Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Третья часть серии в своё время получила GOTY, но вместе с этим с самого релиза её сопровождали противоречивые отзывы. Пришло время составить своё впечатление.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Оглавление

Вступление

Во время выхода игры бурление мнений по этому поводу было нешуточным. Её только ленивый не пинал. Процесс разработки сопровождали скандалы: то всплывёт, что планировали делать MMO, то бывший сценарист что-нибудь напишет в твиттере. Да и репутация серии в то время была в подвешенном состоянии. Одним словом — современная Bioware.
Я же ждал выход всех DLC, а после их релиза просто забыл про игру. Было много других проектов. Поэтому когда я начал перепроходить серию, то настроен был достаточно скептически. Что ж, посмотрим, подтвердится ли это.

По тексту иногда будут проскальзывать сравнения с другими частями серии, и чтобы понять, на что я отсылаюсь, рекомендую ознакомиться с предыдущими статьями Dragon Age: Origin и Dragon Age 2.

А теперь начинаем, и как всегда, сперва нас ждёт создание персонажа.

Создание персонажа

С помощью красивых стилизованных карточек нам предлагают выбрать класс, пол и расу.

К привычным по серии эльфам, гномам и людям добавились рогатые кунари.

Из классов у нас стандартные воин, разбойник и маг.
У воина и разбойника мы можем сразу выбрать начальную специализацию: кинжалы или лук у разбойника и двуручный меч или щит/меч у воина. Это влияет на первый навык и на начальное оружие, но при желании его можно будет поменять.

Предысторию мы выбирать не можем. Здесь она не служит прологом, а вводит в курс дела, рассказывая, кем был наш герой до начала событий.

Далее выбираем внешность. У меня в принципе проблема: чем лучше мне дают редактор, тем большие уроды у меня получаются. Так что как бы я ни старался, мой эльф был уродливым. А я долго старался.

После создания эльфа-мага требовалось сделать ещё кое-что.
Теперь прямой импорт сохранений из предыдущих частей не работает. Чтобы создать сохранение, нужно зайти на сайт и там выбрать все решения и развилки в заданиях из предыдущих игр. Это легко, когда проходишь их подряд, а вот для тех, кто играл когда-то — придётся вспоминать.
А ещё эту функцию можно использовать не только для импорта, но и для изменения текущей игры, если вы захотите посмотреть, что будет при другом решении, к примеру.
Если вы пират, то есть утилита для редактирования текущего сохранения, чтобы сделать все необходимые выборы.

Здесь я узнал, что некоторые задания первой части имеют такие концовки, о которых я и не задумывался.
Здесь я узнал, что некоторые задания первой части имеют такие концовки, о которых я и не задумывался.

Интерфейс и игровой процесс

Карта

В отличии от других частей серии здесь локации большие, на них много разных точек интереса. На карте сразу будут обозначены основные места, которые вам могут понадобится в прохождении, вроде точек быстрого перемещения, но до них сперва придётся добежать.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Быстрое перемещение между локациями можно использовать в любой момент. Новые же области будут открываться после выполнения сюжетных или других заданий.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Меню персонажа

Не знаю, что за методичка ходила по всем игровым студиям того времени, но именно с тех пор подобный интерфейс стал стандартом. Мы его могли увидеть и в третьем Ведьмаке, и в последних Assasin Creed.

Поэтому нравится вам такой интерфейс или нет, но он достаточно функциональный и понятный. Более того, в меню «Атрибуты» можно посмотреть значения чуть ли не любого параметра, чего даже в первой части не было. А если не хочется смотреть на цифры, то имеется визуальное отображение в виде шкалы, по которой можно легко ориентироваться.

Инвентарь полностью состоит из разных меню и подменю и тоже понятен. Всё подписано. При сравнении все параметры подсвечиваются. Цивилизация, в общем.

К журналу заданий тоже никаких претензий нет: всё разбито по категориям, всё удобно и понятно.

Самое главное изменение в прокачке — теперь нам не выдают очки атрибутов. Все они повышаются с помощью снаряжения. Так что каждый уровень нам лишь выдают по одному очку способностей. Никаких очков специализации тоже нет. Где-то в середине игры мы сможем выбрать одну из трёх специализаций для своего класса.

По одному очку способностей за уровень
По одному очку способностей за уровень

Диалоговая система представляет собой круговое меню со значками, отражающими разный характер ответа, но чаще всего это стандартные варианты «хороший», «нейтральный» и «грубый». В общем, суть не сильно изменилась со второй части игры, но вот формировать характер персонажа, как это было там, уже нельзя.

Работает, и ладно. Никогда не был ярым противником кругового меню.
Работает, и ладно. Никогда не был ярым противником кругового меню.

Боевая система

У нас многопартийная (четыре персонажа) RTwP (игра с активной паузой). Однако это всё, что осталось общего у этой игры с предыдущими частями. Здесь атрибуты влияют на урон или защиту от оного. Никакой «Атаки», влияющей на точность, и «Защиты», помогающей избежать урона. Всё прямолинейно.

Все классы по умолчанию имеют прибавку 25% к урону при атаке в псину или сбоку. У разбойников же это ключевая механика, соответственно этот параметр у них выше.

Дружественный урон здесь является отдельной настройкой, и включить или выключить опцию можно вне зависимости от уровня сложности.

Вся магия требует ману, которая быстро восстанавливается прямо во время боя, поэтому игра за воина и мага в рамках расходования ресурсов не слишком отличается.

Если в бою вас или вашего напарника убьют, персонажа можно поднять любым соратником, что приводит к тому, что один выживший «танк» бегает и поднимает всю лежачую команду.

Разработчики закрепили камеру за спиной персонажа, но в отличии от второй части вернули тактический режим, в который нужно войти самому. В нём мы можем свободно управлять камерой и перемещать соратников мышкой, не переключаясь между ними. После обучения я этим режимом никогда не пользовался. Неудобный.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Ещё одно из ключевых изменений игры — отсутствие лекарей. Задача мага теперь заключается в накладывании щитов и моментальном поднятии павших соратников. Вместе с этим изменилась и система бутылей: их теперь ограниченное количество, и восстанавливают они и здоровье, и ману, но с учётом быстрого восстановления последней использовать их для этого — просто кощунство. Что приводит к ситуации, когда в самых тяжёлых битвах ваша группа живёт до тех пор, пока есть чем лечиться.

Тактика всё ещё на месте, но с учётом уменьшенных возможностей героев тут и настраивать особо нечего.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Ставка командования и суды

В игре также есть ставка командования. Если вы играли в World of Warcraft Draenor, то всё сразу же станет понятно. Здесь мы отправляем одного из трёх наших советников на задания разного типа. Через ставку открываются новые локации и большинство сюжетных заданий.
Задания выполняются в реальном времени, так что если оно на два часа, то и ждать придётся столько же. К счастью, если вы выйдете из игры, счётчик времени не остановится.
Для продолжения сюжета иногда требуется определённое количество влияния, которое выдаётся буквально за всё, так что гриндить не придётся.

Суд

В нашем замке нам дадут возможность судить пойманных злодеев — ключевых персонажей побочных или главных заданий. За это дают много репутации с соратниками, которая, кстати, в этой части глобальная, то есть ваши решения влияют на репутацию сразу со всеми, а не только с теми, кто сейчас в группе.

Завязка сюжета

Локальный конфликт магов и храмовников в Киркволле из-за одного любителя юбок перерос в настоящее мировое турне резни. В попытках остановить любителей видеоигр Церковь созывает Конклав, на который приглашает лидеров обеих группировок для обсуждения мирного соглашения. Встреча оказалась взрывной настолько, что демоны решили заглянуть и посмотреть на происходящее в первых рядах через появившуюся брешь в Завесе.

Что произошло? Кто виноват? Пока жители Тедаса пытаются понять, почему Легион из другой игры вторгается к ним, на месте преступления удачно оказался один проходимец с зелёным фонариком на ладони. Как единственный выживший он должен дать ответы на некоторые вопросы. Или нет?

Впечатления от игры

Бессмысленное бурчание

Ещё до установки игры к ней возникает претензия. Вот посмотрите на постер, что вы там видите? Вроде всё красиво, но есть одна важная деталь: он зелёный. А два предыдущих — красно-белые! Преемственность самым наглым образом была нарушена и истоптана! Тот, кто забывает о своём прошлом, лишён будущего! А ещё это просто некрасиво, хоть сюжетно и обосновано.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Зато когда загружается стартовое меню и звучат первые ноты главной темы, ты понимаешь, что выполнено всё на уровне выше всяких похвал. При запуске новой игры стартовый экран не только красиво перетекает в завязку сюжета, но и нагружает компьютер так, что игра уже здесь может начать тормозить. Сплошные плюсы.

Пролог

События развиваются стремительно: мы ещё не успели понять, кто мы и откуда, как вокруг всё начинает взрываться. Суровая женщина с акцентом от нас что-то требует, и как сильный и уверенный в себе мужчина мы без лишних слов со всем соглашаемся. Таким образом мы переходим в пролог (оно же обучение). После кат-сцен, где мы встречаем шар с ушами (Соласа) и нашего хорошего знакомого из второй части Варрика, нам наконец дают управление над персонажем.

Пролог здесь образцово-показательный. Нам объяснят управление, диалоговую систему, продемонстрируют влияние наших выборов и их последствия, научат закрывать разрывы, которые потом придётся закрывать всю игру, а в конце мы должны будем победить босса, используя всё, чему обучились.

А вот боевая система — это боль. Так как трилогию я проходил подряд, то все изменения наблюдал воочию, и самое кривое тут — автоатака.
Как было раньше: жмёшь правую кнопку мыши, твой персонаж подбегает к врагу и начинает бить, а ты в это время можешь вертеть камерой, использовать способности. Во второй части герой быстро перескакивал с цели на цель, что позволяло перемещаться и вступать в бой моментально.
Как здесь: это не гибрид, а какой-то кривой способ закосить под современные ARPG. Теперь вы должны всегда кликать или держать кнопку автоатаки. Но учитывая, что здесь всё равно противники берутся в прицел, а во время анимации нельзя двигаться, то получается неудобное нечто, где персонаж стоит на одном месте и бьёт, но теперь ещё приходится постоянно держать одну лишнюю кнопку. Причём то, что держать кнопку мыши и вертеть камерой неудобно, разработчики поняли сами, поэтому продублировали автоатаку на кнопку R, которой я и пользовался. Тот момент, когда сделали не по-другому, а реально хуже.

Вернулось то, что вроде было исправлено во второй части — неуклюжесть. У нас снова сравнялась скорость передвижения героев и врагов, что возвращает нас к «паровозику» при попытках догнать убегающих противников. И к этому приплюсовывается предыдущая проблема —невозможность двигаться во время автоатаки.
Проблема дополняется ещё и тем, что у бойцов ближнего боя атаки продвигают их вперёд. Для разбойников это особенно критично, так как им для нанесения большего урона нужно стоять за спиной противника. А тут персонаж просто протискивается через модельку врага, отчего постоянно приходится корректировать своё местоположение.
Все эти проблемы привели к закономерному результату — из бойцов ближнего боя в группе у меня был только танк, а все остальные — маги или лучники. Менял их только, когда нужен был кто-то по сюжету.
Моя жена, что проходила две предыдущие части за разбойника с кинжалами, по этой же причине в этой части играла за лучника.
В общем, очень странное возвращение к истокам.

Начало

После пролога нас переносят в город, где мы узнаём, что продвинулись в иерархии от пленника до героя. Нам показывают ещё пачку новых персонажей, задают будущие цели и объявляют создание Инквизиции, что для нас означает начало полноценной игры. В принципе, неплохо. Всё выглядит богато и красиво.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Но нас пока не отпускают, обучение ещё продолжается. Нас научат пользоваться ставкой командования, создавать предметы и всё остальное. Параллельно с этим мы начнём выполнять сюжетные задания и общаться с соратниками.

Пока я выполнял это всё, одна вещь меня бесила, вторая напрягала.
Бесила скорость, с которой персонаж собирает ресурсы: ты должен слезть с ездового животного, подойти в упор, нажать кнопку, посмотреть неспешную анимацию сбора, после этого взять ресурс. Ужасно долго!
Напрягло время выполнения заданий в ставке командования: оно идёт в реальном времени. Сначала это было незаметно: ты ставишь задания и идёшь по своим делам. Но в какой-то момент я дошёл до того, что у меня было сделано абсолютно всё, а для продолжения сюжетки требовалось выполнить двухчасовое задание у стола командования. Тут терпеть уже было невозможно. И для этого есть решение:

  • Модификация War Table - No Waiting, которая снимает время ожидания для заданий.
  • Модификация Quicker Looting, которая убирает анимацию сбора.

С этими двумя модами жить стало лучше, жить стало веселей.

Есть ещё один момент, на который стоит обратить внимание как можно быстрее, а именно — понять, чего вам делать не нужно. Например, в лагерях есть дейлики — бесконечные задания синего цвета. Так вот, их делать нет никакого смысла, в них нет сюжета, и они ни на что не влияют. То же самое с лагерными заказами на ресурсы — бесполезная трата времени. Видны уши от нереализованных MMO-механик.

Вместе с этим сюжет игры развивается по всем законам блокбастеров: ставки растут, враги нападают, мы встречаем новых персонажей, видим истории и последствия наших выборов из предыдущих частей, всё поставлено и озвучено на все деньги. И хоть нам до сих пор ещё не показали всех механик, занятий и так предостаточно.

Локации

Прежде чем нам дадут возможность отправиться в новые локации, сперва требуется провести разведку в ставке командования. После этого мы получаем задание и можем отправляться на его выполнение.

При отправке в зону нам дают выбрать отряд. Сменить состав мы потом можем в лагерях на карте.

Выбор отряда всё ещё отличный
Выбор отряда всё ещё отличный

Вместо небольших зон и коридоров игровой мир теперь состоит из огромных локаций, внутри которых мы будем передвигаться пешком или на лошади. В них можно найти лагеря для быстрого перемещения.
А это всё значит, что как только мы оказываемся здесь, то можем бежать в любую сторону и изучать мир. И конечно первым делом нужно узнать, можно ли перелезть через вон ту гору. Или узнать это случайно, убегая от медведя.

Это я в любой игре с открытым миром
Это я в любой игре с открытым миром

Локации выглядят красиво, этого не отнять. Причем разработчики постарались сделать их отличными друг от друга.
По карте разбросаны разные предметы и секреты — это всё стандартно, но самое неприятное — это когда натыкаешься на невидимую стену. Как это происходит: вот ты собрал всё, что только можно, выполнил все задания и уже готов порадоваться чувству завершённости, как узнаёшь, что в определённый участок карты ты попасть не можешь. С поникшей головой уходишь и только потом возвращаешься сюда для сюжетной миссии. Не люблю такое.

Почти у каждой локации есть своя история, которая служит как для раскрытия проблематики местных персонажей, так и связывает их с нашей глобальной историей. И если выполнять только их, то всё скукожится как раз до знакомого нам коридора. Хороший вариант, если вдруг что-то искать или исследовать не хочется или не нравится.

Просторы стали большими, и поэтому нам выдают ездовое животное. И вот тут есть проблема: верхом ресурсы мы собирать не можем. Более того, сидя на животном, мы не можем сканировать окружение, а значит, если мы ищем ресурсы, придётся бегать пешком. И вот это самое главное неудобство.
А ещё есть ощущение, что быстрый бег на нём не ускоряет передвижение.

Скайхолд

По сюжету мы меняем наш лагерь на крупный замок, и вот с этого момента уже точно начинается полноценная игра. Открываются оставшиеся игровые механики, суд, а ещё можно построить огород и выращиваться ресурсы (как же я хотел огород!).
Если до этого момента всё было линейным, то здесь нам дают выбирать направления дальнейшего прохождения, как это было в первой части.

Сам же Скайхолд красив, эпичен и безумно непрактичен. Он настолько огромный, что у него внутри есть две точки быстрого перемещения. Но всё же стоит отдать должное разработчикам: они постарались оптимизировать маршрут так, что всех нужных персонажей ты находишь быстро. Это намного удобней монотонного беганья по городу из второй части, но не идёт ни в какое сравнение по удобству самого обычного лагеря из первой — вершины геймдизайна.

В Скайхолде появятся учителя, чтобы обучить нас специализации. Я играл магом и изучал магию разрывов, поэтому все способности инквизитора встали как влитые.

При желании можно менять убранство окружения и нашей личной комнаты (в которой я был только один раз). Я этим не занимался, но может кому-нибудь это нужно. И здесь можно снова повторить, что игра выглядит великолепно.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Сюжет — это конечно хорошо, но мы должны в это ещё и играть, так что продолжаем сражаться, зачищать локации и искать секреты. И вот с битвами как раз и была проблема. Моя игра выглядела так: сложный уровень сложности первые сорок часов, средний уровень сложности вторые сорок часов, лёгкий — всё остальное время прохождения.
Но это не потому, что становилось трудно, а потому, что долго. Даже на низкой сложности многие противники — просто губки для урона, которые умирают ну очень медленно. Квинтэссенцией этого стала битва с драконом.
На каждой крупной локации есть дракон. И вот, я докачался до нужного уровня и пошёл убивать первого. Двадцать минут или даже больше (реального времени!) самой обычной долбёжки. Битва с ним — это простой чек вашего уровня и экипировки, и если вы подходите, можете его пилить. Тактика там простейшая, но как же это было долго. После этого я поставил сложность на среднюю, а потом снизил до лёгкой, потому что утомило.

Ещё больше мотивация что-то закрывать падает в тот момент, когда вы достигаете финального уровня. Случается это тогда, когда у вас ещё будут две не зачищенные локации, не считая дополнений. Также держим в уме, что здесь идёт скалирование снаряжения от уровня. А значит, именно сейчас есть смысл обратить внимание на крафт и создать лучшие оружие и броню, что ещё сильнее уменьшает желание что-то искать и исследовать. Поэтому последние две большие локации пришлось пробегать побыстрее, чтобы досрочно не закончить игру.

Ещё забавно, что очень часто броня кунари — лучшая для крафта. Поэтому если её делать для всех, то может получиться ситуация, когда вся группа бегает полуголая.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Дизайн

Ещё по второй части было заметно, что разработчиков штормит. Не было единого видения, как должны выглядеть те или иные вещи. Так, эльфы меняли свой вид от низких людей с острыми ушами в первой части до инопланетян во второй. Только гномы всегда были одинаковыми, потому что совершенство не требует вмешательства. А что здесь?
Можно заключить, что в Инквизиции всё усреднили. Эльфы тощие, но уже не такие чужеродные, и с этим всё нормально.
Дизайн доспехов, оружия и одежды неплохой, но на этом всё. Разработчики очень постарались сделать их самобытными и отличающимися друг друга, но хоть разнообразия здесь, наверное, больше, чем в предыдущих частях вместе взятых, всё слишком глянцевое, поэтому не сильно отличается от любой другой фэнтези-вселенной.

А вот с кунари (или, правильнее, с косситами) на мой взгляд стало хуже. По сравнению со второй частью им добавили слишком явные человеческие черты, отчего их лица выглядят как некачественный фотошоп. С женским вариантом та же проблема, но чуть-чуть получше за счёт того, что нам их показывают впервые. Но всё равно слишком много человеческих черт. При желании можно сделать почти копию эльфийки, только с рогами.

Ещё есть непонятная вещь в создании моделек персонажей: такое ощущение, что за основу брали шар и к нему приделывали человеческие части. Все какие-то кругловатые. Или это только мне так кажется?

Сюжет

Геймплей меня под конец вымотал, но вот сюжет снова и снова убеждал продолжать. Разработчики проделали впечатляющую работу: сюжет, лор, действующие лица — всего этого здесь очень много, и при этом без кучи текста. Ты ощущаешь масштаб эпичной истории. Как перед тобой раскрывают старые секреты и открывают новые. Отголоски событий предыдущих частей. Мы можем посетить страны и встретить фракции, о которых так много слышали.
Постановка, озвучка — всё держит уровень до самого конца. С этим нет никаких проблем.

И прежде чем говорить о каких-то конкретных вещах, стоит упомянуть то, что позволяет лучше воспринимать историю и проникнуться ею, а также то, что является визитной карточкой Bioware — напарников.

Спутники

Стиль карточек персонажей прям импонирует
Стиль карточек персонажей прям импонирует

С напарниками произошло два главных изменения: первое — отличное, второе — ужасное.

Отличным стало то, что все соратники перестали быть бисексуалами. Я уже не раз говорил, что мне такое не нравится, хоть с точки зрения игрока это удобно, так как тебя ничего не ограничивает, но такой подход неизбежно бьёт по проработке персонажей.

А вот ужасной стала новая система репутации. Её сделали глобальной. Само по себе это нормально, но и игру тогда нужно менять соответствующе. А то структура отношений как в предыдущих частях и Mass Effect, но теперь твои ключевые решения (чаще всего суд или сюжетные развилки) влияют на всех соратников разом, и при этом им необязательно находиться с тобой в группе. К тому же убрали подарки, так что вариантов как-то наладить отношения, если вы их испортили, тоже нет.
Мне бы хотелось, чтобы развили идеи второй части (где была система дружбы и соперничества), но нет, нужно было сломать то, что и так работало!

Самое непонятное, что нигде нет никакого индикатора или счётчика этой самой репутации. И единственный способ узнать конкретную цифру — это скачать редактор сохранения и найти соответствующий пункт. Что за элементы хардкора на ровном месте? Я бы понял такое в CRPG начала тысячелетия, но сейчас то так делать зачем, да ещё и когда игра под это не особо заточена?

Кассандра Пентагаст

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Женщина. Воин. Роман доступен только для мужчин.

Знакома нам ещё по второй части игры, потому что именно она допрашивала Варрика. Немного огрубела за лето, но по акценту её легко узнать. Одна из ключевых фигур игры, и не просто так. Не побоюсь сказать, что это настоящая жемчужина этой части. Сильная и независимая женщина в самом правильном значении. Её личное задание связано с основным заданием и при этом преподносит кучу лора. И с другими персонажами она активна, и порцию милоты дарит, что неожиданно. За счёт своей проработки Кассандра очень многогранна, отчего интересна.

Я начал роман именно с ней, и это было настолько плавно сделано, что диву даёшься. Смотреть, как доверие перетекает в дружбу, а потом в любовь — было очень приятно. Я получил намного больше, чем ожидал. И её акцент — как же он хорош.

Варрик

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Безбородый гном. Стрелок. У него есть арбалет, и женщины Варрику не нужны.

Наш знакомый друг из второй части, и он всё так же великолепен.
Является мостом, который связывает события предыдущих частей с настоящим. Рассказывает, что произошло со старыми героями.

Никуда не делась и его общительность. Он пытается наладить отношения со всеми вокруг, вечно всё комментирует и активно участвует в сюжете.

Его история тесно переплетена с Кассандрой, и смотреть за их перепалками — одно удовольствие. А ещё именно он начинает самое лучшее задание среди всех соратников.

Отличный персонаж, который уверенно стоит в одном ряду с лучшими в серии. Всегда держал его в группе.

Коул

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Дух. Убийца.

Большую часть времени персонаж не воспринимается как самостоятельная личность, а скорее служит инструментом раскрытия окружающих через пространные монологи. При этом, являясь духом, представляет собой ходячий источник лора.

Из-за того, что Коул появляется в группе достаточно поздно, его личное задание начинает развиваться только в последней трети игры, а закончится только перед финальным заданием, что не может не испортить впечатления. Но сама история достаточно интересная.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Дориан

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Человек. Маг. Доступен роман только для мужчин.

Главная причина (на мой взгляд), почему Bioware отошли от бисексуальных персонажей. Потому что он парень, и он гей. Всё его сюжетное задание строится вокруг его сексуальной ориентации, что было бы невероятно глупо в мире, где все сношаются со всеми.
История хоть и приземлённая, но достаточно интересная. Ситуация не кажется высосанной из пальца, и она вполне могла бы произойти при тех условиях и тех возможностях.

Своим появлением добавляет приличную щепотку юмора, а на пару с Варриком превращает путешествие в балаган сарказма и замечаний. Яркий герой и полезный напарник.

Признаюсь — мне не нравятся его усы
Признаюсь — мне не нравятся его усы

Железный бык

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Коссит. Воин. Роман доступен для всех.

«Свой в доску». Забавный мужик, который при этом является ценным источником лора про кунари и всего с ними связанного. Мечта всех Инквизиторов-гномов, потому что ситуация моментально превратилась бы в мем про хомяка и банан.

В его сюжете есть один халтурный момент: нам требуется сделать выбор либо в его пользу, либо в пользу дела Инквизиции. Личное над общим, и вот это всё. И такой выбор абсолютно неравнозначный, потому что с одной стороны у тебя уже есть знакомый братюня и его команда, с которыми ты успел подружиться, а с другой — абстрактные союзники, и разработчики прям орут о том, какой выбор правильный. С другой стороны, если персонаж вам не нравится, то это подходящая возможность забить на него.

Отлично взаимодействует с Сэрой.

В игре они ведут себя почти так же
В игре они ведут себя почти так же

Вивьен

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Человек. Маг.

Мисс пафос. Полная уверенность в своей правоте, интеллекте и чувстве стиля. Идеальный кандидат, чтобы бросить её в первой же канаве, но таких моментов нет. Один раз я снял с неё шлем и пожалел об этом. Больше таких ошибок не совершал.

Ощущение, что разработчики то ли забыли про неё, то ли решили сделать напарником в самый последний момент, но её личное задание висит до самого финала игры. Причём до его выполнения фактов о героине не так уж и много, и единственное, чем она может вас развлекать — это своими комментариями наших решений. Прибавим к этому почти никакое взаимодействие с другими героями и получим удручающее зрелище в виде одного из самых непроработанных героев игры.

Не то чтобы она меня раздражала, но чувствуется потерянный потенциал. При этом её личное задание очень простенькое, отчего персонаж воспринимался как герой третьего плана.

Так бы и сделал
Так бы и сделал

Блэкволл

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Человек. Воин. Доступен роман только для женщин.

У него образ эдакого спокойного бати, который просто пытается быть правильным, делает свою работу и не бурчит.

Из-за такой правильности немного скучноват, зато отлично заходит в группе с Быком, Сэрой или Дорианом, потому что выступает антиподом и пытается сдерживать их нездоровый энтузиазм.

Солас

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Эльф. Маг. Доступен роман только для эльфиек.

Эльф-бильярдный шар, монах Шаолинь. Ходячая энциклопедия, отчего есть смысл брать его на все сюжетные задания, потому что он всегда что-нибудь да расскажет. Вне этого скучен. Раз он эльф-мужчина, значит, страдалец. Если бы не концовка, где ему накинули важности, я бы про него не вспомнил, несмотря на то, что в игре он один из первых встреченных нами персонажей. Поэтому для меня загадка, почему его очень активно форсят в мемах и артах.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Сэра

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Эльф. Лучник. Доступен роман только для женщин.

И вот она. Персонаж, который заслужил песню в честь себя. Человек, или точнее эльф-хамелеон, потому что в зависимости от угла камеры, света, ментального состояния и количества алкоголя её внешность может меняться от нормальной до минусовых значений.

В моём случае — это самый раздражающий меня персонаж из всех игр Bioware, в которые я играл. Ей не нравилось каждое моё решение, буквально каждое. Что тебе надо, собака?! Но при этом она не является обязательным персонажем. Её можно не встретить, если не выполнить специальное задание. И можно в любой момент выгнать.

И само личное задание-то у неё неплохое, но на мой взгляд персонажу слишком много лет. Желание совершать шалости и розыгрыши, манера говорить, знания об окружающем мире и некоторые взгляды на жизнь рисуют явный образ подростка. Правда, тогда пришлось бы отказаться от романа, так как несовершеннолетняя лесбиянка, доступная для романа взрослому персонажу, для 2014 года, да и сейчас — перебор во всех смыслах.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Советники

В Инквизиции помимо спутников есть ещё трое советников, которых вы не можете брать с собой в группу, но которые являются одними из центральных фигур в сюжете.

Каллен Резерфорд

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Роман доступен только для женщин людской и эльфийской расы.

Если один человек живёт жизнь и на вопрос «Что нового?» не знает, что ответить, то всегда есть другой, который стал свидетелем аварии, едва увернулся от падающего столба, потом его чуть не взяли в заложники, но подъехавшая машина полиции спугнула преступников. А ведь он просто за хлебом пошёл, и такое с ним случается постоянно. И он даже не врёт.
Каллен как раз из таких.

Даже играя подряд, я его не запомнил, а ведь это один из немногих персонажей, что был во всех трёх играх серии. Мы можем воочию наблюдать, что произошло с ним после всех событий первой и второй частей, и к каким последствиям это привело. И либо помочь это пережить, либо подтолкнуть поддаться слабости. Неплохая история.

Пожалуй, самый очевидный вариант для романа женщиной-Инквизитором. Однако учитывая его «везучесть», я бы дважды подумал, а то переедешь с ним в тихое место, а там портал в Тень откроется.
Моя жена, кстати, романсила именно его.

Жозефина

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Доступна для Инквизитора любого пола и расы.

Более женственный вариант сильной женщины с упором на хитрость и интеллект. В меру наивная, но имеет собственные цели в жизни и волю, чтобы стремиться к ним. С учётом, что для мужчины-Инквизитора доступны только две женщины, то она, пожалуй, является самым очевидным вариантом. Я бы и сам выбрал её, но сердечко отдано Кассандре ещё со второй части.

Кроме положительных слов сказать про персонажа и нечего. Живая, активная, многогранная, всегда участвует в сюжете и имеет множество диалогов на протяжении всей игры. Все пункты хорошего персонажа на месте.

Не играйте с ней в карты
Не играйте с ней в карты

Лелиана

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Наша Лелиана выросла и заматерела. В своей статье про первую часть я упоминал, что роман с ней даёт множество подробностей в третьей части. И это просто великолепно. Более того, это не просто персонаж-фансервис. У неё большая роль, чуть ли не превышающая таковую у Инквизитора, она очень плотно вплетена в сюжет и, вероятно, превосходит остальных по экранному времени. И если к этому приплюсовать ещё знания о предыдущих частях и всех событиях, где она участвовала, то на выходе получаем имбу, которую очень сложно затмить.

И слушать, с какой нежностью она упоминает о Сером Страже, как заботится о Шмоплзе 3 (потомок подарка из первой части) — любо-дорого. Просто выше всяких похвал.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Нитка Хардинг

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Не является ни спутником, ни советником, но она точно заслуживает упоминания.

Разведчик Инквизиции, с которой мы будем разговаривать при каждом посещении новой локации. Помимо обмена сухой информацией с ней можно перекинуться парой словечек и даже флиртовать, но она не на помойке себя нашла, так что все наши потуги разбиваются об стену непонимания.

Если бы разработчики чуть-чуть добавили ей времени, то можно было бы получить очень интересного персонажа и первого гнома для романа в серии. Жаль, иначе бы пришлось разрываться между ней и Кассандрой.

Можно с уверенностью заключить, что разработчики не растеряли умения создавать отличных персонажей. Более того, потренировавшись на трилогии Mass Effect, они поняли, что нужно, чтобы все были в восторге — повседневность.

Помимо довольно активного взаимодействия между героями есть одна миссия, которая поднимает это всё на новый уровень — самая обычная игра в карты.

Персонажи собираются, разговаривают, делятся байками и выпивают. Никакого спасения мира, демонов, шпионов и прочего. Просто герои, которые раскрываются через самые обычные вещи. Только за эту миссию можно сказать разработчикам спасибо.

Как и за все моменты, когда появляются уже знакомые нам герои: Алистер, заматеревшая Морриган, Хоук, что со знакомым сарказмом прокомментировал ухудшающуюся ситуацию. Приятно, хорошо, круто. В эти моменты чувствуешь настоящее фанатское счастье.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Челюсти Гаккона

Сперва даже непонятно, что это DLC. Интересная история, раскрывающая как факты из прошлого, так и особенности нового для серии народа. Недостаток — ещё одна огромная локация, которую уже не хотелось изучать. Плюс, к этому моменту ваш персонаж последнего уровня, и всё самое лучшее вы ему сделали, поэтому даже ради экипировки не так много мотивации исследовать её.

Нисхождение

Глубинные тропы, гномы, порождения тьмы и коридоры. Что может быть лучше? Но на самом деле это реально хорошо. Концентрация на сюжете, множество новой для серии лорной информации, которую наверняка будут использовать в четвёртой части, и при этом не надо много бегать. Серьёзно, я бы ещё десять таких локаций пробежал. Отличное DLC.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Чужак

Отношения двоякие. С одной стороны — явная бомба. Не DLC «Цитадель» из Mass Effect 3, но очень близка к этому. Здесь мы видим события спустя три года после событий игры. И нам дали возможность ещё раз в неформальной обстановке пообщаться с напарниками, которые к этому времени уже стали родными. Ситуации и юмор будут отталкиваться от их образов, а это всегда хорошо. Здесь мы воочию увидим эпилоги наших напарников и нашего романа.
Плюс, это самый эпичный финал трилогии, где нам уже явно говорят, кто будет злодеем, и где будет проходить следующая битва за спасение мира. И когда всё заканчивается на такой высокой ноте, ты с предвкушением ждёшь, что там будет дальше.

А с другой стороны, продавать полноценный эпилог в виде DLC?! Вы больные что-ли?! В предыдущих частях в DLC давали намёки на следующую часть, а тут прямо анонсируют. Сама тенденция этого — нездоровая. И ещё тут наметилась одна проблема, о которой я упомяну ниже.

Но в целом, отличное DLC и хорошее завершение истории.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Некоторые проблемы

Как бы я не растекался словами по древу и не хвалил многие моменты, проблем в игре хватает.

Я уже упоминал, что игровой процесс за 80-100 часов мне просто надоел, а ведь играть пришлось ещё 40. Эти губки для урона... Ладно, суть в другом. Игра большая. Моей жене потребовалось 156 часов на полную зачистку игры со всеми DLC. И сколь большим ни был здесь сюжет, его недостаточно. Много моментов, когда кроме чистки локаций ничего не происходит. Конечно, всегда можно это игнорировать и бежать по основным заданиям, но это не мой метод. Я хочу заниматься побочными активностями, пока не устану, либо пока игра не закончится. Тут я устал.

Ещё проблема, что некоторые ключевые события засовывают в ставку командования.
К примеру: Инквизиция мирит Ферелден и Орлей. Знаковое событие, плюс возможность ещё раз встретиться с Алистером и увидеть его как короля, а не как мямлю. А, нет, про это будет только пара строчек в отчётах.

И это только самый запоминающийся эпизод. На самом деле в ставке командования будет целая куча интересных заданий, которые будем делать не мы. Потерянные древние руины, встреча с Зевраном, встречи с правителями других государств и фракций — про всё это вы будете только читать, а хотелось хотя бы коротких сцен.
Причём здесь есть вариативность: в заданиях важно, какого советника вы на них отправляете. Не всегда, но вот в ключевые моменты это сыграет свою роль. Так, я угробил всех Серых Стражей Орлея и думал, что так и надо, а потом почитал и узнал, что если делать всё в правильном порядке, то результат будет намного лучше.

Ещё обидно за некоторые истории, которые так и не получили реализации. В некоторых локациях мы можем находить записки, текст в которых складывается в достаточно интересный сюжет, порой куда интересней того, что выполняем мы в данный момент. И вот лучше бы я встретил этих людей и принимал решения как им помочь, вместо того, чтобы бегать по километрам красиво нарисованных холмов и лесов. Но это я придираюсь.

Задание на локации порой может приятно удивить, но очень часто его не дожимают. Вот женщина, которая связалась с противником, чтобы её деревню не уничтожили и не загнобили голодом. Ну добавь ты чуть-чуть неочевидных подробностей и деталей, и это была бы серо-моральная история, и на суде было бы сложнее принимать решение.

Но это всё из нереализованного. А вот где произошёл реальный шаг назад — это атмосфера. Игра лишилась зубов. Хоть в ней и есть жестокость, но она пресная. Теперь это обычное фэнтези. Нет сурового реализма первой части или трагедии второй части. И дело не в цветастости. Не обязательно выкручивать гамму на минимум и говорить, что это deep dark fantasy. Тут потеря именно в сценарных акцентах. На самые сложные моменты натирается сюжетный лоск, который чётко разделяет хороших и плохих. Конфликт магов и храмовников упростили до безобразия, потому что одну из сторон будут контролировать злодеи, а в финале нерешаемая проблема превращается в какой-то обычный расизм. И вся эта глянцевость бликует, как лысина Соласа.

Ну и конечно же ретконы. Если играть подряд, то начинаешь замечать, что некоторые вещи сами себе противоречат, а на некоторые факты просто закрыли глаза.

Отдельно хочется затронуть Кунари. Во второй и третьей части их было уже достаточно, чтобы составить определённое мнение. Мне кажется, разработчики сами не знают, что с ними делать.
Нам создали общество, которое противопоставлено местному феодальному. Более того, оно по-современному просвещённое: женщина считает, что она мужчина? Отлично, вот тебе новое имя, иди выполняй работу мужчин, и отношение к тебе как к мужчине. Никаких проблем, всё ради эффективности.
Они развили порох и огнестрел. Хоть они не идут по магическим наукам, но они сами, без всяких Морриган, разобрались, как пользоваться элувианами (эльфийскими зеркалами-порталами), и именно они поняли, что мир на грани уничтожения, и вражеские шпионы повсюду, а этого даже Лелиана не заметила. Ну то есть как ни крути, а крутые ребята. Но всё это сводят к какой-то банальной «красной угрозе», которая угрожает свободе. И хоть под каждый момент есть своё объяснение, но тенденция такая. Их если и хотят поднять или наделить какими-то отличительными качествами, то только для того, чтобы придать важность победы над ними. Думаю, дальше будет хуже.

Ну и о том, что иногда Инквизицию называют узурпатором. Это бы работало, если была хотя бы гипотетическая возможность не пытаться со всеми договориться или выбирать сторону, а вот прям взять всех за шкирку и заставить работать на себя, потому что мир спасать надо. А так, эти обвинения беспочвенны, и ничего кроме недоумения не вызывают. Хотя в данном вопросе игра делает так специально, чтобы показать, как некоторые люди хотят власти и всякое такое.

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Стоит ещё упомянуть главного героя. Протагонисты предыдущих частей тоже были непростыми, но и ситуации были другими.
В первой части были только ты и Алистер, где он спихнул всё на тебя, так как понял, что сам не сдюжит, а больше работу выполнять было некому, и зло не дремлет.
Во второй части герой пытается разобраться со всеми теми ситуациями, которые на него сваливаются, стараясь остаться человеком.
А здесь прям избранность из всех щелей льётся, и при этом забери у нас метку, что останется? Все твои советники выглядят лучше тебя, и ты им не нужен, а только твоя способность закрывать разрывы. Нет, понятно, что мы доказываем свои лидерские качества, и нам доверяют настолько, что дают право судить преступников, но как-то не убедили. Хоук — мой кумир. Пусть эти избранные плавятся от света своего величия, настоящие герои хотят, чтобы от них просто отстали.

Заключение

Так что в итоге?
Если многие недостатки второй части можно было объяснить нехваткой времени, то здесь — скорее отсутствием чёткого видения, какой игра должна быть. Мы все помним эти рассказы, что это должна была быть MMO, и поэтому многие вещи похожи как раз на неё, но знаете что? Пару месяцев назад я перепроходил трилогию Mass Effect и впервые решил пройти «Андромеду», так вот там открытый мир не сильно отличается от местного. Разработчики походу просто не знают, как с ним работать.
А какие новости мы знаем про новую часть? Там снова упоминалась онлайн составляющая, которую отменили.

Во многих аспектах, за которые мы и ценим (или ценили) Bioware, она всё ещё великолепна: персонажи, постановка, напарники и их взаимодействие, наполненность мира, глобальный сюжет (пусть злодей здесь чуть интересней Архидемона из первой части). И при этом игра до сих пор отлично выглядит.
Но теперь виднеется лоск, стерильность, отсутствие острых углов, а без этого не может быть настоящей трагедии. Пластиковый мир ещё не победил, но трещать начал. Очень легко написать такого же объёма текст, но перечислять только минусы.

В целом, я получил куда больше положительных эмоций, чем отрицательных. Это игра с хорошим сюжетом, но со средним раздутым геймплеем. Была бы она хотя бы часов на 100, а лучше на 80, было бы идеально.

Она точно не ужасная. Фраза «Не так страшен чёрт, как его малюют» идеально описывает эту игру. Инфошум превосходит истинное качество игры. Новую часть жду, но на релизе играть точно не буду. На отзывы тоже буду смотреть сквозь пальцы, потому что буду играть сам и составлять своё мнение.

Поэтому если вы, как и я ранее, до сих пор не поиграли из-за противоречивых отзывов, поиграйте и сделайте свои выводы. Хотя бы ради сюжета. Если история Тедаса вам интересна, конечно.

P.S. Женщины косситов самые лучшие!

Серия Dragon Age: Часть 3. Dragon Age: Inquisition

Как-то так. Всё-таки не очень мне импонирует решение делать такую игру в открытом мире. Сейчас бы 50 часов глубинных троп с танцующими гномами, а не вот это вот всё. Посмотрим, что нынешняя реальность сделает с четвёртой частью.
Это был 2014 год, так что смогут ли разработчики исправиться и всё испортить? Или нет?
Поживём — увидим, а пока — всем спасибо, всем пока.

419419
340 комментариев
750 ₽

Спасибо. Отличный текст

8
250 ₽

Комментарий недоступен

15

Лучшее в этой игре - рисунки карточек. Разочаровывает полное несоответствие стиля 3д моделей и этих великолепных рисунков. Особенно эльфы уродливы, тонкие как глисты и неуклюжие. Лица всех рас убогие и лишены характерных черт, только острые уши и рога кунари.

48

Карточки, отдельный поклон. Очень круто сделаны. Это да.

8

Особенно эльфы уродливы, тонкие как глисты и неуклюжие

Кэмероновским "Аватаром" вдохновлялись, как раз во второй части это влияние стало заметно. Кажись, во втором "Ведьмаке" тоже эльфов под нави оперативно переделали.