«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Downfall, The Cat Lady и Lorelai.

Биография польского игрового разработчика-самоучки Ремигуша «Рема» Михальски больше похожа на историю жизни какого-нибудь писателя. Долгие годы работал медбратом в больнице, посвящая свободные минуты творчеству, а потом вдруг взял, да и «сорвал банк» — выпустил игру The Cat Lady, которая сделала его знаменитым. Он смог купить свою первую квартиру и посвятить себя разработке игр целиком.

Ремигуш Михальски
Ремигуш Михальски

Сейчас Рем работает над завершающей частью своей трилогии (а по факту — тетралогии) под общим названием Devil Came Through Here. Выйти игра должна до конца следующего года.

А пока Рем работает, давайте разберемся, что же это за серия и чем примечательно творчество «польского Кодзимы», как Михальски иногда называют.

Downfall (2009)

Рем делает 2D хоррор-квесты. Первая его игра, Downfall 2009 года, была классическим образцом жанра — с курсором, инвентарем и поиском активных точек на экране.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Downfall отличался интересным визуальным рядом и крайне бюджетным исполнением. Все локации были нарисованы вручную с нарушением пропорций и правил построения перспективы, что завораживало. Но озвучка у персонажей отсутствовала, а в анимации часто не хватало промежуточных кадров, из-за чего происходящее порой напоминало слайд-шоу.

Зато с сюжетом у игры было всё хорошо. Хоть книгу пиши по мотивам, или кино снимай.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Из-за серьёзных психологических проблем и неразрешенных внутренних конфликтов супруги Джо и Айви Дэвис стоят на пороге развода. В попытке наладить брак, Джо привозит Айви на отдых в отель «Тихая Гавань». Но вскоре Джо понимает, что в названии этого отеля правдиво лишь первое слово.

Здесь практически никто не живет. Из постояльцев — только странный доктор, девушка, разгуливающая в свадебном платье, да ещё некая женщина по имени Софи, которую портье настоятельно рекомендует не беспокоить.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

По иронии судьбы Джо и Айви получают комнату рядом с номером Софи и в первую же ночь закатывают очередную ссору. А утром Айви вдруг исчезает. Всему виной та самая женщина, что живет за стеной. Она не совсем человек. Где-то в отеле обитают четыре её воплощения, и единственный способ спасти Айви — убить их.

Находим все воплощения Софи, а затем придумываем, как именно с ними разобраться с помощью подручных средств.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

У истории Джо Дэвиса много общего с историей Джеймса Сандерленда из Silent Hill 2 — саморазрушение, чувство вины перед любимой, и персонификации собственных кошмаров, с которыми придется столкнуться лицом к лицу. Всё это здесь есть, плюс откровенно жестокие сцены, от которых может стать нехорошо.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Джеймс Сандерленд однажды засунул руку в засорившийся унитаз, чтобы достать важный предмет. Джо Дэвис же искупается в крови и испражнениях с ног до головы. Ради спасения жены ему придётся выпотрошить кошку, приготовить коктейль из человеческой головы и украсть мозг у трупа.

Хотя и забавных моментов в игре предостаточно. Автор умело соблюдает баланс между ужасающей жестокостью и уморительными диалогами.

Задачей игры было шокировать вас, заставить вас смеяться и пугаться, привязать к вам главных героев, а потом заставить вас сомневаться в их здравомыслии.

И самое главное, она (Downfall) должна была позволить вам интерпретировать сюжет наиболее удобным для вас способом. На форумах я вижу много людей, пытающихся докопаться до сути того, что на самом деле случилось в этой игре, но я думаю, что единого ответа на этот вопрос нет. О чём вы подумали, то и произошло.

Рем Михальски

Говоря по справедливости, у Рема это получилось. У Downfall несколько концовок, но они несильно проливают свет на то, что же случилось в отеле «Тихая Гавань». События можно трактовать по-разному. На самом деле даже Рем не очень-то понимает, о чём была Downfall. Метод его творчества не позволяет ему видеть больше, чем видят игроки.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Разрабатывая игру, Рем не держит под рукой документа, в деталях расписывающего, какой она должна быть, как должны выглядеть персонажи и чем всё это закончится. Поэтому у Рема бесполезно спрашивать, например, о чём же будет его следующее произведение. Он и сам не знает.

Вот как он рассказывает о своей работе над последней игрой.

Мой дизайн-документ состоит всего из нескольких слов: эпично, долго, с привязкой к предыдущим двум играм, должно заставить людей смеяться и плакать. Вот так я и делаю игры! Простите.

Рем Михальски

Метод Рема — это метод «писателя-садовника»: сочинять, не имея на руках законченного синопсиса. Куда сюжетная тропа выведет, туда и выведет. Так, например, пишет Джордж Мартин, автор цикла «Песнь Льда и Пламени». Так пишет и Стивен Кинг.

В Downfall есть эпизодический персонаж — Королева Червей. Это некая сущность из другого мира в образе старой леди. Форма справедливости от зла, дающая наставление одному из героев. Когда Рем Михальски закончил Downfall, то понятия не имел, что же это на самом деле за существо. Осознал он это, лишь когда закончил работу над своей второй игрой.

The Cat Lady (2012)

Сьюзан Эшворт — одинокая женщина, страдающая от депрессии. Когда-то она была счастлива и надеялась на светлое будущее, но сейчас надеется только на то, что эффект от таблеток, которые она проглотила, не заставит себя долго ждать.

Чёрный кот по кличке Стаканчик пришёл проводить ее. У Сьюзан много кошек, из-за чего соседи считают её сумасшедшей кошатницей. Мотылек бьётся о лампочку. Кот смотрит на Сьюзан. Часы тикают. Сьюзан умирает.

Так начинается один из лучших хоррор-квестов последних лет. На другой стороне Сьюзан встречает Королеву Червей из Downfall, которая внезапно запрещает ей умирать — невероятная жестокость по отношению к человеку, чья жизнь стала невыносимой.

Королева Червей предлагает ей сделку: Сьюзан вернется в мир живых и прикончит несколько «паразитов», а в награду получит вечный покой. Иначе она будет оживать снова и снова, что бы с ней ни произошло, какую бы смертельную травму она ни получила. Сьюзан ничего не остается, кроме как согласиться.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

История новая, но события происходят в той же самой вселенной, что и Downfall. Под «паразитами» в этом мире следует понимать свихнувшихся маньяков-убийц, которые притворяются нормальными людьми. Структурно The Cat Lady повторяет Downfall — нам снова надо ликвидировать несколько персонажей, используя подручные средства. Но история, меж тем, стала гораздо более личной и кинематографичной.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

В этот раз Рем не собирался шокировать игроков, он хотел донести до аудитории мысль. Вся игра — это очень трогательная история о том, как человек борется со своей депрессией. Пусть и происходит эта борьба в декорациях, напоминающих о фильмах «Молчание ягнят» и «Пила», а у событий есть мистическая подоплека.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

После встречи с Королевой Червей Сьюзан не берётся за дробовик, как Джо Дэвис. Она продолжает жить своей мрачной жизнью, в которой уже давно нет места радости, а любая мелкая неприятность способна привести к нервному срыву, будь то воспоминание о трагедии из прошлого, или неправильно приготовленная чашка кофе.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

«Паразитов» даже не надо искать, они сами возникают в её жизни, когда им это угодно, не подозревая, что Сьюзан теперь невозможно убить. Встреча с нею — это смертный приговор для них.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Как и в Downfall, крови и жестокости в The Cat Lady хватает. Но куда важнее то, как на глазах у игрока главная героиня преображается. Разбитый, сломленный человек, собирает себя по кусочкам и превращается в этакого ангела мщения.

«Кто ты?» — спрашивает девушка, спасенная Сьюзан от маньяка. «Они называют меня Кошатницей», — отвечает Сьюзан, сжимая в руке окровавленное оружие, которым только что прикончила очередного психопата.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

В The Cat Lady есть элементы супергероики, но мрачной, как в фильмах Шьямалана «Неуязвимый» и «Сплит» — без спецэффектов, без эффектных драк. Только грязь и лишь немного мистики, делающей героя чуть сильнее простых людей.

Сьюзан не носит костюма и не сидит на карнизе с биноклем, выслеживая новую цель. Она просто живет, и этим The Cat Lady очаровывает. Настоящим героем Сьюзан становится лишь тогда, когда находит в себе силы просто жить дальше несмотря ни на что, и начинает делиться этой силой с другими отчаявшимися людьми.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Искать смыслы в происходящем тут можно долго. История очень многогранна и, как и Downfall, позволяет трактовать себя по-разному. Кроме того, здесь масса сюжетных развилок, что делает её похожей на игры от Quantic Dream и Telltale Games.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Как в и Downfall сюжет строился Ремом без какого-то предварительного плана. Он долгое время не знал, чем закончится игра, и кем на самом деле являются некоторые из главных героев.

Если честно, когда я сделал первую главу, я понятия не имел, кто такая Королева Червей. Она там попросила Сьюзан попробовать угадать, кто она: Смерть? Дьявол? Бог? Я в тот момент и сам еще не понимал!

Но когда история продолжилась, для меня стало ясно, что Королева Червей это… (спойлер). Просто в этом был смысл.

Рем Михальски
«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Но Королева Червей — не единственный персонаж из Downfall. В игре также присутствует и Джо Дэвис из первой части. Теперь уже с голосом. Все персонажи The Cat Lady озвучены актерами, либо знакомыми Рема Михальски.

Да и вообще звучит игра очень хорошо, а постановка говорит о недюжинном режиссерском таланте Рема: не зря его сравнивают с Хидео Кодзимой. Только если у Кодзимы в творчестве проскальзывали элементы аниме, то у Рема произведения напоминают лучшие европейские и американские триллеры про жестоких садистов-убийц.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Другое кардинальное изменение: в The Cat Lady Рем Михальски отказался от формулы классического point & click квеста. Здесь нет курсора. Мы управляем героем с помощью клавиатуры и всегда смотрим на него сбоку.

Не знаю, на самом деле, почему я так сделал. Может быть потому, что я люблю старые игры вроде Another World и Flashback?

Но в основном я хотел сделать что-то отличающееся, что-то более вдохновляющее. Игру, в которой каждый твой шаг может таить в себе сюрпризы — это то, чего просто нельзя сделать при управлении курсором.

Рем Михальски

Теперь такая схема управления — одна из фишек игр от Рема Михальски. Позднее он повторил её в своей третьей игре.

Downfall: Redux (2016)

Полный ремейк первой игры Рема. Это уже не поделка начинающего разработчика, собранная на коленке. У автора за плечами был опыт, деньги и обширная база поклонников, готовых помогать ему.

В итоге вышел качественный 2D хоррор-квест, лишенный недоработок и шероховатостей двух предыдущих проектов, но с по-прежнему крепкой историей и уже знакомой по The Cat Lady системой управления. Забавно, что изначально Рем вовсе не планировал делать этот ремейк.

После The Cat Lady дверь в магический мир магазина Steam открылась для всех моих будущих игр. Больше никаких «гринлайтов». И многие люди хотели увидеть мою первую игру Downfall там.

Но я подумал, посмотрел… вот давайте честно, я думаю, что эта игра была дерьмом. Не поймите меня неправильно, Downfall стал поворотной точкой в моей жизни, он запустил мою карьеру игрового разработчика…

Но в нем было столько всего неправильного, что я просто не мог загрузить его в Steam и спокойно жить после этого. После выпуска Downfall я научился многому и уже точно знал, как взять эту сырую массу и слепить из неё пристойную игру.

Рем Михальски

Из ключевых изменений: исчезла нелепая битва с боссом в конце игры. Финальный акт был полностью переделан. Целиком поменялись роли и назначение ряда персонажей. Некоторые старые локации пошли под нож, вместо них появились новые. Кроме того, возникла очень прочная привязка к сюжету The Cat Lady.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Downfall: Redux повторяет сюжет оригинала, но смотрит на него под другим углом. Даже сценарий Рем Михальски написал с нуля, лишь опираясь на свои воспоминания. Это абсолютно новая игра, будто новая экранизация классической книги. С ней стоит познакомиться, даже если вы уже излазили оригинальный Downfall вдоль и поперек.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Любопытно и другое. Downfall: Redux окончательно сформировала вселенную Рема Михальски, обозначив её ядро. Им стала хижина Королевы Червей, выйти из которой можно, только если задуть одну из свечей, что оборвёт жизнь случайного незнакомого человека. Эти свечи мы задували, играя за Сьюзан Эшворт. Задуваем их мы и в Downfall: Redux.

«Это маленькая традиция моего дома» — говорит Королева Червей одному из героев.

Трилогия Рема Михальски носит название Devil Came Through Here. Это кровавая надпись на стене, которая встречалась во всех его играх. Но именно Королева Червей — центральный персонаж этой истории. В Downfall: Redux она назвала свое настоящее имя, которое немного проливает свет на содержание следующей игры Рема.

Lorelai

Про эту игру известно немного: Рем и сам не знает, о чём она будет. Метод «писателя-садовника» не дает ему заглянуть за ширму. Изначально он хотел выпустить её сразу после The Cat Lady, но потом отвлекся на создание ремейка Downfall. А когда вернулся к наработкам, понял что всё надо начинать с нуля.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

Вообще-то я начал работать над «Лорелай» два года назад, но потом мы решили попридержать игру, чтобы уделить больше внимания ремейку Downfall. В любом случае я продвинулся с ней не слишком далеко. И сейчас, оборачиваясь назад, я даже радуюсь — изначально я выбрал для «Лорелай» неправильное направление.

Так что я начал с наброска. Всё, что я сохранил, — это название. Третья и определяющая глава в трилогии Devil Came Through Here. Но я не могу сказать, что это в итоге будет, потому что сам не знаю

Рем Михальски
«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

О сюжете Lorelai пока сложно что-либо сказать. Главная героиня — юная девушка, и, судя по всему, она будет иметь какое-то отношение к Королеве Червей. Есть даже теория, что это и есть Королева, просто молодая.

«Польский Кодзима»: вселенная Рема Михальски

В интервью с журналистами Рем любит повторять, что хочет стать Стивеном Кингом от мира видеоигр. По части биографии ему это удалось — Кинг тоже когда-то занимался не самой легкой работой, сочиняя в свободное время, а затем опубликовал «Кэрри» и стал знаменит.

У Кинга есть цикл «Тёмная башня», объединивший сюжеты различных его книг. Рем использует похожий прием. Каждая его новая игра — это самостоятельное произведение, но все его герои живут в одной вселенной, центром которой выступает Королева Червей, истинная природа которой должна вскрыться лишь в следующей игре — Lorelai.

На вопрос, когда она выйдет, в своём твиттере Рем говорит о конце 2018 года.

«Конец следующего года, если все будет хорошо;)»

Там же можно найти и другие любопытные сообщения. Например: «Не важно, что я опять всю ночь играл в Rust… Я должен сосредоточиться на работе сейчас. СОСРЕДОТОЧЬСЯ! СОСРЕДОТОЧЬСЯ, ЧЁРТ ПОБЕРИ!»

Ждём.

7171
22 комментария

Спасибо за статью!
Очень люблю эту серию игр.

9

Кэт Леди крутая игра, там очень живые и длинные разговоры, почти как в рпг местами, озвучка классная у персонажей, ну и арт у игры просто бесподобный, в стиле старых Сайлент Хиллов с примесью своего авторского. Вообще игра эта как кино, такие игры я бы 100% назвал кинематографичными, а не тот шлак, что Дэвид Кейдж делает. Ну и Даунфолл тоже не плоха, тот же бесподобный арт.

8

Метод Рема — это метод «писателя-садовника»: сочинять, не имея на руках законченного синопсиса. Куда сюжетная тропа выведет, туда и выведет. Так, например, пишет Джордж Мартин, автор цикла «Песнь Льда и Пламени». Так пишет и Стивен Кинг.Кинг - да, Мартин - нет.

2

Цитата Джорджа Мартина из одного интервью: "Есть писатели-архитекторы, они все-все планируют, рисуют подробнейшие чертежи, и еще до того, как будет вбит первый гвоздь... И есть садовники, что выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет, какую форму оно примет... Я самый настоящий садовник, а вовсе не архитектор"

4

Осталось написать про игры Дейва Гилберта, серию Blackwell и Wadjet Eye Games в целом. Там интересная история за несколько лет до появления дебюта Реми, да и игры очень хорошие.

3

После прохождения Downfall. я выпал из мира и минут 15 сидел уткнувшись в монитор. Это было божественно.

5

Комментарий недоступен