Callisto Protocol, обзор игры
Вязкая безысходность вокруг, одиночество и постоянный риск смерти, угнетающий, атмосферный эмбиент и смертельно опасные монстры. Пробираясь к своей цели, раз за разом вы будете терять её, оказываясь в более опасных районах Black Iron - суровой тюремной колонии на Каллисто.
Приятно наблюдать, как в наше время выходит Callisto Protocol: смелый, жестокий, суровый сурвайвл, дающий проснуться застоявшейся индустрии - казуальные игроки недоумевают, журналисты рвут и мечут от мысли, как такое могло выйти. Игры по-немногу начинают оживать? - отчасти, только наши современные тенденции и мода на устоявшиеся жанры наподобие "опенворлду с активностями и указателями" не согласны с этим, как и игроки, привыкшие к подобному.
Глен Скоффилд, создатель Callisto Protocol и автор оригинального Dead Space, нашел издателя в виде Krafton'a (Pubg), собрал ветеранов разработчиков и слепил за два года новую игру. Насколько эта разработка была торопливой и находилась под давлением - мне неизвестно, но проект вышел достаточно сырым, особенно на ПК. В первые же сутки большинство проблем было исправлено, но так как мое прохождение протекало на Xbox Series X - явных проблем не было и игровой процесс не тормозил моё погружение в новый мрачный мир, созданный суровым, любящим подобное автором.
Столь редкий гость в этом жанре обзавёлся собственной историей, вселенной и героями. Dead Space здесь напоминает лишь минималистичный интерфейс и события в космосе с видом от третьего лица. Сравнивать Callisto и Мёртвый космос мне не пришлось, да и если бы и пришлось - то не вижу проблемы, если игра похожа/не похожа на него.
Локации коридорные, но отличаются друг от друга: поначалу, вам будет неуютно и жутко, но потом вы поймёте, что стало ещё страшнее и напряжённее, а что было до этого - лёгкая прогулка.
Особенно стоит выделить восхитительную визуальную составляющую игры, делающую атмосферу пугающей: детализация, объёмный свет, анимации и общая реалистичность картинки заставляют верить в умелость грамотных художников и мощь движка Unreal Engine 4. После такой красоты, слушать отговорки других разработчиков, что индустрию тормозят консоли (привет Рыцари Аркхема) - смешно и грустно. При этом, Callisto вышел и на прошлое поколение устройств.
Лайфхак: игра хоть и красива, но имеет проблемы с уровнем чёрного (вместо чёрного цвета, где он должен быть - серый, и картинка совершенно не контрастная и невыразительная), особенно в режиме HDR. Что делать? Зависит от модели вашего телевизора/монитора. В режиме SDR просто заходим в настройки игры, выставляем режим srgb и выкручиваем яркость в ноль - у меня так сработало (Samsung Q70R). В режиме HDR дело сложнее - нужно помимо правильной калибровки HDR на консоли/ПК, уменьшить уровень чёрного (или яркость/гамму) в настройках телевизора. Я поставил "яркость" на "-5" в настройке ТВ и игра стала выглядеть так, как должна.
Не отстаёт и звук с саундтреком: вокруг вас всегда что то будет шуметь, скрипеть, дышать, чавкать, рычать, ползать и жить своей жизнью. Чудовища звучат устрашающе, выстрелы и удары сочные и детальные. Саундтрек давит, сжимает, напрягает и делает всё, что нужно делать саундтреку в подобном жанре. Работа со звуком проделана огромная и игра сильно выделяется этим.
Боевая система заставляет вас сближаться с устрашающими противниками и постоянно рисковать. Схватки завязаны на таймингах уворотов и вовремя наносимой атакой. Стрелять во всё что движется не выйдет, особенно если выбрать высокую сложность. Приходится заранее прогнозировать сражение, внимательно изучать окружение и не паниковать во время боя. Сражаться сложно, особенно поначалу. Также боевая система хоть и перспективна, но мало рассчитана на нескольких противников. Но. Игра даёт шанс контролировать сражение - помимо нескольких видов огнестрела и комбинаций ударов имеется игрушка Айзека Кларка - гравитационный модуль, с помощью которого можно красиво расбрасывать противников на шипы, друг в друга или вовсе выбрасывать из локации, где они с радостью дохнут. Импакт выстрелов и ударов очень мощный. Также это всё сопровождается детальной расчленёнкой и качественной вибрацией на геймпаде. Кривость есть, сложность тоже, но если приноровиться, то сражения выходят очень красивые и эффектные, после которых приходит чувство удовлетворения. Но ненадолго, ибо атмосфера игры снова берёт вас за ворот и запихивает в холод, страх и безысходность. И это здорово.
Часто Callisto Protocol манипулирует вашими чувствами тревоги: там, откуда якобы должен был вылезти страшила - ничего не происходит, или фокус делается на одном, а опасность вас настигает совершенно ни там, где вы ожидали. Бывало, что в течении получаса на меня никто не нападал, но атмосфера игры теней, звука указывало противоположное, или наоборот - в совершенно, казалось-бы безопасной комнате, где никак не должно никого быть - на меня сбрасывали чудовище.
Кат-сцены и зрелищные эпизоды выполнены по всем канонам красивых "Сонибойских" проектов, ролики плавно перетекают к геймплею и наоборот. Режжисура чем то напоминает God of War (камера всегда "плавает" вокруг героя) хотя на деле, пусть я и не хотел сравнивать - это улучшенная режжисура Dead Space 2, но оно и логично.
Также Callisto любит подставлять игрока, обманывать и прямо-таки обламывать. Только что вы были в безопасности и с напарником, как тут же, сами того не понимая, как так произошло - оказываетесь снова в полном одиночестве в заднице мира. В этом жанре иначе и быть не может.
Актёры подобраны отличные, но сами герои показались мне до раздражения пафосными (кроме гг). Подобное поведение это клише и слишком предсказуемо, хотя порой персонажи выдают вообще безбашенные коры, но ничего не буду говорить, во избежании спойлеров.
Глубины вселенной не хватает абсолютно. Расскажу историю: как безбашенный фанатик подобных игр, я старался шарить по игре все локации, ничего не пропуская. Находил много чего из припасов, странных отсылок, секретных комнат и ДНЕВНИКИ. Пробираясь через опасное место, убиваю с риском тварей и максимум, что получаю - аудиозапись на лад "ОАОАО, КТО-ТО КО МНЕ ПРОБИРАЕТСЯ, ПОМОГИТЕ, АААА, ЧАВК-ЧАВК, ХЛЮП-ХЛЮП *УМЕР*". Помните дневники и записи в (снова я сравниваю) Dead Space? - забудьте о такой щедрости. Информации минимум, как и атмосферы, записи короткие и неинформативные, как и визуально локации, где происходили события прошлого. Это категорично ужасно и я без понятия, как можно было такое допустить. Игра с первого взгляда дарит внушающую атмосферу и вселенную, но глубины происходящего накидывает минимум.
К персонажам идёт привязка только за счёт творящегося пиздеца вокруг, мне было спокойно, когда герой встречался с кем либо, и не спокойно, когда "напарники" попадали в опасные ситуации. Сами они прописаны слабо, поверхностно и не интересно, глубина отсутствует, как и в самом сюжете.
Callisto Protocol имеет большие проблемы в менеджменте ресурсов и инвентаря: нашли новый чертёж? - мой вам совет - сто раз подумайте, прежде чем собирать новую пушку, лучше потратьте ресурсы на прокачку имеющегося оружия. Дело в том, что ненужное оружие нельзя класть в никакой ящик, оно всегда с вами. Соответственно, все находимые ресурсы аналогично распределяются по вашему оружию, что вы носите, в итоге всё место в инвентаре забивается, а нужная пушка не имеет нужного количества припасов. Зачем и кто такое допустил - не ясно, но это преступление. Колличество ресурсов не единственная проблема, если у вас много видов оружия. Главный герой очень медленно и детально меняет пушки к себя в руках, так что во время пылкого сражения, когда вам нужно в сию секунду переключить пистолет на дробовик - в суматохе приходится щёлкать и несколько раз тыкать на кнопки, повторяя процесс выбора оружия, ибо анимации прерываются во время уклонений. Так что запомните перед прохождением: НЕ СОЗДАВАЙТЕ НОВЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ. Звучит как идиотизм, но вы поймёте, когда будете играть. Также в игре странное "спойлерное" расположение элементов геймплея. Видите кучу ящиков в одном месте - значит скоро будет жарко, валяются взрывные баллоны по арене - ага, сейчас кто-то вылезет. Зачем так вредить внезапности ситуаций - спрашивать надо у геймдизайнеров.
Что в итоге? Да ничего. Моё личное мнение - я получил, чего ожидал. Хочется больше прописанной вселенной, более раскрытых интересных героев, разнообразнее фауну противников, неповторяющихся боссов и отточенную боевую систему, но имеем что вышло. Я рад, что сегодня такая игра увидела свет и я получил эмоции от прохождения. Мне было жутко от вида некоторых монстров, я паниковал и сердце моё билось во время сражений, душа уставала от давления густой мрачной атмосферы, мне было интересно проходить игру и я ни разу не заскучал из-за разнообразия ситуаций и общей насыщенности происходящего. Да, возможно, это обожание жанра и долгое ожидание игры не даёт мне видеть явный проходняк, как посчитали большинство игроков сегодня, но это моё мнение о новом детище Глена Скоффилда и я надеюсь, продолжение выйдет и окажется ещё лучше.
Скриншоты сделаны на Xbox Series X, в режиме качества.