В кое-то веке не шитпост, а что-то дельное, что может помочь новичку, входящему в индустрию. Кажется, самый полезный пак постов в моем блоге.
Оглавление
Где искать вакансии (tbd)
Вакансии здорового человека и вакансии курильщика (tbd)
Как подготовиться к собеседованию (tbd)
Как вести себя на собеседовании (tbd)
Карьерный путь (tbd)
- Вопрос цены (tbd)
За свой долгий путь я успел поработать и как рядовой исполнитель, и как руководитель нескольких команд, и даже как проджект-менеджер (немножко. tldr: не понравилось). Как комьюнити-менеджер я прошел весь путь от рядового полу-модератора до главы отдела, и последние пару лет меня кидало в разные стороны, пока наконец я, кажется, не нашел себя, как геймдизайнер. To be continued!
Само собой, за мои приключения мне несколько раз приходилось как помогать эйчарам в поиске соискателей, так и самому организовывать этот процесс для своей команды. Какие только удивительные вещи я не слышал и не читал про геймдев. Не беру совсем уж прекрасное вроде «зажрались совсем, как будто много мозга нужно делать эти донаты»(с) , но среди прочих высказываний есть и достаточно серьезные вопросы, поднять которые стоит, чтобы у зверь под названием «геймдев» оказался не так страшен и нелюдим, как его частенько малюют в народе.
Без высшего образования ты никому не нужен
Мое любимое. Наверное, каждый первый мог слышать такое от своих родителей и прочих представителей поколения-x. Само собой, это перестало быть правдой довольно давно. Геймдев в СНГ все еще молодой, образовательная система не успела адаптироваться под новые профессии и нормальной кузницы кадров не завезли и не скоро еще завезут.
Нормальная компания в первую очередь смотрит на опыт, который вы себе сами организовали в попытках прикоснуться к прекрасному, затем на софт навыки (открытость, коммуникабельность и т. д, потому что это напрямую влияет, как вы впишетесь в будущую команду) и только потом уже на вышку. Это определенно будет плюсом, но решающим фактором — никогда. У меня, например, вышки нет. У большинства команды, в которой я сейчас работаю — тоже.
Это не отменяет того, что отдельные компании целиком и полностью уверены, что, например, диплом вышмата автоматически делает человека сверхпригодным для позиции геймдизайнера (а уж когда на комьюнити-менеджера требуют вышку какой-нибудь журналистики..) . Проблема заключается только в том, что если выбор будет стоять между отличником учебы и человеком, который отметился каким-нибудь достижением на гейм-джеме, предпочтение будет отдано второму при прочих равных.
Все «вкусные» позиции давно распределены внутри системы между своими и для своих. Даже пытаться не стоит устроиться в хорошую компанию на какое-нибудь теплое место
Ну, для начала, снгшный геймдев — одна большая деревня. (Эта фраза прозвучит в контесте еще не раз). Так что да, в первую очередь гораздо выгоднее и быстрее нанять человека изнутри, чем искать его извне. На это хорошо работают и системы поощрения за рекомендации, в том числе.
Бывают совсем уж угашенные случаи, когда продвижение/найм внутри команды/компании осуществляется только через личные связи, иногда абсолютно нелогичные. Но я стал слышать подобные истории и натыкаться на них гораздо реже за последние несколько лет. К счастью, неумелый мальчик-друг СЕО или какая-нибудь деваха-артлид с двумя цветными кубиками в портфеле сами со временем успешно справляются с уничтожением команды\самовыпилом из компании изнутри ;] .
В остальном же, спрос растет, предложение зачастую не успевает. Поэтому держать руку на пульсе и пробовать общаться надо всегда.
В геймдеве тысячи денег \ В геймдеве почти не платят
В равной степени встречаю оба утверждения. Первые люди рвутся в геймдев, потому что думают, что тут золотые берега, ну а вторые боятся идти, потому что думают, что тут также плохо, «как везде».
Во-первых, если вы только собираетесь в геймдев, выкиньте из головы мечты про пять нулей и люксовые условия (по крайней мере до достижения околоруководящего уровня). Ваша первая работа будет такой же, как первая работа где угодно: нудные однообразные задачи, зарплата ниже средней по рынку и все сопутствующее. Чуда почти гарантированно не произойдет.
Ситуация же в общем сильно зависит от выбранного места. Околостартап с запускающимся проектом, например, скорее всего даже не предложит тебе официального трудоустройства, не говоря уже про гарантии роста. С другой стороны, большая компания с топовым проектом может предложить прекрасные условия с зп выше рыночной даже на обыкновенную позицию (саппорт\qa\км\аналитик etc.)
В остальном — мониторьте рынок. Смотрите зарплатные опросники. Спрашивайте знакомых из индустрии. Общайтесь с эйчарами. Геймдев — крайне динамичная экосистема.
Устроиться сложно. Удержаться — невозможно.
Геймдев активно растет и расширяется. Еще несколько лет назад приходилось с большим трудом выискивать вакансии и штурмовать лички компаний. Сейчас же есть куча сайтов и каналов агрегаторов вакансий, где, кстати, довольно часто встречаются начальные позиции.
Прохождение собеседования же по большей части будет зависить от того, как вы к нему подготовитесь. Ну а удержание... Здесь поле брани для армий вашей мотивации и трудолюбия против лени и выгорания.
Геймдев — это просто и увлекательно.
Нет. Не просто. И нет, абсолютно точно не так увлекательно, как многие себе рисуют. Это однообразные задания, это десятки правок, это работа с документацией, это встречи и обсуждение, казалось бы, не очень важных вопросов в течение часов. И вот это все.
Скорее всего вы будете очень сильно ограничены в свободе своей творческой реализации (если только вы не носите фамилию Дыбовский, например). С 98% шансом вы будете работать на мобильной игре, которая отлично работает, и в которой все уже придумано за вас, либо распланировано на ближайшие полгода-год разработки, либо вы никак не будете принимать участие в формировании видения продукта.
Но, стоит отметить, что это мир в глазах смотрящего. Может быть вы получаете какое-то извращенное удовольствие от однообразной рутины. Может быть, после какой-нибудь жесткой и ужасной вахтовой работы переход в геймдев станет для вас разницей между небом и землей. Может быть вы окажетесь настолько хороши, что со временем к вашим идеям станут прислушиваться, и вы вместо карьерной лестницы воспользуетесь лифтом! Предсказать такое невозможно.
Без хороших вещей, конечно, не обошлось. Почти всегда — это новый крутой опыт, бешеная прокачка навыков, новые знакомства и связи, которые могут в определенный момент стать краеугольным камнем вашего развития. В большинстве случаев это официальное оформление, возможность работать удаленно (в нынешних условиях), плавающий рабочий график (я, например, лениво просыпаюсь где-то в пол 11, завтракаю, варю кофе, глажу котика и сажусь работать) и дополнительные плюшки в зависимости от места и выделенных финансов на позицию.
Вот сейчас я окончу курсы ХХХ и меня с их бумажкой как начнут хантить!
Бумажка (а в последнее время еще и цифровая. jpg) по окончанию любых курсов, которые каким бы то ни было образом обещают гарантированное трудоустройство по своей фактической ценности приравнивается к рисунку двухлетнего ребенка кетчупом.
Ты, конечно, молодец, что нашел, заплатил ребятам деньги и даже что-то попытался унять в голове за (сколько там дней интенсивы сейчас модные?) N дней. Но все то же самое ты мог узнать бесплатно из интернета или от ребят, уже работающих в индустрии.
Никаких дополнительных бонусов при собеседовании это тебе не даст. Никто в здравом уме давно серьезно подобные «курсы» не воспринимает.
Редкое исключение: курсы по графике, по окончанию которых можно попробовать добавить себе работу в портфолио, которая поможет обратить на себя взор работодателя. Но это совсем отдельная история со своими подводными камнями.
я слишком стар/слишком молод для позиции YYY
Геймдев в СНГ еще достаточно молодой, и сейчас в более или менее осознанный возраст работоспособности вышло первое поколение, которое способно забрать у «старичков» их наследие в виде сложившихся компаний и проектов. Сильные игроки будут стареть вместе с индустрией, рабочих мест будет больше, критерии возраста перейдут либо совсем на второй план, либо станут максимально широкими.
Абсолютно не важно, за 40 тебе или ты только пошел в институт. Твои навыки и портфолио — твои ключи к дверям компаний. Ну а если нет и «вы нам не подходите из-за возраста», то поздравляю, судьба скорее всего только что избавила тебя от душнил и нервотрепки. Ищем дальше!
Кранчить — это норма. Все перерабатывают.
Переработки — это одна из современных проблем геймдева на мировом уровне. Если в компании кто-то работает сверх нормы, значит что-то в каком-то процессе внутри компании пошло не так.
Очень хорошие компании обычно быстро находят «бутылочное горлышко» с помощью опытных лидов направлений и проджект-менеджеров и не допускают переработок впредь.
Хорошие компании обычно компенсируют каждый час переработки и дают за это надбавки или отгулы.
Обычные компании стараются по возможности не допускать кранчей, но если они случились, адекватно доносят ситуацию до команд.
Остальные будут писать в вакансии «возможны переработки, от кандидата требуется стрессоустойчивость и готовность работать в повышенном ритме».
Проблема ААА проектов в том, что просто так сдвинуть сроки разработки там сложно ввиду того, что компания зачастую вписывается в определенные сроки в соответствии с договоренностями для инвесторов. И там все сильно сложнее.
Геймдев — крайне токсичная среда
Это правдивый миф, но сильно романтизированный. Единственная низкотоксичная среда — та среда, где люди не формируют сообщества. Люди в сфере разработки игр абсолютно такие же люди, как где бы то ни было. Они тоже выгорают, не всегда могут держать себя в руках, делают не совсем очевидные и иногда крайне нелогичные вещи. Но если ты при создании персонажа обзавелся навыками коммуникации, рефлексии и умением налаживать взаимопонимание, то точно не пропадешь.
Люди в геймдеве — самые веселые, яркие и смешные ребята и девушки, которых я когда либо встречал и имел честь работать. Сложно будет только в том случае, если вы совсем закрытый интроверт. ;] Но и такие умудряются вполне себе нормально сосуществовать с коллегами.
Если у вас остались какие-то мифы, которые я не упомянул. Заезжайте с ними в комментарии. Обсудим, посмеемся (или ужаснемся) там уж как повезет.
Надеюсь, я приоткрыл глаза и убавил в них страх, а вы будете ждать второй части этого лонгрида также, как приключения грибов.
Хочу в геймдев нимагу. Со сферой определился: 3d моделирование (с направлением пока ещё нет). В течение года по возможности занимался: проходил курсы, моделил для себя. Но все это приходится совмещать с основной работой в другой сфере, что сильно тормозит процесс.
В итоге для себя решил, что надо уходить и уже вплотную заниматься обучением и поиском работы.
Зачем я это пишу? Просто хотелось с кем-то поделиться. Ну и пара моих работ)
Спасибо, мне понравилась статья. Ещё год назад понял что мне не нравится ни одна сфера кроме 3D графики. Сейчас спокойно набиваю себе портфолио, школу я ещё не закончил, так что время есть.
Это отличная перспектива, но пока у меня один скилл, а именно текстурирование. Проблема в том, что единственную вакансию которую я нашёл есть только в Saber interactive. Всегда хотел спросить у человека, который попал в геймдев, сколько навыков надо для поступления на работу? Знаю что от аниматоров и VFX артистов больше ничего не требуют, а как обстоят дела с теми же Hard surface артистами?
Да. Пайплайн сильно упростился, поэтому художников закинули допработой. Теперь если ты не умеешь "всё" хотя бы на базовом уровне, никому такой не нужен, потому что остальные "всё" уже умеют.
Очень крутой текст. Я хоть и не забираюсь в геймдев, но очень интересно читать. Большое Спасибо!
Самое крутое, это как можно раньше понять свое направление. Потому, что вот есть например программисты, да? Им найти работу и сменить на другую не так сложно. Всегда можно уйти из геймдева в другие направления. Как и тому же художнику.
А вот если вы романтизируете и хотите стать геймдизайнером или простите левелдизайнером, то надо отдавать себе отчет - сменить деятельность будет сложнее. Скорее придется менять профессию и направление вместе. Да и вакансий например на левелдизайнера в 10 раз меньше, чем на геймдизайнера. А вакансий на художников и программистов еще больше. Да, все люди нужны и в больших компаниях даже хорошо оплачиваются, но начать и закрепится в СНГ крайне проблематично.
И главное - не только работайте, а учитесь и отдыхайте!
Если в прошлом есть параллельный опыт, то всегда можно достать его из шкафа)
Да, можно стать каким-то "управляющим лицом" например. Просто сам процесс труднее
это меняется со временем с позитивной тенденцией. Сейчас — уже гораздо проще, чем 3-4 года назад.
Да. А лет 6-7 назад попасть в индустрию без опыта на непопулярные позиции было вообще в основном чисто удачей/по знакомству. Хорошо, что наш рынок тоже развивается.
А можно не попадать в геймдев? Я ещё пожить хочу.
*отсылка к постоянным переработкам*
ребята, разрабатывающие МК
Насколько я знаю, многие из разработчиков долгое время ходили к психологу. Это конечно жестко.
в мобильном геймдеве, не так уж и страшно
А не в мобильном?
перерабатывал как черт
Небольшие переработки тоже редкость? Типо вместо 8 работаешь 10-12 часов.
такая это вот стрёмная Россия, что у нас кроме мобильного иного геймдева выше нет.
а так если деятельность какая-либо позволяет сидеть и работать исключительно дома - это круто. Время экономит конечно.
я лично в геймдев не, там математика - это больше про это. Я думал это больше про творчество. Я хочу любить играть в игры, а не ненавидеть.
Про мифы очень интересно. Сам сейчас нахожусь в состоянии того, что собираюсь менять профессию и смотрю в сторону геймдева. И часть моих опасений в целом развеялась.
Но не считая личных переживаний и загонов есть вопрос: какой должен быть уровень английского языка для попадания в российский геймдев?
А как вообще со свободным временем на такой работе? Понятно всё с кранчами, а в мирное время? Есть возможность пинать хуи/заниматься пет-прожектами?
пинать хуи это вряд ли, работа всегда есть, даже когда нет никаких задач
Хочу вкатиться в геймдев, изучаю блендер, анрил и собираюсь С++. Купил обучающие курсы.
Женя, 34 годика
А если не секрет, что за курсы? Сам сейчас выбираю в какие податься на тему юнити. Гриша, 33 годика
все пишут и я напишу. Очень интересно читать. Редко проскакивают такие авторы.
из-за твоей статьи убеждаюсь что нужно не пытаться поменять что-то в снг-шных студиях, а открывать новые с принципиально новым подходом, потому что у нас есть два типа студий: первый, те где делают игры на мобилки и всё заточено на получении дохода. И второй, очень амбициозные инди студии которые вообще не понимают что дальше делать. Надо делать абсолютно новые ААА студии которые будут делать качественно
А можно попасть в геймдев, если у меня просто есть идея?
Больше вопросов нет.
Все гаразды ПРИДУМЫВАТЬ механики, особенно когда свежая голова. Могу ходить и генерировать всякую херню и "шедевры в голове" часами. Толку от этого не очень много. Очень важны практические навыки и доведение идей до реализации с системным объединением всех мыслей в одно целое.
Не хотел грубить. Сосем. Я...просто выделил слово "придумывать".
И шутка прошла *мимо* меня :(.
Я понимаю, что идею может придумать в голове вообще любой человек.
И даже безумные на первый взгляд варианты иногда превращаются в неплохие реализации.
Но раньше я так не думал кстати. Потом просто хорошо проанализировал вопрос и сразу все стало понятно.
Безумные идеи.
С 2012 года говорю, что нужно делать игры с вайфу и продавать их. На меня смотрели на умалишенного извращенца. Повторял это каждый год. Хехе.
Уверен, таких как я много, не особо умеющих продавать себя и собственные идеи.
Сделай игру сам
Не так уж и сложно, как кажется
Сложная только полировка (именно она занимает 80-90% времени)
да я больше рофлю на самом деле
я знаю, что инструментов сейчас полным полно
нет времени
Как я тебя понимаю, Бирдман
Только у меня оно редко вылезает
Обычно я просто не могу сконцентироваться и постоянно хочу спать, без эмоциональных симптомов
Но иногда вот прям вешаться хочется пойти
Лучшая характеристика - проснулся утром и уже думаешь, как бы лечь спать.
особенно когда положение не очень и не знаешь чем хочешь заниматься, чтобы это "что-то" обеспечивало хорошую жизнь и было ещё предостаточно времени на другие занятия. Как-то так.
А если я могу генерировать идей? Хотя они больше подходят под книжный формат.
Такие люди могут квесты писать. Сценарист-дизайнер, или как это там называется.
Ну как я понял, у нарративного более широкая компетенция: чтобы геймплей соотносился с сюжетом, то есть всякие эффекты, свойства предметов, темп игры
Нет?
Ну ясно
Русский геймдев - большая деревня. К тому же на мобилках с этим не разыграешься
Насколько знаю, в крупных компаниях нарратив дизайнер отвечает за сюжет и соответсвия всего арта к сюжету, чтобы не возникало например оружия 1950 года в первой мировой войне, вот.
Но за эту задачу далеко не всегда он отвечает.
Я в геймдев, в ноябре расширю свою концепцию подберу картинок - референсов и выложу на dtf, а так просто начну книгу писать, единственная доступная мне опция.
Где-то эту пасту я уже видел...Вода-водой, общие фразы как во всех статьях на эту тему, уж извини...
Всё больше думаю о том, что вышка была ошибкой
Хотя у меня была матэкономика, идеально для высчитывания балансов. Но я даже не знаю, где такие требуются. Везде грёбаные матч-3
Вот надо
Я начинал уже, но забросил. Лежит половинчатая, не могу найти время и желание (дорабатывать слишком долго, слишком отложенный эмоциональный профит. Всегда можно написать пост за несколько часов и получить мгновенный отклик)
Да у меня квалификация на уровне прогера-мидла + аи + физика + шейдеры. Саппорт это для меня дичайшее понижение
Это всё разработчики, они же только приказы выполняют и ничего не решают
Хотя, геймдизы наверное тоже нихрена не решают, решают только продюсеры
ну почему же разработчики тоже решают кому из джунов скинуть таск) ну и в споре между программистом и ГД также иногда выигрывает программист, конечно если не вмешается ПМ
Всё больше думаю о том, что вышка была ошибкой
Потому что тех же программистов учат либо хуйне без задач, либо не объясняя профит от этой хуйни. Но всё ещё лучше чем всякие курсы уровня ВАЙТИ В АЙТИ)))))
Существуют ли нарративные дизайнеры в СНГ, учитывая направленность в разработке исключительно мобильных игр?
А как вообще со свободным временем на такой работе? Понятно всё с кранчами, а в мирное время? Есть возможность пинать хуи/заниматься пет-прожектами?