Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Честно, не люблю напыщенную риторику – великая статья о великой игре, великое кино о великой войне и вот это вот всё. Да и потом, речь же идёт о какой-то там ролевушке на 16-битной консоли, умершей ещё до прибытия в Антарктиду лавкрафтовских Старцев. О чём вы, какой Шэдоуран в 2021, где актуалочка, где повесточка?

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

И все же я считаю, что в некоторых случаях такая риторика вполне уместна. Вспоминая, что это 1994-й год. Вспоминая, что это разветвленная и многогранная RPG с гигабайтами текста (гипербола, да), с вариативностью прохождения (не сюжетной, а скорее геймплейной), с игрой-в-игре, ни на что не похожим сеттингом и нуарной атмосферой, сочащейся из каждого диалогового экрана. И все это – на Сеге, блин. Где добрая половина ролевух – хэк-н-слэш с прыганьем по платформам в духе Light Crusader. ЪУЪ СЪКА, да как же такая игра могла не оставить о себе воспоминаний?

А вот.

Франшизе Shadowrun в постсоветской России, мягко говоря, не свезло. Начнем с базы – настольной игры. В СССР из доступных настолок вспоминаются «Шёл солдат со службы», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (серьезно, она так и называлась, сюжет там был о бегстве крепостных крестьян из… ладно, забудьте) и карманный билья... футбол; соответственно, гиковской традиции с обязательной вечерней партейкой в DnD взяться было неоткуда. В девяностые обстановка была не лучше: по понятным причинам на пик славы вознеслись экономические игры типа «Наебизнес», где школота могла впервые в жизни подержать в руках котлету из купюр с надписью «Банк приколов».

Соответственно, богатейший бэк Shadowrun у нас можно было сразу вынести за скобки, плюнуть и забить: все попытки продвижения франшизы в России базировались на пустоте. Сами по себе попытки эти тоже были редкими и больше напоминали конвульсии. Другая FASA-вская франшиза, Battletech / Mechwarrior, правда, также основывалась на настолке. Но там были Огромные Боевые Человекоподобные Роботы (а это такой аналог поста с котиками – так и тянет лайкнуть) и громадный книжный сериал, который везде активно рекламировался. Например, я впервые о нем узнал, кажется, из журнала для моделистов "М-Хобби".

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Поэтому Штайнерам-Дэвионам в России повезло куда больше, а вот судьба книжной серии Shadowrun была плачевной. Из сорока с лишним томов у нас выпустили три книшки под уродливым тайтлом «Кибермафия» – плоский, но полезный в смысле знакомства с лором боевичок «Теневые игры»; очень претенциозное «Исчезновение во тьме», которое я в свои 13 лет считал вершиной западной философской мысли; и «Подменённый», который мне в итоге так и не попался. Весь тлен российской экзистенции Shadowrun можно представить хотя бы по тому факту, что переводчики так и не смогли нормально локализовать и объяснить само название франшизы, выкручиваясь невнятным подстрочником типа «Бегущие в тенях» (впрочем, тут вопрос сложный – оставить просто «раннеров»? Придумать аналог? А какой? Беготение? Тенебежцы?)

Cyberpunk-1994

Окей, давайте честно ответим на простой вопрос: «Что лично я в том же 1994-м году знал о киберпанке?»

Нет, ответы «Я в 1994-м еще не родился» мы сразу отметаем как неорганизованные. Это классика, это знать надо. Скажу лично про себя. Про 94-й говорить не станем, патамушта Shadowrun до наших палестин добрался хорошо если года через два после выхода. Но и в 1996-м я про киберпанк знал следующее: это первая проба Киану Ривза в жанре (фильм «Джонни-Мнемоник»), а также аниме с голой бабой-киборгом, про которое писал в «Великом Dраконе» журналист Лорд Ханта. Выражения типа «матрица», «нейромант» или «хакер» были голимой тарабарщиной, не говорящей ни о чём. Предтечу эстетики киберпанка, фильм «Бегущий по лезвию», 12-летний я выключил через десять минут с криком «Тарковский какой-то!» До следующей, и куда более успешной, интеграции Киану Ривза в кибермиры оставалось ещё года три…

Это первое. Второе. В Shadowrun по тем временам был крайне сложный и непривычный нам сеттинг, напоминающий книги Суэнвика или Мьевиля. В ту пору фэнтези только приходило в Россию, и, конечно, это было фэнтези в самом его классическом, традиционном варианте - многочисленные переводы-пересказы "Властелина Колец", перумовские фанфики и вездесущая "конина". Городское фэнтези было не в чести, по Нескучному саду бегали эльфы в душевых занавесках и с мечами из кривой эстонской лыжи, представить себе в книге гнома, сидящего с баночкой пива перед телевизором, было невозможно. А на невинный вопрос «Ты «Дочь железного дракона» читал?» мог сразу поступить такой прозрачно-ясный ответ, что пришлось бы собирать выбитые зубы сломанными руками.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

И тут вдруг при таких вводных перед нами возникает вселенная, где нашпигованные имплантатами орки в кожаных куртках крышуют на рынках китайских торговцев маринованными свиными ушами. Где эльфы в итальянских костюмчиках заседают в советах директоров враждующих мегакорпораций, опосредованно или явно управляющих всем миром – при том что номинальные правительства никто не отменял. Где индейские шаманы, почувствовав возвращение в наш мир Магии, устроили новую Пляску Духа и оттяпали у американских понаехалов большую часть своих исконных земель. Где президентом США стал дракон (самый натуральный, ящерица такая здоровенная), а значительная часть действия происходит не в е@учем Эгладоре (при всём уважении), а в абсолютно земных и почти современных локациях города Сиэтл.

Ладно. Допустим, это всё – просто такая нарративная техника. В конце концов, кто-то должен был додуматься до того, чтобы перевести исконные толкиновские расы в современную стилистику (попутно придумав наукообразную основу про Большое Пробуждение). Дело не в этом. Дело в радикально нуарной эстетике «Тенебега». На смену наивным звёздным королям из космоопер и возвращениям Арагорна в сияющих доспехах пришла чёрно-серая (а то и чёрно-чёрная) мораль, где отморозки борются за выживание с ещё большими отморозками, а сверху их прессуют карательные отряды корпораций, сумасшедшие чингачгуки, и ещё какая-нибудь драконья херобора внезапно на голову падает.

Во всём этом мировом зашкваре нужно всё-таки кому-то сопереживать. Этим кем-то и стали «шэдоураннеры» — наемники-нелегалы, выполняющие для мегакорпов грязную работёнку: промышленный шпионаж, саботаж, устранение ключевых фигур в конкурирующей конторе, тыры-пыры. В общем, тайное оружие в корпоративных войнах, когда нельзя решить проблему банальной перестрелкой в офисе ростовского филиала «Ацтекнолоджи».

Именно таким раннером вам и предстоит стать, когда вы включите сеговский Shadowrun 1994-го года.

Начало

Нет. Давайте с начала. Так вот, сперва вы (а вы, напомню, подросток из города Карасук середины девяностых) притаскиваете домой потертый «карик», который выменяли на рынке на «Мортал Комбат 2» и «Червяка Джима». Вы вдохновились словами тамошнего гейм-дилера, что да это сук кароч стрелялка типа Тру Лиез, только там магия ещё и графон, а так вид сверху и по всяким домам ходишь херачишь с шотгана. Вы включаете игру и сразу же…

СРАЗУ ЪУЪ ЖЕ

Сразу же сталкиваетесь с гигантскими простынями текста. На английском.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Это был удар. Сначала вы дрожащими руками проходили этап генерации персонажа, получали обрывочные сведения из вступительного ролика и шли по сюжету в надежде, что вся эта мутная эбола скоро кончится и можно будет херачить с шотгана. Однако время шло, эбола не кончалась, а текста становилось всё больше… и больше… и больше...

(Важное уточнение: Shadowrun - это всё-таки совершенно не Planescape, и текста было очень много исключительно по меркам подростка, не владеющего языком, который из RPG играл худо-бедно только в Beyond Oasis).

Дальше случалось следующее: молодецкий пинок по приставке. Крушение надежд. Пакет на голове для вдыхания клея. Загадочная эпидемия подростковых самоубийств… Ну хорошо. Не факт. В конце концов, всегда находились подвижники, святые старцы, полиморфы сауроновичи, проходящие Phantasy Star IV полностью на японском. Так что и с Shadowrun при желании вполне можно было совладать (скажем, я сразу засел со словарём и, как потом выяснилось, достаточно неплохо разобрался с сюжетом и сеттингом).

Но допустим, вам удалось преодолеть весьма высокий порог вхождения. Что же вас ждало дальше? А дальше был один из самых разнообразных и уникальных игровых опытов в истории сеговского гейминга. Зуб даю на отсечение.

Игра

Я, конечно, начал качком-самураем – пушечное мясо мира Shadowrun, бык, торпеда с мускульными имплантатами в дополнение к единственной извилине. Решение понятное и, с точки зрения новичка, вполне оправданное, ибо валить начинают сразу и жёстко. Но с точки зрения собственно roleplay – не лучший выбор: всё равно, что в том же Planescape до конца проходить с Безымянным-воином, раскаченным в физические характеристики. Впрочем, базовые механики игры были доступны и самураю, и вот что я увидел.

(Кстати: лор Shadowrun настолько объемен и многогранен, что описать его здесь «в крации» было бы невозможно; интересующихся отсылаю к программной статье на сайте журнала «Мир Фантастики» или здесь же, на ДТФ).

Никто меня за ручку не повёл – всё сам, Уася, всё сам. Отжав баблишек у гопников из рандомных ивентов, я зашёл в бар с чудесным фоновым техно и столковался с неким наёмником. Наёмник оказался декером (местное название хакеров), и вот тут-то мне открылся невероятный мир здешней Матрицы – полноценная игра в игре, своеобразная, аддиктивная и очень напоминающая полёты в виртуальности из The Lawnmower Man. А ещё - немножко фильм "Трон" 1982 года. В Матрице можно было воровать заковыристые техноданные и продавать их «Джонсонам» – местным теневым посредникам. Находить контакты «Джонсонов» высокого ранга, у которых потом брать ещё более доходные квесты. Выуживать сюжетные зацепки. Вырубать всю систему охраны местного корпоративного филиала. Деку можно было прокачивать, покупая продвинутые программы и раскалывая Лёд – местный антивирус. На этом случалось залипнуть посильней, чем на собственно хождении по локациям.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Немного про местный интернет. Он настолько тёплый и ламповый, что автоматически переводит Shadowrun в раздел ретрофутуризма (в духе, я не знаю, «Фоллаута» или «Биошока»). Никакого вайфая или там мобильных сетей футурологи FASA предусмотреть, конечно, не могли. Для выхода в Матрицу нужно было подключиться к уличному терминалу и без палева хакать, пока вокруг рыщут корпоративные колдуны и патрули «Одинокой звезды». Кстати, сам термин "Матрица", в значении "глобальная компьютерная сеть, или киберпространство", создатели Shadowrun попёрли из "трилогии Муравейника" Уильяма Гибсона задолго до брасестёр Вачовски. (И оттуда же наше правительство попёрло идею входа в интернет по паспортам, лол. Хм, извините, отвлекся).

В наше время такая трактовка киберспейса стала выглядеть явным анахронизмом, и в какой-то момент в новой редакции правил настолки ввели беспроводной интернет. Это вроде бы соответствует веяниям эпохи, но вызвало раскол среди фанатов: многим отход от наивного канона девяностых показался кощунственным. И да: «Умрёшь в Матрице – умрёшь и здесь?» — «Тело не живёт без мозга». Гибсоновский Чёрный лёд, самая опасная антивирусная программа Матрицы, выжигала декерам моск до того, как это стало мэйнстримом.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Двигаемся дальше и с каждой минутой игры открываем для себя всё новые и новые тонкости. Усиленно респектуем разработчикам при мысли, как им удалось впихнуть такие объёмы в стандартный 16-битный картридж. Вот, скажем, прокачка – свой собственный и вполне функциональный S.P.E.C.I.A.L., где есть и классические базовые характеристики типа силы и харизмы, и узконаправленные скиллы, от работы с кибердекой до метания гранат. Вроде ничего такого, но часто ли вы видели такое на «Мегадрайве»? А ведь есть ещё прокачка оружия (ветераны WoT сладостно содрогнутся, услышав знакомые слова «пробитие» и «альфа»). И прокачка кибердеки (ваш лэптоп для подключения к интернету) – а вот в это нужно вливать тысячи бабла, окупится сторицей.

Один из признаков качественной RPG – прокачка не-боевых характеристик должна серьезно влиять на геймплей. Это я к чему? Качайте харизму и интеллект, boyz, пригодится десятки раз: от снижения цен в магазинах до возможности добазариться миром в рандомных встречах и получения защиты у орочьих банд, промышляющих в сиэтльских гетто.

И это я ещё ни слова не сказал про местную магию. Про то, что в игре два класса колдунов, маги и шаманы, и они играются действительно по-разному. (Сам игрок ограничен шаманским классом, но мага можно нанять). Помните замечательную систему баланса магии и технологии, на которую принято наяривать, когда речь заходит об Arcanum? Здесь она реализована вполне себе логичным образом. Напихал себе в череп имплантатов для сёрфинга по Порнхабу – утратил связь с астральным миром, не сможешь колдовать. Хочешь быть местным Хакунином и насылать под грибочками особо сильные колдунства – забудь о лазерном зрении и синхронизации мозга с пушкой.

Тут выплывает по-настоящему большая беда, которая в век эмуляторов уже неактуальна, а вот в девяностые вызывала у владельцев картриджа Shadowrun системный шок всего организма. Игра большая. Очень большая. Настолько большая, что за стандартную для школьника тех лет игровую сессию её не пройти (напомним, что речь о «Мегадрайве», где средний платформер пробегался за два-три часа). Исследуя киберспейс до глубокой ночи, игрок неминуемо сталкивался с угрозой батиных звездюлей и необходимостью отключить консоль – а у тебя рейд по офису «Ренраку» в полном разгаре. Тут игрок вспоминал о заветном пункте «Сохранить» в опциях, тыкал на него и выпадал в синий экран смерти, когда эта манипуляция ни к чему не приводила. Люди с опытом ещё до начала игры снимали с платы коробку и выясняли главный вопрос жизни, вселенной и всего остального – есть ли на плате батарейка для сейвов? (В подавляющем количестве версий Shadowrun на провинциальном российском рынке не было не только батарейки, но и слота для неё).

С другой стороны, ярую школоту, обезумевшую от просмотра программы «Денди – новая реальность», такой поворот не останавливал: приставка просто работала до тех пор, пока игра не была бы пройдена. Бывало, и неделю подряд, да. (Как тут удержаться от спекуляции на ностальгии: ставь класс, если четверо суток не выключал приставку, чтобы пройти Shining Force 2, а когда до конца сюжетки оставались последние шаги, свирепый батя со словами «Опять кинескоп садишь, ска» вырубал всю приставочную херомантию из розетки…)

Всё ли так гладко?

Хм. Я пропел игре такой панегирик, что может показаться, будто у неё нет недостатков и поигравший в неё немедленно познает дзен элитного 16-битного гейминга. Это не так. Недостатков у Shadowrun, конечно же, полно. Самый главный-то понятен без слов - это корявая сеговская экшн-РПГ, в которую в 2021 году ни один нормальный человек играть не станет, господи ты боже мой. Но есть и другие проблемы.

Графон в игре сосёт по сравнению с такими сеговскими титанами, как Beyond Oasis или Lost World. Немного смягчает ситуацию качественный дизайн, но не очень сильно. А от здешних шрифтов в сочетании с классическим киберпанковским "зеленые буквы на черном фоне" глаза у вас заболят уже на десятой минуте игры. Экшн-составляющая игры, то есть пострелушки, выполнена на удручающе халтурном уровне - вы кругами бегаете от гопников по узким улочкам Сиэтла и лениво постреливаете за край экрана, взяв врага в автоприцел. Ветераны WoT опять почувствуют себя как дома от бесконечного РЕКАШЕТ! НИПРАБИЛ!

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Самое же тоскливое - пресловутые полеты в киберспейсе: одновременно и наиболее крутая, и наиболее провальная часть. Фактически, натеребив денег курьерскими квестами, этот огромный сегмент можно вообще пропустить. Делать это не рекомендуется, ибо, во-первых, "матричные" задания оплачиваются очень хорошо, а дрочиться без них придётся долго; во-вторых, из сети можно всегда надёргать каких-то ништяков, которые потом могут хорошо помочь в дальнейших "тенебежествах". Да хоть банально отрубить систему охраны на всём этаже. При этом: толкового обучения в игру не завезли, а бои в Матрице сделаны максимально неинтуитивными. Честно признаться, принцип действия некоторых программ, противостоящих вам, я так и не сумел разгадать (впрочем, что взять с гуманитария? звездуй дальше своего Пазолини смотреть). Поэтому забеги по киберпространству зачастую превращаются в лихорадочную дрочку квиклоада - мне бы такое в мой 1996-й! - и попытки понять, а что я, собственно говоря, сделал не так?

Есть ли вообще смысл говорить о Shadowrun сейчас? Чёрт его знает: по внутреннему ощущению, аудитория старой сеговской версии в России исчезающе мала, и о ней ничего не знают даже многие из тех, кто открыл для себя мир Shadowrun в 2013-м, после выхода вайсмановской Shadowrun Returns.

Вот вам факт: игру я последний раз перепроходил в 2018-м. Чтобы освежить её в памяти перед написанием этого материала, я залез на Ютуб в поисках хорошего русскоязычного прохождения, которое непременно должно быть: ведь ретрогейминг сейчас в тренде! Однако выяснилась странная вещь: вероятно, игра настолько легендарна, что ретрогеймеры считают кощунством осквернять её память тривиальными летсплеями. Во всём русскоязычном сегменте я нашёл один спидран с читами и пару эпизодических прохождений с юными и дерзкими голосами авторов. Пришлось таки перепроходить самому. Сеговская Shadowrun ныне прочно забыта, так что, признаваясь в любви к ней, ощущаешь себя членом маргинального культа. Не лучшее ощущение, что и говорить. Играть в неё сейчас довольно бессмысленно, как бессмысленно на полном серьезе смотреть сериал "Даллас". Но всё-таки, если вы увлечены лором игры, если механически подсчитываете, сколько у вас в кошельке осталось до зарплаты ньюйен; если в донатных дрочильнях на мобилках по привычке делите классы персонажей на самураев, шаманов или декеров; если ловите себя на том, что после полбутылки вискаря звоните своему боссу и шантажируете его взломом корпоративных узлов в Матрице и сливом ключевых данных руководству «Арес Индастрис»…

Ну качните эмулятор и запустите его разок. Там есть Чёрный Лёд, но он безопасен. Он не выжигает мозги.

1515 показов
3.9K3.9K открытий
33 репоста
58 комментариев

"ставь класс, если четверо суток не выключал приставку"
еще диод приходилось "заклеивать", а то сразу видно было что включена) ps4 так за 2 дня и прошел, остальные рпгшки к счастью батарейки имели.

Ответить

я маме врал, что выключать нельзя, потому что у неё "ХЭШ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ и может ОБНУЛИТЬСЯ" (хз, что это такое и где я это услышал, но сработало)

Ответить

"Игра большая. Очень большая. Настолько большая, что за стандартную для школьника тех лет игровую сессию её не пройти"

Ох, вьетнамские флэшбэки. Тем летом (уже и не помню, какого года, вроде 96), когда ко мне попала игра, у нас происходили регулярные блэкауты почти каждый день. Может сеть ремонтировали, хз. Свет мог погаснуть в конце восьмичасового забега и это было реально физически больно. В результате стал спидранить "наперегонки со смертью" . Начинал заново раз десять и прошел раза три - последний за пару часов, кажется. Но уже после того, как стало можно играть длинными сессиями. Неплохо помог квестовый рандомайзер, а то бы после пары рестартов бросил, наверное. Из текущего момента времени этот же рандомайзер можно назвать и самой слабой частью игры - атакуй тот же самый офис в десятый раз, только данные будут на другом рандомно сгенеренном этаже (дьябла, привет).  Матрица тоже никогда не нравилась, так в нее до конца и не въехал из-за рандома.  А когда дотошно переписал текст мистера Гундерсона и показал учителю английского (ясное дело,  с переводом всех этих специфических сленговых chummer было глухо, ни по какому словарю они не пробивались) - у того глаза полезли на лоб.

Да, игра по тому времени показалась офигенной почти сразу, как только в нее врубился через какие-то полчаса (был уже закален Flashback), дала неплохой буст и мотивацию к изучению английского и заочно подпортила восприятие рпг в толкиновско-фентезийных сеттингах, с которыми только предстояло познакомиться.

Ответить

у нас происходили регулярные блэкауты почти каждый деньпереписал текст мистера Гундерсона и показал учителю английскогоchummer - чумба
мрЙонсон - фиксер
сойкофе - декофеин

vvellcome to read world neo1

Ответить

О, кстати рандомайзер я юзал на всю катушку. Брал слабым персонажем забег на "достать из сейфа пакет" в Renraku, заходил, проверял первый сейф и выходил и так до момента, пока там не заспавнится пакет. Помогало вначале набить деньги и карму

Ответить

Игра просто бомба. Помню как начитерив себе 1000000 нюэнов, даже не мог всё скупить. А батарейка с сохранением не работала. 
Сейчас планирую перепройти на вите, надо русский ром найти.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить