{"id":3871,"url":"\/distributions\/3871\/click?bit=1&hash=292fc509d11a742988c39c349359b8a7762b22888d88e9937ef05b31ded930cc","title":"\u041a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d-\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0435","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Lime is Fine

Карьера в геймдеве. Почти полный гайд. Часть III

Вакансии бывают разные, отстойные и прекрасные! Разбираемся, как найти «ту самую», избежать головной боли и облегчить жизнь как себе, так и вашим эйчарам.

Оглавление

(Первые ссылки ведут на предыдущие части)

Мифы (часть 1)

Точки входа (часть 2)

Вопрос цены (часть 3)

Где искать вакансии

Определитесь для себя, готовы ли вы к переезду (релокейту), прикиньте, сколько времени вы готовы уделять на дорогу, хотите ли вы появляться в офисе или предпочитаете полностью удаленную работу.

В нынешние ковидные времена, конечно же, большинство адекватных геймдев компаний совершенно спокойно относится к удаленному режиму и всячески старается упростить рабочий процесс для своих команд.

Что же касается «рыбных мест», то набор классический:

  • HH.ru, с фильтрацией по городу.
  • DTF.ru, как ни странно. Тут проскакивают отличные вакансии.
  • gamedev.ru, хорошие вакансии появляются реже, но все равно стоит мониторить.
  • https://talentsingames.com , https://app2top.ru/vacancies , https://jobs.dev.by/ https://jobs.dou.ua/
  • Телеграм каналы (например https://t.me/ingamejob и https://t.me/devjobs), а также тематические каналы в зависимости от выбранного вами направления.
  • Ваш геймдевный круг общения. Потому что почти всегда кто-то из бывших или нынешних коллег может помочь с набором своему знакомому из какой-то соседней компании. А как мы уже выяснили, геймдев — большая деревня.

Список, конечно же неполный. Но начать с него можно.

Вакансии здорового человека и вакансии курильщика

Если у компании отсутствует собственная команда эйчаров, или компания не очень большая (зато с очень, очень большими амбициями), то в обоих случаях это почти всегда приводит к тому, что вакансия пестрит максимально шаблонным или ужасающе продающим текстом. И это вместо того, чтобы дать соискателю необходимую информацию и максимально быстро найти себе нужного сотрудника.

Эйчары-фрилансеры или целые агенства средней руки зачастую вообще не заморачиваются с тем, чтобы погрузиться в особенности представления, и это все выливается в потраченные часы времени, пока где-то человек собеседуется на нормальную вакансию.

Иногда выходит крайне забавно.

Вот вся исходная информация от эйчара. В ходе недолгого, но крайне продуктивного разговора выяснилось, что mejdunarodniy Game проект с большим потенциалом в interesnoy sphere Gamedev оказался камерным стартапом, который настолько гордится своим международным продуктом, что стесняется представлять команду на продающем лендинге.

Сама же компания ищет восьмирукую шиву, заполняющую своими навыками 3 позиции одновременно, все это хорошо приправлено тестовым, которое закрывает стратегию развития проекта на ближайшие несколько месяцев. Все как мы любим. Хотя бы скринящую рабочий стол программу-трекер ставить не просят, и то хорошо.

И такое встречается довольно часто.

Ладно, давайте сразу к красным флажкам. Они не гарантированно говорят вам «вакансия — лажа, пропускаем ищем дальше», нет. Скорее мотивируют вас задавать лишние вопросы как эйчару так и себе, в плоскости того, сколько времени вы готовы уделить на закрытие всех белых пятен, и готовы ли вы потратить это время впустую.

  • Текст вакансии старается обойтись без прямого названия компании-работодателя.
  • Текст вакансии противоречит сам себе. (пример: ищем Комьюнити-менеджера, описывается вакансия саппорта).
  • Отсутствует информация об официальном трудоустройстве.
  • Эйчар контактирует с вами через личные сообщения, почту и социальные сети вместо того, чтобы официально направить письмо с корпоративной почты и\или рабочей почты компании рекрутинга. (обычно у маленькой компании нет денег на оплату оф. странички на hh.ru, например).
  • Письмо-приглашение составлено неграмотно, с хромающим оформлением, очевидной копипастой (письмо массово рассылается в массив почт потенциальных кандидатов\ экономия на нормальном рекрутинге).
  • Эйчар\Представитель компании старается максимально залезть вам в голову и продать вакансию («Такой шанс появляется раз в десятилетие, а кроме вас у нас еще десять кандидатов на очереди. Подумайте» - true story, без шуток).
  • Эйчар\Представитель компании откровенно тупит в теме работы будущего сотрудника («что такое KPI? какой-то софт?»), теряется в вопросах, берет время «на уточнить» или вообще уверяет, что даст ответы уже во время собеседования.
  • Функции эйчара в компании выполняет с-grade или приближенное к СЕО лицо.
  • Интернет натурально «молчит», давая лишь поверхностную информацию о компании.

Соберите свое бинго! А вообще, обязательно делайте скидку на то, что иногда человеческий фактор играет свою прекрасную роль, и исходная компания, которая ищет себе человека, может банально не знать, насколько плохи дела у рекрутинговой компании, к которой они к своему сожалению обратились. Так или иначе, перестраховка никогда не помешает.

Возможна и более вероятна и обратная ситуация: вакансию ищите вы и откликаетесь сами. Все вышенаписанное все еще имеет вес, только теперь — первый ход за вами.

Как подготовиться к собеседованию

Вставлю небольшую ремарку про сопроводительные письма. Лучше заморочиться и написать его в дополнение к отправленному резюме. В худшем случае — его просто не прочтут. В лучшем случае — эйчар предварительно познакомится с вами поближе через призму вашего небольшого рассказа о себе и о том, чего вы хотите от работы. О том, как хорошо писать сопроводительные, хорошо расписано вот в этом материале.

Вполне вероятно, что вакансия предполагает наличие тестового задания до того, как вас позовут на полноценное собеседование. Тут все просто: обозначьте сроки, уложитесь в них, ожидайте ответа.

Все вопросы более или менее улажены, вы с эйчаром договорились пообщаться лично, настало время подготовительного этапа.

Тут все довольно банально, но считаю важным пройтись все-таки по списку.

  • Поищите информацию о компании. Посмотрите, чем знаменит СЕО, чего достигла команда, сколько лет на рынке.
  • Поищите информацию по продуктам компании. Скачайте, поиграйте, посмотрите, что пишут в сообществах, как представители компании общаются с пользователями.

Дальше подготовка пойдет уже больше личностная. Учтите все пункты сверху, решите для себя, готовы ли вы за деньги заниматься проектом, который, может быть, вам банально не по душе, прикиньте примерно, какие вопросы про компанию и ее внутреннюю жизнь вас интересуют.

Я обычно спрашиваю следующие вещи:

  • Как компания относится к переработкам
  • Есть ли возможность у компании оплачивать тренинги и мастер-классы для сотрудников
  • Есть ли у компании какие-то внутренние традиции
  • Есть ли бонусная система, и как она работает
  • Есть ли индексация заработной платы
  • Как проходит повышение сотрудников в рамках отделов

Кажется, вам уже звонят и назначают личную встречу\видео созвон! Цель близко, остался последний этап.

Как вести себя на собеседовании

Suit up! Без шуток. Встречают по одежке, хотя это и кажется не таким уж и важным фактором, а в наши ковидные времена так вообще перешло на второй план. Однако, персонально считаю хорошим тоном выглядеть красиво и опрятно даже на вебку, чтобы сформировать хорошее общее впечатление.

Эйчар — ваш лучший друг и советник. Общайтесь открыто, заранее подумайте, что вы скажете относительно предыдущих достижений, сложных задач и проблем на предыдущих местах работы. Представьте, с какими вещами вы бы точно не хотели столкнуться на рабочем месте, и с чем вам максимально приятно и комфортно работать.

Вопросы категории «Кем вы видите себя через пять лет» — достаточно глупые по своей прямой формулировке, поэтому основная их форма давно перекочевала в «Чего вы хотите добиться, будучи N», где N — ваша специальность. И тут будет хорош любой ответ, нацеленный на ваше развитие в рамках отрасли с постепенным повышением ценности вас, как рабочего юнита, для компании.

Если этап собеседования один, то с большой вероятностью на этой же встрече вам удастся пообщаться с вашим будущим руководителем. Взаимное первое впечатление бывает обманчиво, поэтому не торопитесь с выводами. Впереди — тестовый период, за который не только компания поймет, насколько вы подходите под позицию, но и вы сами должны сделать вывод, приятно ли вам работать в коллективе и заниматься задачами внутри отдела.

Ничего страшного в том, чтобы попробовать и уйти — нет. Вы можете не сойтись характерами с руководством, вам может не понравиться команда\задачи\рабочий процесс и т.д. Это нормальный индустриальный цикл, которого совсем не стоит бояться.

Не торопитесь отвечать на вопросы, берите время «на подумать», по возможности не распыляйтесь в своих рассказах и не давайте больше информации, чем от вас хотят услышать.

Если все прошло хорошо, одним из самых важных вопросов будет ваш потенциальный размер оклада. Про него как раз следующий пункт.

Вопрос цены

И сразу же ликбез, в котором я постоянно путался. Существует два вида оклада: NET и GROSS. Картинка памятка идет здесь.

GROSS — числовой объем, который включает в себя все возможные наценки и вычеты. NET — то, что вы получаете на руки по факту после налогов и всего прочего. Поэтому когда в вакансии пишут «300кк наносек GROSS», не спешите радоваться, пока не уточните, какое количество финансов вы будете получать по факту. В рамках общения принято говорить «Хочу получать X на руки», что и будет означать вашу итоговую NET стоимость для компании в месяц.

Существует такое понятие, как «стоимость по рынку», оно же — средний оклад специалиста. Когда в вакансии пишут «платим выше рынка», то это подразумевает, что вы примерно осознаете свою стоимость и можете смело просить хорошую надбавку.

Как же узнать среднюю стоимость относительно специальности? Разумный и логичный вопрос. Вам помогут следующие источники:

  • Мониторинг похожих вакансий. Тут все понятно, смотрите несколько подобных позиций, оцениваете относительно них свою стоимость.
  • Зарплатные опросники. Вроде вот такого. Вполне может помочь сформулировать картину, однако, советую относиться с большим скепсисом, особенно если в определенной колонке идет меньше ~десятка респондентов, что, очевидно, мало для валидной выборки.
  • Вопрос друзьям и коллегам из индустрии. Самый простой и логичный способ, который точно никогда не соврет.

Рассчитайте, сколько денег у вас уходит в месяц на потенциальные расходы (еда, дорога, счета, подписки и т.д.) + подумайте, хотите ли вы в дополнение к этому откладывать какое-то количество денег, и добавьте сверху еще примерно 10%. По такой схеме можно посчитать ваш финансовый план.

Если оговоренные с эйчаром цифры выше — отлично. Если ниже — готовьтесь ужиматься в ваших ежедневных тратах или снижайте процент откладываемых финансов. Последнее особенно актуально, если вы меняете профессию и переходите на позицию младшего специалиста (джуна).

Карьерный путь

ШОК! В свои 25 он зарабатывает больше 450 000 в месяц. Чтобы добиться этого, надо всего-лишь...

Ладно, на самом деле ироничные шутки в сторону. Мы все стремимся к финансовому благополучию и это абсолютно нормально. Также нормально и то, что с течением времени мы стремимся забраться повыше по карьерной лестнице.

В геймдеве не существует идеального рецепта про то, как забраться максимально высоко и получать максимально много денег. Более того, персонально я советую отталкиваться не от денег в первую очередь, а от того, чем конкретно вы хотите заниматься. Треугольник финансы-здоровье-удовольствие будет всегда преследовать вас на всем вашем карьерном пути.

Субъективно, гораздо лучше экономить собственные нервы, получать стабильную, хоть и не супер большую зп, при этом занимаясь тем, что вам нравится, чем выгорать, гробить здоровье и все ради пустой погони за ценником.

Да, предвосхищая вопросы и надменные взгляды, я прекрасно осознаю, что ситуации бывают разные, но по моим наблюдениям бОльшего успеха добиваются именно те люди, которые получают от своей работы удовольствие. А те же, кто предпочитают тактику «Пойду просто потому что там больше денег платят» — обычно, не задерживаются надолго.

Про мифы я уже писал в первом пункте этого гайда. Поэтому, повторяясь, скажу лишь, что не стоит строить себе воздушных замков. Следите за продвижением ваших коллег и друзей, прикидывайте собственные силы и желания, не бойтесь спрашивать о таких вещах вашего руководителя и эйчаров, в конце концов именно они заинтересованы в том, чтобы вы прокачались и стали крутаном, со всеми вытекающими последствиями, очевидно включающими рост ценника.

Кажется, ничего не забыл. Надеюсь, что с каждым годом будет становиться все больше людей, которые не побоятся попробовать себя в одной из самых интересных и классных индустрий мира.

Удачи на геймдевном поприще, будущие коллеги!

0
33 комментария
Написать комментарий...
Suzume-sama said Xmas vibes

А почему столь хороший материал в @Gamedev не публикуешь?)

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

а я туда залью уже полную гигантскую версию. Это ранний доступ для моего уютного и подписчиков)

Ответить
Развернуть ветку
Suzume-sama said Xmas vibes
ранний доступ

мама я в числе избранных

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

получается, так!

Ответить
Развернуть ветку
Коммунистический Илья

"Развитие персонального бренда"

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

что-то вроде)

Ответить
Развернуть ветку
Air Bolt

Пожимаю Вам руку за статью. На конец 1 квартала у меня свой личный дедлайн имеется по старту карьеры и готовности моего портфолио к этому моменту. Ваш материал как раз поможет частично себя подготовить к "выходу в свет" ))))

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

обязательно делись успехами и удачи)

Ответить
Развернуть ветку
Коммунистический Илья
Кажется, ничего не забыл

Ссылки на 1 и 2 часть бы

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

а, так подожди. Все ссылки в оглавлении ведут на предыдущие части ;D

Ответить
Развернуть ветку
Коммунистический Илья

А вот это вообще нифига не интуитивное поведение :D

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

ща зафикшу. 

Ответить
Развернуть ветку
Коммунистический Илья

P.S. DTF не дает делать ссылки на якори? Чтобы не в отдельной вкладке открывалось, а просто скроллило страницу на нужную отметку

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

для этого надо все якори положить в один материал. У меня оно в частях, поэтому открывает новую вкладку. Но эт пофиксится, когда выложу в главный подсайт.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

ohshit. Да, точно. Момент

Ответить
Развернуть ветку
Иван
Эйчар — ваш лучший друг и советник. Общайтесь открыто, заранее подумайте, что вы скажете относительно предыдущих достижений, сложных задач и проблем на предыдущих местах работы.

Дельный совет, который отлично работает, на самом деле. Удивлён, потому что обычно от сотрудников IT только и слышишь, как их достали тупые - тут без исключений - рекрутеры. 
И статья отличная.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Mattewho
suit up

Помню, как для того, чтобы сдать экзамен на поступление в универ(был дистант, всё велось через систему прокторинга) напялил пиджак и брюки с галстуком, чтобы солидно выглядеть) было весело)
Материал – невероятный) Я, скорее всего, не пойду в геймдев(не та специальность и направление), но материал крут сам по себе, к примеру, когда придёт пора искать работу)
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

yo welcome)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

сейчас приедет, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

done

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ksenks

Хорошая статья.
Но вакансии сплошь на сеньоров - я уже некоторое время думаю стать другим специалистом. Потому что либо ты Unity/UE Senior, либо иди к чёрту)
А с другой строны как же сменить специальность когда ты корпел условные N лет, а фирмы не слишком то стремятся учить специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

жуниорство обычно получается в процессе работы над собственными проектами +- геймджемы. А так да, все так.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ksenks

А тут возникает новая проблема - индюки банально не сталкиваются с требуемыми стеками/уровнями нагрузки на проект в своих играх.
По итогу ну делал я игры, бизнесу на это плевать просто потому что у них там ОМЕГАзадачи в ММО, либо стек технологий длинною в жизнь.)
Очень странная картина вырисовывается по итогу.)
И я пока что прихожу к выводу что надо делать и гры и продавать самому, но и тут проблем такой вагон.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

ну, вакансии уровня ММО это прям уже совсем какой-то высокий ААА уровень. В мобилочки и тем более казуалки вход сильно пониже. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ksenks

Ну значит вариантов кроме Unity джуна у меня по сути и нет)
Отсечём "самописцев" со своими "крутыми движками"

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

точка входа в целом очень хорошая. Подтянуть остатки и спекнуться потом в анрил, если уж очень хочется - в перспективе будет меньшей проблемой, нежели просто войти в индустрию на нужную позицию.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ksenks

Вошёл в индустрию: "Ну и духота"
Вышел)
Шутка конечно но пока у меня именно такое ощущение сложилось.
Потому что очень часто приходится быть и швец и жнец и на дуде игрец. Что контпродуктивно для проекта в целом и бесит часто.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

очень сильно "зависит от". 

Нормальные кодеры это шестеренки проекта, которые, кроме прочего, пользуются крайне высоким спросом и очень дороги в хантинге, поэтому в основном в норм. компаниях стараются за такими юнитами ухаживать и следить, чтобы им было норм. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ksenks

Я ещё к сожалению не имел опыта в крупных конторах. Ибо не сеньор-помидор-нобелевский лауреат-ходячий stackoverflow)
А у контор поменьше больше ощущается инди-стиль работы.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine
Автор

размер ∝ условия работы. Почти всегда.)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 33 комментария
null