Классический сюжет:
- Эй Риоты! Киберспортсмены умирают от голода, у них слишком маленькие зарплаты!
- Согласны, поработаем над этим, вот новые спонсоры, которые принесут деньги в экосистему, и мы постараемся интегрировать их истории так, чтобы всем было интересно: https://youtu.be/on3KHEJOvFo
- Эта твоя паста ещё в 2018 всем на Ко-Ко-Ко плешь проела, придумай что-то новое
Я в Райоте с 2014 года, шесть лет.
Я понимаю, согласен, что от человека, пришедшего в игровую индустрию извне, обычно не ждут чего-то большего чем «игры - это просто цифры».
Но в этом и отличие Riot Games от многих других компаний. Я работаю в Riot только потому, что я играл в видеоигры еще до Riot, независимо от того, в каких индустриях я работал.
И, складывая личный интерес к играм с профессиональным взглядом на это дело, можно получить уже какой-то адекватный результат (и то, как вы видите из моего поста выше - необязательно, что сразу).
Мы как раз несколько дней назад анонсировали глобальный киберспортивный ладдер для TFT:
https://ru.leagueoflegends.com/ru-ru/news/esports/tft-galaxies-championship/
“Шестнадцать игроков со всего мира будут отобраны с помощью региональной системы рейтингов и турниров – мы хотим, чтобы в чемпионате приняли участие лучшие игроки каждого региона”
Таверна и все постоянные игровые ивенты для RU сервера - да, это работа нашей команды, это эксклюзив для игроков нашего региона.
LCS в Москве проходил в МДМ летом 2013 года, я пришел через год после этого события, но знаю, что оно многим очень запомнилось!
Привет, я Алексей Крайнов, о котором говорится в этой статье.
Если повспоминать, то с 2014 года мы с командой поделали немало оффлайн ивентов , в том числе и киберспортивных. В какой-то момент у меня было ощущение, что мы превращаемся в ивент-агентство, и большая половина этих проектов (самых дорогих, к слову) были про киберспорт:
2015: DJ Sona Tour по 5 городам СНГ, в топе американского Reddit засветились, примерно такое устраивали: https://www.youtube.com/watch?v=oMd_vdoRU4w
2015: Совет Студенческих Гильдий на 1000 лучших мастеров гильдий-студентов: https://www.youtube.com/watch?v=eb3LUpRxCyo
2015: Riot Conference для участников игровой индустрии: https://greatgamer.ru/articles/press_konferencija_riot_conference.html
2016: Финал весеннего сплита LCL на стадионе"Дружба": https://www.youtube.com/watch?v=w3Mpdsqqo4s
2016: Финал летнего сплита на стадионе "ВТБ Ледовый Дворец" на 10к зрителей: https://www.youtube.com/watch?v=88UTml2WweQ (это видео прямо рекомендую посмотреть).
2017: Построили оффлайн студию, по факту - целую киберспортивную арену в Москве: https://www.youtube.com/watch?v=6IHEZTTuRu0
Да и еще по мелочам кучу событий и турниров.
И знаете что?
Со временем стало все более четко вырисовываться, что эти мероприятия прекрасны и замечательны, но, к сожалению, для очень небольшого количества участвующих в них людей (чаще всего москвичей). При том что аудитория Лиги живет по всему региону и Москва в ее размере не доминирует.
Начав разворачиваться в киберспортивные онлайн ивенты и внутриигровые события мы увидели 50-80% участия от нашей аудитории, а в офлайне мы видели 2-5% даже с учетом онлайн зрителей. И эта фундаментальная разница в уровне вовлечения давала соотвествующие результаты.
Все те годы, что мы фокусировались на офлайне и суперфокусировались на киберспорте - рост сервера был минимальным. Как только мы начали фокусироваться на онлайн проектах для аудитории (что оказалось, к слову, посложнее, чем организоваться стадион), так мы увидели начало серьезного роста.
Так что, что такое офлайн, большой киберспорт на стадионах, студии и т.д - мы, как команда, знаем хорошо, просто иногда нужно делать не то, что ярко, крупно и красиво, а то, что действительно привлекает и имеет значение для основной части аудитории.
Надеюсь, удалось раскрыть в простых тезисах наш опыт и вынесенные на эту тему уроки.
Все верно, таланты - еще одна ключевая составляющая успеха. Здесь, чтобы разбить дилемму курица/яйцо мы с одной стороны сохраняем Лигу Претендентов, с другой - работаем над ростом сообщества LoL в регионе. Как мы это делаем и какие выбираем подходы - мы детально раскрыли здесь: https://ru.leagueoflegends.com/ru/news/riot-games/announcements/itogi-goda-2017
И спасибо за комплимен Континентальной лиге!
Хорошая, адекватная критика, спасибо!
Про "привлечение новых масс" - это интересная и важная тема. League of Legends глобально выросла до 100 млн активных игроков в месяц, принципиально не инвестируя в привлечение новых игроков. Лига стала таким феноменом благодаря тому, что именно существующее сообщество, вовлеченное в игру, и в то, что вокруг нее происходит, привлекало к ней своих друзей.
Мы челленжили этот подход в регионе, и на примере финала LoL на ВТБ стадионе в 2016 году инвестировали серьезные средства в рекламу и маркетинг игры и события. Могу сказать прямо - такой традиционный маркетинг не работает эффективно на рост аудитории.
Что работает на рост сервера - это вовлечение тех самых существующих игроков в новые проекты, новый опыт, новые истории. Именно они обеспечивают поддержку и рост через привлечение своих друзей к привлекательному для них опыту. Как мы это делали в 2017 году описано здесь: https://ru.leagueoflegends.com/ru/news/riot-games/announcements/itogi-goda-2017
И да, в ноябре 2017 RU сервер обновил свой рекорд в месячной активной аудитории, что подсказывает нам, что мы делаем правильные вещи.
Красивые отчеты рисовать несложно, если за ними стоят реальные результаты.
Про бан и связанные с ним вопросы я постарался подробно ответить в этот треде: https://www.cybersport.ru/news/dlya-pribyli-nuzhno-pobezhdat-na-mezhdunarodnom-urovne-chto-rasskazal-rukovoditel-riot-games-v-sng
VP и Navi ушли, потому что участие в Лиге было нерентабельно
Мы же об одном говорим, эти клубы задуманы их руководителями сильными и поэтому дорогими в обслуживании. Это работает в стратегии побед на международном уровне, что в других дисциплинах у VP (и ранее у Navi) в целом получается. Но в LoL у них, к сожалению, не получается. VP, победив в весеннем сплите LCL 2017, ничего не добились на международном MSI. Navi были системно в конце рейтинга даже в региональной лиге. В таком случае требуется радикальная перезагрузка, что они и делают. VP, как мы помним, и раньше приходил и уходил из Лиги, и это нормальные попытки входа в дисциплину.
Какие цели вы ставили перед собой по LCL 1-2 года назад?
Начну с того, что 2 года назад мы ставили перед собой цель создать и запустить LCL (Континентальную лигу). То, что мы обсуждаем ее здесь, как минимум означает, что она вызывает интерес.
Главными целями для Riot были:
1. Создание инфраструктуры, позволяющей региональным командам побеждать на международном уровне
2. Рост зрительской аудитории LCL.
Для первой задачи мы провели финалы на ВТБ Арене для 9 тысяч зрителей: https://www.youtube.com/watch?v=88UTml2WweQ и построили киберспортивную арену League of Legends: https://vc.ru/22510-riot-games-league-of-legend
В 2016 году ANX впервые за много лет вышла в ТОП8 команд мира.
Для второй задачи мы направили усилия на вовлечение всего регионального сообщества LoL в просмотр LCL и финалов лиги. Как мы это делали и какие результаты получили, можно посмотреть в нашем годовом киберспортивном отчете для сообщества за 2017 год: http://ru.lolesports.com/articles/930
Если речь о Marketing Director, рассчитываю эту задачу закрыть до перехода.
Олег, можно посмотреть ежегодный отчет, который мы выпускаем для сообщества, чтобы увидеть что мы реально делаем в регионе: https://ru.leagueoflegends.com/ru/news/riot-games/announcements/itogi-goda-2017
А про лут и другие темы я много и подробно отвечал в комментах, возможно также поможет в построении полной картины: https://www.cybersport.ru/news/dlya-pribyli-nuzhno-pobezhdat-na-mezhdunarodnom-urovne-chto-rasskazal-rukovoditel-riot-games-v-sng
Чтобы VP и Navi ушли, им сначала потребовалось придти в Лигу. Без побед на международном уровне клубам с такой машиной поддержки сложно.
LCL развивается и будет развиваться со многими другими сильными командами, в т.ч. Gambit, Vega Squadron, M19 и другими.
Приходите в новую студию в Москве, возможно, вы поменяете свое мнение о том, как развивается Континентальная Лига и сообщество LoL в регионе.
И сокращенная версия для игроков Золота IV: https://www.facebook.com/LeagueOfLegendsRU/videos/1394198333934581/
Работаю директором московского офиса. Наша команда отвечает в целом за развитие League of Legends в регионе, в том числе за развитие локальной инфраструктуры (например - работа с локальными ISP).
Я работаю в Riot Games, у нас есть баги в LoL.
В бета продуктах (новый клиент, например) их много по определению.
Наша философия не состоит в создании продуктов без багов, мы считаем, что это в реальном мире невозможно. Мы следуем идее постоянного совершенствования и обновления.
Выпуски новых патчей к LOL каждые 2 недели недели - пример в этом подходе.
Для нас кейс этого года с LCS стал полезной платформой для уточнения, а в чем-то и пересмотра своих взглядов на работу с про-игроками, кастерами и другими важными участниками экосистемы.
Думаю, многие участники в России и СНГ видят позитивные тренды в части наших инвестиций в этом направлении - турниры, ивенты, студия, з.п. игрокам, компенсация gaming houses, турнирная логистика и другое.
Тенсент выкупил доли всех инвесторов первых раундов, а затем и доли сотрудников, кто пожелал этого. Эти события происходили при серьезной поддержке основателей.
По первому вопросу - на сколько я в курсе, первые средства привлекались как ангельское инвестирование - включая знакомых и родственников, далее был раунд с венчурным фондом.
По второму - логика в том, что работать и отчитываться перед одним крупным стратегическим профильным инвестором проще и эффективнее, чем перед набором разношерстных инвесторов (ангелы, фонды, и т.д).
Известный факт - мы живем в разных мирах, имею ввиду - каждый человек в своем, том, который он выстраивает вокруг себя.
Понимаю, что вы видите много того, что можно было бы сделать лучше (с большей частью я, думаю, я сразу даже заочно соглашусь), но ничего не может быть идеальным.
А если по большому счету, я живу в мире, где московская команда Riot Games последние три года - в отличной форме,
в мире, где % вовлечения аудитории региона в просмотр локальных киберспортивных мероприятий находится в ТОП3 среди всех регионов LoL, включая топовые лиги,
в мире, где League of Legends в регионе растет двузначными цифрами % год к году, а в 2019 RU регион становится самым быстро растущим среди всех регионов Riot Games глобально: https://ru.leagueoflegends.com/ru-ru/news/community/year-results-2019/,
в мире, где VALORANT не только глобально, но и в регионе при выходе бьет рекорды по зрителям на твиче и медийному покрытию (игровые цифры тоже впечатляют даже на закрытой бете)
Ну и другого тоже наберется.
Короче, не идеальный, но адекватный мир, в котором можно жить, и в котором живет и радуется жизни много фанатов и просто любителей игр Riot Games.
А критика - критика - это двигатель прогресса. Райот всегда был хорош тем, что слушал ее, адекватно воспринимал и использовал в своей работе.