От британских флюгеров до тайских поваров: 14 лучших (пока) фильмов 2023 года
12-е место: О сухой траве
About Dry Grasses / Kuru Otlar Üstüne (Турция, реж. Нури Бильге Джейлан)
Возвращаемся к рубрике потерянных людей и прохладных провинциальных е**ней. На этот раз турецких.
«О сухой траве» — трехчасовое разговорное полотно, в центре которого находится учитель младших классов. Ядро сложного конфликта построено на переживании протагонистом кризиса среднего возраста и иллюзорном желании покинуть Богом забытую деревню. Диалогов здесь и правда вагон: в костер беседы идут и сплетни, и политика, и экзистенциальные изыскания.
Признаюсь, я навряд ли смог полностью переварить это нафаршированное яство — уж слишком много тут всего, а камерный разговорный жанр за пределами моих предпочтений. Сверхнеожиданный взлом четвертой стены так и вовсе окончательно выбивает из седла и добавляет дополнительный уровень сложности к осмыслению оставшейся части фильма.
Но трудно не признать монументальность картины, особенно на втором часу, когда оживает камера и выдает сплошную красоту кадр за кадром.
11-е место: Спи
Sleep / 잠 (Южная Корея, реж. Ю Джэ-сон)
Классный яркий режиссерский дебют от бывшего ассистента Пон Джун-хо («Паразиты», «Воспоминания об убийстве»). Как ни странно, эта сноска говорит о характере фильма больше, чем что-либо еще. Остроумный, иногда даже смешной, с узнаваемым монтажом и блестящим актерским дуэтом в роли семейной пары. Определенно один из самых оригинальных хорроров/психологических триллеров в году, богатом на работы в жанре.
Еще большую ценность фильму придает тот факт, что к глубочайшему сожалению это последний фильм при жизни замечательного актера Ли Сон-гюна.
10-е место: Никто тебя не спасёт
No One Will Save You (США, реж. Брайан Даффилд)
Кто бы мог подумать, что скромный фильм с Кейтлин Дивер в роли «не понимает, что происходит» обойдет потерянного Хоакина Феникса в той же категории концептуальных хорроров. Так случилось, хотя бы потому что Даффилд, в отличие от Ари Астера, знал, когда нужно остановиться, и выдал полтора часа саспенсового, динамичного и непредсказуемого триллера.
Вообще, в фильме хватает классных решений. Бездиалоговое кино — это супер сложно и всегда ограничивает автора в выстраивании повествования только через действия. Но Даффилд справился, что здорово играет на атмосферу изолированности. Не всегда идеально, и есть пару мест, где сценарий изрядно пробуксовывает из-за недостатка нескольких фраз, но и фильм снимал не Ким Ки Док, давайте будем снисходительны.
Еще из любопытного: здесь очень много средне-крупных планов, за весь фильм камера лишь пару раз отрывается от главной героини — нет, например, кадров с точки зрения инопланетян. Все для того, чтобы передать очень субъективный характер истории.
Вот, например, саспенсовая сцена ниже почти целиком на длинном кадре. Другой фильм за этот отрезок раз пять бы успел сменить перспективу и показать субъективной камерой, как существо подходит к кровати и не обнаруживает там героиню. Но здесь один ракурс держится минуту!
Да, причинность всех событий по итогу выглядит несколько натянутой и нераскрытой, но я был готов простить фильму и большее.
9-е место: Герой наших снов
Dream Scenario (США, реж. Кристоффер Боргли)
В своей трагикомедии Боргли врубил сценарный чит-код: выставил протагониста жертвой вселенской несправедливости, да еще и с фантастическим началом. Николас Кейдж в роли профессора со сверкающей залысиной вдруг начинает сниться людям по всему миру. Внезапная слава рушит уютный уклад жизни скромного мужичка-за-50. Непостижимый и неотвратимый катаклизм — триггер похлеще любого фильма-катастрофы. Ну как можно не посочувствовать плюшевому милашке Кейджу, пердящему в моменты интимной близости?
Но здесь Брогли припрятал сюрприз, вывернув персоналию протагониста. Простой человек из толпы, безмятежная жертва всей истории оказывается тоже может быть тщеславным, эгоистичным и нарциссичным персонажем. Фильм, в общем-то, не сколько про целое (общество и культуру отмены), сколько про частное (скрываемое за каждым из нас).
По странному ламповое кино с ламповым Кейджем. Не «Адаптация» со сценарием Кауфмана, конечно, но все равно хорошо.
8-е место: Оппенгеймер
Oppenheimer (США, реж. Кристофер Нолан)
Первый фильм Нолана за 9 лет, который мне действительно понравился. Причин этому достаточно: умение в ритм повествования на протяжении 3-х часов лишь за счет диалогов (на редкость отличных), актерский перформанс, и, самое главное, безграничная энергия с пафосом нафталинового синематографа, волшебным образом маскирующая унылые диалоговые «восьмерки».
Есть здесь и большое «но»: назойливая ассоциация Нолана с героем своего фильма. Он как-бы гений, виртуоз, творец, инженер кино — низменная драма или рамочный байопик Кристофера совсем не интересуют. Поэтому он скачет между сюжетными линиями (иногда аморфными), прыгает во времени, меняет соотношение сторон и цветокор (а «Блондинка» Доминика была не так уж плоха). Даже главный герой здесь вовсе не Мерфи в шляпе, а атомная бомба — опять же, люди для Нолана это слишком примитивные фигуры.
А жаль, ведь два моих любимых момента фильма связаны именно с внутренним драматическим сдвигом Оппенгеймера: сценами воображаемого оголения в кабинете и выступления после сброса бомбы на Хиросиму.
Но это все лирика. Если бы Нолана не было в Голливуде, его нужно было придумать — кто-то же должен снимать нефраншизные авторские эпики за 100 млн долларов. Слегка обидно, что этим «кто-то» оказывается автор нежно любимого «Мементо».
7-е место: Солтберн
Saltburn (Великобритания, США, реж. Эмиральд Феннел)
«Теорема» для зумеров или «Паразиты» для... не знаю, альфа поколения детей?.. Хотя вряд ли детям зайдут сцены выхлебывания остатков спермы из ванной или кунилингуса при месячных — серьезно, «Солтберн» спокойно забирает у японцев титул самого еб*****го фильма года.
Кажется, и сама Феннел понимает, насколько не нов концепт «бедняк попадает во взбалмошную богатую семейку и наводит шороху». Но вместо навешивания на этот скелет новых смыслов авторша оставляет отпечаток в памяти за счет мерзкой провокационности. А я и не против! Твисты, отвратительно-красивые кадры, шикарная режиссура интимных сцен — все как мы любим, да еще и под особым британским флером.
Абсурдно, что Феннел получила «Оскар» за сценарий своего куда менее талантливого дебюта «Девушка, подающая надежды». «Солтберн» не добился фестивального успеха и в целом в наградном сезоне все скромно. Что ж, логики в мире западной кинокритики все еще очень мало.
6-е место: Прошлые жизни
Past Lives (США, Южная Корея, реж. Селин Сон)
Прозаическая мелодрама, которая и не мелодрама вовсе. Американское кино, которое и не американское вовсе, а сильный дебют корейской иммигрантки Селин Сон. Внешне совершенно скромный фильм способен удивлять волшебной мизансценой и ловкой деконструкцией жанра.
5-е место: Голод
Hunger / คนหว เกมกระหาย (Таиланд, реж. Ситисири Монгколсири)
«Голод» следует по пути прошлогоднего «Меню» с попыткой завернуть в жанр триллера кино про еду/рестораны. Дальше сходства с претенциозной сатирой заканчиваются, ведь это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО фильм про еду. Уместнее вспомнить, например, «Рататуя» или даже Гринуэйского «Повар, вор, его жена и её любовник».
Но черт с ними, с ассоциациями, какой же это эффектный и драйвовый фильм! В случае с Азией, разговор о еде — это не просто болтовня о пище, это целый дискурс о культуре, ментальности, преемственности. Так и в «Голоде» еда становится инструментом повествования для месседжа о неравенстве с национальной спецификой.
Другой фильм я может бы и поругал за бесхитростную развязку, но когда вспоминаешь про тайские забегаловки со звездами Мишлен и семейной историей в несколько поколений, художественная наивность начинает видиться уже неподдельным откровением.
4-е место: Красные комнаты
Red Rooms / Les Chambres rouges (Канада, реж. Паскаль Планте)
Фильм, который начинается как манипулятивная судебная драма, где все понятно (судят маньяка-насильника, снимавшего снафф-видео с похищенными девочками), оборачивается нечто совершенно иным. Но разворот обеспечивают не сюжетные твисты, а полная смена курса темы и жанра в сторону крайне необычного психологического триллера.
Сюжетная конструкция держится на желании главной героини, успешной модели с шикарной квартирой и продвинутой Алисой в качестве ИИ-помощника, «войти не в ту дверь»: узнать все о громком деле с «красными комнатами» — платными трансляциями снаффа в даркнете. Желании зловещем, иррациональном, запретном — это и есть характер триллера.
Это не просто очередное высказывание на тему цифровой безопасности или взгляд по ту сторону всемирной паутины. Это последовательное погружение в стеклянный мир одержимости главной героини, вынырнуть из которого будет трудно: отдельные моменты катарсиса доставляют дискомфорта пуще хоррора.
3-е место: Монстр
Monster / 怪物 (Япония, реж. Хирокадзу Корээда)
Наконец, после трехлетнего зарубежного и не очень успешного (имхо) вояжа, японский маэстро возвращается на Родину и подтверждает свой топ-уровень.
Хотя Хирокадзу вновь оказывается в абсолютно естественной среде с темой родителей, детей и их взаимоотношений, заметна чужая авторская рука сценария-бриллианта (автор — Юдзи Сакамото). Этот факт переворачивает вверх дном типичную Корээдовскую сюжетную прогрессию, когда все начинается с уютной семейной драмы, а заканчивается ушатом холодной воды на голову.
Теперь это многожанровая история с расемоновским повествованием, которая стартует с социальной драмы про дееспособность школы справиться с насилием над учениками, а приходит к жизнеутверждающей реплике на тему дружбы (и не только) двух мальчиков. Но и вне двух этих полярностей есть много чего.
Сакамото и Корээда в драматических конфликтах ужасающе точно передают японский темперамент и флегматичность. Меня вообще удивляет, почему по соседству нет талантливых авторов, способных катком пройтись по проблематике, например, корейской ментальности, в то время как в Японии наберется на пару поколений таких режиссеров.
Пронзительная драма под замечательный саундтрек Рюити Сакамото (по совместительству последняя работа великого композитора при жизни). Один из лучших фильмов Хирокадзу Корээды и в целом хорошая точка входа для знакомства с фильмографией самого влиятельного японского режиссера поколения.
2-е место: Меня зовут Тихиро
Call Me Chihiro / ちひろさん (Япония, реж. Рикия Имаидзуми)
Тот фильм, который либо оставит за собой глубокий эмоциональный след, либо будет принят за пустую ламповую историю и мгновенно забыт. Как можно догадаться, в моем случае произошло первое. На наш цифровой век уже пришлись десятки картин про одиночество, но эта будет стоять для меня особняком.
И опять минутка негодования из-за несправедливости: трендом западной критики 2023-го был выбран родственный японский slice of life «Идеальные дни», не способный внятно ответить на вопрос «а зачем нам второй "Патерсон"?». «Меня зовут Тихиро», в свою очередь, без фестивальной карьеры получил прохладную прессу. Так, журналисты предпочли двухчасовую экскурсию по общественным туалетам Японии, нежели фильм с роковым лейблом «Netflix» на постере. Заслуженно (нет).
Чуть подробнее писал о фильме в подборке по Японии. Забавно, что там я успел пожаловаться на слабость современной японской киноиндустрии, а по итогу там выдался какой-то триумфальный год на успешные фильмы.
1-е место: Бетонная утопия
Concrete Utopia / 콘크리트 유토피아 (Южная Корея, реж. Ом Тхэ-хва)
Пока Сэм Эсмейл забывает доснять пару серий к финалу своей модной апокалиптической сатиры «Оставь мир позади», Ом Тхэ-хва куда более действенно ставит приговор человечеству в новых условиях мирового порядка.
Когда-то я по уши влюбился в корейское кино за его способность впихнуть в увлекательную жанровую оболочку цинизм, мелодраматизм, искрометный юмор, техническое мастерство и острый социальный подтекст. Далеко не каждая картина способна повторить эту сложную формулу (особенно в последние годы), но «Бетонной утопии» удалось идеально.
Без заявки на шедевр в этом фильме есть все, за что рядовой зритель может полюбить кино. Может, звучит не так уж амбициозно, но достаточно, чтобы обеспечить отрыв от других картин году в моем топе.
Комментарий недоступен
Азиатская хуета, турецкая хуета, нолановская хуета, хуета с актёром-мемом, хуета с проституткиной блевотиной типа Кен Парка и претенциозная хуета на французском.
я даж лайкнул) настолько каноничный коммент для дтф, что даж гордость берет!)
базище
Ты бля не Хэнкок случаем
Когда-то я по уши влюбился в корейское кино за его способность впихнуть в увлекательную жанровую оболочку цинизм, мелодраматизм, искрометный юмор, техническое мастерство и острый социальный подтекст.
В РАМКУ!