«Я бессмертен и пустил корни тут»: Бабангида на Spotify, «русский MF DOOM», альбом «Макаревич»

Альбому «Макаревич» вчера исполнилось 10 лет! На юбилей решил откопать свой старый лонгрид и поделиться с вами.

Совсем забыл поведать о том, что музыка Бабангиды официально появилась в Spotify. Не вся, конечно, но альбом «Макаревич» (не полностью) и батловые треки. Это ли не повод вернуться к нестареющей классике или впервые окунуться в мир западного побережья (только по-русски).

«Я бессмертен и пустил корни тут»: Бабангида на Spotify, «русский MF DOOM», альбом «Макаревич»

Само появления альбома на площадках — очень таинственная штука, хотя бы потому, что аккаунт Боба официально подтвержден и отмечен галочкой. То есть, даже если музыка могла быть залита дистрибьютером (это интересно каким?) или энтузиастом, то вот галочку может получить только сам артист, пройдя верификацию: личные данные, подтверждение через другую соцсеть и т.д. То бишь, либо кто-то очень хитро обманул систему, а в случае с таинственной фигурой Бабана это в принципе реально, либо он жив, здоров, и решил загрузить свои треки на платформу. Мы все равно этого не узнаем, но я хочу верить в то, что Боб сделал это самостоятельно и таким жестом на секунду вышел из темноты, дал мимолетный знак, мол, я все еще здесь.

На хип-хоп.ру до сих пор без труда можно найти тред на 173 страницы с обсуждением альбома. Комментарии набирались даже в 2020: люди возвращаются, слушают, говорят спасибо, даже донатят на кошель, который указан на фотке. «Макаревич» — это отдельная страница для всего русского хип-хопа; это увесистый пласт, который до сих пор неистово цитирует Слава КПСС и который собирает на удивление много стримов: на некоторых треках по 30 тыс. в Spotify, хотя альбом загрузили совсем недавно.

«Я бессмертен и пустил корни тут»: Бабангида на Spotify, «русский MF DOOM», альбом «Макаревич»

Почему «Макаревич» так важен — объяснить довольно трудно, потому что без контекста не очень понятно, почему эти люди на обложке, что за фит с Гуфом, какой-такой «Сталин фанк» и «плотные зиги». Но и без вводных данных альбом донельзя своеобразно скроен в музыкальном плане и его приятно слушать даже сейчас. Понятно, что это не студийный уровень сведоса и продюсерских скиллов, но в этом-то и кайф: шершавые, минималистичные биточки, тонна простеньких мелодий, семплов и классическая хх-ударочка. Именно эта неидеальность и характерна для Бабана: он писался в самый дешевый микрофон, некоторые биты настукивал самостоятельно во «фруктах» (как сам называл Fl Studio). Такой подход был намного важнее, чем вылизанность, потому что все внимание должно быть обращено на лирику, а музыка — фон; причем у Бабангиды, который слушал очень много классического забугорного хип-хопа (Cypress Hill, MF DOOM), этот фон получался восхитительным. Чего стоит один «Варим» с джазовым колоритом в инструментале или пропитанный эстетикой фанка «Сталин фанк».

Но самое важное — это конечно лирика и подача материала. И вот тут нужно просто послушать, потому что невозможно как-то описать флоу Бабана. Только если через аналогию, которую придумали еще в 10-х: «Бабангида — русский MF DOOM». Недавно послушал немножечко «Operation: Doomsday» и понял, что так оно и есть, — Бабангида очень много взял у Doom’a. Кстати, ставший культовым фильтр на голосе Боба, который, как альтер-эго, появляется почти в каждом треке, тоже не оригинальная фишка: так делал Madlib (продюсер альбома «Madvillainy» совместно с MF DOOM) на своем сайд-проекте Quasimoto. В этом смысле Бабан не какой-то сверхуникальный репер, который выдумал себя сам и является исполином аутентичности. Как и любой другой, он базируется на чужой облицовке, на культурных атрибутах родины хип-хопа, но всюду перерабатывает их на свой лад.

А вот смыслы своих треков он действительно выдумал сам. Если «внешне» Боб не чураясь заимствовал какие-то приемы, музыку, стиль, то вот лирику он писал крайне специфичную, можно сказать, сугубо провинциальную и понятную исключительно русскому человеку (за небольшими исключениями). В текстах Бабангиды никогда не было проживания чужой жизни, как пытаются эту шкуру примерить почти все нынешние реперы. Его проблематика совсем иная, хотя базируется на тех же хип-хоп ценностях, но с уклоном в «русскость». К примеру, внимание к своему городу, но никак не связанное с апроприацией чужого культурного кода.

«Калик» не имеет ничего общего с «блоками» Нью-Йорка; Бабангида описывает свой город совсем иначе, обращает взор на те вещи, которые резонируют с ним, а не с «первоисточником», который он хорошо изучал. Внутри этого микромира есть наркотики — неотъемлемая часть его лирики, что, кажется, тоже очень похоже на подлинник. Но и здесь Бабан рисует понятные только нам картины: закладки, гарик, ханка. Он пытается вкладывать в любой реп-атрибут, который, очевидно, родился за океаном, свои символы и смыслы, которые раскрываются только внутри нашей ментальности. Тоже самое с неймдроппингом, который Бабангида активно использовал: почти никаких лиц извне (если они и есть, как, например, упоминание Эрики Баду на «Не Америка», то это делается ради еще большего усиления противопоставления), только знакомые нам всем имена, которые сразу же вызывают стойкие ассоциации.

В конце нельзя не сказать про сугубо лирические/философские треки. Это композиции с большим количеством образности, причем иногда образности бытовой и очень приземленной, а иногда — довольно тонкой и художественной. Это песни о смысле существования, преодолении смерти, заточённости в матрице мироздания, симулякрах и обществе спектакля, «подземном» мироощущении. Достаточно, наверное, послушать треки «Тень» и «Маска» (кстати, тоже очевидная отсылка к MF DOOM и его культовой маске), чтобы первоначально погрузиться в поэтику Бабангиды, а после — переходить к альбому «Макаревич» — до сих пор одному из лучших альбомов русского репа.

Представь, весь мир вокруг — тёмная комната

Ты чёрная кошка, в ней в углу свернувшаяся клубком

В душе уколы страха, уже потеряно

Ощущение пространства и времени

Вдруг два кремня, искра, и все страхи сгорели в костре

Вот и жизнь также, лишь недолгая вспышка в океане тьмы

Вечером на берегу озера я слышу, как шуршит камыш

И вижу, как пляшут тени, в отражении водной глади

Я потерялся тут, внутрь себя глядя

И так заебали эти вопросы, блядь:

«Кто я такой, зачем сопротивляюсь

Не легче ли стать одним из миллиардов, в рот вставить кляп

И бодро отплясывать у всех на виду под музыку абсурда»

Нет, лучше всё же скроюсь

Пусть покрывалом мне ляжет на плечи сумрак

Уйду в тень…

«Тень»

РЖБ сказал, я MF Doom русский

Хуй знает, по-моему, более грустная моя музыка

По крайней мере она не злодейская

Из Америки комиксы тут не задействованы

Но идея спрятаться за маской мне близка

Чтобы каждая строка текста как предсмертная записка звучала

И при этом никто не заметил случайно фальши

Я предпочел спрятаться за персонажем

Мне не важно количество прайса

Считайте сами свои башли

Я специально ушел под землю глубже

Чтобы оттуда сеять зерна знания в ваши души

Ведь слава потухнет, а слова останутся

Посмотри на информационное поле Земли с орбитальной станции

Как представляется всё это не в глазах мудрого старца

А по ту сторону пустоты, со стороны того

Кто отказался от внимания и сорвал лицо с себя, оставив гримасу

И это злит массу замацанных МЦ

И вызывает максимум негативных оценок

Ведь у них есть готовый рецепт:

Голосок-фальцет и носят цепи и блинги

Ну так, пацан, ты личность - а я никто

Засветил еблище, но на Олимпе занято

И берут завидки, что кто-то выше тебя

Думаешь в подполье лишь мыши сидят?

Но ты ястреб, хищник, ты будешь парить высоко

Но тебе не ясно, что нищим поебать на закон

Нам нечего терять, кроме своих оков

Лишь маску дайте - и меньше вокруг мудаков

Замуруйте в комнате меня, закройте в кокон

Мне похуй на то, что зовете хип-хопом вы

Я бессмертен и пустил корни тут

И когда уйду, мою маску наденет другой

Дух властвует над материей, я не первый безымянный герой

«Маска»

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

1717
22 комментария

Замай! Ты говорил - ты подземный,
Ты говорил "светить ебалом - не для меня, а Бабангида - идол" Man, но сегодня ты изменил самому себе,
А значит тебе изменил пидор!

5
Ответить

классика)

1
Ответить

когда писал про окиминога, думал ты поехавший.
здесь же уважение плотное уходит - бабан легенда!
хотя тут всем похуй думаю)

4
Ответить

я поехавший

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

ты просто черный

2
Ответить

ты бабка с лавки у подъезда что ли? наркоманы, всё хуёво, всё проебали, а вот мы, а вот я

1
Ответить