Интервью с Филиппом Концаренко — директором по продукту DTF и VC

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров. На связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный специалист по взрывающим общественность интервью по эту сторону DTF.

<i>Классическое интервьюиное приветствие с классической интервьюиной картинкой</i>
Классическое интервьюиное приветствие с классической интервьюиной картинкой

Некоторое время назад, одному из пользователей сайта, многоуважаемому джентльмену Эсту, пришла в голову идея собрать наиболее волнующие комьюнити DTF вопросы о нынешнем состоянии нашего любимого сайта. Не чтобы на них потом задумчиво смотреть, а с самой что ни на есть благородной целью — задать эти вопросы человеку, имеющему прямое отношение к совершаемым сайтом эволюционным телодвижениям.

Этот пост недоступен

Что он благополучно и сделал, получив согласие от Филиппа ответить на составленный Эсту список вопросов, основанный на комментариях из поста выше. К сожалению, Эсту заморозил свой аккаунт, но перед уходом делегировал полномочия выпустить ожидаемое многими интервью вашему покорному слуге, если Филипп всё-таки ответит на вопросы. И он ответил! Я же, чтобы не отбирать более ваше драгоценное время, представляю ответы Филиппа на вопросы, которые волнуют активную часть комьюнити DTF сейчас (или которые Эсту посчитал наиболее важными). А уж удовлетворил Филипп ваше любопытство или нет, это решайте сами.

О том, что ждёт DTF в будущем, как видится настоящее, какие выводы были сделаны о прошлом. И зачем всё-таки нужны платные огоньки

Интервью с Филиппом Концаренко — директором по продукту DTF и VC

Интервью с Филиппом Концаренко — директором по продукту DTF и VC

Привет, Филипп. Во что сейчас играешь?

Расскажи, чем ты занимаешься на DTF? Как устроен сайт изнутри с точки зрения структуры, кто ты в этой системе?

Я директор по продукту. Занимаюсь развитием платформы, на которой работают DTF и vc. ru.

Редакция и модерация — самостоятельные отделы со своими правилами, в которые никто не вмешивается извне. Как дирекция в этом случае оценивает качество и эффективность их работы?

Нет никаких дирекций — у нас небольшая команда. Без бюрократии, департаментов и бизнес-юнитов. Структура простая: все ключевые направления и цели закреплены за отдельными специалистами, есть большое количество горизонтальных связей, благодаря которым циркулируют идеи и все эти направления связываются между собой.

Мы не рассказываем редакциям, что они должны писать на ежедневной основе, но раз в несколько месяцев смотрим статистику и потом обсуждаем вместе, какие направления или тематики неэффективны (и почему), а какие, например, наоборот, можно было бы попробовать развить, потому что есть запрос бизнеса. Статьи редакции являются для нас инструментом привлечения новых авторов, пользователей и рекламодателей.

Приведу два примера. Удаление «Шрек 2» редакцией из пользовательского голосования за лучшую игру, хотя игра лидировала с большим отрывом. И такая неприятная для автора вещь, как «шэдоубан», то есть молчаливое скрытие постов из ленты модерацией в ручном режиме: такое случается, например, с Тимуром КФК. В обоих случаях, можешь ли ты лично вмешаться и оспорить решения отделов?

Я могу прийти к ребятам за консультацией или чтобы обсудить то или иное решение. Либо ребята могут прийти ко мне (или к кому угодно в команде) за советом.

Если возникает спорный момент, который не укладывается однозначно в наши правила, наши модераторы призывают всех заинтересованных и мы вместе обсуждаем, спорим и договариваемся о решении.

Подсайт «Улучшаем DTF». Есть подозрение, что он не работает. Люди пишут, что называется, «в пустоту»: не получают обратной связи, непонятно, читают ли их предложения. Как ты видишь работу этого подсайта и взаимодействие с пользователями по поводу улучшений DTF в целом? Дирекции еще нужны предложения от нас?

Читаем все посты и обсуждения про DTF, и не только из «Улучшаем DTF». Здравые идеи сразу попадают в бэклог. Например, кастомные бейджи, спойлеры, поиск гифок в комментариях, тёмная тема в PWA — всё это случилось благодаря пользователям. Так что предложения по улучшению DTF нужны. Но мы всегда вынуждены балансировать между ядром, массовой аудиторией, статистикой и бизнесом.

В посте со сбором вопросов для тебя — 600 комментариев за сутки. Они показывают, что у сообщества есть боль. Комьюнити-менеджер мог бы эту боль успокаивать, стать буфером между пользователями и администрацией. Почему такого человека сейчас нет в штате? Дело только в финансах?

Мы считаем, что буфер, своего рода пресс-секретарь со стандартными отмазками, то есть своего рода буфер между пользователями и сотрудниками, ничем не поможет. Все в нашей команде являются активными пользователями DTF и играют роль комьюнити-менеджеров: следят за дискуссиями, переживают за развитие проекта, выносят проблемы на обсуждение внутри. Нам не нужен один человек, который будет следить за развитием сообщества DTF, нужна вовлеченность всех.

Как внедряются изменения на сайте? Что в приоритете: проверка гипотез, наращивание аудитории или текущие потребности уже существующего сообщества?

Текущие приоритеты: рост количества авторов и рост выручки. Главный показатель, на который мы ориентируемся в продукте — активные авторы. Рост авторов запускает цепную реакцию: хорошие авторы приносят на площадку контент, который привлекает аудиторию, которая конвертируется в новых авторов. Авторы приносят просмотры. Просмотры генерируют показы рекламы.

Выручка важна, потому что она делает проект устойчивым к кризисам и позволяет нам инвестировать деньги в его развитие.

Каждая цель декомпозируется и детализируется, собирается список гипотез. Учитываем всё: аналитику, метрики, результаты прошлых экспериментов, интервью с авторами, наблюдения за рынком. Результатом этого обсуждения, в ходе которого мы не сразу договариваемся, становятся задачи, которые и идут в работу.

На примере последних обновлений, связанных с монетизацией: платный закрепленный комментарий, открепление донатных комментариев, платный пожар в комментариях — как возникла эта идея, как развивалась и почему приняли решение воплотить её в жизнь? Сообщество, кажется, о таком не просило и встретило достаточно негативно.

Одна из гипотез по росту выручки и независимости: пользовательские покупки и подписка Plus. Сейчас DTF зарабатывает только на рекламе, а рекламный рынок непредсказуем. Он мгновенно реагирует на любые изменения, привязан к сезонности, зависит от партнёров и большого количества других факторов. Особенно это стало заметно после ухода из России всех крупных лейблов и издателей в 2022 году.

Поток выручки, связанный с пользовательскими покупками помог бы диверсифицировать выручку и сделать бизнес-модель DTF более устойчивой. Поэтому до конца года мы проверим несколько гипотез по одноразовым покупкам и ограничениям для пользователей без подписки Plus. Те гипотезы, которые покажут себя хорошо, останутся в проекте.

При выборе гипотезы опираемся на аналитику, интервью с пользователями и потенциальную выручку. Например, эффекты в комментариях и закрепление комментариев возникли из интервью с активными комментаторами, которые рассказали о желании выделять свои комментарии.

Чем больше пользователей DTF покупают подписку Plus или другие сервисы, тем быстрее фокус продуктовых приоритетов смещает от рекламодателя в сторону сообщества. Так устроена жизнь: кто дает бизнесу деньги на зарплаты, тот диктует правила.

Как ты оцениваешь, верное ли было принято то или иное решение по стратегии развития DTF, и по каким критериям будешь судить, нужно ли такое решение скорректировать? Речь о методологии: как ты решаешь, что изменения прижились на сайте или же стоит их откатить обратно?

У нас нет каких-то секретных и необычных способов оценки решений, всё довольно стандартно. Первый вариант — когда мы проводим A/Б-тестирование на разных группах пользователей. Например, довольно много сравнительных тестов у нас проводится в лентах. Если вариант А работает лучше варианта Б, включаем его для всех и приступаем к следующему тесту.

Есть фичи, для которых не получается провести А/Б-тестирование. Тогда следим за набором ключевых метрик. Метрики растут — оставляем, видим падение — откатываем, корректируем и пробуем снова. Здесь же учитываем реакцию аудитории, плюс проводим интервью с пользователями, чтобы понять, что стало хуже, а что лучше.

Если смотреть глобально на всю площадку, то охваты DTF, количество авторов, количество контента растут стремительно. Я бы даже сказал, что все, кроме денег, растет аномально быстро для нашего рынка. DTF превращается в очень большую блог-платформу.

Поговорим о конкретных изменениях в сообществах. Пользователям предоставили возможность редактировать посты, опубликованные в подсайты, в течение неограниченно долгого времени (раньше так было только при размещении в личном блоге, а в подсайте действовал лимит в 30 дней). И это хорошо, потому что пользователи раньше опасались публиковать в подсайт, т. к. нельзя было добавить ссылку на следующую часть спустя месяц и т. д. Но при этом у администраторов подсайтов отобрали права на редактирование юзерских постов, и это значит, что ни опечатку поправить, ни картинку быстро вывести в ленту за пользователя не получится. Рассматривается ли вариант, при котором админам вернут такие права?

DTF начинался как проект про игры и их разработку, затем превратился в проект из двух больших частей: редакционной и пользовательской, затем: в платформу для закрытых и открытых сообществ. А когда мы добавили функциональность личных блогов, DTF начал быстро разворачиваться в сторону блог-платформы.

Сейчас видно, насколько активно пользователи используют возможности личных блогов, сколько публикуют в них контента, как управляют им. Количество авторов только за последний год увеличилось в 2 раза. И видно, как отошла на второй план функциональность по созданию и управлению сообществами.

Сейчас 84% постов публикуется либо в личных блогах, либо в сообществах, которые создавала редакция. 88% процентов всех просмотров на DTF приходится на посты, опубликованные в личных блогах и сообществах, созданных редакцией.

DTF образца 2023-2024 года — это блог-платформа, ориентированная на авторов. У них будет появляться больше функций для работы с контентом, а от функциональности сообществ мы постепенно откажемся из-за её невостребованности. Немногочисленные сообщества, которые были созданы, сконвертируем в блоги и передадим их создателям вместе с рейтингом и подписчиками.

Редакция сайта существенно уменьшилась. При этом, есть авторы блогов, которые пишут грамотные лонгриды и радуют подписчиков. Также есть несколько подсайтов, которые продвигают таких авторов, создают пользовательские конкурсы с призами от сообществ. Почему подобные активности так слабо поддерживаются администрацией DTF? Чем конкретно можно было бы их поддержать? Например, «Якорь», «Лонгриды».

У нас есть несколько направлений по поддержке авторов. Если не ошибаюсь, каждые две недели редакция DTF запускает голосование за лучшие пользовательские материалы. Победители получает 5000 рублей.

Во-вторых, новая функциональность, ориентированная на авторов. Это расширенные инструменты модерации своего блога, дополнительная статистика, а также улучшение дистрибуции постов. Здесь работает наша ML-команда, которая совершенствует алгоритмы лент, чтобы удовлетворить интересы читателей и дать охваты интересным авторам.

Не думали использовать ленту заголовков на главной странице для продвижения интересных лонгридов, чтобы преодолеть извечную проблему «посты авторов живут один-два дня и почти не получают внимания после, а в это время читателям кажется, что на сайте мало лонгов/сайт не про игры»? Вопрос примерно из той же области: что, если позволить авторам платно продвигать свои длинные посты (например, отображать продвигаемые тексты в таком же блоке, как «Популярное» и «Обсуждаемое»)? (Есть примеры других сайтов, которым это помогало убить двух зайцев: монетизация и украшение главной страницы.)

На DTF в течение несколько лет была возможность продвигать свои посты — возможно, кто-то помнит большую синюю кнопку «Продвинуть» рядом с постом. За небольшую сумма можно было добавить пост на главную страницу. Было около 0 продвижений за всё время, поэтому продвижение постов на DTF отключили. Эта функциональность не вызвала интереса у авторов по тем или иным причинам.

И еще две ремарки.

Первая. От того, что пост провисит несколько дней на главной странице и будет показываться одним и тем же пользователям десятки раз, значительно ничего не изменится. Решение может быть в «умной» ленте, которая принимает решение о показе поста на основе того, видел пользователь этот пост уже или нет, интересен он ему или нет. Если сегодняшняя лента спустя сутки не дает шанса хорошему контенту, то умная будет дистрибутировать его эффективнее в течение месяца, учитывая при показе, сколько пользователя не было на сайте и что он пропустил.

Другая причина, по которой какие-то длинные посты не набрали просмотры, чаще всего кроется не в том, что их мало показывали на главной странице или в других лентах, а в том, что они, к сожалению, не вызвали интереса у широкой аудитории читателей.

Достаточно посмотреть на посты авторов DTF, которые интересны читателям через месяцы, а иногда и годы после публикации. На DTF большое количество хорошо написанных гайдов по играм, инструкций, рекомендаций с понятными заголовками, которые собирают сотни тысяч просмотров.

Что происходит с серверами? В последнее время слишком много ошибок, падений и «тормозов». 19 сентября сайт не работал 50 минут в «час-пик». С чем связаны такие сбои, всегда ли это независимые от DTF причины? И как это исправить.

Это субъективная оценка. Объективная оценка — это, например, показатель SLA (Service Level Agreement или уровень сервиса), который сейчас находится на уровне 98.5%. И скоро мы дойдём до 99%. С нами работает одна из лучших на рынке команд devops, которая круглосуточно мониторит инфраструктуру. У нас крутые разработчики, которые за прошедшие два года переписали и оптимизировали код платформы, которая теперь легко справляется с нагрузками быстрорастущего проекта. DTF — это миллионы пользователей, тысячи постов, сотни тысяч комментариев и миллиарды событий.

Конкретный пример с 19 сентября — мы проводили плановые работы по разворачиванию новой версии DTF, поэтому для небольшой части пользователей некоторые функции сайта были недоступны суммарно в течение 30 минут.

Если вы столкнулись с ошибкой на сайте или в приложении, напишите на support@dtf.ru.

Планируете ли ввести обязательную систему тегов?

Нет. Мы не используем теги для определения содержания поста, для этого есть другие инструменты.

Новый закон о рекламе, вступивший в действие 1 сентября 23, предусматривает весомые штрафы для юр. и физ. лиц за «рекламу без маркировки», а почти любой хвалебный текст о понравившейся игре можно подвести под понятие «реклама». Есть ли у руководства сайта какие-то соображения на этот счёт, как обезопасить от штрафов сайт и пользователей? Или переживать не стоит, такие прецеденты невозможны?

С юридической точки зрения мы предоставляем платформу для размещения постов. То есть если пользователь написал рекламный пост, за который он получил деньги от рекламодателя, то регистрация, размещение маркировки и отчётность возлагается на автора этого поста.

Крайне маловероятно, что хвалебный пост о понравившейся игре можно признать рекламой. У рекламы в законе есть конкретные, пусть и расплывчатые критерии. Будем следить за комментариями регулятора и формирующейся практикой.

Планируется ли разделить функции чёрного списка: сейчас скрываются сразу и посты юзера, и комментарии, а можно ли будет скрывать, например, только посты, но комментарии видеть?

Да, разделение списков будет. А именно: отдельно список пользователей, комментарии которых скрываются, отдельно список пользователей, посты которых скрываются, отдельно список пользователей, которые забанены в блоге, то есть не могут комментировать и лайкать посты.

Сейчас мы заняты переводом части пользователей DTF на новую PWA-версию (некоторый процент пользователей уже перевели). После перехода займёмся разделением списков.

Конкурсы с призами. Мы все знаем, что происходит в мире, это выходит далеко за рамки обсуждения проблем DTF. Всем понятно, что сложное время, падение выручки, ушли рекламодатели, сократились бюджеты. Тем не менее, есть ли у DTF план выхода из кризиса? Как вернуть спецпроекты, а с ними конкурсы и призы для пользователей?

Перспектив по возвращению спецпроектов на прежний уровень пока не видно. Ушли бренды, издатели, кинопрокатчики. Поменялся и сам рынок. В условиях неопределенности долгоиграющие проекты с яркими конкурсами, сложными игровыми механиками, уступили место более простым и эффективным рекламным форматам.

Поэтому и DTF сильно поменялся с точки зрения рекламы. Появилось больше нативных форматов, контекстной рекламы, исчезли баннеры, которые показывали низкие показатели. Благодаря такому обновлению DTF чувствует себя сейчас устойчиво. И, главное, что есть гипотезы и перспективы для дальнейшего роста рекламной выручки. Плюс мы продолжаем экспериментировать с пользовательской монетизацией: подписка Plus и одноразовые покупки.

Идеальный пользователь, с точки зрения дирекции сайта, кто он? И кого DTF не хотел бы категорически видеть на сайте?

Идеальный пользователь DTF с точки зрения несуществующей дирекции DTF — это любой пользователь, который любит и читает DTF.

Категорически не хотел бы видеть злостных нарушителей правил сайта.

Можно заметить, что вид главной страницы время от времени меняется, и не сказать, что она становится приятней глазу. С марта главную заполонили баянистые мемы, которые вряд ли способны удержать сайт на плаву в долгую, а сейчас новый алгоритм отбора по количеству комментариев вдобавок выводит туда посты, где в комментариях костерят автора за татуировки и т. п. Не хотели бы добавить в этот механизм более «весомые» действия, например, репост, чтобы дать больше шансов лонгридам?

Мы двигаемся по другому пути. Ленты постепенно становятся персонализированными и начинают подстраиваться под интересы читателя.

Новый алгоритм, который тестируется сейчас на небольшой группе пользователей DTF и постепенно будет развернут на всех, построен на учёте вовлеченности читателей в контент (это набор разных параметров, связанных с тем, как пользователь провзаимодействовал с постом), времени посещения, его интересах и других параметрах.

DTF — токсичное сообщество? Ты готов рекомендовать сайт своим друзьям?

У DTF не токсичное сообщество ярких и творческих людей. Рекомендую почитать исследование Инфернального говноеда, который вычислил процент токсичных комментариев — согласно его измерениям, речь идет о незначительной части сообщества. И это близко к правде. При этом могу подтвердить, что при росте аудитории DTF этот процент остаётся неизменным.

Поэтому миф о токсичном сообществе DTF — это всего лишь миф.

DTF можно рекомендовать любому.

Последний вопрос, он неожиданный. Все 600 комментариев — это, в том или ином виде, критика сайта, просьбы к администрации и даже требования. Это нормально: показывает, что нам не всё равно. Но что ты, со своей стороны, хотел бы попросить у сообщества? Возможно, даже покритиковать. Что нам всем нужно сделать для того, чтобы Make DTF Great Again?

Критика — это не просто нормально. Это хорошо. Мы занимаемся пользовательскими проектами уже почти 10 лет и, конечно, давно понимаем, что любые изменения в продукте на миллионы пользователей неизбежно вызывают дискомфорт части аудитории. Кто-то не любит перемен, кто-то просто привык, кто-то хочет более быстрых изменений.

Мне не за что критиковать сообщество. DTF is Always Great.

Вот и всё. Надеюсь, что этот маленький экскурс во внутреннюю кухню DTF был вам интересен и хотя бы частично удовлетворил любопытство сообщества. В любом случае, спасибо Филиппу за согласие на интервью, за достаточно развёрнутые ответы и за позитивный настрой. И большое-большое спасибо Эсту, благодаря которому это интервью вообще случилось. Надеюсь, что ты ещё вернёшься.

Если ты, многоуважаемый читатель, тоже прочитал до конца — спасибо и тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться. Само собой, финансовая поддержка никогда не бывает лишней, для таких еврейских мувов у меня присутствует аккаунт на Boosty. Даже бесплатная подписка очень помогает морально, не проходите мимо.

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяги.

Интервью с Филиппом Концаренко — директором по продукту DTF и VC
507507
771 комментарий