Путешествия скитальца по миру ретро-игр в поисках hidden gems. Глава 6: Шанхайский дракон

В данной рубрике я копаюсь в груде старых и забытых игр, в надежде найти среди них, что-нибудь стоящее вашего внимания. Сегодня я добрался до рельсового шутера родом из Китая, основанного на исторических событиях 1937-го года.

Путешествия скитальца по миру ретро-игр в поисках hidden gems. Глава 6: Шанхайский дракон

Медиа-сервис 2000! Медиа-сервис 2000. Медиа-сервис 2000… Если при прочтении названия издательства у вас не возникают приступы олдскульной ностальгии вперемешку с горением мягкого места, значит, вы молодой человек или просто умудрились каким-то чудом пропустить огромный пласт игровой индустрии в российском сегменте. Компания прославилась воровством проектов, мошенничеством и выпуском трэш-игр неприемлемого качества, благодаря чему даже сейчас кормит многих контент-мейкеров, основывающих свои работы на созерцании отвратительного. Был у них, естественно, и один плюс: они не боялись издавать игры из стран, на которые другие, более крупные издатели, не обращали внимания. Благодаря чему некоторым игрокам удавалось прикоснуться к жемчужинам, недоступным более никому. Одним из таких примеров стала привезённая из Поднебесной игра «Шанхайских дракон».

Китайская игровая индустрия девяностых и начала нулевых была очень сильным игроком. Жаль, что в какой-то момент они свернут не туда и вы сами знаете, что из этого выйдет… Тем не менее даже имея такую мощь, что и не снилась твоему отцу, они умудрялись оставаться незамеченными, прямо как Сэм Фишер в своих похождениях. Отчасти это объясняется замкнутостью китайского рынка, а также нежеланием изучать китайский язык переводчиками игр. Случалось и так: некоторые игры выскакивали из своего ареала обитания и попадали на прилавки других стран, правда, иногда качество этих игр было несусветно поганым. Привести для примера можно «Воина поднебесной»: играть в него было невероятно больно и постоянно приходилось вытирать кровь, сочащуюся из глаз, но тут спасибо Руссобиту.

Из-за всей этой обособленности китайского игростроя я рассказать о «Шанхайском драконе» окромя как о самой игре не могу. Ни истории разработки, ни истории студии. Всего этого в русском и английском интернете не существует. По этому сказ свой начну сразу с игры.

На дворе 1937-ой год. Идёт кровопролитная Японо-китайская война, войска японцев один за другим захватывают китайские города. Их молниеносный марш уничтожает тысячи солдат Поднебесной. Так продолжается вплоть до Шанхая.

Японским войскам не составило труда войти в незащищенный и безоружный город, обосноваться тут и поставить своё правительство. Здесь кончается реальность и начинается миф.

Одиноко идущий человек в плаще и белой шляпе оглядывается по сторонам. Он смотрит на зверства солдат, на издевательства над мирными жителями. Он смотрит, как его город медленно пожирает пламя, ввергая в пучину хаоса. В его сердце закипает злоба. И вот возле него проходит парочка оккупантов, которые веселы и беспечны. А в человеке закипает кровь, ярость обуревает его, гнев разрывает. Он молниеносно просовывает руку под плащ. Достает свой верный маузер. И стреляет в лицо врага. Так начинается сражение Дракона с вражеской армией врага. Так начинается игра.

Не станет большой ошибкой, если я скажу, что первый встречающий нас ролик в игре является и последним — в дальнейшем кат-сцены будут выполнены на движке игры, и качество их мягко говоря оставляет желать лучшего. Будет ещё один, но только после прохождения игры.

В игре шестнадцать уровней, разделённые по четыре на каждую миссию, этакие сектора, которые отличаются друг от друга не только заданиями, но и локациями, на коих мы будем вершить китайскую справедливость. Не стоит беспокоиться, если во время прохождения вас убьют: вопреки устоям жанра, вы не начнёте игру с первого уровня первой миссии, а сможете выбрать именно тот уровень, на котором отъехали в мир иной.

С заданиями в игре всё до абсурдного просто, и они полностью соответствуют словам Кармака о сюжете в шутерах, даром, что у нас рельсовый шутер. Спасти пленных, расстрелять вражескую колонну, уничтожить танк и всё в таком духе. Глобальная же цель игры — убить генерала, командующего японскими войсками в Шанхае.

Многие рецензенты, которым посчастливилось поиграть в эту игру, писали, что локации в «Шанхайском драконе» насквозь пропитаны китайским антуражем. И вот с этими ребятами я полностью не согласен. Ни одна из местностей не напоминала мне о Поднебесной или Шанхае, разве только сиротливые надписи на китайском языке, написанные то тут, то там. В остальном же, скажи мне, что передо мною Прага, — я бы поверил. С другой стороны, судя по старым чёрно-белым фотографиям, перед нами действительно улицы Шанхая, но на них он пропитан духом Китая, а в игре нет.

Но не поймите меня превратно, сами по себе локации мне понравились. Убивать японских оккупантов в банке, на мосту, или во дворце, а также возле него, как минимум интересно и даже познавательно. Немного печалит маленькая интерактивность на них, проще даже сказать, что её нету. Да, нам дадут пострелять по цветам в горшках, бутылкам, пожарным гидрантам, только такие предметы будут попадаться в определённых местах и крайне редко. Естественно, всегда можно сослаться на минимализм.

Эстетическое удовольствие от пострелушек в Шанхае мы получим и благодаря графике. Графическая составляющая игры выполнена на уровне PS1, из-за чего по своему юродивая, треугольная, мыльная, но по-самобытному милая и приятная. Видно, что разработчики старались и работали не спустя рукава. Все выполнено в честном 3D, что для рельсовых шутеров редкость. Поэтому можно сказать, что игра практически не устарела, за исключением взрывов. Не знаю, как они ощущались в момент выхода, но сейчас беда… Смотреть на них можно только со снисхождением и легкой улыбкой. Хочу еще отметить небольшую мелочь, когда игрок промахивается по противнику и попадает в стену, то пуля выбивает скоп крошек и пыли. Такого я в данном жанре никогда не видел.

В игре шесть видов оружия: непревзойдённый маузер (первоначальное), культовая винтовка Мосина, граната-колотушка, гангстерский и опасный автомат Томпсона, ээээ… пулемёт тип-96 и взрывоопасно возбуждающая базука, а тот факт, что в эксплуатацию она войдет только в 42-ом не важен. Есть также седьмое оружие — стационарный пулемёт Максим, но по естественным причинам наш персонаж переносить его в кармане не может.

Всё оружие отличается друг от друга набором звуков, видом прицела и наносимым уроном; единственный минус в том, что моделей оружия нет и мы видим только прицел. Первоначальное оружие самое слабое, хотя, судя по кат-сценам, именно оно является любимой «плёткой» нашего дракона, и в них он почему-то стреляет с маузера со скорострельностью автомата. Винтовка способна убивать с первого выстрела практически всех врагов, но скорострельность невелика. Томпсон имеет урон как у первоначального ствола, но компенсирует это высоким показателем выстрелов в минуту. Тип-96, тот ещё тип: бьёт больно, прямо как мосина, а стреляет со скоростью автомата. Гранаты вы применять в игре не будете, так как их механика не доработана: летят долго, бьют слабо, пока дождёшься её взрыва, тебя превратят в дуршлаг со всех сторон. Базука вещь мощная, особенно если знать, куда стрелять: может с одного меткого попадания отправить на тот свет сразу несколько врагов. Только дают её нам всего пару раз и практически в самом конце игры, так что тема с ней не раскрыта, насладиться не успеете. Максимка же просто обычный пулемёт, помогающий скашивать толпы прущих на тебя врагов, и когда я говорю «толпы», то это действительно толпы!

Иногда врагов на экране становится невероятное количество, не поддающееся счету. «Шанхайский дракон» даёт неподдельное ощущение — ты воюешь с настоящей армией. Количество трупов только за прохождение одной миссии может переваливать за тысячу. И в некоторых местах количество японских солдат зашкаливает так сильно, что создаётся впечатление перебора. Благо, игра не скупа на аптечки и патроны — у меня один раз сложилась такая ситуация: на поле боя после потной баталии лежало пять аптечек и несколько обойм. В общем стрелять по вам будут часто и ещё чаще попадать, и поэтому хорошо, что разработчики дали игроку так много «сердечек» и в довесок три континуума. Игра хоть и сложная в каком-то плане, но по отношению к игроку честная. Здесь не надо заучивать места, где сидят враги, или моменты, когда на тебя неожиданно нападут, как это было в моей любимой The House of the Dead. Хотя для честности надо отметить, иногда такие моменты проскакивают.

При такой плотности противников понятным делом должно и быть их разнообразие. Тут разработчики в грязь лицом не ударили и дали нам: обычных солдат, самураев, ниндзя, камикадзе, обвязанных динамитом, и гренадеров, кидающих в нас гранаты. Есть ещё офицеры, только вот за противника считать их не охота: они просто бегают по локации и поднимают офицерскую шашку вверх. В чём их смысл, я так и не понял. Вся эта братия имеет кучу анимаций смерти, из-за чего их умерщвление не утомляет до самого конца игры. Эти анимации иногда просились, чтобы я сравнил их с кинематографическими из Medal of Honor. И я бы мог, да есть загвоздка. Глобальная проблема игры кроется как раз в анимациях: сделаны они порою грубо, местами не проработаны, где-то не хватает кадров. А так воины эпично слетают с крыш, умирая, зажимают спусковой крючок пулемёта, пуляя во все стороны, с их голов резво слетают каски. И вот в такие моменты проблем не замечаешь. Разве только когда стреляешь из маузера по самураям, когда они бегут — так как после попадания анимация бега останавливается, но враг продолжает скользить к цели, словно на сёрфинге. Замечу тут, хоть и стоило сделать это в момент, когда я рассказывал про 3D, но в игре нет коллизий тел, из-за чего враг, падающий на землю, пролетит сквозь всё, пока не упадёт на пол. Забавно одно: коллизия есть у самурайского меча, из-за чего он потешно скачет по земле, после того как выскочит из рук мёртвого самурая.

Всю боль анимационного спектра начинаешь ощущать во время кат-сцен, выполненных на движке игры. Которых, к счастью, практически нет вплоть до третьей миссии. А вот во время неё и после, стоит предупредить — у вас могут возникнуть неконтролируемые вспышки смеха. При всей своей напыщенности и желании походить на работы Джона Ву, к сожалению, выглядят они как неряшливый «болливуд».

Отправка врагов в ад происходит под вполне подходящий саундтрек. Который можно охарактеризовать как печальный, спокойный и возвышенный. Мелодии напомнили мне о старых военных фильмах, где примерно под такую же музыку отряд бравых военных героически умирал, выполняя приказ.

Грустный факт: В игре есть отсылка на трагически известный отряд 731.

В завершение хочу подытожить: «Шанхайский дракон» оказался на удивление занимательным проектом, в который мне понравилось играть. Да не без изъянов, но кто без них? Местами глупый и комичный, но по своему чарующий. И я могу гордо заявить, что наконец-то нашёл жемчужину в горе мусора. Да, жанр игры не в почёте, многим не нравятся тиры, но если вы не в числе многих, то обязательно сыграйте. Тем более, что игру можно пройти всего часа за три. Эта игра по праву должна была занимать место рядом с House of the Dead, но судьба сложилась иначе.

Спасибо за прочтение. Ставьте лайки и не забывайте о репостах статьи. Кстати, я люблю читать ваши комментарии и жду их под этим лонгом. Вы можете поддержать меня подпиской на бусти, или просто отправить немного денег под определенным постом!

Надеюсь, вам понравилось. Всего наилучшего!

8989
34 комментария
1000 ₽

Извини, не сразу увидел лонк

6
Ответить

Что это тут у нас? Ретро линейный шутан с якобы китайским колоритом? )

3
Ответить

Все так) Удивлен твоей скорости, ты как будто ждал его)

2
Ответить

Рельсовый

1
Ответить