Японский ambient

Привет! Как понятно из названия, сегодня я предлагаю краткое путешествие по истории стиля эмбиент и нью эйдж музыки, которая имела место в стране восходящего солнца. Конечно, в рамках этого поста-списка я не охвачу всех музыкантов и артистов, но возможно, я постепенно восполню это в будущем.

В японском языке есть такое понятие, как wa, ва, 和, и оно означает спокойствие и гармонию. Это является одним из основных понятий в японской культуре. Также японский менталитет заложил глубокое уважение к природе, эстетическому предпочтению минимализма и традиционным ценностям, которые сосредоточены на поддержании мира. И как итог всех данных концепций, появилась атмосферная эмбиент и нью-эйдж музыка - жанры, которые начали вызывать значительный творческий интерес в начале 1980-х годов в Японии, оставаясь тесно связанными с этой страной и оказывая значительное влияние на японскую музыку в целом на протяжении последних 40 лет.

Японский ambient

1. Hiroshi Yoshimura

Хироси Ёсимура
Хироси Ёсимура

Хироси Ёсимура, японский музыкант и композитор, считается пионером музыки в стиле эмбиент в Японии. Его музыка в основном относится к минималистскому жанру kankyō ongaku, или музыке окружающей среды - мягкие электронные мелодии, пронизанные звуками природы: журчанием ручейков, тихим дождем и утренними птицами. Хироси Ёсимура начал творить с начала 70-х годов, основав группу компьютерной музыки Anonyme, под влиянием музыки британского культового композитора Брайана Ино. Помимо сольных выступлений и импровизационной музыки, он занимался постановкой спектаклей и звуковых перформансов, музыкой окружающей среды, что сейчас можно интерпретировать как предтечу стиля field recording или полевые записи. К сожалению, он умер от рака в 2003 году, оставив после себя музыкальное наследие в виде 14 студийных альбомов.

2. Haruomi Hosono

Харуоми Хосоно
Харуоми Хосоно

Харуоми Хосоно изначально более известный в Японии как участник электропоп-группы Yellow Magic Orchestra, нежели как эмбиент музыкант. Путь к сольной эмбиент музыке он нашел после того, как к нему обратилась японская розничная сеть MUJI с просьбой создать собственную фоновую музыку, которая должна звучать в их магазинах. Компания искала звук, который был бы привлекательным, безмятежным и минималистичным, и Харуоми Хосоно представил дружелюбную, но в то же время весьма экспериментальную коллекцию треков, в которых использовались успокаивающие перезвоны и прогрессивные фортепианные аккорды.
Эта запись стала любимой среди поклонников жанра и позже была выпущена для широкой публики в виде кассеты в 1984 году.
Музыкант живет и здравствует, продолжая записывать альбомы, которых у него уже более сорока.

3. Midori Takada

Мидори Такада
Мидори Такада

Мидори Такада и ее шикарный альбом 1983 года В зазеркалье не снискали коммерческой славы, но стали одним из самых популярных японских эмбиент-проектов, закрепив за Мидори Такадой репутацию весьма уважаемого музыкального визионера.
Мидори Такада родилась в Токио в 1951 году. Окончила Токийский университет искусств и начала свою музыкальную карьеру в качестве перкуссионистки в Берлинском симфоническом оркестре. Впоследствии она разочаровалась в западной классической музыкальной традиции и вернулась в Японию для изучения африканских барабанов и индонезийского гамелана, а также раннего минимализма в музыке. Она продолжает работать до сих пор, записав уже 9 студийных альбомов, последний на данный момент - 2022 года.

4. Satoshi Ashikawa

Сатоши Ашикава
Сатоши Ашикава

Сатоши Ашикава был японским музыкантом, композитором, продюсером и владельцем музыкального магазина. Считается одним из ранних популяризаторов японского эмбиента. Он появился на свет в 1953 году, окончил факультет социологии в токийском университете Кейо в 1977 году. Его первое музыкальное выступление состоялось в зале Sōgetsu Kaikan в 1974 году, также он участвовал в выступлениях во многих галереях и культурных пространствах по всей Японии в конце 1970-х годов. Сатоши выпустил к сожалению только один альбом "Still Way" в 1982 году и вскоре погиб в автокатастрофе.

5. Susumu Yokota

Сусуму Йокота
Сусуму Йокота

Сусуму Йокота - японский музыкант, наиболее известный своими техно и хаус треками, а также выступавший под псевдонимом Ebi. Хотя в его электронных работах всегда присутствует многослойный атмосферный элемент, альбом "Sakura", представленный выше, является полноценным эмбиент-проектом. Однако Сусуму Йокота тонко привносит структурированные ритмы, подобные его другим хаус и техно работам. Йокота делает этот жанр своим собственным, смешивая традиционные оркестровые и природные звуки с искажениями глитч-хопа и современным электронным производством. Сусуму Йокота ушел из жизни в 2015 году в возрасте 54 лет, но остается иконой современной японской музыки, высоко ценимой за свою страсть к музыкальным экспериментам. Он оставил после себя музыкальное наследие в виде 29 студийных альбомов.

6. Takashi Kokubo

Такаши Кокубо
Такаши Кокубо

Такаши Кокубо - японский композитор и саунд-дизайнер в стилях эмбиент и нью-эйдж. Кроме записи своих музыкальных произведений, он сыграл важную роль в создании звуковой идентичности Японии, от используемого во всем мире звука оповещения о землетрясении для мобильных телефонов до звуковых джинглов оплаты кредитных карт. Получил известность благодаря серии эмбиент-альбомов Ion, один из которых я разместил для вас выше. Сет состоит из 10 частей и был выпущен на лейбле в 1992-1993 годах. Шестая часть этой серии, в частности Oasis of The Wind II, выделяется своими ссылками на природу и вниманием к химии мозга, лежащей в основе релаксации, включая тонкий розовый шум и высокочастотные стереофонические тона.
Всего у него 32 студийных альбома, последний был выпущен в 2014 году.

7. Chihei Hatakeyama

Чихей Хатакэяма
Чихей Хатакэяма

Постепенно приближаемся к современным исполнителям эмбиент музыки в Японии, и следующим гостем будет Чихэй Хатакэяма - исполнитель электронной музыки из Токио.
Для музыки Хатакэямы характерны очень медленные темпы. Она создается путём многократной обработки гитар, фортепиано и вибрафонов на компьютерной технике. В результате получается смесь гулких аккордов и редких одиночных инструментов, возвышающихся над основной партией. Его музыку можно отнести к эмбиент-музыке, экспериментальной музыке или музыке в стиле нью-эйдж. На 2022 год Чихэй Хатакэяма выпустил уже 82 студийных альбома.

8. Hakobune

Такахиро Йорифудзи ака Hakobune
Такахиро Йорифудзи ака Hakobune

За псевдонимом Hakobune стоит Такахиро Ёрифудзи, современный музыкант и исполнитель эмбиент и дроун музыки из Токио, Япония. В своем подходе к написанию музыки Такахиро использует слои гитары и глубокую компьютерную обработку для создания атмосферных звуковых ландшафтов. Всего на данный момент у музыканта 59 студийных альбомов, последний вышел в 2021 году.

9. Haruhisa Tanaka

Харухиса Танака
Харухиса Танака

Харухиса Танака - музыкант, продюсер и звукорежиссер, из Токио, Япония, известный своими работами в жанрах ambient, drone и экспериментальной музыки. Он также является основателем музыкального лейбла Purre Goohn (http://purre-goohn.com/). Музыка Харухисы Танаки характеризуется медитативными волнами звуков, украшенными элементами перкуссии. На 2019 год у него было выпущено три студийных альбома.

10. Hirotaka Shirotsubaki

Hirotaka Shirotsubaki
Hirotaka Shirotsubaki

Как сам себя называет, автор он - музыкант-отшельник из городка Кобе, Япония. Hirotaka Shirotsubaki начал свою карьеру в 2011 году. Черпая вдохновение в природном окружении пригорода, где он вырос, основными темами его ранней музыки были город и природа. Однако его более поздняя музыка имеет тенденцию к обезличенности, позволяя каждому слушателю вписать звуки в пространство своей жизни, пытаясь связать идеи памяти и воспоминаний со своей музыкой. Дискография артиста состоит из 26 студийных альбомов, последний датирован 2022 годом.
На сегодня все, желаю всем вам светлого, доброго дня! Спасибо за ваше внимание! Силы и удачи! До свидания!

При подготовке текста использовались следующие источники: wikipedia.org, bandcamp.com, last.fm и многие другие. Иллюстрация используемая к статье является работой нейросети Midjourney.

Если Вам интересны мои опусы, то прошу полистать предыдущие тексты: Заходите всегда рад!

2727
7 комментариев

Заэтосамывал в закладки, потом почитаю

Ответить

Офигенно. Пошёл перепроходить ShenMue 1+2 в пятнадцатый раз.

Ответить

Nobukazu Takemura
Isao Tomita
Немного Yasuaki Shimizu
Раз речь про YMO с Haruomi Hosono, то можно добавить и Ryuchi Sakamoto (умер 28 марта 2023. Барабанщик группы тоже, к сожалению, умер. И остался из команды только Хосоно)

Ответить

Спасибо, Hirotaka Shirotsubaki забрал в коллекцию
Так и не смог выкупить суть подобного эмбиента, когда условно течешь вместе со звуком, который резко прерывает какой нибудь колокольчик или тональность резко повышается, по этому спейс-эмбиент ван лав

Ответить

Напиши более яркое назввние, все люди думают, что это очередной щитпост и проматывают.

Ответить

P.s., статья хорошая.

Ответить

Респект! Это пять! Завтра буду слушать на работе.

Ответить