Прохожу все игры PS Vita, чтобы тебе не пришлось. Часть 1

Введение

Так получилось, что в феврале 2023 я уехал из страны. Дома осталась PS 4 с Геральтом, плывущим на Скеллиге. В рюкзак поместилась недавно купленная PS Vita. Из-за общей неопределённости и отсутствия экрана в съёмной комнате я решил не покупать игровое устройство (если куплю, это будет Switch Oled), а пока пройти всю годноту на Vita.

На сколько хватает библиотеки PS Vita (без игр с PSP-PS1)? По моей оценке, на год жизни, если играть час-два по вечерам + 1 сессия минут 15 в день (хе-хе). Геймплей одной игры рассчитан на 5-10 часов за редким исключением обычно в меньшую сторону. Я не фанат гонок, файтингов, 2d-платформеров и визуальных новелл (не ради этого брать портативку, ну правда же), поэтому играю в то, что пытались выдать за сюжетные AAA и АА+ игры – адвенчуры, шутеры, RPG и т.д.

Почему провалилась PS Vita (имхо)? На неё не делали игры. Эксклюзивы — Uncharted, несколько шутеров (Killzone, Unit 13), неплохие платформеры Gravity Rush, Tearaway и… всё. Дальше Sony предлагает развлекаться портами с PC и эмулятором PSP-PS1. Чем плохи игры PSP-PS1? Vita вышла в 2011 году, в момент, когда технологии стремительно менялись, и игры 7-10 летней давности отличались от игр 2011 года сильнее, чем отличаются игры например 2016 года (Dishonored 2, Dark Souls 3, Uncharted 4) от игр 2023-го.

Зачем обращать внимание на игры PS Vita сейчас и несколько слов о PS Vita 2. На DTF время от времени появляются призывы к Sony (одно из них https://dtf. ru/flood/1844337-ah-sony-sony) сделать новое поколение PS Vita, которые Sony пока игнорирует или пытается отделаться невразумительным, по мнению экспертного сообщества DTF https://dtf. ru/hard/1854892-ee-slovno-sdelal-shestiklassnik-digital-foundry-o-portativnoy-konsoli-sony-project-q, проектом Sony Project Q. Давайте вспомним релиз PS5 и XBOX Series X/S. На старте (да и сейчас) у них почти нет эксклюзивов, но есть обратная совместимость для игр с консолей прошлых поколений. И у Nintendo Switch есть. Это огромные библиотеки. А с чем обратно совмещать PS Vita 2? Сколько нужно вложить $ и человеко-часов, чтобы переделать игры с Playstation 4 в портативний вариант (не думаю, что кто-то согласен на меньшее, чем игры уровня PS4)? Или в создание библиотеки на десятки игр с нуля, для портативки, главным конкурентом которой будет Nintendo Switch или Nintendo Switch Pro (или 2 или как её назовут)? Инвестиции более чем рискованные.

И наконец игры PS Vita

Все сколь-нибудь хорошие эксклюзивы были давно портированы на другие платформы (Gravity Rush, Tearway и т. д.), некоторые продолжены, и продолжения стали лучше предшественников (Gravity Rush 2). Шансы найти hidden gem около 0. Uncharted Golden Abyss – хорошая игра, но хуже всех Uncharted со стационарных PS.

Фанаты выпускают игры для Vita и сейчас. Но это порты того, что и так идёт на каждом утюге: GTA SA, Bully, Dead Space.

Шутеры

Ни один шутер-эксклюзив Vita никуда не был портирован, что многое говорит об их качестве.

Unit 13

Рекомендую: да.

Русскоязычная локализация: да.

<p> Парни, которые делают свою работу. </p>

Парни, которые делают свою работу. 

<p> На скриншоте интерфейс кажется перегруженным, но в игре это не чувствуется</p>

На скриншоте интерфейс кажется перегруженным, но в игре это не чувствуется

<p> Враги за подъемником. Можно расстрелять из-за укрытия, а можно подождать, пока разойдуться, и снять каждого по стелсу</p>

Враги за подъемником. Можно расстрелять из-за укрытия, а можно подождать, пока разойдуться, и снять каждого по стелсу

Армейские операции в 2000-х на Ближнем Востоке и в Юго-Востоной Азии, главные герои — американские спецназовцы. Миссии чередуются в разных режимах: штурм на время, стелс, пройди-без-смертей, зачистка. Можно прижиматься к стенам, стрелять из-за укрытия, обезвреживать мины и растяжки, бить ножём в спину и не спину, кидать гранаты, стрелять из пистолета / пулемёта / автомата / снайперки / дробовика. Из гранатомёта нельзя, хотя у врагов он есть. Графика классная, стрельба удобная, геймплей затягивает. Большой плюс и отличие от других шутеров — нужно думать: если не искать укрытий и занимать невыгодную позицию перед тем, как открыть огонь – убивают быстро. Прохождение уровня оценивается по 5 звёздам, персонажи получают звания, но это ни на что не влияет. Большим недостатком видится то, что игра использует в разных миссиях одни и те же ассеты помещений, при этом весит чуть меньше 1 гб (норма “тяжёлых” игр для Vita 3-4 гб) – больше сделать поленились, как и завезти сюжет. Да, халтура, но вместе с тем отличная игра.

Call of Duty: Declassified

Рекомендую: как поиграть – нет, посмотреть на проект с загубленным потенциалом — да.

Русскоязычная локализация: да.

Очень странная игра. В ней хорошая графика, типичный Call of Duty-геймплей безостановочной стрельбы во всё, что движется, десятки видов оружия, красивые локации, но… игра очень короткая. 10 уровней проходится за час. И то, если бы были чекпоинты и с каждой смерти не приходилось начинать уровень заново, то за полчаса (чек-поинты не расставили намеренно, чтобы затянуть время геймплея?). Сюжет должен дополнять COD: Black Ops 1 (цифры, Мейсон), но подаётся так, что ничего не понять в хаотичных картинках с фотографиями и надписями, которые мы видим перед загрузкой уровня.

Для потенциального хита и лучшего шутера на Vita оставалось немного – пофиксить слегка неудобную стрельбу и сделать одиночную компанию. Увы.

Killzone: Mercenary

Рекомендую: на Vita есть шутеры и получше.

Русскоязычная локализация: да.

Бой
Бой

Killzone — заброшенная франшиза, последняя игра по которой вышла в 2013 году.

В будущем в космосе идёт гражданская война между людскими колониями, которые по укладу жизни стали разными цивилизациями. Мы играем за наёмника, чья ЧВК на стороне условно хороших.

Разнообразие оружия, из которого несколько образцов имеют явное преимущество над остальными. Дополнительные способности стоят много игровых денег, помогают слабо, перезаряжаются долго. Раздражающе переусложнённые моменты в перестрелках и мини-играх. Из необычного в геймплее — возможность пытать врагов для получения информации по лору. Местами красивые локации, впечатление от которых портится низким разрешением текстур. Геймплей рассчитан всего на 5 часов.

Одна из очередных маркетинговых ошибок Sony в пиаре Vita – класть эту игру в коробку с портативкой и позиционировать как одну из лучших наравне с Uncharted Golden Abyss. Если это преподносили людям как лучшее, не удивительно, что они разочаровывались в Vita.

Resistance: Burning Skies

Рекомендую: да.

Русскоязычная локализация: да.

Альтернативная история, в которой на Америку 50-х нападают пришельцы. Удобная стрельба, разнообразный для шутера геймплей – перестрелки из-за укрытий, отстрел толп, снайперские дуэли, большие боссы. 12 видов стрелкового оружия (армейское и инопланетное) , которое можно улучшать. Оружие ближниго боя — топор пожарника. Связный и интересный (по меркам шутера) сюжет. Есть миссия на мосту, вызывающая воспоминание о Half-Life 2. Лор, кроме сюжетных роликов, подаётся через разбросанные письма и газетные вырезки. Удалось (в меру технических возможностей Vita) воссоздать антураж американских городов 50-х. К концу игра начинает душнить с помещениями-аренами, но в целом это один из лучших шутеров на Vita. Удивляюсь, что игра получила низкие оценки. Она уж точно лучше, чем Killzone.

Адвенчуры

Sly Cooper 4: Thieves in Time

Рекомендую: ДА.

Русскоязычная локализация: да.

<p>Енот Слай, расхититель музеев</p>

Енот Слай, расхититель музеев

<p> Банда в сборе</p>

Банда в сборе

Игра в мультяшном стиле (как Crash Bandicoot и Ratchet & Clank), платформер с упором на стелс. Первая игра Vita про которую не хотелось кричать “халтура”. Большие открытые уровни, разнообразный геймплей (акробатика, стелc, beat-them-up, поиск сокровищ, челенджи и мини-игры), 9 запоминающихся персонажей с уникальными способностями, продуманный сюжет, продолжительные кат-сцены из рисованной анимации – вот эту игру нужно было делать систем-селлером и класть в коробки с портативкой. А ещё игра долгая (по меркам Vita) – аж на 15 часов.

Мультяшная игра для детей? Иногда в такие игры нужно играть. Расслабиться после прохождения Elden Ring мне помог Ratchet & Clank.

Судьба у серии Sly Cooper печальная – франшизу забросили и забыли. Большой минус в карму Sony.

Uncharted: Golden Abyss

Рекомендую: да.

Русскоязычная локализация: да.

<p> Прыгал Дрека через реку… а нет, река будет позже</p>

Прыгал Дрека через реку… а нет, река будет позже

<p> Перестрелка</p>

Перестрелка

Самая известная игра Vita, про которую пишут много хорошего и плохого. Хорошее – это знакомый Uncharted с лазаньем, перестрелками, несложными згадаками и интересной историей. Эти элементы сделаны на дойстойном для серии Uncharted уровне. Плохое – моменты, когда нужно использовать особенности Vita для решения загадок. Ходили слухи, что Sony заставляла разработчиков внедрять все возможности портативки (тачскрин, гироскоп, тактильная задняя часть, камера), даже если это плохо встраивалось в общую линию геймплея. Вы не пройдёте игру, если в одном моменте не подведёте камеру Vita к включенной лампочке. Повезло, что в девайсе 10-летней давности исправен гироскоп, иначе игра стала бы непроходимой на первом бревне-мосту.

По восприятию игру можно разделить на 2 части – до встречи старого знакомого (не буду спойлерить кого) и после. До – предсказуемый сюжет (очередной стрёмный друг Дрейка, очередная девушка пользуется отсутствием Елены и Хлои) и привычный по другим играм антураж без изюминки (затерянные сокровища в затерянных джунглях среди затерянных руин – не верю, что в 2011 году это была свежая идея), после – за сюжетом становится интересно следить, а геймплей и левел-дизайн вызывают больше положительных эмоций. Как будто игру делали не 1, а 2 студии, и постаралась 2-я . А с историей сокровищ в джунглях, оказывается, не всё так банально.

Это спин-офф приключений Натана Дрейка, которые никак не влияют на условно сквозную историю Uncharted 1-4. Теоретически, таких можно наклепать сколько угодно, оставляя сюжетно Uncharted 4 последней игрой в серии.

С техническими проблемами, о которых много пишут, я при прохождении не сталкивался, к неспешному курсору при стрельбе привык быстро и без негатива.

Gravity Rush

Рекомендую: да.

Русскоязычная локализация: нет.

Котэ
Котэ
<p> Подворотня, рядом с которой мы проснулись</p>

Подворотня, рядом с которой мы проснулись

<p> Меняем гравитацию и ходим по стенам, полетим к зелёной точке </p>

Меняем гравитацию и ходим по стенам, полетим к зелёной точке

Просыпаемся в незнакомом городе с незнакомым котом. Город атакует злая сущность, с которой мы связаны. Главная героиня имеет способность менять гравитацию (стены или потолок становятся полом, и наоборот) и летать. Открытый мир-город, по которому можно свободно перемещаться между сюжетными квестами. Находим кристаллы, повышаем уровень, улучшаем способности и прокачиваем суперудары. Бои – beat them up с возможностью нанесения ударов из полёта. Стильная рисованная графика. Заслуженно, что игра была портирована на более популярные платформы и получила продолжение.

Дьяблоиды

The Bard’s Tale

Рекомендую: да.

Русскоязычная локализация: субтитры.

Местный юмор
Местный юмор
Местный сюжет
Местный сюжет
<p> Местный геймплей. Призвал лучницу.</p>

Местный геймплей. Призвал лучницу.

<p> Битва с гоблинами. Мы в центре, гоблины справа сверху, собачка за нас, молния - на самом деле электрический паук-сопартиец</p>

Битва с гоблинами. Мы в центре, гоблины справа сверху, собачка за нас, молния - на самом деле электрический паук-сопартиец

<p> Битва с боссом, задействуем артефакт исцеления.</p>

Битва с боссом, задействуем артефакт исцеления.

Вот так бывает. Первые два часа игры думал, что она устарела и может ну её, а потом днями не мог оторваться.

Играем за барда. Это не бард в классическом понимании D&D и прочего, а воин (если захотите - лучник) и суммонер. Наша балалайка призывает союзников разных классов. Создаём партию и избиваем до смерти толпу врагов. Путешествуем по лесам / городам / подземельям, подбираем шмотки (инвентарь условен – если бард находит вещь лучше текущей по характеристикам, текущая автопродаётся и надевается найденная), качаем уровень, используем артефакты. Условно открытый мир, сайд-квесты, боссы локаций.

Когда игра только вышла на PC в 2004 году, она была на обложках игровых журналов как игра месяца и считалась новым словом в жанре, но не из-за геймплея, а потому, что во времена фэнтези-на-серьёзных-щах высмеивала жанр. Барду плевать на мир и его спасение, он ищет кого бы… хм… и где бы выпить за так. Ломает четвёртую стену, споря с рассказчиком. Вменяемым встречным боссам предлагает договориться и разойтись (раз вроде даже сработало). В 2004-м году это выглядело свежо и забавно.

Это порт с PC remastered издания, но графика убогая даже по меркам Vita. Интересно, будет ли хуже смотреться Diablo с эмулятора PS1.

Резидент Эвил

Resident Evil: Revelations 2

Рекомендую: да, если больше в Resident Evil играть не на чем

Русскоязычная локализация: субтитры.

<p> Клэр с ножиком</p>

Клэр с ножиком

<p> Хорошей графики, интересного геймплея, внятного сюжета, стабильных фпс.</p>

Хорошей графики, интересного геймплея, внятного сюжета, стабильных фпс.

“Да что вы знаете о плохих портах Resident Evil!” - думал я, читая, как у кого-то в RE 4 Remastered дропался FPS на новом PC. Я встречал мнение о том, что Vita дно в техническом плане, и одна из причин её провала - отказ разработчиков делать игры на проблемном железе. До Resident Evil: Revelations 2 я в это не верил, потому что во всё тяжёлое (шутеры, Uncharted и т.д.) играть было комфортно.

RE Revelations 2 - Настоящий Resident Evil, с травой и зомби. Два играбельных персонажа и два управляемых компьютером напарника. Клэр Редфилд нужно выбраться c заброшенного острова, напоминающего часть бывшего СССР (немножко клюквы в игре будет), на котором происходит что-то нехорошее, явно связанное с биотерроризмом. Исследуем тёмные локации, крафтим предметы, привыкаем к дефициту патронов, стреляем монстрам в уязвимые зоны. Revelations 2 - классическая часть Resident Evil, в ней нет того упора на экшн, что в RE 5, а геймплей взят из RE 2-3. Огромный минус – сильные лаги во время боёв. Игра проходима, интересна, но играть не комфортно.

Квесты

Full Throttle Remastered

Рекомендую: да

Русскоязычная локализация: нет

<p> Антиутопичные пустоши. Модно в 1995, модно и сейчас.</p>

Антиутопичные пустоши. Модно в 1995, модно и сейчас.

Ремастер 2D квеста из 90-х. Перемещаемся по статическим картинкам-локациям и взаимодействуем с предметами, есть несложные экшн-эпизоды. Главный герой - один из последних байкеров в антиутопии будущего, в которой корпорации добили экологию и превратили мир в полную беспредела пустыню (представьте мир из Назад в будущее 2, где Бифф стал миллиардером, спустя 50 лет). Почти всю игру можно пройти без подсказок – настолько логично взаимодействие с предметами, что для квестов редкость. Есть возможность в реалтайме переключать режим графики с remastered на изначальный, чтобы увидеть, какой игра была в 1995 году.

Broken Age

Русскоязычная локализаци: нет

Рекомендую: любителям квестов

<p> Главные герои, за которых будем играть попеременно</p>

Главные герои, за которых будем играть попеременно

<p> Племя диких кондитеров</p>

Племя диких кондитеров

Квест от гейм-дизайнера Tim Schafer (Full Throttle, Grim Fandango, Psyhonauts) с историей про запертого в одиночестве (не считая говорящих компьютеров) мальчика на космическом корабле и девочки, живущей в племени кондитеров, которое готовится сделать её ежегодной жертвой морскому монстру, чтобы он оставил племя в покое. Стандартный квест с местами интересным сюжетом и симпатичной рисованной графикой. С предпоследнего акта игра сильно душнит странными загадками с нелогичными решениями.

Слешеры

Soul Sacrifice Delta

Русскоязычная локализаци: нет

Рекомендую: нет

Альтернативное мнение на DTF об игре: https://dtf.ru/games/1470054-zhertva-platformy-obzor-soul-sacrifice-delta

<p>Кадр из интерактивной заставки, на которую все купились</p>

Кадр из интерактивной заставки, на которую все купились

<p> Реальный геймплей. Выглядит красочно, по факту играть скучно</p>

Реальный геймплей. Выглядит красочно, по факту играть скучно

Как-то в поисках достойной RPG наткнулся на описание этой игры. У неё хорошие отзывы и стабильное попадание в топы лучших. Получилось разочарование. Это не RPG, а слэшер, в котором нужно закликивать врагов на аренах. Думать не придётся, несмотря на разные способности и заклинания главного героя. Сюжет – душевные страдания подростка с мыслями о порочности и предательстве, подаётся текстом. Книга с моргающим глазом и черепа в аду, по которым ползёт главный герой – играбельная заставка в начале игры, чтобы привлечь аудиторию, не имеющая никакого отношения к реальному геймплею.

Silent Hill: Book of Memories

Русскоязычная локализация: нет

Рекомендую: нет

<p> Если назвать игру “Silent Hill”, её купят. На остальное можно забить.</p>

Если назвать игру “Silent Hill”, её купят. На остальное можно забить.

Зачищаем комнаты в антураже Silent Hill. Иногда решаем загадки. Сюжет и лор Silent Hill условны. Можно не трогая геймплей заменить фигурки врагов на Хагрида, ржавые стены – на камни и назвать игру Harry Potter: Book of Memories. Единственный и неожиданный плюс игры – она затягивает, но это вопрос к психологии манчкинизма.

Партийные 2D RPG/TBS

Child of Light

Рекомендую: Однозначно да.

Русскоязычная локализация: да.

<p> Перемещение по миру</p>

Перемещение по миру

<p> Режим боя. Разные действия имеют разное время ожидания, если иконка дошла до отметки – действие состоится.</p>

Режим боя. Разные действия имеют разное время ожидания, если иконка дошла до отметки – действие состоится.

Отличная TBS в 2D. Играем за девочку Аврору, которая попала в волшебный мир и пытается спасти отца. Перемещаемся по открытому 2D миру. Когда встречаем врагов, игра переходит в режим битвы. Нужно продумывать тактику боя (кого с сопартийцев выбрать, включить защиту или выбрать атаку и т.д.). У каждого встреченного персонажа своя история и свой квест, некоторые к нам присоединяются. Можно улучшать предметы и прокачивать способности. Большой упор на визуал и стиль – самая красивая игра на SP Vita, которая мне попадалась. То, как разговаривают между собой персонажи, долго вспоминается с улыбкой. Очень приятная фоновая музыка. Играть обязательно.

Dragon’s Crown

Русскоязычная локализаця: нет

Рекомендую: если вы фанат Darkest Dungeon - да.

<p> На улицах города-хаба</p>

На улицах города-хаба

<p> Учебный бой с боссом. Применяем заклинание.</p>

Учебный бой с боссом. Применяем заклинание.

Создатели Darkest Dungeon точно вдохновлялись этой игрой. Город-хаб, в котором мы нанимаем / лечим / хороним сопартийцев. Экипируем вещи, берём квесты. Выбираем локацию для исследования, в конце которой босс. Отличие от Darkest Dungeon - бои казуальные и происходят realtime. Способности зависят от экипированных предметов – один посох позволяет кастовать заклинания из молний, другой - из огня. Силу удара и защиты определяет уровень предмета.

Большой минус игры – нас гоняют несколько раз по одним и тем же локациям. Квесты в хабе появляются, когда босс локации убит (и так было задумано по геймплею), приходится возвращаться и зачищать всё заново. У каждой локации в середине есть разветвление на 2 пути. В итоге, каждый уровень мы проходим раза 4, и это раздражает.

to be continued...

Во второй части поиграю в симуляторы японского школьника и французского наёмного убийцы, заценю один легендарный платформер, который уже вскольз упоминал, и погружусь в футуристические разборки похожих на рыб гуманоидных существ. А также найду интересную статистику по PS Vita.

42
6 комментариев

Во второй части поиграю в симуляторы японского школьникаЛучшая игра на Вите кстати.

1
Ответить

Ну под это описание треть библиотеки кажется попадает

Ответить

Да он реально во все игры играет

Ответить

Да не умер он, проходя индюшки

Ответить

Интересно читать. От себя, советую прошить консоль. Тогда у многих игр появиться возможность накатить русский.

Ответить

Для многих игр о которых пишешь есть неофициальная локализация для взломанных консолей

Ответить