Он спасал принцессу, а она оказалась атомной бомбой и взорвалась. Хитросплетение Braid

Braid — «Super Mario Bros на максималках». С тем лишь отличием, что здесь ты управляешь временем, а сложность головоломок равна сложности уничтожения боссов в Elden Ring. Каждый кусочек пазла (условие для прохождения игры) даётся с невероятным трудом.

Запускаешь игру и сразу играешь: никаких заставок, логотипов компаний<br />
Запускаешь игру и сразу играешь: никаких заставок, логотипов компаний

Инди-проект Джонатана Блоу — двухмерный платформер с уникальной механикой, сложными головоломками и скрытым психологическим сюжетом, спрятанным за уютными сказочными декорациями и узнаваемыми аналогиями.

Казалось бы, какой-то карлик бегает по уровням и прыгает на головы «гумбаобразным» монстрам, собирает кусочки мозаики, будто монетки, а абилка всего одна: управление временем. В конце каждого уровня его встречает динозаврик возле замка с флажком и произносит: «Мне очень жаль, но принцесса в другом замке». Аналогия понятна. Вот только зачем он сбрил усы и надел костюм вместо синего комбинезона с жёлтыми пуговицами?

Поначалу простой геймплей: прыгай на головы монстрам и управляй временем

А я тебе расскажу, со спойлерами.

Тим, наш герой, никакой не водопроводчик и даже не пытается казаться им, несмотря на то, что любит прыгать на головы монстров и ждать, когда обратно в трубу залезет зубастое растение, преграждающее путь.

История, положенная в основу сюжета, рассказывает о том, как он пытается спасти принцессу от монстра. В поисках принцессы Тим путешествует по шести фантастическим мирам. Каждый мир соответствует комнате в доме Тима. Сюжет рассказывается с помощью маленьких зелёных книжек, расположенных за дверью каждой из комнат его дома.

Те самые книги, посредством которых рассказывается сюжет. Если приглядеться, то можно заметить, что внешне они все отличаются друг от друга<br />
Те самые книги, посредством которых рассказывается сюжет. Если приглядеться, то можно заметить, что внешне они все отличаются друг от друга

В Braid нет линейной логичной истории. Книги служат для передачи специфической темы этого конкретного мира и не формируют последовательного хронологического ряда событий, описывающих чью-либо жизнь. Это не означает, что миры и основная сюжетная линия не имеют ничего общего друг с другом, но скорее, эти темы следует рассматривать как фрагменты альбома.

Сопоставленные друг с другом, они сочетаются вместе, чтобы нарисовать картину в голове каждого игрока.

90% сюжета Braid происходит в эпилоге. И именно детали сюжета в эпилоге натолкнули меня на написание этой статьи и предположение, что главный герой на протяжении всей игры спасал не принцессу.

На самом деле в этой игре есть два уровня сюжета. Один из них предназначен для большинства игроков, которым нужен стимул для продвижения от одного уровня к другому. Для них Braid — история о парне, гоняющемся за своей принцессой на протяжении всех шести миров. Незамысловатая история любви о «бравом рыцаре в пиджаке», который спасает свою возлюбленную из «лап кровожадного монстра» в финале. Текст из книг, расположенных на каждом уровне, поверхностно подкрепляет эту идею. Для казуального игрока этого более чем достаточно.

Финал. «Рыцарь в пиджаке» должен спасти принцессу, убегая от огненного столба и преодолевая препятствия на пути

Но если копнуть поглубже, да так, чтоб лопатой был ковш экскаватора, хардкорный игрок может увидеть «подлинный», спрятанный он большинства игроков сюжет.

Дело в том, что для того, чтобы получить альтернативную концовку, нужно собрать звёзды, которые спрятаны на уровнях. Их настолько тяжело заполучить, что, собрав их все, вы будете называть игрока, который сумел пройти «игру, в которой нет дизайна» ни разу не атаковав врагов, казуальным.

Найденные звёзды добавляются в созвездие перед домом. Всего их восемь, но последнюю можно получить только после того, как соберешь все семь предыдущих. Каждая из звёзд олицетворяет собой качество, необходимое для настоящей любви: терпение, внимательность, настойчивость, самопожертвование, доверие, пунктуальность, милосердие, стремительность.

Именно эти твои качества и нужно будет применить для сбора соответствующих звёзд. Например, чтобы собрать «звезду терпения», придётся простоять на облаке два часа реального времени, пока оно будет двигаться к звезде (нельзя выходить из игры, сворачивать её), или чтобы собрать «звезду самопожертвования» — подставляться под монстра и умирать, лишь бы он добрался до нужной точки.

Если внимательно приглядеться — облако, под которым стоит персонаж, движется. Чтобы заполучить «звезду терпения», нужно запрыгнуть на него и ждать, пока оно «доплывёт» до другого края уровня. Ждать два часа реального времени

Заполучив все восемь звёзд, можно будет считать себя хардкорным игроком и узнать «настоящую» историю любви. Я увидел следующую.

История атомной любви

1945 год, Манхэттен

Тим неспешно брёл по вымощенному изношенной брусчаткой мосту. Солнце стремилось спрятаться за горизонт. Тим подмечал каждый нюанс огненного заката, который дарила ему смена дня и ночи. Пока он приближался к своему скромному уютному дому, спрятанному на одной из улиц Нью-Йорка, сумерки сменились ночью. Теперь, направив взор на чёрное небо, он подмечал сеть ярких звёзд, которые манили его своим блеском. Ему были знакомы многие астрономические созвездия, но созвездие рядом с его домом скрывало своё название за тусклыми очертаниями, что делало его самым желанным.

Самое желанное созвездие рядом с домом Тима<br />
Самое желанное созвездие рядом с домом Тима

В детстве Тим и его мама часто проходили мимо кондитерской. Всё, о чём он вздыхал, было по ту сторону витрины магазина. Доносившиеся оттуда ароматы сводили его с ума. Однажды он попытался броситься к двери или хотя бы подойти ближе к стеклу, но не смог. Она удерживала его с огромной силой. Почему она его не пустила? Как ему вырваться из её хватки? Он подумал даже о том, чтобы применить силу.

Книги в эпилоге открывают игроку глаза на сюжет игры, который он рисует в своей голове<br />
Книги в эпилоге открывают игроку глаза на сюжет игры, который он рисует в своей голове

Они уже были здесь на своих ежедневных прогулках. Она не обращала внимания ни на его визги и вопли, ни на то, как он пытался остановить её, больно дёргая за косу. Он был ещё слишком мал, чтобы знать, как лучше.

Она подняла его и прижала к себе: «Нет, малыш», — сказала она. Он дрожал, не отрывая глаз от витрины. Она проследила за его взглядом до сладостей, лежащих за стеклом на подушечках: шоколадные батончики и магнитные монополи, «вещество из информации» и «этическая калькуляция»; и многое другое, что лежало ещё дальше за стеклом. «Может, когда подрастёшь, малыш, — шепнула она, поставив его на ноги, и повела домой. — Может, когда подрастёшь». И с этого дня, как и до него, она всегда проводила его мимо витрины кондитерского магазина.

В результате Тим вырос мечтательным и одержимым человеком. Его одинокий дом отражал это. Огромная картина украшала каждую его комнату. Среди вещей, которые он хранил в своем доме, были гитара, модель корабля, воздушный змей и почти все его детские вещи.

Пять комнат Тима. Каждую украшает огромная картина, собранная из кусочков пазлов, которые игрок заполучает во время прохождения<br />
Пять комнат Тима. Каждую украшает огромная картина, собранная из кусочков пазлов, которые игрок заполучает во время прохождения

У него было множество увлечений, и он любил мастерить своими руками различные вещи. Мечтал он так же много. Растянувшись на диване, он переживал старые воспоминания и придумывал новые. Все его свободное время занимали странные мысли, которые не покидали его до самого сна.

Чердак, попасть на который можно лишь после того, как соберешь все пять картин в других комнатах<br />
Чердак, попасть на который можно лишь после того, как соберешь все пять картин в других комнатах

По профессии Тим был учёным. Ключевым учёным «Манхэттенского проекта», программы США по разработке ядерного оружия.

Он был одержим идеей создать ядерное оружие. Создать ядерный потенциал раньше немцев в «гонке вооружений» во время Второй мировой войны. Тим был настолько одержим этой идеей, что называл «атомную бомбу» своей принцессой, целью, достижению которой он посвятил свою жизнь.

Он работал с линейкой и циркулем. Делал расчеты. Находил решения. Он пристально следил за падением яблока, за кручением металлических шариков, висящих на струне. Он искал принцессу — и не остановится, пока не найдет её, ибо он жаждал её больше всего на свете. Он резал крыс на кусочки, чтобы изучать их мозги, вживлял вольфрамовые стерженьки в черепа изморённых жаждой обезьян.

Страшный кусочек истории, спрятанный в одной из книг в эпилоге игры<br />
Страшный кусочек истории, спрятанный в одной из книг в эпилоге игры

Но бомба не желала быть изготовленной. Её создание изменит мир безвозвратно. В конце концов, в мире нет кнопки перемотки назад, и создавать силу такого масштаба и мощи было бы ошибкой. Тим не мог этого видеть.

Призрачная, она стояла перед ним и смотрела в его глаза. «Я здесь, — сказала она. — Я здесь. Я хочу коснуться тебя». Она взмолилась: «Посмотри на меня!». Но он не видел её; он умел смотреть только на внешний облик вещей.

Тим не видит той угрозы, которую несет создание атомной бомбы<br />
Тим не видит той угрозы, которую несет создание атомной бомбы

Принцесса постоянно ускользала от него. Всегда в другом замке. Если она существует — она должна! — она преобразила бы его и всех остальных.

Дракончик в конце каждого мира говорит, что принцесса в другом замке<br />
Дракончик в конце каждого мира говорит, что принцесса в другом замке

Тим ничего так не хотел, как найти принцессу, познакомиться, наконец, с нею. Это было бы судьбоносным моментом для него, это стало бы светом, что, вспыхнув, осветил бы весь мир, светом, высветившим все тайны, что скрывались от нас, светом, который освещает – или овещевствляет! — последний дворец, где мы можем жить в мире.

Но как бы это восприняли другие горожане, живущие в мире, идущем в противоположном направлении? Свет был бы поначалу ярким и тёплым, но затем, мигнув, пропал бы, а с ним пропал бы и замок; это было бы, словно мы сжигаем место, которое называли своим домом, где мы невинно играли в детские игры. И навсегда уничтожило бы надежду на безопасность.

Каждый раз, когда он думал, что вот-вот поймает её, принцесса делала всё возможное, чтобы остановить его, сжечь его, убить его. Её рыцарь в сияющих доспехах был там, готовый спасти принцессу от её преследователя. Однако Тим не сдавался. Он никогда не видел принцессу с этой стороны. С его точки зрения, ей нужен был Тим, чтобы спасти её.

В финале Тим бежит от стены огня, которая стремиться его испепелить<br />
В финале Тим бежит от стены огня, которая стремиться его испепелить

16 июля 1945 года, после ночи особенно тяжелого труда, Тим обнаружил себя стоящим на коленях за бункером в пустыне Нью-Мексико. Он прикрыл глаза сварочными очками и стал ждать, пристально вглядываясь в место взрыва «Тринити», расположенное вдали от него.

На этот раз он был готов. Осуществление его навязчивой идеи было неминуемо. Звёзды сошлись для Тима, и он понял, что время наконец-то на его стороне. Тим быстро загнал принцессу в угол. В ответ она взорвалась яростной вспышкой белого гнева.

Благодаря собранным звёздам, два рычага в финале будут неподвластны времени, что позволит обогнать и поймать принцессу, которая взорвется с характерным звуком

Она возвышалась во всем своем величии. Она излучала ярость. Она крикнула: «Кто меня потревожил?». Но затем гнев прошёл, осталась только грусть; она медленно выдохнула, как лёгкое дуновение, как пепел, несомый ветром.

Она не могла понять, почему он так опасно заигрывает со смертью мира.

«Тринити» — первое в мире испытание технологии ядерного оружия

Мир замер на краю вечности. Время остановилось. Весь космос сжался в точку. Разверзлась земля и раскололись небеса. Казалось, словно присутствуешь при рождении вселенной…

Уильям Лоуренс, журналист и официальный историограф ядерных программ США

Это сработало.

Роберт Оппенгеймер, научный руководитель «Манхэттенского проекта»

Теперь все мы — сукины дети.

Кеннет Бейнбридж, ведущий руководитель «Манхэттенского проекта» с 1943 года
Мое сердце замерло, когда я прочёл строки сюжета из книги в эпилоге игры<br />
Мое сердце замерло, когда я прочёл строки сюжета из книги в эпилоге игры

Однажды ночью, вернувшись домой в Нью-Йорк, Тим вновь взглянул на небо и впервые увидел чёткую фигуру среди звёзд. Это было созвездие Андромеды — «Закованная в цепи дева». Напоминание о том, что он наконец-то поймал свою принцессу, раз и навсегда.

Все восемь звёзд собраны и теперь на небе. Желанное созвездие — Андромеда. Цель достигнута<br />
Все восемь звёзд собраны и теперь на небе. Желанное созвездие — Андромеда. Цель достигнута

По сей день Тим продолжает свой ритуал мечтаний, витая в облаках, восстанавливая воспоминания о доме и своём прошлом, разбирая переживания, которые могли уже произойти, а могли и не произойти. Его путешествие направлено внутрь себя, и он надеется извлечь уроки из своих ошибок в следующем приключении.

Он не может сказать, что всё понял. Возможно, сейчас он в ещё большем замешательстве, чем когда-либо. Но все эти мгновения, которые он вспоминал — что-то произошло. Эти мгновения в его мыслях обретают вес и плотность, словно камни.

Он попробовал ухватить камень; он понял, что может поднять его и другие вокруг. Он может сложить их вместе, чтобы выложить фундамент, сделать насыпь, возвести замок.

Чтобы построить замок нужного размера, ему понадобится очень много камней. Но то, что у него уже есть в распоряжении, тоже для начала сойдёт.

Финальный текст и замок построенный из блоков-пройденных уровней игры<br />
Финальный текст и замок построенный из блоков-пройденных уровней игры

Сам Джонатан Блоу признался, что не мог ответить на заданный ему вопрос о том, была ли история в Braid задумана так, чтобы её можно было интерпретировать.

Я не очень часто говорю о сюжете, — и я не собираюсь много говорить о нём здесь, — потому что причина, по которой я создаю видеоигры (или одна из многих причин), заключается в том, что я хочу заниматься некоторыми художественными вещами — я бы сказал, искусством, — правильно; и то, что я хочу сделать, — это передать определенные чувства, ситуации.

Эти вещи для меня очень трудно выразить словами. То, о чём я думаю, не рассказать прямолинейным языком. Или, по крайней мере, я не знаю, как это сделать. Несмотря на то, что в игре есть текстовые фрагменты, я думаю об игре в целом, что это своего рода оболочка, которую я пытаюсь отобразить — либо указываю на неё в том или ином месте и направлении.

...Вы не можете запретить людям иметь свою собственную интерпретацию, это реалии вселенной, в которой мы живем. Так что было бы глупо, как художнику, пытаться диктовать людям свои прочтения…

Джонатан Блоу

Для меня сюжет Braid — это маниакальная любовь к «принцессе-бомбе», одержимость идеей создать атомную бомбу. Только страстно влюбленные, одержимые люди могут давать такие названия ядерному оружию: «Штучка», «Малыш», «Толстяк». Это их принцессы.

Статья написана для конкурса подсайта Якорь.

Использованный материал для написания статьи: один, два, три, четыре, пять.

Благодарю MarieGold за помощь с редактированием текста.

46K46K показов
9.4K9.4K открытий
1313 репостов
119 комментариев

Одна из самых сильных игр из существующих.

Ответить

Одна из первых инди игр которая ворвалась в инди индустрию без издателей.

Ответить

А музыка а музыка какая там 🎵

Ответить

не люблю топы, но наверно самая любимая игра в которую играл, в ней буквально все прекрасно

Ответить

Такой конечно бред собачий сбор этих звёзд. Ой я такой гениальный геймдизайнер мою великую игру можно пройти на истинную концовку только по ебучим гайдам. Потому что самому догадатся до того где эти звезды и как их собрать просто физически не возможно.

Ответить

Причём записки эти ебучие никак с основной игрой не связаны. Строго разделен геймплей и сюжет. Единственно крутой момент это тот, где раскрывается от какого монстра бежала принцесса. Потому что этотнапрямую связано с геймплеем

Ответить

Звезды намеренно сделанны для хардкорщиков, даже гайды тебе толком не помогут - там некоторые звезды прям выдрачивать надо.

Представь себе разработчик сам решает какая будет у игры сложность и доступность.
Знакомься загадка из The Witness от этого же разработчика. Ты должен держать левую кнопку мыши и не отпускать на протяжении часа. Автор прекрасно понимал что и зачем делает.
https://youtu.be/uZhjMklKXzw

Ответить