Не прошёл, но осуждаю: Other M и Samus Returns
А также общие итоги.
В общем, мой забег по «Метроидам» завершается досрочно. Здесь я прокомментирую оставшиеся две игры из тех, в которые собирался поиграть. Ещё есть всякие спин-оффы, не достойные внимания, и Metroid Dread, для которого у меня нет такой досточки с экранчиком и двумя стиками.
Начну с Other M. Эта игра была мне особо интересна по двум причинам. Первая: это трёхмерный Metroid с видом от третьего лица. То есть именно то, что, по моему мнению, нужно было делать с серией с выходом на Gamecube. Вторая: эта игра разработана студией Team Ninja, которая знает толк в трёхмерных action-adventure’ах, и творчеством которой я заинтересован.
Увы, но это игра для Wii, со всеми вытекающими. Самое смешное, что в игре не так-то много motion-функций. По-моему, всего одна, и только из-за неё играть на обычном геймпаде через эмулятор не получилось.
В общем, жалко. Посмотрел обзоры, фанаты игру очень не любят. Мол, слишком линейная и слишком кинцо. Но я бы всё равно на это посмотрел. Также много жалоб в сторону характера главной героини. Хотя раньше никакого характера у неё не было вообще, и разработчики (кстати, директором был отец серии, Йошио Сакамото) просто заполнили пустое место.
Перейдём к другой игре. Nintendo снова отдала серию в руки западной студии, Mercury Team. Но в этот раз разработкой руководил Сакамото, который вдруг захотел сделать ремейк M2. Если оригинал имел подзаголовок Return of Samus, то ремейку, недолго думая, дали название Samus Returns, гениально. Вернулась Самус в 2017 году, через год после выхода фанатского ремейка этой же самой игры. Немножко я в него погонял и вот что думаю.
Что круто
Управление. Самус хорошо анимирована и вполне отзывчива. Теперь при удержании левого бампера она встаёт на месте и может точно прицеливаться на все 360 градусов вокруг себя. В теории было бы лучше, если бы прицеливаться нужно было с правого стика, чтобы на левом оставалась возможность передвижения. Но это, как по мне, будет не очень удобно. Да и технической возможности нет: у 3DS всего один стик.
Сражения. Вслед за изменениями в управлении пошли изменения в боевой системе. Появилась возможность парировать. Парирование оглушает противников и делает их более восприимчивыми к урону, а кроме того, в случае успеха Самус может автоматически навести прицел на оглушённую цель.
Противники стали более проработанными, живучими и опасными, и они почти что заставляют использовать парирование. Тем не менее, панацеей оно не является. Из-за возросшей агрессивности враги также стали более предсказуемыми. Да, можно парировать и расстрелять. Но можно и увернуться, а потом расстрелять. Можно заморозить (Ice Beam находится очень рано) и расколоть ракетой. Лично не видел, но вроде в игре даже есть всякие постановочные добивания, должно смотреться круто.
Однако у всего этого есть и обратная сторона, о которой немного позже.
Исследование. У Самус появились особые способности, которые тратят энергию. Одна из таких способностей – буквально супер-бомба, но без урона. Видимо, разработчики (к 2017 году-то) заметили, что игроки пользуются супер-бомбой как импровизированным сканером, чтобы вскрывать все блоки в большом радиусе. Почти так же это работает и здесь: сканирующий «взрыв» делает видимым все скрытое и регистрирует на карте тот участок, который был просканирован, включая находящиеся в нём предметы. Тем самым мы ещё избавились и от комнат, в которых надо было загружать карту. В общем, последний оплот крипто-левел-дизайна серии пал. Хорошо это, или разработчикам стоило оставить злобные секреты? По крайней мере, это честно. Да и сканер был в той же Super.
А ещё именно в этой игре появилось то, о чём я давно просил: телепортация между биомами.
Платформинг. Опять же, я не заходил в игру далеко, но проблем с акробатикой и платформингом не испытал. Даже волл-джамп упростили, теперь нужно просто ещё раз нажать прыжок после соприкосновения со стеной. Я бы даже назвал это минусом: я-то уже привык к старому волл-джампу. Но для тех, кто не играл в предыдущие игры, это будет плюсом.
Что не круто
Исследование. Не скажу в целом, но по тому сегменту, что я видел, левел-дизайн проседает на фоне Super, ZM и AM2R. Всё какое-то слишком однообразное. Несмотря на сканер, я снова начал плутать. Также теперь нет как такового разделения на комнаты, из одной комнаты можно видеть, что происходит в соседних. Парадоксально, но это наводит путаницу в топографическом восприятии, по крайней мере, у меня.
Управление. А я говорил, что это игра для 3DS? Поскольку крестовина занята спец. способностями, лучи нужно переключать при помощи тач-пада на втором экранчике. Что создает уйму неудобств при игре на эмуляторе. Как я понял из просмотренных обзоров, игра со временем будет всё больше напирать на активное переключение лучей.
А ведь можно было всё сделать лучше. Во-первых, игра не использует две дополнительные кнопки на задней стороне консоли. Во-вторых, крестовину можно было просто разделить: пусть вверх-вниз переключают лучи, а влево-вправо – способности. Так даже логичнее, но увы, разработчикам приходится оправдывать инженерный аутизм Nintendo.
В общем-то, это стало одной из двух причин, по которым я бросил игру.
Визуал. А вот и вторая причина. Даже мой полноценный экран, разделённый пополам, неспособен выдать картинку достаточного для комфортной игры размера. Боюсь спросить, что вы там могли разглядеть на микроскопическом экранчике настоящей 3DS. Ну это же тупо неудобно.
Впрочем, любоваться в игре особо нечем. Для 2017 года игра выглядит довольно стрёмно, как в плане арт-дизайна, так и в плане графики. И если в первом виноваты разработчики, то во втором – сама консоль. Да, я снова не упущу шанса покритиковать консоли от Nintendo. Как можно было при наличии примера в виде PSP выпустить нечто настолько слабое и несуразное в 2011 году? И оно даже не провалилось, фанаты Nintendo это какая-то отдельная раса людей.
Сражения. Я похвалил боевую систему и противников, и всё действительно так и есть… но только поначалу. Дело в том, что теперь игра слишком сильно душит сражениями. В каждой комнате находятся враги, которые всегда агрессивные по отношению к протагонисту, и приходится в индивидуальном порядке разбираться с каждым из них, прежде чем продвигаться дальше. Когда бегаешь из комнаты в комнату в поисках нужного пути, сражения превращаются в жуткую рутину. Как можно это исправить?
Первый вариант: вернуть всё на круги своя. Не все враги враги должны быть агрессивными, у них не должно быть так много здоровья, и не все они должны требовать парирования для комфортного убийства.
Второй вариант, на мой взгляд, больше подойдёт конкретно этой игре. Мы просто делаем так, что все рядовые враги умирают единожды, но при этом воскрешаются в двух случаях: при загрузке сохранения и при переходе из одного биома в другой (чтобы совсем не лишить игру экшена).
Также отмечу отсутствие лёгкого уровня сложности и урон, который наносят противники. Возвращаются времена Fusion, когда за один пропущенный удар приходилось фармить хилки.
Из мелочей: анимации пополнения энергии и боезапаса на специальных станциях слишком длительные.
Итог
Насколько я знаю, фанатам в массе своей не понравилась Samus Returns. И это относительно справедливо. Что вижу я: средненькую неоднозначную игру. Она осовременила классическую двухмерную формулу серии, но в то же время в ней достаточно проблем. Будь у меня 3DS, я бы может нехотя её и прошёл, но смысла в этом не вижу, потому что есть Dread – наследник Samus Returns от тех же разработчиков, который исправляет (вроде как) её проблемы, и есть AM2R, который куда как лучше воссоздает оригинальную M2.
Теперь общие итоги. К сожалению, моё знакомство с «Метроидами» получилось неполноценным, потому что серия старая, её игры разбросаны по разным консолям, каждая из которых со своими прибабахами. Но пусть хотя бы так.
1. AM2R. Ultimate 2D-Metroid experience. Enough said.
2. Metroid: Zero Mission. Очень хорошая игра, основные проблемы которой исходят из того, что это всего лишь ремейк очень старой и короткой игры, сделанный для так себе консоли.
3. Metroid Super. Как я говорил, вполне себе играется даже сейчас, но есть масса недостатков, которых можно было избежать. Уровень для энтузиастов.
4. Metroid Fusion. Тут у меня возник вопрос: Fusion или Samus Returns? Я скорее поверю тем, кто защищает первое, чем тем, кто защищает второе.
5. Metroid: Samus Returns. Выше уже всё сказано.
Вне конкуренции: Metroid Prime и Other M. Первое: охотно верю, что игра классная, но проверять не хочется, изменения формулы мне совсем не зашли. Второе: вообще ноль мнения, потому что дальше туториала я не ушёл из-за особенностей управления. Считаю, нужен ремастер под Switch, чтобы я потом как-нибудь убил сразу двух зайцев (вторым из которых будет Dread).