Lime is Fine

Карьера в геймдеве. Почти полный гайд. Часть II

Вероятно, вы уже успели прочесть первую, вступительную часть этого гайда. Если да, то переходим к самому вкусному.

Оглавление

Точки входа

Самое сложное, как и в любом другом направлении вашей карьеры — войти в индустрию. Самый лучший вариант — младшая позиция (junior, в простонародье «джун»).

Сейчас, даже с учетом пандемии, компании продолжают активно набирать новых людей на позиции (я на скорую руку насчитал минимум 18 штук только на hh). Разброс огромный: от левел-дизайнеров, до аналитиков, маркетологов и саппортов. БОльшая часть из них с прекрасной возможностью удаленной работы и вытекающими плюшками.

Я в свою бытность смог осуществить план через позицию младшего комью-нити менеджера. Потому что а) это максимально простая точка входа б) это возможность после получения опыта работа на проекте двигаться куда глаза глядят, буквально в любую сторону.

Все как в старых добрых рпг. Только добавьте еще возможность в начале двигаться по классам горизонтально.

В моем случае было достаточно показать опыт ведения сообщества в качестве старшего модератора, и гма-эвентера на пиратском вов-сервере. Соответственно, чем больше у вас самостоятельного опыта в желаемом направлении, тем лучше.

Обладаете опытом модификации игр? Отлично, даже если это небольшая карта для Warcraft3. Ведете сообщество? Супер, покажите вашему будущему нанимателю качество постов, их оформление, контент-план. Сами нашли баг в какой-то игре и сообщили об этом разработчику? Великолепно, покажите ваш пост, оформленный в лучших традициях QA-отдела. Все, что вы делали для себя может играть роль.

Самые популярные стартовые позиции (с высоты моего опыта и по количеству вакансий):

  • Техническая поддержка
  • Модерация\КМ
  • Маркетинг и аналитика (ASO, User Acquisition, Analytics)
  • Гейм-дизайн

Если вы планируете завалиться в арт (моделирование, анимация, эффекты) то тут все проще с точки зрения вакансий, но сложнее с точки зрения ваших стартовых навыков. Там огромную роль будет играть ваше портфолио с уже готовыми модельками и эффектами.

Интернет наполнен тысячами и одной статьей на каждую тему, поэтому единственное, чему по сути вы должны научиться, это отделять водяную информацию от полезной. В этом вам помогут доклады с выставок (тот же GDC), дни открытых дверей в компаниях, ярмарки вакансий (DevGAMM) игровые джемы, знакомые в индустрии и, конечно же, чатики, где (вопреки расхожему мнению), можно действительно найти помощь и ответы на вопросы, если правильно сформулировать последние.

Полезные навыки и привычки

Наверное, самое первое и очевидное — делайте бэкапы любой вашей работы. Никто не знает, в какой момент где-то навернется тот или иной сервер, или сколько проживет ваш HDD/SSD. Я так потерял пару очень хороших демок и с десяток текстов и зарисовок, о потери которых очень жалею.

Геймдев — это технически современная сфера, поэтому будет хорошо, если вы будете в курсе последних технологий, общему состоянию рынка в целом, осознанно сможете говорить о последних трендах в геймдеве, особенно если будете пробоваться на мобильное направление (это, кстати, довольно часто спрашивают в тестовом или во время собеседования).

В целом, достаточно просто следить за крупнейшими лидерами мнений и сми, вроде app2top.ru. Остальное, если вы активный пользователь интернета и геймер, в принципе, придет само собой.

Технические навыки также будут играть не последнюю роль. Искренне советую хотя бы скачать и потыкать в кнопочки unreal/unity. А еще лучше — пройти по 1-2м курса с хорошими отзывами на udemy или с ютуба. Что юнити, что анрил последнее время активно работают на понижение порога входа для новичков. Как минимум, это поможет вам быстрее научиться общаться с соседними отделами внутри компании и понимать вообще, что происходит в разработке.

колесо софт-навыков. Может быть полезно.

Если с разработкой вы будете связаны не напрямую, то стоит посмотреть в сторону аналитики приложений и социальных сетей. Сможете отличать ARPU от DAU — уже заработаете пару баллов на собеседовании. Если еще уверенно владеете формулами в Excel и можете строить красоту в каком-нибудь Tableau — тоже очень хорошо. Можете в Popsters — вообще молодчинка!

90% компаний работают через среду Jira/Confluence, которая и таск-трекер и архив документации по проекту и вообще комбайн от мира организации рабочих пространств. Интерфейс несложный, втягивается за пару часов активного серфинга внутри. Работает это обычно в связке с github.

И если вы планируете уходить в разработку и хардкорный кодинг, то github — это ваш аналог artstation для артистов. Скорее всего у вас попросят пример кода. Ну а вообще понимание того, как работает git, что значит «закомитить в мастер» и прочие страшные слова — это musthave для человека, который собирается иметь дело с созданием игр. Просто чтобы вы тоже смеялись в момент, когда кто-то скажет «забейте на QA, лейте в мастер. Пятница же.»

Само собой, Английский. Это ваш путь куда угодно в любой индустрии в любом месте. Вся оригинальная документация, все последние туториалы, вся новая аналитика и доклады, весь софт — только на английском. Рано или поздно вы с этим столкнетесь, поэтому постарайтесь заинвестировать в этот навык свое время и деньги максимально рано. Дальше будет сложнее. Не во всех компаниях внутри можно оплачивать курсы по английскому, а если можно, то курсы зачастую так себе. Из неплохих школ пару лет назад была English First, например. Но лучше — личный педагог.

Ну и напоследок в этой главе, это банальные правила этикета в онлайн общении. Тут у каждого своя дорога, и я совсем не советчик в плане того, как необходимо вести себя внутри команды, потому что каждая команда — это абсолютно индивидуальный организм, к которому вы должна адаптироваться сами. Тем не менее, соблюдение общих правил приличия и простейшего онлайн этикета — хороший тон.

  • Здоровайтесь в личках.
  • Давайте собеседнику время на ответ, даже если у него не стоит статуса «занят». Если человек очень долго не отвечает, не пингуйте его чаще, чем раз в пару часов. Или не пингуйте вообще, если вопрос несрочный.
  • Обходитесь без мета-вопросов, это всех раздражает. О том, что такое мета-вопросы можно почитать вот тут nometa.xyz.
  • Перечитывайте сообщения, избегайте тупых грамматических ошибок.
  • Если вам написали в личку, старайтесь отвечать в течение 10-15 минут в рабочее время.
  • Уважайте своего руководителя и коллег, старайтесь не поддаваться эмоциям даже если у вас дико бомбит. Но помните, что чрезмерная эмоциональность — также плохо, как и полное отсутствие эмоций в принципе. Тут уже совсем индивидуально.
  • Кстати, обращение «коллеги» в общем чате — ок. Правда.

Тут еще можно бесконечно много вещей писать, но для джуна вышеописанного хватит за глаза. Остальное про работу внутри конкретной компании вам расскажут в процессе онбординга. Обычно он есть у любой большой компании.

Почитайте про софт- и хард- скиллы, кстати. Это вам поможет в следующем пункте.

Что должно быть в резюме

Для начала, определитесь, в какую сторону вы хотите двигаться. Разноплановое резюме скорее оттолкнет потенциального HR'a. Хотите в комьюнити? Уберите все, что к нему не относится, оставьте только суть. Эйчару неинтересно, какое место в соревновании по бадминтону в школе вы занимали и сколько месяцев проработали официантом. Только релевантный опыт, навыки и достижения. 0 воды.

Убрать:

  • Истории вашей жизни в дополнительной информации, и как вы с детства мечтали попасть в геймдев. Приберегите для собеседования.
  • Бесполезные дипломы и сертификаты ноунейм курсов. Исключение: сертификаты завершения ознакомительных программ по софту на каком-нибудь udemy / подтверждения знания иностранных языков / дипломы PRINCE2, AGILE, ITIL если вы планируете в проджект-менеджмент.
  • Шаблонное «я целеустремлен, полон энергии и готов к серьезным задачам». И все в этом стиле.
  • Ненужную информацию любого рода, засоряющую информацию о соискателе, как о работнике. (2-й разряд по поеданию хотдогов на спор \ Чемпион СВАО по литрболу \ etc.)

Обязательно добавить:

  • Опыт пользования софтом
  • Навыки, которые помогут на рабочем месте (хард) (организация событий, умение вести себя на камеру, преподавательская деятельность, умение презентовать, поставленная речь, авторские тексты и редакторская деятельность, опыт публичных выступлений etc.)
  • Строго релевантный опыт, даже если он не оплачивался (модерация сообществ, участие в джемах, практика и интернатура)
  • Ссылки на ваши тексты\ видео\ группы, если есть.
  • Ваши личные достижения, которыми вы гордитесь. (создал сообщество на 1500 людей, помог разработчикам поправить критичный баг, сделал мод, который скачали 9000 раз, etc.)
  • Рекомендации. Если у вас есть знакомые в геймдеве, которые каким-то образом с вами взаимодействовали, не поскупитесь попросить у них закинуть пару-тройку добрых слов, если их спросят. Это работает.
  • Софт навыки (умение находить подход к людям, стрессоустойчивость, etc.). Сугубо опциональный необязательный пункт.

Креативный подход приветствуется. Идете в команду арта\дизайна? Оформите резюме в стиле одного из продуктов компании. Я так делал даже для позиции КМа и это было встречено достаточно позитивно. В дальнейшем за вас будет говорить уже не креативный подход, а репутация.

Лайк, репост, подписочка, колокольчик, и в следующей части мы поговорим о том, как найти потенциальную вакансию мечты и не напороться на ад.

{ "author_name": "Lime is Fine", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","long","limegamedev"], "comments": 70, "likes": 50, "favorites": 131, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 226089, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 23 Nov 2020 22:46:10 +0300", "is_special": false }
0
70 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Хотя там тоже софт скиллы нужны

Ответить
3

На самом деле абсолютно необязательная штука. Об этом все равно спросят на собесе, но иногда эйчары заранее подбирают по софт-навыкам. Редко, но все же

Ответить
4

"Карьера в геймдеве и как ее избежать"

Поправил

Ответить
0

у меня была мысль в заголовке «Ваш простой гайд в мир BDSM развлечений», но подумал, что эребор.

Ответить
2

*Business Development Sales & Marketing

Ответить
0

ой да ладно тебе, отличная же шутка

Ответить
0

У картинки есть второе дно.

Ответить
0

тут как-то сложно

Ответить
1

погуглишь по картинке или объяснить?)

Ответить
1

осознал. 
это прямо хорошо)

Ответить
1

Потому что нужно уточнять. Не в мир абстрактного БДСМа, а именно в фистинг практики.

Ответить
1

уточнил комментом ниже!

Ответить
0

@Алексей Афанасьев скажешь пару слов про геймдев, БДСМ, фистинг и как это все связано воедино?)

Ответить
1

Про геймдев ничё не знаю, зовите когда только фистинг останется! 

Ответить
3

Лайм жив! Лайм умер! Лайм воскрес!

Ответить
3

Алайминь. 

Ответить
2

Убрать: Шаблонное «я целеустремлен, полон энергии и готов к серьезным задачам». И все в этом стиле.

 Обязательно добавить: Софт навыки, можно списком. (умение находить подход к людям, стрессоустойчивость, etc.)

Вижу тут противоречие. И то, и то шаблонная фигня. И то, и то нужно убрать, если нет пруфов. Если есть пруфы, то нужно писать. Например: "Легко изучаю новое, за 2 дня джема сделал игру на незнакомом движке.".

Ответить
1

имхо, четкое перечисление лучше, чем описательная ахинея.
Остальное чисто для удобства эйчара.

Ответить
1

Тут дело не в списке, а в факте. Стрессоустойчивость и подобные слова уже считаются дурным тоном в резюме.

Ответить
0

Дурным тоном точно нет, они просто опциональны. Чутка подредачил на самом деле, потому что в этом есть смысл.

Ответить
2

Их проблема в том, что они голословны и ни чем ни подтверждены. Поэтому софт-скиллы стоит писать аккуратно и засовывать куда-нибудь в конец, чтобы они не были первым, что увидит читатель резюме.

Ответить
0

Да, пожалуй, верно. Действительно

Ответить
1

Так-то да, если искать в пост-СССР, зарубежка, кажется, предпочитает описательные резюме

Ответить
0

На счет портфолио не соглашусь.
Мы вообще практически на него не смотрим, а всегда выдаём тестовое задание и только по его результату уже принимаем решение.
И вот почему. Часто результат в портфолио - это не 100% работа человека, а совокупность правок и идей многих людей. А если это результат оплаченной работы, и он выглядит идеально, а другие хуже, то это значит, что руку приложил к результату заказчик. Именно его правки привели к конечному результату.
То есть, портфолио - это хорошо. Но оно часто ничего не значит и не может отразить реальный навык человека.
На моём опыте была ситуация, когда мы искали 3D-художника. К нам пришел парень, у которого в портфолио просто шикарные были машинки хайполи - Ламборджини, Феррари.
Я увидел и сразу захотел его взять на работу. Но пообщавшись с ним, выяснилось, что он собирал это все по туторам. И сомнения заставили меня тут дать ему тестовое задание. В ответ я получил просто ужасающе ужасные модельки, коих не видел никогда. После этого я дважды ещё был людей без тестового. Но второй раз это было не самым удачным решением.
Но не важно какой багаж знаний, в первую очередь это всегда текстовое задание. Даже если портфолио нет вообще, и нигде не работал - сначала тестовое, потом все разговоры.

Ответить
1

а всегда выдаём тестовое задание

это всего лишь ваша личная практика. Для самых-самых новичков может и нормально (смотря по какой специальности). По арту тоже часто полезно (в близард вон раньше все делали тестовые, но это не на навык конечно, а на близость понимания и мировоззрения). Программистам - ну тут жесткое собеседование эффективнее, потому что можно пробежаться по разным областям.

Ответить
0

Для самых-самых новичков может и нормально (смотря по какой специальности)

Фигня, это нормально и для "спецов". Мы работали со многими ребятами, работали и на аутсорсе с "10летним стажем за плечами", которые в грудь били и требовали по 100к зарплаты, а на выходе получался такой треш, что лучше сразу тестовое.

Тестовое сразу показывает навык - не надо общаться с человеком, не надо тратить свое время на него, и не важно, какое портфолио - просто отправляешь всем тестовое. И потом раз в неделю все эти тестовые проверяешь залпом и выделяешь качественные работы.

Вот потом уже и можно общаться. А общаться с программистом, не зная, как он кодит, и веря ему на слово - это тоже потеря времени. На словах он герой, знает дофига, а на компиляции ошибок тонна, и переменные названы A, B, X, Y.

Тестовое - это решает в любом уровне навыков. Если вы из тех, кто не выполняет тестовое, потому что считает себя выше этого, и стаж огромный - мое почтение =)

Ответить
1

Тестовое сразу показывает навык - не надо общаться с человеком, не надо тратить свое время на него

я и говорю - смотря кого вы набираете. Если нубасов, но наверное так. Мне вот совсем нубасы не нужны совершенно, у меня нет ресурсов с ними возиться и обучать. А отсеивать спецов более высокой квалификации проще. И уж точно без тестового.

Ответить
0

А общаться с программистом, не зная, как он кодит

я посмотрел готовый уже его исходный код, я знаю как кодит (слово мерзкое, для меня это стоп-фильтр сразу)
На словах он герой, знает дофига, а на компиляции ошибок тонна, и переменные названы A, B, X, Y.

на словах как раз все и плывут. Мы же не про моду на ботинки беседуем.

Ценным кадрам некогда делать тестовые, это они выбирают место работы, а не их выбирают среди других.

Ответить
0

Ну, ваше право таким образом позиционировать себя и правила отбора =)

Ответить
0

конечно моё. И вы своё как последнюю истину не представляйте тогда уж. Скромнее.

Ответить
0

Где я писал, что это последняя истина? О_О Я написал, что не соглашусь, а дальше свое мнение и опыт расписал. Где-то я писал, что только так надо поступать?

Ответить
0

ну да, вы мне твердите раз за разом о повсеместной необходимости тестовых

Ответить
0

Еще раз. Я написал мнение. Вы высказали в противовес, и я написал о том, почему не соглашаюсь с вами. Никто не твердит никому ничего. Мы общались, пока вы не назвали это "представлением последней инстанции".
Ладно, успехов, не буду тратить ни свое ни ваше время. Имхо, тупой диалог пошел, который не красит ни меня, ни вас.

Ответить
0

Нелепо выглядит экстраполирование опыта поиска 3д артиста в необходимость тестовых для всех. Особенно для программистов.

Ответить
0

=)))) Успехов =)

Ответить
0

т.е. по сути сказать нечего?

Ответить
0

Да я не хочу с вами общаться =)

Ответить
0

и мне противно, я для других пишу. Чтобы тот, кому надо, знал как на самом деле

Ответить
0

Тратить кучу своего времени в пустую? Да, отличный вариант, расскажите по подробнее =)

Ответить
0

подробнее - это не впустую. Кадры подбирать сложно, и ваш однобокий совет про тестовое еще больше усложняет процессы.

Ответить
0

Какие процессы усложняет? Ну вот давайте по полочкам, раз уж не выдержал я и все еще остаюсь в этом диалоге, как дурачок.
Какие процессы усложняет отбор по результатам тестового задания?

То есть, вот прям пример процессов, которые у вас текущие с диалогом на старте без тестового, и вот как усложняет процессы тестовое на старте вместо диалога?
Коль хотите доказать, давайте не абстрактно, а на реальных процессах.

Ответить
1

Я уже говорил пример: квалифицированному программисту некогда делать тестовое. Дав ему такое задание, вы просто потеряете потенциального кандидата. Если мы набираем в обычную конторку без громкого имени, то нужна другая тактика для каждого направления (в гд тестовые чаще нужны, в арте по-разному, в программировании чаще не нужны), и для каждого уровня квалификации (чем выше, тем меньше нужда в тестовом и надо проверять больше софт скилз, например).

Я же не исключаю эффективности вашего подхода с тестовыми в конкретно вашем случае (видимо, больше удаленная работа и начинающие специалисты). Всего лишь хочу отметить, что важно понимать многообразие подходов в работе с кандидатами.

Хочу отметить также: я не против тестовых совсем. Иногда они очень нужны. Например, художник работал в другой отрасли, в другом стиле, с другими технологиями. Тогда небольшое тестовое на один-два часа может снять кучу вопросов.

Ответить
0

Окей, хорошо. Вопросы по программисту.
1. То есть, если мы дадим человеку тестовое задание, а он профи, и ему лень, то он не будет его делать - мы его потеряем, я правильно понял? То есть, тут не процесс сломался, а страх сработал, так?

2. Вы готовы брать к себе на работу профи, который отказывается делать тестовое при попытке к вам устроиться, только потому, что он профи, и ему лень, и вы начинаете сюсюкаться с человеком, потому что страх, и прочее, и тратите свое время и его? И не важно, что человек ОТКАЗАЛСЯ вам делать тестовое - вы его все равно возьмете? Реально?

(!!!!) Под отказом я имею в виду молчаливый игнор человека на просьбу сделать тестовое перед тем, как общаться с ним лично.

Пока что я вижу только страхи, а не сломанные процессы.
И кстати такой подход, когда человек вам не делает тестовое, уже дает понять, насколько он заинтересован в работе с вами. Если у человека нет интереса в работе с вами, вы уверены, что вы хотите с ним работать?
Речь не о поиске СЕО или ССО, а именно вот лидов даже программистов

Ответить
1

если предлагают тестовое задание, то я договариваюсь на маленькую задачу в реальной текущей работе и если она выполнена хорошо, то её оплачивают так как будто я уже в штате. 

Интересно что дольше всех работал с людьми которые не давали тестовых и не лезли в код. Им нужен был от меня ПРОДУКТ.

Ответить
0

Интересно что дольше всех работал с людьми которые не давали тестовых и не лезли в код. Им нужен был от меня ПРОДУКТ.

Тоже четко помню такой момент. Наступает однажды состояние, когда тебя уже не надо проверять на конструкции языка и подобную шнягу. И те, кто это понимает, становятся хорошими партнерами по работе.

Ответить
0

а он профи, и ему лень

Ему не лень, у него нет на это времени.
только потому, что он профи, и ему лень

Ему не лень, у него нет на это времени.

И не важно, что человек ОТКАЗАЛСЯ вам делать тестовое - вы его все равно возьмете? Реально?

Я вообще такого не говорил. Искажать и интерпретировать иначе мои слова не стоит.

Пока что я вижу только страхи, а не сломанные процессы.

Не знаю ничего про ваши страхи. Я пишу о том, что подход с поголовным тестовым скорее помешает.

Ответить
0

Где он помешает? Все ещё не указали, кроме страха не охватить всех

Ответить
0

Все ещё не указали, кроме страха не охватить всех

Мне не надо охватить всех, мне нужны единицы из лучших. У меня не фабрика, а интеллектуальный труд в слаженном коллективе.

Ответить
0

Вы написали, что это усложнит процессы. Процессы ну сломаны и не усложнились. Где это мешает?

Ответить
0

Где это мешает?

хорошие отсеиваются на ранней стадии, доходят до интервью в лучшем случае средние. (контр примеры не нужны, бывает всякое)

Ответить
0

Если у человека нет интереса в работе с вами, вы уверены, что вы хотите с ним работать?

Откуда вывод об отсутствии интереса? Тут опять какая-то ваша интерпретация. Классный специалист не выделит дня (тем более больше) на моё тестовое, это просто факт. (некоторые может и выделят, всегда есть исключения). Если он может выделить 2-3 часа, то я проведу их с гораздо большей пользой: имея исходный код от кандидата и его портфолио, я очень быстро определю реальную квалификацию и вклад в проекты.

Ответить
0

Вы готовы брать к себе на работу профи, который отказывается делать тестовое

На этот вопрос ответ: да, конечно, при успешном прохождении интервью. Когда-то я сам был в положении ищущего и тестируемого, прекрасно понимаю мотивацию не делать тестовых (при этом на первые самые позиции я их конечно делал, но боюсь вы и названий тех не знаете, типа Акеллы и Нивала).

Ответить
0

На счет стоп-фразы не понял. "Кодит" - это мерзкое слово? =)

Ответить
0

Ага. Оно чаще всего показывает человека, не понимающего суть процесса. Бывают случаи, когда усталые спецы могут так говорить, но это лучше между собой.

Ответить
0

ахахахахахаха =)) А вы забавный =)

Ответить
0

не, ни фига

Ответить
0

тут еще есть важный нюанс про "кодить". У этого слова и производных есть совершенно другое определенное значение, но о нем помнят только люди с профильным высшим образованием.

Ответить
0

Если вы из тех, кто не выполняет тестовое

я давно не выполняю, я отбираю кандидатов и собеседую, десятками. С программиста надо - пример исходного кода и жесткое тех собеседование. Тестовое для программиста это однозначно моветон для обычной средней конторки (если ты не супер престижное место, наверное). Я ни разу за сотни людей не ошибся в выборе.

Ответить
1

Добавлю с колокольни 3d-арта. Упоминать о курсах, онлайн-школах и т.п. активностей, даже самых ноунеймовых, нужно и полезно. Разумеется, никаких гарантий это не дает, но на первых парах даже маленький бонус лишним не будет.

Ответить
1

Очень крутая серия постов, ждём продолжение!

Ответить
0

благодарю)

Ответить
0

Один вопрос: зачем выпускать пост, если ты  судя по сему ещё не дописал остальное? 

Ответить
1

Я выпускаю их по частям, очевидно. 

Ответить
0

Зачем? В чём смысл? Почему бы полностью не выпустить? 

Ответить
7

Потому что я так захотел.
Может быть выпущу полностью отдельным постом в какой-нибудь главный подсайт. Потом.
Считай это ранним доступом к контенту)

Ответить
0

Самое сложное, как и в любом другом направлении вашей карьеры — войти в индустрию.

да ерунда же, где оно сложное-то? В сценаристы сериалов вот сложно попасть, а на игровые галеры берут всех подряд. Может быть лет 20 назад было сложнее, а сейчас не могу представить, что надо сделать, чтобы тебя не взяли.

Ответить
0

У нас с тобой разные игровые галеры видимо

Ответить
0

у нас-то точно разные, но порог входа на сегодняшний день реально неимоверно низок

Ответить
1

ну у нас вот в одной из компания была практика "все подряд" до момента, пока текучка в отделе не превысила допустимые значения, потом стали более внимательно относиться к соискателям))

Ответить

Комментарии

null