«Кто ты, двойник мой, мой образ печальный?»: впечатления от Persona 2 – Innocent Sin

Полная текстовая версия внутри.

Persona 2: Innocent Sin – вторая игра из серии Persona в жанре JRPG. Выпущена в 1999 году для игровой приставки PlayStation. В 2011 году вышло переиздание на Playstation Portable.

Эта часть считается забытой как студией-разработчиком Atlus, так и фанатами серии Persona. Но заслуженно ли?

Зачем же ты повторяешь вновь,

«Кто ты, двойник мой, мой образ печальный?»: впечатления от Persona 2 – Innocent Sin

По городу Сумару циркулирует множество слухов. Примечательных среди них два: во-первых, некая сущность по имени Джокер исполняет желания, если сыграть в его игру. Во-вторых, эмблемы учебного заведения Семи сестёр прокляты: в результате чего лица учеников буквально растекаются.

Игра начинается со внутреннего двора старшей школы Семи сестёр. Третьекурсник Тацуя Суо ремонтирует свой байк, параллельно размышляя о том, чем он хочет заниматься в жизни после завершения учёбы. Его мысли прерывает Лиза Сильверман, которая передаёт сообщение: оказывается, что ученики соседней старшей школы Касугаяма похитили девушку из Семи сестёр. Тацуе остаётся только лишь завести свой байк, чтобы отправиться вместе с Лизой на место встречи, указанное в послании.

На условленном месте героев встречает Эйкити Мишель – самовлюблённый босс банды и вокалист основанной им же группы. В ходе короткого конфликта они все втроём осознают, что владеют персонами: внутренней силой, обратной стороной их самих.

Я – это ты. Ты это я…

Всё это лишь маска, инструмент, предназначение которого заключается в том, чтобы помочь Тацуе, Лизе и Эйкити спасти не только самих себя, но и город от роковой судьбы. Так сказал Филимон, таинственный человек, живущий в пространстве между осознанным и бессознательным, куда они попали в ходе перепалки.

Но человеком ли? Или бабочкой?

Однажды мне приснилось, что я – бабочка.

Я забылся и знал только о счастье бытия бабочки.

Вскоре, я проснулся, и я был самим собой.

Мне снилось, что был бабочкой?

Или мне сейчас снится, что я человек?

Будучи загадочной сущностью, Филимон ведёт диалог в том же стиле: будто бы ребята уже должны его знать, но по каким-то причинам забыли. Не вмешиваясь в ход событий, он направляет главных героев: отголоском нависшего рока являются слухи, витающие в городе. Они представляют опасность, ведь становятся реальностью.

Придя в сознание в реальном мире, троица решает сыграть в игру Джокера, чтобы проверить слова Филимона. И во время этого процесса, больше выглядящего как оккультный ритуал, пришёл он. Однако вместо того, чтобы даровать желаемое, Джокер напал на Тацую, Лизу и Эйкичи. В порыве гнева он обвинил их в грехе, который можно искупить только кровью. Но в этом нет никакого смысла, если сами преступники о содеянном не помнят. А ребята не помнят, хотя, казалось бы, сам бледный призрак их знает.

Преследуя слухи в надежде догнать исчезнувшего Джокера, троица возвращается в старшую школу Семи сестёр, где проклятие эмблем вступило в полную силу. Часы на башне вновь начали отсчёт – а ведь была молва, что это приведёт к ужасным последствиям. К главным героям, пытающимся разобраться в ситуации, присоединяются ещё два человека, которые также обладают персонами. Это Майя Амано, репортёр журнала «Coolest» и фотограф Юкино Маюзуми, её коллега. И вновь странность: Тацуя кажется очень знакомым Майе, хотя они встретились в первый раз.

<i>Не тот Джокер, которого мы привыкли видеть, но какой есть</i><br />
Не тот Джокер, которого мы привыкли видеть, но какой есть

После судьбоносной встречи с Джокером в школьной часовой башне Майя подмечает его трагический образ и схожесть с Тацуей – словно они двойники друг друга. С этого момента и начинается путешествие, в ходе которого будет всё: комедия и трагедия, поиск истинного себя и спасение города.

А также ответ на вопрос, почему многое одновременно и так знакомо, и так чуждо.

<i>Слева направо: Тацуя Суо, Лиза Сильверман, Юкино Маюзуми, Эйкичи Мисина, Майя Амано</i>
Слева направо: Тацуя Суо, Лиза Сильверман, Юкино Маюзуми, Эйкичи Мисина, Майя Амано

Забыть – не грех. Грех – не вспомнить.

В первое время, если завязать диалог с любым жителем Сумару, то быстро можно обнаружить, что они говорят о чем-то своём, вроде и близком, но таком далёком и непонятном – виной тому отсутствие подробной экспозиции. И эта черта, являющаяся на первый взгляд минусом, на самом деле играет на руку завязке: ведь самое интересное в Persona 2: Innocent Sin – это разобраться в том, что происходит в городе и какой же грех совершили главные герои.

Это загадка, которую интересно решить самому, строить теории. Благо Тадаси Сатоми, сценарист, грамотно оставляет подсказки на пути, постепенно открывая завесу тайны. Настолько, чтобы не раскрыть весь замысел сразу, но дать верное направление для размышлений. Это напоминает визуальную новеллу Umineko When They Cry: там Баттлеру Уширомии, главному герою, пришлось войти в конфронтацию с ведьмой Роккенджимы, так как последняя хотела, чтобы тот вспомнил свой грех, совершенный шесть лет назад.

Ближе ко второй половине игры разрозненные реплики жителей города соберутся в единую осмысленную картину. А задумка со слухами, становящимися реальностью, так и вовсе целый карт-бланш в руках разработчиков. Все ирреальное и иррациональное становится этой самой реальностью – от городских легенд в виде Ханако-сан или проклятого такси до батальона во главе с фюрером, ищущим артефакты древней силы. А ведь последние имеют роботов, чьё вооружение – реплики копья Лонгина. И это ничуть не выбивается из сеттинга японского города благодаря принципу работы слухов.

Фюрер используется здесь для непосредственной демонстрации одной из тем, затрагиваемой игрой. Кстати, у него тоже есть своя персона

Не просто сирая

А изгнанная.

Не просто изгнанная

А мёртвая.

Не просто мёртвая

А забытая.

Хоть в игре и достаточно юмора, но атмосфера в ней давящая и далеко не радужная. Демонстрацией тому служат не только происходящие события – например, подрыв полицейского участка, но и сама чёрно-красная палитра. Это, кстати, очень ярко контрастирует с пятой частью серии, которая использует те же тона, но уже в другом смысле.

Persona 2: Innocent Sin – это необычный синтез городского фэнтези с религиозными и мифологическими темами, при том как западными, так и восточными. И это тоже находит своё отражение в различных элементах игры. Например в именах ультимативных персон главных героев – они вдохновлены древнегреческим и древнеримским пантеонами.

По ходу повествования поднимается привычная для серии проблема преодоления своих пороков и страхов, их контролирования и, как следствие, – внутреннего роста над самим собой. Этот процесс особенно подчёркивает эволюция персон главных героев: это является визуальным подтверждением проделанного ими пути. «Невинный грех» предполагает в этой формуле довольно «суровую любовь» к своим соратникам: игрой подразумевается, что полагаться они должны только на себя и свою внутреннюю силу, а не на друзей.

Одним из самых впечатляющих моментов игры является сцена, когда героям удалось ускользнуть из рук террориста-подрывника. Оглядываясь на языки пламени, Майю пробрала внутренняя дрожь, так как в её постиг в прошлом подобный трагический опыт. И подтверждение тому – ужасные ожоги на ёё руках. Вкупе с музыкальной композицией, вызывающей эмоциональный отклик, это всё создало мгновение. Мгновение, когда осознаёшь, что перед тобой на экране не просто горстка пикселей, а персонажи с большой буквы – со своими проблемами, печалями и страхами.

Но даже так в нужные моменты вовсе не зазорно поддержать друзей

По ходу главного сюжета можно сформировать своё мнение о спутниках Тацуи, но на самом деле много различной информации о них скрыто за диалогами, которые можно вести в различных локациях города. То есть, куда бы вы не пошли – в универмаг, в парк или в детективное агентство, вы всегда сможете пообщаться со всеми членами группы,. Как и с жителями города. И это одна из самых проработанных мелочей игры, потому что у каждого человека здесь есть своё мнение на любую ситуацию, на какой точке по сценарию вы бы не остановились.

Продолжая тему о мелочах, можно похвалить саунд-дизайн игры. Звуки демоны издают разные: слушать мяуканье Некоматы или завывания Фауста – одно удовольствие. Тоже самое можно сказать и про аниме-опенинг, проработанный визуально: ролик на полторы минуты усеян множеством деталей, осознать наличие которых можно только после полного прохождения.

Другой особенностью Persona 2: Innocent Sin является её плотная связь с первой частью серии. Здесь встречается очень много персонажей оттуда. Некоторые при том играют даже не самую последнюю роль в сюжете: например, уже упомянутая Юкино Маюзуми. В последующих номерных играх франшизы такого не наблюдается, исключая сиквел в виде Persona 5 Strikers и таких переходящих персонажей, как Игорь или Танака.

Последнее, что стоит отметить, так это тот примечательный факт, что в отличие от современных «Персон» здесь можно завести отношения с… представителем мужского пола. Хотя романы здесь шуточные – одна реплика да одно командное взаимодействие для боя. Но к чести разработчиков, то, что имеется, прописано адекватно и никаких лишних вопросов не вызывает.

Что пережил я здесь когда-то:

Таро – это модель сердца.

Действовать напрямую Филимон не может, потому он дарует в помощь Тацуе и его группе убежище с помощниками – культовую для серии Бархатную комнату. Слуги человека-бабочки оказываются многофункциональными: Игорь занимается менеджментом всего, связанного с персонами, Безымянный слепой пианист аккомпанирует певице Белладонне в её арии души, оказывая духовную поддержку героям, а художник рисует картины. На первый взгляд последний обитатель комнаты выбивается из коллектива: и действительно, оказывается, что он здесь гость. Тем не менее художнику отведена важная роль – он рисует не только картины, но и карты таро.

В игре нет механики слияния персон, присущей современным частям. Вместо этого для их призыва используются карты таро. Они, в свою очередь, добываются путём переговоров с демонами – достаточно их развеселить. После этого они подарят не только карты, связанные с их арканой, но и чистые. Тут к своей работе приступает художник… кистью по холсту. Мановением руки переработает чистые карты в нужные Тацуе. Более мощные персоны требуют больше карт, потому через какое-то время собирать их надоедает.

Персоны здесь имеют всего восемь рангов и по мере своего роста получают доступ ко всем способностям, заложенным в них изначально. Добавить им навыки или повысить характеристики можно при помощи особых предметов. Также персоны можно вернуть обратно Игорю в обмен на экипировку. Как и в пятой части, к главным персонажам привязаны конкретные персоны. К примеру, Аполлон к Тацуе или Аид к Мишелю. Однако каждому герою можно вручить какую угодно персону. Ограничений нет: главное – не забыть перенести их в общий пул группы.

It's whoop-ass time!

Основная проблема игры заключается в том, что её геймплей не способен удержать на длительное время и быстро утомляет. Конечно, механика слияния способностей персон, характерная только для этой части серии, удивляет в самом начале: если навыки воспроизвести в определённой последовательности, то персонажи объединят усилия для особо сильной атаки. Открывать комбинации воистину интересно, в игре их больше десятка. Но позже это всё превращается в один унылый паттерн: автоматическое использование объединённых способностей без какого-либо тактического пространства. Зачем стараться, если можно победить буквально одной кнопкой, ведь схватки сравнительно простые?

А «энкаунтеров» в игре просто невообразимое количество, даже для JRPG. Это всё отнимает ценное время: за один небольшой коридор может попасться три, а то и пять групп врагов. Кривая сложности скачет на боссах. Они достаточно мерзкие, чтобы создать проблемы слабо прокаченной группе. Если отряд, наоборот, сильный, не оказывают никаких трудностей и просто являются губками для впитывания урона.

Коридор – это самое подходящее слово для описания любого «подземелья» в игре: они бывают запутанными по структуре, бывают с ловушками. Но все ещё остаются проходами от точки «А» до точки «Б». Хотя сложно представить, как можно было бы разнообразить подземелья в то время и при этом не сделать их нудными. Приятно видеть эволюцию серии: в пятой части дворцы сделаны более комплексно чем просто один коридор, хотя и не без своих проблем.

Из моря души твоей явился я…

С другой стороны, зачем драться, если можно решить дело миром? Игра без проблем предоставляет эту опцию: с каждым демоном в игре можно пообщаться на разные темы – например, зачем нужны компьютеры (для просмотра порно, разумеется), или играл ли Тацуя в видеоигры. Если на последний вопрос ответить отрицательно, демон разозлится, понимая, что его обманывают: ведь кто-то же прямо сейчас сидит и играет в «Невинный грех», правильно? Разработчики частенько ломают четвёртую стену таким способом – игра прекрасно осознаёт, что она создана для развлечения.

У каждого персонажа есть несколько опций для взаимодействия с врагами, существуют даже групповые – у каждого демона свой характер, своё сердце, к которому потребуется подобрать ключик. Их можно как осчастливить, так и обозлить, как заинтересовать, так и напугать. В первом случае они предложат заключить пакт, во втором – нанесут урон, в третьем – поделятся информацией или распространят нужный слух, а в последнем – просто смоются из схватки.

Ранее я упоминал слухи. Они являются не только сюжетной завязкой, но и вполне геймплейной особенностью игры. Разузнав последние новостиу городских сплетников, можно распространить их в детективном агентстве Кузуноха. Таким образом, можно превратить аркадный центр в казино, а забегаловку в магазин оружия. Демоны, кстати, такие же любители посплетничать, как и люди: в основном о способностях друг друга.

Любовь мою, страдания мои?

«Кто ты, двойник мой, мой образ печальный?»: впечатления от Persona 2 – Innocent Sin

На проблемы игры позволяет закрыть глаза, неожиданно, «читерные» функции современного эмулятора: такие как сохранение в любой момент и ускорение. Благодаря этому опыту приходит понимание, зачем подобные вещи были реализованы в Final Fantasy Pixel Remaster – с ними действительно становится удобнее.

Persona 2: Innocent Sin – скрытый под песками времени бриллиант серии «Персона». Игра обладает глубоким сюжетом, цепляющей атмосферой и неординарным сеттингом. Чего уж говорить о качестве проработки персонажей, если их черты позже перейдут главным героям пятой части? Некоторые идеи, шаблоны и клише никогда не устареют.

Заслуженно ли забыта игра? Нет. Но это объяснимо: игра старая и объективно с новыми конкурировать ей трудно. Помимо этого она выбивается из того стиля, которые задают современные части серии (четвёртая и пятая), как минимум по настроению и направлению размышлений на привычные темы. У них и разные сценаристы: Тадаси Сатоми работал над первыми двумя играми, завершил их сюжетные линии и после этого покинул компанию.

На самом деле Persona 2 разделена на две части – первая из них это,разумеется, «Невинный грех», а вторая – «Вечное наказание». Вместе они образуют единую историю. И сиквел выглядит многообещающим: мало того, что игра имеет громкое название, так и главный каст состоит не из подростков, а взрослых людей, у которых проблемы уже иные.

Если есть желание финансово мне помочь и ускорить процесс выпуска текстов, то вы можете оформить подписку на Boosty. Бонусом там можно найти краткие заметки по играм или просто фан-контент.

Отдельную благодарность выражаю тем людям, кто уже подписался на Boosty.

Серебряный тир

  • Andrei Apanasik;
  • TED;
  • Redalv;
  • Meliah L;
  • StSpyro;
  • Heartbreak Kid;
  • JfyX.

Мифический тир

  • strRoland.

Легендарный тир

Дерьмак DTF.

38K38K показов
5K5K открытий
1717 репостов
161 комментарий

На бусти регаться лень

Ответить

Твои статьи достойны большего, но я пока ещё нищий)

Ответить

Ой видео прям классное, молодцы ребята

Ответить
Ответить

а голос какой сексуальный у Риверандера, кто бы мог подумать

Ответить

А кто у вас за позитив отвечает?

Ответить