Финальные хотстейки по роману У. Гибсона «Периферийные устройства»

Чуда, в общем-то, не случилось.

К роману меня привёл одноимённый сериал, финал которого получился сумбурным. Хотелось узнать, чем закончилась оригинальная история, а, оказалось, что ничего из придуманного киношными сценаристами в романе даже близко нет. А то и понятно, ведь тамошний клиффхэнгер как-то выбивался из общей картины, он несколько безвкусен. Ведь какой смысл вводить в повествование новые срезы (альтернативные континуумы), ведь и там, и там отчётливо читается нежелание авторов ставить акцент на перемещениях во времени. Вот тебе аллюзия на колониальную эпоху, того достаточно. Ещё один срез кажется нагромождением. Посмотрим, как это обыграет второй сезон.

Но речь не о сериале — он сам по себе классный, действующие лица харизматичные, интересные, сцена одна за одной напряжённые, а мотивы — актуальные, красиво раскрытые. Примерно того же я ждал и от романа. Не дождался. Частично.

Гибсон придумал классный мир и его концепцию — повествование в двух альтернативых эпохах. Один после всемирного вымирания и бог весть каких человеческих поражений (эпидемия, крах экономики, экология), другой — на заре джекпота, конца света. Перемещаться во времени нельзя, но можно передавать информацию из одного мира в другой. Хочешь побывать в Лондоне будущего? Надевай обруч и управляй перифералью, прямо как в Матрице. Или в киберпространстве, но если оно реальное.

Гибсон придумал отличных персонажей: добродушная и упорная Флинн, её братец бывший морпех с боевыми имплантами, крупный наркоторговец, управляющий их небольшим городком, романтик Уилф, манерные клептархи, Тлен, сочувствующая вымершим видам животного мира (а потому её татуировки в виде животных имеют ИИ и живут прямо на её теле). Конечно же, Лоубир — глава полиции будущего, которая, кажется, знает всё обо всех. Самоуверенная, властная, сильная.

Финальные хотстейки по роману У. Гибсона «Периферийные устройства»

Сильную черту романа сериал подхватил и качественно реализовал. Но, следует признать, читать роман было не столь же интересно. Главным образом потому, что в нём мало действия. По жанру перед нами детектив, но без детектива. Чаще персонажи просто общаются, узнают какие-то нюансы своего незавидного положения, строят планы. Но вот сцен, которые бы целиком захватили ваше внимание — в сериале их предостаточно, — мало. И все они расположились в последней четверти романа.

Роман также слабовато раскрывает заложенные мотивы. Полюбившаяся мне тема (разница подходов с позиции силы и эмпатии) в сериале абсолютно везде: в диалогах, в метафорах, в контексте, в драме. В романе она раскрыта, прямо скажем, куце. Одно драматургическое действие (мне кажется, оно тут ключевое), парочка фраз, ну и сюда же можно добавить небольшой контекст, завязанный на антагонистических силах. В остальном второй фон получился бедным. Тему капитализма ещё можно вспомнить, но и его критика тут не то чтобы ключевая.

С другой стороны, роман полноценный и заканчивается адекватно, без лишних клиффхэнгеров. Ты, как читатель, просто узнаёшь, кто на самом деле стоит за преступлением, а повествовательные зёрна дают ростки. Мощной развязки не получилось, но это, пожалуй, следствие недостатка нарративного контекста, второго фона истории.

Ну и напоследок о том, о чём уже писал.

  • Главы маленькие, их всего около ста. В среднем по три странички. Всё-таки склоняюсь, что зря автор выбрал такой формат. Он, кажется, что подходит под параллельное повествование с двух перспектив, но на самом деле лишь мешает погружению в историю. Не успеваешь насладиться конкретными сценами.
  • Читается легко. По началу казалось, что повторится история с Нейромантом, но это была иллюзия. Из-за авторского стиля бывает сложно понять, что тот имел в виду. Ещё повествование тут идёт от лица персонажей, а не автора, что тоже накладывает свой отпечаток, ведь они не всезнающие. Но сам язык романа довольно простой, особенно, когда дело касается персонажей из недалёкого будущего, у которых в лексиконе сленг прописан.
  • Это полноценный киберпанк, только выглядит иначе. Вместо корпораций клептархи, вместо киберпространства срезы, вместо героев-отбросов — обычные люди.

В общем, я не пожалел о потраченном времени, но ждал большего. Как матёрый фантаст Гибсон справился отлично. Как драматург — нет. Сериал лучше.

5858
39 комментариев

хоть Линч и говорит, что злость - худший проводник автора, но мне больше всего по душе Гибсон периода трилогии каунт зиро, когда он был полон решимости разъебать застойное сай-фай болото. Последующие романы Гибсона читаю с интересом, там всегда интересный сюжетный узор, чем то похожий на сценарии Маккарти, но та самая молодецкая ёбкость из текстов ушла и это сказывается на персонажах и действии в целом

6
Ответить

застойное сай-фай болото.Лол, середина 80х то застойное болото? Поздний Силверберг, ранний Йен Бэнкс, Ларри Нивен в самом расцвете сил, Орсон Кард, Грег Бир и еще десятки топовых авторов с отличными работами, всегда бы такое болото.

1
Ответить

Зато теперь его персонажи интересуются как там их родители поживают 🤣👏

Ответить

Какого хрена ты порванец, появился у меня в ленте?

1
Ответить

за щеку тебе прилетело видимо по касательной

9
Ответить

пиздец, на дтф сто лет сидишь и до сих пор не знаешь про репосты.

5
Ответить