Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Подборка манги, аниме и игр, которые любит и которыми вдохновляется эксцентричный создатель Nier и Drakengard.

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Йоко Таро — необычный автор, игры которого могут одновременно вызывать восторг и дико раздражать. Да, он такой не один, и проекты японских геймдизайнеров вроде Гоити Суды и Хидэтаки Суэхиро могут вызывать схожие эмоции, однако у Таро абсолютно другой размах и масштабы.

Его игры — всегда необычный, ни с чем не сравнимый опыт. Дизайнер экспериментирует с эмоциями, жанрами и самой формой, стирая границы между игроком и игрой, а также привязывает эмоциональные состояния своих персонажей к игроку через геймплей. Даже в мобильных проектах Йоко Таро стремится не только детально проработать сюжет, но и одновременно, оставить лакуны для того, чтобы игроки сами частично его додумали.

Мы проштудировали разные интервью геймдизайнера и составили список его любимых произведений: манги, аниме, книг, игр и сериалов.

Роман Марико Охары «Гибридный Ребёнок»

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

«Гибридный Ребёнок» — это научно-фантастикий роман Марико Охары, который так и не был переведён на русский язык.

В мире романа галактика охвачена войной между Империей Машин и людьми. Чтобы спасти людей от неминуемой гибели, богоподобное существо по имени Военный Священник создаёт био-андроида по имени Образец B. Он быстро восстанавливается от урона, из-за чего практически непобедим, а также может вращается вокруг девушки-образца по имени B3, которая сбежала из лаборатории и теперь прячется среди гражданских, превращаясь в людей и их питомцев.

«Гибридный Ребёнок» — жестокая и грустная книга о положении человека в мире, размышлениях о его сути и переселении разума в машину. Здесь есть ненадёжный рассказчик, который внезапно погибает при трагических обстоятельствах, а одна из героинь книги страдает анорексией и морит голодом собственную дочь, чтобы после смерти возродить её как искусственный интеллект, который будет управлять домом.

По словам Йоко Таро, книга Охары «чудесная» и вдохновила его на создание не только Nier, но и Nier: Automata. Именно «Гибридный ребёнок» дал геймдизайнеру понять, что не нужно стремиться к идеалу, чтобы понравиться аудитории. Главное — отличаться от всех остальных.

Сериал «24 часа»

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

«24 часа» — остросюжетный шпионский триллер про вымышленную спецслужбу CTU. Главный герой истории — Джек Бауэр, которого играет харизматичный Кифер Сазерленд («Зеркала», MGS V: The Phantom Pain). Из-за экспериментов с подачей и сериальной формой «24 часа» стал культовым, продержался 9 сезонов, а отсылки к нему есть, например, в «Kingsman: Секретная служба» Мэтью Вона.

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Каждая серия идёт около часа, а всего в сезоне их — 24. Сериал использует концепцию «реального времени», и каждый сезон — это насыщенные сутки из жизни героев. События неумолимо идут вперёд, а Джеку приходится играть наперегонки со временем.

Время, кстати, часто отображалось в виде таймера прямо на экране и не останавливалось даже во время рекламных пауз.

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Также создатели использовали эффект разделённого экрана, показывая, что повествование не вращается вокруг одного Джека, а затрагивает и всех окружающих героев, сюжетные линии которых происходят одновременно.

По мнению Йоко Таро, «24 часа» показал «совершенно новый стиль повествования». Создатели проигнорировали традиционный формат и решили стимулировать зрителей тикающим таймером. Также похожий таймер и разделённый экран использовал Хидэо Кодзима в MGS 4: Guns of the Patriots.

Аниме Neon Genesis Evangelion

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Культовое и влиятельное произведение, которое изменило не только жанр меха, но и всю японскую анимацию в целом. И дело не только в размахе, свежей на тот момент концепции и фансервисе, но и в необычном авторском взгляде Хидэаки Анно на историю и способы её рассказывать.

По сюжету на Землю нападают огромные существа, которых называют Ангелами. Про них поначалу мало известно, кроме того, что они хотят разрушить мир. Чтобы дать отпор могущественным существам, учёные создают огромных роботов под названием EVA, одного из которых, по указанию отца, должен пилотировать главный герой Синдзи Икари.

Помимо основных 24 серий есть полнометражный фильм The End of Evangelion, который выступает одновременно финалом и эпилогом, а также серия фильмов-ремейков Rebuild of Evangelion, в которых Анно решил заново рассказать знакомую многим историю.

Хидэаки в одном из интервью говорил, что при работе над сериалом не задумывался об общем смысле истории и поэтому ничего не стал объяснять. Главное — эмоциональный путь и образы, которые скажут зрителям что-то новое о них самих. Этот принцип перекликается и с творческим методом самого Таро.

Подводя итоги 2020-го года, Йоко написал, что одно из главных его ожиданий на 2021-й год — четвёртый фильм серии Rebuild of Evangelion.

Серия романов E.G. Combat

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

E.G.Combat — серия подростковых иллюстрированных романов японского писателя Мидзухито Акиямы. Книги выходили с 1999 года.

Сюжет вращается вокруг героини по имени Роноа Катальпа. Ей 21 год, и она — самый молодой капитан в вооруженных силах Америки. Девушка получила своё звание благодаря доблести и успехам в битвах с Кристаллами — искусственно созданными существами, которые угрожают человечеству. У Роноа множество мужчин-поклонников, которые называют её Валькирией и Богиней скорости.

После триумфа героиня стала работать инструктором на Лунной базе, где учит новобранцев сражаться с Кристаллами. Однако у Роноа есть свои тайны. Одна из них связана с её первым боевым вылетом.

Йоко Таро привлекла зрелищность истории E.G.Combat и её простота. В отличие от Evangelion, в романе Акиямы нет игр с образами, тяжёлых эмоциональных испытаний и деконструкции тропов. Это просто захватывающий боевик, главная черта которого — прямолинейность.

Kino no Tabi: The Beautiful World

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Kino no Tabi — серия ранобэ Кэйити Сигсавы, проиллюстрированная художником Кохаку Куробоси. Когда-то Таро прочитал эту книгу и вдохновился структурой повествования. Йоко понравилось, что книга поделена на небольшие эпизоды, каждый из которых представляет собой законченную мистическую историю. По его словам, схожим образом он построил и сюжет первой Nier.

Для героев романа основной целью был сам путь, который они проходили, а не его конечная точка. Главная героиня Кино путешествует по миру со своим говорящим мотоциклом Гермесом, посещает разные страны, встречает разных персонажей и попадает в необычные ситуации.

Именно атмосфера свободы и неизвестности отличает «Приключения Кино» от похожих произведений вроде «Стального Алхимика». Герои часто выступают просто наблюдателями, не принимая активного участия в событиях. Они не осуждают ценности и поведение других персонажей, сколь бы абсурдными они не казались. Например, в одной из стран на пути Кино закон разрешает людям безнаказанно убивать других людей.

У ранобэ есть две аниме-адаптации. Мы рекомендуем первую, сериал 2003 года студии A.C.G.T.

Серия игр God of War

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

God of War не нуждается в представлении. Это жестокие, зрелищные слешеры, размах которых сопоставим с древнегреческими мифами и сказаниями. Придумав своего героя, злого и яростного спартанца Кратоса, студия Sony Santa Monica подарила миру одну из самых ярких и стремительных игровых серий.

God of War — не просто экшен про Богов и их детей, не просто история мести. В первую очередь, это длинное повествование о разрушительной ярости и жажде крови, которые уничтожают всё вокруг, включая и самого героя. Да и геймплей в играх серии привлекательный — при небольшом количестве переменных, комбо и ситуаций, он всегда остаётся зрелищным и приятным благодаря подаче и режиссуре. Даже в ранних частях God of War можно было чуть ли не физически почувствовать как Кратос вкладывает всю свою ярость в размашистые удары Клинков Хаоса.

Серия вдохновила Йоко и продюсера Ёсукэ Сайто на создание боевой системы первой Nier.

Игра Ikaruga

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Помимо сюжета и экшен-геймплея, Йоко Таро в своих играх уделяет много внимания shoot 'em up-сегментам. И в серии Drakengard, и в Nier, и в Nier: Automata встречаются эпизоды с механикой в стиле bullet hell. При создании таких моментов Таро вдохновлялся игрой Ikaruga — духовным наследником Radiant Silvergun для Sega Saturn.

Ikaruga — это shoot 'em up, разработанный студией Treasure для аркадных автоматов, Dreamcast, и GameCube. Геймплей Ikaruga прост — нужно стрелять по летающим противникам разных цветов и уворачиваться от их снарядов, переключая цвета своего корабля. Проблема в том, что и противников, и снарядов ОЧЕНЬ много, а экран целиком заполнен активными объектами, которые наносят урон.

Манга World Embryo

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Помимо игр и сценариев, Йоко занимается мангой и пишет книги. Когда Таро заканчивал серию Thou Shalt Not Die, то горячо советовал почитать прошлую работу своего соавтора и художника Дайсукэ Мориямы — World Embryo.

По сюжету старшекласснику Рику Амами на телефон приходит фотография его погибшей сводной сестры и сообщение «Найди меня». Отправившись искать сестру, герой сталкивается с монстрами Каншу. Они размножаются через сигнал мобильных телефонов и человек, который ответит на такой звонок, сразу же превращается в одного из монстров. Из лап Каншу героя спасают истребители монстров Рена и Юхэй, а во время сражения Рику находит кокон, из которого вылупляется ребёнок, очень похожий на его погибшую сестру.

Под фасадом манги скрывается трагичная история о лжи и недопонимании, а также влиянии вранья на окружающих нас людей. World Embryo выходила в сэйнэн-журнале Young King OURs (Hellsing, Trigun), поэтому история ёмко упакована в экшен-формат с минимальным количеством диалогов.

Манга Hunter x Hunter

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Культовая сёнен-манга Ёсихиро Тогаси, известная не только своими смелыми идеями, которые переизобретают консервативный жанр, но и историями о длительных хиатусах мангаки, который часто приостанавливает выпуск из-за проблем со здоровьем.

Действие происходит в мире, где люди живут по соседству с волшебными животными. В Hunter x Hunter есть так называемые Охотники — они ищут редкие виды животных, сокровища, исследуют редкие места и даже ловят опасных преступников. Герой манги — мальчик по имени Гон, узнаёт, что его отец, давно пропавший без вести, оказывается одним из самых могущественных Охотников в мире. Гон решает сам стать Охотником и найти отца. Так он пускается в опасное и длинное путешествие, встречает новых друзей и врагов, попадает в опасные приключения и сражается с монстрами.

В мире Hunter x Hunter нет однозначно добрых персонажей и однозначно злых — даже за каждым встреченным злодеем стоит своя философия и собственный взгляд на то, что правильно, а что нет. Герои не пренебрегают убийствами, а один из основных антагонистов истории и вовсе примыкает к отряду Гона как союзник.

Йоко нравится, как Тогаси меняет динамику истории своей манги от арки к арке и заставляет героев переключаться с типичного для сёнена спасения мира на другие, более реалистичные вещи — вроде подтасовывания результатов выборов.

Также Йоко нравится концепция «Острова жадности». Он даже хотел ввести в свою мобильную игру SINoALICE механику, благодаря которой игроки смогли бы воровать друг у друга платную валюту, а боссы заставляли героев отказываться от битв, угрожая выложить в интернет их личные данные, включая номер мобильного телефона.

Серия игр Ace Combat

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Ace Combat — серия аркадных авиасимуляторов от Namco. Первая игра вышла в начале девяностых на игровых автоматах. Постепенно серия перебралась на домашние консоли и долгое время была эксклюзивом платформ Sony, вплоть до 2011-го года.

Разработчики Ace Combat всегда искали баланс между аркадностью и реализмом, из части в часть экспериментируя с механиками и внешним видом как номерных выпусков, так и различных спин-оффов. Игры серии создавались для геймеров, которые любят самолёты и воздушную технику, но не хотят вникать в тонкости управления и разбираться в устройстве сложных приборных панелей. Плюс серия всегда предлагала длинные сюжетные кампании с персонажами, роликами и военными конфликтами, а не просто зрелищные сражения на самолётах.

На данный момент серия насчитывает 18 игр, последняя из которых — Ace Combat 7: Skies Unknown, вышедшая в 2019-ом году.

Йоко вдохновлялся Ace Combat, когда работал над механикой полётов на драконе в Drakengard, да и часть его команды до этого работала над сериалом про самолёты, поэтому изначально весь игровой процесс планировали построить вокруг воздушных сражений. Всё изменил выход Dynasty Warriors 2.

Серия игр Dynasty Warriors

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Спин-офф серии пошаговых стратегий Romance of the Three Kingdoms, который со второй части поменял жанровое направление и стал историческим beat ’em up. Сейчас серия Warriors превратилась в полноценную франшизу с девятью номерными частями и кроссоверами с популярными лицензиями вроде One Piece, Attack on Titan, Persona или Berserk.

Отличают серию Dynasty Warriors от других beat ’em up возможность одним ударом раскидать вражеский отряд из более чем из десяти человек, привязка к историческим персонам и событиям, а также стратегические элементы.

Успех Dynasty Warriors 2 вдохновил Йоко на создание пешей боевой системы в Drakengard, однако он всё равно не стал отказываться от воздушного геймплея и совместил идеи.

Манга Level E

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Ещё одна манга Ёсихиро Тогаси. На этот раз — комедийная фантастика о пришельце из космоса, который попал на Землю и вынужден притворяться человеком. У героя очень высокий IQ, он часто тешит своё эго и издевается над другими персонажами. Именно на этом в Level E и завязаны комедийные элементы.

Манга состоит из арок, каждая из которых не похожа на предыдущую: хоррор сменяется шпионским триллером, а он в свою очередь — супергероикой.

У Level E есть аниме-адаптация.

Манга Bokurano

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

По сюжету группа школьников из летнего лагеря находит пещеру с высокотехнологичным оборудованием и человека по имени Кокопелли. Он утверждает, что разработал игру, в которой нужно защитить Землю от серии вторжений из другого мира. Кокопелли предлагает детям заключить контракт, и они соглашаются. Теперь герои должны пилотировать большого боевого меха под названием Зирт и побеждать пилотов из другого мира.

Несмотря на простую и даже вторичную завязку, манга Мохиро Кито — глубокое, самобытное произведение о самопожертвовании и большое авторское размышление о несправедливости и коррупции. Каждая сюжетная арка Bokurano фокусируется на новом герое и его мотивах, целях и мечтах. Автор рассказывает историю всех детей поочередно, переходя от одного к другому.

У манги есть неплохая, но неполная и достаточно вольная аниме-адаптация, поэтому лучше обратиться к первоисточнику.

Аниме Mahou Shoujo Madoka Magica

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

В качестве источника вдохновения для костюмов в Drakengard 3 Йоко Таро указывает аниме Mahou Shoujo Madoka Magica. Это переосмысление жанра махо-сёдзё от студий Shaft и Aniplex, которое временами напоминает сразу и игры про Байонетту, и серию Persona, и Shin Megami Tensei. Всё — из-за сюрреалистичных сцен в «мире ведьм», которые привносят в историю нотки психоделичности.

По сюжету пятеро школьниц заключают контракт с существом по имени Кьюбэй. Он обещает исполнить одно желание каждой из девушек, а взамен они должны овладеть магией и защищать мир от так называемых «ведьм», которые, по словам существа, несут людям несчастья. За магические способности девушки платят отчаянием, которое постепенно превращает их в тех самых «ведьм», а Кьюбэй ждёт подходящего момента, чтобы поглотить их энергию, которая выделяется при трансформации.

Лёгкая и типичная для жанра история, которую авторы начинают рассказывать в первой серии, постепенно становится всё тревожнее и мрачнее, а градус безумия — всё выше. Немудрено, что сценарий писать пригласили Гэна Уробути, автора Saya no Uta и знаменитого трагика индустрии аниме.

Манга Berserk

Девочки-волшебницы, приключения Джека Бауэра и «Евангелион»: любимые произведения Йоко Таро

Манга Кэнтаро Миуры, как и «Евангелион», повлияла на множество произведений. Брутальные приключения мечника Гатса во враждебном и тёмном мире вдохновили многих авторов на создание собственных произведений, не обязательно в жанре фэнтези. Работа Кэнтаро перекликается и с играми Йоко, особенно когда дело касается жестокости к персонажам и размышлений о ничтожности человеческой жизни.

Berserk на фоне другой манги отличают густая атмосфера, проработанный, необычный мир и детализированный рисунок с размашистым экшеном. Миура работал над своей историей практически всю жизнь, так и не успев её закончить. Возможно, мы никогда не узнаем, куда приведёт путь Чёрного Мечника и сможет ли он отомстить своему бывшему другу Гриффиту.

Таро никогда не называл Berserk любимой мангой, однако вдохновлялся персонажем Гатса при создании Drakengard. Герой Миуры стал прототипом для Каима, протагониста игры.

Естественно, у Йоко Таро больше источников вдохновения и произведений-референсов. Геймдизайнер всегда берёт какие-то детали из всего, что читает и во что играет, привнося полюбившиеся элементы в свои проекты. В подборке мы собрали самые яркие примеры, и если вы знакомы с творчеством Таро, то провести параллели не составит труда. Пишите в комментариях: с какими произведениями у вас ассоциируются игры Йоко Таро и почему?

Благодарю SOTAR за помощь в составлении материала и экспертизу.

236236
74 комментария

Man of culture 

46
Ответить

Спасибо Маргарита Борисовна

8
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Она была нормальной, вертолетные миссии — топ, но все портили скрипты, много скриптов, никакой сюжет, за исключением главного злодея, который внезапно не такой картонный как ГГ и от кол-ва взрывов сам бы Бэй подавился. Плюс мне понравился ОСТ, идея "собачьей свалки", возможность красить самолеты в любой цвет, нет нужды качать самолеты, как это было в последней игре. Да и последнем АС с музыкой проблемы как по мне. Игра не лучшая, но приятная, пройдя ее два раза, был приятно удивлен, последняя неплоха, но чего в ней не хватает и я не смог заставить себя пройти до конца. Дропнул после налета на аэропорт в ущелье.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить