо на зрителя. В её глазах читается полное понимание обречённости положения всех вокруг. Она знает, что её судьба, судьба людей и города уже решена. Опуская руки к земле, женщина роняет сосуд, навсегда застывая с выражением тихого ужаса на лице. Взгляд другой направлен к небу, то ли в поисках Бога, то ли в попытке увидеть малейшие проблески света в сгустившихся тучах.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Художник с коробкой красок на голове, никто иной как сам Карл Брюллов, переживающий катастрофу вместе со своими персонажами. Впрочем, и образ девушки с кувшином живописец позаимствовал у своей возлюбленной Юлии Самойловой, как и себя, запечатлев её в своём творении навеки.

Триумф шедевра

Работа над картиной длилась в течение шести лет — с 1827 по 1833 год. Многие соратники Брюллова вспоминали, что он работал на таком пределе возможностей, что порой едва не падал, выходя из мастерской. Но писать всё равно не прекращал.

Один из первых эскизов 
Один из первых эскизов 

Впервые мир познакомился с картиной в 1833 году на выставке в Милане. Полотно моментально завоевало зрительское признание. Критики чествовали Брюллова как победителя гладиаторских боёв в Древнем Риме. Карла Павловича встречали на улице аплодисментами, а при переезде из одного итальянского княжества в другое у него не просили паспорт. Все итальянцы знали Брюллова в лицо.

Год спустя в Париже живописец получил золотую медаль от французской Академии художеств за своё творение. А ещё через два года и тысячи восторженных отзывов картина наконец оказалась в Альма-матер художника. В круглый зал Императорской Академии, как его тогда называли, «великого Карла» буквально вносили на руках.

Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею».

Из воспоминаний современников
Эскиз от 1828 года
Эскиз от 1828 года

В конечном итоге «Последний день Помпеи» оказался в руках императора Николая I, который отправил картину в Эрмитаж. Однако с 1897 года её перевезли в Русский Музей, где она находится до сих пор.

Работа Карла Брюллова оказалась настолько грандиозной, что её обсуждало всё российское общество того времени. В особенности его лучшие умы. О картине писали и Пушкин, и Лермонтов. Историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что полотно составило славу как Италии, так и России. А Николай Гоголь и вовсе посвятил картине масштабную статью.

Картина в Русском музее, г. Санкт-Петербург 
Картина в Русском музее, г. Санкт-Петербург 

«Последний день Помпеи», пожалуй, одно из самых величайших полотен за всю историю мировой живописи. Это удивительное сочетание разных направлений, экспериментов с композицией, классических традиций и новаторских решений. Карлу Брюллову удалось создать шедевральное произведение искусства, способное будоражить умы людей ещё не одну сотню лет.

В картине восхищает всё: размер холста, детализация персонажей, трагичная красота последних мгновений жизни и точность передачи отчаяния в глазах обречённых на гибель жителей обычного древнеримского города. Работа Брюллова предстаёт порталом в прошлое, напоминающим о беспомощности и ничтожности людей перед силами природы. Но в то же самое время она говорит о величии творческой мысли, обращённой против неумолимого течения времени.

И пусть история всегда сохраняет за собой право на единственно верный исход, человек в ответ оказывается способен запечатлеть процесс её развития, оставив после себя рукотворные памятники каждого из последних дней.

Лица, обращённые к смерти — тайны «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова

Подписывайтесь на мой DTF-блог, чтобы всегда читать о чём-то интересном! И не забудьте поставить «🔔».

814814
196 комментариев

@MrShelby пожалуйста!

69
150 ₽

Надо бы дойти до нее и вживую глянуть, но пока спасибо и за такой вот обзор ! :)

21

Обычно я здесь деградирую, но ты всё обосрал, поэтому вот лайкосик поставил

44