Азбука игр, повлиявших на меня

Или тщетная попытка поучаствовать в алфавитном челлендже от Igorius.

Азбука игр, повлиявших на меня

Решил поучаствовать в акции, запущенной пользователем Igorius, с правилами челленджа можете ознакомиться в его посте, я следовал им с двумя отличиями — во-первых, решил сделать для себя условия интереснее, и на каждую букву давать не больше одной игры; во-вторых, тему с цифрами не понял, так что без них.

Планировал коротенькую записку, а получилось длиннющее погружение в глубины сознания. Для удобства вот вам алфавитный указатель:

A

Азбука игр, повлиявших на меня

Assassin’s Creed II (2009) — стелс-экшен от третьего лица. По моему мнению, лучший представитель серии про убийц в капюшонах. Наикачественнейший визуал, прекрасный саундтрек, задавший в том числе мелодию, которая повторялась композиторами почти всех следующих частей франшизы. Тренд делать в качестве мотивации главному герою месть тоже начался, по сути, с этой части. Для меня игра на все времена.

Повлияла в принципе на мои вкусы в играх. Дальше по списку я часто буду обращать внимание именно на те аспекты, которые когда-то так полюбились в Assassin's Creed II. Помимо этого, первая игра, которую я забросил на долгое время. Внимание: впервые поиграл в 2012 году, а первый раз прошёл только год назад. 11 лет проходил игру, эге!

B

Азбука игр, повлиявших на меня

Battlefield 1 (2016) — шутер от первого лица. В этой части я провёл неприлично много времени, ночи напролёт играл как один, так и с товарищами. Графика, эффекты, геймплей, мне нравится в ней всё. Наслышан, что для некоторых фанатов серии эта часть является спорной, я же причин спорить не вижу. Просто очень качественный шутер.

Именно благодаря этой части Battlefield научился играть на геймпаде, потому что экземпляр был как раз на PS4. А ещё «На Западном фронте без перемен» Ремарка прочитал под впечатлением от игры.

C

Азбука игр, повлиявших на меня

Crusader Kings 2 (2010) — глобальная стратегия в реальном времени. Выбираем династию, пытаемся привести её в величию, попутно играя за её членов. Первая из двух лучших для меня работ компании Paradox Interactive. Бесконечный генератор захватывающих историй, который затягивает просто по-страшному. В 2020 вышла третья часть, которая сама по себе тоже замечательная игра, но контента там пока что кратно меньше. Зная Paradox, к 2026, думаю, разработчики триквела выполнят задачу «догнать и перегнать».

Не первая моя игра в жанре, но, если подумать, первая глобальная стратегия, в которой я разобрался и в которой не бездумно тыкал по элементам интерфейса, а прямо-таки играл. Но тут надо отдать должное разработчикам, из игр Paradox тех лет Crusader Kings 2 самая дружелюбная к новичкам, по моему мнению.

D

Азбука игр, повлиявших на меня

Dishonored (2012) — стелс-экшен. Любимый, хотя понимаю, что, возможно, не лучший immersive sim. Ничего не могу поделать, западают мне в душу игры с хорошо проработанным миром и запоминающимся антуражем, а «Обесчещенный» как раз такая игра.

Саундтрек отменный, к треку из титров Honor for All возвращался неоднократно, вы только послушайте. Идеальное воплощение на абстрактном уровне в композиции того, что происходит в игре. Тут и по лирике в точку (зацените строчку в бридже «the violin slows»/«скрипка замедляется», созвучную с «the violence slows»/«насилие стихает» или в первом куплете слова «well the taller they stand, well the harder they fall»/«чем выше они стоят, тем сильнее падают», это же прям панч про главных антагонистов в духе нашей поговорки «большой шкаф громко падает»), и по инструменталу: антураж викторианского Лондона? — вот вам смычковые скрипка и виолончель, задающие тон; мистические элементы в виде Чужого, рун и прочего? — вот вам цимбала играет что-то уводящее в транс и Бездну. Переделка с ирландской шанти из трейлера Drunken Whaler тоже, конечно, заслуживает похвал, звучит прям как надо. Первый трек, кстати, который я себе в ВК добавил в аудиозаписи.

Но к самой игре я возвращался кратно чаще. Ей-богу, никакую игру я не проходил так много, как эту. Весьма вероятно, что это в принципе первая игра, которую я решил перепройти, а она явно стоит того, чтобы это сделать. Сколько не играл, постоянно что-то новое для себя открывал.

Затянул я с Dishonored, просто будьте уверены, что в своё время эта игра сильно меня впечатлила. Именно в качестве культурного элемента большущий источник вдохновения для меня. А внутри игры ещё и глубокий нарратив по соседству с проработанным лором. Я вас уверяю, что каждый элемент игры заслуживает отдельного лонга.

E

Азбука игр, повлиявших на меня

Europa Universalis IV (2013) — глобальная стратегия в реальном времени. Вторая из двух лучших для меня работ компании Paradox Interactive. Помните, что я писал про Crusader Kings 2? Примерно тоже самое, но больше акцента на внешней политике и экономике. А помните, что я писал про залипательность Crusader Kings 2? Забудьте! Из-за увлечения Europa Universalis IV у меня в старшей школе буквально на полгода снизилась успеваемость по всем предметам кроме истории, столько я проводил за компьютером из-за неё. И, кстати, допускаю, что сейчас на историческом факультете я учусь тоже во многом из-за этой игры. Да, если задуматься, Europa Universalis оказала фатальное влияние на меня. От такого даже немного страшно...

Про саму игру: выбираем страну, выбираем цель и идём к ней, попутно устраивая геноцид, выжигая города, манипулируя союзниками и предавая их, и всё это без мига сочувствия или сожаления. В общем, рекомендую, но с осторожностью! Нужно время, чтобы разобраться, но если перешагнёте порог, то в последствие получите огромное удовольствие.

F

Азбука игр, повлиявших на меня

The Friend of Ringo Ishikawa (2018) — вот тут затрудняюсь определить жанр. 2D-бродилка с примесью beat ’em up в открытом мире и широким выбором активностей? По ощущениям вроде этого. Игра от отечественного разработчика yeo про японского школьника, который каратист... и который гопник... и, в общем, у него есть друзья... Как-то так.

На самом деле удивительно качественный продукт, опять же хвалю визуал и саундтрек, не обременяя вниманием геймплей. Бегаем в школу, наблюдаем за интрижками внутри компании главного героя, иногда дерёмся, постоянно курим. Ах, да, в игре можно курить!

Дважды проходил, и последний раз почти год назад, как раз будучи учеником выпускного класса. Под такие обстоятельства самое то, я считаю. По прохождению начинаешь ценить юность и в принципе приятные моменты жизни.

G

Азбука игр, повлиявших на меня

Grand Theft Auto: San Andreas (2004) — экшен от третьего лица в открытом мире. В принципе предсказуемо, что GTA находится на этом месте, вопрос состоял в другом: какую именно часть сюда поставить?

Со временем я понял, что у каждого своя часть про великого автоугонщика. Играл я и в VC, которая стала для меня одной из первых игр на PC в принципе, и в третью часть, и в пятую, собственно, тоже играл. Но как-то на уровне подсознания с этой серией у меня ассоциируется именно Си-Джей и его авантюры в штате Сан-Адреас.

Даже не знаю, нужно ли говорить про саму игру. Бегаешь, стреляешь, угоняешь машины, творишь беспредел, слушаешь музыку, исследуешь гетто различных национальностей, начиная афроамериканцами и заканчивая китайцами.

Именно из-за этой игры впервые столкнулся с осуждением со стороны родителей моего увлечения играми. Вообще-то опекунов можно понять в такой ситуации, но в этом деле всё-таки необходима дипломатическая педантичность. Из-за радикальных мер только испортятся отношения между ребёнком и родителем, а это ни к чему.

H

Так и хотелось сюда записать Half-Life, но...

Азбука игр, повлиявших на меня

Hitman: Absolution (2012) — ещё один стелс-экшен, и ещё одна часть франшизы, вокруг которой (по моему наблюдению) ходят споры, как к ней относиться. Так уж исторически сложилось, что для меня эта часть серии стала первой, а потому отношусь я к ней более, чем хорошо. Играем за 47-ого, оказываемся в локации, убиваем разнообразными способами цель (или цели), перемещаемся в другую локацию и так по кругу. Из предыдущих частей играл только в самую первую, но тут сравнение неуместно, так что будем считать, что для незнакомцев серии эта часть — неплохой кандидат для знакомства.

Кстати, Hitman: Absolution — одна из самых, без шуток, стильных игр, в которые я играл. Заглавная тема игры, причём, прям соответствует.

I

Азбука игр, повлиявших на меня

Indigo Prophecy (2005) — интерактивное кино. Надо сказать, этот фрагмент я отредактировал, изначально здесь было написано про Insurgency, но там не было ни слова про влияние на меня. Решил, что ни к чему высасывать из пальца, если можно пойти на небольшую хитрость и игру Fahrenheit записать под названием «Пророчество Индиго», ведь именно под таким названием она выходила в США и Канаде.

Эту игру я прошёл совсем недавно, на меня, как на личность, она, естественно, не оказала масштабного влияния. Зато это та игра, которая сподвигла меня на написание первого (и пока последнего) лонгрида. Про саму игру там и написано довольно подробно, так что повторяться лишний раз не буду.

J

Азбука игр, повлиявших на меня

Jalopy (2018) — с небольшим преувеличением автосимулятор и без малейшего преувеличения лучший роуд-муви от мира игр. Игра с характером, в которой нам предстоит преодолеть маршрут от Берлина до Стамбула в антураже 1980-х. Геймлпейный цикл такой: едем, по дороге собираем ящики с предметами различной ценности, продаём их в городе, заправляем машину, на сдачу приобретаем различные улучшения, едем дальше.

В игре поднимаются важные и серьёзные темы, такие как влияние государства на жизнь человека, падение железного занавеса, взаимооотношения с родственниками. Несмотря на весь этот спектр, игра повлияла на меня максимально банально: пересмотрел свой взгляд на личный автомобиль, раньше в нём не видел никакого смысла, а после прохождения понял, что, по сути, это инструмент проявления своей свободы.

Если у вас есть автомобиль и небольшие накопления — вы в любой момент можете сесть в машину и уехать практически в любую точку нашей страны. Сейчас нахожусь на стадии моральной подготовки к получению водительских прав, так что, можно сказать, влияние этой игры на меня ещё не проявилось в полной мере.

K

Азбука игр, повлиявших на меня

Katana ZERO (2019) — пиксельный экшен с примесью слэшера. Очень драйвовый платформер, в котором на время нужно уничтожать врагов. Идея поместить сеттинг киберпанка в пиксельную обёртку не нова, но несмотря на это игра выглядит и, собственно, играется довольно свежо. Сюжет, музыка — всё, как мы любим.

Именно благодаря этой игре начал втягиваться в киберпанк, сразу после прохождения начал знакомство с «Бегущим по лезвию», Deus Ex и прочими.

L

Азбука игр, повлиявших на меня

The Long Dark (полноценный релиз в 2017) — симулятор выживания в условиях аномального холода на территории северной Канады. Очень сурово, но на соответствующем уровне атмосферно и колоритно. В игре есть сюжетный режим, но я с ним крайне слабо знаком, да и будем честны, уж точно не из-за него эта игра полюбилась геймерам.

Одной зимой оказался в заточении у бабушки в деревне, по вечерам было довольно скучно, так что решил скачать на старенький компьютер одну из ранних версий этой игры, потому что только они шли на том ПК. Будем считать, что игра про страдания одного человека в холодной Канаде предотвратила страдания другого человека в чуть менее холодной поволжской деревне.

M

Азбука игр, повлиявших на меня

Mafia II (2010) — второй экшен от третьего лица в открытом мире. Чехи сотворили, я считаю, почти лучшую криминальную драму в игровой индустрии. Можно на несколько абзацев растянуть обиды по поводу вырезанного контента, но тут уж получилось, как получилось. И, правды ради, даже учитывая этот неприятный факт, вышла шикарная игра. С точки зрения геймплея подхрамывающая (хотя отдельные её элементы вроде вождения выполнены выше всяких похвал), но лишний раз мне доказывающая, что режиссура играет не последнюю роль в игровой индустрии.

Про нарратив промолчу. Те, кто знает, тот знает, а кто не знает, тому лучше самому поиграть и всё это прочувствовать. Одна из любимых игр наверняка. И про гениальную заглавную тему не забываем. Сейчас как-то немного охладел, а раньше мурашки по коже были гарантированы при каждом прослушивании.

N

Азбука игр, повлиявших на меня

No one lives under the lighthouse (2020) — инди-хоррор от первого лица. Эту игру мне посоветовал товарищ после просмотра фильма «Маяк» Эггерса. Не прогадал, это точно. Само по себе творение украинского разработчика Marevo Collective довольно короткое, но насыщенное, рекомендую к ознакомлению.

Спустя некоторое время после прохождения заинтересовался работами Лавкрафта, сейчас вот читаю потихоньку, вполне неплохо. Думаю, кстати, как прочитаю основные рассказы из «Мифов Ктулху», перепройду No one lives under the lighthouse уже через призму не только «Маяка», но и Лавкрафта непосредственно.

O

Азбука игр, повлиявших на меня

Outlast (2013) — хоррор от первого лица. Вы можете сколько угодно говорить, что это нестрашная игра, но то, что она является первой в жанре для многих, в том числе и для меня — это факт, с которым бесполезно спорить. То, что игра местами действительно может напугать скримерами, к которым ещё не успел привыкнуть — не факт, конечно, но тоже тезис.

P

Азбука игр, повлиявших на меня

Prince of Persia: Warrior Within (2004) — экшен от третьего лица с элементами платформера. Вопреки жести и уровню насилия, эта часть Принца вместе с GTA: VC стала одной из первых моих игр на деревенском PC. Дело было в 2011 году, с тех пор я эту часть так и не прошёл. В детстве зацепила мрачным минорным тоном повествования, трудностью прохождения (особенно на клавиатуре) и, естественно, паркуром! Я тогда был очень мал, но на удивление правильно подытожил сущность этой игры в трёх аспектах. Жесть, трудно, паркур! Когда-нибудь пройду обязательно.

Q

Постеры игры как-то слабенько отражают суть игры, так что вот вам скриншот
Постеры игры как-то слабенько отражают суть игры, так что вот вам скриншот

Q.U.B.E. (2011) — головоломка от первого лица. Сравнение этой игры с Portal неизбежно, и, складывается впечатление, что на это разработчики и рассчитывали, чего только стоят цветовые решение в игре. Но суть тут не в порталах вовсе, а в кубах разного типа и цвета, одни поднимаются, другие подталкивают нас, третьи поворачивают вместе с собой целые секторы уровня и дальше по списку.

Важна игра тем, что я на неё обратил внимание очень давно, ещё не будучи знакомым с жанром головоломок. Увидел на YouTube небольшой видеоролик с демонстрацией геймплея, и меня тогда зацепил исключительно визуальный дизайн. Мне было всё равно на то, что там нужно делать, но то, как это исполнено внешне — подкупало невероятно. Уже после этого начало немного втягивать, и вот вам пример, как через визуал можно привлечь игрока по сути в новый жанр.

R

Азбука игр, повлиявших на меня

Red Dead Redemption II (2018) — шедевр. Надо признаться, на протяжении всего поста до этого момента я старательно избегал такого громкого слова, но тут оно как никогда уместно. В первую очередь это шедевр современного игропрома, а уже во вторую очередь экшен в открытом бла-бла-бла и дальше по тексту.

Rockstar сотворили лучшую криминальную драму в игровой индустрии. Повествовательно просто улёт, даже в половине книг не прописывают так ярко и детально персонажей, как в этой игре. Даже треть фильмов не погружает так зрителя в свой сеттинг, как эта игра. Даже в четверти игр не прорабатывают влияние окружения на игрока и игрока на окружение так, как в этой игре.

Red Dead Redemption II влюбляет в себя моментально и безоговорочно. По крайней мере, влюбила в себя меня. Игра, я сделал спустя время вывод, не для всех. Но в интернете нельзя узнать, для Вас эта игра или нет, тут нужно просто попробовать самому.

Саундтрек Red Dead Redemption II полностью соответствует самой игре. Хороший, свежий взгляд на музыку к вестернам и не только вроде той, которую писал Морриконе. Слушаю, пока пишу, и, народ, ну это просто очень круто.

S

Азбука игр, повлиявших на меня

The Stanley Parable (2013) — тут словосочетание «симулятор ходьбы» будет в точку. Сначала не думал вставлять эту игру в азбуку, а потом прикинул и подытожил, что, по сути, эта игра — моё первое серьёзное знакомство с постмодерном. А The Stanley Parable несомненно относится к постмодерну, причём является одним из его лучших представителей в индустрии игр.

Естественно, это знакомство было спонтанным, нельзя спланировать первую встречу с постмодерном. Разумеется, я не сразу понял, что происходит. Но мне понравилось.

T

Азбука игр, повлиявших на меня

This War of Mine (2014) — симулятор выживания в условиях войны. Для меня это не столько игра, сколько манифест пацифизма, и в этом же её важность. Такие творения помогают понять, что игры в наше время могут быть не только развлечением, но и социально-культурным механизмом. Через свою игру вы можете вызвать у игроков определённые вопросы или привлечь их внимание к определённым проблемам. Я вижу в This War of Mine в первую очередь культурный феномен, а уже затем игру.

U

Азбука игр, повлиявших на меня

Uncharted 4: A Thief's End (2016) — экшен от третьего лица. Самая первая игра, которую я запустил на PS4, и по совместительству первая игра, которую я на этой консоли прошёл. Очень мне понравившийся некогда эксклюзив Sony, прям такой, какой надо. Тут и кусты на месте, и стелс, и перекаты. Графика лично меня и по сей день приятно впечатляет.

V

Азбука игр, повлиявших на меня

Velvet Assassin (2009) — стелс-экшен от третьего лица. Первая в сознательном возрасте игра, которая ничего кроме отвращения не вызвала. Дело было давно, и я уже в принципе смутно помню эту игру, но то, что она крайне мне не понравилась, это я запомнил хорошо.

Я по жизни парень простой, не привередливый, купил эту игру на распродаже за сущие копейки, скачал, запустил и на протяжении недолгой сессии испытывал исключительно негативные эмоции. Игру удалил, но, кстати, деньги возвращать не стал, хотя и наиграл всего 57 минут. Возможно, когда прошло семь лет с того случая, стоит попробовать ещё раз?

W

Азбука игр, повлиявших на меня

The Walking Dead (2012) — интерактивное кино. Простенькая, но запоминающаяся игра, речь я веду именно о дебютном сезоне. Он стал моей первой игрой в жанре интерактивного кино, и по совместительству той самой первой игрой, которая заставила меня пустить скупую мужскую слезу. Возможно, тогда я был слишком впечатлительным, а возможно, сценаристы Telltale Games действительно не зря едят свой хлеб.

X

Пропуск №1.

В X-Men Origins играл на PSP, но как-то не отпечаталось в памяти.

Y

Азбука игр, повлиявших на меня

Yie Ar Kung-Fu (1985) — файтинг. Чудом вспомнил о существовании этой игры. Вспомнив о ней, открыл целую ячейку воспоминаний, связанных с Dendy, который был непродолжительное время в моём владении.

Невозможно реконструировать, является ли эта игра моим первым файтингом. Но то, что в моей памяти он всплывает как самое раннее воспоминание об этом жанре — это факт.

Z

Пропуск №2.

Выводы

Выводы самые неутешительные... Оказывается... Я очень люблю видеоигры! Сначала список получился скорее из просто хороших игр, чем из оказавших на меня влияние. Собрался с мыслями, начал работу заново, но уже с умом. И выявилось, что эхо многих игр доносится до меня до сих пор. Особенно, кстати, в вопросах музыки, тут прям заметное влияние игр прослеживается, если подумать. К какой морали тут можно подвести? Да нет никакой морали, мне всего-лишь в ходе написания этого поста довелось понять, какие культурные продукты оказали на меня наибольшее влияние. Это не плохо, это не хорошо, это просто факт.

Немного самоанализа: в числе 24 обозначенных мной игр самым распространённым жанром оказался стелс-экшен, а больше всего проектов пришлось на 2012 год выпуска (четыре штуки). Второй по популярности год — 2013 (три проекта). Выводы делайте сами.

Всем прочитавшим предлагаю присоединиться к активности!

2525
19 комментариев

Блин. А у меня наверное не наберётся на все буквы. Но я могу по нескольку игр на одну букву нафигачить. Либо разбавить играми с Сеги))

3

Либо разбавить играми с Сеги))Платформы не ограничены :)

А у меня наверное не наберётся на все буквы.За одну пропущенную букву можно игру добавить в другую букву.

1

Эээ не понял где Dark Souls

Если бы не самоограничение формата «одна буква - одна игра», то вписал бы и Dark Souls, и Disco Elysium, и Don't Starve, и даже Deus Ex, но тогда, мне кажется, смысл немного теряется. Задача же стоит выбрать не лучшие игры, а игры, сильно повлиявшие на автора. В моём случае ни одна из вышеперечисленных игр рядом с Dishonored не стоит.

4

A - Assassin creed 2
B - BioShock
C - Cod: MW 2
D - Doom 2016
E - Elder Scrolls V:Skyrim
F - Far cry 3
G - Ghostrunner
H - Hollow knight
I - It takes two
J - JoJo bizarre adventure
K - Kingdom come deliverence
L - Legend of heroes trails in the sky
M - Minecraft
N - Neon white
O - Outlast 2
P - Persona 5 Royal
Q - Q. U. B. E
R - Resident evil 2 remake
S - Starfield
T - Titanfall 2
U - Ultimate Mortal Kombat 11
V - Valiant hearts
W - Wolfenshtein the new order
X - Xenoblade chronicles
Y - Yakuza 0
Z - пропуск
Оставлю это здесь

1

Блин, а вот про Minecraft я как-то и забыл

1

A - Adventure of Batman & Robin
B - Bare Knuckle
C - Contra: The Hard Corps
D - Dune 2: Battle for Arrakis
E - Earthworm Jim 2
F - Final Fantasy VI
G - Gauntlet
H - Half-Life
I - Iron Storm
J - Jericho
K - King's Bounty: Легенда о рыцаре
L - Lethal Enforcers
M - Maximum Carnage
N - Narcissu 1st
O - Oni
P - Phantasy Star II
Q - Q. U. B. E.
R - RoboCop vs The Terminator
S - Sonic the Hedgehog 2
T - Teenage Mutant Ninja Turtles: The Hyperstone Heist
U - Ultimate Mortal Kombat 3
V - Vectorman
W - WWF WrestleMania: The Arcade Game
X - X-men 2: Clone Wars
Y - Yet Another Zombie Defence
Z - Zero Tolerance
Просто скопирую сюда.