История компьютерных стратегий. «Age of Mythology»: древние боги, шогготы и рептилоиды в одном флаконе

История компьютерных стратегий. «Age of Mythology»: древние боги, шогготы и рептилоиды в одном флаконе

Как несложно догадаться, успех первой «Age of Empires» сподвиг её создателей, Ensemble Studios, развивать тему исторических RTS дальше. Следом появилась посвящённая средневековью «Age of Empires II», ставшая главным хитом серии и по сей день имеющая массу поклонников и активных игроков. Однако параллельно в недрах студии возникло желание поэкспериментировать с концепцией, сделать что-то похожее, но при этом совсем иное. Это стремление не породило мегахитов и прорывов — но оставило в истории RTS такое яркое и запоминающееся явление, как «Age of Mythology».

«Age of Mythology»: божественные разборки
«Age of Mythology»: божественные разборки

Ещё во время разработки «Age of Empires II» в студии собрали свой трёхмерный движок BANG! Engine. Его анонсировали в январе 2001 года и загадочно сообщили, что движок предназначен для новой игры под условным названием «RTSIII». В июне было объявлено, что игра будет посвящена древним мифам разных народов: в журнале Computer Gaming появился портрет скандинавского бога Тора с комментарием о том, что в новом продолжении «Эпохи империй» Ensemble Studios собирается «выпустить гнев богов». Под обложкой находилась развернутая статья с рассказом о будущей игре, которую можно прочесть в архиве журнала по ссылке.

3D-модель «скандинавского всадника» и обложка номера Computer Gaming за июнь 2001 года
3D-модель «скандинавского всадника» и обложка номера Computer Gaming за июнь 2001 года

Тестили «Age of Mythology» долго, глубоко и тщательно: требовалось не только сбалансировать три разные — почти на уровне «Starcraft» — фракции древних греков, египтян и скандинавов, но и добавить во всё это не менее сбалансированную систему божественных проявлений и их билдов. Дело в том, что каждая фракция в начале игровой сессии выбирала одного из трех главных божественных покровителей, и каждый из них довольно сильно влиял на геймплей фракции, её возможности и даже линейки войск.

Меню выбора бога-покровителя было буквально вшито в меню выбора фракции: невозможно было играть за греков или египтян «вообще»
Меню выбора бога-покровителя было буквально вшито в меню выбора фракции: невозможно было играть за греков или египтян «вообще»

Так, греки на старте определялись между царём Олимпа Зевсом, богом подземного мира Аидом и владыкой морей Посейдоном. Зевс даровал много божественного благословения (специальный ресурс для чудес всех фракций), укреплял героев и швырялся с небес молниями, которые убивали любого юнита, кроме титанов. Аид помогал с золотом, укреплял здания, творил каменных стражей и позволял поднимать некоторую часть своих погибших в виде теней-андедов. Посейдон улучшал торговлю и охоту, усиливал кавалерию и давал бесплатного морского разведчика, водяного духа-гиппокампа.

Призванный из подземного мира суперюнит-титан, трёхголовый Цербер, посреди греческого города
Призванный из подземного мира суперюнит-титан, трёхголовый Цербер, посреди греческого города

Египтяне выбирали между солнечным богом Ра, богиней-матерью Исидой и коварным божеством пустыни Сетом. Первый в основном обеспечивал усиление крестьян и строительства, а также колесницы; вторая покровительствовала плодородию, сбору золота и техническому прогрессу; ну а третий даровал всевидящую разведку и возможность привлекать к битвам животных.

Что же касается северян, им предлагалось выбирать выбор между владыкой Асгарда Одином, героическим Тором и хитроумным Локи. Один обеспечивал разведку воронами Хугином и Мунином, усиливал воинов и здания. Тор помогал сбору золота, особенно гномами, а также предоставлял могучее оружие и броню воинам-людям. Ну а Локи позволял смотреть глазами врагов и дешевле призывать магических существ.

У городского центра каждой фракции стояла статуя выбранного главного бога — в данном случае скандинавского Тора
У городского центра каждой фракции стояла статуя выбранного главного бога — в данном случае скандинавского Тора

Как и в исходной «Age of Empires», игрок проходил в развитии своей базы через несколько эпох: здесь они назывались архаической, классической, героической и мифической. При переходе в каждую новую эпоху требовалось выбрать ещё между двумя богами-покровителями, набор которых определялся исходно выбранным главным богом. Всего младших богов у каждой фракции было девять, по три на каждую эпоху. К примеру, у скандинавов в «классической» тройке были Фрейя, Форсети и Хеймдал, в «героической» — Скади, Браги и Ньёрд, а в наиболее крутой «мифической» — Бальдр, Тюр и Хель.

Непростой выбор игрока за греков при переходе к героической эпохе: присягнуть покровителю алкоголя Дионису или богине любви Афродите?
Непростой выбор игрока за греков при переходе к героической эпохе: присягнуть покровителю алкоголя Дионису или богине любви Афродите?

Принцип «камень-ножницы-бумага» в игре касался не только устоявшейся классики «кавалерия рубит лучников, копейщики бьют всадников, но лучники расстреливают пехотинцев». Юниты делились на три класса: воины-люди, герои и мифические существа. Герои превозмогали всяческих волшебных тварюшек, тварюшки легко пускали на закуску воинов-людей, но вот героям, в отличие от реальных мифов, слишком наглеть против людей не стоило.

Юниты разных фракций на стороне игрока: люди слева, мифические существа справа, герои в основном внизу
Юниты разных фракций на стороне игрока: люди слева, мифические существа справа, герои в основном внизу

При этом подход к героям у каждой фракции был совершенно уникален. Греки имели целый набор героев из древнегреческих мифов, увязанных с покровительствовавшими им божествами. У египтян вместо них были фараон и жрецы — крайне слабые против солдат, но уверенно истреблявшие мифологических созданий. При этом в фараона мог вселяться бог Гор, превращая его в ту ещё имбу. Ну а скандинавскими героями были специализированные для борьбы с мифическими существами пехотинцы-хэрсиры — хотя при выборе Бальдра можно было ещё превратить всех своих гражданских юнитов в «героев Рагнарёка», в надежде на единственный свирепый натиск.

Учитывая количество мифических существ в геймплее, без героев было трудно
Учитывая количество мифических существ в геймплее, без героев было трудно

Помимо традиционных ресурсов, важным элементом геймплея стал сбор божественного благословения — который, опять-таки, у каждой из фракций организовывался совершенно по-разному. Наиболее интуитивно всё было устроено у греков: часть рабочих отряжалась молиться в специально построенном храме. Египтянам приходилось последовательно возводить монументы в честь разных групп «пирамиды» египетского общества: рабочим, воинам, жрецам, фараону и богам. Ну а скандинавам для обретения благословения своих богов нужно было просто… драться. Поэтому игроку за викингов приходилось постоянно терзать противника «нобиганием».

Последний египетский монумент богам тоже отличался в зависимости от избранного бога-покровителя
Последний египетский монумент богам тоже отличался в зависимости от избранного бога-покровителя

Ещё одним большим отличием «Age of Mythology» от «Эпохи империй» стала несопоставимо более проработанная единственная кампания — выгодно отличавшаяся от весьма рудиментарных и явно склёпанных на коленке кампаний первой AoE. Она повествовала о долгих приключениях выходца из Атлантиды по имени Аркантос, который задался целью вернуть своему народу милость Посейдона. Сперва он становится участником событий Троянской войны, затем попадает в Египет и на суровые берега северной Европы, сталкиваясь со множеством богов, героев и мифических существ, — ну а игрок при этом последовательно проходит три части игры соответственно за греков, египтян и скандинавов.

Аркантос и его смешанная греко-египетская компания спутников встречают валькирий
Аркантос и его смешанная греко-египетская компания спутников встречают валькирий

Выйдя в октябре 2002 года, «Age of Mythology» уже спустя четыре месяца достигла миллиона официально проданных копий и заслужила славу одной из лучших игр года (впрочем, её уже тогда критиковали за некоторую лубочность и топорность трёхмерной графики). В 2003 году вышло дополнение The Titans, добавившее в игру фракцию атлантов: если в оригинальной кампании атланты были теми же самыми греками в варианте почитателей Посейдона, то теперь стали совершенно особой фракцией, в которой древний Рим смешался с империей Инков и даже элементами стимпанка. В качестве главных богов им предлагались титаны из греческой мифологии: Гея, Уран или Кронос.

В принципе, вся «Age of Mythology» была изрядно клюквенной и строилась на стереотипах — но атланты и их боги выглядели совсем уж фэнтезийно
В принципе, вся «Age of Mythology» была изрядно клюквенной и строилась на стереотипах — но атланты и их боги выглядели совсем уж фэнтезийно

Благословение атланты получали просто от количества городских центров, а до героя апгрейдился любой юнит — приобретая при этом свечение и усиленную атаку против мифических существ. Сами юниты атлантов были дороги, но это компенсировалось мощью. Уж не знаю почему, но многие из них основывались на видах римских гладиаторов — которые, естественно, не имели отношения ни к Атлантиде, ни вообще к чему-то осмысленному в плане мифологии (видимо, их посчитали достаточно причудливыми и красивыми). Ну а некоторые мифические существа атлантов и вовсе пришли откуда-то из Лавкрафта: достаточно взглянуть на шогготообразных аргусов, вдохновлённых Глубоководными «служителей» или «мановаров» — гигантских медуз с тентаклями.

Атланты защищают свой город от греков, призвав шогготов аргусов
Атланты защищают свой город от греков, призвав шогготов аргусов

Пройдя главный пик интереса, игра сохранила не очень большое, но на удивление преданное сообщество поклонников. В том числе, и всё больше — в Восточной Азии. Поэтому в начале 2016 года свет внезапно увидело обновление под названием «Tale of the Dragon», «История Дракона». Оно вводило в игру пятую фракцию — древний Китай с соответствующими богами, героями и мифическими существами. Её разработчиками выступили уже Forgotten Empires и SkyBox Labs.

«Нихао!» — как бы говорят нам главные боги китайской фракции
«Нихао!» — как бы говорят нам главные боги китайской фракции

В число верховных богов вошли легендарные создатели человечества, рептилоиды Нюйва и Фуси. Это даже не совсем шутка: в традиционной иконографии они изображаются с красивыми зелёными хвостами, а также зачастую с масонскими циркулем и угольником. В официальных артах к игре они тоже обладают роскошными хвостищами:

Фуси с длинным зелёным хвостом: в разных источниках он описывается то как драконий, то как змеиный
Фуси с длинным зелёным хвостом: в разных источниках он описывается то как драконий, то как змеиный

В игре Фуси — являющийся по китайским мифам ещё и самым первым императором Поднебесной, а также изобретателем письменности, — в основном улучшает строительство зданий и сельское хозяйство и даёт ранний доступ к героям-бессмертным. Нюйва, богиня брака и спасительница человечества от всемирного потопа, заботится о здоровье крестьян и ускоряет появление пехотинцев, а ещё содействует торговле и приросту божественного благословения.

Нюйва с изящным зелёным хвостом и фигурками первых мужчины и женщины, которые они с Фуси слепили из глины
Нюйва с изящным зелёным хвостом и фигурками первых мужчины и женщины, которые они с Фуси слепили из глины

Ну а третьим из главных богов стал Шеньнун — божественный первый земледелец и создатель медицины, который по преданиям имел «острые рога, бронзовый лоб и железный череп». Игроку он даёт бонус к сбору древесины и осадам, а также возможность монахам привлекать на свою сторону не только вражеских солдат, но и мифических существ.

Шеньнун подбухивает в лесу, как и полагается уважающему себя божеству даосской традиции
Шеньнун подбухивает в лесу, как и полагается уважающему себя божеству даосской традиции

Для генерирования божественного благословения китайцы строят сады, судя по внешнему виду — при даосских храмах. Героями выступают восемь бессмертных — однотипные воины, умеющие и драться врукопашную, и стрелять из лука, а также монахи, которые по функционалу очень близки к жрецам из классической «Age of Empires». Они в основном лечат своих юнитов и перевербовывают чужих, но также могут и показать врагам немного кунг-фу — если это мифические существа.

«Даосский монах подобен жрецу, но может и в лоб дать»
«Даосский монах подобен жрецу, но может и в лоб дать»

Китайцы выставляют на поле боя многочисленных юнитов из разных эпох, от древних шанских колесниц бронзового века до автоматических арбалетов «чокону» из времён тысячью лет позже, а также очень поздней, заимствованной у кочевников тяжёлой конницы. Боги и мифические существа, как и полагается, отражают китайскую мифологию, включая драконов и воинов Царя обезьян. А вот постройки и юниты в значительной степени попросту скопированы с китайской фракции из «Age of Empires III».

Где ещё можно устроить драку китайского дракона со скандинавским ледяным великаном?
Где ещё можно устроить драку китайского дракона со скандинавским ледяным великаном?

Правда, видимо, на консультантах всё же сэкономили: вполне историчного и весьма свирепого императора Ци Ши Хуанди объединили в одном младшем божестве с древним божественным владыкой Хуан Ди, что искренне возмутило многих китайских игроков. В патчах описание поправили, а вот функционал нет: в результате добрый Жёлтый Император и по сей день обеспечивает игроку «массовую мобилизацию» солдат-людей и призывает на поле боя терракотовых воинов из знаменитой грандиозной гробницы Цинь Ши Хуана.

История компьютерных стратегий. «Age of Mythology»: древние боги, шогготы и рептилоиды в одном флаконе

Ну а сейчас, как водится в последние годы, готовится Definitive Edition «Age of Mythology: Retold» — с улучшенной под современные возможности графикой и другими плюшками. Впервые его анонсировали в октябре 2022 года, и теперь поклонники с большим интересом ждут, когда же оно наконец выйдет. Известно, что «переиздание будет выполнено на движке Age of Empires III: Definitive Edition (2020), и все модели юнитов, текстуры и анимации будут переделаны». Вполне ожидаемое решение, так как вся «Age of Empires III» в смысле движка выросла именно из «Age of Mythology»: её 3D-движок представляет собой развитие BANG! Engine. Пообещали и долгожданное допиливание китайской фракции.

Что ж, будем посмотреть, что из этого получится на практике!

Источник: блог компании RUVDS. Заказывайте быстрые и надёжные VDS/VPS серверы в аренду на нашем сайте 🚀

6.4K6.4K показов
799799 открытий
66 репостов
22 комментария

Не, AOM это чит. Моя любимая стратегия прямиком из детства. Как же я кайфовал от длительности кампании, от разнообразия всяческих миссий. То тебе нужно преследовать Камоса, а вот тут ты уже штурмуешь врата Трои, лажаешь, и устраиваешь гамбит с конём. И темп не сбавляется до конца игры. Даже встречались зачатки "соло" миссий, как в СК - царство Аида тому яркий пример.
И взяв за основу АОЕ, ребята преобразили игру до неузнаваемости. Базовые ресурсы, урезавшие камень, и добавившие милость - позволяли попроще менеджить добычу. Ассимитричный баланс был вообще отвалом башки, т.к. игра за Египет кардинально отличалась от Греции. А уж когда тебе дают скандинавов и говорят - твои солдаты теперь строители, удивляешься ещё больше.
Атланты тоже получились весьма интересными, жаль что кампания там в 4 раза короче. Да и Кастор всю кампашку ведёт себя как тотальный ретард.
Китайцы совсем не зашли, как-то совсем чужеродно ощущались.

Ответить

Сюжетная кампания там одна из лучших в жанре, да

Ответить

Китайцы совсем не зашли, как-то совсем чужеродно ощущались.Китайцы это худшее вообще, что с серией случалось.

Ответить

Это уже реверс-намёк.

Серия Titan Quest происходит в этой же альтернативной реальности.

Даже ± с тем же набором, если брать дополнения 2019-20 годов (Atlantis, Ragnarök, Eternal Embers).

Ответить

Простагма!

Ответить

Металефс!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить