Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Недавно мне в сети попался эдит с кадрами из аниме «Мононоке». И они меня сразу же покорили. Я пошла смотреть это творение. Да именно так у меня и происходит заинтересованность в любом аудиовизуальном произведении. Мне достаточно пары кадров и если я сразу вижу, что продукт чем-то привлекателен - просто смотрю. Не читая никакой лишней информацией, чтобы погружаться в тайтл по ходу просмотра. А потом уже сама разбираюсь в просмотренным.

И так было с «Мононоке». Мне понравилась рисовка, графика и Аптекарь.

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Ну а теперь к разберу по частям.

О чем этот аудиовизуальный продукт?

Это аниме рассказывает историю загадочного человека, который представляется Аптекарем и ходит по миру, уничтожая духов «Мононоке». Он носит с собой странный кинжал, который можно использовать только при условии, что известна Форма мононоке, Сущность и Желание. И в моменты использования можно увидеть красивого мужчину с огромным сверкающем мечем, который превращает в яркие цветущие пятна злого духа.

Мононоке - это воплощение злого духа, который родился из негативных эмоций человека. Цель пребывания духа в нашем мире - месть, убийство людей, желание свести их с ума.

Сам сюжет сериала строится из собрания четырех новел, которые занимают всего несколько серий от общего хронометража. Каждая история не связана с предыдущей и имеет свои отличительные черты. Но при этом, во всех главный герой Аптекарь узнает истории людей, раскрывает их темное прошлое и уничтожает злого духа. По сути, это классический пример сериала, где герой от серии к серии выполняет свою роль и развлекает зрителя. Только вот Мононоке сильно отличается от всех Сэйнэнов.

Сэйнэн - это жанр манги и аниме, рассчитанный на взрослую аудиторию от 18 лет. Характеризуется затрагиванием взрослых тем, большим филосовизмом, либо жизненностью истории. В историях могут фигурировать жёсткие моменты, которые могут нанести вред неподготовленной публике. Большое внимание уделяется развитию сюжета и хитросплетением судеб персонажей.

Да, в Мононоке много жести. Потому что жизнь, увы, штука жестока. А Мононоке к тому же просто так не рождаются. Их первопричина часто чья-то смерть. Да и один из жанров аниме - ужасы. Хотя, это и нельзя назвать классическим ужасом. Скримеров там нет, а уровень страха подогревается лишь визуальными образами. Но они тут, поверьте, шикарны. И раз уж речь пошла о фишках, стоит рассказать о них подробнее.

В чем уникальность этого аниме?

Занимательных черт у этого продукта несколько. Поэтому я буду изъясняться пунктами, чтобы структурировать свои мысли и донести их до читателя.

Рисовка

Это то, что сразу бросается в глаза любому зрителю, да и просто человеку, что увидел хотя бы один кадр из аниме. Ведь все аниме решено в ярких, цветах с каким-то невообразимыми сочетаниями. Стилистика рисовки же является экранным воплощение живописи эпохи Эдо - Укиё- э.

Эпоха Эдо - период между 1603 и 1867 годами в истории Японии, когда страна находилась под властью сёгуната Токугава и 300 региональных даймё. Период Эдо характеризовался экономическим ростом, строгим общественным порядком, изоляционистской внешней политикой и массовым увлечением искусством и культурой. Именно в это время появились знаменитые картины школ Ринпо и Кано, творил Кацухико Хокусай и появился театр Кабуки.

Ну а теперь про Укиё-э (Переводится, как плавающий мир). Это жанр изобразительного искусства, процветавший как раз в тот исторический период. (Кстати, большая часть событий происходит как раз в период Эдо) Отличительные черты: яркие краски, большое внимание к деталям, роспись дерева, бумаги, тканей общая лёгкость изображения. (Вообще тут стоит сделать уточнение. Укиё-э имеет несколько периодов развития и каждый имеет свои черты, которые нашли воплощение в каждой из новел. Да, если приглядеться к общей цветовой гамме и манере изображать фоны, то можно понять, что действия происходят в совершенно разных декорациях.)

Ну, по примерам картин знаменитых художников, понять нетрудно, что именно на их основе и рисовались фоны и многие действующие лица. Правда и с некоторыми стилистическими особенностями. О которых речь пойдет ниже.

Ну а еще стоит рассказать об эффекте, который сопровождает весь тайтл. И это характерная текстура бумаги Васи, которая использовалась художниками Укиё-э. Именно она создает тот самый нужный вайб традиционного японского искусства. Очень интересная деталь, которая влияет на восприятие продукта.

Еще одна занимательная черта аниме - дизайны персонажей. И тут я хочу остановится подробнее.

Дизайн Аптекаря целиком и полностью отсылает к театру Кабуки. Это можно проследить и в его очень ярком кимоно, оби и манере завязывать пояс. Все это элементы костюма актера. Специфический макияж, который одновременно отсылает и театральному гриму и к маске лисицы традиционного театра Но - предшественника Кабуки. Фиолетовая бандана - тоже театральный реквизит. Дело в том, что в актеры всегда выбривали себе лоб и макушку. А как бы лысым исполнять женские роли, в театре раньше играли только мужчины, было не комильфо. Вот и стали закрывать куском ткани лысину. А потом фиолетовая косынка и вовсе стала повседневным атрибутом актера, который не хотел светить лысиной. Хотя все равно косынкой светил и все понимали, что идет актер. (В те времена профессия человека определяла его социальное положение, поэтому внешний вид имел огромное значение) Поэтому за три версты можно было понять, кто идет: самурай, ойран, гейша, Аптекарь. Ну а еще раньше косынки носили путешественники, ибо это удобно и можно не думать о сохранности прически. Еще у Аптекаря имеются черные брюки, которые являются частью униформы Куроко - людей, которые отвечают за передвижение декораций на сцене. По традиции они носили черный цвет, означающий их незаметность. Ну а Аптекарь просто щеголяет в штанах, потому что модный. Ну еще он носит черные таби - традиционные носочки с пальцами и гета - сандалии на двух дощечках. А за спиной у него классический аптекарский короб, который расписан рисунками с его листочков, которые должны отпугивать всяких мононоке.

Вторая главная вещь - дизайны действующих лиц в новелле. Они уже являются отсылками к живописи Укиё-э. Но все же есть и немного кабукивости. В частности типажи: среди действующих лиц всегда есть самурай, приличная молодая девушка, неприличная женщина, либо коварная женщина, глупый мужчина, который не гнушится алкоголем. Ну а еще некоторые персонажи переходят из истории в историю, но исполняют уже другие роли. Поэтому их визуальные образы могут иметь схожие черты.

Массовка - это отдельный вид искусства. Я еще нигде не видела, чтобы массовка выглядела так эстетично. Дело в том, что массовка обычно либо скопированная и вставленная много раз фигурка горожанина, либо серая бесформенная масса. А в Мононоке массовка это либо фигуры чернового цвета с цветочными шестеренками на лице. Это видно по массовке в самой первой новелле. А вот в пятой новелле массовка - это манекены. Что весьма симфонично. Но о символизме я наверное поговорю в отдельном материале, если это будет интересно.

Анимация

Мой любимый момент, когда Аптекарь признался в своем страхе оказаться в месте, не имеющем ничего материального и духовного

Точнее большую часть аниме она просто отсувует. Да, меняются планы, сами кадры, но вот именно движение в кадре минимально, не считая моментов сакуга.

(Кликайте на гифки и наслаждайтесь)

Сакуга - это особые моменты в аниме, когда анимация выкручивается на максимум, чтобы показать всю красоту аудиовизуального произведения.

Да, большую часть аниме вы будете лишь статичную картинку, которая может незначительно меняться, часто трястись, либо двигаться будет только камера, но не герои внутри сцены. Даже во время речи они не подвижны. И даже в условиях японской анимации это можно считать частичной статикой. Но при этом иллюзию движения создает звук. И да, это мой любимый пример симбиотичности аудиального и визуального повествования.

Язык театра

Как я уже говорила - все аниме - это как один большой спектакль кабуки. точнее 5 спектаклей, которые объедены общим главным героем и темой мононоке. И каждая история имеет множество черт театра: занавес в характерных цветах, использование черных, оранжевых и зеленых цветов, которые были неотъемлемыми цветами занавеса в театре. Разделение сцен с помощью перегородок и характерные названия глав. Внешность героев, о которой я говорила. Язык поз Миэ - когда герой замирает в соответствующей позе, чтобы показать отличительный момент, либо ввести своего героя на сцену. Ну и конечно же соответсвующие звуковое сопровождение: знаменитые "Иу" гонг и барабаны.

Маски театра Но

В самих новеллах театральность достигается еще с помощью камерности действия: короткий промежуток времени, герои заперты внутри локации, имеется импровизацированный занавес и подразумевается наличие зрителя, котрому обращается Аптекарь в конце сериала, тем самым ломая четвертую сцену и делая заключение, которое часто сопровождает театральные постановки.

Отсылки в каждом кадре

О, это на самом деле тема для отдельного материала. Или даже серии материалов. Ибо отсылок на современную культуру, традиции, фильмы, произведения искусства тут много. Но я приведу в пример самые яркие:

Новелла Нопера-Бо. Действие разворачивается внутри красной комнаты до боли напоминающей знаменитую комнату из фильма «Твин Пикс» Девида Линча. А конце, она, подобно занавесу, падает, обнажая реальность за стенами театра.

Новелла Умибодзу. В кадре мелькают картины Густава Климта. Вообще творчество этого художника явно вдохновляло режиссера, ибо сам дизайн Гипера отсылает к его стилистике добавлять золото на картины. Но в новелле отсылки становятся еще ярче.

Новелла Бакенэку. Главная героиня носит характерный наряд флеппера: клош, юбка до колен, туфли на заклепках, бусы и соответствующий макияж (Угадайте, какая новелла моя любимая.) Она - эмансипированная женщина, которая хочет добиться высокого положения и стать журналисткой. И ее переезжает поезд. Голливудская история не так ли? Вообще именно в этой новелле очень много цитирования фильмов немого Голливуда. Чего только стоит еще большая статика камеры и обилие второго среднего плана, так любимого голливудскими операторами. А еще перевернутое изображение... Но самое удивительное для меня: тут есть отсылки на фильмы Лоис Вебер! В частности ее монтажные приемы. А еще сам сценарий по структуре напоминает структур сценария детективного нуарного фильма. Но это уже поймет только искушенный зритель.

Совмещение традиционного и современного

Как и говорилось выше - это аниме буквально стоит на брусьях традиционно японского театра. Да и не только театра. Ибо отсылок на другие визуальные вещи хватает сполна.

Но не менее интересны тут и современные элементы:

Попарт - этот элемент современного визуального искусства буквально сосуществует рядом с укиё-э. И это смотрится невероятно. Конечно, больше всего поп-арта в современной новелле Бакенэку.

Психоделическое искусство - ну это бросается в глаза сразу. Яркие цвета, обилие различных причудливых форм. И мое любимое - сцены сражения Гипера с Мононоке - это просто торжество психоделичности и слияния различных визуальных образов. Ну а самое психологическое - оппенинг. Его просто надо видеть, чтобы понять мой личный кайф.

Арки

Как уже говорилось, аниме состоит из пяти новелл, не связанных между собой в сюжетном плане. И вот о каждой из них я хочу рассказать пару слов:

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Дзасики-Вараси - история о постоялом дворе, в котором есть таинственная комната, в которой живут духи. А точнее, там завелся Мононоке, убивающий людей. По сюжету, на постоялый двор приходит беременная девушка, ищущая укрытия от холодного дождя и спасения от ниндзя, который собирается ее убить. Хозяйка двора из жалости заселяет девушку именно в эту комнату и именно в эту ночь там происходит страшное: детский смех, убийство ниндзя и его подвешивание к потолку, просто разная чертовщина и Аптекарь танцующий посреди комнаты. Это самая простая для понимания новелла. И с нее стоит начинать знакомство с тайтлом. 1-2 серия.

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Умибодзу - история о пассажирах одного торгового корабля, которые угодили в "треугольник смерти". А все по вине старого монаха, который решил искупить грехи прошлого и упокоить душу своей любимой, которая ради него села в уцуробунэ и погибла в этом проклятом аякаси месте. Примечательно, что это самая богатая на отсылки часть, где каждый кадр охото рассматривать. Ибо работа художников тут восхищает проработкой множества деталей. А еще это одна из немногих частей, где Аптекарь раскрывается как персонаж: можно узнать о его страхе, его отношении к жизни и его мнении о людях. 3-5 серия.

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Нопера-Бо - самая сложная для понимания новелла. Но при этом самая театральная. История девушке Оче, которая убила всю свою семью и теперь ожидает смерти за свои грехи. При этом самым главном ее грехом оказывается предательство своих интересов и мимолётное подчинение соблазнам. Смотреть внимательно, желательно с листочком бумаги и при этом почитать пару статей про театр кабуки и его визуальные особенности. А еще это единственная новелла, где есть отсылки к театру Но, предку театра кабуки. 6-7 серия.

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Нуэ - еще одна моя любимая новелла. Отличительная черта - общая цветовая гамма серого цвета. Яркими красками все действие будет окрашиваться лишь для демонстрации ароматов. Я бы назвала эту новеллу самой синестезированной. Ибо запахи в ней имеют свои причудливые визуальные формы. Это история о девушке, которая решила выбрать себе мужа посредством игры с угадыванием ароматов. Только вот ни один из ее женихов не имеет чувств к красавице. Всех их интересует лишь ее приданное в виде куска дерева с редки и дорогим ароматом. Ну а Аптекарь просто пришел к ней, чтобы убить Мононоке и посмеяться на нерадивыми женихами. (Понимаю его. Это были те еще полуфабрикаты) 8-9 серия.

Мононоке - аниме, кабуки, укиё - э, демоны и таинственный Аптекарь

Бакэнэко - история происходит уже в 20 веке. А точнее, в 20-30х годах, когда в Японии появился метрополитен. По сюжету в одном вагоне оказываются все люди, причастные к смерти одной молодой журналистки, которая должна была написать важную статью. Ну а Аптекарь как всегда завился к ним на огонек и стал узнавать подробности истории, чтобы истребить демона - кота, который вселился в мертвую девушку. Ну и найти убийцу. 10-12 серия.

Возможность для личной интерпретации происходящего

Идея отсутствия у главного героя имени и истории на самом деле гениальна. Именно она работает до сих пор и привлекает фанатов по сей день. Ведь мы можем играться и придумывать разные теории, касательно самого аниме. И каждая из них будет иметь право на жизнь. Ведь нам даже не раскрыли, кем является второй персонаж, появляющейся в сценах сражения с Мононоке. Кто это? Воплощение меча, какой-то ёкай или вторая часть личности самого Аптекаря? А вдруг это и есть истинная форма Аптекаря и ее можно увидеть только в эти мгновения? В общем, поле для теорий огромное. (Если будет интересно, я могу сделать материал по своим теориям)

Какие у этого аниме сильные стороны?

  1. Визуальная составляющая
  2. Сценарий
  3. Режиссура
  4. Звуковое сопровождение
  5. Игра со зрителем в загадки
  6. Симбиоз современного и традиционного искусства
  7. Общий вайб происходящего
  8. Аптекарь

Стоит ли смотреть это произведение? Определенно стоит. И я настоятельно рекомендую его к просмотру тем, кто хочет получить необычный зрительский опыт посмотреть думающее кино, где каждый элемент может дать подсказку к общему понимаю истории. Лично я люблю подобные симбиотические фильмы, где все работает на конечное восприятие продукта зрителем. И где зрителя не держат за тупезня, которому надо все объяснять словами. Ну а еще это просто красивое аниме, которое заслуживает просмотра.

5454
19 комментариев

Отличный сериал.
Есть еще аниме "Аякаси". Там несколько несвязанных между собой историй - и одна из них про Аптекаря (мне, если честно, из сериала она больше всех понравилась). Там, в том числе, он и знакомится со служанкой, которая его на корабле узнала.

3
Ответить

Да, Новелла "Бакэнэку" из "Аякаси" снималась самой первой и была изначально лишь историей для сборника. Просто по счастливому стечению обстоятельств ей дали продолжение в виде отдельного сериала. И это да, в "Аякаси" история Аптекаря самая яркая.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Есть информация, что сейчас снимается продолжение в виде полнометражного фильма. Имеется трейлер, но пока нет даты выхода. Поэтому приходится ждать.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Говоря откровенно, мне человеку, который любит японскую культуру и разбирается в ней, было сложновато смотреть сначала. Но меня быстро втянула эта история. Она, на самом деле, подбивает почитать больше о культуре. Хотя как необычный аудиовизуальный опыт это все равно стоит испытать.

Ответить