Путешествия скитальца по миру ретро-игр в поисках hidden gems. Глава 6: Шанхайский дракон

В данной рубрике я копаюсь в груде старых и забытых игр, в надежде найти среди них, что-нибудь стоящее вашего внимания. Сегодня я добрался до рельсового шутера родом из Китая, основанного на исторических событиях 1937-го года.

Путешествия скитальца по миру ретро-игр в поисках hidden gems. Глава 6: Шанхайский дракон

Медиа-сервис 2000! Медиа-сервис 2000. Медиа-сервис 2000… Если при прочтении названия издательства у вас не возникают приступы олдскульной ностальгии вперемешку с горением мягкого места, значит, вы молодой человек или просто умудрились каким-то чудом пропустить огромный пласт игровой индустрии в российском сегменте. Компания прославилась воровством проектов, мошенничеством и выпуском трэш-игр неприемлемого качества, благодаря чему даже сейчас кормит многих контент-мейкеров, основывающих свои работы на созерцании отвратительного. Был у них, естественно, и один плюс: они не боялись издавать игры из стран, на которые другие, более крупные издатели, не обращали внимания. Благодаря чему некоторым игрокам удавалось прикоснуться к жемчужинам, недоступным более никому. Одним из таких примеров стала привезённая из Поднебесной игра «Шанхайских дракон».

Китайская игровая индустрия девяностых и начала нулевых была очень сильным игроком. Жаль, что в какой-то момент они свернут не туда и вы сами знаете, что из этого выйдет… Тем не менее даже имея такую мощь, что и не снилась твоему отцу, они умудрялись оставаться незамеченными, прямо как Сэм Фишер в своих похождениях. Отчасти это объясняется замкнутостью китайского рынка, а также нежеланием изучать китайский язык переводчиками игр. Случалось и так: некоторые игры выскакивали из своего ареала обитания и попадали на прилавки других стран, правда, иногда качество этих игр было несусветно поганым. Привести для примера можно «Воина поднебесной»: играть в него было невероятно больно и постоянно приходилось вытирать кровь, сочащуюся из глаз, но тут спасибо Руссобиту.

Из-за всей этой обособленности китайского игростроя я рассказать о «Шанхайском драконе» окромя как о самой игре не могу. Ни истории разработки, ни истории студии. Всего этого в русском и английском интернете не существует. По этому сказ свой начну сразу с игры.

На дворе 1937-ой год. Идёт кровопролитная Японо-китайская война, войска японцев один за другим захватывают китайские города. Их молниеносный марш уничтожает тысячи солдат Поднебесной. Так продолжается вплоть до Шанхая.

Японским войскам не составило труда войти в незащищенный и безоружный город, обосноваться тут и поставить своё правительство. Здесь кончается реальность и начинается миф.

Одиноко идущий человек в плаще и белой шляпе оглядывается по сторонам. Он смотрит на зверства солдат, на издевательства над мирными жителями. Он смотрит, как его город медленно пожирает пламя, ввергая в пучину хаоса. В его сердце закипает злоба. И вот возле него проходит парочка оккупантов, которые веселы и беспечны. А в человеке закипает кровь, ярость обуревает его, гнев разрывает. Он молниеносно просовывает руку под плащ. Достает свой верный маузер. И стреляет в лицо врага. Так начинается сражение Дракона с вражеской армией врага. Так начинается игра.

Не станет большой ошибкой, если я скажу, что первый встречающий нас ролик в игре является и последним — в дальнейшем кат-сцены будут выполнены на движке игры, и качество их мягко говоря оставляет желать лучшего. Будет ещё один, но только после прохождения игры.

В игре шестнадцать уровней, разделённые по четыре на каждую миссию, этакие сектора, которые отличаются друг от друга не только заданиями, но и локациями, на коих мы будем вершить китайскую справедливость. Не стоит беспокоиться, если во время прохождения вас убьют: вопреки устоям жанра, вы не начнёте игру с первого уровня первой миссии, а сможете выбрать именно тот уровень, на котором отъехали в мир иной.

С заданиями в игре всё до абсурдного просто, и они полностью соответствуют словам Кармака о сюжете в шутерах, даром, что у нас рельсовый шутер. Спасти пленных, расстрелять вражескую колонну, уничтожить танк и всё в таком духе. Глобальная же цель игры — убить генерала, командующего японскими войсками в Шанхае.

Многие рецензенты, которым посчастливилось поиграть в эту игру, писали, что локации в «Шанхайском драконе» насквозь пропитаны китайским антуражем. И вот с этими ребятами я полностью не согласен. Ни одна из местностей не напоминала мне о Поднебесной или Шанхае, разве только сиротливые надписи на китайском языке, написанные то тут, то там. В остальном же, скажи мне, что передо мною Прага, — я бы поверил. С другой стороны, судя по старым чёрно-белым фотографиям, перед нами действительно улицы Шанхая, но на них он пропитан духом Китая, а в игре нет.

Но не поймите меня превратно, сами по себе локации мне понравились. Убивать японских оккупантов в банке, на мосту, или во дворце, а также возле него, как минимум интересно и даже познавательно. Немного печалит маленькая интерактивность на них, проще даже сказать, что её нету. Да, нам дадут пострелять по цветам в горшках, бутылкам, пожарным гидрантам, только такие предметы будут попадаться в определённых местах и крайне редко. Естественно, всегда можно сослаться на минимализм.

Эстетическое удовольствие от пострелушек в Шанхае мы получим и благодаря графике. Графическая составляющая игры выполнена на уровне PS1, из-за чего по своему юродивая, треугольная, мыльная, но по-самобытному милая и приятная. Видно, что разработчики старались и работали не спустя рукава. Все выполнено в честном 3D, что для рельсовых шутеров редкость. Поэтому можно сказать, что игра практически не устарела, за исключением взрывов. Не знаю, как они ощущались в момент выхода, но сейчас беда… Смотреть на них можно только со снисхождением и легкой улыбкой. Хочу еще отметить небольшую мелочь, когда игрок промахивается по противнику и попадает в стену, то пуля выбивает скоп крошек и пыли. Такого я в данном жанре никогда не видел.

В игре шесть видов оружия: непревзойдённый маузер (первоначальное), культовая винтовка Мосина, граната-колотушка, гангстерский и опасный автомат Томпсона, ээээ… пулемёт тип-96 и взрывоопасно возбуждающая базука, а тот факт, что в эксплуатацию она войдет только в 42-ом не важен. Есть также седьмое оружие — стационарный пулемёт Максим, но по естественным причинам наш персонаж переносить его в кармане не может.

Всё оружие отличается друг от друга набором звуков, видом прицела и наносимым уроном; единственный минус в том, что моделей оружия нет и мы видим только прицел. Первоначальное оружие самое слабое, хотя, судя по кат-сценам, именно оно является любимой «плёткой» нашего дракона, и в них он почему-то стреляет с маузера со скорострельностью автомата. Винтовка способна убивать с первого выстрела практически всех врагов, но скорострельность невелика. Томпсон имеет урон как у первоначального ствола, но компенсирует это высоким показателем выстрелов в минуту. Тип-96, тот ещё тип: бьёт больно, прямо как мосина, а стреляет со скоростью автомата. Гранаты вы применять в игре не будете, так как их механика не доработана: летят долго, бьют слабо, пока дождёшься её взрыва, тебя превратят в дуршлаг со всех сторон. Базука вещь мощная, особенно если знать, куда стрелять: может с одного меткого попадания отправить на тот свет сразу несколько врагов. Только дают её нам всего пару раз и практически в самом конце игры, так что тема с ней не раскрыта, насладиться не успеете. Максимка же просто обычный пулемёт, помогающий скашивать толпы прущих на тебя врагов, и когда я говорю «толпы», то это действительно толпы!

Иногда врагов на экране становится невероятное количество, не поддающееся счету. «Шанхайский дракон» даёт неподдельное ощущение — ты воюешь с настоящей армией. Количество трупов только за прохождение одной миссии может переваливать за тысячу. И в некоторых местах количество японских солдат зашкаливает так сильно, что создаётся впечатление перебора. Благо, игра не скупа на аптечки и патроны — у меня один раз сложилась такая ситуация: на поле боя после потной баталии лежало пять аптечек и несколько обойм. В общем стрелять по вам будут часто и ещё чаще попадать, и поэтому хорошо, что разработчики дали игроку так много «сердечек» и в довесок три континуума. Игра хоть и сложная в каком-то плане, но по отношению к игроку честная. Здесь не надо заучивать места, где сидят враги, или моменты, когда на тебя неожиданно нападут, как это было в моей любимой The House of the Dead. Хотя для честности надо отметить, иногда такие моменты проскакивают.

При такой плотности противников понятным делом должно и быть их разнообразие. Тут разработчики в грязь лицом не ударили и дали нам: обычных солдат, самураев, ниндзя, камикадзе, обвязанных динамитом, и гренадеров, кидающих в нас гранаты. Есть ещё офицеры, только вот за противника считать их не охота: они просто бегают по локации и поднимают офицерскую шашку вверх. В чём их смысл, я так и не понял. Вся эта братия имеет кучу анимаций смерти, из-за чего их умерщвление не утомляет до самого конца игры. Эти анимации иногда просились, чтобы я сравнил их с кинематографическими из Medal of Honor. И я бы мог, да есть загвоздка. Глобальная проблема игры кроется как раз в анимациях: сделаны они порою грубо, местами не проработаны, где-то не хватает кадров. А так воины эпично слетают с крыш, умирая, зажимают спусковой крючок пулемёта, пуляя во все стороны, с их голов резво слетают каски. И вот в такие моменты проблем не замечаешь. Разве только когда стреляешь из маузера по самураям, когда они бегут — так как после попадания анимация бега останавливается, но враг продолжает скользить к цели, словно на сёрфинге. Замечу тут, хоть и стоило сделать это в момент, когда я рассказывал про 3D, но в игре нет коллизий тел, из-за чего враг, падающий на землю, пролетит сквозь всё, пока не упадёт на пол. Забавно одно: коллизия есть у самурайского меча, из-за чего он потешно скачет по земле, после того как выскочит из рук мёртвого самурая.

Всю боль анимационного спектра начинаешь ощущать во время кат-сцен, выполненных на движке игры. Которых, к счастью, практически нет вплоть до третьей миссии. А вот во время неё и после, стоит предупредить — у вас могут возникнуть неконтролируемые вспышки смеха. При всей своей напыщенности и желании походить на работы Джона Ву, к сожалению, выглядят они как неряшливый «болливуд».

Отправка врагов в ад происходит под вполне подходящий саундтрек. Который можно охарактеризовать как печальный, спокойный и возвышенный. Мелодии напомнили мне о старых военных фильмах, где примерно под такую же музыку отряд бравых военных героически умирал, выполняя приказ.

Грустный факт: В игре есть отсылка на трагически известный отряд 731.

В завершение хочу подытожить: «Шанхайский дракон» оказался на удивление занимательным проектом, в который мне понравилось играть. Да не без изъянов, но кто без них? Местами глупый и комичный, но по своему чарующий. И я могу гордо заявить, что наконец-то нашёл жемчужину в горе мусора. Да, жанр игры не в почёте, многим не нравятся тиры, но если вы не в числе многих, то обязательно сыграйте. Тем более, что игру можно пройти всего часа за три. Эта игра по праву должна была занимать место рядом с House of the Dead, но судьба сложилась иначе.

Спасибо за прочтение. Ставьте лайки и не забывайте о репостах статьи. Кстати, я люблю читать ваши комментарии и жду их под этим лонгом. Вы можете поддержать меня подпиской на бусти, или просто отправить немного денег под определенным постом!

Надеюсь, вам понравилось. Всего наилучшего!

1.8K1.8K показов
877877 открытий
66 репостов
34 комментария

Извини, не сразу увидел лонк

Ответить

Что это тут у нас? Ретро линейный шутан с якобы китайским колоритом? )

Ответить

Все так) Удивлен твоей скорости, ты как будто ждал его)

Ответить

Рельсовый

Ответить