Fallout. Суть Пустоши

Юные неокрепшие умы любят пособирать всякий хлам и пострелять по монстрам, так что сын захотел поиграть в Fallout 4. «Сразу играть в четвёртую, не пройдя первые две части? Ты же не поймёшь суть Пустоши» — ответил я. "А в чём состоит суть Пустоши?" — спросил ребёнок. Отвечая на этот вопрос, я и написал этот лонг, а сына отправил за водяным чипом.

Fallout. Суть Пустоши

Мне захотелось рассмотреть мир Fallout с гуманитарной точки зрения, попробовать порассуждать с позиции человека, живущем в этом мире. Что это вообще за мир, с чего всё началось, к чему всё идёт, что имеют в виду, говоря “Война никогда не меняется” и в чём вообще суть пресловутой Пустоши.

Сразу оговорюсь, что здесь речь будет идти о мире Fallout 1, Fallout 2, Fallout New Vegas, то есть мир и события классических частей игр Interplay и Obsidian. Также в качестве дополнительных источников идей будут задействованы руководства к играм, Библия Fallout (серия интервью с Крисом Аваллоном), серия вопросов-ответов с Джошуа Сойером и видео с канала Тима Кейна, потому что это важно с точки зрения того, какие идеи хотели вложить гейм-дизайнеры в структуру этого мира, что они хотели показать и о чём рассказать. Именно в таком прочтении будет существовать канон мира Fallout в данной статье. Всё, что Bethesda внесла в мир Fallout, то бишь Fallout 3, 4 и 76, тут не будет рассматриваться, потому что нарушает целостность мира, создаёт противоречия в лоре и вообще не выдерживает никакой критики (грядущий сериал по Fallout ожидаю с содроганием). Я не буду сильно распространяться об этом, просто вынесу под спойлер, и мы не будем к этому возвращаться. Давайте здесь просто исходить из того, что Fallout от Bethesda не существует.

Братство стали, Анклав и армия супермутантов на восточном побережье; джет там же; Гарольд и Келлог, проделавшие тот же бессмысленный путь; вертиберды летают по всей Америке несмотря на дефицит горючего и отсутствие станций дозаправки; город у неразорвавшейся атомной бомбы; дети Атома, которым радиация не причиняет вреда; гуль-ребёнок 200 лет в холодильнике без еды и воды; город детей; поселение вампиров; головы и части тела на пиках у рейдеров там где они спят и едят; рейдеров на порядок больше чем мирных жителей; безальтернативное принятие стороны одной из фракций с безальтернативным геноцидом всех остальных фракций; сами фракции без образа будущего; синты нового поколения, подметающие пол; легендарные пистолеты выпадающие из легендарных радтараканов; можно взрывать ядерную бомбу чтобы там появились высокоуровневые монстры; мир не развивается спустя годы; люди живут среди свалок мусора и скелетов спустя две сотни лет после великой войны; заброшенные магазины и заводы, полные лута; гуль в холодильнике; генерал минитменов и глава Института в одном лице на побегушках; и так далее, сплошной бред, который рассматривать не хочется;

TL; DR; версия, для тех кому лень читать всё и нужны только выводы и ответы на вопросы.

Пустошь, хотя и является исходным пунктом для нового старта человечества и источником надежды на будущее, также выступает как тестовое поле для выживания. Эта суровая среда вынашивает и закаляет человечество, прививая ему необходимость сотрудничества и взаимопомощи. Вместе с тем, она способствует появлению серьезной конкуренции на всех уровнях, моральной гибкости и других неприглядных аспектов человеческого выживания.
С течением времени, по мере того как человечество понемногу встаёт на ноги, роль Пустоши будет уменьшаться, пока не будет полностью сведена к декоративной: Пустошь превратится в сцену для будущих битв. Любые попытки этого избежать, пытаясь извлечь уроки из истории, неоднократно приводили к деградации или гибели сообществ, которые пытались это сделать. Кажется, что Пустошь, хоть и дает шанс на новый старт, неумолимо толкает человечество к тем же ошибкам и конфликтам.
В итоге, человечество неспособно полностью избежать болезненных повторений прошлого и обречено раз за разом вновь наступать на те же грабли, и это никак не предотвратить.

Каждая из игр серии описывает определённую стадию развития мира после войны и новое поколение человечества. Мир Fallout 1 — постапокалиптика в чистом виде, Fallout 2 — “пост”-постапокалиптика, Fallout New Vegas — “ковбойские побегушки” с полноценной, без оговорок, войной. Так что если вам кажется, что эти части игры совершенно разные по атмосфере и ощущениям, то, возможно, вам не кажется.

Fallout. Суть Пустоши

Повествование не будет полным без довоенного мира — причудливого, тревожного и в какой-то мере, антигуманного.

Поколение 2077. Американское поле экспериментов

Представьте себя, как жителя довоенного Fallout. На дворе 2077-й. Уже третий десяток лет идёт война за ресурсы, и вы, вероятно, уже привыкли к такому положению дел в мире. Об ООН вам тоже скорее всего известно только из учебников истории — эта организация перестала существовать после невнятных попыток сохранить мир. Ядерное оружие уже было применено: Ближний Восток и Европа уже лежат в руинах. В свете этого в США полным ходом идёт строительство убежищ, регулярно проводятся учения по гражданской обороне.

Автомобиль стал роскошью ещё десяток лет назад. Горючее стало слишком ценным чтобы тратить его на автомобили, поэтому старые добрые авто на двигателе внутреннего сгорания ушли в прошлое, а новые модели, работающие на ядерном топливе, разработаны недавно, и еще не стали массовыми, несмотря на огромный спрос, даже сейчас.

В крупных городах США то и дело возникают проблемы с продовольствием и энергообеспечением, люди бунтуют, эти бунты жестоко подавляются, на подавление восстаний направлены войска, строятся временные тюрьмы. Уже больше года действует чрезвычайное положение.

Из-за очередной вспышки так называемой Новой Чумы, по всей стране объявлены карантинные меры, которые продолжаются до сих пор. Распространено мнение, что Новая Чума имеет рукотворное происхождение.

Интернета, каким он известен людям в реальном мире, не существует. Из источников информации у вас есть только телевизор и газеты. Телевизор показывает новости из аннексированной в прошлом году Канады, и вы видите как «наши мальчики” поддерживают мир, расстреливая в затылок тех, кто, очевидно, этому миру угрожает. Для вас жизнь идёт своим чередом. Если у вас есть деньги, вы подумываете, не купить ли вам военные облигации, но всё же возмущаетесь стоимостью новой »Корвеги” за 200к долларов, что выглядит неподъёмно даже с учётом высокой инфляции. Подземные убежища, последнее из которых было достроено ещё несколько лет назад, активно рекламируются.

Население не доверяет правительству. Вы не имеете ни малейшего понятия, какие цели преследуют эти люди, вы даже не знаете где они находятся. Теории заговора процветают: яйцеголовые в своих мегакорпорациях что-то исследуют и проводят нечеловеческие эксперименты, и всё в таком духе. Недавно в прессе появилась информация об исследованиях вируса FEV и конечно же, это только подлило масла в огонь. С новой силой разгорелись протесты и обвинения правительства США в создании вируса Новой Чумы.

Довоенный LA
Довоенный LA

Предвоенный мир скатывается в антиутопию.

Первые поколения Пустоши

Довоенное поколение заложило основы пост-ядерного будущего и сделало мир таким, каким мы его видим в Fallout 1 — первые убежища начали открываться уже через 10 лет.

Впервые за тысячи лет человечество оказалось в ситуации, когда оно снова вынуждено заново формировать свою среду обитания. Пустошь сделала людей снова тем биологическим видом, которому приходится снова бороться в эволюционной борьбе за звание венца творения.

Предыстория мира Fallout 1 демонстрирует то, как выживание в этом мире может подчиняться законам конкуренции, кооперации и развития ранних сообществ:

  • Сразу создаются стабильные ячейки общества с базовой экономикой, основанной на земледелии и скотоводстве, исходя из того, что в каждом убежище был ГЕКК, который был использован. (Мы знаем, что Шейди Сэндс и Город-Убежище основаны выходцами из убежища с помощью ГЕКК, и хотя нам неизвестно, какие сообщества были ещё созданы с его помощью, мы всё же можем сделать выводы, что помимо упомянутых, были и ещё).
  • Один из ключевых персонажей серии, Гарольд, после выхода из убежища посвящает себя торговле и путешествиям. Мы легко можем сделать вывод, что он — лишь один из многих, кто поучаствовал в создании базовых экономических и дипломатических отношений между первыми поселениями.
  • Хаб создаётся вокруг пустынного оазиса на перекрёстке торговых путей, как перевалочный пункт для караванов, а также источника воды. Лагерь становится городом и начинает процветать. Ангус, создатель Хаба, становится его правителем. Вода становится мерой всех вещей, а бутылочные крышки становятся основной валютой, обеспеченной водой.
  • По мере развития сети караванов, появляются и те, кто их грабит: рейдеры и мутанты. Как следствие, появляются структуры для защиты этих караванов, а те, у кого есть и деньги, и сила, неизбежно становятся теми, кто завладевает властью.
  • После смерти Ангуса Хаб погружается в хаос. Ушлые ребята захватывают источник воды и начинают требовать огромные пошлины. Начинаются торговые войны, по итогу которых в Хабе формируется Центральный Совет, в котором представлено по два человека с каждой торговой компании. Фактически, Хаб становится торговой республикой.
  • По мере того, как открываются новые убежища, их выходцы основывают поселения и в большинстве своём включаются в уже существующую экономическую и политическую систему.

Созданное за семь десятков лет общество оказывается достаточно развитым для обеспечения выживания и даже развития, но ещё недостаточно централизованным и зрелым для того, чтобы отразить растущую угрозу в виде супермутантов и Повелителя. Караваны продолжают исчезать.

Fallout 1

О мире после ядерной войны предлагаю взглянуть на то, как его видели наиболее значительные персонажи. Именно эти персонажи в той или иной степени сформировали мир таким, каким игрок увидит его во второй части игры. Эти персонажи не проводят длительные философские дискуссии, они сами олицетворяют собой определённое высказывание, поднимая важные вопросы о человеческой природе, морали и будущем человечества в мире Fallout одним фактом своего существования.

Выходец из Убежища и Повелитель:

Мастер в хай ресе
Мастер в хай ресе

Я мало что знаю о войне, но это не имеет большого значения. Множество людей погибло, когда взорвалось множество атомных бомб, почти уничтожив мир. Если вы не знаете, что такое атомная бомба, то представьте себе самую худшую вещь из всех возможных. Атомные бомбы были ещё хуже

Выходец из Убежища, мемуары, Fallout 2 Manual.

Эта цитата говорит о том, что люди постъядерного мира прекрасно понимали, что ядерная война — максимально возможное зло, которое случилось, и которое не должно повториться никогда. В мире Fallout не найдётся ни одного злодея, который хотел бы допустить подобное. В том числе и Повелитель руководствовался благими намерениями, считая, что только в единстве можно избежать повторного конца света и всячески к этому стремился.

Мы не изменимся. Не изменимся, если только не станем одним народом. Одним. Одним. Одним. Одной расой. Одной. Одной. Одной. Единство позволит нам обойти эти мелкие заботы и разделаться с главными проблемами, стоящими перед нами. Ты хочешь стать частью всего этого, разве не так? Частью. <.. > До тех пор, пока между нами будут различия, мы будем рвать друг друга на куски, сражаясь друг с другом.

Повелитель

Выходец из Убежища символизирует надежду на будущее и потенциал восстановления общества после последствия атомного опустошения. В результате финальной встречи протагониста с антагонистом Повелитель уничтожает сам себя и дело своей жизни, как только понимает, что его поколение супермутантов будет первым и последним, вся его работа была напрасна, а его подчинённые скрывают от него правду.

Множество личностей внутри Повелителя спорят, но преобладает одно мнение. Повелитель понял что безумен, и что именно такие как Выходец из убежища — надежда человечества, и это явно проговаривается самим Повелителем.

Я… не думаю, что смогу продолжать. Продолжать? Сделать то, что я делал во имя прогресса и исцеления. Это было безумие. Теперь я вижу. Безумие. Безумие? Надежды нет. Уходи, уходи, пока у тебя ещё есть надежда…

Повелитель

Это был человеческий голос… или голос, который когда-то был человеческим в попытках найти, возможно, какую-то малую часть, оставшуюся от человека, все еще живого, запертого внутри чудовищной биомассы.

Гарольд

Гарольд, скрывающий боль
Гарольд, скрывающий боль

Один из первых торговцев на Пустоши, первооткрыватель базы мутантов Марипозы, знаток Когтей Смерти, воплощает надежду, но в то же время и всю боль постапокалиптического мира. Один из тех, кто сформировал и сделал мир Fallout таким, каким он стал. После мутации общество не приняло его обратно, на его карьере торговца был поставлен крест, он просит милостыню. Не являясь гулем, он является ярким примером того, как гули не принимаются обществом.

Ну, я мутировал. Конечно, не родился таким уродливым. Это произошло, когда мы пытались выяснить, откуда взялись все мутанты. <…> Очнулся я в пустыне, еле живой. Мне еще повезло — через пару дней меня караван подобрал. Я тогда уже начал мутировать. Привезли меня сюда, и вот с тех пор я здесь. <…> С тех пор как я сюда вернулся, хабберы мне покоя не дают. Все время кто-нибудь цепляется к бедному старому Гарольду. Но уехать я не могу. Все-таки [всхлипывает] здесь мой дом.

Гарольд

Но это не значит что для Гарольда всё в прошлом. В будущем есть место и для гулей.

С вашей помощью Старый Гарольд сделал людей и гулей, живущих в Хабе, равноправными членами общества. Они работают бок о бок, и Хаб процветает.

Хорошая концовка для Хаба

Смотритель, изгнание Выходца из Убежища

Теперь, моя семья выгнала меня и сказала, что я никогда не смогу вернуться. Я кричал. Я плакал. Постепенно я начал понимать, что Смотритель, возможно, был прав. Я изменился. Жизнь за пределами Убежища была другой, и теперь я тоже стал другим

Выходец из Убежища, Fallout 2 Manual

Когда Смотритель пытается дать понять, что Пустошь необратимо меняет людей, речь идёт, конечно, не только о навыках выживания. При покидании Убежища человек сталкивается с миром, где нет структуры и власти, где никто не говорит ему что делать и как жить. Это вынуждает его стать более самостоятельным и учит принимать решения на свой страх и риск. Жизнь вне Убежища также меняет и этику. Жизнь в Пустоши часто связана с неожиданными выборами, обычно с риском для жизни. Постоянная борьба за выживание в жестком мире Пустоши может привести к пересмотру своих убеждений и изначально невинных представлений.

Я понял, что для выживания необходимо работать вместе, даже с людьми, которым вы не доверяете. Я оказался в Джанктауне. Именно здесь я усвоил самое важное правило: делать хорошие вещи иногда значит быть очень плохим человеком.

Выходец из Убежища, Fallout 2 Manual

Интересный пример: одна из альтернативных концовок Джанктауна представляет казино Гизмо как градообразующее предприятие, и именно выбор в пользу Гизмо оставляет надежду на лучшее (хоть и не каноническое) будущее Джанктауна.

Вся идея постапокалиптического мира заключалась в том, что могут быть квесты, в которых есть моральные дилеммы, которые не обязательно могут быть решены наилучшим образом. Иногда даже лучшее решение из всех возможных всё ещё может быть типа “не очень”

Тим Кейн

Не буду больше висеть на теме первого Fallout, попытаюсь лишь ответить на вопрос, как ценности Дхармы подчинили себе Пустошь, как именно Шейди Сэндс, далеко не последний по важности, но всё же захолустный городок, стал идеологической опорой будущей Новой Калифорнийской Республики? Я считаю, что эти ценности уже так или иначе преобладали в Пустоши времён Fallout 1, несмотря на множество нерешённых проблем.

Пустошь вынудила выживших объединяться в сообщества и создавать организации с целью обеспечения безопасности и выживания. НКР сформировалась на основе принципов сотрудничества и взаимовыручки, несмотря на вызовы Пустоши, а скорее даже благодаря этим вызовам. Ядерная война привела к разрушению социальных институтов, но также предоставила возможность их восстановления с чистого листа. Выжившие начинают создавать новые формы правления, законы и образцы поведения, которые помогают воссоздать общество. Самыми предприимчивыми и влиятельными из них оказались торговцы Хаба, а фермеры Шейди Сэндс наряду с прочими поселениями просто дополнили существующие структуры идеологически и экономически.

Для этого деструктивная часть человечества (ака рейдеры) не должна превышать 10-20% от общей популяции выживших (это моя спекулятивная оценка, она базируется лишь на здравом смысле и понимании того, что будь этот процент выше, я не вижу просто вариантов, как постъядерное человечество вообще смогло бы самоорганизоваться и выжить).

В мире Fallout рейдеры часто представляют собой агрессивные и разрушительные группы, которые выживают, нападая на других выживших и перераспределяя их ресурсы в свою пользу. Это подобно поведению хищников в природе, которые охотятся на других живых существ. Однако рейдеры могут столкнуться с ограниченностью своих «добычных» ресурсов: если рейдеры разоряют и разрушают все вокруг себя и не обеспечивают себе устойчивый источник продовольствия и других необходимых ресурсов, они тоже могут оказаться на грани выживания. Чтобы выжить, они будут вынуждены присоединиться к организованным обществам, изменить свой образ жизни с присваивающего на производственный, или стать частью более устойчивой экономической системы.

Fallout. Суть Пустоши

Если бы в Пустоши Fallout 1 господствовал режим, подобный режиму Нигана в “Ходячих Мертвецах” или режиму Сета в Некрополисе, на месте НКР образовалась бы неофеодальная диктатура. Теоретически, это вполне могло бы осуществиться, если бы торговые войны в Хабе закончились иначе, но этого не случилось.

Fallout 2 — кризис Арройо

Выходец из Убежища, со временем осознав правоту Смотрителя (как он её понял), принял решение основать своё собственное поселение вдалеке от известного ему сообщества. Начало Fallout 2 сразу показывает нам последствия этого решения. Подвиги Выходца из Убежища, его решимость и независимость сделали его героем перед глазами многих, и он прочно утвердил свое место в легендах. Но в Арройо он столкнулся с более сложным вызовом: создать будущее для своего собственного народа.

Арройо, основанное Выходцем в надежде на процветание и безопасность, со временем встало перед трудностями, с которыми оно не могло справиться. Суровые условия пустоши и изоляция, наряду с засухой и нехваткой ресурсов привели к деградации и превращению Арройо в племя с ограниченными знаниями и возможностями. Таким образом, великое наследие Выходца оказалось омрачено тем, что он не смог обеспечить своему собственному народу устойчивое будущее.

Как сказал Дхарма, много прутиков по отдельности могут быть сломаны. Пруты в связке — нет

Арадеш

Но почему Выходец решил так сделать? Как упоминалось выше, Выходец, по-своему поняв идеи Смотрителя, попытался таким образом не повторять прошлое человечества и его ошибок. И с этой точки зрения, выходца из убежища можно понять. Обратимся к источнику Book of the Elders (предыстория Fallout 2, который был частью руководства игрока F2.).

Из отрывков ниже мы видим, что был избран явный курс на самоизоляцию с элементами технофобии:

Выходец из Убежища был тем, кто выбрал место для нашей деревни, за большой сухой долиной. Окружающие земли бесплодны и малоинтересны для случайного путешественника. Часто лучший способ оставаться в безопасности — это находиться в месте, которое не вызывает особого интереса в глазах других.

<…>

Люди за пределами Великого моста, отделяющего нашу деревню от мира, похоже, находят огромное удовлетворение в сборе объедков и остатков времен, предшествовавших великим пожарам. Каким-то образом эта связь с прошлым утешает их. Наше Племя отличается тем, что мы обретаем счастье, создавая новые начинания, и обретаем безопасность, полагаясь на свои способности, а не на артефакты из минувших времен. Однако, несмотря на все это, чтобы путешествовать по Пустошам, нужно в некоторой степени перенимать образ жизни и цели тех, кто поселился там. Вещи прошлых времен могут отравить вашу душу, если вы на них полагаетесь, но поскольку они помогут вам выжить, они необходимы

Fallout 2 Manual

В дальнейших заметках мы видим упор на добрососедские (семейные) ценности и общее благо, где все знают друг друга и нет причин для вражды, и в очередной раз мир за Великим мостом противопоставляется их небольшой общины:

В небольших общинах, таких как наша деревня, соседи знают друг друга и разделяют чувство ответственности за общее благо. Похоже, что чем больше людей скапливается в каком-то районе, тем больше у этих людей тенденция становиться капризными и склонными к насилию. Нет большего доказательства этой тенденции, чем светящиеся кратеры, которые сейчас существуют на месте некогда переполненных городов. Остерегайтесь слишком большой концентрации людей в одном месте — это делает нас более опасными друг для друга, чем когда-либо. — убеждение о том, что большая концентрация людей вредна.

Fallout 2 Manual

Как же быть, если Арройо будет процветать и его население будет расти? Похоже на то, что задумка как раз и была в том, что Арройо никогда и не должен был вырасти из небольшой общины, как будто бы этот вопрос и не ставился вовсе.

Выходец из Убежища, основав Арройо вдалеке от прочих людей, выражал свое убеждение в необходимости избегать повторения истории человечества. Выходец стремился создать более простую и устойчивую общину, свободную от тех конфликтов, которые привели к разрушению Старого Мира, где ценности семьи и взаимопомощь стояли бы во главе стола. Быть вдалеке от больших скоплений людей было частью его стратегии сохранения созданной им культуры и принципов. Однако, несмотря на эти усилия, самоизоляция Арройо не исключила вызовов и проблем, с которыми столкнулись его жители. Внутренние и внешние факторы влияли на развитие общины, подчеркивая сложность создания идеального общества в постъядерном мире. Выходец совершил ошибку, и его наследие оказалось поставлено на грань исчезновения.

Этот трагический урок из мира Fallout подчеркивает важность взаимодействия и сотрудничества в мире Fallout. Даже самый независимый и амбициозный герой не может справиться с вызовами и сохранить культурное и технологическое наследие своего народа без взаимодействия с другими. Пустошь — это безжалостное место, которое не считается с амбициями и самодостаточностью. Она перемалывает и выплевывает тех, кто не готов адаптироваться и сотрудничать. Будучи героем, ты можешь изменить ход истории, всех спасти. Но создать будущее без взаимодействия с прочими людьми ты не сможешь. Быть великим героем вовсе не значит быть великим лидером.

Fallout 2 — Пустошь уже не та

Если в первой части серии Пустошь является местом, где можно наблюдать разнообразные формы выживания и человеческой адаптации, поднимаются вопросы моральных дилемм, выживания и адаптации, то Пустошь Fallout 2 — это уже во многом поле для исследования социальных и политических тем. В Fallout 2 уже можно увидеть как попытки восстановления структур власти и порядка, так и борьбу за ресурсы и власть.

Это всё ещё Пустошь, фронтир, но уже представляющий собой своего рода арену новых возможностей, на которой несколько центров силы пытаются тянуть одеяло на себя, конкурируя за ресурсы и власть. При этом каждый из них не может жить без другого, то есть они взаимозависимы, и каждый из них не может развиваться по тем или иным причинам.

Город Убежище

Город Убежище является источником высоких медицинских технологий ввиду специфики Убежища 8. Экономически, уровень жизни граждан Волт Сити даже выше среднего довоенного уровня.

Fallout. Суть Пустоши

Однако Город Убежище имеет и свои проблемы. Во-первых, это кризис роста: ядерный реактор убежища работает на пике возможностей. Во-вторых, кризис Гекко.

Гордон: Город Убежища, видите ли, имеет достаточно энергии для обеспечения своих текущих нужд — до тех пор, пока они не замахиваются на большее. Но электростанция Убежища, которую они используют, никогда не предназначалась для того, чтобы снабжать энергией целый город. Сейчас она работает на пределе своих возможностей. Без дополнительной энергии они не смогут расширяться.

Избранный: Не понимаю, как это играет вам на руку..

Гордон: Видите ли, раз уж наша электростанция работает лучше, мы могли бы торговать нашей избыточной энергией и услугами технических экспертов в обмен на медицинские технологии Города Убежища.

Избранный: И?

Гордон: Без дополнительной энергии Город Убежища сожжет свой реактор через 15 лет. Если реактор Гекко не починить, мы и половины этого времени не протянем. В любом случае, без медицинской помощи все мы, гули, в ближайшие 20 лет вымрем. Если Город Убежища и Гекко не объединят усилия, всем будет плохо

диалог в Гекко

Где вход, там и выход: кризисы Города Убежища в то же самое время являются и отличными возможностями его развития, но препятствием является социальное устройство Города — тоталитарная классовая привилегированная система, граждане которой получают высочайшее медицинское обслуживание и образование, а основу базовой экономики (надо отметить, небольшой) составляет рабский труд. Такое общество не идёт на компромиссы.

Нью Рено

Самый большой маленький город в мире, жизнь и экономику которого образуют семьи. Мордино строят нарко-империю, пытаются контролировать Реддинг посредством наркотиков, и как следствие, заполучить контроль над торговлей в северной Калифорнии. Бишоп инвестирует в инфраструктуру Рено, а также работает на НКР и напрягает Город Убежище (кстати, это первый, но не последний раз, когда НКР использует “прокси”-силы для достижения своих целей). Сальваторе взаимодействуют с Дэном и Анклавом чтобы получить господство за счёт высокотехнологичного оружия. Райты гонят самогон и тоже ищут способы избавиться от прочих семей. Отсутствие единого правления и постоянные риски быть убитым не позволяют Нью-Рено развиваться в определенном направлении.

Рено IRL
Рено IRL

Дэн является своего рода младшим экономическим партнёром Нью Рено — через него проходят рабы для нарко-империи Мордино и химикаты для Сальваторе

Прочая периферия

Периферия: Кламат (торгует шкурами) , Дэн (рабы, химия, самогон) , Модок (агрокультура) , Реддинг (руда, золото) , Брокен Хиллс (урановая руда) — поселения торгового “браминового кольца”, которое, собственно, и замыкает круг субъектов-участников сюжета.

Новая Калифорнийская Республика

Федеративная республика юга Калифорнии, начинающая свою экспансию на север Калифорнии и часть Невады. Уже имеющая некоторые контакты с Нью Рено через Бишопа, стремится заполучить Город-Убежище и Реддинг, и как следствие, все описанные выше территории “Большого Браминьего Кольца”.

Доллары НКР вытеснили крышки. Сам факт того, что в мире Fallout впервые появляется некое подобие правительства с контролируемой валютой, которая обеспечивает стабильность и доверие, а бутылочные крышки как валюта теряют свою значимость, уже говорит о высоком уровне развития общества.

Мы не знаем, что творится к югу от Шейди Сендс, но подозреваем что там всё вполне отлично, общество и экономика достаточно развиты, уровень жизни, возможно, сопоставим с уровнем жизни европейца начала 20 века. Но действие игры происходит не в НКР, а за её пределами (игрок имеет возможность посетить столицу НКР, но на этом всё).

Основанная восемьдесят лет назад, НКР сейчас состоит из штатов Шейди, Лос-Анджелес, Мэксон, Хаб и Дейглоу. Около 700 000 граждан рады назвать НКР своим домом.

Голодиск об истории НКР

Это, кстати, весьма приличное население, примерное равное населению штата среднего штата (такого как Орегон) в начале 20 века в реальных США.

По всему выходит так, что у НКР нет никаких проблем с ростом и экспансией. Её экономическое и военное могущество несопоставимо выше, так что интеграция всего фронтира Fallout 2 в НКР — всего лишь вопрос времени.

Прощание со Старым Миром

Финал второй части серии ставит под сомнение человечность «чистого человечества” и противопоставляет их »мутантам”: Избранный вдруг узнаёт, что все люди Пустоши, включая его самого — мутанты, радиоактивные фрики. Безотносительно того, является ли это фактом, и так ли сильно ДНК жителя Пустоши отличается от ДНК жителя Анклава, соперничество двух видов человеческой расы завершается именно здесь.

Работа президента частью и состоит в том, чтобы принимать трудные решения. Пожертвовать множеством полулюдей ради спасения человечества. Человечество превыше всего. <…> Если бы был другой способ… но его нет. Когда речь идёт о выживании человечества, никакая цена не может быть слишком высокой. Если бы вы были человеком, вы согласились бы со мной. <…>

Мне не кажется, что на этой старой, усталой планете хватит места для двух доминантных видов. Если вопрос ставится — мы или вы… Ну что ж, я выберу нас

Президент Дик Ричардсон
Гордый лидер человеческой расы
Гордый лидер человеческой расы

Убежища не были призваны спасти человечество — это была серия различных социальных экспериментов, выживание участников которого имело значение только в рамках этих самых экспериментов. Поэтому уничтожение людей Пустоши не считается чем-то плохим с точки зрения руководства Анклава — они изначально не должны были выжить.

https://youtu. be/oWd4RBdeoaM? t=43 — хоть это и идеи, сформулированные “задним числом”, они хорошо объясняют смысл экспериментов убежищ и дают потенциально много идей для новой игры из серии Fallout, посвящённого Vault-Tec.

Протагонист в лице Избранного и все жители Пустоши вместе с ним — это другое человечество, новое, ненастоящее, мутировавшее. Но здесь совсем не идёт речи о сложном моральном выборе — хотя взгляды и намерения Анклава логичны и понятны, в его лице мы видим то самое довоенное правительство мира-антиутопии, которому никто не доверял, то самое, старое человечество, уже уничтожившее мир однажды и, что важно, собирающееся сделать это снова.

Взрыв нефтяной вышки олицетворяет окончательный конец Старого Мира, и дальнейшее развитие и возрождение нового человечества, которое уже, строго говоря, не является больше “тем самым” человечеством в биологическом смысле. Второй раз создателями игры делается заявление о том, что люди Пустоши — будущее человечества. Даже наличие мнения о том, что они уже не являются людьми в чистом виде, уже не имеет никакого значения. Человечество Старого Мира навсегда остаётся в прошлом.

Сноска про Братство Стали и ещё одно последствие изоляционизма.

Во времена до Fallout 1 Братство совместно с торговцами Хаба боролось с Вайперами. Как следствие совместной борьбы с ними, отношения между Братством и Хабом лишь улучшились. Затем, после известных событий первого Fallout, Братство помогало избавиться от остатков армии мутантов, лишившихся своего предводителя. То есть, Братство было в достаточной мере организацией, открытой миру. Торговые и союзнические отношения процветали. И хотя Братство уже закрылось от принятия пришельцев в свой состав, на то время это лишь добавляло им элитарности, не сказываясь отрицательно.

Во время событий, предшествовавшим событиям Fallout 2, Братство продолжало развивать добрые отношения и с набирающей влияние НКР, и хоть оно и не стало его частью, достигло пика своей силы и открытости, став могущественным союзником.

Когда-то мы были единственным оплотом науки и техники, оставшимся на планете. Мы основали что-то вроде «полиции технологий». Мы хранили в тайне старые знания и очень неохотно делились ими. И уж, конечно, только с теми, кого считали достойными и достаточно мудрыми для правильного их применения.

Метью, Братство Стали

По мере того, как НКР развивалось (во время событий Fallout 2 и после), оно и само достигло технологического уровня, который пока ещё не мог сравниться с уровнем Братства, но численно и экономически НКР стала превосходить его.

Итак, после окончания Fallout 2 они фактически вступили в конфликт с НКР из-за контроля над технологиями, в основном энергетическим оружием, потому что одна из основных целей Братства — контроль над этими технологиями. НКР не хотела отдавать его, поэтому они начали войну.

Джош Сойер.

Войну эту Братство проиграло и стагнация сменилась на неуклонный упадок.

Из-за разногласий по поводу того, как следует контролировать технологии в Пустошах, Братство Стали развязало долгую и кровавую войну против НКР. Несмотря на превосходное оснащение и подготовку, Братство в конце концов отступило.

Загрузочный экран Fallout New Vegas

Победа далась НКР ценой множества жизней, но после неё НКР стала единственной силой в калифорнийской пустоши

Время от времени НКР нападала на бункеры Братства. В четырех случаях из шести, о которых мне известно, бункеры взрывались. Я предполагаю, это стандартная практика для Братства устанавливать в них систему самоуничтожения.

Роберт Хаус

Что как бы намекает, что НКР имели возможность заполучить некоторые технологии Братства, хоть это и не всегда было осуществимо. Битва у Гелиос 1 стала, наверное, последней каплей, поставившей Братство на грань вымирания.

По сути это террористическая группировка. Воинствующие квазирелигиозные фанатики, помешанные на собирании довоенной техники. Не всякой техники, прошу заметить. Что-то я не заметил, чтобы они охапками тащили из больниц автодоки и протезы органов. Нет, они предпочитают ту разновидность техники, которая отправляет людей в могилу.

Миру не нужны эмоционально нестабильные техно-фетишисты.

Роберт Хаус

Эти слова мистера Хауса можно сделать их эпитафией. В очередной раз стратегия изоляционизма и нежелание меняться не оправдалась в долгосрочной перспективе.

Последнее пристанище Братства
Последнее пристанище Братства

Существовали альтернативные подходы, которые могли бы спасти Братство от упадка. Братство могло бы приспособиться к изменяющимся условиям, вместо того чтобы сохранять негибкую позицию: открыть доступ к своей технологиям и стать более открытым и гибким обществом. Сотрудничать с другими фракциями, чтобы обменяться ресурсами и защищать общие интересы. Однако эти альтернативы были несовместимы с его идеологией и традициями

Вероника: Я пытаюсь открыть вам глаза. Нам нужно привлечь внешний мир. Мы не сможем победить без новых рекрутов.

Нолан Макнамара: Что говорит Кодекс?

Вероника: Кучу предвзятой чуши.

Нолан Макнамара: Мы не помогаем им и не впускаем их.

Вероника: Но…

Нолан Макнамара: Мы храним знания, которыми они никогда не должны обладать.

Вероника: Дайте шанс. Для меня. Я не могу оставаться здесь и смотреть, как мы чахнем.

Нолан Макнамара: Мне очень жаль.

Вероника: Мы вымрем.

Нолан Макнамара: <Вздыхает> Я знаю.

диалог в Fallout: New Vegas

Fallout New Vegas — место действия

Пустошь в мире Fallout не стоит на месте, а меняется в зависимости от исторических и временных факторов. Эта эволюция Пустоши является важной частью общей сюжетной динамики.

Вначале люди сталкиваются с иссушенной и опасной Пустошью, где ресурсы ограничены, а выживание сложно. Однако по мере развития человечества, мир начинает меняться. «Оазисы” в виде убежищ, городов и поселений начинают появляться и процветать, создавая пункты стабильности и надежности для обитателей. Эти »оазисы” расширяют своё влияние, отвоёвывая жизненное пространство у Пустоши. Пустошь уменьшается сама по себе, и уменьшается также и её роль. В Нью Вегасе роль Пустоши сведена к декоративной: теперь это сцена, на которой происходит противостояние НКР и Легиона.

Вообще, во всех играх серии местом действия всегда является какой-то фронтир, пограничье, ничейные земли. В первой части можно сказать, что Пустошь была везде, она была всеобъемлюща. Место действия второй части — дикие места примитивных племён, охотников, рабовладельцев, изоляционистов, сквоттеров, которым ещё предстояло быть поглощёнными НКР. В Нью Вегасе это Пустошь Мохаве, со своими особенностями и со скидкой на то, что прошло уже две сотни лет после Великой Войны, это всё же фронтир.

Пустошь Мохаве — не слишком развитое по меркам Fallout место. Здесь есть несколько поселений, живущих охотой, сельским хозяйством, торговлей и азартными играми поселений, но здесь нет таких центров силы, как НКР или Город Убежище. Роль мускулов и в своём роде “смотрящих” здесь выполняли Пустынные Рейнджеры. Представляли ли они какую-то реальную власть в Мохаве? Вряд ли. Но из-за угрозы Легиона именно они заключили пакт с НКР (кроме них, НКР сюда никто не звал!) , в результате чего вся пустошь Мохаве была ими аннексирована, а сами Пустынные Рейнджеры вошли в состав рейнджеров НКР.

Десять лет тому назад командир Элиза встретилась с представителями Пустынных рейнджеров, чтобы обсудить условия будущего Договора объединения. Этот договор не просто включил пустынных рейнджеров в состав Республики. Он обязал нас защищать южную Неваду от Легиона Цезаря и его диктаторского режима.

президент Кимбалл

Примечательно, что представители Пустынных рейнджеров остались неназванными, что добавляет мутности в эту историю.

Семью годами ранее “проснулся” и Мистер Хаус, решивший стать субъектом политики, объединил вокруг себя часть племён, населявших Вегас, и заключивший с НКР отдельное соглашение. Это соглашение ничего не меняло по сути, но НКР признавал субъектность и независимость Вегаса. Таким образом, на Пустоши Мохаве образовалось сразу три центра силы.

Не стоит, однако, забывать, что Пустошь Мохаве на момент начала действия Fallout New Vegas — ничья земля, территория, находящаяся под оккупацией, но не под полной властью НКР. То же самое, кстати, касается и Легиона, который представлен здесь только армией. По этой причине, вся критика в сторону этих фракций основывается (не полностью, но в значительной части) только на влиянии оккупационной администрации (со стороны НКР) и армии Легиона (с другой стороны)

Fallout New Vegas как способ по-новому взглянуть на НКР

Из предыстории мы видим, что НКР в очередной раз, как и всегда, выбирает путь мягкой или непрямой силы (будь то дипломатия, экономическое влияние или бандитские методы) и переходит к прямому противостоянию, только когда мирные варианты перестают работать. Однако и тяжёлые военные противостояния НКР не чужды, как мы видим на примере войны НКР с Братством.

Все Fallout-ы, в той или иной мере, повествуют про НКР, про то, как новая республика послевоенного человечества каждый раз распространяет своё влияние на новый фронтир. Fallout 1 — про то, как НКР появился и занял собой всю территорию Fallout 1. В Fallout 2 НКР представляет собой всю территорию Fallout 1. В Fallout New Vegas — НКР занимает все территории Fallout 1 и Fallout 2.

F:New Vegas — это новый способ контекстуализовать НКР, взглянуть на него с новых сторон, с намного большим количеством новых точек зрения, чем ранее. Именно в этой части серии взгляд на республику уже намного более внимательный и многосторонний. До сих пор, во время событий предыдущих двух частей, появление и дальнейшая экспансия НКР выглядели безальтернативными. И только в F:NV эта безальтернативность ставится под вопрос. Здесь мы узнаём, что НКР имеет множество проблем Старого Мира: бюрократия, коррупция, инфляция, высокие налоги, отсутствие контроля и элементарной безопасности, дело доходит даже до военных преступлений, которые никто не берётся расследовать.

Передовой отряд сразу заметили. Мы услышали стрельбу. Потом Ханы побежали через каньон 37. Все пошло не так. Бежали женщины, дети, старики. Потом и раненые. Мы запросили новые распоряжения, но командование, видимо, не поняло, что происходит. Нам приказали стрелять, пока патроны не кончатся. Так мы и сделали.

Крейг Бун о бойне в Биттер Спрингс

НКР всё ещё на словах (да во многом и на деле, чего уж там) сохраняет свои изначальные идеалы гражданского общества и демократии. Однако она всегда была этаким федеративным лоскутным одеялом. В результате столкновений с другими сообществами (а также и их поглощений) , в их методах управления появилась некая моральная гибкость, компромиссы и изменения в методах управления в «серую” сторону. Достаточно вспомнить хотя бы эту мутную историю “договора объединения” с пустынными рейнджерами, позвавших на помощь. Или вот ещё пример: НКР беспокоят Джейкобстаун, провоцируя живущих в нём супермутантов на ответную реакцию. Такой способ с прокси сработал в своё время с Городом Убежищем, и это в очередной раз показывает, что НКР со временем не стал »чище” в некоторых своих методах.

Если НКР или кто-то еще ищет предлог для нападения на Джейкобстаун, они не получат его от нас

Маркус

Конечно, можно побыть адвокатом НКР и справедливо возразить, что история с НКР и Джейкобстауном не подтверждена на 100% в самой игре. А претензии к “договору объединения” это вообще лишь домыслы, на самом деле никто в игре не подвергал сомнению легитимность этого договора. Однако такие вопросы ставят перед нами сама игра и её лор, так что осадочек всё равно остаётся.

НКР всегда придёт и поможет
НКР всегда придёт и поможет

С экономикой в НКР тоже не всё радужно. Предшествующая событиям Fallout: New Vegas война с Братством очень плохо сказалось на экономике, и доверие к валюте НКР было подорвано. Население частично (во всяком случае, на Пустоши Мохаве уж точно) вернулись к бутылочным крышкам, как и в старые времена, обеспеченные водой. Кстати, Хаб — ближайший к Пустоши Мохаве крупный город НКР.

Братство Стали совершало набеги на золотые запасы НКР до тех пор, пока НКР больше не могла производить золотые монеты и обеспечивать свои бумажные деньги. Они отказались от золотого стандарта и установили бумажную валюту, поэтому её стоимость переоценена как по сравнению с крышками, так и (особенно) по отношению к монетам Легиона.

Джош Сойер

НКР демонстрирует свою неспособность справиться с валютным кризисом. И у нас нет оснований полагать что этот кризис завершится — скорее всего, инфляция будет расти и после событий F:NW даже в случае хорошей для НКР концовки.

Что ещё важно знать о НКР как о государстве. У НКР (как и у Легиона) не было границ в привычном нам виде. Современный концепт государственных границ в реальном мире возник в 17 веке после Вестфальских соглашений и последующих договорённостей. В постъядерном мире Fallout ничего подобного даже близко не было. Мы можем только сказать, что река Колорадо является естественной границей между Легионом и НКР, и всё.

Есть сферы влияния и зоны контроля. Так, влияние НКР неявно и размыто, совершенно непонятно насколько далеко и качественно распространяются её законы и центральная власть. НКР изначально и до сих пор является федеративной республикой. Можно себе представить насколько автономны Город Убежище и Сан Франциско (кто-то даже может поспорить что они не входят в состав НКР), и Нью Рено, который по канону продолжает самоуправляться несколькими семьями, их специфическим восприятием законности. Даже Хаб, который в НКР состоит с самых ранних дней, нисколько не парясь, вернулся к бутылочным крышкам, забив болт на валюту центра.

При этом нельзя сказать, что НКР вообще — чисто фантомное образование. Вспомним выбор Роуз Шарон Кессиди: решить проблему по-старинке, расправившись со злоумышленниками собственноручно, или позволить настигнуть их медленной руке правосудия. В постапокалиптическом мире такого выбора вообще бы не стояло. Но сейчас то, что подобные вопросы вообще поднимаются, говорят о совсем другом уровне развития общества.

Для формирования принципиально новой точки зрения на НКР в повествование вводится Легион Цезаря.

Я попросил Джона Гонсалеса (написавшего «Цезаря») включить дискуссию с Цезарем, в которой Цезарь использовал бы свою интерпретацию гегелевской диалектики для оправдания существования Легиона, своего стремления завоевать НКР и своего видения светлого будущего Легиона как своего рода возрожденная Римская империя после падения коррумпированной Римской республики (НКР

Джош Сойер

Как и Джош Сойер, я тоже время от времени думаю о Римской Империи. Кризис НКР во многом перекликается с кризисом Римской Республики. Аналогий очень много:

НКР после войны с Братством, Рим после Пунических войн. И там и там землевладельцы стали обладать сказочным богатством, и там и там — земельные реформы, не увенчавшиеся успехом. Что ещё? Высокая автономия территорий далеко от столицы. Мы также видим возрастающую роль армии, которая становится социальным лифтом. Остаётся только дождаться Цезаря с его легионами, переходящего свой Рубикон.

Цезарь уже верит, что правительство НКР является неоримской республикой. Он хочет взять её под контроль, потому что верит, что, подобно Юлию Цезарю, может вызвать перемены (по его мнению) к лучшему

Джош Сойер

НКР должна измениться, об этом в игре кричит буквально всё, и Цезарь не исключение.

И раз уж мы дошли до Цезаря, обратим внимание на его прочтение гегелевской диалектики.

Цезарь основывает свою философию на том, что человечество исторически развивалось через борьбу и конфликт, через противопоставление тезиса и антитезиса. Он верит, что эта конфронтация создавала кризисы и способствовала эволюции общества. В своем рассуждении Цезарь видит тезисом давно установившуюся власть и антитезисом силы, стремящиеся изменить установленный порядок.

Строго говоря, это не Гегель ввёл понятия тезиса-антитезиса-синтеза, а Фихте, но сильно душнить на эту тему не буду.

Легион, под руководством Цезаря, представляет собой реализацию его философии в действии. Цезарь пришел к выводу, что установление стабильного порядка и власти требует жесткой и бескомпромиссной централизации власти. Его Легион – это инструмент изменения, антитезис, который должен столкнуться с существующим порядком и установить новый, основанный на его жестоких идеалах.

Тезис и антитезис противостоят друг другу, но, с другой стороны, и дополняют друг друга, в каком-то смысле создавая некую полноту. Вначале они несовместимы, но при развитии некоей координации они становятся частями будущего синтеза, который, собственно, они и формируют. Каждая следующая стадия развития сложнее и прогрессивнее другой.

Непосредственно процесс поиска синтеза заключается в процедуре снятия (устранения) противоречий. По мере того как снимаются противоречия, происходит развитие. Иногда война может быть одним из способов снятия этих противоречий, хотя есть и другие подходы.

Цезарь утверждает, что его жестокие методы и правила служат высшей цели – прекращению хаоса и установлению порядка в мире. Он видит себя как необходимое зло, необходимое для достижения стабильности. Его философские обоснования вызывают моральные и этические дилеммы. Его методы, включая рабство и жестокие наказания, вызывают отвращение и сопротивление у многих персонажей в мире Fallout: New Vegas. Вопрос о том, насколько высока цена стабильности и порядка, является ключевым в философии Легиона.

Более широкое пояснение, каково жилось бы под властью Легиона, нам говорят концовки. А так же сами разработчики, рассказывая о вырезанном контенте Легиона.

В дополнительных локациях Легиона могло бы быть больше путешествующих жителей территорий Легиона, не принадлежащих к Легиону. Форт и бухта Коттонвуд имели смысл как мощные военные аванпосты, подавляющее большинство населения которых состояло из солдат и рабов. В других местах было бы больше «гражданских лиц», которых стоило бы думать не как о гражданах Легиона (Легион является чисто военным), а как о людях (не племенных), которые живут на территориях, находящихся под контролем Легиона.

В то время как Цезарь намеренно порабощает жителей НКР и Мохаве в зоне боевых действий, большая часть порабощения, происходящего на востоке, происходит среди племен. Как указывает Рауль, существуют неплеменные общины, которые давным-давно перешли под контроль Легиона. Дополнительные локации показали бы, какова жизнь этих людей.

Общий тон был бы таким, каким можно было бы ожидать от жизни в условиях стабильной военной диктатуры, не встречающей внутреннего сопротивления: большинство людей наслаждаются безопасной и продуктивной жизнью (больше, чем до прибытия Легиона), но не имеют никаких свобод, прав или говорить о том, что происходит в их сообществах. Вода и энергия поступают стабильно, еды достаточно, путешествие безопасно, но если иногда кто-то переходит дорогу легионеру, этот кто-то остаётся без головы. Если Легион говорит кому-то что-то сделать, он просит только один раз — даже если это означает, что все сообщество должно взять ноги в руки и переехать на пятьдесят миль. Коррупция в Легионе встречается редко, и Цезарь с ней жёстко (даже по стандартам Легиона) борется.

Короче говоря, жители территорий Легиона — не граждане и не рабы, но они также и не свободны. Люди, которые держат рот на замке, занимаются своими делами и кивают на редкие просьбы Легиона — они могут жить очень хорошо. Многих из них вообще не волнует, что они не имеют права голоса в том, что происходит вокруг них (в основном потому, что они чувствовали, что никогда не имели права голоса до прихода Легиона)

Джош Сойер

Цитата за цитатой, сорян:

Я не думаю, что Цезаря и Легион следует рассматривать с точки зрения “серой морали”, как прочие варианты игрока. Я думаю, что они могут быть такими, какие они есть, потому что ложь их вымысла призвана спровоцировать мысли об истине, то есть о природе людей, которые приходят к власти в таких обстоятельствах. Когда мы говорим «война никогда не меняется», мы говорим о таких вещах.

Джош Сойер

«Ложь их вымысла», вы поняли, да? Легион никогда не задумывался разработчиками, как обоснованный и оправданный выбор фракции. Они просто такие, какие они есть.

Итак, Легион, как и Анклав, не является “серой” опцией. Это ультимативно злой выбор — превратить население Пустоши Мохаве в топливо для войны. Любые попытки обосновать или оправдать их, разбиваются о критику.

  • “Дороги на территории Легиона безопасны” — вдоль этих дорог кресты распятых людей.

  • “Любой караван под защитой Легиона находится в безопасности даже за пределами территорий Легиона” — много ли мы видели таких караванов?
  • “Цезарь подчинил себе все рейдерские племена в Аризоне” — уничтожив их, сделав рабами или включив их в своё войско.
  • “Его модель принудительной ассимиляции эффективно себя показывает, как в игре, так и в истории, IRL” — многие жители ассимилированных племён об этом не расскажут. Принудительная ассимиляция — одно из определений геноцида.
  • “Члены завоёванных племён благодарны за то, что их цивилизовали” — только те, что неплохо устроились в войске, и то, я думаю, малая часть из них. Некоторым из них приходилось убивать и продавать в рабство своих соплеменников. Это больше похоже на принудительное объединение, и оно не надёжно.
  • “Большая часть населения покорилась и управляется мирно” — иначе бы их уничтожили. Хорошо что у них был хотя бы такой выбор.
  • “Еда и вода в достатке на территориях Легиона Цезаря” — правда неясно, достаточно ли еды и воды у рабов и женщин. В целом, по меркам НКР и с учётом того, что после ядерной войны прошло уже более двух сотен лет, отсутствие голода — сомнительное достижение.
  • “Фрументарии — единственная организованная группа шпионов на всей Пустоши” — это часть армии, и тот факт, что они более умны, хитры и организованны, делает их более харизматичными, но не делает положительными персонажами ни в коей мере. К тому же, судя по результатам первой битвы у Дамбы, войска НКР оказались более организованы. Даже без участия Курьера у НКР были бы все шансы выиграть и вторую битву.

  • “Строгий порядок в обществе приводит к дальнейшей стабильности, и люди в конечном итоге становятся счастливее” — когда речь идёт о стабильном обществе, почему-то многие думают, что это именно они будут жить спокойной жизнью в довольстве, а кто-то другой будет за них воевать, быть рабом или висеть на кресте.
  • “Цезарь — уникальный персонаж, очень умный, отличный стратег, и он единственный, у кого есть видение будущего. ” — Вот только он при смерти, и после его смерти почти наверняка наступят “тёмные века”.

В Легионе ко всем относятся ужасно. Люди, способные сражаться, — это солдаты-рабы, которые служат до самой смерти. Мужчины, которые не способны сражаться — рабы до самой смерти. Женщин, способных рожать, принуждают к размножению до тех пор, пока они не перестанут рожать. Тогда они будут рабами до самой смерти. Цезарь делает это не потому, что ненавидит женщин или считает их ниже мужчин; он делает это, потому что все, что его волнует, — это конечная цель: больше легионеров. Легионеры также являются средством достижения цели: завоевания НКР. Завоевание НКР также является средством достижения цели: ее реформирования и создания новой квазиримской империи.

Джош Сойер

Свободная экономическая зона Нью Вегаса

Важно отметить, что полярностей типа “тезис-антитезис” вообще может быть больше двух. У нас есть ещё Свободный Нью Вегас со своим собственным проектом развития, который с помощью протектеронов имеет потенциал прогнать и НКР, и Легион, дав НКР щелчок по носу и спровоцировав необходимые там реформы.

Fallout. Суть Пустоши

И возможно, не Легион, а свободный Нью Вегас (или Нью Вегас Хауса) — это именно тот антитезис, что нужен НКР. Эта опция тоже подразумевает определённое развитие и технический прогресс.

Он диктатор принципа невмешательства. «Делай, что хочешь, лишь бы не перечить мне». Мистера Хауса не волнуют другие люди и то, что они делают, пока Вегас остается процветающим и он сохраняет контроль. Он не накладывает особых ограничений ни на людей, ни на бизнес, но всегда получает свою долю, а когда он издает указ, то это абсолютно. Нью-Вегас — это место, где люди должны чувствовать, что могут делать все, что захотят. Мистер Хаус не ограничивает сексуальное поведение, употребление наркотиков или большинство других типов личного поведения. Единственные люди, которые действительно ощущают его прямое присутствие, — это представители других правительств, те, кто явно ему противоречит, и главы семей, которые должны отдавать ему долю своей прибыли.

Джош Сойер о мистере Хаусе

Независимый Нью Вегас похож в своём роде на некоторый гибрид Нью Рено (доходы от казино и сопутствующей деятельности) и Города Убежища (наличие высоких технологий), но в отличие от них, получивший значительную военную мощь, и по этой причине не может быть с лёгкостью поглощён.

Мистер Хаус — артефакт довоенной эпохи, бизнесмен, техногений и социопат. Это словно кривое зеркало НКР с диктатором во главе. Представьте себе главу одной из семей Нью Рено или типичного браминового барона НКР, ставшего диктатором. Хаус делает необоснованные обещания, которым легко поверить, учитывая с какой уверенностью он о них говорит. Каким бы гением он ни был, его некомпетентность и неспособность управлять проявляется в том, что его собственные подчинённые (Бенни и Омерта) готовят мятежи против него. При этом даже зная о предательстве Бенни, Хаус мало бы что мог сделать, не имея протеже, если бы не удачное появление Курьера в качестве его замены. Его вынужденный метод управления делает его слишком зависимым от верности его протеже, и это делает его диктатуру чертовски ненадёжной.

Базированный мистер Хаус
Базированный мистер Хаус

Для достижения моих целей мне нужен надёжный человек для выполнения определённых… задач.

Роберт Хаус

Хаус списан с Говарда Хьюза, который, как и Хаус, считал, что “Каждый человек имеет свою цену”, не гнушался давать взятки должностным лицам, политикам, с целью лоббирования своих интересов в бизнесе и не особенно это скрывал

В своих длинных диалогах он говорит вещи, с которыми сложно не согласиться. Однако каждый квест мистера Хауса так или иначе связан с увеличением своей военной мощи, уничтожением заговорщиков и политическими интригами. Нет ни одного квеста, по которому можно сказать, что Хаус действительно за светлое будущее и прогресс не только для себя самого. Это оправдывается военным положением. Ключевой целью на данном этапе Хаус считает избавление от оккупации НКР и нашествия Легиона.

Как глава исполнительной власти Свободной экономической зоны Нью-Вегас настоящим требую немедленного вывода всего военного персонала НКР из Нью-Вегаса и прилегающих территорий.

a) Да, понятие «весь военный персонал» включает рейнджеров НКР.

b) Термин «Нью-Вегас и прилегающие территории» включает (но не ограничивается) дамбу Гувера, международный аэропорт Маккарран, гелиос Один и подстанцию Эльдорадо.

важное замечание: моя многочисленная армия тяжеловооружённых секьюритронов жёстко запрограммирована бескомпромиссно подавлять любые акты агрессии. ”

Пока военный персонал НКР соблюдает распоряжение о выводе, с дамбы Гувера в НКР будут поступать вода и электричество.

a) Электричество: 5 крышек за квт/ч.

b) Вода: 5 крышек за галлон

Администрация НКР будет получать счета каждые две недели. Цены могут изменяться без предварительного уведомления

Ультиматум «Требование вывода войск» от мистера Хауса НКР

Ничего личного, только бизнес. И вот когда ключевые проблемы безопасности будут решены и пойдёт «бизнес как обычно», тогда, по словам Хауса, и начнётся движение к прекрасному технологическому будущему.

Мистер Хаус обладает неоспоримым авторитетом технократического провидца и предлагает своё видение будущего Нью-Вегаса. Его долгосрочная цель — использовать достопримечательности Нью-Вегаса в качестве экономического двигателя, чтобы возродить технологический прогресс человечества.

Fallout New Vegas User Manual

Дай мне 20 лет, и у меня вновь заработает отрасль высоких технологий. 50 лет — и я выведу людей на орбиту. 100 лет — и мои корабли с колонистами устремятся к звездам в поисках планет, не отравленных злобой и безумием прошлого.

Роберт Хаус

Вегас Хауса, однако, совсем не гарантирует мира и спокойствия на Пустоши Мохаве. Хауса не интересуют проблемы жителей Мохаве, и более того, он сурово наказывает тех, кто ему противостоит. Достаточно привести пример Королей, обречённых на изгнание, либо на уничтожение. Жители окраин Нью Вегаса находятся на грани выживания, и их участь никого (кроме Королей) , не волнует. Жители Мохаве — вообще сами по себе. Выбор мистера Хауса — хороший выбор лишь для самого мистера Хауса.

Что касается надежд на светлое технологическое будущее Мохаве, то и оно сомнительно. Каким бы гением ни был Хаус, он не сможет в одиночку всё это обеспечить. У него попросту нет достаточного количества сотрудников с инженерным образованием. Нет никаких свидетельств что он интересовался бы тем, чем занимаются Последователи Апокалипсиса. Технологии и человеческие ресурсы Братства остались в бункере, который он сам же и приказал уничтожить, а на инженеров НКР надеяться не приходится (Фантастик с Гелиос 1 передаёт привет) , хотя именно инженеры НКР восстановили работу дамбы, надо отдать им должное. Есть репкон, где гули уже улетели на орбиту без его помощи, остались ли там ещё ракеты, которые можно запустить? Есть мемная Большая Гора (Дыра) , но она считается очень опасной, и даже несмотря на это, до неё скорее НКР доберётся, чем Хаус. Для того чтобы вырастить из бедных и полудиких жителей Мохаве талантливых учёных и инженеров, необходима образовательная программа, которой Хаус вряд ли будет заниматься. Учитывая тот факт, что он даже пальцем не пошевелил, чтобы решить проблему голода для жителей Фрисайда, совершенно непонятно, как он обеспечит покупательскую способность своих собственных жителей для процветания своих казино. Это делает его сильно зависимым от жителей НКР, у которых эта покупательская способность имеется в достатке. Фактически, именно жители НКР держат экономику Нью Вегаса на плаву.

Что есть НКР? Общество людей, жаждущих комфорта, роскоши, удобств… Общество потребителей.

Роберт Хаус

В случае объявления экономической блокады со стороны НКР у Хауса нет совершенно никаких средств и методов противостоять ей, кроме силовых. Конечно, он мог бы начать подкупать олигархов НКР для лоббирования своих интересов, но это не даёт никаких гарантий, и с учётом того, что его доходы будут урезаны, едва ли это принесёт успех.

Далее, вопрос дипломатический. Не стоит забывать, что своим предъявлением ультиматума НКР, Хаус нарушает своё собственное слово под соглашением с ней, согласно которому во владениях республики остаётся дамба и всё, что она производит. И после этого Хаус продолжает надеяться на то, что все продолжат верить, что договоры с Хаусом чего-то стоят, и базирует на этом свои долгосрочные планы. Хаус попросту даёт НКР повод для разнообразных недружественных действий в отношении Нью Вегаса.

Таким образом, даже если принять точку зрения, что Хаус — техногений и гений бизнеса, все его идеи и он сам уязвимы и имеют в себе ряд изъянов, зависимы от многих факторов и имеют все шансы не воплотиться.

СПГС-момент под спойлером:

Если, конечно, это действительно его планы, а не маркетинговый корпоративный булшит, которым он кормит Курьера в диалогах с ним, пытаясь сделать его своим лояльным сотрудником. Что, если Хаус не растерял своих прогностических способностей, и понял, что он обречён, и Курьер — его единственный шанс сохранить если уж не абсолютную власть, то хотя бы жизнь? Потому что, ну реально, нет никаких оснований думать, что у Хауса всё получится.

В целом, Курьер может провернуть плюс-минус то же самое и без Хауса. Свергнуть местного диктатора и прогнать обоих оккупантов с Запада и Востока — является ли это базовым выбором «хорошего парня”? Скорее всего нет, потому что этот вариант, как и вариант с Хаусом, не решает перечисленных выше проблем и является хорошим только при самых благоприятных раскладах. Перед Вегасом слишком много проблем, чтобы рассчитывать на его светлое независимое будущее. Давая возможность выбрать вариант с Йес-мэном, игра словно ставит перед самим игроком вопрос: как вы сможете распорядиться судьбой Мохаве? Чем вы лучше Хауса? Как вы сможете избежать поглощения Вегаса НКР? Что вы будете делать в случае экономической блокады со стороны НКР? Какое решение возможно, если НКР начнёт использовать прокси, как в случае с Городом Убежищем? Начнёте ли вы подкупать браминовых олигархов НКР для лоббирования своих интересов? Как вы собираетесь обеспечивать гарантии лояльности семей (тех, которые каннибалы, мафиози и сутенёры, ждущие возможности предать)? Что вы будете делать с Братством, которое начнёт »грабить корованы” (если вы его не уничтожите)? Бомбисты наконец-то получили в своё распоряжение бомбардировщик, и своих намерений они не скрывают, вы что-то собираетесь с этим делать? Как вы собираетесь сделать технологии Большой Горы доступными жителям Мохаве? Не принесёт ли это ещё больших катастроф? Что будете делать с фрументариями Легиона в рядах жителей Мохаве, как собираетесь противостоять сериям саботажей и терактов с их стороны? Что будет дальше после смерти Цезаря? В случае войны всех со всеми по ту сторону Колорадо, с кем вы будете договариваться? Что предпримет НКР, когда/если Легион перестанет быть угрозой? Как обезопасить себя от растущей уверенности Йес-мена? Что будет с Мохаве после вашей смерти?

Когда появляются слайды окончания игры, оказывается, что не всё получилось так, как хотел игрок. Даже когда большая часть завершается хорошо, всегда были вещи, которые шли наперекосяк, планы развивались неожиданным образом, персонажи шли в своем направлении. Не всем это нравится, но мне определенно нравится, и я считаю, что достаточному количеству игроков это тоже нравится, потому что это правильный курс.

Джош Сойер

При любом раскладе Свободный Нью Вегас остаётся в зоне неопределённостей и имеет множество нерешённых вопросов, оставляя открытую концовку и для игрока, поэтому мы можем только спекулировать на тему того, что будет дальше. А ещё у нас нет канона, поэтому концовка открыта.

Мой подход состоит в том, чтобы максимально избегать установления канона, за исключением случаев, когда он может быть определен игроком из предыдущего сохранения

Джош Сойер

Однако, у Fallout New Vegas всё же есть одна дефолтная, каноничная концовка, которая появляется при любых обстоятельствах:

Так закончился путь Курьера… по крайней мере, пока. В новом мире пустоши Мохаве продолжались бои, лилась кровь, многие жили и умирали — точно так же, как в старом мире. Потому что война… война не меняется.

Единственная каноничная концовка

История повторяет себя, заходя на новый круг.

UPD: P.S. В ходе написания статьи ни один ребёнок не пострадал.

78K78K показов
23K23K открытий
44 репоста
539 комментариев

В комментах прямо перепись тех, кто не читает дальше одного абзаца, и кому явно плохо заходит сторителлинг в вводной части статьи.
Ок, ребят, если вам настолько не пофиг, то, если этот коммент наберёт, скажем, 50 лайков, я расскажу чем закончилась эта история с водным чипом :)
Сильно сомневаюсь что наберётся, но тут уже спортивный интерес.

Ответить

Лонг не читал, росто зашёл сюда сказать: что будет не удивительно, если в старости тебя сдадут в дом престарелых.

Ответить

И оттуда я напишу лонг на тему "Что может изменить природу человека" по Planescape: Torment.

Ответить

Обожаю F2, но понимаю, насколько сильно устарела игра.

Сама "основа" всё еще нагнет большинство современных РПГ (диалоги, отыгрыш, ролевая система, нелинейность и проч).

Но насколько же она убогая в плане интерфейса и общего удобства на данный момент. Поэтому да, давать играть сыну F2 - дело жестокое, какой бы великой она не была

Ответить

Слушай, 15-30 минут на весь поиск чипа, чо началось-то? :)

Ответить