Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Поговорим, что такое Touhou Project, что представляют собой игры серии и почему по Touhou лучший фанатский контент.

pixiv id 2600911
pixiv id 2600911

Содержание:

Нельзя пользоваться интернетом и ни разу не столкнуться с Touhou Project. Даже если вы клянетесь, что никакой не анимешник, «Джон Стамп — Faerie's Aire and Death Waltz» в вашем плейлисте так не считает.

Я отсылаю к пасте из социальных сетей, где распространяли ремикс темы Фландре Скарлет под видом некого «Вальса смерти». Прикрепляю обе композиции для сравнения. Помню, мне присылал этот «интересный факт» друг и никак не хотел верить, что это просто тохо-ремикс.
Я отсылаю к пасте из социальных сетей, где распространяли ремикс темы Фландре Скарлет под видом некого «Вальса смерти». Прикрепляю обе композиции для сравнения. Помню, мне присылал этот «интересный факт» друг и никак не хотел верить, что это просто тохо-ремикс.
John Stump Faerie's Aire and Death Waltz в названии и сотни тысяч просмотров. Как иронично. Виноват отнюдь не пианист, а тот, кто перезалил его ролик с другим названием.

Какую форму творчества не возьми — Touhou будет доминировать качеством и количеством. Возьмем тот же pixiv, крупнейший японский арт-сайт — тег «Touhou» находится на четвертом месте по количеству работ и уступает только меткам «original», «girl» и «manga». Популярнейшая Хацуне Мику проигрывает любительской франшизе в 4 раза по количеству артов на сайте.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Так что же такое Touhou Project? Это долгоиграющая серия видеоигр преимущественно в жанре данмаку (скролл-шутеры с огромным количеством вражеских пуль, также называемые «bullet hell’ами»). Практически все целочисленные игры делает один человек — Дзюнъя Ота под псевдонимом ZUN. Что такое «данмаку» можете понять из видео с примером геймплея:

Мой любимый хардкорный летсплеер тохи

Почему я говорю «целочисленные»? Потому что список игр серии выглядит как-то так:

Игры для PC-98:

  • TH01 東方靈異伝~ Highly Responsive to Prayers
  • TH02 東方封魔録~ Story of Eastern Wonderland
  • TH03 東方夢時空~ Phantasmagoria of Dim.Dream
  • TH04 東方幻想郷~ Lotus Land Story
  • TH05 東方怪綺談~ Mystic Square

Игры для Windows:

  • TH06 東方紅魔郷 ~ Embodiment of Scarlet Devil
  • TH07 東方妖々夢 ~ Perfect Cherry Blossom
  • TH07.5 東方萃夢想 ~ Immaterial and Missing Power
  • TH08 東方永夜抄 ~ Imperishable Night
  • TH09 東方花映塚 ~ Phantasmagoria of Flower View
  • TH09.5 東方文花帖 ~ Shoot the Bullet
  • TH10 東方風神録 ~ Mountain of Faith
  • TH10.5 東方緋想天 ~ Scarlet Weather Rhapsody
  • TH11 東方地霊殿 ~ Subterranean Animism
  • TH12 東方星蓮船 ~ Undefined Fantastic Object
  • TH12.3 東方非想天則 (Touhou Hisoutensoku)
  • TH12.5 ダブルスポイラー ~ 東方文花帖 (Double Spoiler)
  • TH12.8 妖精大戦争 ~ 東方三月精 (Fairy Wars)
  • TH13 東方神霊廟 ~ Ten Desires
  • TH13.5 東方心綺楼 ~ Hopeless Masquerade
  • TH14 東方輝針城 ~ Double Dealing Character
  • TH14.3 弾幕アマノジャク ~ Impossible Spell Card
  • TH14.5 東方深秘録 ~ Urban Legend in Limbo
  • TH15 東方紺珠伝 ~ Legacy of Lunatic Kingdom
  • TH15.5 東方憑依華 ~ Antinomy of Common Flowers
  • TH16 東方天空璋 ~ Hidden Star in Four Seasons
  • TH16.5 秘封ナイトメアダイアリー ~ Violet Detector
  • TH17 東方鬼形獣 ~ Wily Beast and Weakest Creature
  • TH17.5 東方剛欲異聞 (Touhou Gouyoku Ibun)
  • TH18 東方虹龍洞 ~ Unconnected Marketeers
  • TH18.5 バレットフィリア達の闇市場 ~ 100th Black Market

Под десятичными дробями находятся нетипичные для серии игры. Файтинги (7.5, 10.5, 12.3, 13.5, 14.5, 15.5), фотографические данмаку шутеры (9.5, 12.5 и 16.5) и прочие жанры (12.8, 14.3 и 17.5, 18.5). Из номерных частей выделяются TH03 и TH09 — они рассчитаны на двух игроков. В девятке до сих пор можно соревноваться по сети. Перевод играм не особо необходим, но чаще всего он имеется даже на русский язык. Подробнее о переводах тут. И да, влиться в Touhou Project можно с любой части.

История игр проста как и суть геймплея. В основе сюжета может лежать цветение растений не по сезону, надоедливый красный туман и прочая бытовуха. Диалоги строятся по принципу: «А ну пошла с дороги!», «Сама пошла!», — и за ними следует бой. Уровень с мид-боссом, диалог, бой с боссом — и так шесть раз, плюс экстра-стадия. Вот формула типичной игры серии. Прохождение занимает полчаса, но чтобы дойти до конца, придется долго изучать сложнейшие паттерны. Так что хардкорным геймерам здесь понравится.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Сложен и лор вселенной. Touhou Project можно перевести как «Проект „Восток“» неспроста: здесь очень много упора на восточную мифологию. Ёкаи, синтоистские жрицы, тенгу, боги и многие другие существа японского фольклора занимают большую часть каста персонажей. В меньшинстве западные образы: вампиры, ведьмы, феи… Все эти расы представлены в виде миленьких девочек, что живут за границей нашего с вами мира в Генсокё. Опасная местность, подобная феодальной Японии. Там живут и люди, которые тоже могут изучать магию.

pixiv id 211837
pixiv id 211837

Из-за особой опасности в Генсокё было введено правило «спелл-карт», позволяющее сильным и слабым существам сражаться на равных. Каждый персонаж, что в принципе способен на магические сражения, может придумать атаку и назвать ее. Поединок состоит из чередования спелл-карт соперников, и кто уклонится от всех атак — тот победит. В спелл-картах даже больше ценят зрелищность, чем мощь. Эффективнее покрыть поле множеством снарядов, чем вложиться в один мощный удар. Система спелл-карт позволила решать вопросы без кровопролития, зато теперь героини проводят поединки из-за каждой мелочи. Либо собираются выпить. Вот два главных досуга жительниц Генсокё.

Рейму против Марисы by minusT
Рейму против Марисы by minusT

Я говорю о персонажах именно как о девушках неспроста. Это еще один парадокс Touhou Project: все действующие лица у которых вообще есть имена, за исключением парочки — девушки! И при этом в серии нет никакой сексуализации, гарема и всего, чем грешит среднестатистическое аниме. ZUN уважает своих персонажей и показывает их как благородных представительниц великих рас. С добрыми шутками и гэгами, но всегда с вниманием к фольклору.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Вот мы и разобрались что такое Touhou Project в целом. А теперь перейдем к самому важному — самим играм! Ну а если вы из тех фанатов, кто больше по фанатскому творчеству — для вас будет вторая часть статьи.

Целочисленные части

Пусть я и описала игры без десятичных дробей как типичнейшие для серии данмаку-шутеры, первая же часть становится исключением. Highly Responsive to Prayers — своеобразный арканоид с элементами данмаку и боссфайтами, разработанный студенческим кружком «Amusement Makers» в 1995-ом году для PC-98.

Highly Responsive to Prayers — боссфайт с Сариил

Игры серии для этой платформы выделяются отдельным каноном, и все они создавались вместе с друзьями ZUN’а. С этой части и начался долгий путь серии о приключениях жрицы Рейму Хакурей, которые продолжаются до сих пор.

Слева — Рейму эпохи PC-98, справа — Windows. By memefo
Слева — Рейму эпохи PC-98, справа — Windows. By memefo

Вторая часть, Story of Eastern Wonderland, сделала две важнейшей вещи — обозначила главный жанр серии и познакомила игроков с Кирисаме Марисой. Тут и определился геймплей почти всей линейки: bullet hell с маленьким хитбоксом и милыми девочками, в то время как для жанра типичны герои вроде кораблей. Уже чувствуете почему Touhou так успешна? Также в этой части появились небезызвестные экстра-уровни для умелых игроков.

Мариса в роли босса
Мариса в роли босса

Третья часть примечательна внезапным мультиплеером! Игра теперь поделена на два экрана, будто бы вышла на Nintendo DS, и теперь для победы надо солить оппоненту и продержаться дольше него. Также здесь Мариса впервые становится играбельной, и не намеревается слезать с места второй главной героини и по сей день.

Геймплей Phantasmagoria of Dim.Dream и играбельная Мариса
Геймплей Phantasmagoria of Dim.Dream и играбельная Мариса

Четвертая и пятая части вышли как стандартные данмаку. После них произошел раскол во франшизе. Mystic Square стала последней за авторством Amusement Makers. Шестую часть уже “делали” Team Shanghai Alice, что состоят из одного только ZUN’а. Остальные ребята из университетского кружка занялись своей данмаку серией — Seihou Project. Дзюнъя Ота даже помогал с этими играми, в основном сочиняя музыку. У Seihou есть и другая связь с Touhou: в первой части экстра-боссами служат Мариса и Рейму, а во второй играбельна Юка Кадзами.

Музыка ZUN’а тут очень крута
В сравнении сразу становится понятно кто рисовал спрайт Юки

Дальше началась эпоха Windows. Выход на PC принес серии небывалую популярность. Шестая часть это просто кладище культовых интернет-личностей: Чирно (Сырно, Тирно, Цирно, Ъырно…), Сакуя, Фландре, Ремилия… Если глянуть на голосование за самые популярные музыкальные темы и персонажей франшизы, героини шестой части все еще на пике. Темы сестренок Скарлет, виновниц инцидента, и вовсе лидируют из года в год. Фландре Скарлет принадлежит тема «U.N. Owen Was Her?», а Ремилии — «Septette for a Dead Princess». Да и что там мелочиться, шестая часть просто извечный лидер голосования за лучшую игру серии.

Embodiment of Scarlet Devil
Embodiment of Scarlet Devil

Интересно, что Embodiment of Scarlet Devil еще и яркий пример элитизма хардкорных игр. Нельзя дойти до финального босса и получить хорошую концовку, если выбран легкий режим сложности. В следующих частях ZUN пересмотрел эти решения. Также в них вводились новые механики и эксперименты, добавлялись играбельные персонажи и так далее. Следующие целочисленные релизы, Perfect Cherry Blossom и Imperishable Night, образовали с шестой частью пик серии. Видно, как они доминируют по популярности в опросах. И дело не в ностальгии, поскольку голосующая аудитория в большинстве своем довольно юная. Просто натыкаясь на Touhou в интернете, скорее всего пользователь наткнется именно на героинь золотой эпохи.

Дальше еще одно исключение — девятая часть. Отличный данмаку-шутер на двоих, вдохновленный Twinkle Star Sprites. Как я уже упоминала, в девятке есть мультиплеер! Даже сегодня вполне можно зарубиться с другом по локальной сети при помощи программ hamachi и adonis. В наши дни особенно актуально, если лень заморачиваться с покупкой сетевых игр через смену региона, конвертацию через киви и прочие костыли. Правда с подключением через адонис бывают жуткие моменты, когда вашего товарища подменяет бот и начинает хаотично двигаться. Друг тебе говорит: «Я тебя выигрываю!», ты с ним споришь: «Нет, я тебя выигрываю!», и потом вы оба такие: «ЧТОО?!».

Phantasmagoria of Flower View
Phantasmagoria of Flower View

Десятая, одиннадцатая и двенадцатая части — серебряный век Touhou Project. Игроков ждали новый движок, измененный дизайн и эксперименты в геймплее. Культовых личностей и музыкальных тем все еще хватало, но популярность серии на Родине постепенно падала с невероятной до просто очень высокой. Самый любимый персонаж этой эпохи — Койси Комейдзи, экстра-босс Subterranean Animism.

Койси Комейдзи
Койси Комейдзи

Следующие целочисленные части уже не образуют каких-то культовых трилогий, хотя все еще остаются добротными данмаку со своими особенностями, прекрасной музыкой и яркими персонажами. ZUN не стал делать игры хуже, просто у коммьюнити происходит перенасыщение к поздним частям. Уверена, что если вы начнете свой путь, допустим, с Unconnected Marketeers — она станет одной из ваших любимых и самых запоминающихся Touhou-игр.

Unconnected Marketeers — последняя вышедшая целочисленная часть
Unconnected Marketeers — последняя вышедшая целочисленная часть

Когда я вошла в фандом, последним релизом была TH13 ~ Ten Desires. Как раз начало последнего поколения с обновленным интерфейсом. Я хорошо помню тринадцатую часть, но после нее, как и многие тохофаги, я скачала переведенную на русский Embodiment of Scarlet Devil. Она затянула куда сильнее как раз из-за условий для получения хорошей концовки — пришлось раз за разом тренироваться для прохождения «нормала». После такого более легкие седьмая и восьмая части проходились с наслаждением от более щадящего уровня сложности. Ощущалось, что победа близко, и был стимул не сдаваться. Интерес к полному прохождению у меня сохранился игры до одиннадцатой. После уже не хотелось по долгу заучивать паттерны. Так что остывание к серии ближе к концу — вполне закономерный результат. Тут на помощь приходят нестандартные части, к которым мы плавно переходим.

Файтинги

А вот тут я попрошу особого внимания, уважаемые геймеры. Наконец моя любимая часть серии! Ответственно заявляю, что Touhou-файтинги уверенно держатся даже в сравнении с такими гигантами индустрии как Guilty Gear, Street Fighter и уж тем более Mortal Kombat. Так что если вы фанат жанра — настоятельно рекомендую!

Особенность Touhou-файтингов в том, что они не забывают о специфике серии. Все пронизано механикой спелл-карт. В режиме истории необходимо переживать продолжительные спелл-карты соперника раз за разом, а каждый персонаж обладает дальнобойной размашистой магией.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Еще в плюс Touhou-файтингам идёт высокая скорость, мультиплеер по локальной сети (надеюсь, намек понятен), “грейз” и HP-бар у щитов и других действий. Настолько хорошие механики, что пошли бы в плюс любому представителю жанра.

Грейз в данмаку и файтингах имеет разное значение. В обычных играх серии это процесс скольжения рядом с пулями, что дает дополнительные очки. В файтингах же это рывки, позволяющие игнорировать вражеские атаки. Механика грейза может звучит и читерно, но это необходимость со здешними атаками из множества пуль.

Грейз через лазеры в TH15.5
Грейз через лазеры в TH15.5

Это были общие механики файтингов серии. Конечно же, у каждой игры есть еще и свои особенности.

Первый представитель боевого жанра в линейке — TH07.5 ~ Immaterial and Missing Power, разработанный ZUN’ом и додзин-кружком Tasogare Frontier. Они будут сотрудничать и над следующими официальными файтингами.

Самый заметный участник гостевого коллектива — художник alphes. Его портреты персонажей так полюбились фанатам, что игроки со временем нарисовали всех героев серии в стиле иллюстратора из Tasogare Frontier.

Пробуем отличить иконки alphes от фанатских
Пробуем отличить иконки alphes от фанатских

Ладно, вернемся к самой игре. Immaterial and Missing Power уже не особо актуальна, потому что все ее идеи расширили и отполировали в дальнейшем. Сейчас это просто бодренький файтинг с ключевыми особенностями, что я озвучила выше. Из уникального только аляповатый интерфейс и история, знакомящая с Суйкой Ибуки — они, обожающей выпить.

Меня очень веселит интерфейс снизу
Меня очень веселит интерфейс снизу

TH10.5 ~ Scarlet Weather Rhapsody уже куда солиднее. Ростер расширили с одиннадцати персонажей до пятнадцати. Геймплей сильно преобразился из-за механик полета, погоды и колоды из 20-ти карт. Особенно остановлюсь на последних двух, и сразу скажу: это делает огромную честь игре.

Вверху экрана показан таймер действующей погоды. Видов погоды масса, и каждый заметно влияет на геймплей, а также играет на руку тем или иным персонажам. Погода может даже убрать реакцию бойцов на удары, и получится жесточайшее беспрерывное месиво из пуль и атак ближнего боя. Здорово!

Демонстрация «речного тумана». При уменьшении расстояния персонажей отталкивает, а при увеличении — сближает.

Механика колоды еще лучше: если прошлая часть давала на выбор три бомбы, тут у вас под рукой будет масса вариантов. И это в то время, как золотой стандарт жанра — два супер-удара. Смотрите, что творится тут.

Идем в настройки профиля персонажа и кастомизируем колоду. На выбор даются бонусы, усиленные приемы и спелл-карты. У последних надо обращать внимание на стоимость. Например, особо сильный прием может стоить пять карт. Выбираем сколько каждой атаки будет в нашей колоде.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Во время боя постепенно накапливаются карты из колоды, доступные для использования. И после активации приема, колода уменьшается на его стоимость. Допустим у вас накопилось пять карт, но вы активировали мощнейшую бомбу — всё, тех карт больше нет. По-моему, гениальная механика. И отлично подойдет тем, кто не умеет прокручивать сложные комбинации кнопок: спелл-карты активируются при нажатии на одну клавишу.

Те карты, что исчезли при активации, больше не вернуть. Так колода может кончится к концу боя. К слову, кадры уже из Touhou Hisoutensoku, но это не имеет значения

Touhou Hisoutensoku уже скорее аддон, чем полноценный новый файтинг. Его даже нужно объединять с 10.5 частью для максимального эффекта, иначе будет огрызок с пятью персонажами. А после объединения красота — новые сюжетные эпизоды, двадцать бойцов, дополнительные виды погоды со спелл-картами и расширенный саундтрек.

Ростер TH12.3 ~ Touhou Hisoutensoku
Ростер TH12.3 ~ Touhou Hisoutensoku

Как и в данмаку частях, среди файтингов тоже можно выделить две характерные эпохи. И с релизом Hopeless Masquerade все переработали с нуля. Бои переместились в воздух, улучшилась графическая составляющая и изменились механики.

Hopeless Masquerade. Первая HD игра серии. Как и у другого первого файтинга поколения, смешной интерфейс
Hopeless Masquerade. Первая HD игра серии. Как и у другого первого файтинга поколения, смешной интерфейс

В новой эпохе файтингов тоже три части, каждая с похожим игровым процессом, но разными историями. Для краткости я расскажу о последней игре: Antinomy of Common Flowers. Она собрала в себя все удачные наработки последних релизов, а также имеет самый массивный ростер. Да и я в ней провела больше всего времени.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Общие достоинства никуда не делись, но от системы погоды и колоды карт отказались. Как и в 7.5 части, перед началом боя просто нужно сделать выбор из трех спелл-карт. В бою требуется сначала объявить мощную атаку, и только после повторного нажатия использовать.

В последнем файтинге героини группируются парами. Мы выбираем двух бойцов, которые могут поменяться главными ролями. Важно помнить, что у выбранного вторым персонажа нет спелл-карт. Герой в запасе постепенно восстанавливает здоровье, помеченное серой шкалой на HP-баре.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Новое поколение файтингов немного растеряло божественную отдачу от ударов и гениальную систему 20-ти карт, но все еще крепко держится. Я провела много веселых часов за 15.5 частью и вам советую. А обновленный стиль так и вовсе милейший. Флагманы крупных компаний, такие как BlazBlue, выглядят не сказать, что лучше.

И да, если вам интересна судьба alphes, то его сменила Моэ Харукава в 14.5 части — иллюстратор официальной манги Forbidden Scrollery. Но об этой работе чуть позже, когда будем говорить о продуктах серии помимо игр. Пока разберемся с остальными жанрами.

Некоторые из спрайтов Моэ Харукавы
Некоторые из спрайтов Моэ Харукавы

Фотографические данмаку и остальные нетипичные части серии

Дзюнъя Ота такой талантливый человек, что еще и любит периодически открывать новые поджанры bullet hell’ов. Один из таких — вертикальный фотографический данмаку-шутер, коими являются Shoot the Bullet, Double Spoiler и Violet Detector. В них нет уровней, по которым летаешь и натыкаешься на босса, которого нужно пережить. Уровнями называются сборники одиночных спелл-карт, что проходятся отдельно. Мы играем за тенгу-журналистов, поэтому наша цель: сделать нужное количество снимков. Притом камера убирает отснятые пули.

TH14.3 ~ Impossible Spell Card тоже представляет собой сборник спелл-карт, однако там уже загвоздка совсем в другом. Атаки боссов задуманы максимально сложными, поэтому приходится читерить. Главная героиня заручилась девятью предметами для жульничества и готова проходить все карты! Если перевести это на язык геймплея: игрок может выбрать два вспомогательных предмета с лимитом на использование.

Она исчезает

Часть получилась очень доброжелательной к новичкам. Нубы, вроде меня, впервые прошли игру на максимальной (единственной) сложности, а мастера начали выкладывать прохождения без предметов на видеохостинги.

Вернемся чуть назад, в TH12.8~Fairy Wars. Внезапно, это классический данмаку-шутер, но с одной важной особенностью… Арт не от ZUN’а! А еще в главных ролях что-то делает Чирно. Рейму вообще не появляется, и уровня всего три. Важная геймплейная особенность — способность замораживать пули и выбирать руты для прохождения.

Очень красивая и приятная игра. Особенно мне нравится, что моя вайфу, Мариса, тут в роли очень грозно выглядящего экстра-босса с наикрутейшей музыкальной темой.

Правда, в газетах Генсокё битва была передана не так эпично — пьяная ведьма играется с феечкой фонариком.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

И последняя вышедшая нестандартная часть — TH17.5 Touhou Gouyoku Ibun. ZUN и Tasogare Frontier вновь объединились, а на место иллюстратора позвали TOKIAME. Как сказано на официальном сайте, жанр игры: «водный данмаку-экшн с горизонтальной прокруткой» (у японцев приняты более длинные и конкретные обозначения жанров). В сети иногда 17.5 часть кличут платформером, но это ложь. В этой игре нет как падений, так и прыжков, а сами платформы встречаются просто для галочки и далеко не на каждом уровне.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Touhou Gouyoku Ibun представляет собой босс-раш с множеством легендарных героинь как в роли соперников, так и в качестве играбельных персонажей. И у каждой девочки свои особенности в атаках и управлении: кто-то умеет парить, кто-то ставить блок…

Даже великая и загадочная Фландре Скарлет теперь подвластна геймерам! А это многого стоит, ведь несмотря на безумную популярность героини, ей никак не уделяли весомой роли после шестой части. Из новых лиц только финальный босс — Юма Тотэцу. Она присоединится к ростеру играбельных персонажей только этой осенью, в версии для Switch.

Вот, к слову, арт TOKIAME
Вот, к слову, арт TOKIAME

Открывается ростер постепенно, после прохождения сценариев, что и состоят как раз из босс-раша. Сюжет как всегда эпичен: отовсюду стала литься черная вода. С этим и придется взаимодействовать в игровом процессе. Нам доступно три кнопки: полет, атака и впитывание воды. Когда наполняется шкала воды, происходит мощная атака во врага. А напинать оппоненту и избегать его пуль на весь экран — как раз основная суть игры.

Весело, динамично и необычно, но очень неудобно. Персонаж не может быстро переключаться с одного движения на другое, управление не самое интуитивное. Так что в критические моменты может случится такое, что игрок уже сам перестанет понимать, что происходит. Спам на экране, путаница в движениях. Иногда это прокатывает, иногда нет — игра не из простых. Самый спорный коллаб ZUN’а и Tasogare Frontier.

Ну и напоследок упомяну TH18.5~100th Black Market, которую только анонсировали. По нецелому названию и обещаниям ZUN’а уже можно понять — игра не будет стандартным данмаку-шутером. Особенностью служат наборы сцен, как в фотографических частях, и некие «абилити-карты», которых становится все больше с каждым прохождением. Полная версия выйдет уже совсем скоро, 14 августа!

Ура, игра про Марису!
Ура, игра про Марису!

Официальная продукция, помимо игр

В начале статьи я нахваливала лор серии. За это стоит благодарить не столько вышеперечисленные игры с небольшими диалогами в каждой, сколько официальную литературу, фанбуки и музыкальные альбомы с комментариями.

Первое печатное издание от ZUN’а — энциклопедия Bohemian Archive in Japanese Red, вышедшая в 2005-ом году. Большинство материала написано от лица тенгу-журналистки, Аи Сямеймару, и оформлено в виде статей газеты Бумбуммару (как раз-таки газета Аи). Это и интервью с жителями Генсокё, и тематические заметки, и материалы об интересных местах. Дальше в книге идут комментарии к музыке из игр от лица самого ZUN’а. После следует официальная и фанатская манга. Единственная каноничная история среди манги: «Экстра ветра». И в самом конце читателей ждет интервью с ZUN’ом о геймдизайне серии. Там создатель делится своими игровыми предпочтениями и философии касательно создания проектов.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Если уж начали с фанбуков, рассмотрим все подряд. Следующий такой — полуофициальный Seasonal Dream Vision. Дзюнъя Ота приложил руку только к диску с композициями, а также написал небольшую историю. В остальном книга состоит из фанатской манги.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

В конце 2006-го года вышла Perfect Memento in Strict Sense — великолепный источник информации по Touhou. Условным нарратором выступает Хиэда-но Акю, летописец из Генсокё. Она стремится рассказать об именитых личностях и интересных локациях. Ёкаев девушка склонна оценивать по опасности. В книге могут быть неточности, если Акю кто-то обманул.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Почти все материалы представлены в виде профилей, так что легко узнать побольше об интересующем персонаже или местности. Некоторые факты так и просятся для раскрытия в фанатских работах: например, почему семья Кирисаме боится связываться с магическими предметами. Даже вспоминаю додзинси на эту тему…

Следующий фанбук: The Grimoire of Marisa. Энциклопедия спелл-карт, собранная и прокомментированная самой Кирисаме Марисой! Ведьмочка даже не постеснялась рассказать о своих атаках.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Энциклопедия Symposium of Post-mysticism собрала всех лучших рассказчиков Генсокё! Ая поделилась выпусками газеты, ее соперница Хатате поделилась своими материалами в противовес, а Мариса и Акю занялись опросом жителей, дабы узнать побольше о мире и религии. И естественно, летописи Акю не обошлись без удобных профилей.

Мариса расспрашивает о вере 
Мариса расспрашивает о вере 

Книга Alternative Facts in Eastern Utopia — отмененный выпуск газеты Бумбуммару, который в качестве эксперимента сделали в виде таблоида. Это если говорить для жителей Генсокё, так-то это материал от ZUN’а и огромного количества художников. Необычное издание с нехарактерно большим объемом арта для фанбука. Чего внутри только нет: манга, ёнкомы, рекламы от жителей Генсокё, статьи, интервью, эссе, проверки фактов… Очень веселая книга.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

И последний фанбук: The Grimoire of Usami. Как и прошлый гримуар, это книга о спелл-картах, только на сей раз с комментариями жюри и цветной мангой в комплекте.

Небольшую часть печатных изданий составляют новеллы и журналы. Рассказы ZUN’а можно встретить тут и там в разной литературе, но на это есть полноценная серия — Curiosities of Lotus Asia. По сути это полноценное ранобэ, главы которого выходят в различных журналах по сей день.

Протагонист серии внезапно мужчина (!!!) — Ринноске Моричика. Он не участвует в битвах и даже не способен на данмаку, вместо этого он заведует антикварной лавкой Кориндо. Тем не менее наш продавец не так прост — он обладает уникальной способностью узнавать название и предназначение любого предмета! Из-за этого ему то и дело приносят вещи из «внешнего мира», то есть нашего с нами.

Заодно сразу поговорим о журналах. Первый, Strange Creators of Outer World, издается Kadokawa под надзором ZUN’а и содержит всякие небольшие интересности, статьи, рассказы о лоре, официальную и фанатскую литературу, а также эксклюзивы вроде компакт-дисков.

Обложка восьмого выпуска
Обложка восьмого выпуска

Вот, например, мнения Рейму, Марисы, Сатори и ZUN’а о боссах одиннадцатой части. Правда последний болтает не о том…

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

И второе издание: Strange Articles of the Outer World. По сути это просто интернет-портал для новостей и статей.

Ссылка на японский сайт: https://touhougarakuta.com/

Сайт на английском языке: https://en.touhougarakuta.com/

Наконец-то мы перешли к манге! Самой интересной части этого пункта для тех, кому история важнее лора. И уверяю, ZUN старательно подходит к написанию историй, а приглашенные художники помогают принять сюжету привлекательный вид. Каждая страница — приятное приключение о полюбившихся персонажах, на которых наконец можно посмотреть и вне инцидентов.

Первая серия — Touhou Sangetsusei. К ней относятся четыре манги (Eastern and Little Nature Deity, Strange and Bright Nature Deity, Oriental Sacred Place, Visionary Fairies in Shrine) и 12.8 часть. Если помните описание той игры, можете догадаться, что серия посвящена феям. А именно трем феям света. Как почти вся Touhou манга, это просто милая повседневность с ремарками насчет лора серии и восточной культуры в принципе.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Touhou Bougetsushou — серия о лунных жителях. Первая часть: манга Silent Sinner in Blue. Как ни странно, не повседневность, а забавная история о том как героини полетели воевать на Луну. Если вы не фанат бытовых историй, советую вам именно эту мангу. Остальные части Bougetsushou: роман от ZUN’а Cage in Lunatic Runagate и неканоничная серия ёнком Cage in Lunatic Runagate. Последняя посвящена лунянам из восьмой части, в особенности Рейсен. Никому не советую, поскольку весь юмор завязан на жестоких издевательствах над милой девочкой.

Вот на такой ракете героини полетели на луну в Silent Sinner in Blue
Вот на такой ракете героини полетели на луну в Silent Sinner in Blue

Следующая серия: Touhou Ibarakasen (Wild and Horned Hermit). Состоит из одной манги, как и все последующие серии. Все в лучших традициях: раскрытие лора за повседневностью с редкими накалами страстей. Серия примечательна главной героиней и очень хорошим рисунком от Аи Адзумы, сильно прогрессирующим к последним томам. Вокруг протагонистки Касэн Ибараки долго ходили теории — входит ли она в число «Генсокийских мудрецов»? То есть в число людей, что и создали сам Генсокё. Манга дает ответ на этот вопрос, так что фанатам не следует проходить мимо.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

И еще одна серия о буднях тохо-девочек, восточной культуре и раскрытии лора — Touhou Suzunaan (Forbidden Scrollery). На сей раз главная героиня — дешифровальщица книг. А если книга демоническая — возникнет инцидент! Проблем тут в принципе хватает, и некоторые приходится решать шокирующими методами. Ну и рисунок снова на высоте: иллюстратором выступила Моэ Харукава, что также рисовала спрайты для последних официальных файтингов.

Осенью 2019-го года стартовали сразу две официальные серии манги. Lotus Eaters о пьяных посиделках с ёкаями и Foul Detective Satori о детективных расследованиях Сатори Комейдзи. Следим за онгоингами!

Вот мы и покрыли все литературные издания серии! Прочесть текстовые материалы почти всегда можно на Touhou wiki, а переводом манги и ранобэ занимается коллектив «Кикаки».

Хе-хе, с литературой мы закончили, но не со всеми неигровыми материалами. Помните я упоминала музыку? Конечно, такой великий композитор как ZUN и туда вложил немало смысла, что позволит нам получше узнать Генсокё.

Собрание «Музыкальная коллекция ZUN'а» всегда идет с небольшими рассказами. Все истории, начиная со второго альбома, посвящены «Клубу тайной печати». Это кружок во внешнем мире из двух людей, существовавший в разное время. Клуб исследует паранормальные явления и потусторонние миры. Современные участницы: Ренко Усами и Марибель Хан. Они знают о существовании Генсокё и прилегающих к нему миров. Эти две загадочные девушки то и дело наталкивают фанатов на всякие идеи и теории. Про них даже сняли любительское аниме! И так мы перетекаем к теме фанатского творчества. Но сначала надо разобраться, почему его так много.

Обложка второго тома коллекции by ZUN
Обложка второго тома коллекции by ZUN

О додзин-культуре и популярности Touhou

Вы могли заметить, что к Touhou не применяется слово «инди». Вместо этого говорят додзин-игры. Грубо говоря, между этими понятиями можно поставить «равно», но они несут за собой абсолютно разную культуру. Помимо Touhou, есть такие популярные додзин-игры как: Higurashi no naku koro ni, Tsukihime, Clannad, Melty Blood, Recettear. Часть культовых любителей с додзин-сцены переросли в крупные коммерческие компании, а некоторые остались верны себе. Дзюнъя Ота из числа последних.

Примеры додзин-игр: Grief Syndrome, Koumajou Remilia: Scarlet Symphony, TH12.3, Recettear, Higurashi no naku koro ni, 100% Orange Juice 
Примеры додзин-игр: Grief Syndrome, Koumajou Remilia: Scarlet Symphony, TH12.3, Recettear, Higurashi no naku koro ni, 100% Orange Juice 

Уже 46 лет в Японии проходит Comic Market (Комикет), где независимые творцы представляют свои работы, не надеясь на коммерческий успех и общемировую известность. Все решает чистый энтузиазм! На таких мероприятиях можно найти самые безумные вещи, да хоть хентайные гачи-комиксы по тачкам (пример из головы, может именно такого и нет). Никаких краудфандингов и скандалов от фанатов. На фестиваль несут музыку, игры, литературу и, собственно, сами «додзинси» — так уже привыкли называть японские фанатские комиксы.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

И вот, на Комикете-52 в 1997-ом году выступили Amusement Makers с первыми двумя частями Touhou Project. Это был первый комикет отца серии. Он пошел туда, потому что больше не представлял, где можно продать свои игры. ZUN тогда взял 30 копий первой части, 50 копий второй и был очень удивлен, когда продал их всех. Дальнейшие игры с PC-98 продавались слабо, зато послужили хорошим портфолио, чтобы ZUN’а взяли в Taito. А релиз Embodiment of Scarlet Devil произвел настоящий бум. Игра как создала культурный феномен, так и побила рекорды продаж всех прошлых и дальнейших частей серии.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Додзин-разработчики игр были в меньшинстве на Комикете. Большие корпорации душили своими запретами, а люди приходили в большинстве своем за яойными додзинси. Вся тусовка Комикета была подпольной и находилась в серой зоне закона. Но Дзюнъя Ота не просто показал, что веселые додзин-игры найдут отклик у фанатов, но и разрешил другим энтузиастам использовать свой мир и персонажей. Отец Touhou считает, что каждый волен делать игры, какие хочет. Он не лезет к фанатам и дает им почти полную свободу. И это вызвало такую реакцию, что кружки по Touhou долгое время занимали наибольшую долю среди всех коллективов на выставке.

Всего на Комикете выступает 35 000 кружков
Всего на Комикете выступает 35 000 кружков

Но конечно, ZUN не доволен совсем наглым использованием своего мира, особенно в коммерческих целях. Так аниме-кроссовер Anime Tenchou x Touhou Project от ufotable договорились нигде не показывать, а игры с воровством артов или неизмененной музыки от ZUN’а удалялись. Первым подобным случаем стала платная игра для айфонов Fantasy Night. Позже ее вернули в iTunes как бесплатное приложение.

Страницы о Anime Tenchou x Touhou Project
Страницы о Anime Tenchou x Touhou Project

Если вдруг вы хотите выпустить свой продукт и боитесь разгневать ZUN’а, он любезно написал гайдлайн для Touhou-творцов. Коротко: спрашивайте разрешение на проекты, чья цель заработать, и не продавайте игры с наглым воровством его работ. Все условия можно почитать тут.

Ну а теперь об еще одном фестивале! С 2004-го года Touhou обзавелась своим собственным мероприятием: «Рейтайсай». Hakurei Jinja Reitaisai, то есть «Большой ежегодный фестиваль храма Хакурей». На нем выступают как фанатские Touhou-кружки, так и сам Дзюнъя Ота с демо-версиями новых игр. Но про Комикет никто не забыл: на нем все такое же огромное количество Touhou-коллективов, а ZUN приносит полные версии игр именно туда.

Теперь переходим к пунктам, где внимательно посмотрим на результаты трудов фанатов! Touhou-культура хороша не только количеством, но и качеством.

Фан-арты и додзинси

С чем каждый день сталкивается анимешник, так это с артиками. И скорее всего, с артиками по Touhou. Впечатляющие цифры я приводила еще в начале. И конечно же, за это стоит благодарить ZUN’а. Сначала взглянем на его работы.

Создатель Touhou, честно признаем, не супер умелый художник. Зато очень талантливый дизайнер женских персонажей. Как он сам выразился, данмаку ассоциируется с красотой, поэтому Дзюнъя Ота видит действующих лиц своих игр именно девушками. Отсюда исходит их милый вид: на каждую героиню не пожалели бантиков, шапочек и других милых предметов! А неряшливый стиль ZUN’а придает дизайнам еще больше магии. Как выразился приглашенный эксперт (мой друг):

Вполне возможно, что это моя личная шиза, из-за того, что я слишком упоролся по теме композиции, однако я постоянно замечаю, что арты Зуна имеют сами по себе довольно низкое качество, но при этом образ и дизайн персонажей устроен довольно хитрым образом (как именно это очень сложно объяснить из-за всех тонкостей), из-за чего подобные неумелые рисунки так же несут в себе некое очарование.

Иными словами, если говорить максимально коротко, по Тохе сложно нарисовать что-то плохое, возможно из-за того что чувствуется угар фанатов, возможно из-за того, что в концепции дизайна персонажей изначально заложен сумбур и хаос, но суть заключается в том, что Зун умудряется своим примером зародить позитивное отношение даже к слабым работам.

Я много где видел довольно жёсткую критику, много видел плохих работ, которые лично у меня вызывали отвращения, но в случае артов по Тохе все почему-то крайне позитивно относятся к любому творчеству и точно так же лично у меня, если сравнивать две работы одно уровня, Тоха почему-то даже до знакомства с этой вселенной вызывала какую-то специфичную симпатию.

Приглашенный эксперт

Что и требовалось доказать. Дзюнъя Ота так гениален, что в самих его дизайнах находятся баффы к творчеству. Да и сами работы отца серии создали в фэндоме свой стиль, в котором рисуют другие фанаты. Кружок KamS вот создаёт целые клипы в стилистике игрового арта.

Немудрено, что такая благоприятная атмосфера для творчества породила невероятное количество работ. Давайте отвлечемся от текста и посмотрим на галереи некоторых талантливых авторов.

И естественно, художники еще и хотят передать свое видение на события вселенной. Из этого следует уйма додзинси! По статистике на 2009-ый год (очень актуально, да) от Toranoana на Touhou Project пришлось 5030 загруженных додзинси. Для сравнения, второй в статистике идет Хацуне Мику со скромными 735 историями. Притом количество хентайных материалов по Touhou относительно мало: всего 17%.

За все годы образовалась внушительная база додзинси, переведенных на русских язык. За это стоит поблагодарить вышеупомянутых «Кикаки». Помню, как несколько лет назад читала абсолютно все, где была Мариса. Так что подскажу любимые работы с тех времен.

«Do Electric Cabinet Dream of Miracle Girls?» от ZAZENBEAT — история о том, как девочкам попадают в руки автоматы из внешнего мира. Обожаю эту додзинси за повседневный дизайн персонажей, стиль и приятную историю на гиковскую тему.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Две додзинси Seirensen от Stripe Pattern — очень пафосная кровавая история, зато шедеврально нарисованная. Рассказ происходит от лица Санаэ, что первый раз пошла решать инцидент. Основано на событиях двенадцатой части.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Ссылка на первую часть: https://raincat.4otaku.org/p/4439

Ссылка на вторую часть: https://raincat.4otaku.org/p/4453

Легкие работы от мастера стиля YAYUYO. Каждый фрейм выполнен так хорошо, что тянет на отдельную картину.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

И напоследок посоветую наибрутальнейший боевик от Tohonifun: с кровью, долгими боями и матюками. В нем сражаются два могущественных ёкая: Юка Кадзами и Юкари Якумо.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

В комментарии можете кинуть свои рекомендации по додзинси на любом языке! Надеюсь, найдутся заинтересованные Touhou-культурой, которые сразу окунутся на этой странице в мир качественных работ. А мы переходим к самому культовому пласту серии — музыке.

Любительские музыкальные композиции

Талантливый человек талантлив во всем, и ZUN яркий тому пример. Неплохой художник, душевный писатель, умелый программист, а главное гениальный композитор! И с каждой игрой он выпускает такой OST, который разлетается на бесконечность ремиксов и переделок. От аранжировок до тематических концертов и оркестровых выступлений. Некоторые кружки даже сотрудничали с ZUN’ом и помогали в официальных играх серии, особенно в нестандартных частях.

Среди простых аранжировщиков самыми известными будут, пожалуй, Demetori. Они умело превращают темы из игр в метал. Один из двух участников группы, Масару Терамаэ — профессиональный гитарист в Falcom jdk Band, который работал в том числе над моими любимыми Кисеками! А вот что такое Кисеки, читайте уже в другой моей статье.

Такой же популярной и еще более тяжелой будет музыка от UNDEAD CORPORATION. Тут уже к аранжировке прибавляется вокал, и в песне едва узнается изначальная тема.

Меня очень впечатляют коллективы, которые максимально изменяют изначальную мелодию и подключают профессиональный вокал. Про все такие группы рассказать невозможно, а жанры варьируются от метала до евробита. Просто выложу примеры своих любимых треков от разных групп. И пока вы слушаете, выложу парочку отечественных полезных ссылок.

У этого трека смешной текст. Субтитры уже в видео

А еще я упоминала тематические выступления и оркестровые концерты. Вот они. Впечатляющее зрелище.

Вот сколько японцев нужно, чтобы заменить одного ZUN'а
Народная мелодия Bad Apple

И что я ценю больше всего, так это когда к отличной музыке делают клип с отменной анимацией. А звездных клипов в коммьюнити пруд пруди! Естественно, первым в голову приходит Bad Apple. Настолько популярное видео, насколько создатели в аниме-стиле могут мечтать. Три с половиной миллиона просмотров на перезалитом видео. Оригинальная композиция: тема третьего уровня из Lotus Land Story.

И конечно нельзя не упомянуть коллектив IOSYS с забавными роликами, каждый из которых разлетелся на мемы. Иногда они спускаются до настолько пошлых шуток, что приходится выпускать версию с цензурой, как было у Border of Extasy. Ну да ладно, тем интереснее! Да и треки у них очень зажигательные.

У IOSYS были и серьезные клипы и песни. Например Border of Death, который я вам с радостью покажу.

Над анимацией для кружка, к слову, работали Locker Room Production (Kagi), которые делали клипы и для других исполнителей. У них не супер профессиональная анимация, зато душевная, и всегда с хорошей музыкой на фоне. Оцените эти два видео для других кружков. Надолго оседает в памяти.

Но отменная анимация, про которую я говорила выше, тоже будет! Пойдем по нарастающей и уважим еще один старый коллектив — Buta Otome. У них уже есть пара клипов с весьма милой графикой.

Тут клип мне меньше нравится, но сама песня очень хорошая

А вот теперь пошла тяжелая артиллерия. Лучшие Touhou клипы из моей коллекции. В первом важна не столь музыкальная аранжировка на фоне, сколько происходящее. Одна из самых эпичных и брутальных битв в аниме, определенно.

Touhou Kinema Kan — название кружка и серии анимационных видео. Их не отличишь от настоящих опенингов и эндингов аниме нулевых!

Затем очень впечатляющая анимация и милая песенка от кружка Shoujo Fractal. Это что-то на уровне Синкая.

Фан-анимация это не обязательно 2D-анимация. Есть отличные творцы и в трехмерном пространстве, например, minusT. Человек много лет создает воздушные данмаку бои на высочайшем уровне!

И напоследок мои любимые SOUND HOLIC!

С этого клипа и началось мое знакомство с Touhou. В нем идеально все: музыка, харизматичные персонажи и невероятно драйвовые бои милых девочек! Этот импакт от ударов, аниме-жесты… Потрясно. Конечно же, мне захотелось узнать, что это за крутое аниме, а это оказались данмаку-шутеры…

В репертуаре SOUND HOLIC еще много анимационных роликов: от драмы до пародии. И все это из начала 10-х. Группа также выпустила альбом арранжировок по Mega Man’у. Если эта статья преуспеет, я хочу выпустить материал и о фан-творчестве по серии от Capcom. Но пока наслаждаемся клипами по Touhou.

Драма
Пародия

Аниме по Touhou Project

Конечно же SOUND HOLIC еще и успели побывать первопроходцами в Touhou-аниме! Они выпустили 50-минутное Touhou Project Side Story в 2007-ом году. Тогда они, конечно, далеко не были богами анимации… Эти мрачные цвета, излишне яркие эффекты и стиль прям пугают. В любом случае, кто мы такие, чтобы судить первых? Так что оставляю ссылочку. В этой истории Кагуя, Эйрин, Рейсен и Сакуя путешествуют на Луну для переговоров с отцом принцессы. Относитесь к показанному с предосторожностью, все это сильно противоречит канону.

Следующее громкое аниме получилось настолько качественным, что ZUN даже испугался, что его примут за первоисточник. Поэтому он попросил впредь не приглашать профессиональных сейю. Речь идет о Musou Kakyou: A Summer Day’s Dream от кружка MAIKAZE. Он выпускается с 2008-го года и все еще в онгоинге, правда эпизоды выходят крайне редко. Всего их пять: первый, второй, второй с половиной, третий и четвертый.

Проект действительно классный и наименее спорный среди фанатов. Начиная со второго эпизода, графика отличнейшая: много динамики, цветов и милый простенький стиль. События в духе оригинала: миленькая бытовуха с инцидентами сорта «кто-то украл арбуз».

Смотреть целиком (с русской озвучкой, субтитры найти сложнее)

И наконец, самое популярное аниме: Fantasy Kaleidoscope ~The Memories of Phantasm~! И это несмотря на то, что его не загрузили в базу MyAnimeList, как сделали с A Summer Day’s Dream и Sealed Esoteric History (о нем чуть позже). Memories of Phantasm выходит с 2011-го года по сей день. Сейчас доступно 17 эпизодов.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Серии вольно пересказывают события игр, противореча оригиналу. За это фанаты критикуют аниме, тем более что оно часто сбивает с толку новичков. У меня тоже есть пара эгоистичных претензий за то, что они делают с моей вайфу, но я промолчу. Зато никто не будет умалять достижений дизайнеров и аниматоров! Персонажи выглядят очень сочно, цвета насыщенные, редкие экшн-сцены великолепны!

Кружок Manpuku Jinja, ответственный за аниме, решил не тревожить ZUN’а и не делать озвучку к сериалу. Ее просто потом накладывают другие фанаты на видео, притом не жалея сил. Так что продукт в итоге выглядит даже более чем профессионально и канонично.

И последнее громкое аниме — Sealed Esoteric History. Точнее дунхуа, поскольку за проект ответственен китайский кружок Kyoto Fantasy Troupe. Тут уже не такая божественная анимация, «всего лишь» на уровне среднестатистического аниме. В третьем эпизоде даже выше. Зато любопытный подход к истории: мы наблюдаем за «Клубом тайной печати», что узнают о Генсокё во внешнем мире. Через их рассуждения иллюстрируют и события «за барьером», то есть с привычными персонажами Touhou Project. Kyoto Fantasy Troupe рассказывают о событиях, что упоминались в каноне, но не фигурировали в играх. В первой серии мы видим вторжение ёкаев на Луну, во второй — историю об исчезновении Санаэ из внешнего мира, а в третьей — предысторию Сакуи. Все это с домыслами авторов, естественно. Серии по 30 минут строятся на мелочных фактах вроде: «Сакуя не из Генсокё». Остальное Kyoto Fantasy Troupe, включая персонажей и обстоятельства, додумывают сами.

Постер к третьему эпизоду
Постер к третьему эпизоду

Проект идет с 2015-го года и не планирует закрываться, так что у фанатов аж несколько онгоингов на выбор! Более яркий и динамичный Memories of Phantasm и Sealed Esoteric History, где авторы хотят донести свое видение значимых событий лора. А, и редко выходящий A Summer Day’s Dream с милыми бытовыми ситуациями, естественно.

Третий эпизод с заметно похорошевшей графикой (я снова не нашла английских субтитров, зато нашла русскую озвучку, да)

Это все известные полноценные аниме, выполненные на профессиональном уровне. Думаю это убийственный аргумент в пользу того, что у Touhou самая талантливая фанбаза. Или вас больше убедят любительские игры? Что же, тогда последуем вперед.

Додзин-игры

Разница между додзин-играми и инди-проектами видна сразу. Разработчики с комикетов понимают, что: «А для вас я никто, как и вы для меня. Я плюю на закон…» — и так далее. Игра может быть пародией на именитые серии, или проектом, берущим модельки откуда только можно. Так Touhou обзавелась своей версией Покемонов, Марио, Мега Мена… Этот список пополняется до сих пор разработчиками со всего мира. Вон, сейчас русский автор potemki11 работает над своей пародией Shin Megami Tensei: Touhou Artificial Dream in Arcadia.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Tasogare Frontier тоже делали свои пародии. New Super Marisa Land и Megamari — пародии на Марио и Мега Мена соответственно. Очень любимы в фэндоме.

А из игр с чужими спрайтами я выделю свою любимейшую — Mystical Chain. В ней три персонажа на выбор: Мариса, Алиса и Пачули. Игрок может выбрать двух из них. Геймплей очень похож на Touhou 17.5, только с уровнями между боссами. Наша задача: всех крушить эпичными быстрыми ударами всё на свете! Как и в Touhou 17.5, вокруг боссов то и дело появляется красный круг. И в это время противник особо уязвим. Наносить комбо в этот момент одно удовольствие! В том числе благодаря хорошо подобранным звуковым эффектам. А еще в игре очень красивая постановка босс-файтов, только посмотрите на сражение с Моко с Кагуей.

В то же время на Комикет иногда приносили такие работы, которые мечтают иметь в своей библиотеке коммерческие корпорации. Например, всеми любимая Koumajou Densetsu: Scarlet Symphony. Это тоже игра-подражатель, в данном случае серии Castlevania, но какая! Опрятный вид, интересные боссфайты, отличный саундтрек и дизайн на манер артов Аями Кодзимы (художница серии Castlevania). Всем так понравились тохо-девочки в здешних образах, что до сих пор выпускают фигурки по игре.

А что, она не растеряла актуальности с выхода в 2008-го году. Буквально на днях ее выпустили в Steam и на Switch!

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Скажу честно, не заходила далеко в той тоховании. Зато помню как меня впечатлила Genso Rondo 2012-го года выпуска. Вся 3D-анимация и спрайты свои и на высоком уровне, а идея необычна: трехмерный данмаку файтинг.

И через три года этот тайтл стал первопроходцем в выходе Touhou додзин-игр на консоли. Дзюнъя Ота и Sony объединились в мероприятии «Play, Doujin!», в рамках которого выходили игры как любителей, так и самого ZUN’а на консолях. Автор серии тогда выпустил Urban Legend in Limbo на PlayStation 4 с Рейсен в ростере в качестве бонуса.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

С тех пор творцы вольны выпускать игры, где хотят. Старина ZUN подобрел и теперь согласен на поблажки, лишь бы Touhou радовала побольше людей. Он и сам потихоньку перемещает свою библиотеку в Steam и готовится к релизу Touhou Gouyoku Ibun на Switch этой осенью. Это все происходит тихо: без рекламы и даже официальных локализаций — как принято в додзин-кругах.

Люди этими послаблениями всячески пользуются, что приводит к разным результатам. Из плохого: по Touhou теперь есть гача-игры на мобилках с фансервисом и монетизацией. Познакомьтесь: Touhou LostWord. Примитивная поделка с 3IQ геймплеем и без интересной истории от NextNinja и Good Smile Company.

К слову о фансервисе
К слову о фансервисе

Последние хотя бы наделали хороших фигурок по этому поводу, но все равно… Злит факт существования такого и то, что ZUN это одобрил.

Фигурка от GSC
Фигурка от GSC

И к хорошим новостям. С релизом Hidden Star in Four Seasons в Steam, теперь любой может выпустить там свою Touhou-игру. А это огромное преимущество разработчикам со всего мира! Грань между додзин и инди размывается, и мы видим множество хороших проектов на разных языках!

Естественно мы подходим к Touhou Luna Nights. Пожалуй, самой популярной игре по серии в принципе, включая официальные релизы. Это японская метроидвания, где ключевой механикой служит остановка и замедление времени. Выглядит стильно и хорошо играется. Я сейчас как раз в процессе прохождения, спасибо этой статье за повод. Пока нравится все, кроме карты без обозначения цветов дверей.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

После Touhou Luna Nights надо будет попробовать данмаку TouHou Makuka Sai ~ Fantastic Danmaku Festival Part II: переосмысление седьмой части серии. Выглядит прекрасно! И что интересно, несмотря на китайского разработчика, в игре есть русская локализация, с которой выполнены все скриншоты на странице. Забавно.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Остальные Touho- игры в Steam на любой вкус и цвет можно посмотреть тут.

Стафф

Мариса тоже читает статью
Мариса тоже читает статью

Я уже так часто упоминаю фигурки, что пора о них рассказать полноценно. Они есть и их много, притом в этом деле тоже есть своя «додзин»-сцена: фигурки от индивидуальных скульпторов. Как правило, гараж киты (сборные модели), которые можно увидеть на всяких фестивалях. В свободной продаже их не найти. В этом деле авторы вольны хоть хентайные фигурки делать, особенно если у себя дома и без лишних глаз. Любительские скульптуры получаются разного качества, но и тут можно найти самородки.

И конечно же существует множество прекрасных моделей за десятки тысяч йен. Кстати, когда я увлекалась всем этим делом их почти не было, и доминировали ныне покойные Griffon Enterprises с простенькими композициями. Тем не менее мне очень нравился стиль их скульптора I-con и его милые мордашки. Правда фирма обанкротилась не просто так: их постоянно ругали за плохое качество, не соответствующее официальным фотографиям. Не знаю, у меня не было их фигурок. Зато мне очень нравились чужие фото с ними.

Фото отечественного коллекционера izlom'а. А вот и милая мордашка I-con'а
Фото отечественного коллекционера izlom'а. А вот и милая мордашка I-con'а

Конечно, к Touhou прикасались и такие гиганты, как GSC, Kotobukiya, Alter и Max Factory. Но фигурки по серии у меня всегда будут ассоциироваться либо с Griffon Enterprises , либо с ques Q. Обе фирмы верны серии еще с конца нулевых-начала десятых годов. Последние, ques Q, всегда радовали интересными композициями.

Они даже однажды выпускали фигурки по додзинси, вот так бывает.

Если фигурки для вас слишком мелочно — присмотритесь к куклам. Например вот какие лапочки вышли в том году от Volks. Ценник всего в районе 70 000 йен.

Или есть более бюджетные варианты от Azone. Кстати, фирма тоже давно в серии — с 2011-го года. Эх, помню куклы были заметно дороже фигурок, а сейчас официальная цена в 12-18 тысяч йен, как среднестатистический пластик. Ладно, это абзац не для нытья, а для милых картинок. Обожаю стиль этого производителя.

Я больше не могу вас томить. Это все была прелюдия к рассказу о Фумо. Вам нужно было знать из каких игр персонажи Фумо и что еще выходило по вселенной Фумо. Теперь я дам вам Фумо.

Эти плюшки от Gift стали прям спасением популярности Touhou, образовав настоящий бум в интернете в последнее время. Притом они выходят с 2008-го года! И да, это снова стафф по додзинси. Фумо бывают самые разные: обычные и премиальные, маленькие и большие.

С самого появления Фумо стали героинями скетчей, артов и множества мемов. Сложно отрицать: они невероятно милые, а их лица прекрасно комментируют любую ситуацию.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Чтож. Я рассказала о Фумо. Теперь можно заканчивать статью.

Сокровищница под названием Touhou Project: всё, что нужно знать о серии

Вывод

Touhou — настоящий культурный феномен с нескончаемым высококачественным контентом. ZUN мало того, что талантливейший человек, так еще и максимально щедрый, что сплотило и замотивировало всё коммьюнити. Это очень здорово, когда создатель серии так на равных общается со своей фанбазой и смотрит на их творения, как на свои.

ZUN пьет пиво с косплеершей <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fumizarasi%2Fstatus%2F1121999891553632258&postId=1295374" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">umizarasi</a>
ZUN пьет пиво с косплеершей umizarasi

И мало того, что Touhou культурный феномен, так еще и отличная вселенная с интересным лором и прекрасными играми. Часть людей интересуется только фанатским контентом или смотрит на игры серии снисходительно, что жаль. ZUN и его товарищи делают добротный контент, что развлекает не хуже проектов от крупных разработчиков. А может и лучше, ведь в релизах от Team Shanghai Alice в корне стоит геймплей.

Всем сердечное спасибо, кто дочитал этот лонгрид до конца. Надеюсь, с помощью него коммьюнити пополнится увлеченными фанатами. Слава Touhou Project!

767767
372 комментария
888 ₽

Прочитал.

36
777 ₽

Спасибо.

26
666 ₽

Ультимативно, пришлось многое прочесть, чтобы дойти до фум.

30