Arx Fatalis: разбор иммерсивной ARPG из начала нулевых.
Ранее мне не приходилось играть в Arx Fatalis, даже мысль не посещала. В начале 00х я всё ещё оставался приверженцем изометрических ролевых игр. Готику и Морровинд пройду лишь спустя несколько лет после релиза. Изначально я присматривался к Dark Messiah of Might and Magic, но изучение истории Arkane Studios привело к Arx Fatalis.
Содержание:
Достоинства:
- Гибкая ролевая система позволяет создать универсального или узкоспециализированного персонажа. Испортить билд сложно.
- Предусмотрена незначительная вариативность в прохождении сюжетной линии, пусть не влияющая на финал игры, но всё же приятное дополнение для пытливых игроков.
- Присутствуют тайники, несколько неотмеченных и долгосрочных заданий. Журнал ведётся, но некоторые моменты придётся домысливать самому.
- Тип удара мечом определяется направлением (WASD) движения игрока. Можно атаковать колющим выпадом, мощным рубящим или широким боковым. Удержание ЛКМ и скрытая атака увеличивают урон, вплоть до летального. Сейчас не удивишь, но для РПГ 2002 года было в новинку.
- Расчленение. Можно отрубить голову или разрубить напополам.
- Некоторые враги могут отступать и звать подкрепление.
- Можно убить любого NPC.
- Любой элемент амуниции можно зачаровывать, но потребуется заклинание 8-го уровня или свиток. На оружие всегда можно нанести яд, что никогда не будет лишним. Главное не забывать использовать.
- Кукла персонажа позволяет носить 6-7 предметов. В Dark Messiah of Might and Magic это значение сократится до 3-4.
- Уникальная предыстория не оставит равнодушными поклонников постапокалипсиса. Ведь в мире Экзосты погасло Солнце.., и все живые создания вынуждены скрываться от холода в глубинах подземелья. И пусть на поверхность выйти нельзя, но сам факт глобального катаклизма греет душу.
- Гнетущую атмосферу, начиная с измазанной кровью темницы и заканчивая мясным заводом культа Илсидов, разбавляют беседы с придурковатыми гоблинами и туповатыми троллями. Я настоятельно рекомендую понаблюдать за ними со стороны, таковых сцен не много, но они составляют важную часть игры.
- Графически игра соответствует своему времени (с модом Arx Libertatis смотрится приятнее), вероятно даже привлекательнее Gothic’и, хотя при взгляде на NPC маячил образ первого Half-Life.
- Локации для каждой фракции выполнены в аутентичном антураже. У людей средневековый город Аркс, змеиный народ выделяется изящным убранством, гномы типичной брутальностью и все остальные по своему примечательны.
- Эмбиент прекрасно погружает в атмосферу подземелья. Здесь нет внезапных вкраплений с балалайкой и песнопениями, ничто не разрушает погружение.
- Отличный русский дубляж.
- Старожилы помнят насколько забагованным был Arx Fatalis на релизе, но модификация Arx Libertatis исправляет подавляющее число ошибок. В данном случае это приятное дополнение, т.к. судить игру за ошибки молодости сейчас нет смысла.
Вкусовщина?
- Можно подбирать предметы сквозь текстуры, но спустя 22 года это скорее фича.
- Уникальная система начертания заклинаний жестами (мышью), но на деле посредственное распознавание (даже в Arx Libertatis требуется доработка) и спорная практика применения. Стоит отметить, что заклинания состоят от 2 до 3-4 рун, руны отличаются сложностью рисунка, а подготовить к бою можно только 3 заклинания.
- Удовлетворительный бестиарий, хотя и не хватает чуть большего разнообразия.
- Отсутствие простейшей индикации на карте, вроде иконок с разведанными торговцами, лабораториями, сюжетными NPC и т.д.
- У некоторых NPC существует распорядок дня, что на практике приводит к отсутствию торговцев на рабочем месте.
- В целом не самое удобное управление инвентарём, но настройка горячих клавиш позволит внести коррективы. Нет горячей клавиши для быстрого сбора вещей, но связано это с ещё одной особенностью инвентаря.
- Голод не влияет на характеристики персонажа, но способен убить совсем невнимательного игрока. Приготовление пищи бесполезно и на продажу ничего не стоит, еду можно найти даже под ногами.
- Износ не влияет на свойства амуниции, но может привести к потери оружия. Ремонтировать выгоднее у кузнеца.
Недостатки:
- Из 40 заклинаний будут использоваться 2-4, очевидно самое эффективное Огненный шар.
- В целом очень простые сражения, бой с драконом вообще детский лепет. Но приятно удивили илсиды под самый конец игры. Отсутствует выбор сложности.
- Нельзя блокировать удар мечом или щитом, нет уворота.
- Большинство доспехов и оружия доступны в самом начале игры, в целом ассортимент амуниции очень скуден. Тратить деньги некуда.
- Навык Механика близок к абсолютной бесполезности. Большинство ключей к замкам доступны через воровство или убийство, в остальных случаях игрок ничего не теряет.
- В начале игры демонстрируется нестандартное взаимодействие с NPC и работа с механизмами, но все эти ситуации можно пересчитать по пальцам одной руки.
- Игра строго ориентирована на линейное сюжетное прохождение, а любые попытки схитрить ни к чему не приведут.
- Не хватает альтернативного прохождения за злого персонажа, - финал в Arx Fatalis всегда один. Сама же игра позволяет убивать NPC без ограничений, даже можно самолично принести девочку Шани в жертву.
Баги и решения (Arx Fatalis 1.22 GOG + Arx Libertatis 1.3dev):
- Высокая вероятность застрять в модели портала.
- Можно застрять между NPC и стеной.
- Высокая вероятность вылета игры при запуске игры или загрузке сохранения. Возможно связано с попыткой пропустить заставку. В ряде случаев требуется даже перезапуск ПК.
- Оружие может не выпадать из врагов. Возможно связано с сортировкой инвентаря. Помогает перезаход на локацию или отойти на небольшое расстояние от трупа.
- Объекты могут упасть сквозь землю в небытие. Оптимальнее хранить в контейнерах.
Моды:
- Arx Libertatis - исправления, расширение базового функционала, улучшение графики, оптимизация и совместимость. Внимание: разработчик (Daniel Scharrer) гарантирует отсутствие вирусов в версии 1.2. Настоятельно рекомендую, с модом играть значительно комфортнее. Версия 1.3 здесь.
- Stacks Maps and Tweaks - объединяет в пачки некоторые предметы, улучшает мини-карту, вносит другие незначительные изменения. Мод на личное усмотрение.
Arx Libertatis уже содержит улучшенные текстуры, установка прочих текстур-паков значительно увеличивает время загрузок. Другие моды доступны на Nexus'е, MODDB или здесь. Все требуют Arx Libertatis, большинство из них имеют проблемы совместимости или находятся в альфа-версиях. Наиболее перспективный фанатский ремастер Arx Insanity Overhaul, но пока далёк от завершения.
Вывод: 7.0/10
Arx Fatalis сразу увлекает нестандартным подходом к взаимодействию с окружающим миром и NPC, но весь замысел рассыпается не по часам, а по шагам. Уникальная система начертания заклинаний скорее подходит для демонстрации художественного замысла, применение же не практично. Для меня Arx Fatalis останется игрой с нераскрытым потенциалом. Игра не склонна к импровизации, а вся иммерсивность укладывается в нескольких подготовленных сцен и бесполезных механик. Исключительный шарм игры достигается за счёт аутентичной атмосферы и придурковатого юмора. Реиграбельность Arx Fatalis умещается в одно прохождение. Я бы мог посоветовать Аркс для ознакомления с историей становления жанра иммерсивных игр, впрочем и играется нормально.
Arx Fatalis кста лучшая игра Arcane
Я в другие не играл =)
Как сейчас помню, когда выходишь только из тюрьмы гоблачей и у первого стола берешь кость в инвентарь и 10 раз используешь ее на стул, за это тебе дают топовый меч и доспех и чет еще по мелочи))
И ломает баланс игры полностью. Чисто для фана годно для второго прохождения.
Великая игра
Мой билд на старте | финале (со шмотками):
Воин + Маг + Вор
Сила 14 | 16 (22)
Разум 10 | 12 (13)
Ловкость 10 | 10 (11)
Выносливость 6 | 10 (11)
Незаметность 38 | 51 (26)
Ремесло 27 | 69 (74)
Магия 20 | 55 (53)
Ближний бой 38 | 77 (90)
Защита 18 | 33 (90)
Маг получился не очень, но всё из-за ошибочной прокачки Ремесла, а хватило бы 60 или 65. Всё сверх 60 надо в Магию.
Уже под самый-самый финал получил 9 уровень.
Для воровства требуется Незаметность =51!
И обязательно рекомендую варить зелья на Яд, здоровье и манну.
Если бы я решил пройти игру второй раз, то наверное:
Сила 16
Разум 12
Ловкость 6
Выносливость 6
Ремесло 40
Магия 29
Ближний бой 40
Защита 18
Воин + Маг. Никакого бесполезного воровства. Ремесло 60, но для уточнения надо посмотреть требование к Кольцу Героев. Яд 30, зелье здоровья 50 и магии 60. Ловкость вообще не нужна, так мне показалось, но при первом прохождении интересно глянуть на воровство. С выносливостью 6 будет сложнее на старте, постепенно можно поднять до 10.
когда-нибудь я до неё доберусь