Город на бычьей шкуре: история основания Карфагена
История Карфагена неразрывно связана с финикийским Тиром. Начну своё повествование с правления величайшего тирского царя, при котором город бы на пике своего развития.
Тир на пике развития — правление Хирама I (примерно 978 — 935 годы до н. э.)
Торговые связи с Дальним Западом обогатили Тир, и он стал самым влиятельным городом Финикии, а также важнейшим торговым центром Средиземноморья. По крайней мере, на какое-то время. Однако хаос, царивший среди греков после падения микенской цивилизации, стал угрозой для тирской торговли в Эгейском море.
Афиней Навкратийский в своём рассказе, основанном на трудах Эргия Родосского, пишет следующее:
Греки, возглавляемые Ификлом, высадившись на Родосе, приступили к изгнанию оттуда финикийцев. Последние укрылись в Ахее и, имея свободный доступ к воде, упорно сопротивлялись осадившим их грекам. И лишь с помощью хитрости и подкупа греки заставили финикийского предводителя Фаланта согласиться на договор, гарантировавший финикийцам свободный уход с острова.
Вытеснение финикийцев с Родоса не нарушило торговлю с Грецией и другими западными странами. И всё же утрата такого важного пункта означала прекращение плавания до золотых рудников Тасоса. Тогда тирийцы задумались о Красном море, чтобы отправиться за золотом в страну Офир, но для этого им необходимо было достичь хороших отношений с Израильским царством.
Давид, израильский царь, окончательно разгромил филистимян, из-за чего их влияние стало просто ничтожным. А вот Израильское царство стало гегемоном в небольшом регионе, забрав под контроль важнейшие торговые пути Красного моря. Расширяющийся Тир остро нуждался в продовольствии, а следовательно в новых торговых путях, поэтому тирский царь Хирам I заключил с Давидом союз. В это же время Хирам I предпринял много действий по благоустройству и расширению территории города.
Когда Давид захватил Иерусалим и сделал его столицей, Хирам I поставил ему кедр, плотников и каменщиков для постройки огромного дворца — символа царской власти. Это не было актом признания верховенства Израильского царства над Тиром. Подарки посылались с целью укрепления дружбы между государствами. И, судя по всему, мудрый Хирам I своего добился, хотя мы не знаем какие дары послал Давид в ответ.
Когда на престол взошёл сын Давида, царь Соломон, отношения Тира и Израильского царства только укрепились. Хирам I помог Соломону построить храм Йахве в Иерусалиме, прислав материалы и рабочих, в том числе опытного медника и своего тезку, архитектора Хирама Абиффа. Соломон не остался неблагодарным и ежегодно отправлял в Тир 20 тысяч мер пшеницы и 20 мер оливкового масла — это только то, что мы знаем. Наверняка было и другое продовольствие.
«The Three Masters» Limited Edition Print by: B. Belle Walters. Царь Соломон, Хирам Абифф, Хирам I Великий
Соломон передал Хираму I 20 городов Галилеи. Во II Книге хроник действительно упоминается об этих двадцати городах. Иосиф Флавий утверждает, что Хирам I осмотрел города и отказался от них, но это утверждение принято считать фальсификацией, так как археологами доказано, что постройки в этом районе принадлежат именно тирской архитектуре, а значит Хирам I от городов не отказывался.
Союз с Соломоном позволил тирским судам беспрепятственно ходить к Офиру, откуда тирийцы привозили красное дерево, золото и драгоценные камни. Тогда оба союзника использовали для путешествий порт Эзион-Гебера. Судя по библейским записям, флот Соломона играл второстепенную роль, так как иудеи никогда не были мореплавателями.
Соломон старался вклиниться в тирскую торговлю, но Хираму I было это неудобно. Однако, чтобы не портить хорошие отношения, он позволял брать в экспедиции один корабль Соломона. Позже Соломон напросился и на торговлю с далёким Таршишем, Южной Испанией. Совместная торговля царей была оформлена как «хубур», то есть торговое товарищество. Такой же договор существовал между финикийским Библом и Египтом.
Библейские авторы с восторгом отмечают несметные богатства царя Соломона, считая причиной такого изобилия «таршишский корабль вместе с кораблём Хирамовым». Если верить Библии, торговый корабль Соломона включался в тирскую эскадрилью раз в три года, но даже этого было достаточно, чтобы обогатить Израильское царство. А если это было выгодно Соломону, то можно представить как тогда разбогател Тир.
Современный археолог, Израиль Финкельштейн Борисович, и другие исследователи, поставили под сомнение концепцию существования единого Израильского царства. Финкельштейн предлагает и новую периодизацию истории региона. По мнению тель-авивского археолога, традиционная хронология неоправданно старит появление династии царя Давида. Гипотеза появилась после нового прочтения одного слова из старого эпиграфического памятника — Моавитского камня.
С далёкого запада, в первую очередь, привозились предметы роскоши и увеселения для дворцов восточных владык. Среди них были слоновая кость, серебро, золото, птицы и обезьяны. Самыми известными торговыми дорогами Тира был путь до Дамаска, который напрямую соединял города, и более южный путь, ведущий в Трансиорданию.
Но не нужно думать, что Хирам I волновался только о нуждах знатных особ. Царь внёс значительный вклад в благоустройство Тира и, с помощью насыпей, расширил его территорию, чем решил проблему перенаселения. Также, по приказу Хирама I, разрушили старые обветшавшие святилища и построили новые, посвящённые главному тирийскому богу, Мелькарту, и любимой всеми финикийцами Астарте.
Хираму I приписывается введение праздника «пробуждение», то есть воскресение Мелькарта. Во время этого праздника из города выгоняли всех иностранцев, потому что только «подданные» Мелькарта могли в нём участвовать. Тирийцы благодарили Мелькарта за то, что он подарил им пурпур и вино.
Мелькарт не мог быть не связан с морем. В рассказе Нона об основании Тира говорится:
Основатели города по поручению Геракла (Мелькарта) переправились на Амбросийские скалы, взяв за образец для постройки судна рыбку навтил (кораблик), показанную им богом.
Греческий бог Меликерт, сын Ино, превратился в младшее морское божество, когда Гера наслала на его мать безумие и она бросилась с ним в море. Дельфин подхватил падающего в море мальчика и спас его. Тогда он получил новое, божественное, имя, Палемон. Этот бог включается в цикл мифов о Геракле, а Геракл, как известно, отождествляется с Мелькартом.
Палемон представлен на коринфских монетах верхом на дельфине, этот же морской зверь отчеканен и на ранних монетах Тира вместе с Мелькартом. Дельфин появляется и на монетах тирийской колонии, Гадеса. Можно полагать, что сага о Палемоне воспроизводит, в изменённом виде, финикийский рассказ о смерти и возрождении Мелькарта в морских волнах. Контакт Тира с греками возник в микенскую эпоху, и сказания о Мелькарте, превращённом в Меликерта, тоже, скорее всего, исходят из того времени. Следовательно культ Мелькарта существовал в Тире задолго до правления Хирама I. Вполне возможно, что сказ о воскресении Мелькарта был довольно древним, но сделать это праздником придумал именно Хирам I.
Имя Мелькарт (финик. 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕, milk-qart) означает «Царь города». И города не какого-нибудь, а именно Тира. На одном из найденных надписей его именовали как Баал-Цор — Владыка Тира.
Астарту Хирам I тоже любил и почитал. Если верить Филону Александрийскому, то по легенде именно в Тире богиня нашла упавшую звезду, поэтому Тир был её «святым островом».
Власть Хирама распространялась далеко за пределы Тира. В его подчинении находились некоторые южные финикийские города и даже северопалестинские. В их числе Акко, Ахзив и Дор — эти поселения являлись портами, которые помогали Тиру вести ещё более интенсивную торговлю. Возможно, что именно из Дора отправлялись совместные тирско-израильские экспедиции. К этой земле примыкали и галилейские города, которые, как считается, Хирам I получил от Соломона.
Западные колонии платили Тиру дань и сохранилось известие о карательной экспедиции в одну из колоний, отказавшуюся платить. Текст Иосифа Флавия с названием колонии испорчен и разобрать его трудно. Однако большинство исследователей считает, что речь идёт о городе Утика.
На 34 году правления Хирам I Великий умер. Царь построил сильную влиятельную державу, которая при нём была на пике своего развития. Его сыну, Баалезору I пришлось столкнуться с многими трудностями.
К власти в Египте пришёл ливиец Шешонк I, который основал XXII династию и решил вернуть Египту его былое величие. Шешонк I дал убежище всем заговорщиком, которые хотели подорвать власть Соломона. Им это удалось, когда Соломон умер и на престол взошёл его сын Ревоам.
Заговорщик Иеровоам возглавил восстание, в результате которого Израильское царство раскололось на северное — Израиль, и южное — Иудея. Шешонк I воспользовался расколом и вторгся в Палестину. Он захватил Иерусалим и разграбил царский дворец и храм Йахве, а также обязал Ревоама платить Египту дань. Израиль тоже пострадал от вторжения, и даже больше остальных. Затем Шешонк I пошёл на Мегиддо, как когда-то, в древние времена, фараон Тутмос III. Там он обозначил своё владычество победной стеллой.
Взор Шешонка I обратился на Финикию. Он прибыл в Библ. Город признал верховенство Египта и Шешонк I поставил там победную стеллу. Не смотря на амбиции Шешонка I, покорить всю Финикию ему не удалось. Да и Библ недолго признавал власть Египта.
Попытка восстановления Египтом былого величия захлебнулась, после того как Шешонк I умер на 21 году правления.
После распада Израильского царства Южная Палестина оказалась потеряна для Тира, потому что эдомиты, которых, в своё время, подчинил Давид, восстали. Тир утратил выход к Красному морю, что сильно ударило по его экономике. Дорога к Дамаску тоже оказалась отрезана. Западные пути остались единственным крупным торговым маршрутом Тира.
Далее последовала череда убийств царей Тира их же родственниками. После Баалезора I на трон взошёл его сын Абдастарт. Абдастарта убил собственный сын, Метастарт, и узурпировал трон. После смерти Метастарта на трон взошёл Астарт, сын некоего Деластарта. Затем правил брат Астарта, Астарим. Астарима убивает младший брат, Фелет. Верховный жрец Астарты, Итобаал, убивает Фелета и объявляет себя царём. Род Хирама Великого прекращает своё существование. Итобаал I основывает новую династию.
Тир при династии Итобаала I (от 891 года до н. э.)
Крепкие отношения с евреями рухнули после распада Израильского царства. Однако Итобаал I провёл активную политику в юго-восточном направлении, используя старый город Акко как плацдарм для пути в Филистию, Израиль и Иудею. Когда к власти в Израиле пришёл полководец Омри, у Итобаала I выпал шанс создать дружеские отношения между государствами. Тогда он выдал замуж за сына Омри, Ахава, свою дочь, Иезавель. Между Тиром и Израилем был заключён союз.
Когда Ахав занял трон отца, Иезавель проявила сильные политические амбиции, оказывая огромное влияние при израильском дворе. Она распространила культ Мелькарта, который прижился настолько хорошо, что в израильской столице, Самарии, и в городе Мегиддо, построили его храмы. Как во время Хирама I, Итобаал I послал рабочих и материалы для помощи в строительстве. Израиль и Тир стали взаимовыгодными торговыми партнёрами друг для друга, а позже к их союзу присоединилась Иудея, царицей которой была Аталия.
Важнейшей целью Итобаала I стало строительство нового порта, ориентированного на торговлю с Кипром и Египтом. На Кипр направился мощный поток финикийской колонизации.
В правление Итобаала I Тиру начала угрожать Ассирия. Амбициозный царь Ашшурнасирапал II продвигался по Леванту, не встречая сопротивления. Он дошёл до Средиземного моря и омыл своё оружие в его водах. Ашшурнасирапал II перечисляет города Финикии с юга на сервер, начиная с Тира, и заканчивая Арвадом. Ассирийская армия не осаждала Тир, но Итобаал I сам решил отправить дары ассирийскому царю. Среди них были: золото, серебро, олово, медь, одежды, сосуды, слоновая кость и экзотические животные. Это были именно дары, пусть ассирийский царь и воспринял их как признание верховенства Ассирии над Тиром. Конкретно же данью, Ашшурнасирапал II, обложил город Арвад, в котором побывал лично. Хотя многие историки говорят, что платила вся Финикия — точно мы не знаем.
Ашшурнасирапал II, в своих походах, принёс Ассирии огромные богатства. Он основал новую столицу под названием Калах. В честь этого был устроен грандиозный пир, на который пригласили почти пятьдесят тысяч особых гостей, в том числе из государств-данников. Известно, что на празднике были и гости из Сидона и Тира.
Ассирийское владычество сильно политически влияло на всю Переднюю Азию, в том числе и на Финикию. Сын Ашшурнасирапала II, Салманасар III, пошёл по стопам своего отца и возобновил завоевательские походы. Его целью было, в первую очередь, подчинение Северной Сирии и Киликии. Во вторую — Южной Сирии, а конкретно — её важнейшего экономического центра, столицы арамеев, Дамаска.
Финикийские города Иркад и Арвад организовали коалицию против ассирийского завоевания. Возможно, что и Библ вошёл в союз, но ожесточённые споры по этому поводу, всё ещё ведутся. Сидон и Тир решили «отсидеться» с надеждой, что их война обойдёт стороной.
В 853 до н. э. произошла битва при Каркаре, в которой коалиция выступила против Салманасара III. Войско ассирийцев столкнулось с армиями Дамаска, Хамата, Израиля, Ирката, Арвада, Ушна, Сиану, арабов, Аммона и неких KUR Gu-a-a (возможно, Библ) и KUR Mu-us-ra. К сожалению, сражение не задокументировано, но кое-какие факты интересны. Во-первых — это первое упоминание арабов в истории, во-вторых — это первая битва, в которой участвовало рекордное, для того времени, количество царей. Вдобавок, некоторые государства помогли косвенно. Считается, что Египет послал коалиции часть солдат, а Тир помог финансово.
Сражение оказалось кровавым. Салманасар III приписывает победу себе и официально везде сейчас указано, что победила Ассирия. Однако победа Ассирии абсолютно ничем не доказана, а даже наоборот. Судя по тому, что Салманасар III не решился идти на Дамаск, он либо проиграл сражение и отступил, либо победил с такими огромными потерями, что это едва ли вообще можно назвать победой. Скорее всего произошла ничья, в которой обе стороны потеряли колоссальное количество солдат.
Неугомонный Салманасар III вернулся и ещё шесть раз сразился в Сирии, прежде чем, всё-таки, смог взять Дамаск. Тогда его взор обратился к Тиру и Сидону. На тот момент Тиром правил уже сын Итобаала I, Баалезор II — на его плечи легла тяжёлая политическая ситуация у юго-восточной границы своей страны. В Израиле народ устал от угнетения царя Ахава. Народному гневу способствовал и факт правления чужеземной царицы, Иезавели, сестры Баалезора II. Сильная засуха добавила последнюю каплю.
Пророк Илия собрал вокруг себя последователей и открыто выступил против Ахава и Иезавели. Он стал крайне популярным в народе и тогда Иезавель приказала его убить, как делала с многими другими смутьянами. После смерти Илии дело продолжил его ученик, Елисей, восстание которого подавил Ахав.
Когда к власти пришёл Иорам, сын Ахава и Иезавели, ему тоже пришлось столкнуться с волнениями. В 843 году до н. э. военачальник Иеху поднял открытый мятеж, под предлогом борьбы с чужеродными культами, которые распространила, когда-то, Иезавель. Иорам, его братья и его мать были убиты Иеху, все жрецы тирских богов тоже. Союз между Тиром и Израилем оказался разорван.
Незадолго до этих событий произошёл переворот и в Дамаске, где был убит царь Бар-Хадад, а на престол взошёл его убийца Хазаэл. Таким образом коалиция распалась, чем сразу же воспользовался Салманасар III. Взяв Дамаск и Израиль, он начал представлять огромную угрозу для Тира и Сидона, которые предпочли не воевать и обязались выплачивать дань. После смерти Салманасара III ассирийская экспансия ослабла, но финикийцы оставались данниками Ассирии.
Правление в Тире Пигмалиона и основание Карфагена (831 или 820-774 годы до н. э.)
После Баалезора II к власти пришёл его сын, Маттан I, который завещал своё царство сыну Пигмалиону и дочери Элиссе. После смерти Маттана I народ отдал предпочтение 14-летнему Пигмалиону. Элисса, зная, что её не хотят видеть на троне, женилась на своём дяде по линии матери, богатом жреце Мелькарта, Ашербасе.
А дальше рассмотрим несколько версий развития событий, которые привели к основанию Карфагена. Они взяты из текстов разных авторов.
1. Филист Сиракузский приписывает основание Карфагена Шору и Кархедону. Аппиан и Евдоксий Кузикус следуют его примеру. Последний датирует возникновение Карфагена 803 годом «эры Авраама», то есть 1213 годом до н. э. Такого точно быть не могло, а имена двух героев вообще являются транскрипцией финикийских Шур (Тир) и Карт-Хадашт или Карфаген (по-гречески Кархедон). Эту версию даже в расчёт брать не стоит, потому что сама «эра Авраама» ничем не подтверждённая история.
2. Тимей (Платон) пишет, что Карфаген был основан Элиссой в 814 году до н. э., после того, как её муж был убит по приказу Пигмалиона. Принцесса бежала из Тира с группой тирийцев и основала в Африке Карфаген — возле финикийского города Утика. Там её стали называть новым именем, Дидона.
Весомым доводом Тимея является то, что данные события произошли за 38 лет до первой Олимпиады, то есть в 814 году до н. э. Датировку Тимея признавали большинство античных авторов, в их числе Цицерон и Аппиан.
3. Юстин, используя труды Помпея Трога и те же источники, что и Тимей, преподносит полумифическую версию, в которой сложно понять, где правда, а где миф. По этой версии Пигмалион решил завладеть сокровищами храма Мелькарта и без колебаний убил своего дядю и мужа Элиссы. Он надеялся, что сестра тут же прибежит к нему за покровительством.
Элисса дала брату знать, что прибудет в его дворец. Тот так сильно обрадовался, что даже послал своих слуг, чтобы её сопроводить. Сестра велела слугам Пигмалиона погрузить на корабль мешки с песком, якобы содержащие сокровища. В открытом море Элисса приказала выбросить мешки в воду и попросила манов покойного мужа принять «это золото» в качестве искупления. Она сказала слугам царя, что тот разгневается, когда узнает, что они помогли выкинуть сокровища в море, поэтому слуги согласились сопровождать Элиссу и помогать в её планах.
Позже к Элиссе присоединилась флотилия верных аристократов, на которую погрузили все сокровища храма Мелькарта. Великий жрец Астарты взял свою семью и вызвался сопровождать беглецов, при условии, что его потомкам передадут жреческие почести. Юстин уточняет, что Элисса приказала взять с собой восемьдесят священных проституток из храма Астарты, чтобы обеспечить населением новый город, который она задумала основать. Корабли беглецов взяли курс на Кипр и какое-то время пробыли там.
В храмах Финикии существовали «священные проститутки». Последовательниц Астарты, которые предоставляли своё тело для ублажения чужестранцев и некоторых других прихожан, называли «святая» (кадеша, qədeša). Мужчины тоже занимались этим делом и, так же, были «святыми» (кадеш, qadeš). Женщин, которые занимались сексом за деньги, называли блудницами (зона, zona), а плата за услуги называлась «платёж блудницы» (’etnan zona). Но при этом нельзя было заниматься данным процессом истинным израильтянам. До нас даже дошёл текст:
«Не должно быть святой (qədeša) из дочерей Израилевых и не должно быть святого (qadeš) из сынов Израилевых. Не вноси платежа (’etnan) блудницы (zona) и цены (məḥir) пса (keleḇ) в дом Йахве бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость (to‘eḇa) перед Йахве богом твоим».
Разгневанный Пигмалион хотел последовать за сестрой, но пророки отговорили его, потому что по пророчеству «нельзя безнаказанно чинить препятствия при закладке нового города, который единственный во всем мире был отмечен благосклонностью богов».
Флот Элиссы направился в Африку, где ливийцы стали называть её греческим именем, Дидона («Блуждающая»). Местные финикийцы из Утики обрадовались прибытию соотечественников и отправили Дидоне приветственные дары.
Дидона попросила у африканцев землю, на которой она может основать город. Местный царь макситанов (по Помпею Трогу), Иарбант, предложил землю, которая уместится на шкуре быка (по-гречески «Бирса»). Смекалистая Дидона разрезала шкуру на тонкие лоскуты и разложила вокруг огромного холма, охватив землю в 22 стадия (почти 4 километра). Поражённый царь не ожидал такого, но вынужден был соблюсти договор. Когда колонисты начали копать землю под строительство, они обнаружили череп быка, что является дурным знамением. Тогда они выбрали другие место и обнаружили там череп коня, что означает будущие воинские доблести и могущество нового города. На том месте Элисса-Дидона основала цитадель под названием Бирса («шкура быка»), вокруг которой будет построен Карфаген.
4. Карфагенские анналы погибли, но тирские дошли до нас в трудах Иосифа Флавия. Он ссылается на труды греческого автора, Менандра Эфесского, который опирался на хроники царей Тира. Менандр пишет, что на седьмой год правления царя Пигмалиона сестра этого царя бежала в Ливию и основала Карфаген. Согласно хроникам Тира — это произошло через 155 лет и 8 месяцев после восшествия на престол Хирама I Великого. Салманасар III пишет, что на 18-й год его правления Баалезор II заплатил ему дань. Хронология ассирийских царей прослеживается благодаря затмению 763-го года до н. э. Таким образом, Салманасар III находился у власти с 858 по 824 год до н. э. Сопоставив эти данные с хронологией Иосифа Флавия, напрашивается вывод, что он имеет ввиду интервал между 826 и 820 годами до н. э. Это близко к дате Тимея, но не совпадает с ней. Возможно, что так получилось из-за несовершенной системы летоисчисления восточных писцов или ошибки того, кто снимал копию с трудов Менандра Эфесского.
5. Аппион, противник Иосифа Флавия, считал, что Карфаген был основан в 751 году до н. э. Однако ни один автор той эпохи не признал мнения Апиона. Позже археологами обнаружится, что самые древние руины в Карфагене являются останками часовни на самых нижних слоях тофета Саламбо. В этой часовне сохранились вотивные греческие вазы, изготовленные между 750-725 годами до н. э. Если опираться на эти факты, то Карфаген был действительно основан ближе к середине VIII века до н. э., а значит Аппион был прав.
6. Помпей Трог, пользуясь местной традицией, отмечал, что Карфаген был основан на 72 года раньше Рима. По Варрону Рим основан в 753 году до н.э., но есть версии про 752 и 751 год. От какой из этих дат отталкивался Трог, неясно, но, в любом случае, он относил основание Карфагена к 825, 824 или 823 году, что уже близко к версии Иосифа Флавия.
Город окреп и пополнился колонистами из Сирии, Ливии и Кипра, а также коренными жителями. Спустя 10 лет, после основания, в него начинают прибывать и сидоняне.
Согласно Юстину африканский царь, Иарбант, тот самый, что выделил Дидоне землю под город, попросил её руки. Дидона хотела сохранить верность покойному мужу, но понимала, что отказ поставит новый город под угрозу. Она сделала вид, что согласилась на предложение, но сказала, что ей нужно, сперва, задобрить манов бывшего мужа. После трёх месяцев церемоний Дидона бросилась в костёр и предалась огню, таким образом сохранив верность мужу и отгородив своих жителей от угрозы войны. Так карфагенская монархия прекратила своё существование и Карфаген стал республикой.
Вопрос о дате и процессе основания Карфагена остаётся открытым. Большинство историков склоняются к дате Тимея, к 814 году до н. э. Возможно, что всё было так: Элисса сбежала из Тира в 825 году до н. э., а в 823 году до н. э. прибыла в Африку и заложила основание Карфагена. В 814 году до н. э., после самосожжения Дидоны (если оно было), возникает именно Карфагенская республика. К сожалению, мы никогда не узнаем правды, а легендарная история Юстина, которой он дополнил данные Тимея, не выдерживает никакой критики.
Анализ надписей подтверждает, что кипрский город, известный в более позднее время как Китион,
первоначально назывался Карт-Хадашт (по-финикийски Qart-ḥadašt, «Новый город»). От латинского слова Carthago, мы запомним его как Карфаген. Африканский Карфаген, основанный Дидоной, — это второй город с таким названием.
Ранний Карфаген
Первые сто лет своего существования Карфаген не имел чёткой политической и экономической структуры, а ремёсла почти не развивались. Город отправлял дань в родной Тир и оставался промежуточным портом для кораблей, которые ходили за металлом. Карфаген подчинялся Тиру до середины VI века до н. э.
Самые древние найденные могилы датируются 700 годом до н. э. Финикийцы хоронили людей за стенами города, поэтому можно примерно понять, какого он был размера. Могилы умерших не отличались друг от друга по социальному статусу, как это было в Египте. Сложно определить, кем был человек до своей смерти. Первые группы жертвоприношений божеству, Молоху, датируются этим же периодом.
Жертвы Молоху
В семитской религии Эл, отец богов, лишился власти и передал её сыновьям, после чего он удалился в свой дом на небесах. В Карфагене он снова возглавил пантеон и получил имя Баал-Хаммон (по-финикийски 𐤁𐤏𐤋 𐤇𐤌𐤍, bʻlhmn; на латыни: Baʿl Ḥamōn). Баал переводится как владыка, а слово Хаммон неизвестно. Предположительно, оно происходит от корня ХМН («сжигать»), а полное имя бога что-то вроде «Владыка Печи». Женой Баал-Хаммона была леди Танит (на пуническом: 𐤕𐤍𐤕 Tīnīt). Мелькарт и его супруга Астарта отошли на роль второстепенных богов, как и остальные финикийские боги.
Мифическая история о самосожжении Дидоны представляет собой попытку Юстина объяснить и оправдать ритуал Молоха с помощью исторического факта. Дидона была причислена к лику богов, и ее культ жил до тех пор, пока Карфаген не был захвачен римлянами. Согласно Юстину, Молох возник одновременно с городом и был связан с погребальными ритуалами, посвященными древним царям. Царя, олицетворявшего жизненную силу своего народа, сжигали, когда силы начинали ему изменять. В истории Карфагена было много случаев, когда его правители приносились в жертву богу. Это доказывает, что история Дидоны была основана не на историческом факте, а на царском обычае.
Карфагеняне приносили в жертву Баал-Хаммону своих детей. Этот обычай в Финикии исчез, но в Карфагене возродился и приводил в ужас персов, греков, римлян, и нас с вами. Детям, обреченным на смерть, давали имя МЛХ. Подобные жертвоприношения были весьма многочисленными: во время раскопок были найдены тысячи останков этих жертв, которые грудами лежали на территории тофета Саламбо.
Более того, финикийцы в трудные времена во времена войны, сильной засухи или нашествия саранчи приносили в жертву самого любимого ребенка, которого выбирали для этой цели.
Описания Исаии, Плутарха и, особенно, Диодора Сицилийского позволили Феврии воссоздать эти мрачные церемонии.
Действие происходило ночью, при свете луны. В огороженном святилище, тофете стояла бронзовая статуя бога, у ног которой была выкопана яма, где зажигали огонь. Статую окружали помощники и родители жертв, а также музыканты и танцоры. Жрец приносил тело уже убитого в соответствии с «тайными ритуалами» ребенка, которого «посвящали» богу.
Жрец клал его на руки статуи, откуда оно соскальзывало в огонь. После этого музыканты начинали играть на флейтах, тамбуринах и лирах, заглушая крики родителей, а танцоры пускались в дикий пляс. Помощникам запрещалось на все это смотреть, выкрикивать или слушать, поскольку считалось, что тело ребенка охватывает сверхъестественное пламя, зажженное от божественного дыхания, и нельзя привлекать внимания «ужасных демонов мщения».
К сожалению, сей страшный обычай просуществует вплоть до падения Карфагена.
Карфагенская торговля и ремёсла
До V века Карфаген не имел массового производства и полагался на заморские товары для обеспечения своих нужд.
Первые шаги к созданию своего производства начались в середине VII века до н. э. Вот что пишет Кинтас:
У пришельцев возникли новые потребности, и они вскоре научились удовлетворять их на месте. Несмотря на то что на поиски залежей качественной глины, на организацию её доставки, строительство печей для обжига, прокладки каналов для воды и открытия лавок для продажи керамики потребовалось время, гончары, по крайней мере, довольно быстро организовали производство, удовлетворявшее потребности города.
Из глины делали блюда, тарелки, чаши, кувшины и кружки. Стекло было очень дорогим; керамические изделия использовались для приготовления пищи, для хранения масла, вина и благовоний. Нет ничего удивительного в том, что в любом новом городе в первую очередь возникает гончарное производство.
Кинтас пишет дальше:
Естественно, гончары изготовляли свои изделия в соответствии с технологиями, принятыми в своей родной стране, это была керамика, созданная с помощью гончарного круга.
Фигурные изделия появились примерно в то же самое время; наиболее замечательными среди них являются маски демонов, которые клали в могилы. Они свидетельствуют о том, что гончары Карфагена ничуть не уступали в мастерстве своим тирийским коллегам, а самых умелых из них можно поставить в один ряд с греческими гончарами.
Карфаген обладал выгодным положением на торговых путях. Через него проходили транзитом многие грузы, шедшие в Тир. Поначалу карфагенские торговцы шли известными тирийцами путями. Трудно сказать, имел ли Карфаген в этот период свой флот или использовал суда метрополии. Некоторые факты подтверждают, что Карфаген находился на взлете, а Тир клонился к упадку.
Археологи находят в могилах фигурки скарабеев из Мемфиса, потом амулеты из Мемфиса; флакончики для духов из Коринфа; блюда, чаши и коробочки, большая часть которых тоже была изготовлена в Коринфе, но некоторые привезены из Аттики, Лаконии и с островов. Все они были погребены с умершими.
Торговля с Этрурией началась ближе к середине VII века до н. э., оттуда привозили небольшие кувшины и полированные блюда из обожженной глины с рельефными узорами, под названием «чернощёковая керамика» (итал. bucchero-nero, от лат. bucca — щека и итал. nero — чёрный).
С востока в Карфаген привозили редметы из слоновой кости: расчески, фигурки, ручки от зеркал и рукоятки кинжалов, а также разные бронзовые вещицы.
Небольшие флакончики для духов из матового стекла изготавливали в Финикии и Греции, а позже и в Египте. Сказать, откуда они были привезены, без анализа стеклянной массы невозможно.
Основав колонию в Навкратис на Ниле, греки обнаружили, что жители Карфагена охотно покупают у них скарабеев, вазы и амулеты из глазурованного фаянса.
Приведенный выше перечень товаров подчеркивает упадок Тира. В Карфагене не было найдено ни одного золотого или серебряного блюда, украшенного гравированными или рельефными узорами, ни одной фигурки или пластинки из слоновой кости, которые украшали троны или кушетки, а ведь именно они прославили финикийцев в конце второго и начале первого тысячелетий до н. э.
Начало заката Тира
Подъем Карфагена в течение VII и VI веков до н. э. тесно связан с ассирийским завоеванием Среднего Востока и греческой экспансией на запад.
Во время правления Саргона II, Синаххериба и Асархаддона ассирийцы одерживали одну победу за другой, опустошая земли Тира. Как показал Форрер, самым тяжелым был период между 670 и 662 годами до н. э., и Асархаддон хвастался, что наказал Тир за то, что он осмелился послать свои корабли на помощь египетскому фараону.
Потеря восточного рынка сильно ударила по экономике и могуществу Тира. В Карфаген начали прибывать толпы беженцев из Финикии. Центр финикийской торговли смещался на запад, и плоды этого пожинал Карфаген.
На другом берегу Средиземного моря опасность, которая поставила под угрозу единственный источник дохода города Тира, который позволял ему выплачивать огромную дань, наложенную на него ассирийцами. Греки стали искать новые рынки сбыта для своего растущего производства. Они приступили к колонизации Южной Италии и Сицилии. Сказочные богатства «Таршиша» не могли не возбудить у них зависти, и путь, по которому финикийцы ввозили металлы, оказался под угрозой. Тир остался один на один с греками.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
В следующей части мы поговорим о политической структуре Карфагена, греческой и карфагенской колонизации и познакомимся с династией Магонидов.
Основные источники:
Ж.Ш. Пикар и К. Пикар: Карфаген. Летопись легендарного города-государства с основания до гибели
Циркин Юлий: От Ханаана до Карфагена
Дональд Харден: Финикийцы. Основатели Карфагена
Шифман И.Ш.: Карфаген
Александр Волков: Карфаген. "Белая" империя "черной" Африки
Эди Дриди: Карфаген и Пунический мир
Благодарю за внимание! Подписывайтесь и ждите следующей статьи. История — это увлекательно.
всё, что я знаю про Карфаген - это то, что он должен быть уничтожен
Комментарий недоступен
...а кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен!
Это база
Комментарий недоступен
Благодарю)
А почему ты любишь заголовки во врезках оформлять?