[Обзор] Kingdom Hearts: Birth By Sleep - Тьму нельзя уничтожить

Я люблю японские игры. В сравнении с западными они так же хороши, причём как в геймплее, так и в других аспектах, а иногда даже и превосходят их. Но вот, например, Final Fantasy VII, скорее всего, запомнится среднестатистическому игроку гораздо лучше, чем The Outer Worlds. И если вспомнить мои самые любимые видеоигровые серии, практически все из них будут японскими, так как они подарили мне гораздо больше ярких эмоций при прохождении.

(Внимание, спойлеры к Kingdom Hearts: Birth By Sleep и Kingdom Hearts III)

С Kingdom Hearts я познакомился на презентации последнего бойца для Super Smash Bros. Ultimate, которым оказался Сора. После этого я всерьёз заинтересовался серией, и мне захотелось её опробовать. Купив все части с появлением в своей коллекции Xbox Series S, я начал марафон серии, который начался в январе и продлился примерно до апреля, и Kingdom Hearts произвела на меня очень сильное впечатление.

Тут надо сказать, что в Kingdom Hearts очень высокий порог вхождения. И я сейчас говорю не столько о сложности (хотя и здесь у среднестатистического геймера могут возникнуть трудности), сколько о сюжете и необходимом для его понимания порядке прохождения. У всех игр серии (кроме серии х) сквозной сюжет, и тут нельзя запустить любую игру серии и спокойно начать играть. На первый взгляд Birth By Sleep является наиболее оптимальным вариантом для входа в серию, так как это приквел, но финал вы всё равно не поймёте, и придётся либо забить на сюжет, либо прочитать или посмотреть краткий пересказ событий. Сразу скажу, что я не рекомендую так делать, потому что можно упустить множество незначительных, но в то же время интересных подробностей, которые могут запасть вам в душу при прохождении.

[Обзор] Kingdom Hearts: Birth By Sleep - Тьму нельзя уничтожить

Что же такое Kingdom Hearts? Геймплейно это JRPG с экшн-боёвкой, сюжетно - путешествие вполне стандартных для японских RPG героев по уникальной вселенной, объединяющей в себе героев из разных миров, многие из которых были вдохновлены мультфильмами и фильмами Disney. Большинство гостевых персонажей - второстепенные, но есть и исключения в виде Микки, Дональда и Гуфи, которые пройдут с главным героем серии, Сорой, практически весь его путь.

Изначально Birth By Sleep вышла на PlayStation Portable в 2010 году, и, несмотря на свой солидный возраст, она отлично сохранилась, в отличие от игр серии для Nintendo DS. На PSP Birth By Sleep играется просто замечательно, и даже управление камерой сделано удобным, потому что на ней нет второго аналогового стика. На мой взгляд, это одна из лучших игр для портативки от Sony, как технически, так и геймплейно.

Практически каждая портативная игра в серии привносила в боевую систему что-то новое. B Chain of Memories был ад с картами, в который я после получения платины больше никогда не вернусь, в 358/2 Days появился Limit Break, который всё же немного преображал игровой процесс, Re:Coded привнесла систему прокачки “Matrix”, но в Birth By Sleep, на мой взгляд, лучшая боевая система из всех перечисленных. После неё ещё выходила Dream Drop Distance, но она в основном развивала систему команд, появившуюся именно в части для PSP.

Одними из важных частей боёвки номерных частей Kingdom Hearts являются Способности (Abilities). Какие-то улучшали характеристики персонажа, а какие-то добавляли ему новые движения, что позволяло проводить более длительные цепочки из ударов. Именно это является основой системы команд. Теперь из отдельных способностей, при использовании которых выполняется определённое движение или удар, можно создавать совершенно новые команды, более мощные. И здесь открывается просто невероятный простор для экспериментов, потому что при их создании нужно также использовать кристаллы, которые дают вам уже привычные для серии способности: это, по сути, постоянные баффы к характеристикам: можно увеличить количество здоровья, сопротивление к той или иной стихии или количество ударов в одном комбо. И если открыть все эти способности и экипировать их, то игра становится легче, и босс, который раньше заставлял чуть ли не на стенку лезть, оказывается повержен уже без особых трудностей. Созданные команды нужно прокачивать, чтобы можно было не просто открыть способность, а экипировать её, а некоторые могут эволюционировать в более редкие (но это крайне нечастое явление).

Интерфейс с командами
Интерфейс с командами

Из всего этого получается действительно интересная и комплексная боевая система, которая поощряет эксперименты игрока. В качестве примера можно привести заклинание “Cure”, отвечающее за лечение: у него, как и в других частях серии, три формы - “Cure”, “Cura” и “Curaga”. Последнюю форму можно получить только уже ближе к финалу в номерных частях серии, а в Birth By Sleep через несколько ступеней крафта её можно получить даже в первой половине игры, если знать, что делать. И даже гринд, который лично мне в JRPG нравится, здесь помогает не только заработать опыт, но и прокачать свои команды, чтобы можно было быстрее экипировать способность и поставить на прокачку новую.

Структурно Birth By Sleep делится на три сюжетные линии за трёх протагонистов: Терры, Вентуса и Аквы (и проходить их я рекомендую именно в таком порядке). Каждая из них длится примерно по 10 часов, и в сумме получается как раз стандартная Kingdom Hearts на 30 часов. Единственный момент, который поначалу может смутить, заключается в том, что создавать свою колоду из команд и прокачивать её придётся 3 раза, каждый раз начиная заново в новой сюжетной ветке. Это особых проблем не вызывает, за исключением того, что в начале будет сложновато прокачаться, так как опыта за убийство врагов дают очень мало, и всё же придётся немного погриндить.

[Обзор] Kingdom Hearts: Birth By Sleep - Тьму нельзя уничтожить

Как и обычно, игрок по ходу сюжета посетит немало различных миров, основанных на мультфильмах Disney, но в этой части, кроме мира, вдохновлённого “Лило и Стичем”, всё в основном сделано по старым проектам студии, которые уже стали классикой: “Золушке”, “Спящей Красавице”, “Белоснежке”, “Питеру Пэну” и другим (Олимпийский Колизей, здесь, разумеется, тоже будет). Сюжет в этих мирах если и отходит от оригинала, то не сильно, сохраняя основы. Каждый из трёх героев прибывает в разное время и участвует лишь в фрагменте сюжета, но если соединить путешествие всех трёх протагонистов, то получится цельный сюжет, близкий к мультфильму. Например, Терра прибывает в мир “Леса Гномов” и находит Белоснежку по указу колдуньи, Вентус спасает её от ожившего злого дерева, а Аква помогает гномам расколдовать девушку, приведя принца. Что касается самих локаций, они получились довольно компактными, что, мне кажется, идёт игре в плюс: если в Kingdom Hearts III, например, локации в каждом мире действительно большие, и найти все секреты как минимум непросто, то в Birth By Sleep практически все сундуки можно найти без какой-либо дополнительной помощи.

Как было сказано выше, Birth By Sleep делится на три сюжетные линии за разных персонажей. По сути, игра представляет собой три небольшие истории за разных героев, которые объединяются в одну большую. Сюжетно это очень хорошо раскрывается: сначала мы за одного персонажа видим вполне однозначную ситуацию, а потом, наблюдая ту же ситуацию за другого, понимаем, что всё гораздо сложнее. Такой подход позволяет показать одни и те же события с разных точек зрения от лица разных людей. И, несмотря на то, что истории у Терры, Аквы и Вентуса всё же различаются и они встречают по пути разных героев, пару раз они всё-таки пересекутся, что соединяет их истории в одну.

Сдача экзамена "Mark of Mastery"
Сдача экзамена "Mark of Mastery"

Геймплейно сюжетные ветки тоже, разумеется, различаются. Совершенно по-разному ощущаются персонажи, за которых мы играем: Терра наносит медленные, но сильные удары, Вентус похож своими движениями на Сору (он гораздо быстрее Терры, но удары у него, соответственно, слабее), а Аква является золотой серединой - удары у неё мощнее, чем у Вентуса, но при этом она не уступает ему в ловкости. Как указано в начале игры, у каждого персонажа свой путь, и он встречает разных персонажей. Самое яркое различие - в локации “Disney Town”: по сюжету каждый из героев должен будет пройти “увлекательную” мини-игру разной степени хардкора. У Терры это гонки на манер Mario Kart, у Аквы - что-то вроде волейбола, где нужно отбивать фрукты, но самый ад ожидает игрока в кампании Вентуса. Казалось бы, простая ритм-игра на реакцию про мороженое. Только вот нюанс заключается в том, что для продвижения по сюжету нужно получить в этой мини-игре ранг “Excellent” - то есть, необходимо практически не допускать ошибок. И вот на этом моменте она перестаёт приносить какое-либо удовольствие и становится одним из самых сложных эпизодов за всё прохождение. На мой взгляд, мини-игры - это хороший способ разбавить игровой процесс, но не тогда, когда их прохождение строго обязательно, ещё и чуть ли не на высший ранг. К счастью, этот эпизод совсем небольшой и не отнимает много времени, но он совершенно точно запомнится.

Та самая мини-игра с мороженым
Та самая мини-игра с мороженым

Что касается саундтрека, то для Kingdom Hearts он вполне стандартный. Темы миров хороши, и, если включить их отдельно, вы скорее всего узнаете, это тема “Лесов Гномов” или “Неверленда”. Но, определённо, отдельно стоит выделить начальную тему от Хикари Утады - ремикс “Simple and Clean”, ассоциирующейся с этой серией. Вообще, опенинг именно Birth By Sleep я считаю одним из лучших в серии - он динамичен и в то же время успевает показать много информации, полезной для игрока.

Если вы вдруг трофихантер и решитесь на такую авантюру, как выбивание платины в Kingdom Hearts: Birth By Sleep, будьте готовы ко всему. В меню есть вкладка под названием Reports - это, по сути, что-то вроде блокнота, где записана информация о всех встреченных врагах, персонажах, приёмах, мини-играх и способностях. Для платины нужно будет заполнить его полностью, и тут проблема не только в том, что это скучно и утомительно (а это надо будет ещё и сделать 3 раза), но и в том, что нужно будет полностью зачистить Mirage Arena. Это ещё одна локация, где можно поучаствовать в гонке, которая была в кампании за Терру, сыграть в Command Board (по сути, полноценную настольную игру внутри игры, о которой я расскажу чуть позже) и сразиться с несколькими сильными боссами. За участие в любой из этих активностей игрок получает медали, которые можно обменивать на различные материалы, так что сюда определённо стоит заглянуть. Ну и ещё именно в Mirage Arena находятся несколько секретных боссов, для битвы с которыми желательно достигнуть 99 уровня и максимально прокачаться. Учитывая всё это, на полное прохождение спокойно может уйти 100 часов или даже больше.

В Birth By Sleep для портативной игры довольно много контента, поэтому застрять тут можно надолго хотя бы из-за прокачки способностей. Команды, кстати, можно прокачивать и другим способом - с помощью Command Board. По сути, это, как я сказал выше, настольная игра внутри игры. Партии в неё могут идти вплоть до 30 минут, и это, на мой взгляд, является отличным способом отдохнуть от сражений и прокачать свои команды (а если играть в Mirage Arena, можно и медали заработать). Основной геймплей заключается в передвижении героя по полю и подстраивании всяких западней противникам (которыми выступают оставшиеся два протагониста игры). То, насколько далеко по карте вы продвинетесь, зависит от кубика, что лишь сближает Command Board с настольными играми. Карт, на которых можно играть, в игре достаточно много: большинство из них посвящено какому-нибудь миру, и они будут открываться с его завершением.

[Обзор] Kingdom Hearts: Birth By Sleep - Тьму нельзя уничтожить

Теперь, когда все игровые механики разобраны, можно поговорить о сюжете. В рамках серии Birth By Sleep довольно уникальна, так как в ней есть сразу три новых протагониста и один ключевой антагонист, и всех их нужно было представить и, хоть немного, но раскрыть. Для начала схематично перескажу сюжет. События начинаются примерно за 10 лет до событий первой Kingdom Hearts в мире под названием Land of Departure. Главные герои - Терра, Аква и Вентус - учатся искусству владения Киблейдом у мастера Эракуса. Игра начинается с момента сдачи экзамена Террой и Аквой под названием Mark of Mastery. Пройдя его, человек становится мастером, и его обучение заканчивается. На секунду Терра позволяет тьме вылезти наружу и из-за этого проваливает экзамен. Мастер Зеанорт, старый друг Эракуса, из-за этого начинает манипулировать юношей и склонять его к тьме. Глобальный сюжет заключается в том, что в мирах появилась новая угроза - существа под названием Unversed. Терра покидает Land of Departure, вслед за ним отправляется Вентус, а за ним - Аква. В результате вся троица, пережив свои приключения, встречается в знаковой для серии локации - Keyblade Graveyard, где состоится финальная схватка с Зеанортом.

[Обзор] Kingdom Hearts: Birth By Sleep - Тьму нельзя уничтожить

А теперь - о каждой сюжетной линии поподробнее. Ветка Терры - на мой взгляд, самая интересная. Дав тьме вырваться из-под своего контроля, хоть и всего на мгновение, он дал эмоциям взять верх. Увидев это, Зеанорт сразу понял, на что можно надавить, чтобы юноша поддался его влиянию. Большую часть линии Терры мы видим, как он путешествует по мирам и оставляет лишь хаос и разрушение. В итоге, поддавшись тьме, он убивает своего учителя (но, как потом выяснится, Эракус выжил). Ветка интересна не только сценами с Зеанортом, но и тем, что в ней появляется Браиг - человеческая форма Зигбара из Организации XIII. К слову, это не единственное камео уже знакомых нам персонажей в этой игре: в разных ветках мы увидим и Каири, и Ли, и учеников Ансема Мудрого. Путь Аквы кардинально отличается от путешествия её друга: девушка несёт вместе с собой исключительно свет, помогая жителям различных миров, и таким образом доказывает правильность учения их учителя. И в финале Аква оказывается права: “Чем ещё является тьма, помимо ярости и ненависти?”. Ветка Вентуса находится между двумя уже рассмотренными, как по хронологии, так и по смыслу. Если Терра и Аква точно знают, чего они хотят от жизни и в чём состоит их цель, то Вентус ещё не определился со своим местом в этом мире. Напомню, что он принимал активное участие в событиях Union X и затем с помощью капсулы переместился в будущее (скорее всего, это было незадолго до начала событий Birth By Sleep, так как он более-менее там уже освоился). Несмотря на то, что он довольно мало знает о мире, в котором живёт, Вентус дорожит тем, что у него есть - Террой и Аквой, его друзьями. Он боится их потерять, поэтому и отправляется вслед за другом. В основном подросток является главным инструментом Зеанорта для достижения его целей: мастер извлекает из него его тёмную сущность, Ванитаса, так как склонить Вентуса на тёмную сторону у него не получилось. Эти двое будут встречаться далеко не один раз, и задача Ванитаса - столкнуться со своим “братом” в открытом бою и создать загадочный x-blade. Это и является основной целью Зеанорта на протяжении всей игры.

Ну и раз я затронул Зеанорта, то стоит поговорить и о нём, тем более он действительно важен для сюжета. Одной из главных задач Birth By Sleep, как мне кажется, было представление главного антагониста всей серии (по крайней мере, на данный момент). И Зеанорт действительно запоминается: даже при беглом взгляде в нём чувствуется мощь. Ты действительно веришь, что это самый могущественный мастер Киблейдов в истории, который долгое время приобретал знания и оттачивал своё мастерство. Нельзя также не отметить потрясающую озвучку персонажа за авторством Леонарда Нимоя, которого многие могут знать по франшизе “Star Trek”, из-за которой Зеанорт стал одним из самых харизматичных персонажей в серии. Несмотря на то, что в контексте общей истории мастер является скорее антигероем, в Birth By Sleep он всё же выступает как антагонист: он склонил Терру к тьме, в результате чего тот убивает Эракуса, своего мастера, а затем теряет своё тело, с помощью Ванитаса практически убивает Вентуса, из-за чего тот впадает в кому на 10 лет, а Акву запирает в Тёмном измерении примерно на тот же промежуток времени. Всё это происходит в финальной битве с ним, где, как уже можно было понять, Зеанорт одерживает тотальную победу над героями: он не только практически уничтожает их, но и забирает тело Терры и, ссимулировав потерю памяти, начинает учиться у Ансема Мудрого в его академии, где позже сформирует Организацию XIII.

Зеанорт получился очень харизматичным
Зеанорт получился очень харизматичным

Отдельного упоминания заслуживает и мастер Эракус, учитель Терры, Аквы и Вентуса и старый друг Зеанорта. С ним же связан один из самых ярких эпизодов игры. Его мы видим с разных сторон - сначала с позиции Терры, потом - Вентуса. Как только Эракус понял, какую опасность представляет Вентус, если благодаря нему Зеанорт сможет создать x-блейд, он решил его устранить. И со стороны Терры эта ситуация действительно выглядела как нападение, поэтому его захватили эмоции, и он чуть не убил своего учителя. И если Зеанорт обратился к тьме, то Эракус оказался ослеплён светом: пытаясь уничтожить угрозу всему миру, мастер не вспомнил, что это также и его ученик, которого он хорошо знает и которого он учил. Этот эпизод нужен не только для того, чтобы раскрыть Терру и создать поворотную точку в сюжете игры, но и для того, чтобы показать, что слепо поклоняться свету, сражаясь с тьмой, тоже может быть неверно.

Читая комментарии под выложенным на YouTube опенингом Birth By Sleep, я наткнулся на интересное мнение: некоторые считают тройку Терры, Аквы и Вентуса довольно слабой, так как они в итоге проиграли Зеанорту, и всех их пришлось спасать Соре, Рику, Микки и другим. Я с этим согласен лишь отчасти. Этой троице было отведено слишком мало времени, чтобы полностью раскрыться, поэтому Вентусу я сопереживал гораздо меньше, чем Соре, например. Но, в свою очередь, если бы в финале игры Зеанорт был побеждён, как можно было бы понять, что он - самый сильный Киблейд-мастер в истории, главный антагонист? Очень хочется, чтобы этой троице уделили побольше внимания в будущих играх (как минимум - участие в событиях Kingdom Hearts IV, как максимум - ещё один спин-офф про, например, Вентуса, где он ищет свой собственный путь), так как, на мой взгляд, в Birth By Sleep они раскрылись недостаточно.

Даже несмотря на то, что все игры серии я проходил по порядку, Birth By Sleep мне понравилась больше других частей. И если бы я составлял список из трёх лучших игр серии, то BBS была бы на втором месте, между Kingdom Hearts II и Kingdom Hearts III. У неё интересная история, которая к тому же обладает уникальной подачей, хорошим геймплеем с классной боевой системой, которая ни в чём не уступает номерным частям, и множеством дополнительного контента, благодаря которому в игре можно провести десятки часов.

[Обзор] Kingdom Hearts: Birth By Sleep - Тьму нельзя уничтожить
6666 показов
1.3K1.3K открытий
33 репоста
28 комментариев

Молодцом!

Ответить

Ух тыыы, спасибо большое!

Ответить

В целом игра тоже чем-то зацепила, хоть и не допрошел - в принципе для меня только три игры во всей франшизе хороши: КХ1, Цепь Воспоминаний (только оригинал, 3Д римейк уже не то) и вот эта вот Рождение Сном. Остальное какой-то конвейер и графомания.

Ответить

Мне первая не особо нравится. Там и сюжет ещё не набрал обороты, ну и она кривенькая немного. Chain of Memories оригинальная прикольная, но я не знаю, захочу ли я к ней вернуться

Ответить

Я люблю японские игры. В сравнении с западными они так же хороши, причём как в геймплее, так и в других аспектах, а иногда даже и превосходят их. Но вот, например, Final Fantasy VII, скорее всего, запомнится среднестатистическому игроку гораздо лучше, чем The Outer Worlds. И если вспомнить мои самые любимые

О да, давайте сравним первый крупный самостоятельный проект Обсидианов без бюджета и ААА-ремейк от одной из крупнейших игровых компаний.

Ответить

Я себе за цель не ставил как-то унизить творение Obsidian. Подставь хоть Fallout New Vegas, хоть Skyrim - не поменяется ничего. И говорил я про оригинальную Final Fantasy VII, а не ремейк

Ответить

Отличная статья!
Молодцом, хоть я и не шарю в японских играх но прочитал с интересом

Ответить