«Готика» впервые в 2022-м году

«Готика» впервые в 2022-м году

Небольшая предыстория

С играми Piranha Bytes я был знаком и примерно представлял, что меня ждет в Готике: три лагеря, к одному из которых необходимо присоединиться, агрессивный по отношению к игроку мир в начале и рост по карьерной лестнице.

В далёком 2006-м мне попадался диск с третьей Готикой, но нормально поиграть не получалось — игра работала из рук вон плохо: постоянные визуальные баги, мерцание и пропадание текстур, низкая частота кадров. Но даже в таких условиях познакомиться с игрой, где игрок является лишь частью открытого, бесшовного мира, хотелось, но, увы, не получалось. А вот Risen 3 и Elex уже прошёл, но речь не о них.

«Готика» впервые в 2022-м году

Спустя уже многие годы после поверхностного знакомства с Gothic 3 оказалось, что Готика — это довольно-таки популярная и любимая народом серия игр. Сегодня — практически культ, особенно в СНГ. Уточню: к признательным в любви словам по отношению к старым играм я отношусь с колоссальным скепсисом, потому что ностальгия в таких случаях берёт своё.

Без ностальгии и «Синдрома утёнка» готов поделиться с вами о том, как сегодня играется первая часть Готики.

«Готика» впервые в 2022-м году

Вопросы технического характера

Когда речь заходит о старых играх, — а Готике, напоминаю, уже двадцать лет, выходила она в далёком 2002-м году, — остро встаёт вопрос о банальной работоспособности. Так, например, в Deus Ex я не смог поиграть из-за того, что движок работал на пропорциональных к частоте кадров скоростях, и никакие решения из интернета исправить проблему не смогли. А в первые Fallout играть некомфортно из-за низкого разрешения. Конечно, можно поставить специальный патч на высокое разрешение, но тогда возникает проблема масштабирования.

К счастью, первая Готика не имеет серьёзных технических проблем и играется нормально практически из коробки. Достаточно лишь поставить мод на русскую локализацию, куда включены и другие исправления стоковой версии игры, и всё — можно начинать своё приключение.

«Готика» впервые в 2022-м году

Видеоролики, правда, будут работать всё ещё в низком разрешении, но, во-первых, их мало, а, во-вторых, эта проблема уже не столь существенная. Всё остальное позволяет играть с комфортом: высокое разрешение рендера, адекватная частота кадров и отсутствие багов, по крайней мере, их у меня не было, кроме небольших визуальных. Вдали могут текстуры мерцать, например.

В общем, о работоспособности игры можно не волноваться.

Тонкости управления и боевой системы

Неудобство управления в Готике — знаменитая страшилка. Она, конечно, имеет под собой некое основание, потому что логика взаимодействия с миром здесь довольно специфичная, но чёрт не так страшен, как его малюют. Если не хочется самостоятельно разбираться в управлении, то лучше посмотреть обучающие ролики.

У меня с управлением проблем практически не было. Они появлялись, когда необходимо было совершить нестандартное действие впервые: сторговаться, сменить оружие, применить магию или, наоборот, перевоплотиться обратно из жука. Но, как вы можете отметить, эти проблемы носят характер банального незнания. Когда понимаешь, что кнопка ENTER, внезапно, помимо прочего отвечает за отмену заклинания, больше проблем с этим ты не испытываешь.

«Готика» впервые в 2022-м году

Чтобы понять, как работает боевая система, достаточно пяти минут тренировки на первом попавшемся падальщике. Мне понравилось, как здесь устроены сражения — игрок не просто машет мечом, а выбирает направление удара, формируя из этого комбинации. При этом кнопки надо нажимать в определённый тайминг, чтобы Косипоша мог продолжать бить врагов. Это делает бои более осязаемыми, появляется чувство сопричастности к тому, как сражается главный герой, но есть здесь и свои проблемы.

Боевая система, внезапно, таргетная. Если противник не является целью, урон по нему проходить не будет. Но при этом всё равно учитываются расстояния и скорость атаки, есть станлок и прочие особенности нормальных экшен-игр. Зачем при таких условиях нужна строгая привязка к цели, лично мне непонятно. Возможно, это каким-то образом продиктовано наличием магии и её использованием.

«Готика» впервые в 2022-м году

Кратко выделю и другие проблемы боевой системы.

Игра не адаптирована под дальний бой, потому что по какой-то неизвестной мне причине большинство стрел улетает в промах, а нормальный урон при этом появляется лишь во второй половине игры. Прокачав владение луком, оказалось, что это попросту нежизнеспособный билд. Возможно, путь мага будет столь же тернист, а самым комфортным вариантом является именно ближний бой.

Игра плохо себя показывает в боях с несколькими противниками. Это следует из того, что бить нескольких одновременно не получится из-за пресловутого таргета. Приходится в таких случаях по чуть-чуть отпрыгивать назад, нанося единичные удары — выглядит это нелепо.

В Готике вообще дизайн многих битв вызывает вопросы. Есть боссы, которые буквально ничего не могут сделать главному герою из-за бесконечного станлока, а есть другие, которых нереально победить без урона. В общем, геймдизайн тут очень кустарный и работает откровенно на соплях. Впрочем, спустя многие годы в этом плане у Piranha Bytes ничего не поменялось, а где-то стало и того хуже.

«Готика» впервые в 2022-м году

Если говорить в общих чертах и без конкретики, то какого-то негатива по отношению к боевой системе, как вам могло показаться, я не испытываю. Следует лишь принять правила игры, заранее подготовиться к потенциальным трудностями и решать проблемы по мере их поступления. Самое главное, что здесь нет нечестных препятствий, которые могли бы разозлить.

Отличной задумке просто не хватает более грамотной реализации.

Первые впечатления

Полагаю, что именно за начало игр Piranha Bytes люди и полюбили проекты этой студии. Вы начинаете за ничего не имеющего за душой персонажа, вокруг вас агрессивный открытый мир, доступный для исследования, три фракции со своими квестами, идеологией и целями. С драматургической точки зрения первая часть в таких играх действительно самая сильная, потому что предоставляет интересный опыт преодоления трудностей, помещая игрока в шкуру обычного, ничего не умеющего персонажа. А каким образом игрок будет преодолевать эти трудности — остаётся на его усмотрение.

«Готика» впервые в 2022-м году

Лично мне очень помогли навыки скрытности и взлома замков. За пару часов, полностью обчистив и Старый, и Новый лагерь, удалось сколотить неплохое состояние, позволившее обзавестись лучшим оружием и бронёй. Есть ещё вариант прокачать охоту, чтобы продавать торговцам труднодобываемые части животных, но не уверен, что по эффективности это сравнится с воровством.

А вот что мне не понравилось в первой главе, так это Болотный лагерь — единственный лагерь под куполом, где есть явные проблемы с навигацией. Да, можно запомнить расположение персонажей спустя какое-то время, но процесс изучения этого лагеря не приносит ни толики удовольствия. Ключевые персонажи отказываются с тобой разговаривать, поэтому нужно искать определённых ключевых, есть второй этаж, который усложняет процесс исследования, а плюс-минус одинаковые имена местных шаманов — всех персонажей я называл просто Кор-Галомами — убивают любую их индивидуальность, что тоже становится камнем преткновения перед комфортным изучением лагеря.

«Готика» впервые в 2022-м году

Вторая проблема, которая была столь же неприятной — игра не позволила примкнуть к тому лагерю, к которому хотел. Это к вопросу о грамотном геймдизайне, между прочим.

Игра начинается в Старом лагере и, естественно, игрок будет выполнять квесты именно здесь. Один из квестов заключается в том, чтобы поработать немного посыльным: забрать письмо у начальника в шахте и вернуть его квестодателю. Только вот выполнив затем все условия для вступления в Новый лагерь, оказалось, что вступить в него невозможно, если я уже отдал письмо в Старый, а игрой это никак не обыгрывалось. Хотя на момент выполнения квеста посыльного Новый лагерь я даже не посещал.

Опять же, если говорить об общих впечатлениях, то именно в первой Готике процесс изучения местных фракций я не могу назвать интересным. Большую часть времени вы проведёте в бессмысленных побегушках от одного лагеря к другому, а сами задания не отличаются качественным нарративом или геймплеем, а порой и вовсе скатываются в банальные поручения. Квесты здесь стараются балансировать таким образом, чтобы не быть совсем уж ленивыми. Получается с разной степенью успешности.

«Готика» впервые в 2022-м году

Но вынужден признать, что убийство пятнадцати шершней в контексте Готики ощущается не так скучно, как в любой другой ролевой игре. Просто из-за выстроенного контекста и специфики игры — вы всё-таки обычный парень, для которого и обычные шершни будут смертельной угрозой.

Вторые впечатления

После первой главы, когда вы вступаете в один из лагерей и передаёте магам Огня послание извне, Готика встаёт на линейные повествовательные рельсы. Там всё ещё будут дополнительные задания, но былая свобода уходит на второй плана, что, как ни странно, идёт игре лишь на пользу — нудно бегать туда-сюда не придётся, а цели станут более конкретными.

К сожалению, не все квесты будут очень проработанными, но некоторые из них таковыми назвать можно. Например, будет квест с поиском магических камней, и чтобы их добыть, придётся использовать разнообразную магию. Тут можно познакомиться с магией превращения в животных или с телекинезом.

«Готика» впервые в 2022-м году

В финальном эпизоде нам предстоит изучить классическое подземелье с ловушками и загадками, что немного отрезвляет: неужели в игре не было обычных данжей? Были только небольшие пещерки и храмы, но полноценного приключения в них не ощущалось. Только под конец игроку дадут побыть в шкуре полноценного приключенца из D&D.

Также хочется отметить отсутствие какого-либо выбора в снаряжении: самые лучшие доспехи будут открываться по мере прохождения сюжета. Иногда есть возможность практически бесплатно урвать что-то ещё, но никакого выбора в этом не будет. Ты просто надеваешь то, что выше по характеристикам. Порой можно поменять бижутерию на магическую защиту или надеть плащ против огненных врагов, но это ситуативно и редко.

«Готика» впервые в 2022-м году

Последние впечатления

Игра вызывает противоречивые чувства. Она действительно была хорошей, наверное, для своего времени. Мир, где у каждого персонажа есть свой распорядок дня, в 2002-м, полагаю, выглядел невероятно живым и прорывным. Но проблема в том, что мы не в 2002-м. То, что рандомный житель этого мира имеет некоторые паттерны поведения, на общих впечатления не сказывается ровным счётом никак. То что в лесу падальщик ночью спит — тоже. Разве что система отношений с персонажами может как-то внести существенные коррективы в игровой процесс, но это не совсем то, ради чего люди играют в игры.

Местный сюжет серьёзно обсуждать, конечно же, не имеет смысла — это классическая история о злом демоне и великом воине, о котором говорилось когда-то в пророчестве. Наблюдать за такой бесхребетной и пустой историей, мягко говоря, неинтересно.

«Готика» впервые в 2022-м году

А вот мир игры в рамках своих небольших масштабов действительно выстроен так, будто это Immersive Sim. Карту игрок покупает у картографа, и она будет изначально не полной. При этом таких карт может быть несколько, но с разными отметками.

Было приятно увидеть лифт, по которому в начальной заставке перебрасывались ресурсы под купол, а под Старым лагерем к концу игры можно найти результат действий Гомеза по отношению к магам Огня, о чём игроку говорили ранее. Персонажи, опять же, в диалогах проговаривают не какие-то эфемерные вещи, а очень даже конкретные, которые существуют в этом мире.

«Готика» впервые в 2022-м году

Это круто? Безусловно!

Но этого мало. Поэтому я не могу назвать первую Готику обязательной к ознакомлению, если только не в академических целях. Я её прошёл не без удовольствия, и отдельное спасибо озвучке от РуссоБит, нелепым анимациям ходьбы с захлёстыванием голени и прочим прелестям не самого профессионального исполнения, что в конечном итоге и сформировало впечатление той самой ламповости, о которой часто пишут. Но квесты, история, персонажи и геймплей — практически каждый аспект Готики получился противоречивым.

Думаю, немного неэтично пинать игру 20-и летней давности, но это работает и в сторону тех, для кого этот проект является обязательным для ознакомления — нет. Ностальгия имеет место быть.

«Готика» впервые в 2022-м году

Подписывайтесь на блог DTF и на Твиттер.

Поддержать автора можно не только лайком, просмотрами и репостами, что позволит материалу дольше продержаться в ленте, но и финансово: донатом в комментариях DTF или прямым переводом. Цифры под спойлером. Спасибо.

4276 4402 2406 9341

4K4K открытий
60 комментариев

Ну всё Тимур, если я прочитаю и там что-то не так, то тебе пизда

Ответить

😀мне пизда

Ответить

Спустя уже многие годы после поверхностного знакомства с Gothic 3 оказалось, что Готика — это довольно-таки популярная и любимая народом серия игр. Сегодня — практически культ, особенно в СНГ.

Насколько знаю, кстати, самый сильный стяг фанатов распределён по трём странам: Германия, Польша и Россия. Это особенно заметно, если вкуриться в тему модификаций, где практически все были сделаны в какой-то одной из этих стран.

К счастью, первая Готика не имеет серьёзных технических проблем и играется нормально практически из коробки. Достаточно лишь поставить мод на русскую локализацию, куда включены и другие исправления стоковой версии игры, и всё — можно начинать своё приключение.

Всё так, но стоит сказать, что в стиме такое сделали совсем недавно - в прошлом году добавили патч с разрешением, до этого его тоже приходилось ставить.

У меня с управлением проблем практически не было.

Кстати, есть патч, чтобы управление было как в Готике 2, где оно получше. Хотя оно чутка ломается в менюшке торговли.

Игра не адаптирована под дальний бой, потому что по какой-то неизвестной мне причине большинство стрел улетает в промах, а нормальный урон при этом появляется лишь во второй половине игры.

Емнип формула попадания рассчитывается из умения владения дальнобойным оружием. Хотя согласен, что в первой части это суперкал по сравнению просто с обычным билдом на мечик.

Возможно, путь мага будет столь же тернист

Практически во всех играх Пираний с их балансом, магом сосёт примерно до 2/3 игры, а потом все сосут у него.

которых нереально победить без урона.

Не очень понял про что речь.

взлома замков.

На самом деле бесполезная трата ЛП, потому что можно и без него взламывать.

Только вот выполнив затем все условия для вступления в Новый лагерь, оказалось, что вступить в него невозможно, если я уже отдал письмо в Старый, а игрой это никак не обыгрывалось. Хотя на момент выполнения квеста посыльного Новый лагерь я даже не посещал.

Надо было посетить, там даются прямые намёки на то, что ты должен сделать.

Там всё ещё будут дополнительные задания,

Кстати, если вбуриться в список квестов и задуматься обо всём, то можно сделать вывод, что начиная с третьей главы в игре вроде вообще нет доп. квестов.

но ни урон, ни здоровье данные характеристики не повышают

Братан, ПОВЫШАЮТ. Формула урона оружия включает показатель силы.

Наблюдать за такой бесхребетной и пустой историей, мягко говоря, неинтересно.

Глупость.

Ладно, в целом я даже очень доволен прочитанным, хотя со многим не согласен, но это субъективно уже.

Ответить

Кстати, есть патч, чтобы управление было как в Готике 2он наверное с русиком идет
Емнип формула попадания рассчитывается из умения владения дальнобойным оружием.максимально было прокачено - говно
Надо было посетить, там даются прямые намёки на то, что ты должен сделать.Свобода! нет, просто надо такие квесты иначе подавать. Я знаю на намеки, но как их интерпретировать - вопрос другой.
начиная с третьей главы в игре вроде вообще нет доп. квестов.Есть. В самом конце квест, пусть и без журнала, по освобождению кузнеца. Ну и крафт брони. Еще чет было вроде.
Братан, ПОВЫШАЮТ. Формула урона оружия включает показатель силы.Скинь инфу.

Ответить

отдельное спасибо озвучке от РуссоБитПроходить Готику не на немецком.

Ответить

Но как можно играть в первую Готику без озвучки Чонишвили?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить